Система и принципы земельного права

Система земельного права — совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, включает:

  1. общую часть, содержащую отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, правовые;
  2. особенную часть, охватывающую нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений.

Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются:

  1. институт права собственности на землю;
  2. институт иных видов прав на землю;
  3. институт управления в области землепользования;
  4. институт землеустройства;
  5. институт государственного земельного кадастра;
  6. институт контроля за использованием земли;
  7. институт правовой охраны земель;
  8. институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Правовыми институтами особенной части являются: группы правовых норм, устанавливающих наличие в государственном земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим.

Помимо земельного права как отрасли права, выделяется земельное право как наука.

Как отрасль науки земельное право изучает общественные процессы и проблемы, возникающие в связи с регулированием земельных отношений.

Как научная отрасль земельное право призвано:

  1. обеспечить повышение эффективности земельно-правовых норм;
  2. способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более рационального использования и охраны земель.

Наука земельного права:

  1. выявляет проблемы, противоречия, пробелы и тенденции в регулировании земельных отношений правовыми нормами;
  2. высказывает меры по совершенствованию действующего законодательства;
  3. разрабатывает научные основы его классификации и систематизации;
  4. исследует закономерности развития действующего российского законодательства;
  5. исследует земельное законодательство досоветского периода;
  6. проводит сравнительный анализ правового регулирования земельных отношений и выявление тенденций развития его в зарубежных странах.

Методы науки земельного права:

  1. исторический;
  2. сравнительно-правовой;
  3. системный;
  4. статистический;
  5. конкретно-социологический и др.

Земельное право как учебная дисциплина — система знаний, сведений и информации об основных положениях и содержании земельного права, излагаемых в целях подготовки профессиональных кадров. Она может отличаться от системы отрасли земельного права по объему излагаемых сведений исходя из плановых учебных часов.

Учебная дисциплина рассматривает:

  1. основные положения общей части земельного права (предмет, метод, система земельного права, понятие и особенности земельных правоотношений, история земельного права и его источники, методологические и теоретические основы земельного права в его становлении и развитии);
  2. положения специальной части (законодательные основы и особенности правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах).

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества. Земельное право – самостоятельная отрасль российского права.

Земельное право – отрасль российского права, представляет собой систему норм права, регулирующих на основе многообразия форм собственности на землю и равной правовой защиты всех объектов отношений по использованию и охране земель.

Земельное право как наука – это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран.

Земельное право как учебная дисциплина – это система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Системы земельного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины совпадают не полностью. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Специальная части.

В общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относится правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки, учебной дисциплины, помимо указанных институтов земельного права, входят также предмет, методы, принципы и источники земельного права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

Таким образом, под земельным правом понимается отрасль российского права, которая представляет собой систему норм права, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.

Под земельным правом как наукой понимается система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его правовых институтах, сравнительно-правовой анализ отечественного земельного права и родственного права зарубежных стран.

Под земельным правом как учебной дисциплиной понимается система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Система земельного права, как правовая отрасль, включает в себя совокупность земельно-правовых институтов, каждый из которых состоит из группы земельно-правовых норм, регулирующих однородные, т.е. обладающие качественным единством, виды земельных правоотношений.

Правовая норма – правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.

Отдельные правовые нормы формируются в группы норм, которые именуются правовыми институтами. Составляющие правовой институт нормы, регулируют не отдельные действия, а цельную однородную общность земельных отношений. Например, правовой институт арендных земельных отношений регулирует: порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, взаимную ответственность за соблюдение договорной дисциплины.

Система земельного права состоит из общей части, которая содержит правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений. Соответственно, правовые институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть – особенными.

Общая часть земельного права закрепляет правовой режим земель в виде установленного нормами земельного правопорядка должного и возможного поведения всех субъектов правоотношений по отношению к земле и тем самым выражает то общее, что присуще правовому регулированию всех земель независимо от их категории и целевого назначения.

Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются:право собственности на землю, иные виды прав на землю; право управления в области землепользования, правовые институты землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования и зонирования земель; нормы государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли, правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и воспроизводства плодородия угодий, институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Особенная часть земельного права носит подчиненный характер по отношению к Общей части и в свою очередь складывается из тех земельно-правовых институтов, которые определяют правовой режим земель отдельных категорий, т.е. земель выделяемых по основному целевому назначению.

В соответствии с перечнем категорий земель, предусмотренными Земельным кодексом РФ, Особенная часть земельного права содержит следующие институты правового режима земель:

· сельскохозяйственного назначения;

· поселений;

· промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

· особо охраняемых территорий и объектов;

· лесного фонда;

· водного фонда;

· запаса.

То есть, правовыми институтами особенной части являются: группы правовых норм, устанавливающих наличие в государственном земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим, формы и виды землепользования, права и обязанности отдельных собственников земли и землепользователей сельскохозяйственных организаций, колхозов, совхозов, кооперативов, арендаторов, крестьянских хозяйств, различных категорий граждан.

Каждый отдельный институт земельного права в зависимости от его соподчиненности с другими правовыми институтами и роли в регулировании земельно-правовых отношений располагается в иерархичной системе отрасли земельного права в строгой последовательности. Также в рамках одной отрасли правовой системы несколько правовых институтов могут объединяться в один сложный правовой институт. Например, институт государственного управления землей, который включает несколько земельно-правовых институтов: земельного кадастра, землеустройства, предоставления земель, изъятия земель, государственного контроля за использованием и охраной земель, разрешения земельных споров и пр.

Содержание принципов земельного права и земельной политики вытекает из положения, что государство регулирует земельные отношения и как властная политическая организация (суверен), и как собственник земли. В теории права власть государства, не связанная с его титулом собственника, получила название «империум» (от латинского слова, означающего высшую юрисдикцию), а правомочия государства, вытекающие из его титула собственника, – «доминиум» (от латинского слова, означающему правомочие собственника).

Одним из основных принципов земельного права является то, что юрисдикционная власть государства (империум) выше, чем его полномочия, вытекающие из титула собственности (доминиум). Этот принцип может выражаться на всех уровнях власти. Например, санитарно-эпидемиологический орган местного подчинения блокирует хозяйственное распоряжение или хозяйственную норму высшего органа, касающуюся земли, если это распоряжение, норма угрожает санитарному благополучию местности. То есть, тем самым признается, что «власть» выше, чем «собственность». Данное превосходство также выражается в рамках деятельности одного и того же органа власти – когда принимаемые им нормы права отдают предпочтение общегосударственным («нехозяйственным») интересам перед хозяйственными.

Таким образом, на этой основе формируются следующие принципы земельного права:

1. Приоритет сельскохозяйственного использования земель перед другими возможными вариантами их использования. Данный приоритет связан с общегосударственной задачей решения продовольственной проблемы. То есть, ради обеспечения страны продовольствием государство готово идти на известные неудобства и потери, неизбежные (в этом случае) для ряда других отраслей народного хозяйства и социальных сфер.

2. Экологическая безопасность как ведущее начало при выборе способов и методов использования земли.

3. Забота об интересах будущих поколений при осуществлении контроля за деятельностью землепользователей – прежде всего тех из них, кто эксплуатирует почвенные и растительные ресурсы, дикую фауну.

4. Льготное предоставление земли природоохранным, оздоровительным, культурным и некоторым другим некоммерческим организациям. В частности, эта льгота заключается в отказе государства от взимания платы за отведенную этим организациям землю. Во всех таких случаях государство как собственник земли идет на известные жертвы ради достижения некоторых общегосударственных целей, не сулящих ему каких-либо непосредственных выгод. Во всех этих случаях «поведение» государства-собственника может существенно отличаться от поведения частного собственника, для которого (в принципе) на первом месте стоят его хозяйственные интересы.

Независимо от своих прав на землю в качестве собственника государство, в качестве суверена проводит земельную политику, обеспечивающую рациональное использование и охрану, земель и основанную на следующих принципах:

1. Принятие на государственный счет и осуществление работ по изучению и картографированию земель, их регистрации, земле- и лесоустройству.

2. Составление государственного земельного кадастра.

3. Выделение служб со специальными функциями по оперативному управлению государственной землей и надзору за всеми землепользователями. Ведущей из этих служб в сельской местности является Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству со своими местными органами, а в городской (застроенной) – Министерство строительства РФ со своими местными органами.

4. Плановость в использовании земель. Этот принцип, выражается в мероприятиях троякого назначения:

· изучение спроса на землю и ее распределение между претендентами;

· резервирование земель для нужд будущих пользователей – с ограничением права застройки или иных трансформаций земель, налагаемым на наличных пользователей. Такое резервирование закрепляется в специальных документах (генеральный план города (поселка), проект (схема), районной планировки). Резервирование позволяет избежать излишних потерь, неизбежных в случае земельных перепланировок;

· обеспечение комплексного использования полезных свойств земли. Например, сельское и лесное хозяйство ведутся так, чтобы причинять наименьший ущерб дичи. Все виды хозяйственной деятельности на земле должны регулироваться так, чтобы свести к минимуму загрязнение поверхностных и подземных вод, обеспечить возможность для законопослушных граждан использовать незастроенные земли в качестве рекреационных территорий.

5. Обеспечение такого комплекса соседских отношений, который позволял бы с минимальными неудобствами для одной из сторон эффективно использовать оба смежных участка. В теории права такие правоотношения носят название сервитутов.

6. Обеспечение правосудия в случае земельных споров. Все эти направления государственной земельной политики находят свое отражение и закрепление в законодательстве в земельном праве в первую очередь.

Таким образом, принципы земельного права и земельной политики – основополагающие понятия, которые лежат в структуре земельного права.

Литература:

1. Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник для студентов вузов./ С.А. Боголюбов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2006. -358 с.

2. Земельное право: Конспект лекций / Составитель И.А. Павловский. – М.: Московский Институт Экономики, Менеджмента и права, 2006. – 70 с.

3. Воробъева Л.В. Земельное право: Учебно-методическое пособие. / Л.В. Воробъева. – Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического университета, 2006. – 96 с.

Предмет земельного права

Земельное право представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношения, связанные с предоставлением, использованием и охраной земельных участков.

Земельные участки в настоящее время имеют две основные характеристики:

  • земельные участки как объекты недвижимого имущества, выступающие в качестве объектов гражданских прав и обязанностей, включенные в гражданский оборот;
  • земельные участки как природные объекты, которые описаны человеком как объекты прав, но в то же время которым свойственны такие характеристики, как нерукотворность, неперемещаемость, неэластичность и др., которые выделяют земельные участки из стандартного перечня объектов недвижимого имущества.

Отношения, регулируемые земельным законодательством, подразделяются на три группы.

1. Отношения по предоставлению земельных участков. Несмотря на реформирование земельных отношений в течение последних двадцати лет, большинство земельных участков по-прежнему находится в государственной собственности. Следовательно, современное земельное право уделяет большое внимание процедуре передачи земельных участков частным землепользователям в собственность или аренду. При этом отношения предоставления не свойственны реализации вещных прав на недвижимое имущество. Наоборот, деятельность по предоставлению носит характер реализации государственной земельной политики, зачастую в ущерб сиюминутным экономическим интересам. Так, возможность льготного выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости существенно снижает объем средств, поступающих в соответствующие бюджеты. Однако это приводит к созданию большой группы собственников земельных участков, которые приобретают возможность привлечения средств под залог недвижимости, в том числе и земельных участков, тем самым создавая на перспективу новые возможности для кредитного и банковского развития.

2. Отношения по использованию земельных участков, в свою очередь, подразделяются на отношения по использованию земельных участков в качестве средства производства и отношения по использованию участков для строительства. В силу своих природных свойств земельные участки могут как быть застроены, т.е. использоваться как операционный базис для размещения зданий, сооружений, так и использоваться для выращивания сельскохозяйственной продукции, лесных насаждений и др. В настоящее время доходность использования земельных участков для строительства в десятки раз выше, чем использования земельных участков в качестве средства производства. Соответственно, законодатель устанавливает возможность застройки только для участков, которые непригодны для производства сельскохозяйственной или лесохозяйственной продукции в силу отсутствия плодородия.

3. Охрана земельных участков предполагает защиту земельных участков от двух видов негативного воздействия: антропогенного и природного. Земельные участки, являясь природными объектами, подвержены естественным негативным процессам. В то же время, будучи активно включенными в хозяйственную деятельность, земельные участки сильно зависят от негативного воздействия как в процессе, так и в результате хозяйственной деятельности человека.

В целом земельные отношения как предмет земельного права являются отношениями сложными, комплексными, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.

Метод земельного права

Не менее важное значение, чем предмет регулирования, для характеристики земельного права имеет метод, посредством которого осуществляется регулирование земельных отношений. Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае — земельных отношений. Метод земельного права соответствует его предмету. Точно так же, как и предмет земельного права, его метод имеет комплексный характер. Имеет место сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования.

Императивному методу регулирования свойственно проявление принципа «власть — подчинение».

Участники таких отношений неравноправны, предписания одного являются обязательными для исполнения, а обязанностью другого является неукоснительное следование этим предписаниям.

Императивным методом регулируется значительная часть земельных отношений, таких, например, как управление земельными ресурсами, правовая охрана земель и др.

Диспозитивным методом правового регулирования охватываются отношения вещных прав на земельные участки, отношения оборота земель и др. Участники этих отношений обладают определенной самостоятельностью, которая выражается в признании за субъектами отношений равноправного положения, в наличии между ними как участниками гражданского оборота отношений юридического равенства и отсутствии между ними отношений власти и подчинения.

В отечественном законодательстве общая тенденция изменения метода земельного права как права природоресурсного заключается в смещении акцентов в диспозитивную область. Все большая группа общественных отношений регулируется с применением диспозитивного метода. Данная тенденция идет в разрез с тенденциями, сложившимися в европейском и североамериканском праве, где роль государства как регулятора отношений в сфере использования природных ресурсов постоянно увеличивается и пропорционально растет роль императивного метода правового регулирования природоресурсных правоотношений.

Система земельного права

1. Система права может быть определена через три определения. Система права как отрасли права, система права как науки и система права как учебной дисциплины.

Под системой права как отрасли права понимается упорядоченное внутреннее расчленение права как совокупности норм на взаимосвязанные элементы (части) в рамках единства этих элементов.

Эти элементы именуются отраслями права.

Отрасли права как самостоятельные правовые категории имеют свою систему, т.е. упорядоченное расчленение норм отрасли на взаимосвязанные элементы.

Земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права, поскольку оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений — земельных отношений. Оно, как уже было показано выше, имеет свой предмет и метод правового регулирования этих отношений.

Земельное право как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества имеет определенную систему. Ее первичным составным элементом служат правовые нормы, которые, объединяясь, образуют целое здание правовой системы. Правовая норма — это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия.

Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки или звенья) норм, которые именуются правовыми институтами. Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдельные действия, а целую однородную общность земельных отношений. Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из Общей части, содержащей правовые нормы, относящиеся ко всей отрасли земельного права в целом, и Особенной части, включающей нормы, регулирующие особенности использования отдельных категорий земель.

К правовым институтам Общей части земельного права отнесены такие правовые институты, как:

  • вещные права на землю;
  • оборот земельных участков;
  • государственное управление земельными ресурсами;
  • правовая охрана земель;
  • ответственность за земельные правонарушения.

К Особенной части относятся такие правовые институты, как:

  • правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
  • правовой режим земель населенных пунктов;
  • правовой режим земель промышленности и иного специального назначения;
  • правовой режим земель лесного фонда;
  • правовой режим земель водного фонда;
  • правовой режим земель особо охраняемых природных территорий;
  • правовой режим земель запаса.

2. Система земельного права как науки включает в себя элементы научного познания земельных отношений.

Можно выделить три основных этапа научного познания:

  1. получение информации о предмете. На данном этапе собирается информация о правоприменительной практике, зарубежном регулировании отношений, а также сравнительном правоведении, исследуются история и динамика изменения законодательства, регулирующего земельные отношения;
  2. исследование предмета, которое включает в себя различные способы и методы научного познания после унификации понятийного аппарата земельного права. Унификация понятий имеет особое значение, т.к. информация, полученная на первом этапе из различных источников, оперирует различными терминами. Приведение их к единообразной системе понятий, актуальной для современной системы действующего законодательства, представляет первоочередное значение;
  3. внедрение полученных в процессе научно-исследовательской работы результатов. Как правило, такое внедрение осуществляется в форме законотворческой деятельности.

3. И наконец, система земельного права как учебной дисциплины соответствует по структуре системе земельного права как отрасли права. В процессе изучения земельного права мы прежде всего основываемся на системе действующего законодательства, самостоятельной отраслью которого является земельное право.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *