Школьный класс как коллектив

Социальная группа

Определение 1

Социальная группа — это совокупность индивидов, имеющими какой-либо общий значимый социальный признак, на котором базируется их участие в некой деятельности, регулируемой неформальными или же формальными социальными институтами.

Стоит отметить, что Т. Гоббс первым определил группу как некое число людей, объединенных каким-то общим делом.

Под социальной группой понимают устойчивую совокупность людей, которые связаны определенной системой отношений. В социологии общество рассматривается не как монолитная система, а как совокупность множества социальных групп. Эти группы взаимодействуют между собой и зависят друг от друга.

Каждый индивид принадлежит к нескольким таким группам, среди которых есть семья, студенческая группа, школьный класс, нация и другие. Формированию той или иной группы способствуют сходные цели, интересы, характеры людей. Создание какой-либо группы происходит тогда, когда люди начинают понимать, что при объединении они смогут достичь желаемого результата намного быстрее, чем в одиночку. Социальные действия каждого человека во многом зависят от деятельности тех групп, в которые он входит. К тому же, на социальную активность человека влияет еще взаимодействие внутри групп и между ними. Только в социальной группе человек сможет стать личностью и самовыражаться.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Школьный класс как социальная группа 480 руб.
  • Реферат Школьный класс как социальная группа 270 руб.
  • Контрольная работа Школьный класс как социальная группа 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Социальные группы — это важнейший элемент социальной структуры общества. Они являются формой социального взаимодействия и направлены на удовлетворение потребностей каждого человека.

В социологии есть много определений понятия «социальная группа». Например, некоторые российские социологи считают, что социальная группа — это совокупность людей, которые имеют общие социальные признаки. Социолог из Америки Р. Мертон под социальной группой понимает совокупность людей, взаимодействующих друг с другом и осознающих собственную причастность к этой группе. Он выделил три главные черты социальной группы: членство, единство и взаимодействие.

Социальные группы характеризуются:

  • взаимодействием, которое обеспечивает стабильность существования группы;
  • высокой степенью сплоченности;
  • однородностью состава, которое предполагает наличие тех признаков, которые присущи всем членам группы;
  • возможность вхождения в другие, более широкие социальные общности.

Каждый человек в процессе своей жизни входит в самые разные социальные группы, которые различаются по размерам, способу взаимодействия и другим признакам. Именно из-за этого возникает необходимость в классификации социальных групп по определенным критериям.

Классификация социальных групп

Все социальные группы делят на:

  • номинальные и реальные;
  • большие и малые;
  • формальные и неформальные;
  • первичные и вторичные.

Если с большими и малыми, формальными и неформальными группами все просто, то с остальными, к сожалению, нет.

Номинальная группа — это выделенная по какому-либо признаку совокупность людей, которые никак не связаны между собой. Участниками такой группы можно назвать избирателей, покупателей помидоров одного сорта, людей с высшим образованием.

Номинальные группы формируются для решения научных и практических задач. Большие номинальные группы, которые выделяются по социально значимым признакам (возраст, пол), называют социальными категориями. Они нужны для решения серьезных социально-экономических проблем.

Определение 2

Реальная группа — это совокупность людей, взаимодействующая с другими группами.

В реальной группе люди связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. К реальным группам относят семью, нацию, класс. Члены реальной группы часто чувствуют свою принадлежность к ней и осознают отличие от других групп.

Первичной группой называют кооперацию людей, которые взаимодействуют друг с другом лицом к лицу. Это маленький круг людей, которые имеют устойчивые тесные отношения, отличающиеся симпатией и пониманием.

Вторичные группы характеризуются отсутствием межличностных отношений. Все члены вторичной группы связаны между собой только для достижения общей цели. Стоит отметить, что внутри вторичных групп могут образоваться первичные. Например, два студента, хорошо общающиеся между собой — это первичная группа, а остальной студенческий коллектив — вторичная группа.

Школьный класс как социальная группа

Школьный класс — это малая социальная группа. Дети, которые обучаются в классе являются членами этой группы. Для полноценного существования и развития классного коллектива огромное значение имеет межличностное взаимодействие. Когда школьники взаимодействуют между собой, они обмениваются социальным опытом, передают какие-то важные знания, умения и навыки. Стоит отметить, что именно в процессе межличностного взаимодействия у школьника закладывается успешность или не успешность процесса становления личностью.

Школьный класс является группой учеников, которые объединены социально значимой, единой для всех целью. Класс отличается сплоченностью учеников, их ответственностью, равенством в правах и обязанностях.

Любой школьный класс представляет собой реальную социальную группу. Малые группы в классе характеризуются разной степенью социальной зрелости. Другими словами, школьники контактируют друг с другом только ради общения, времяпровождения с людьми, которые имеют похожие интересы. Такие группы называют диффузными. Когда ребята во дворе играют в футбол, они также являются диффузной группой. Вообще, любой новый формирующийся класс является диффузной группой. С первого класса в школе начинается процесс превращения группы в коллектив. Когда это случается, школьники уже осознают свою принадлежность к данной социальной группе и вместе идут к общей цели.

Можно сделать вывод, что школьный класс отличается единством членов, их общим занятием и целью, а это значит, что он является социальной группой. Но и внутри класса тоже могут образовываться другие социальные группы, которые состоят из нескольких человек, имеющих общие интересы и симпатию друг к другу.

ШКОЛЬНЫЙ КЛАСС КАК КОЛЛЕКТИВ

§ 1. Как класс становится коллективом?

Уже с момента создания класс становится детской общностью, в которой в процессе совместной деятельности и общения возникают отношения, объединяющие детей и влияющие на личность каждого. Стремясь к эффективному обучению в школьном классе, педагоги, естественно, вынуждены заниматься налаживанием дисциплины в нем, организацией совместной деятельности детей, корректировкой отношений между ними, т. е. в классе спонтанно реализуется и воспитательная функция.
Основной целью, для которой создан класс как организационная единица в структуре школы и как объединение детей одного физиологического возраста, является усвоение определенного объема знаний. И в этом плане для его характеристики прежде всего существенны такие моменты, как учебный план, методы преподавания учителей-предметников, формы организации учебного процесса, количество учащихся, их половой состав. Для класса как учебной единицы основным видом деятельности является учение.
Общая деятельность учащихся, их общее пространство существования приводят к тому, что в классе возникает психологическая общность, основой которой является определенная система взаимоотношений, прежде всего эмоционально-избирательного плана. Для того чтобы эта общность превратилась в коллектив, необходимо, чтобы она была структурирована. Вплоть до середины 80-х гг. структура класса как коллектива достаточно жестко задавалась педагогами через систему постоянных поручений детям. Нужна была большая изобретательность, чтобы обеспечить каждого ребенка поручением. Предпринимались попытки сделать систему поручений гибкой, учитывать интересы детей, но это далеко не всегда удавалось, так как часто поручения не были связаны с реальными интересами учащихся.
В настоящее ситуация коренным образом изменилась. Многие педагоги стали значительно больше внимания уделять совершенствованию эмоционально-психологических отношений в классе, что связано с их ориентацией на личностное развитие каждого ребенка и с активным освоением педагогами психологических знаний. Организационная структура класса может стать эффективной, когда она основана на реальных потребностях детей и отражает характер их совместной деятельности.
Классному руководителю достался очень сильный класс, в котором было много лидеров, умеющих и любящих учиться. Но дружного коллектива в классе не было. Сложились сплоченные группы, «команды», которые постоянно конфликтовали между собой. Если, например, случалась игра, то проигравшие могли дружно поколотить победителей. Или даже в отместку написать о ком-то нехорошие слова на стене в подъезде. И эти группы готовы были враждовать до последнего. Учительница решила, что, прежде чем объединить ребят в единый коллектив, нужно сначала каким-то образом вывести каждого школьника за пределы его группы, чтобы он мог взглянуть на происходящее под новым, непривычным углом зрения. Возникла мысль в моменты общей деятельности структурировать класс не на традиционной основе, а заново. При организации игр, соревнований, походов классный руководитель предпринимала такой маневр. Группы подбирались не по личным симпатиям, а по воле случая. Разрезались открытки на 5-6 частей каждая — и школьник, вытянув один бумажный обрезок, входил в группу с теми, кому достались остальные части этой открытки. Сначала дети пытались меняться между собой кусочками открыток, но учитель стоял на своем. И в конце концов все пошло как нужно. Сыграла свою роль постоянная смена команды каждым из школьников. Мало-помалу они перестали враждовать между собой, выяснять отношения. Правда, одну проблему полностью решить так и не удалось: если случалось соревнование, то даже группы, подобравшиеся по жребию, вели себя так, как прежде: снова начиналась открытая вражда между ними, стычки и драки.
В классе, если он — коллектив, существует определенная внутренняя упорядоченность, адекватная задачам и специфике учебно-воспитательного процесса в данной школе, которая и отражается во внутренней официальной структуре класса. Как психологической общности, классу присущи функционально-ролевая структура, специфический состав лидеров, психологический климат, определенные жизненные нормы и ценности.
Острой проблемой сегодня является определение содержания совместной деятельности учащихся в классе. Очевидно, что это содержание требует обновления. Мы считаем, что его весомой частью должна стать общечеловеческая и национальная культура.
Содержание внутриклассной совместной деятельности в настоящее время может быть связано и с такими областями человеческой деятельности, как благотворительность и экология.
Наиболее продуктивной формой организации совместной деятельности является групповая работа, позволяющая подключить к коллективной жизни всех детей, максимально учитывая их индивидуальные возможности, потребности и мотивы. Эффективность этого неоднократно отмечалась отечественными и зарубежными педагогами и психологами. Подтверждается этот вывод и широким распространением методики коллективных творческих дел как педагогической технологии (С. Д. Поляков).
Групповая работа позволяет создать условия не только для развития личности через реализацию ее интересов, способностей и личностных ресурсов, но и для развития коллектива класса через межгрупповое взаимодействие.
Суммируя полученные в современных психолого-педагогических исследованиях знания о характере и формах организации деятельности детей, следует отметить, что и в классе эта деятельность должна носить коллективный творческий характер, быть социально и личностно ценностной, организованной по принципу самодеятельности. Именно такая деятельность позволяет педагогам придерживаться общей линии в развитии гуманистического отношения детей к другим людям, в том числе и к своим одноклассникам.
Классный коллектив не самоцель. В современных условиях он должен рассматриваться прежде всего с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в коллективе (Л. И. Новикова).
Педагогам-практикам хорошо известно, что влияние коллектива на личность ребенка прежде всего зависит от «слияния» его с коллективом, от того, насколько он «влюблен» в свой коллектив, в какой мере он ощущает себя его членом, в какой мере ценности коллектива являются его собственными ценностями. Но идентификация с коллективом отнюдь не должна приводить к растворению в нем личности ребенка, к бездумному восприятию им нравственных норм коллектива и механическому усвоению его традиций. Такое некритическое восприятие коллектива, как показывает опыт прошлых лет, ведет к нивелировке личности, к ущемлению индивидуальности. В силу этого процессы идентификации ребенка с коллективом, обособления его в коллективе должны выступать не как дополняющие друг друга процессы, а как единый процесс, так как они являются следствием потребности ребенка в «других», в общении с ними, в самореализации и самоутверждении его среди этих «других». Естественно, что без квалифицированной помощи прежде всего классного руководителя реализация этих потребностей самими детьми может привести и к отрицательным результатам.
Влияние коллектива на личность ребенка осуществляется не только в процессе совместной деятельности, но и через внутриколлективные отношения, рождающиеся и развивающиеся во внедеятельностном общении. Направленность такого влияния и его эффективность зависят от характера отношений и положения ребенка в них.
Формирование отношений в классе — процесс педагогически управляемый, и важнейшим средством его осуществления является создание педагогических ситуаций как специфической формы организации деятельности и общения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *