Сбор данных

  • Авторы
  • Файлы
  • Ключевые слова

Цветков В.Я., Домницкая Э.В. 136 KB

Под сбором данных, понимают как процессы получения формализованной информации о мире, объектах, явлениях и событиях, так и субъективный опыт использования этих процессов.

Особенность сбора данных в том, что он направлен на получение целостной картины исследуемого явления, в то время как данные собираются разрозненно по разным каналам и разными частями.

При сборе для исследователя играют роль следующие факторы: тема (исследования или сбора), неформальная модель объекта исследования, единицы отбора, единицы измерения, единицы анализа, содержательная модель объекта исследования.

Неформальная модель — упрощенное описание объекта, процесса или ситуации в совокупности терминов естественного и формального языков

Содержательная модель — описание объекта, процесса или ситуации в совокупности терминов и информационно определенных параметров формального языка. Содержательная модель соответствует или содержит описание ситуации или состояния, в котором находился объект исследования.

Единицы отбора определяются качественно и количественно. В частности на количественные единицы (объем работ) в геодезии влияют внешние условия (световой день при полевых работах), особенность человеческого восприятия (возможность осознания процесса, объема и целесообразности продолжения проводимых работ).

Таким образом, в процессе работы специалист создает еще одну модель — когнитивную модель процесса сбора данных. Когнитивная модель — мысленная модель формируемый когнитивной системой исследователя с учетом особенностей его восприятия и накопленного опыта. Она влияет на эффективность и качество работ.

В большинстве современных информационных технологиях сбора применяют кодирование или кодировочные операции. В кодировании выделяются два аспекта: разбиение единиц измерения на единицы кодирования и их классифицирование по категориям анализа.

В некоторых ситуациях возможно соответствие между единицами измерений, в других случаях такое соответствие невозможно. В последнем случае осуществляют структурирование закодированного материала.

Единицы анализа формируют после первичной или предобработки собранного материала. Следовательно, предобработка является обязательной составляющей сбора данных.

В большинстве исследований используется несколько единиц анализа. Эти единицы анализа и формируют содержательную модель.

Как формируются перечисленные единицы? Основой их формирования является процесс логического деления.

Логическое деление — операция, посредством которой исходная совокупность идентифицируемых и информационно определенных параметров распределяется на неделимые единицы (анализа, измерения, отбора). Эта процедура при сборе также связана с построением когнитивной модели, т.е с накопление опыта работ.

Таким образом, при сборе существует методология основанная на комплексном моделировании. Часть этих моделей явная и может быть описана в формальных системах. Часть этих моделей неявная и связана с субъектом, осуществляющим сбор данных. Последнее обусловлено особенностями человеческого восприятия (perception) окружающего мира. Перцепция, понимается как субъективный опыт получения информации о мире людей, вещей и событий, который включает и психологические процессы

Таким образом, в состав технологий сбора информации входят следующие элементы: субъект деятельности, объект исследования, локальность объекта (сфера окружения), инструментальные средства наблюдения объекта, коммуникаторы, характер представления объекта коммуникаторами, технологии сбора, формальные модели сбора, неформальные (когнитивные) модели сбора, модели измерения, модели анализа, модели представления.

Человеческий фактор является существенным и требует учета особенно при создании новых технологий сбора данных.

Библиографическая ссылка

Цветков В.Я., Домницкая Э.В. О МЕТОДОЛОГИИ СБОРА ДАННЫХ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=2379 (дата обращения: 28.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *