Школьная площадка при школе

Фестиваль «Многоликий Оренбургский район» прошел в Караванной казачьей средней общеобразовательной школе. Проводится он уже второй год в рамках муниципальной программы «Гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений» с целью укрепления национального единства, изучения истории и культуры народов, живущих в Оренбургском районе.

Участниками фестиваля стали 22 образовательные организации. Учащиеся, их родители и педагоги оформили в школьном фойе красочные экспозиции о культуре и быте народов, населяющих Оренбургский район, нарядили в национальные костюмы кукол.

Поздравить ребят с праздником и пожелать им успешных выступлений приехали глава Караванного сельсовета Николай Тартышев и начальник районного управления образования Мария Слабоспицкая.

Участникам конкурсной программы предлагалось за 7 минут показать «визитную карточку» одной из национальностей. Выступления получились особенно яркими, точно передающими особенности национальных культур. Ребята в национальных костюмах рассказывали о значении национальных орнаментов и народных традициях, пели на разных языках, танцевали народные танцы и рассказывали народные сказки.

Определение победителя стало для жюри практически невыполнимой задачей, поэтому награду было решено присудить всем, кто участвовал в создании композиций и оформлении кукол. В отдельных номинациях лучшими были признаны учащиеся филиала Ивановской школы в жилом комплексе «Экодолье», представившие сценку по мотивам украинского мультфильма про волка, и воспитанники Европейского лицея п. Пригородный, подарившие зрителям зажигательный дагестанский танец. За сохранение культурных традиций отмечены Пугачевская, Караванная, Приуральская, Благословенская и Каменноозерная школы.

Первое место присуждено Степановской школе, дипломы 2-й степени получили ребята из Южноуральской, Подгороднепокровской школ и Нежинского лицея, а на 3-м месте – Нижнепавловская школа, лицей №1 и школа №2 поселка Первомайский.

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа со школами проходила в два этапа: наблюдение и исследование мнения горожан. Целью первого этапа, экспертного наблюдения, стала оценка состояния средств визуальной коммуникации на территории и внутри корпусов школ, а также загруженности школьной территории. Наблюдение проводилось без участия представителей школ, без предупреждения администрации и охраны, чтобы иметь возможность оценить реальную ситуацию.

Второй этап состоял из опроса случайных прохожих и анкетирования родителей школьников. Уличный опрос проводился в зоне в видимости школьного здания и позволил зафиксировать мнение групп, которые обычно не принимают участие в опросах — мужчин и молодежь, поэтому структура его респондентов оказалась более распределенной. В анкетировании родителей участвовали в основном женщины среднего возраста. В опроснике были обозначены 11 тем, наиболее значимые из них: «Вы знаете, у какого здания мы стоим?», «Вы замечаете навигационные знаки?», «Какой должна быть, на ваш взгляд, школьная территория?», «Как часто Вы бываете на территории школы? С какой целью ее посещаете?», «Что бы Вас привлекло посетить школу и ее территорию?»

СТРУКТУРА УЧАСТНИКОВ УЛИЧНОГО ОПРОСА / 199 анкет /
67% женщины
33% мужчины
27% молодежь
39% средний возраст
33% пенсионеры
72% проживают в районе расположения школы
9% в соседнем районе
16,5% в другом районе или городе

СТРУКТУРА УЧАСТНИКОВ ШКОЛЬНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ / 406 анкет /
80,1% женщины
17,6% мужчины
20,6% молодежь
66,7% средний возраст
7,8% старший возраст
88,7% проживают в районе расположения школы
9,8% в соседнем районе
1% в другом районе или городе

ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ И НАВИГАЦИИ

В ходе наблюдения было установлено, что школа предпринимает попытки общаться с городом, организовывать мероприятия, а также стремится сообщить гражданам о возможности доступа на свою территорию для проведения досуга в установленное время. Но качество исполнения этих визуальных коммуникаций находится на низком уровне, объявления зачастую размещаются в устаревших конструкциях, что снижает их визуальную ценность.

Еще одним объектом наблюдения стала городская навигация, связанная с объектами образовательной инфраструктуры, которая зачастую некорректно или неясно представляет информацию о расположении школы. Данные проблемы в определенной степени объясняют результаты, полученные в ходе опроса жителей и родителей школьников.

Подавляющее большинство (87%) горожан, принявших участие в уличном опросе, точно определяют школьное здание по внешнему виду, не сомневаясь в его принадлежности, даже при полном отсутствии навигации на улице. Показательно, что почти треть всех участников опроса не замечают навигационные знаки, используя иные средства для ориентации. Реже всего в ответах встречаются указания на плакаты и объявления, хотя это именно тот формат, с помощью которого школа пытается общаться с городом и его жителями.

Ответ на вопрос о причине посещения школьной территории у случайных прохожих и родителей предсказуемо различается: родители приходят на собрания, провожают детей и посещают школьные мероприятия. Прохожие, среди которых тоже есть процент родителей, приводят детей в школу и посещают общественно-политические мероприятия. Только 10% жителей и еще меньший процент родителей посещают школьную территорию по причинам, не связанным с образовательным и политическим контекстом: гуляют, занимаются спортом, просто пересекают территорию.

Фото: структура ответов на вопрос «По какому поводу Вы посещаете территорию школы?»

На вопрос «Что бы Вас привлекло посетить школу и ее территорию?» прохожие чаще всего отвечали «спортивные программы» (31 %) и «ничего» (27 %). Родители не так отстраненно относятся к школе, больше половины готовы посещать праздники и мероприятия, 35 % — заниматься спортом. В разделе «другое» на первом месте — запрос на безопасную детскую площадку для прогулок с младшими детьми.

Фото: структура ответов на вопрос «Что бы Вас привлекло посетить школу и ее территорию?»

Многие респонденты искренне сообщали, что хотели бы приходить на территорию школы заниматься спортом и/или приводить на площадку младших детей. В большинстве школ есть и детская, и спортивная площадки, но многие просто не знают, что и жители могут ими воспользоваться.

ОТКРЫТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАКРЫВАТЬ

Наиболее значимым вопросом стал статус школьной территории. Может ли она быть открытой для посещения посторонними или нет? Большинство участников опроса считает, что школа должна быть закрытой территорией.

Фото: структура ответов на вопрос «Какой должна быть школьная территория?»

ТЕНДЕНЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Можно говорить о связи между наличием в семье детей и стремлением к закрытости: родители чаще делают выбор в пользу «закрытой» школы, чем опрошенные случайные прохожие — 79,5 % и 51,5 % соответственно.

Вторым по популярности ответом в обеих группах респондентов стало мнение, что школа должна быть открытой для отдыха (14,8 % родителей и 32 % жителя). Очень немногие видят территорию школы открытой для сквозного прохода — лишь 15 % прохожих и 6 % родителей.

В чем же отличия между людьми с различной точкой зрения на ответ о том, какой должна быть школа? Чтобы понять это, мы проанализировали и сравнили данные группы респондентов по нескольким критериям:

частота посещения территории школы
частота посещения здания школы
причины посещения территории/здания школы
что привлекло бы на территорию школы?

Участники опроса, которые считают, что школа должна быть закрытой для всех, кроме учителей, учеников и их родителей, часто посещают и территорию, и здание школы. Образование детей является для данной группы основным предназначением и функцией школы. Пожалуй, не только основным, но и единственным.

Противоположная картина складывается в группе опрошенных, которые считают, что школа должна быть открыта для сквозного прохода. Это люди, которые «сталкиваются» с ней «мимоходом». Школа не выполняет в их жизни никакой определенной функции. Прямой потребности у таких людей нет, а о том, что в школе, возможно, проводятся какие-то мероприятия, они, скорее всего, и не знают.

Третья группа — это участники, которые считают, что школа должна быть открытой для досуга. Условно ее можно назвать «социально активные родители». В противовес первой группе, которая считает, что школа предназначена для обучения и потому для посторонних должна быть закрыта, данная категория родителей не ограничивается исключительно жизнью детей. Они сами участвуют в образовательных программах для взрослых, которые проходят в школе, интересуются спортивными мероприятиями. Многие московские школы в последнее время организуют различные мероприятия для жителей близлежащих районов, активно участвуют в социальных программах.

У школьной территории большой потенциал как для самой образовательной организации, так и для жителей окрестных микрорайонов. На территории школы можно заниматься спортом, гулять, но мало кто об этом знает. Кроме того, ценное пустующее пространство может использоваться школой для организации части уроков и занятий во внеурочное время и как безопасная территория для коммьюнити детей и молодежи района во второй половине дня.

Навигация — один из способов пространства разговаривать с человеком. Она должна быть безопасной, функциональной, очевидной, универсальной, единой, дружелюбной и красивой. К сожалению, пока навигация как система указателей, раскрывающих распорядок дня и правила поведения на территории школы, не стала одним из показателей комфортного образовательного пространства в городе.

Горожане воспринимают школу как закрытую и изолированную территорию, и большинство поддерживают этот статус. Наиболее востребованные по результатам опроса функции школьной территории — игровая площадка, спортивная зона, образовательное пространство.

Чтобы школа и ее территория в полной мере стали центром социальной жизни горожан, необходимо планомерно решать вопросы по реновации, редизайну, функциональности и многозадачности и открытости, сохраняя уровень безопасности, а также навигационной доступности и увеличения активностей.

Marecollege. Лейден, Нидерланды

Авторы: 24H Architecture.
Marecollege — это Вальдорфская школа в Нидерландах, местоположение которой потребовалось перенести из-за новых градостроительных планов в Лейдене. Бюро 24H Architecture было поручено помочь с переездом, превратив заброшенное школьное здание 60-х годов на Суматрастрате в красивую школу для 450 учеников. Архитекторы придумали новые интересные формы для расширения существующей структуры и использовали натуральные материалы для создания здоровой, теплой и стимулирующей среды обучения.

Внутри новой выразительной формы главного здания, получившего название «лемнискат», разместился новый центральный зал. Фасад главного здания облицован кирпичом, остальные корпуса обшиты деревянными панелями необычных форм, создающими оригинальные узоры с помощью теней. Во внутреннем дворе расположилась детская площадка, а в корпусах — 32 помещения, среди которых — танцевальный зал и классы Вальдорфской школы — для обучения органической кулинарии, рисованию, живописи и текстильной работе.

Фото © 24H Architecture

Школа в Паредиш. Португалия

Авторы: студия Nuno Lacerda Lopes.
Двухэтажное здание находится в городе Паредиш на севере Португалии. На первом этаже постройки расположился детский сад, а на втором — начальная школа. Особо внимательно архитекторы подошли к планировке здания и его функциональности. Пути, по которым школьники идут к столовой или к спортивным площадкам, не пересекаются с путями детсадовцев. Это сделано для того, чтобы бегущие школьники случайно не посбивали малышей.
Школьное здание обшито вертикальными деревянными панелями и имеет вытянутую форму с хаотичным расположением окон. Торцевые фасады максимально открыты солнечному свету благодаря сплошному остеклению. Скатная динамичная крыша школы в сочетании с ритмичной композицией окон создают игривое настроение, стимулирующее детей на занятия творчеством и развивая их воображение.

Фото © Fernando Guerra | FG+SG

Международная школа Дебрецена. Венгрия

Авторы: BORD Architectural Studio

В основе концепции Международной школы Дебрецена — круг. Эта простая форма символизирует защиту, союз и объединение, и мягко сливается с соседней лесной зоной. Школа расположена недалеко от Надьердо, городского парка Дебрецена (второго по величине города Венгрии), в развивающемся и популярном жилом районе под названием «Паллаг». Здание настолько естественно вписано в окружающий контекст, что невозможно догадаться о том, насколько непросто было создать эту интеграцию. Лес стал частью спроектированного объекта и было важно сохранить его внутреннюю структуру и внешний вид.
Здание вмещает до 500 учеников и имеет различные по размеру классы для трех возрастных групп с довольно непохожими потребностями. Для самых маленьких детей архитекторы создали совершенно самостоятельный мир внутри здания с индивидуальным входом. Выделена большая территория для непосредственного использования детьми детского сада и учащимися начальных классов.
Общественные зоны, административные офисы, актовый зал и столовая расположены на первом этаже, второй этаж отведен полностью под обучение. Просторные аудитории расположены так, что между ними образуются продольные, динамически пульсирующие пространства. Эта структура продолжается и за пределами здания, в направлении леса, следуя по круговой линии и создавая садовые участки как переход между искусственной и естественной средами обитания.

Фото © Gyorgy Palko

Реконструкция начальной школы Фувень. Китай

Авторы: Институт дизайна ландшафта и архитектуры Китайской академии искусств и студия Wangwei.
Урбанизация оказывает огромное влияние на сельские школы в Китае, и эта начальная школа не стала исключением. Она считалась «отсталой», с устаревшим оборудованием и недостаточным количеством учителей. Ключевой целью проекта стала необходимость создания лучших условий для получения образования и улучшения окружающей среды. Школа была похожа на большинство школ в Китае — ничем не примечательное здание без связи с природной средой.
В основу дизайна обновленной школы легли скатные крыши и окружающая холмистая местность. Лестницы, веревочные мосты, горки и тоннели образовали единый канал, похожий на извилистую дорогу в горах. Он переплетается с бамбуковым лесом, фруктовыми деревьями, горными цветами и небольшим бассейном. Канал соединяет тематические корпуса различной высоты, в которых расположились классные комнаты с пространствами для чтения, игр, коммуникационных исследований и наблюдений, с волшебным миром миниатюрных горных деревень. Школа похожа на уютный дом, где дети свободно растут на природе.
С помощью разноцветных панелей из поликарбоната, плитки terrazzo, деревянных досок, имитирующих бамбук, складывающихся окон и дверей, архитекторы создали здоровое, художественное, естественное место для жизни, в котором дети могут наблюдать за горами, облаками, ветром и звездами. То, чего очень хотят дети, учителя и родители, и чего так не хватает большинству городских и сельских школ.

Фото © Shuilong Lang

Фото © Peiwen Zhen

Фото © Shuilong Lang

Фото © Shuilong Lang

Фото © Shuilong Lang

Фото © Wei Wang

Фото © Wei Wang

Школы науки и спорта. Брайтон, Великобритания

Авторы: бюро OMA

Создатели Школы науки и спорта в колледже Брайтона бросили вызов традиционному характеру учебных зданий — бесконечным коридорам и навязанной тишине — вместо этого объединили объемы и создали эффектное здание с живыми пространствами, в которых деятельность не диктуется школьным расписанием. Процессы обучения происходят как снаружи, так и внутри классов, дизайн сформулировал новую идею образовательного пространства, усилив взаимодействие и обмен знаниями.
Зачем отделять спорт от науки? Вместо этого архитекторы ОМА решили слить спортивную зону и научный блок в один линейный объем с игровым полем в конце. Основные спортивные помещения находятся на одном уровне с полем, и спортивный зал выходит прямо на него. Научный блок, который включает в себя классы, лаборатории и оранжерею, «окутал» спортивные площадки.
Социальные коммуникации между учениками стали основой концепции: открытое пространство стимулирует неформальное общение. Перепады уровней, лестницы и масштабное остекление визуально связывают мероприятия, происходящие в обоих направлениях, и вызывают неожиданный обмен между различными дисциплинами. Отдельные компоненты здания подвергаются воздействию друг друга: крытая беговая дорожка на первом этаже видна с верхних уровней, в классах есть окна от пола до потолка, даже вытяжки в классах химии сделаны прозрачными — что позволяет ученикам, идущим по коридору, наблюдать за бесконечными экспериментами.
Бюро OMA выиграло конкурс, организованный в 2013 году, когда колледж Брайтона нуждался в расширении научной школы и создании современного спортивного сооружения для развития таланта и физического благополучия. В техническом задании спортивный центр и научный отдел были представлены как два отдельных проекта. После пересмотренного брифа в 2013 году и второго этапа конкурса в 2014 году, проект был утвержден в 2015 году, а еще через 2 года началось строительство.

Школа Мункегард. Гентофт, Дания

Авторы: Dorte Mandrup Arkitekter.
Школа Мункегард в Гентофте построена в 1957 году архитектором Арне Якобсеном. В 2009 году культовая школа была восстановлена и модернизирована для размещения новых междисциплинарных курсов и дифференцированного обучения.
Расширение было предназначено для взаимодействия и стимулирования учащихся для общения, формального и неформального, с помощью использования адаптируемых и гибких учебных пространств. Старая школа состояла из повторяющихся узоров построек и дворов. Архитектор Дорт Мандруп решил в новой пристройке воспроизвести существовавшую тему, добавив четыре больших двора, выполненных в виде кристаллических отверстий.

Фото © Adam Mork

Школа Alfa Omega. Тангеранг, Индонезия

Авторы — RAW Architecture.
Архитектурное бюро RAW Architecture спроектировало зигзагообразную крышу из бамбука для школы, расположенной на болотистом участке в индонезийском городе Тангеранг.

Школа Alfa Omega рассчитана на 300 учеников и построена всего за полгода в непростых природных условиях. Конструктивно здание школы разделено по горизонтали. Наверху бетонных свай высотой чуть более двух метров, находится стальной каркас с остеклением и каменными стенами, поверх которых сооружен этаж из бамбука, увенчанный соломенной крышей.

Выбор в пользу совместного использования стали и бамбука обусловлен разнообразием архитектурных возможностей первого материала и гибкостью, в сочетании с простотой обслуживания, второго.

Остекление в полный рост в пределах стального каркаса здания обеспечивает вид как на внешнюю сторону, так и на соседние школьные постройки. Проходы вокруг классов защищены свесом соломенных крыш, а пространство между каждым блоком можно пересечь с помощью небольших мостиков. Alfa Omega School построена с помощью местных ремесленников, и большая часть материалов была получена в радиусе трех миль от здания, что сильно повлияло на скорость строительства школы.
По словам архитекторов, материалы и дизайн помогают зданию оставаться при стабильной внутренней температуре +27 градусов по Цельсию круглый год.

Фото © Эрика Динарди

Фото © Эрика Динарди

«Зеленая» школа в Париже. Франция

Авторы: Chartier Dalix Architectes.
Проект здания начальной школы и социального центра был разработан в рамках уникальной инновационной программы, в основу которой легло создание собственной природной среды. Концепция здания опиралась на разработку пространства, которое черпало бы свои компоненты из уже существующего контекста, в которую оно интегрировалось. Таким образом, здание стало городским анклавом со своей растительной средой, защищенной людьми.
Эта школа — возможность переосмыслить фундаментальные концептуальные связи между поэзией, образованием и природой, черпая вдохновение из новых эстетических импульсов. Здание взяло на себя задачу воссоздания полнофункциональной экологической системы как места обучения; пространства, где дети реализуют свой потенциал, а также стало центром притяжения для местных жителей.
Проект включает в себя две структуры: школа с восемнадцатью классами (семь дошкольных, одиннадцать начальных школ) и хаб, открытый для местных жителей. Расположено здание в парижском районе Булонь-Бийанкур на территории бывшего завода Renault, до сих пор активно застраиваемой. Школьный проект имел особое значение — он задал тон ландшафту в пределах обширного участка и стал объединяющим элементом пространства, где флора и фауна играют жизненно важную роль в руководстве процессом перестройки для остальной части территории.

Все здание представляет собой природную среду, которая выступает в качестве долгосрочного катализатора биоразнообразия в центре более крупного объекта. Эта структура уникальна тем, что ее внешний вид будет постоянно меняться. Крыша — настоящий висячий сад, являющийся домом для трех уровней растительности: прерий мезофильных растений, кустарников и лесного острова.
Очень интересна «живая» стена из бетонных блоков. Эти блоки представляют два различных типа фактуры: видимая сторона гладкая, отполированная, отражающая свет, остальные стороны ребристые, с грубой, изрезанной текстурой. Эта разница в поверхностях помогает распределять дождевую воду; в углублениях боковых граней расположилась растительность; в отвесах и впадинах соорудили свои гнезда ласточки и поселились другие разновидности птиц. Расположение блоков в шахматном порядке увеличивает типы потенциальных местообитаний для различных видов. Реализация этого проекта — начало новой тенденции: стремления вернуть биоразнообразие в самое сердце городских районов.

Фото © P. Guignard
Фото © Cyrille Weiner
Фото © Cyrille Weiner Фото © David Foessel
Фото © Cyrille Weiner Фото © David Foessel

Школа в Сабу. Буркина-Фасо

Авторы: 3rw Arkitekter.
План здания перекликается с планировкой местных деревень и строительными традициями жителей. Внешняя стена декорирована местными мастерами и отражает символические узоры, а светлый розоватый оттенок стен внутреннего двора визуально создает больше света и простора. Во внутреннем дворе посажены деревья, в будущем там же появятся каналы с водой. Под своей гофрированной металлической крышей здание может принять до 120 учеников.

Фото © 3rw Arkitekter

Nanyang Primary School. Нанчанг, Сингапур

Авторы: Studio 505+LT&T

Эта яркая школа в Сингапуре выглядит так, как будто она сделана из гигантских радужных леденцов. Красочные объемы здания вертятся и изгибаются, повторяя холмистую местность и образуя просторный многоуровневый внутренний двор. В рамках расширения и перестройки начальной школы Nanyang Primary School, расположенной в Сингапуре, архитекторы австралийской Studio 505 и местного бюро LT&T разработали проект нескольких новых зданий. Важной задачей было обеспечение инклюзивности среды для детей всех возрастов.
Изогнутые фасады смыкаются в центре кампуса, где расположена большая лестница, обеспечивающая легкий доступ к классам и объединяющая небольшое пространство амфитеатра для проведения групповых мероприятий на открытом воздухе. Желтые столбы поддерживают мосты-связи, «летящие» над землей и соединяющие два крыла здания. Детский сад и крытые спортивные площадки интегрированы в небольшой овраг — расположились по бокам от него, а в выемке в боковой стене разместилась крытая площадка для игр. Большие навесы обеспечивают затенение и защиту от ветра и дождя. В противовес красочному экстерьеру, интерьер классных комнат очень спокойный, со светлыми однотонными стенами и потолками.
Радужные фасады создавались путем нанесения эмульсионной краски на профилированные сборные железобетонные конструкции, используемые в тандеме с блоками из окрашенного алюминия. Сказочный внешний вид с преобладанием динамичных горизонтальных разноцветных полос создает игривую обстановку, позволяющую детям быть активными участниками и хранителями общего пространства школы.

Одиннадцать лет своей жизни дети практически ежедневно посещают школу. Очень важно в рамках школьного образования обучать детей основам физической культуры. Чтобы дети полюбили проводить время с пользой для собственного здоровья, школьная спортивная площадка должна соответствовать таким требованиям:

  • многофункциональность;
  • простота;
  • универсальность.

Физкультурно-оздоровительные сооружения, которые позволяют детям всех возрастов играть в различные спортивные игры, должны присутствовать в каждой школе. В противном случае времяпровождение детей нельзя будет назвать полноценным и интересным.

Безопасность превыше всего

Современные реалии свидетельствуют о высоком уровне травматизма на старых спортивных площадках. Потому наиболее важный критерий, которому должна соответствовать спортивная площадка в школе – это абсолютная безопасность для ребенка любого возраста. Это свойство площадке обеспечит специальное спортивное покрытие. Для его изготовления используется резиновая крошка. Данный материал является удобным, экономичным и практичным.

Благодаря свойствам резиновой крошки специалисты рекомендуют ее как оптимальное травмобезопасное решение в рамках инфраструктуры школьной спортивной площадки. Наилучшим аналогом плитки из резиновой крошки является бесшовное резиновое покрытие.

Особенности инфраструктуры

Важно, чтобы спортивные площадки в школах соответствовали регламенту, прописанному в государственных документах. На физкультурно-оздоровительных площадках в школах не допускается присутствие:

  • бордюров из бетона;
  • незафиксированных качелей;
  • острых углов;
  • поврежденных перил;
  • скользких ступеней.

Список обязательного для таких объектов оборудования выглядит следующим образом:

  • брусья;
  • турники;
  • каскады;
  • лабиринты;
  • рукоходы.

Помимо многофункциональных физкультурных объектов в рамках инфраструктуры школьной спортивной площадки могут присутствовать и различные типы тренажеров. Их дети смогут использовать не только на уроках физической культуры, но и в свободное время после занятий.

Привлекательный внешний вид

Даже многофункциональная спортивная площадка не будет интересна без красочного оформления. Чтобы сделать ее привлекательной достаточно окрасить различные элементы в яркие цвета, а также разместить в свободных зонах площадки декоративные элементы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *