Система вентиляции ОКОФ

Система вентиляции и кондиционирования в учреждениях культуры (Марова О.)

Большое значение для учреждений культуры имеет наличие в них исправной и современной системы вентиляции и кондиционирования воздуха. В одних случаях она должна обеспечивать комфортное пребывание в учреждениях с массовым скоплением людей, в других — от ее работы напрямую может зависеть сохранность музейных и библиотечных фондов, для которых необходим определенный микроклимат. Кроме того, работодатель ответственен за создание нормальных условий труда для своих сотрудников. Как обеспечить такие условия, какие расходы могут быть при этом произведены учреждением, рассмотрим в данной статье.

Требования к системе вентиляции и кондиционирования

Система вентиляции и кондиционирования воздуха в помещении должна отвечать санитарным, техническим и противопожарным требованиям. Эти требования установлены:

— СНиП 41-01-2003 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», утвержденный Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 279, согласно которому отопительно-вентиляционное оборудование, воздуховоды, трубопроводы и теплоизоляционные конструкции следует предусматривать из материалов, разрешенных к применению в строительстве.

Используемые в системах отопления, вентиляции и кондиционирования материалы и изделия, подлежащие обязательной сертификации, в том числе гигиенической или пожарной оценке, должны иметь подтверждение на их применение в строительстве (п. 4.3);

— СП 7.13130.2013 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», утвержденные Приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116. Согласно п. 6.1 данного документа пожарно-технические характеристики конструкций и оборудования систем общеобменной вентиляции, местных отсосов, воздушного отопления и кондиционирования в зданиях различного назначения, необходимые для обеспечения комплексной безопасности (техногенной, экологической, санитарно-гигиенической и пожарной безопасности), должны соответствовать этим правилам.

При реконструкции, модернизации, установке системы вентиляции и кондиционирования следует руководствоваться ГОСТ Р ЕН 13779-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Вентиляция в нежилых зданиях. Технические требования к системам вентиляции и кондиционирования», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 616-ст (далее — ГОСТ Р ЕН 13779-2007). Он устанавливает технические требования к проектированию систем вентиляции и кондиционирования воздуха в нежилых зданиях, в которых могут находиться люди. При выборе системы следует учитывать тип здания и его назначение.

Назначение системы и ее основные типы. Согласно п. 5.3 ГОСТ Р ЕН 13779-2007 системы вентиляции и кондиционирования воздуха предназначены для обеспечения требуемого качества воздуха внутри помещений и поддержания заданных значений температуры и влажности.

В систему вентиляции входят приточные и вытяжные системы, имеющие, как правило, фильтры наружного воздуха, нагреватели и устройства регенерации (вторичного использования). Вытяжные системы без приточных систем не могут соответствовать всем требованиям. Приточные системы без вытяжных систем не позволяют обычно осуществлять регенерацию тепла и могут привести к избытку давления в помещениях, что может представлять опасность для конструкции здания.

Основные классы систем управления качеством воздуха в помещениях зависят от средств контроля и возможностей регулирования термодинамических показателей в помещениях.

Лучший результат может быть достигнут при активном управлении. Например, целесообразно организовать непрерывный контроль уровня загрязнений и при его повышении до предельного допустимого значения увеличить расход воздуха.

Регулирование температуры может выполняться как системой вентиляции отдельно, так и в сочетании с нагревом (охлаждением) потолков, полов и пр.

К методам подготовки воздуха, регулирующим температуру и влажность в помещении, относятся нагрев, охлаждение, увлажнение и осушение.

Среда внутри помещения. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха определяют следующие параметры помещений (п. 6.1 ГОСТ Р ЕН 13779-2007):

— тепловой комфорт;

— качество воздуха;

— влажность воздуха;

— уровень шума.

На комфорт и деятельность людей, находящихся в помещении, также влияют:

— характер выполняемой работы и параметры рабочего места;

— освещение и цвет;

— размеры помещения и мебель;

— возможность обзора пространства за пределами помещения;

— условия работы и служебные взаимоотношения;

— индивидуальные факторы.

Исходные данные для проектирования системы вентиляции и кондиционирования должны быть согласованы между заказчиком и исполнителем. Проект системы в целом должен соответствовать ее назначению.

В эксплуатируемой (рабочей) зоне должны выполняться требования к воздуху в помещениях, в том числе требования к комфорту. Для оценки соответствия требованиям может использоваться вся площадь помещения, но соответствие требованиям к комфорту за пределами рабочей зоны не гарантируется (п. 6.2 ГОСТ Р ЕН 13779-2007).

К наиболее важным исходным данным при проектировании (для воздуха в помещении) относятся численность людей в помещении, разрешение или запрещение курения, данные о выделениях загрязнений от других источников (помимо метаболизма человека и курения). Следует учитывать, что чувствительность человека к качеству воздуха возрастает при повышении температуры и влажности (п. 6.4.1 ГОСТ Р ЕН 13779-2007).

При температуре воздуха от +20 град. Цельсия до +26 град. Цельсия испарение играет незначительную роль в регулировании температуры тела человека. В связи с этим при значениях относительной влажности от 30 до 70% нарушений условий теплового комфорта, как правило, не возникает.

Нижний предел относительной влажности — 30% задается для предотвращения сухости в глазах и раздражения слизистых оболочек. В суровых климатических условиях допускается меньшая влажность в течение ограниченного периода времени (по согласованию между заказчиком и исполнителем и с учетом нормативных требований). Дискомфорт от слишком сухого воздуха часто обусловливается наличием пыли или других загрязнений. Низкое значение относительной влажности часто является следствием высокой температуры в помещении и (или) слишком большого расхода наружного воздуха. Эти факторы следует учитывать при применении увлажнения (п. 6.5 ГОСТ Р ЕН 13779-2007).

Следует избегать длительных периодов с высокой влажностью, так как это способствует росту грибков, размножению клещей и гниению строительных материалов. Следует не допускать чрезмерно высоких концентраций частиц, выделяемых этими организмами, которые могут представлять опасность для людей с повышенной чувствительностью.

При отсутствии необходимой информации следует обратить внимание на то, что другие источники влаги, кроме выделений от людей и инфильтрации воздуха, отсутствуют.

Организация работ от начала проектирования до ввода в эксплуатацию. Выполнение и состав работ от начала проектирования до ввода в эксплуатацию систем должны быть оформлены договором (контрактом). При заключении договоров учреждения должны руководствоваться положениями ст. ст. 702 — 729 ГК РФ и в зависимости от типа учреждения — положением о закупке, разработанным в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ <1> либо Законом о контрактной системе <2>.

<1> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

<2> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Порядок работ включает в себя следующие этапы:

— начало проектирования, сбор и анализ исходных данных;

— разработку задания на проектирование и технические условия (требования);

— получение исходно-разрешительной документации;

— проектирование;

— монтаж;

— проверку монтажа;

— пуск системы, проверку ее функционирования, регулирование баланса воздухообмена, оформление протоколов испытаний;

— информирование заказчика о завершении монтажа;

— выполнение функциональных проверок и измерений;

— сдачу системы заказчику, включая передачу всей документации по эксплуатации и техническому обслуживанию;

— эксплуатацию и техническое обслуживание.

Гарантийный период начинается с момента сдачи системы.

Любая система вентиляции и кондиционирования воздуха требует надлежащей эксплуатации и технического обслуживания с целью обеспечения требуемых условий и качества воздуха в помещении, энергосбережения, исключения попадания загрязнений из системы вентиляции в помещения, предотвращения отказов системы и ее преждевременного износа.

В процессе эксплуатации системы вентиляции и кондиционирования рекомендуется:

— вести журналы по эксплуатации и техническому обслуживанию;

— вести учет потребления энергии.

В них следует указывать описание методов контроля и периодичность технического обслуживания с указанием ответственных лиц. Проект и конструкция системы должны предусматривать выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту.

Организация учета потребления энергии должна предусматривать возможность периодического контроля потребления энергии во всем здании и в отдельных важных системах. В связи с этим требования к учету и средствам контроля должны быть заданы на ранних стадиях проектирования.

При внесении изменений в систему следует также изменять порядок ее эксплуатации с корректировкой соответствующих требований.

Учет системы вентиляции

Система вентиляции обычно монтируется в процессе строительства здания, является его неотъемлемой частью, как и все коммуникации внутри здания (отопление, водопровод, канализация, электросеть, лифты и др.), и включается в его стоимость. Однако в процессе эксплуатации может понадобиться ее ремонт (реконструкция) (или отдельных ее частей), а в некоторых случаях и монтаж новой системы. Такие работы возможны, например, при капитальном ремонте зданий. Работы по замене или ремонту данной системы не будут являться реконструкцией или модернизацией самого здания. Поэтому расходы на проведение данных мероприятий следует планировать согласно Указаниям N 65н <3> по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Если разработку проектно-сметной документации будет осуществлять не организация — подрядчик ремонтных работ, то расходы по такому договору будут оплачиваться по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

<3> Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Учреждение может проводить небольшие ремонтные работы собственными силами и (или) приобретать для этого необходимые расходные материалы. Их покупка осуществляется за счет ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ (Указания N 65н).

Кроме этого, система вентиляции может подвергаться техническому обслуживанию. В этом случае расходы также будут оплачиваться по подстатье 225 КОСГУ.

Согласно п. 256 Инструкции N 157н <4> учет расчетов с подрядчиками следует вести на счете 302 25 «Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества».

<4> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Пример 1. В бюджетном учреждении культуры (библиотеке) проводится капитальный ремонт здания. С отдельной подрядной организацией заключен договор на выполнение ремонтных работ системы вентиляции здания на сумму 550 000 руб. Разработка проектной документации и материалы входят в стоимость работ. Договором предусмотрена 30%-ная предоплата. Работы произведены за счет средств целевой субсидии. После приемки и подписания акта выполненных работ произведен окончательный расчет с подрядчиком. Расходы отнесены на финансовый результат текущего финансового года.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения данные операции будут отражены в соответствии с Инструкцией N 174н <5> следующим образом.

<5> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены сметные (плановые) назначения по работам, услугам по содержанию имущества

5 504 10 225

5 506 10 225

550 000

Поступила целевая субсидия на лицевой счет учреждения

5 201 11 510

5 205 81 660

550 000

Принято обязательство по работам, услугам по содержанию имущества

5 506 10 225

5 502 11 225

550 000

Принято денежное обязательство по заключенному договору

5 502 11 225

5 502 12 225

550 000

Произведена предоплата по договору

(550 000 руб. x 30%)

5 206 25 560

5 201 11 610

165 000

Отражены расходы на ремонт системы вентиляции

5 401 20 225

5 302 25 730

550 000

Произведен окончательный расчет по договору

(550 000 — 165 000) руб.

5 302 25 830

5 201 11 610

385 000

Произведен зачет уплаченного аванса

5 302 25 830

5 206 25 660

165 000

На основании отчета о расходовании целевой субсидии начислен доход учреждения по данному финансовому обеспечению

5 205 81 560

5 401 10 180

550 000

Приобретение и установка кондиционера

В дополнение к имеющейся системе вентиляции в учреждениях устанавливается все больше кондиционеров (сплит-систем). Данная мера вполне оправдана для поддержания оптимального температурного режима в помещениях в определенные климатические периоды.

В соответствии с СанПиН 2.2.4.548-96 «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы», утвержденными Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 N 21, микроклимат на рабочих местах всех видов производственных помещений должен отвечать установленным в них требованиям. При температуре воздуха на рабочих местах выше или ниже допустимых величин продолжительность рабочего времени подлежит сокращению. Согласно нормам, установленным данным документом, при выполнении работ сидя или стоя с незначительными физическими нагрузками, рабочее время — восемь часов может продолжаться только при условии, что температура воздуха не превышает +28 град. Цельсия. При температуре воздуха на рабочем месте +32,5 град. Цельсия рабочий день не может продолжаться более одного часа.

При наличии неблагоприятных микроклиматических факторов работники учреждения могут инициировать проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ от неблагоприятных микроклиматических факторов. Если при этом будут установлены неблагоприятные факторы производственной среды, работодателю могут потребоваться дополнительные расходы на их устранение или предоставление определенных гарантий и компенсаций работникам, находящимся в данных условиях. Приобретение и установка кондиционеров при этом могут быть одним из способов устранения данных проблем.

В силу своих характеристик кондиционер (сплит-система) является объектом материальных активов, предназначенным для постоянного использования, и согласно п. 38 Инструкции N 157н подлежит учету в составе основных средств в группе производственного и хозяйственного инвентаря, так как согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, его относят к электро-воздухоохладителям и присваивают код ОКОФ 162930274. Эти приборы включаются в третью амортизационную группу (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»).

Вместе с тем кондиционер представляет собой некий набор оборудования, который требует специального монтажа, поэтому приобретение такого оборудования, если договором поставки не предусмотрен его монтаж, следует осуществлять за счет ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Впоследствии стоимость этих материалов вместе с работами по монтажу, произведенными за счет подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, сформируют первоначальную стоимость объекта.

Если же договором поставки предусмотрен и включен в стоимость и монтаж сплит-системы, то данные расходы могут быть осуществлены по ст. 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

При принятии к учету кондиционера следует определиться, к особо ценному или иному движимому имуществу он будет отнесен, от чего зависит выбор счета, на котором он будет учитываться:

— 0 101 26 000 — «Производственный и хозяйственный инвентарь — особо ценное движимое имущество»;

— 0 101 36 000 — «Производственный и хозяйственный инвентарь — иное движимое имущество».

Начисление амортизации на данный объект будет отражаться на счете 0 104 X6 000 «Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря». Напомним, что если стоимость основного средства будет составлять от 3000 до 40 000 руб. включительно, то амортизация будет начислена однократно в размере 100% его балансовой стоимости. Если стоимость составит более 40 000 руб., амортизация будет начисляться ежемесячно до истечения срока полезного использования, то есть в течение пяти лет (п. 92 Инструкции N 157н).

Пример 2. Автономное учреждение культуры за счет средств на госзадание приобрело два кондиционера стоимостью 45 000 руб. каждый. Их установку проводила другая специализированная подрядная организация. Стоимость их услуг составила по 8000 руб. за установку каждого кондиционера. Кондиционеры приняты к учету в качестве иного движимого имущества учреждения. Сумма амортизационных отчислений по кондиционеру, введенному в эксплуатацию, отнесена в состав накладных расходов согласно учетной политике учреждения.

В бухгалтерском учете автономного учреждения данные операции будут отражаться в соответствии с Инструкцией N 183н <6> следующим образом <7>:

<6> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

<7> Операции по санкционированию расходов в данном примере не приводятся.

Отражение в учете бюджетного учреждения расходов по монтажу системы вентиляции Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Учет и отчетность бюджетных учреждений

ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РАСХОДОВ ПО МОНТАЖУ СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ

О. К. ЛЕВИНА, О. В. МОНАКО, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

Бюджетное учреждение владеет недвижимым имуществом на основании права оперативного управления. Здание гаража входит в состав недвижимого имущества. Допустим, что в в здании гаража планируется смонтировать вновь создаваемую систему вентиляции. В соответствии с имеющимся договором система вентиляции указана именно как монтаж системы вентиляции в гараже. Условиями договора предусмотрено, что при выполнении работ используются материалы исполнителя. Работы по монтажу системы вентиляции ведутся с 2013 г. Расходы 2013 г. по договору на монтаж системы вентиляции были списаны на финансовый результат (сч. 40120226). Здание, в котором ведутся работы по установке системы вентиляции, не является вновь приобретенным.

Рассмотрим, допустимы ли применение в договоре формулировки «монтаж системы вентиляции в гараже» и оплата соответствующих расходов в полном объеме за счет подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)? Каким образом смонтированную в здании гаража систему вентиляции следует учитывать в бухгалтерском учете учреждения, а также следует ли учитывать систему вентиляции как самостоятельный инвентарный объект?

По общему правилу, в соответствии с требованиями Указаний, утвержденных приказом Минфина

России от 01.07.2013 N° 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — Указания № 65н), работы по монтажу (установке) оплачиваются за счет подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Некоторые виды таких работ прямо упоминаются в данном документе, и, соответственно, проблем с применением КОСГУ при их оплате у государственных (муниципальных) учреждений, как правило, не возникает.

В то же время в отдельных случаях несколькими формулировками предмета договора может описываться, по сути, одна и та же хозяйственная операция, при этом одной из таких формулировок может быть следующая: «оплата монтажа (установки)…».

В свою очередь эти формулировки предмета договора могут предполагать применение различных статей (подстатей) КОСГУ. Например, монтаж составных (запасных) частей или строительных конструкций может рассматриваться в качестве работ по ремонту или модернизации (реконструкции) объектов основных средств. Или же монтажные работы могут быть направлены на выполнение нормативных требований по эксплуатации определенных объектов.

В подобных ситуациях при составлении договоров (контрактов) желательно проявлять разумную

осмотрительность, так как сам по себе выбор в качестве предмета договора формулировки, содержащейся в Указаниях № 65н, не гарантирует «иммунитета» от претензий со стороны контролирующих органов, если суть хозяйственной операции не в полной мере соответствует предмету договора.

Согласно Указаниям № 65н расходы должны относиться на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ в зависимости от экономического содержания конкретных хозяйственных операций.

Очевидно, что экономическое содержание конкретных расходов должно определяться на основании объективных критериев, которые позволяли бы оценивать хозяйственные операции с одинаковых позиций как сотрудникам государственных учреждений, так и специалистам органов финансового контроля, а также иных заинтересованных органов.

В настоящее время при оценке экономического содержания большинства расходов принято прежде всего исходить из предмета конкретного договора (контракта). Следовательно, при составлении договоров (контрактов) желательно соотносить их содержание с положениями Указаний № 65н.

Конечно же, не представляется возможным описать в указаниях о порядке применения бюджетной классификации всего многообразия хозяйственных операций, осуществляемых государственными (муниципальными) учреждениями, полностью исключив при этом возможность:

— влияния должностных лиц учреждений на итоговое решение об отнесении расходов на тот или иной код бюджетной классификации (в том числе и путем применения соответствующих формулировок при составлении договоров, контрактов);

— двоякого толкования отдельных норм.

При этом в ходе применения государственными

(муниципальными) учреждениями бюджетной классификации при расходовании денежных средств были выработаны «защитные механизмы», позволяющие минимизировать риски квалификации действий должностных лиц учреждений в качестве нецелевого использования бюджетных средств (нарушения порядка применения бюджетной классификации), связанные прежде всего с субъективной трактовкой одних и тех же норм различными специалистами на этапах планирования, осуществления расходов и при проверках финансово-хозяйственной деятельности организаций государственного сектора.

Так, ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена

в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23). Кроме того, по мнению специалистов Минфина России, не может идти речи о нецелевом использовании бюджетных средств, если получателями бюджетных средств ошибочные действия по применению бюджетной классификации совершались неумышленно или же расходы осуществлялись в соответствии с официальными документами, которые обусловили применение конкретных статей (подстатей) КОСГУ.

Согласно Указаниям № 65н наличие в тексте договора (контракта) только формулировки «монтаж» («установка») указывает на необходимость применения подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Вместе с тем в настоящее время распространена практика монтажа оборудования (конструкций) «под ключ». Подобные договоры, как правило, не содержат существенных условий договора поставки, а по итогам исполнения обязательств учреждение на основании актов и иных документов будет принимать только монтажные работы по установке оборудования, в стоимость которых будет включена стоимость самого оборудования (материалов).

При этом специалисты Минфина России неоднократно подчеркивали, что оплата работ в полном объеме за счет ст. 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ не означает, что по результатам проведения таких работ к учету не могут быть приняты отдельные объекты, подпадающие под действующие критерии отнесения к основным средствам.

Учет фактических затрат, формирующих первоначальную стоимость основных средств, осуществляется на сч. 10600 «Вложения в нефинансовые активы» (п. 127 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н)).

При этом из содержания п. 47 Инструкции № 157н следует, что стоимость монтажных работ должна учитываться при формировании первоначальной стоимости соответствующих основных средств.

Иными словами, применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета не предусматривает требования об идентичности отражения кассовых и фактических расходов, и, соответственно, расходы, осуществленные учреждением за счет подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, при наличии оснований могут учитываться при формировании первоначальной стоимости основных средств.

Учитывая изложенное, применяя формальный подход, в рассматриваемой ситуации расходы учреждения по оплате договора на монтаж системы вентиляции, поставка которой в учреждение не осуществляется, могут быть отнесены на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В то же время при применении в договоре формулировки «монтаж системы вентиляции в гараже» и оплате соответствующих расходов в полном объеме за счет подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ также не получится полностью исключить риск разногласий с уполномоченными органами. Так, включение в стоимость монтажных работ стоимости монтируемых конструкций, оборудования и прочих нефинансовых активов может расцениваться в качестве «манипулирования» положениями Указаний № 65н в целях применения «удобных» статей (подстатей) КОСГУ. Заключение контракта на монтаж системы вентиляции, материалы для изготовления которой у заказчика фактически отсутствуют, может рассматриваться в качестве нарушения требований гражданского законодательства. Так как в договоре указано, что при выполнении работ используются материалы исполнителя, то может возникнуть вопрос, почему поставка материалов не была оформлена должным образом.

Минимизировать риски в рассматриваемой ситуации можно было бы, произведя оплату по указанному в вопросе договору по нескольким кодам КОСГУ:

— поставку нефинансовых активов — за счет статьи группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ;

— монтаж (установку) — за счет подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Результаты исполнения заключенного договора должны быть подтверждены соответственно накладной и актом выполненных работ.

В рассматриваемой ситуации все расходы по договору на выполнение работ по монтажу системы вентиляции в гараже, осуществленные как в 2013, так и в 2014 г., следует объединить на сч. 10600 «Вложения в нефинансовые активы». Затем постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение на основании технических и конструктивных характеристик смонтированной системы вентиляции о возможности ее дальнейшего учета в составе здания гаража или как самостоятельного основного средства.

При принятии подобного решения профильная комиссия может учесть, например, что в соответствии с требованиями, указанными во введении Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359 (далее — ОКОФ), в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, в том числе вентиляционные устройства общесанитарного назначения.

В то же время с учетом того, что срок полезного использования смонтированной системы вентиляции может существенно отличаться от срока полезного использования здания гаража, профильной комиссией может быть принято решение учитывать систему вентиляции как самостоятельный инвентарный объект (п. 45 Инструкции № 157н).

Возможно следующее отражение в бухгалтерском учете расходов по монтажу системы вентиляции в гараже. Сначала в учете необходимо исправить ошибку, так как расходы по монтажу системы вентиляции, списанные на финансовый результат, нужно восстановить на сч. 10600 «Вложения в нефинансовые активы».

Напомним, что ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность уже была представлена, подлежит исправлению в соответствии с требованиями п. 18 Инструкции № 157н.

В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете не могут быть произведены сторнировочные записи, так как соответствующие расходы учреждения были учтены в прошлом периоде при формировании финансового результата и, следовательно, в текущем году в учете учреждения не числятся расходы, которые могут быть скорректированы.

Поэтому исправление ошибки может быть произведено датой ее обнаружения дополнительной записью на основании справки (ф. 0504833). Принятие к учету вложений в нефинансовые активы в 2014 г., по мнению авторов, вполне обоснованно

можно рассматривать в качестве «доходной» операции и оформляется бухгалтерской проводкой: Д-т сч. 010600310 К-т сч. 040110180 — отражено исправление ошибки по списанию расходов по монтажу системы вентиляции, отнесенным на финансовый результат в 2013 г.

Затем все расходы по монтажу системы вентиляции в 2014 г. также относятся на сч. 10600 «Вложения в нефинансовые активы». И уже в зависимости от принятого в учреждении решения об учете системы вентиляции в составе здания гаража или как самостоятельного инвентарного объекта сформированную сумму вложений следует рассматривать как:

— увеличение первоначальной (балансовой) стоимости гаража (п. 27 Инструкции № 157н) или;

— первоначальную стоимость системы вентиляции (п. 25 Инструкции № 157н).

Список литературы

1. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

2. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н.

3. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94: постановление Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.

4. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23.

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» ИнфорМИруеТ

о начеле подписки на 2015 год

Все издаваемые журналы и отдельные статьи, публикуемые в наших изданиях, доступны и в электронном виде на сайте интернет-магазина www.dilib.ru.

По всем вопросам подписки либо приобретения предыдущих выпусков журналов

обращаться в отдел реализации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *