Сетевая образовательная программа

1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.

3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

М. Н. Малеина*

ДОГОВОР О СЕТЕВОЙ ФОРМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация. Автор приходит к выводу о том, что договор о сетевой форме реализации образовательных программ наиболее близок по своим правовым характеристикам к договору о совместной непредпринимательской деятельности. Сетевое взаимодействие вызвано необходимостью совместной образовательной деятельности, не предполагает создания новых юридических лиц, его участники самостоятельны и действуют на основе собственных учредительных документов и локальных актов. Вместе с тем этот договор имеет и ряд отличительных особенностей. Предмет договора раскрывается как действия по организации совместной образовательной деятельности нескольких организаций путем распределения между ними обязанностей об объеме и порядке осуществления образовательной деятельности, а также о виде и объеме предоставления ресурсов. Предлагается уточнить в законе перечень существенных условий данного договора и исключить из их числа условия о статусе обучающихся, порядке организации академической мобильности обучающихся, порядке изменения и прекращения договора. Обосновано закрепление в законе требования о заключении договора о сетевой форме реализации образовательных программ в простой письменной форме путем составления одного документа. Поддерживается заключение договора о сетевом взаимодействии и сотрудничестве в качестве рамочного соглашения, в котором могут быть определены структура, принципы и общие правила отношений сторон, и наряду с ним отдельных договоров (приложений).

Ключевые слова: образование, договор о сетевой форме реализации образовательных программ, договор о совместной деятельности, договор об образовании, договор об оказании услуги, образовательная организация, обучающийся, образовательная программа, существенные условия, Закон «Об образовании в Российской Федерации».

001: 10.17803/1729-5920.2016.116.7.177-183

Договор о сетевой форме реализации образовательных программ предусмотрен в ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»1 (далее — Закон об образовании), на федеральном уровне какие-либо дополнительные нормативные акты отсутству-

ют. В настоящее время появляются отдельные акты муниципальных образований, например, приказ комитета образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области № 374 от 28 декабря 2013 г. «Организация сетевой формы реализации образовательных программ»2. Между тем эффективная реализа-

1 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

2 URL: http://prig-school.ucoz.ru/index/setevoe_vzaimodejstvie/0-26.

© Малеина М. Н., 2016

*

Малеина Марина Николаевна, доктор юридических наук, профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист РФ civil_law_msal@yandex.ru

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

ция сетевого взаимодействия возможна лишь при условии разработанной нормативно-правовой базы регулирования отношений участников сети.

Договор о сетевой форме реализации образовательных программ может заключаться между двумя или большим количеством участников. Его сторонами являются организации (как российские, так и иностранные), осуществляющие образовательную деятельность, а также научные, медицинские, физкультурно-спортивные организации, организации культуры, иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления разных видов учебной деятельности.

Возможно, что участниками договора выступают только образовательные организации. Например, нескольких школ объединяются для реализации определенной образовательной программы. При этом каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме изучение базовых общеобразовательных предметов и ту часть вариативного содержания обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую она имеет возможность реализовать. Остальную часть профильной подготовки реализует та школа, которая обладает наибольшим материальным и кадровым потенциалом.

Иногда в конкретных договорах стороны именуют себя как основной (базовой) и ресурсной организациями. Такое обозначение не совсем точно, поскольку обе стороны являются равноправными участниками и предоставляют определенные ресурсы для осуществления программы. Поэтому более приемлемо обозначение «партнеры» или «сторона № 1», «сторона № 2».

Договор о сетевой форме реализации образовательных программ заключается добровольно, поэтому привлечение руководителя образовательной организации к дисциплинарной ответственности в связи с необеспечением качества образования путем организации сетевого взаимодействия не соответствует закону.

Это объясняется прежде всего тем, что до заключения договора требуется сравнительная оценка кадровых, материально-технических, информационно-методических и иных условий реализации образовательной программы в предполагаемых организациях-участниках, выявление вероятных рисков (организационно-педагогических, социально-психологических, санитарно-гигиенических) использования сетевой формы и возможности их снижения,

предварительная оценка издержек и дополнительных затрат. Возможно, что итоги такой предварительной работы не позволяют принять участие в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ.

Заключая договор о сетевой форме реализации образовательных программ, образовательная организация обеспечивает исполнение договора образования с обучающимся путем привлечения чужой производственной базы или разработанной другой организацией программы курса, повышает свою репутацию, сотрудничая с международной организацией или известным научным центром, обменивается опытом. Иные, не образовательные организации имеют интерес в заключении договора, так как знакомятся с возможными кандидатами на работу при организации практики, отрабатывают методику своей деятельности при проведении курсов, занятий с обучающимися.

Например, в 2013 г. был заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ бакалавриата по нескольким направлениям подготовки между Московским государственным строительным университетом (МГСУ) и Международным центром Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МЦЛ) (Швейцария). Посредством договора установлены партнерские связи МГСУ с зарубежными образовательными организациями, используется потенциал международного сотрудничества, повышается уровень подготовки и квалификации научно-педагогических кадров. Выпускники получат диплом МГСУ и диплом МЦЛ.

В Законе об образовании не указываются требования к оформлению договора о сетевой форме реализации образовательных программ. На наш взгляд, необходимо закрепление простой письменной формы путем составления одного документа. Это вызвано тем, что:

1) договором могут быть связаны более двух участников, соответственно, третьему и последующему участнику может быть неизвестно содержание документов, которыми обмениваются между собой другие стороны;

2) этот договор всегда длящийся, поэтому в едином документе удобнее сохранить содержание исходных соглашений; 3) в Законе говорится только об общих формах сотрудничества, следовательно, для исполнения договора необходимо описать действия каждой стороны.

В настоящее время образовательные организации разрабатывают примерные формы договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, а также другие локальные акты (положение об организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ, порядок организации академической мобильности обучающихся (лиц), получающих образовательную услугу, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы).

Следует отметить, что на практике иногда организация сетевой формы реализации образовательных программ происходит путем заключения и исполнения двух договоров — рамочного и дополнительного соглашений. Рамочный договор определяет структуру, принципы и общие правила отношений сторон. Дополнительное соглашение (соглашения, приложения) предусматривает существенные условия, процедуры взаимодействия сторон, должно содержать ссылку на рамочный договор.

Например, в рамочном договоре о сетевом взаимодействии и сотрудничестве, разработанном МОАУ средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов (г. Благовещенск), предусмотрено содействие научному и учебно-методическому, консультационному, информационному обеспечению деятельности партнера по договору. Одновременно указывается, что конкретные обязанности в этой области могут быть установлены дополнительными договорами.

Рамочный договор должен применяться с учетом положений ст. 429.1 ГК РФ. В частности, к отношениям сторон, не урегулированным отдельными договорами, подлежат применению общие условия, содержащиеся в рамочном договоре, если иное не указано в отдельных договорах. Вместе с тем если сторонами в последующем не были заключены отдельные договоры, то применение общих положений рамочного договора о сетевом взаимодействии и сотрудничестве невозможно в отсутствие распределения обязанностей между организациями-участниками по поводу условий и порядка осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, характера и объема ресурсов, используемых каждой организацией.

Договор о сетевой форме реализации образовательных программ не подменяет договора

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

об образовании, а существует наравне с ним. Взаимосвязь этих договоров отражена на схеме.

Схема. Взаимосвязь договора об образовании и договора о сетевой форме реализации образовательных программ

Для обучающегося значение договора о сетевой форме реализации образовательных программ заключается в расширении доступа к современным образовательным технологиям и средствам обучения, в использовании возможности углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), в сотрудничестве с учеными престижных научных центров. В локальных актах образовательных организаций предусматривается необходимость письменного согласия обучающегося на использование сетевой формы реализации определенной образовательной программы.

В пункте 3 ст. 15 Закона об образовании называются положения, которые должны быть отражены в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ. Однако редакция указанной нормы позволяет сделать вывод, что законодателем дается лишь материал для формулировки существенных условий, но не сами условия.

По нашему мнению, предметом договора о сетевой форме реализации образовательных программ являются действия по организации совместной образовательной деятельности нескольких организаций путем распределения между ними обязанностей об объеме и о порядке осуществления образовательной деятельности, а также о виде и об объеме предоставления ресурсов.

Условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой

формы, закрепляются в договоре путем указания, на какую сторону в каком объеме возлагаются обязанности по разработке сетевой образовательной программы, общего учебного плана, годового календарного учебного графика, расписания занятий, методического сопровождения реализации программы и пр. Положения договора не могут противоречить Закону. Поэтому исходя из п. 2 ст. 15 Закона об образовании в случае применения сетевой формы реализации образовательных программ при участии организации, осуществляющей образовательную деятельность, и других организаций разработка образовательной программы входит в компетенцию только организации, осуществляющей образовательную деятельность.

С учетом специфики каждого договора указываются иные разнообразные обязанности. Так, в примерной форме договора о сетевой форме реализации дополнительной образовательной программы Курагинской средней общеобразовательной школы № 1 Красноярского края и учреждения дополнительного образования предусмотрено, что учреждение организует повышение квалификации учителей; проводит мастер-классы для обучающихся и учителей; обеспечивает участие в районных и краевых конкурсах по направлениям дополнительной образовательной программы.

В соглашении о сетевом взаимодействии между Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом, Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы и Челябинским государственным педагогическим университетом стороны закрепили за собой обязанности подготовить полные циклы видеолекций для отдельных дисциплин направлений бакалавриата и магистратуры с возможностью совместного использования в режиме закрытого персонифицированного авторизованного доступа на специально разработанном ресурсе в сети Интернет; организовать рабочие группы для разработки основных профессиональных образовательных программ; осуществить подготовку документов для лицензирования указанных образовательных программ; создать совместный банк электронных полнотекстовых изданий профессорско-преподавательского состава для отдельных направлений подготовки; внедрить систему обмена ведущими преподавателями при проведении курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов-партнеров и др.

Порядок реализации образовательной программы находит также отражение в договоре путем установки сроков и последовательности изучения дисциплин, определения порядка перезачета дисциплин, учета и документирования результатов освоения обучающимся соответствующих учебных курсов разными организациями.

К порядку реализации сетевой формы относится также определение способа управления, решения повседневных задач. В договоре можно указать лиц, ответственных за управление сетевым взаимодействием.

В некоторых договорах способ управления прописан подробно или может быть сделана отсылка к локальному акту образовательной организации, определяющему порядок взаимодействия нескольких организаций.

Так, в положении о сетевом взаимодействии Луковниковской средней образовательной школы с образовательными учреждениями округа № 4 (Тверская область) предусмотрено, что непосредственное управление сетевым взаимодействием образовательных учреждений осуществляет координационный совет сети, в состав которого входят по одному представителю от каждого образовательного учреждения и координационного совета отдела образования администрации Старицкого района. Заседание совета проводится не реже одного раза в два месяца или по мере необходимости и правомочно, если на заседании присутствует более половины его членов. К исключительной компетенции совета относится: определение приоритетных направлений деятельности сетевого взаимодействия образовательных учреждений; внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующие деятельность сетевого взаимодействия образовательных учреждений; принятие решения о приеме в сеть новых образовательных учреждений и о выходе из его состава образовательных учреждений.

Что же касается характера и объема ресурсов, используемых каждой организацией, то в договоре выделяются кадровые, учебно-методические (методические материалы, пособия, учебники) ресурсы, помещение и территория для проведения занятий (кабинеты, лаборатории, спортзалы, спортплощадки).

Исходя из деловой практики можно было бы предположить, что договор о сетевой форме реализации образовательных программ является договором об оказании услуг. Так, со-

гласно примерному договору о сетевой форме реализации образовательной программы, разработанному Московским государственным гуманитарным университетом имени М. А. Шолохова, одна образовательная организация в роли исполнителя оказывает образовательную услугу по реализации образовательной программы, а другая образовательная организация в роли заказчика принимает и оплачивает на условиях договора образовательную услугу.

При этом в примерном договоре указывается, что исполнитель вправе самостоятельно организовывать и осуществлять образовательный процесс и проводить учебные занятия в соответствии с требованиями образовательного стандарта, обязан предоставить заказчику необходимый комплект документов для формирования образовательной программы в части оказываемой образовательной услуги, а в случае пропуска занятий по уважительным причинам обучающимися сообщить об этом заказчику.

В свою очередь, заказчик имеет право получать от исполнителя информацию по вопросам организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг, об успеваемости, поведении, отношении обучающихся к учебе в целом и по отдельным предметам и дисциплинам, указанным в приложении к договору, а также об образовательной деятельности и перспективах ее развития. Что же касается обязанностей заказчика, то они сформулированы прежде всего как организация поведения обучающихся на территории исполнителя (обеспечить соблюдение обучающимися правил внутреннего распорядка исполнителя, требований локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий и мероприятий, порядок регламентации образовательных отношений между исполнителем и обучающимися; обеспечить соблюдение обучающимися порядка использования предоставляемых помещений, технических средств обучения, других учебно-методических материалов, соблюдение правил их использования, а также бережное отношение к ним и к имуществу исполнителя и др.).

В то же время в тексте цитируемого примерного договора закреплена совместная деятельность сторон договора путем указания на то, что исполнитель является соисполнителем в рамках

реализации образовательной программы, содержащейся в приложении к договору, а выполнение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению при реализации образовательной программы должно обеспечиваться заказчиком и исполнителем совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения.

На наш взгляд, в исследуемой договорной форме соединены элементы договоров услуги и совместной деятельности, что затрудняет применение в дальнейшем законодательства к сложившимся отношениям. Кроме того, подобный конгломерат не учитывает таких форм сетевого взаимодействия, когда участниками являются три и более организации.

В юридической литературе высказано соображение о том, что договор о сетевой форме реализации образовательных программ представляет собой договор о совместной деятельности3.

На наш взгляд, исходя из предмета рассматриваемого договора наиболее близок к нему по своим правовым характеристикам договор о совместной непредпринимательской деятельности. Сетевое взаимодействие вызвано необходимостью совместной образовательной деятельности, оно не предполагает создания новых юридических лиц. Участники такого сообщества являются юридически самостоятельными и действуют на основе собственных учредительных документов и локальных актов.

Между тем следует отметить, что к договору о сетевой форме реализации образовательных программ неприменимы правила ст. 1051 ГК РФ об отказе от бессрочного договора простого товарищества, ст. 1052 ГК РФ о расторжении договора простого товарищества, заключенного с указанием срока или с указанием цели в качестве отменительного условия, по требованию одной стороны, ст. 1054 ГК РФ о негласном товариществе. Вызывает сложности толкование положений о вкладах товарищей (ст. 1042 ГК РФ) применительно к договору о сетевой форме реализации образовательных программ. Кроме того, исполнение договора простого товарищества означает достижение правовых целей его участников. Исполнение договора о сетевой форме реализации образовательных программ означает, с одной стороны, исполнение

3 Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФБ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс: Комментарии законодательства», 2014.

его участниками своих обязанностей по вкладу в образовательный процесс, с другой стороны, организуются будущие или уже имеющиеся договорные связи образовательной организации и обучающегося. Таким образом, набирается ряд отличительных особенностей этого договора. С дальнейшим развитием законодательства и появлением судебной практики можно будет сделать вывод, является ли договор о сетевой форме реализации образовательных программ новым видом договора простого товарищества или договором sui generis.

Сетевая форма реализации допустима для любого вида образовательных программ, поэтому существенным условием договора является условие о виде, об уровне и (или) о направленности образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы.

Следует согласиться с законодателем об отнесении к существенным условиям согласования правил приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, поскольку при реализации сетевой формы могут быть дополнительные требования к личности обучающегося (например, знание одного или нескольких иностранных языков). Кроме того, обучающиеся должны быть информированы о новом наполнении прав и обязанностей, которые они имеют в силу договора об образовании.

К существенным условиям договора о сетевой форме реализации образовательных программ нормой п. 3 ст. 15 Закона об образовании отнесено название выдаваемого документа об образовании (или документов об образовании и (или) о квалификации, документа или документов об обучении), а также наименование организации, которая выдает указанный документ. В деловой практике указывается и значение документа, например: дает право на получение зачета по определенному курсу в образовательной организации.

Договор о сетевой форме реализации образовательных программ должен действовать не менее установленного периода обучения по определенной образовательной программе, в то же время договор может быть рассчитан на долгосрочное сотрудничество, значительно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

превышающее обучение одного обучающегося. Поэтому условие о сроке действия договора является существенным.

Вызывает сомнение отнесение Законом об образовании к существенным условиям договора о сетевой форме реализации образовательных программ отдельных самостоятельных условий о «статусе обучающихся, порядке организации академической мобильности обучающихся, порядке изменения и прекращения договора» (п. 3 ст. 15).

Дело в том, что если под «статусом обучающихся» Закон имел в виду название категории (воспитанники, учащиеся, студенты, курсанты и пр.), то эта категория и так прямо отражена при согласовании других указанных выше условий (уровень и направленность программы, правила приема, документ об образовании), если статус обучающихся предполагает совокупность его прав и обязанностей, то их перечень и содержание следует из Закона и из договора об образовании с обучающимся.

Не совсем понятно, что имел в виду законодатель, используя оборот «порядок организации академической мобильности обучающихся». Если речь идет о сроке и порядке информирования обучающегося о переходе на другую форму обучения, сроке и порядке передачи документации об обучении в другую организацию, то эти сведения раскрываются в другом существенном условии — порядке реализации образовательной программы.

Что же касается порядка изменения и прекращения договора, то участники договора о сетевой форме реализации образовательных программ вполне могли бы воспользоваться правилами гл. 29 ГК РФ («Изменение и расторжение договора»). Следует также отметить, что для большинства гражданских договоров закон не относит к существенным условиям порядок их изменения и прекращения. Поэтому, полагаю, что и для договора о сетевой форме реализации образовательных программ условие о порядке изменения и прекращения договора существенным не является и должно быть исключено из п. 3 ст. 15 Закона об образовании.

В юридической литературе было предложено дополнить перечень существенных условий рассматриваемого договора указанием на место реализации образовательных программ4.

4 Мошкова Д. М., Лозовский Д. Л. К вопросу о правовом регулировании сетевых форм реализации образовательных программ // Юридический мир. 2014. № 1.

На мой взгляд, в описание предмета договора входит распределение обязанностей между организациями-участниками в части и порядка реализации образовательной программы (место, сроки, ответственные лица). Поэтому отдельно выделять место исполнения образовательной программы как новое существенное условие не нужно.

Подводя итог правовой характеристике этого договора, дадим следующее определение. По договору о сетевой форме реализации об-

разовательных программ организация (организации), осуществляющая образовательную деятельность, а также иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления разных видов учебной деятельности, обязуются совместно участвовать в реализации определенной образовательной программы за счет согласования объема и порядка осуществления образовательной деятельности каждой организацией, а также вида и объема предоставляемых ими ресурсов.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Мошкова Д. М., Лозовский Д. Л. К вопросу о правовом регулировании сетевых форм реализации образовательных программ // Юридический мир. — 2014. — № 1.

Материал поступил в редакцию 6 мая 2015 г.

AGREEMENT ON THE FORM OF NETWORK OF EDUCATIONAL PROGRAMS

123995, Russia, Moscow, Sadovaya—Kudrinskaya Street, 9

УДК 37

СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Быкова Елизавета Викторовна.

Россия, Новосибирск, Государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества», методист регионального модельного центра дополнительного образования детей, bev@donso.su.

Аннотация. В статье приведено понятие о сетевой форме реализации образовательных программ. Рассмотрены две типовые модели таких программ. Показано, что организация сетевого взаимодействия реализации дополнительных общеобразовательных программ, является примером второго (инновационного) способа преодоления стагнации системы дополнительного образования региона (согласно закону развития систем (ТРИЗ).

Приведены примеры жизнеспособности обеих моделей сетевого взаимодействия при реализации дополнительных программ. Доказана эффективность такого подхода к развитию системы дополнительного образования детей в Новосибирской области.

Ключевые слова: сетевая форма реализации программ; типовые модели образовательных программ, закон развития систем; способы преодоления стагнации систем.

NETWORK FORM OF THE IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL GENERAL EDUCATION PROGRAMS AS A RENEWED TOOL SYSTEM OF

SUPPLEMENTARY EDUCATION

Bikova Elizaveta Viktorovna.

the development of the system of additional education of children in the Novosibirsk region has been proved.

Одной из основных задач современного дополнительного образования детей является обеспечение его доступности. Среди условий, которые повышают доступность дополнительного образования, сегодня называют сетевое взаимодействие организаций в процессе реализации образовательных программ.

И.П. Попова, заместитель руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГБОУ «ФИРО» определяет сетевое взаимодействие как современную технологию, обеспечивающую качественное решение ряда вопросов в сфере образования .

Среди целей и задач, на решение которых направлена реализация образовательных программ в сетевой форме:

— повышение эффективности использования имеющихся у участников сетевого взаимодействия ресурсов (образовательных, материально-технических, кадровых);

— рациональное использование финансовых средств организаций, которые объединены решением общих задач;

— повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов, имеющихся у участников сетевого взаимодействия;

— повышение качества образования за счет использования ресурсов партнеров (материально-технических, инфраструктурных, кадровых);

— увеличение вариативности программ и иное.

Сетевое взаимодействие образовательных организаций и режим регулирования отношений между ними подкреплено нормативными документами, утвержденными на государственном уровне. Федеральный закон № 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ» (глава 2, статья 15) определяет нормативную основу сетевого взаимодействия в образовании .

Подробное нормативное и методическое разъяснение по реализации образовательных программ на сетевой основе представлено в Методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ . В данных документах сетевое взаимодействие образовательных организаций рассматривается как условие реализации образовательной программы и понимается как «организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций» .

Таким образом, на государственном уровне определены 2 типовые модели образовательных программ, реализуемых в сетевой форме:

— Типовая модель № 1. «Сетевое взаимодействие организаций, реализующих дополнительные образовательные программы»;

— Типовая модель № 2. «Сетевое взаимодействие с образовательной организацией, не реализующей дополнительные образовательные программы».

При реализации программ, реализуемых в сетевой форме по типовой модели № 1, две или несколько организаций (в том числе иностранных), все из которых имеют лицензию на образовательную деятельность, на основании договора о сетевом взаимодействии и регламента о разработке совместной образовательной программы осуществляют подготовку к разработке, собственно разработку и реализацию совместной дополнительной программы.

Такие программы могут быть разноуровневыми или модульными. При этом, каждая из образовательных организаций будет реализовывать и, следовательно, отвечать за результат освоения обучающимися определенного уровня или конкретного модуля совместно разработанной образовательной программы. В Инструментарии работника системы дополнительного образования такой способ сетевого взаимодействия называется моделью совместной реализации дополнительных общеобразовательных программ (рис 1.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л. Модель совместной реализации ОП | — —— — — —— —————— ——— 1

Совместная образовательная программа А+Б

О.

о

■пз ш

£ ш

О

Образовательная «» организация А

лицензия на образовательную

деят&л ьностъ

1 Договор о сетевом, в гонимо л rhf.tr и и 2. Регламент разработки ссдамасгной ОП 3 Совместнан ОП

Образовательная организации Б

лицензия кс1 обрашсателькую деятельность

2. Модель ресурсной организации

Образовательная программа А

ОбрЭЗОв-Эт^льн-Э я организация А

лицензия на образовательную деятельность с указанием адресов Ресурсной организации

1. Договор о сетевом взаимодействии

2. Договор аренды/ц безвозмездном пользовании

Внесение адресе» помещений Ресурсной организации в приложение к лицензии А

Получение лицензии на -I образовательную I деятельность

Ресурсная организация

Т

нет ПНЦ^НЭНН 14□ ой

При организации сетевого взаимодействия по типовой модели № 2 образовательная организация может реализовывать любые типовые модели дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: (традиционные, разноуровневые, модульные) и использовать при этом ресурсы организаций, которые не имеют лицензию на образовательную деятельность, но являются ресурсными организациями, так как, на основании договоров о сетевом взаимодействии и об аренде/безвозмездном пользовании, предоставляют свои ресурсы, необходимые для реализации ДОП. В лицензии на образовательную деятельность первой организации при этом указываются адреса ресурсных

организаций. В Инструментарии работника системы дополнительного образования такой способ сетевого взаимодействия называется моделью ресурсной организации (рис. 1).

Таким образом, в рамках двух типовых моделей образовательных программ, реализуемых в сетевой форме, могут реализовываться 3 типовые модели дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (традиционные, модульные, разноуровневые). Кроме того, обучение по каждой из них может быть, в том числе, и дистанционным и/или электронным. Рост вариативности реализации дополнительных программ в сетевой форме обеспечивает индивидуализацию процесса обучения и предоставляет большие возможности для разработки индивидуальных образовательных маршрутов. Все это, в свою очередь, повышает доступность дополнительного образования для разных категорий, позволяя решать одну из основных задач современного дополнительного образования.

На практике учреждения дополнительного образования Новосибирской области недостаточно активно пользуются таким инструментом обновления системы, как организация сетевого взаимодействия. Причин тому множество и одна из них — отсутствие четкого понимания того, как именно и почему сетевая форма реализации дополнительных общеобразовательных программ может дать толчок для развития всей системы дополнительного образования.

Рассмотрение именно этого вопроса с точки зрения закона развития систем предлагается далее в данной статье.

Для четкого понимания вопроса, в первую очередь, необходимо разобраться в том, что понимается под системой.

В своей работе «Тектология (Всеобщая организационная наука)» основоположник организационной теории Александр Богданов дает определение понятия «система», признанное классическим: системой, называется совокупность элементов и связей между ними, обладающая свойством, не сводящимся к сумме свойств элементов. То есть, о системе можно говорить, когда целое не просто сумма частей, а нечто большее.

Как видно из определения, система (8181) должна состоять, как минимум, из двух элементов или подсистем, которые взаимодействуют друг с другом (рис. 2) и создают новое «системное свойство», часто называемое синергизмом (объединенное действие двух элементов, которое является более сильным, чем сумма действий этих двух элементов при их раздельном функционировании).

Рис. 2. Графическое изображение системы

Таким образом, вся структура дополнительного образования региона является системой, в которой взаимодействующие между собой элементы — это его участники, а эффективность или результат их взаимодействия не является просто суммой усилий (вклада) каждого из них.

Определившись с понятием «система», остановимся на истории открытия и сути закона развития систем.

В средине 20-го века молодой бакинский изобретатель Генрих Альтшуллер (автор будущей Теории Решения изобретательских Задач (ТРИЗ) проанализировал сотни тысяч технических изобретений и выявил, что наиболее сильные из них получаются тогда, когда есть противоречие, которое грамотно формулируется и разрешается. В результате родилась идея «правильной» постановки изобретательской задачи: не надо делать множество проб и ошибок, достаточно сформулировать противоречие и разрешить его. Проанализировав более трёх миллионов изобретений всего мира Г.С. Альтшуллер, его ученики и последователи обнаружили, что существует всего около 40 приемов разрешения 1200 основных технических противоречий. Все это и привело к мысли, а позже и к открытию Законов Развития Технических Систем (ЗРТС). То есть, любые системы, будь то технические или социальные, появляются и развиваются по определенным объективным законам. Используя их для целенаправленного развития систем, можно избежать множества проб и ошибок.

Один из таких законов развития систем позволяет нам доказать, что сетевую форму реализации дополнительных программ можно рассматривать как эффективное условие обновления системы дополнительного образования региона.

Рассмотрим развитие систем во времени (рис. 3).

Какую бы систему мы не анализировали, по оси «Х» откладывается время. Его масштаб для разных систем различается, так как одни системы рождаются, развиваются за месяцы, другие за десятилетия.

По оси «У» откладывается Главный Параметр Системы. Этот параметр для всех систем разный. В нашем случае, это может быть результат, который мы хотим достичь, например, повышение доступности дополнительного образования для детей региона.

Рис. 3. Б-образный график развития систем

Т(о) — момент рождения системы находится в начале кривой и всегда идет не из нулевой отметки, так как не может возникнуть и существовать система с нулевым главным параметром. Таким образом, по графику видно, что рождение новой системы — это всегда качественный скачек.

Форма графиков развития абсолютно всех систем похожи на латинскую букву Б и в тризовской литературе называются «Б-образные кривые». Судя по этим графикам, можно четко утверждать, что развитие любой системы идет существенно нелинейно. При этом, Б — кривую можно условно разделить на три характерных участка: первый (нижний пологий), второй (подъем), третий (верхний пологий). Остановимся на этапах развития систем.

Первый этап (нижняя пологая часть графика) — это «вживание» родившейся системы в существующее к этому времени окружение.

Второй этап (средняя поднимающаяся часть графика) — это развертывание системы, когда она активно использует имеющиеся ресурсы и обрастает новыми функциями. На этом этапе существует единственный фактор, который может тормозить развитие системы: нехватка нужных ресурсов. В нашем случае можно говорить, например, о дефиците человеческих ресурсов, а именно, об отсутствии обученных новым рабочим функциям специалистов — педагогических работников учреждений дополнительного образования. Примером нехватки материальных ресурсов может быть отсутствие нужных материалов, оборудования, программного обеспечения, площадей и т.п.

На этом этапе новая система стремится к тому, чтобы заменить собой все старые системы подобного назначения. И это объективно полезно как самой новой системе, так и конкурентам, так как всех заставляет развиваться. Однако, приходит время, когда новая система становится привычной для своего окружения и приходит в равновесие с окружающей её средой.

Затем наступает третий этап. Когда система достигает максимальных показателей и исчерпывает свой потенциал развития, наступает стагнация. Основные ограничения, с которыми сталкивается система на данном этапе, связаны с изменениями внешних условий. Эти условия могут быть связаны как с внешними обстоятельствами, так и с деятельностью самой системы. Например, в рамках системы проходило обучение педагогов определенной технологии. Стадия стагнации может наступить из-за того, что все педагоги освоили эту технологию, пользуются ею, и обучение теряет смысл. В этом случае, изменение условий зависит от деятельности самой системы. Если стадия стагнации наступает из-за того, что через какое-то время технология, которой обучались педагоги, перестает быть актуальной, то изменения условий связаны с внешними обстоятельствами.

Возможны разные варианты того, что может произойти с системой после выхода на третий этап. Она может «уйти со сцены», например, как организация октябрят. Или может «спрятаться» в другую нишу, например, как пионерская организация — в Российское движение школьников. А может включиться в состав новой надсистемы, например, как выпускное сочинение советской школы, ставшее составной частью ЕГЭ сразу по нескольким предметам.

Как же преодолеть стагнацию в развитии системы? Оказывается, существуют всего два принципиальных пути: инвестиции и инновации.

В первом случае (инвестиций) речь идет о развитии одной из подсистем конкретной системы, претерпевающей кризис (то есть о закладывании новых Б-кривых). Поэтому, при малейших признаках выхода системы на третий этап развития, необходимо вкладывать силы и средства в новые разработки. Это даст новые Б-кривые, а, следовательно, новые качественные скачки в развитии системы. Надо сказать, что именно такой путь обновления системы (написание новых программ, различных разработок и т.п.) является привычным для дополнительного образования.

Согласно закону развития систем, во втором (инновационном) варианте преодоления стагнации, систему, исчерпавшую ресурсы своего развития, следует объединить с другой, более молодой системой, находящейся на первом или втором этапе своего развития. Главное, чтобы она выполняла ту же самую главную функцию. Если графически сложить эти две Б-кривые (рис. 4), то будет наглядно видно качественный скачок, происходящий не только на графике, но и в реальной жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такое объединение создаст новую систему, ресурсы развития которой значительно выше каждой из исходных.

Таким образом, если в определенный момент времени, к существующей системе добавляется еще один элемент, который начинает взаимодействовать с ранее существующими, то образуется новая, более сложная система (SYS 2), являющаяся надсистемой для SYS 1 и Э3 (рис. 5).

Рис. 4. Графическое изображение инновационного варианта вывода системы из стагнации

Рис. 5. Графическое изображение новой системы, или надсистемы

Интересно, что вводимые элементы могут быть материальными, нематериальными и, в качестве них, можно рассматривать и людей.

Примерами нематериальных элементов систем могут стать понятия, идеи и т.д.) и тогда появляются новые методы, технологии, концепции, научные теории, системы знаний.

В случае, если элементами системы являются люди, создаются новые коллективы, педагогические сообщества, детские организации, общественные движения и т.п.

Видится, что организация сетевого взаимодействия реализации дополнительных общеобразовательных программ как раз и является примером второго (инновационного) способа преодоления стагнации системы дополнительного образования региона. В этом случае, все новые вводимые элементы (материальные, нематериальные, люди) можно рассматривать как ресурсы «нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность…» , которые используются при организации обучения.

К сожалению, настоящее время в Новосибирской области недостаточно используется потенциал сетевого взаимодействия при реализации дополнительных образовательных программ. Но уже сегодня есть примеры, доказывающие эффективность такого подхода к развитию системы дополнительного образования детей в регионе.

Так, положительный опыт работы по типовой модели № 1 «Сетевое взаимодействие организаций, реализующих дополнительные образовательные программы» имеют муниципальные опорные центры Баганского, Искитимского, Коченевского, Краснозерского, Черепановского муниципальных районов и городов Искитим и Обь. Их взаимодействие по совместной реализации программ различной направленности с общеобразовательными учреждениями (школы, детские сады) и учреждениями дополнительного образования детей (ОЦРТДиЮ, ДЮСШ) подкреплено договорами, в которых четко оговорены права и обязанности каждой из участвующих во взаимодействии сторон. В качестве вводимых в новые системы элементов чаще всего выступают материальные ресурсы (площади, оборудование и т.п.), реже — людские (кадры). Опыт введения нематериальных элементов (идей, концепций и т.п.) обновления системы работы учреждений дополнительного образования Новосибирской области при их работе по типовой модели № 1 сетевого взаимодействия реализации программ пока отсутствует.

Однако нематериальные элементы, наряду с материальными и людскими, активно вводятся теми немногочисленными муниципальными опорными центрами, которые уже сегодня имеют положительные результаты работы по типовой модели № 2 «Сетевое взаимодействие с образовательной организацией, не реализующей дополнительные образовательные программы». Так, в МОЦ города Искитим организовано и дает свои плоды сетевое взаимодействие с Международным союзом педагогов-художников. МОЦ города Искитим активно взаимодействует с производственными организациями и с учреждениями высшего образования (летняя сессия в инженерно-технологической школе «Инжетроник» на базе НГАСУ (Сиибстрин); «Школа инженерного мышления»,

на базе ФГБОУ «НГТУ» МТФ с АО «ЭПМ-НовЭЗ»; «Школа юного железнодорожника» на базе СГУПС с АО «Сибирский антрацит»). В МОЦ Черепановского района организовано сетевое взаимодействие с управлением сельского хозяйства администрации района по реализации модульной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Агрознайка».

Все приведенные примеры показывают не только жизнеспособность обеих моделей сетевого взаимодействия, но и полученными результатами доказывают их эффективность.

Таким образом, более активное практическое внедрение сетевой формы реализации дополнительных программ позволит сделать качественный скачок в развитии системы дополнительного образования региона и именно его можно рассматривать как условие обновления этой системы.

Библиографический список:

1. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. — М.: Экономика, 1989.

2. Быкова Е.В. Использование закона развития систем для прогнозирования протекания инновационных процессов в дополнительном образовании // Наука и образование: сборник трудов XII Международной научной конференции, посвященной 75-летию Кемеровской области и 80-летию города Белово. — 2017. -С. 299.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *