Штраф за безбилетный проезд

Актуальная информация о размере штрафа за проезд без билета на общественном транспорте в Беларуси.

С безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом в размере:

  • – за безбилетный проезд в городском транспорте – автобусы
    – троллейбусы
    – трамваи
    – метро (прохождение турникета без оплаты)
    – маршрутки
    – поезда городских линий; часть 1 статьи 18.30 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
  • – за безбилетный проезд в пригородном транспорте – поезда региональных линий
    – автобусы и маршрутные такси пригородного сообщения; часть 2 статьи 18.30 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
  • – за безбилетный проезд в междугороднем транспорте – поезда межрегиональных и международных линий
    – автобусы и маршрутные такси междугородного сообщения; часть 3 статьи 18.30 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Справочно:

Если безбилетный пассажир признает себя виновным и согласен на уплату штрафа, то протокол об административном правонарушении не составляется. При уплате штрафа на месте такому пассажиру выдается квитанция. Штраф при этом должен быть установлен по нижнему пределу, а именно в размере (для городского транспорта). – часть 3 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
– части 6 и 7 статьи 6.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Если безбилетный пассажир отказывается от уплаты штрафа, а также если невозможно установить его личность из-за непредъявления им соответствующих документов, то контролирующее лицо должно обратиться в органы внутренних дел для установления личности и оформления протокола об административном правонарушении. – пункт 257 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972
– пункт 44 Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.11.2014 № 1088
– пункт 79 Правил перевозок пассажиров метрополитеном, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.11.2014 № 1088

Кроме уплаты штрафа пассажир должен оплатить стоимость проезда. – пункт 255 и 256 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972
– пункт 42 Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.11.2014 № 1088
– пункт 78 Правил перевозок пассажиров метрополитеном, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.11.2014 № 1088

Безбилетным проездом считается проезд: пункты 42 и 43 Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.11.2014 № 1088

  • без проездного билета (талончика);
  • с проездным билетом, не соответствующим выполняемой перевозке (например, поездка в троллейбусе с проездным билетом на трамвай);
  • с проездным билетом (талончиком) без отметки в валидаторе или компостере;
  • без документа, подтверждающего льготу по оплате проезда или на бесплатный проезд.

Протоколы об административном правонарушении могут составлять уполномоченные должностные лица: статья 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

  • Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;
  • органов железнодорожного транспорта;
  • органов пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта;
  • органов метрополитена.

Размер штрафа устанавливается исходя из базовой величины: статьи 18.30 и 18.31 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

  • за безбилетный проезд в городском транспорте – от 0,5 до 1 базовой величины;
  • за безбилетный проезд в пригородном транспорте – 0,7 базовой величины;
  • за безбилетный проезд в междугороднем транспорте – 1 базовая величина.

РЖД с 1 января 2019 года повысит штрафы за безбилетный проезд в пригородных поездах. Об этом накануне сообщили в АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (АО «СЗППК»).

Это связано с тем, что со следующего года повышается цена разового проезда в пригородных поездах. Штраф за отказ от приобретения билета составляет пятидесятикратную величину от стоимости проезда взрослого пассажира на расстояние 10 км. Также он зависит от места остановки или станции, на которой нашли «зайца».

В Петербурге штраф за безбилетный проезд в электричках «Стандарт» составит 1040 рублей, в Ленобласти – 1290 рублей. «Зайцы», обнаруженные в «Ласточке» на территории Петербурга, заплатят 1210 рублей, на территории Ленобласти — 1425 рублей. В электричках класса «Комфорт» безбилетников ждет штраф в размере 1075 рублей на территории Петербурга и 1350 рублей на территории Ленобласти.

Штраф взимается со всех категорий граждан. В случае отказа от покупки билета в поезде и уплаты сбора сотрудник компании оформляет два акта о безбилетном проезде, один из которых отдает пассажиру. При этом безбилетник показывает документ, удостоверяющий личность. После оформления акта пассажира высаживают на ближайшей остановке.

Отметим, в конце октября ЗакС одобрил в первом чтении законопроект об округлении стоимости проезда в электричках. Автор законопроекта – экс-губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Он внес инициативу в мае 2018 года. Округлять цены планируют до 50 копеек в меньшую сторону, от 50 копеек и выше — в большую сторону.

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

В марте столичные контролеры оштрафовали более 30 тысяч «зайцев» на общественном транспорте. Штраф за безбилетный проезд в столице составляет 1000 рублей, еще 2,5 тысячи москвичи платят за использование чужой социальной карты. «Зайцы», накопившие долги по штрафам более 10 тысяч рублей могут попасть в список граждан, которым запрещен выезд за границу. О том, какие способы оплаты безбилетного проезда на городском транспорте существуют в столице — в материале m24.ru.

Штраф можно оплатить на городском портале госуслуг. Для этого надо указать уникальный идентификационный номер (УИН) постановления о правонарушении, его серию и номер, а также дату выдачи. После проверки данных портал предложит выбрать один из четырех способов оплаты: банковской картой, с помощью электронного кошелька Яндекс.Деньги, Qiwi или Webmoney, со счета мобильного телефона или через интернет-банкинг «Сбербанка», «Банка Москвы» и «Альфа-банка».

Как оплатить штраф за безбилетный проезд онлайн

Кроме того, удаленно погасить долг по постановлению можно с помощью мобильного приложения «Сбербанк Онлайн». Для этого потребуется установить программу на смартфон, выбрать закладку «Платежи», раздел «Налоги, штрафы, ГИБДД». После этого, в предложенном списке организаций нужно указать ГКУ «Организатор перевозок», ввести УИН и оплатить при помощи интернет-банка.

Проезд в транспорте: безбилетники и контролеры

«Для оплаты через терминал нарушителям понадобится только квитанция, которую выдает Организатор перевозок, в которой в обязательном порядке присутствует УИН», — рассказал M24.ru менеджер по работе с ключевыми партнерами отдела развития платежных сервисов, управления Банк XXI Московского банка ОАО «Сбербанк России» Андрей Степанов. Оплатить штраф можно наличными или картой. При оплате наличными плательщику нужно нажать в меню аппарата кнопку «Платежи» и выбрать раздел «Налоги, штрафы, пошлины», выбрать организацию «Организатор перевозок». Далее плательщику будет предложено ввести УИН и оплатить сумму. При оплате безналичным способом достаточно сразу выбрать раздел «ГИБДД, налоги, пошлины, бюджетные платежи».

При оплате через терминал взимается комиссия. Если штраф оплачивается наличными, она составит 1,25% от суммы, минимум — 10 рублей, максимум — 1000 рублей. При оплате картой взимается 1%, минимального порога комиссии нет, максимум — 500 рублей.

Контролеры общественного транспорта открыли «доску позора»

Погасить свою задолженность по штрафам также можно с помощью банкоматов в метрополитене. «У таких банкоматов индивидуальное меню, специально для оплаты штрафов. Первое, что видит плательщик на экране – кнопка штрафы на транспорте. Нажав на нее, плательщик выбирает раздел «Организатор перевозок», вводит идентификационный номер и оплачивает» — рассказал Андрей Степанов.

Чтобы погасить задолженность по штрафу в банке, нужно принести копию постановления об административном правонарушения или квитанцию на оплату. В них содержатся реквизиты, необходимые для оплаты. После погашения задолженности, специалист должен отдать клиенту квитанцию банка, подтверждающую оплату штрафа. Этот документ лучше сохранить, на случай возникновения спорных ситуаций.

Жителям столицы дается десять дней на обжалование штрафа и еще 60 дней на его оплату. Если же «заяц» не внесет необходимую сумму, то к уже выписанному постановлению, добавится новое, накладывающее на нарушителя штраф в двукратном размере. Таким образом, если житель столицы воспользовался чужой социальной картой и не оплатил штраф за 70 дней, то его задолженность составит уже не 2,5 а 7,5 тысяч рублей, для безбилетного проезда — 3 тысячи рублей.

Чтобы оказаться в списке невыездных житель столицы должен «накопить» штрафы на более 10 тысяч рублей. Соответственно безбилетник должен просрочить оплату четырех и более штрафов за безбилетный проезд или двух за неправомерное использование льготных карт.

Невероятно, но факт: в Германии проезд без билета на общественном транспорте — уголовное преступление. Согласно статье 265-а Уголовного кодекса ФРГ, подобное «умышленное уклонение от оплаты при пользовании заведомо платной услугой», говоря юридическим языком, может караться тюремным сроком до одного года. И действительно карается.

Разумеется, далеко не каждый, кто едет «зайцем» в немецком автобусе или трамвае и попадется контролерам, оказывается за решеткой. Обычно приходится платить 60 евро, и на этом (во всяком случае, на первый раз) дело заканчивается. Деньги не такие маленькие, но все же не тюрьма.

Миллионы немецких «зайцев»

Немцы, как известно, народ законопослушный, правила и законы обычно соблюдают. Редко кто, например, переходит дорогу на красный свет, даже если поблизости нет машин. Но согласно криминальной статистике, в 2017 году (это последние данные) в одном только Берлине было зарегистрировано около полумиллиона попыток проехать без билета на общественном транспорте. Две трети «зайцев» делали это не в первый раз.

Плакат-предупреждение о штрафе в 60 евро за безбилетный проезд в трамвае в Магдебурге: «Поехать «по-черному» — злиться до посинения»

Но это — те, кто попался. Эксперты считают, что на самом деле безбилетников больше — примерно 3,5 процента от общего числа пассажиров в Германии. Это миллионы! Считается, что немецкие транспортные предприятия теряют из-за «зайцев» каждый год до 250 млн евро. Штрафы лишь в очень малой степени компенсируют эти потери, тем более что приходится содержать солидный штат контролеров.

Понятно, что транспортники приветствуют суровые наказания за безбилетный проезд. Воровство есть воровство, подчеркивают они, и должно соответствующим образом наказываться. Так считает и большинство политиков, которые отвергают предложение партии «зеленых» перевести безбилетный проезд в категорию административных правонарушений и таким образом отвести от «зайцев» угрозу тюремного наказания. «Зеленые» вошли с этим предложением в бундестаг, но шансов, что его примут, практически нет.

Безбилетные рецидивисты

По статистике, сейчас в Германии отбывают наказание по статье 265-а УК ФРГ 3200 человек. Не все они — «зайцы». Среди них есть и те, кто пытался, не заплатив, получить что-то из автомата или пройти без билета на платное мероприятие. Сколько из них конкретно «зайцев», установить невозможно. Но вот в Берлине, где и пассажиров очень много, и, увы, безбилетников тоже, в 2018 году отбывали тюремное наказание всего-навсего 65 «зайцев».

Подчеркнем при этом, что практически все «сидельцы» далеко не в первый раз попадаются на подобном «получении выгоды путем обмана». За один безбилетный проезд никого в Германии в тюрьму не сажают и уголовное дело не возбуждают. Так как транспортные предприятия разных федеральных земель и даже отдельных больших городов самостоятельны, у них разные правила касательно того, когда и на кого подавать заявление в полицию. В Штутгарте, например, это делают, когда «заяц-рецидивист» попадается три раза в год, в Берлине — трижды в течение двух лет. Но до трех раз почти везде обычно ограничиваются 60 евро.

Надо сказать, что и тогда, когда «зайцем» начинают заниматься полиция и прокуратура, до суда редко доходит. В 2017 году дела завели на 156 тысяч «зайцев», и лишь 7000 из них не захотели платить обговоренную по досудебному соглашению сумму штрафа (обычно от 300 до 500 евро) и отправились на скамью подсудимых. Из них, опять-таки, меньше половины отказались платить денежный штраф, назначенный судом (тут речь идет уже о суммах, превышающих 1000 евро), и предпочли вместо этого замену наказания в виде лишения свободы.

Поставить барьеры безбилетникам

Почему? Трудно сказать. Это вопрос скорее к психологам, чем к социологам. И в Германии широко распространено мнение, что многие не берут билеты, потому что они — слишком дорогие. От полутора до четырех евро стоит обычный проезд внутри города, — это дорого? В любом случае статистика такое мнение опровергает. Больше всего «зайцев» в Германии — среди людей со средними доходами, от 1000 до 3000 евро в месяц. Кстати, и суд, определяя дневную ставку денежного штрафа, в обязательном порядке учитывает уровень доходов, — то есть непомерно высокой она не будет и садиться из-за этого в тюрьму вовсе не обязательно. В других странах Европы, между прочим, даже обычный штраф за безбилетный проезд куда более суровый: в Риме, например, больше 100, а в Брюсселе — 200 евро.

Тем не менее, один из аргументов противников, как они выражаются, «криминализации» проезда без билета имеет самое прямое отношение к деньгам. Содержание в тюрьме обходится государству, то есть налогоплательщикам, примерно в 100-150 евро в день на человека. К этому нужно добавить расходы на прокурора, судей, возможно, и на адвоката, если у подсудимого «зайца» нет денег его оплатить. Не слишком ли дорого стоит наказание даже злостных безбилетников?

Всё это так, соглашаются те, кто выступает за сохранение статьи 265-а в ее нынешнем виде, но если безбилетный проезд в общественном транспорте станет с точки зрения закона незначительным проступком, то «зайцев», уверены они, будет еще больше. Бороться с ними нужно другим способом. Каким? Например, установить турникеты у входа в автобусы, трамваи и метро. В Германии их практически нет. На такие пропускные барьеры пришлось бы раскошелиться транспортным предприятиям, а те подсчитали: задержки при посадке пассажиров обходятся в таком случае дороже, чем убытки от безбилетников. И по-прежнему уповают на армии контролеров и строгость закона.

Там открылся раздел «оплата штрафов ГКУ «Организатор перевозок». В нем необходимо заполнить номер и дату постановления, указанные на документах, а также уникальный идентификатор начисления (УИН), которые выдают контролеры. После этого система должна найти ваш штраф в базе, и вы сможете его оплатить несколькими способами — с помощью банковской карты или мобильного телефона. Как рассказала «РГ» Виктория Батищева, представитель «Организатора перевозок», постановления обычно попадают в общую базу на следующий день после наложения штрафа.

На сайте можно расплатиться как за проезд без билета, так и за другое транспортное нарушение — проход по чужой социальной карте. Напомню, безбилетный проезд обойдется в 1000 рублей, попытка воспользоваться чужими льготами — 2500. В прошлом году контролеры, по данным ГКУ «Организатор перевозок», за попытку проехаться бесплатно выписали 131,5 тысячи штрафов на наземном транспорте и более 157 тысяч — в метро. Да еще отобрали около 39 тысяч чужих социальных карт.

При поимке «зайцу» выписывается штраф и постановление по делу об административном правонарушении. Квитанцию необходимо оплатить в течение 60 дней, если это не произойдет, еще через 10 дней нарушителями займутся судебные приставы. Прежде квитанцию можно было оплатить в отделениях банках, принимающих платежи, банкоматах, сети платежных терминалов, а также некоторые банки предоставляют своим клиентам возможность погасить штрафы за проезд в их личных онлайн-кабинетах. Теперь любой «заяц» может оплатить долг не вставая с дивана, а в будущем, может быть, и вообще заплатит сразу за билет. Это дешевле.

Кстати

Количество пассажиров, воспользовавшихся картой «Тройка» для проезда на электричках ОАО «Центральная ППК» в минувшем году, составило 15,9 миллионов человек. Напомним, что «Электронный кошелек для проезда на общественном транспорте Москвы — карта «Тройка» — стал включать в себя и билеты для проезда на пригородных электричках с 7 сентября 2013 года. Услуга оказалась востребованной для тех, кто пользуется многоразовыми и разовыми билетами на разные виды общественного транспорта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *