СанПИН детского сада

При поступлении ребенка в детский садик родители в первую очередь обязаны проследить за тем, чтобы микроклимат в дошкольной организации соответствовал всем необходимым стандартам и способствовал поддержанию и укреплению здоровья ребенка. Основную роль в обеспечении здорового микроклимата играет проведение проветривающих мероприятий.

При поступлении ребенка в детский сад родители обязаны проследить за тем, чтобы микроклимат в дошкольной организации соответствовал всем необходимым стандартам

Необходимость проведения проветривания

Дошкольные помещения, где присутствуют многочисленные группы детей, и где отсутствует должное проветривание, содержат в воздухе большое количество углекислого газа.

Это число в несколько раз выше нормы, что чревато проявлением у детей и воспитателей следующих симптомов:

  • мигрени;
  • упадок сил;
  • постоянное чувство тошноты.

А вот нормальное проветривание в детском саду гарантирует появление следующих факторов:

  • достаточное содержание кислорода в воздушных массах;
  • уменьшение числа вредоносных веществ, присутствующих в воздушных массах;
  • удаление специфических ароматов, которые негативно воздействуют на нервы различных возрастных групп;
  • приведение в норму увлажненности воздушных масс;
  • уменьшение скорости распространения различных вредоносных организмов и грибковых спор.

Основные правила проведения проветривания в дошкольных учреждениях

Для того чтобы не допустить содержания в воздухе дошкольного учреждения чрезмерного количества углекислого газа, который будет вредить всем группам детей, СанПиН разработал специальный график выполнения проветривания в ДОУ.

Разработанный СанПином график проветриваний в зависимости от времени года содержит следующие требования:

  • проветривание помещений в зимнее время должно проводиться в тот период, когда дети еще отсутствуют в группах;
  • в летнее время дошкольное учреждение должно проветриваться во время нахождения детей на прогулках (разрешено проветривать комнаты и в присутствии детей, но только в том случае, если не будет сквозняков).

Согласно данным, которые разработал СанПиН, длительность проведения проветривания рассчитывается с учетом следующих показателей:

  • площадь комнат;
  • температура воздушных масс в помещении;
  • погодные условия.

Согласно данным, разработанным разработал СанПиН, длительность проведения проветривания рассчитывается с учетом погодных условий

Проветривание помещений в детском саду обязательно нужно прекратить минимум за 30 минут до возвращения детей в группы, это позволит привести в норму микроклимат помещения и предотвратить развитие заболеваний у детей в результате переохлаждения.

Кроме того, для того чтобы снабдить помещение должным количеством кислорода, нужно следовать таким правилам:

  1. Вентиляция детских помещений в младших группах должна производиться раз в час, если такая возможность отсутствует, то раз в 2–3 часа.
  2. При наличии на улице температурного режима меньше +10 градусов, то воздухообмен нужно осуществлять в утреннее время, еще до появления детей (приблизительно 5–10 минут), а затем по истечении каждого часа следует открывать окна хотя бы на минуту. Следует помнить тот факт, что дети детсадовского возраста могут очень быстро заболеть, поэтому проводя вентилирование комнаты, желательно переводить их в другое помещение.
  3. Если температурный режим вне помещения варьируется от -5 до -10 градусов, то воздухообмен следует проводить в утреннее время еще до прихода детей, оптимальной длительностью проветривания является 10–15 минут. А затем по прошествии полутора часов следует открывать окна на 1–2 минуты.
  4. При температурном режиме на улице от 0 до -5 обмен воздушных масс следует осуществлять в утреннее и вечернее время по 15-20 минут (в этот период дети должны отсутствовать в садике, то есть либо они еще не пришли, либо уже ушли). К тому же при нахождении детей в группах следует выполнять вентилирование в период от двух до пяти минут каждый полтора часа.
  5. При температурном режиме от 0 до +5 градусов частота проветриваний комнат увеличивается. Перед и после посещения детей необходимо вентилировать помещение на протяжении 20 минут. А при нахождении детей в группах, обмен воздушных масс выполняется по прошествии каждых полутора часов по 3–7 минут.

Особенности составления графиков проветривания в детском саду

При создании графика проветривания в дошкольной организации в расчет берутся следующие показатели:

  • технические характеристики здания;
  • возраст детей в группах;
  • сезон года.

При создании графика проветривания в дошкольной организации учитывается сезон года

График циркуляции воздушных масс содержит в себе данные о частоте и времени выполнения проветривания, типе проветривания и месте проведения данных действий.

Создание графика осуществляется медсестрой и на нем присутствуют подписи медицинского работника и заведующего образовательным учреждением. График обновляется каждый новый учебный год.

Пример графика циркуляции воздуха, виды проветривания

Для того чтобы лучше понять режим проветривания в детском саду следует ознакомиться с примером графика циркуляции воздушных масс:

  1. 07:00–07:15 — проветривание в комнатах, предназначенных для игр. Проветривание угловое или сквозное.
  2. 08:45–08:55 — проветривание в помещениях, предназначенных для сна. Проводят сквозное проветривание.
  3. 10:25–10:50 — проветривание выполняется в комнатах, предназначенных для сна и игр. Тип проветривание — сквозное.
  4. 12:20–12:30 — проветривание, проводят в комнатах, предназначенных для сна. Вентилирование — угловое.
  5. 14:00–14:30 — вентилирование проводят в помещениях для приема и игр. Тип — сквозное.
  6. 16:00–16:10 – вентилирование выполняется в спальном помещении и приемной. Тип — угловое.
  7. 17:40-18:00 — проветривается комната для приема, игр и сна. Вид вентиляции — сквозная.

Согласно правилам, которые были разработаны СанПиН, сквозное проветривание и угловое может выполняться только при отсутствии детей в помещении. Если выполняется одностороннее проветривание, то его можно производить и при наличии детей в группах, но только в теплые сезоны года.

Согласно правилам СанПиН, сквозное проветривание и угловое может осуществляться только при отсутствии детей в помещении

Традиционное вентилирование детских садов

Правила, которые установил СанПин относительно проветривания комнат в подобных образовательных учреждениях, очень важны, но они должны подкрепляться наличием качественной вентиляции.

На данном этапе времени выделяют два вида систем вентиляции:

  • традиционная;
  • современная.

Традиционный режим вентилирования еще называют простым или естественным. Суть его функционирования заключается в том, что приток свежих масс воздуха производится благодаря форточкам и присутствующим в окошках щелям.

Выведение вытяжки осуществляется с применением шахты на крышу, где присутствует естественный подпор воздуха, в результате чего поднятие теплых масс воздуха выполняется естественным образом.

Но согласно всем расчетам такая система вентилирования имеет гораздо больше недостатков, нежели преимуществ.

Для того чтобы работа естественных систем давала хоть какой-то эффект необходимо предусмотреть в стенах образовательного учреждения возможность выполнения сквозного и углового проветривания, в особенности это касается комнат, где дети спят и играют.

Если размещение детского садика выполнено на территории, где в теплый период года температурный режим длительное находится в диапазоне +30 градусов и выше, то обязательно нужно предусмотреть наличие сквозного и углового проветривания уже не только в спальных и игровых комнатах, но еще и сушилках, туалетных и кухонных помещениях. При наличии углового и сквозного проветривания удаление воздушных масс осуществляется через смежные комнаты.

Традиционный вариант проветривания образовательных учреждений является неактуальным в условиях Крайнего Севера.

Применение современной системы вентиляции

С учетом того, что на данном этапе времени значительно возросло количество частных садиков, то все популярнее стало проведение в них современных систем вентиляции (другое название искусственная вентиляция).

Существует множество видов принудительных вентиляционных систем, которые отлично подойдут для садика, но предпочтение в большинстве случаев отдают приточно-вытяжным системам.

Такое вентилирование гарантирует обеспечение своевременного удаления загрязненных воздушных масс и их замена на чистые. Существует возможность осуществлять контроль над температурным режимом подаваемого в помещение воздуха. Это является огромным плюсом, поскольку в значительной мере снижается вероятность возникновения простудных заболеваний у детей, присутствующих в группах.

Приточно-вытяжная система вентиляции значительно снижает вероятность возникновения простудных заболеваний у детей

Принцип функционирования приточно-вытяжной системы заключается в том, что благодаря данной установке в помещении осуществляется создание двух воздушных потоков — чистого и загрязненного. Воздух, проникающий в помещение с улицы, проходит через специальное фильтрационное устройство, где выполняется удаление всех пылевых и грязевых частиц, уничтожаются вредоносные микроорганизмы. Затем выполняется нагрев воздушных масс до необходимой температуры и только после этого воздух проникает в помещение, где присутствуют дети.

В свою очередь, загрязненные потоки воздуха благодаря вентиляторам проникают в воздуховоды вентиляционной системы, и осуществляется их вывод на улицу.

Согласно расчетам экспертов, при выборе вентиляционной системы для детского сада, лучше всего отдать предпочтение принудительным системам. Подобные рекомендацию объясняются тем, что позволит значительно снизить затраты энергии, к тому же большинство таких установок способны нагревать и увлажнять воздух до требуемых по правилам отметок.

Отмечено, что если главной целью при установке принудительных вентиляционных систем в детском саду является желание сэкономить энергетические ресурсы, то идеальным вариантом будет приточно-вытяжная система, оснащенная рекуператором.

Подобная система в холодное время года значительно снижает растраты на подогрев приточных воздушных масс, к тому же осуществляется снабжение помещения очищенным и теплым приточным воздухом. С помощью рекуператора тепло от уже отработанных воздушных масс переходит в приточные массы воздуха, поэтому затраты энергии значительно снижаются.

Современные вентиляционные системы моноблочного типа, оснащенные рекуператорами, дают возможность осуществить передачу около 70% тепла, что в несколько раз снижает затраты по сравнению с функционированием вентиляционных систем, в которых отсутствует рекуператор.

Из подобных вентиляционных систем, согласно расчетам специалистов, для установки в детском садике больше всего подойдут:

  1. Dantex.
  2. Systemair.
  3. Electrolux.
  4. Breezart.

Вентиляционная система Dantex — идеальный выбор для детских садов

Но несмотря на все положительные стороны принудительных вентиляционных систем для их установки в дошкольном образовательном учреждении они должны соответствовать всем правилам и требованиям.

Основные требования к вентиляционным приборам в дошкольном заведении

Выделяют ряд следующих правил, которым должна соответствовать вентиляционная система в детском саду:

  1. Согласно расчетам было выделено, что кратность воздушных масс на одного ребенка в час должна быть равна не менее 50 м3.
  2. При установке приточно-вытяжного оборудования запрещено объединять воздуховоды приточного и вытяжного типа из кухонного помещения, туалета и сушилки с воздуховодами, присутствующими в спальном помещении и игровой комнате. Кроме того, согласно правилам, присутствует строгий запрет на монтаж в детских садах воздуховодов, выполненных из такого материала, как асбестоцемент.
  3. В помещении для сушки вещей, в ванной и туалете необходимо обеспечение постоянного потока вытяжных воздушных масс, это объясняется нахождением в воздухе большого количества вредных бактерий, частиц средств, входящих в группу бытовой химии, пара, дыма. Поэтому, согласно расчетам экспертов, в этих помещениях с помощью канальных вентиляторов следует создать собственную маломощную вентиляционную систему вытяжного типа. Монтаж вентиляторов выполняется либо в шахту, либо под потолок, это гарантирует обеспечение постоянного притока воздушных масс, что не даст им застояться.
  4. В помещениях, предназначенных для сушки и глажки вещей, рекомендовано выполнить монтаж приточного шкафа, в котором вместо элементов нагрева будут использоваться калориферы, конвекторы или радиаторы.
  5. В комнатах, где выполняется стирка детских вещей, тоже следует монтировать мощную вытяжку, это предотвратит скопление в комнате влаги, а соответственно снизиться риск развития грибков.
  6. Вентиляционная система в подобном учреждении обязательно должна быть сбалансированной и с достаточным уровнем производительности, поскольку от этого напрямую зависит состояние здоровья детей и воспитателей.

Особенности вентиляции в детском саду с учетом зонирования

С учетом того, что в детском саду существует несколько основных зон, где ребенок проводит больше или меньше времени и были разработаны требования к вентилированию в этих зонах.

На данном этапе времени выделяют три основные зоны:

  • игровая;
  • зона для сна;
  • учебная.

В игровой зоне активность ребенка находится на высоком уровне, поэтому вентиляция в этой зоне должна быть выше, чем в других помещениях.

В игровой зоне активность ребенка достигает своего пика, поэтому здесь повышенные требования к вентиляции

Для того чтобы обеспечить равномерный поток воздушных масс в игровой зоне в область потолка или стены (все зависит от размещения воздуховода) монтируется диффузор. Если осуществить правильный подбор климатического оборудования, то детям гарантируется возможность играть в наполненном свежим воздухом помещении.

Поскольку в зоне, предназначенной для сна, дети проводят только несколько часов, то и вентиляция там не должна быть чрезмерно интенсивной. В обратном случае существует риск того, что ребенок заболеет простудой в результате неконтролируемых потоков воздуха.

Именно поэтому монтаж вентиляционной системы в комнаты, предназначенные для сна, выполняется с учетом следующих правил:

  1. Воздушные массы, размещенные между решеткой вентилятора пропускного типа и коробом отверстия для вытяжки, должны минимально перемешиваться.
  2. Температурный режим в спальне должен быть приблизительно на 1–2 градуса выше этого же показателя в зоне, предназначенной для игр.

Учебная зона в детском саду подразумевает под собой место, где дети учатся писать и читать. Температурный режим в этом помещении должен быть теплее, нежели в игровой зоне и холоднее, чем в спальне.

Чтобы обеспечить подобный показатель направляющие заслонки вентилятора приточного типа размещают в положение «вверх». Холодные воздушные массы, полученные из улицы, выталкиваются к потолку. В свою очередь, теплые воздушные массы, присутствующие в помещении, тоже поднимаются вверх. Далее, происходит их смешивание.

Благодаря тому, что смешивание осуществляется в области потолка, атмосферный поток не воздействует на малышей, соответственно на них не оказывается никакого негативного влияния.

Аналогичным образом выполняется регуляция потоков воздуха при функционировании в детском саду кондиционеров бытового типа.

Использование в детском саду канального очистителя воздушных масс Tion Eco

Если вентиляционная система, установленная в детском саду, не справляется со своими функциями и в помещениях присутствуют различные запахи и загрязняющие частицы эксперты рекомендуют осуществить монтаж канального очистителя воздуха Tion Eco.

Воздушные массы, проходящие сквозь данную установку, подвергаются бактерицидному воздействию, а благодаря фильтрационной составляющей осуществляется удаление из воздуха различных загрязняющих частиц: пыль, плесень, бактерии, вирусы, запахи газы.

Популярность очистителя обеспечивается наличием в нем следующих положительных свойств:

  • не только оказывает обеззараживающее воздействие, но и очищает воздух от пылевых частиц и других загрязняющих веществ;
  • разрешено использовать в виде бактерицидного фильтра для организации рециркуляции помещения;
  • во время его функционирования не осуществляется выделения вредных веществ и излучений;
  • перепад давления на фильтрационном устройстве гораздо ниже, нежели в аналогичных устройствах;
  • благодаря высококачественным фильтрационным свойствам вероятность проникновения в помещение мертвых микроорганизмов практически сводится к нулю;
  • потребление электрической энергии в несколько раз ниже, чем в бактерицидных секциях;
  • цена на замену съемных элементов в 5–10 раз ниже, чем в УФ-лампах.

Канальный очиститель воздушных масс Tion Eco является достаточно популярным и обладает многими преимуществами

Устройство состоит из 5 основных элементов, каждый из которых обладает своими свойствами:

  1. Префильтр. Осуществляет задерживание крупных пылевых частиц и предотвращает их попадание в помещение.
  2. Электростатический блок. Преобразует механические загрязняющие частицы и биоаэрозоли таким образом, что у них возникает электростатический заряд.
  3. НЕРА-фильтр. На нем происходит оседание загрязняющих частиц и биоаэрозолей.
  4. Фильтр адсорбционно-каталитического типа. Преобразует озон в кислород.
  5. Блок-автоматики. С его помощью контролируется функционирование всей установки. В моделях подвесного типа присутствует панель индикации.

Несмотря на множество положительных свойств данного устройства, его применение в детских садах выполняется в очень редких случаях, поскольку устройство довольно дорогостоящее.

Государственные дошкольные учреждения не могут себе позволить покупку такого прибора, они во многих случаях даже не могут позволить установку принудительных вентиляционных систем и приходится выполнять проветривание вручную.

Относительно частных детских садов, то некоторые из них оснащены таким или подобными приборами. Но вполне хватает принудительной вентиляции приточно-вытяжного типа, а если параллельно с ее функционированием осуществлять регулярное проветривание помещений, то дети, которые посещают данный детский садик, гарантировано будут избавлены от воздействия различного рода бактерий.

Отвечает заведующая отделением гигиены детей и подростков Волковысского зонального центра гигиены и эпидемиологии Валентина Крынчик:

— Согласно Приложению 3 к Санитарным нормам и правилам «Требования для учреждений общего среднего образования» от 27.12.2012 года, температура воздуха в классах школы не должна быть ниже 18 градусов, со знаком плюс, естественно. Однако в тех помещениях, где дети занимаются спортом или слушают концерты, смотрят фильмы, она может быть несколько ниже. Например, в спортивном зале — от 15 до 18 градусов, а в актовом зале, лекционной аудитории или киноаудитории — не ниже 17 градусов тепла.

Есть в школе и такие места, где должно быть теплее по сравнению с другими. Например, в кабинете врача не допускается температура ниже 21 градуса, в раздевалке при спортзале — от 19 до 23 градусов, в санузлах — от 19 до 21, в умывальных помещениях — от 20 до 23 градусов тепла. В душевых же и вовсе температура воздуха не должна быть ниже 25 градусов. Спать, как и учиться, школьникам рекомендовано при температуре от 18 до 20 градусов тепла.

Согласно Приложению 5 к Санитарным нормам и правилам «Требования для учреждений дошкольного образования» от 25.08.2013 года, в детских садах температурный режим следующий: в приемных и игровых помещениях для детей в возрасте до 3 лет должна поддерживаться температура 21-23 градуса. В спальне детишек этого возраста должно быть от 20 до 22 градусов тепла, а в туалетной — не ниже 21 градуса.

Для детей садовского возраста (от 3 до 6 лет) нормы чуть другие — не менее 19 градусов тепла в столовых, групповых, раздевальных помещениях, в зоне отдыха и в туалетных.

Независимо от возраста ребятишек в учреждениях дошкольного образования в помещениях для музыкальных занятий и занятия физической культурой, а также в служебно-бытовых помещениях температура воздуха должна быть от 18 до 20 градусов тепла. В помещениях медицинского назначения — от 21 до 23, а в помещениях детского творчества — от 20 до 22 градусов тепла. Самое прохладное место в учреждениях дошкольного образования — буфетная, где достаточной считается температура от 16 до 18 градусов тепла.

В случаях нарушения температурного режима родителям стоит, прежде всего, обратиться в администрацию школы или детского сада с требованием принять меры по решению этой проблемы. Если меры приняты не будут, родителям следует обратиться к начальнику отдела образования, спорта и туризма Волковысского райисполкома.

В 2019 году работу дошкольных учреждений (ДОУ) регламентируют новые правила – СанПиН 2.4.1. 3049-13. СанПиН для детских садов 2019 года предусматривает ряд обязательных требований, относящихся к санитарной сфере. В частности, речь идет о требованиях к:

  • размещению детского сада,
  • используемому оборудованию,
  • оформлению и содержанию ДОУ,
  • освещению,
  • канализации,
  • режиму питания,
  • приему детей,
  • режиму дня, занятиям и физвоспитанию,
  • персоналу.

Данные правила разработаны с целью обеспечения оптимальных условий воспитания детей в детских садах. Большое внимание в документе уделено организации питания дошкольников.

Новый СанПиН для детских садов по питанию устанавливает широкий перечень требований, предъявляемых к используемым продуктам, меню, приготовлению блюд и др. В данной статье они рассмотрены подробно.

Меню в дошкольном учреждении

Меню для ДОУ должно быть разработано согласно физиологическим потребностям детей каждой возрастной группы. Обязанности по проверке и утверждению меню возлагаются на руководителя учреждения.

При составлении рациона питания в ДОУ допускаются следующие виды продуктов:

  • мясо и рыба,
  • молоко и молочные продукты,
  • куриные яйца,
  • сливочное масло,
  • хлебобулочные и кондитерские изделия,
  • фрукты и овощи, в т.ч. консервированные,
  • соки, компоты, чай.

СанПиН 2019 года для детских садов запрещает включать в меню:

  • продукты из мяса диких животных,
  • молочные продукты, не прошедшие процедуру пастеризации,
  • кондитерские изделия с кремом на основе растительных или животных жиров,
  • натуральный кофе,
  • газированные сладкие напитки и минеральную воду.

Дети в возрасте до года, находящиеся на искусственном вскармливании, должны получать в детском саду молочные смеси. Допускается получение как жидких, так и сухих смесей для последующего разведения. Режим питания для таких детей разрабатывается индивидуально и учитывает физиологические особенности развития каждого малыша. Молочные смеси, поступающие в дошкольное учреждение, должны поставляться только из муниципальных молочных кухонь и иметь государственную регистрацию.

Руководитель детского сада обязан ежедневно информировать родителей о перечне блюд, включенных в меню, и составе каждого блюда. Подробное меню на следующий день с указанием наименований блюд и входящих в их состав продуктов вывешивается отдельно по каждой группе. В меню также должны быть указаны объемы порций. Если в группе есть дети, страдающие аллергическими реакциями на те или иные блюда, то в меню обязательно должны включаться замещающие продукты, о чем руководитель детского сада также информирует родителей заранее.

Как составлять меню по СанПиН автоматически?

Для этого удобно использовать программный модуль «Управление питанием, контроль диет» системы контроля деятельности образовательного учреждения. Он позволяет формировать меню-требование, циклическое меню, меню-раскладки и пр. отчетность. Подробнее о программе читайте .

Режим питания

Режим кормления детей в дошкольных учреждениях предусматривает четырехразовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин. Нормативы блюд и продуктов, включаемых в каждый прием пищи, строго регламентированы.

1. Завтрак:

  • горячее блюдо,
  • бутерброды,
  • горячий напиток

2. Обед:

  • закуска,
  • первое горячее блюдо,
  • второе блюдо,
  • напиток

3. Полдник

  • выпечка либо кондитерское изделие,
  • напиток

4. Ужин

  • салат,
  • второе блюдо,
  • горячий напиток

СанПиН для ДОУ 2019 допускает возможность изменения графика питания в зависимости от возраста детей и длительности их пребывания в детском саду. Так, если ребенок проводит в ДОУ от 8 до 10 часов, то режим его питания должен быть следующим:

  • завтрак (с 8.00 до 9.00),
  • обед (с 12.00 до 13.00),
  • полдник (с 15.30 до 16.00),
  • ужин (с 18.30 до 19.00).

Руководитель ДОУ также имеет право по своему усмотрению установить в группе второй завтрак в промежутке времени с 10.30 до 11.00.

Для детей, проводящих в детском саду от 10 до 12 часов, устанавливается следующий режим приема пищи:

  • завтрак (с 8.00 до 9.00),
  • обед (с 12.00 до 13.00),
  • полдник (с 15.30 до 16.00),
  • первый ужин (с 18.30 до 19.00),
  • второй ужин (с 21.00 до 21.30).

Для детей, проводящих в дошкольном учреждении более 11 часов, рацион питания должен быть разработан таким образом, чтобы обеспечивать 80% суточной потребности ребенка.

Прием продуктов, чистка тары и содержание пищеблока

СанПиН для детских садов 2019 года по пищеблоку предусматривает ряд строгих правил, регламентирующих поставки продуктов, их хранение и правила гигиены.

Все продукты, привозимые в детский сад, должны иметь документы, подтверждающие их свежесть и надлежащее качество. При выявлении нарушений в документации и\или правилах хранения продуктов на этапе приемки руководитель детского сада имеет право отказаться от получения данной партии и потребовать замену.

Особое внимание уделяется хранению скоропортящихся продуктов. Не допускается нарушение целостности упаковки в процессе хранения; также строго запрещено хранить охлажденные скоропортящиеся продукты вне холодильника. Все продукты должны находиться в заводской либо потребительской таре с плотно закрытой крышкой.

Хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия должны храниться на стеллажах или полках, расположенных выше 35 см от уровня пола. Полки и стеллажи должны быть чистыми, а помещение – сухим и хорошо проветриваемым.

Подробнее о хранении продуктов в ДОУ можно почитать в нашей статье.

Посуда, используемая для приготовления блюд и во время приемов пищи, должна очищаться строго в следующем порядке:

  • удаление остатков продуктов,
  • ручная чистка с использованием соды,
  • ополаскивание,
  • кипячение,
  • просушивание на решетке.

Пищеблок в детском саду должен быть оборудован индивидуальной мойкой, куда подводится холодная и горячая вода. Пищеблок и общая кухня должны содержаться в идеальной чистоте, график уборки устанавливается и утверждается руководителем дошкольного учреждения и должен неукоснительно соблюдаться. Все блюда, которые готовятся на кухне дошкольного учреждения, размещаются в отдельной маркируемой таре. Допускается добавление витаминов в пищу при приготовлении, но исключительно индивидуально – после предварительного согласования с родителями и под строгим контролем медицинского работника.

Скачать СанПиН 2019 года для детских садов можно здесь.

Автор статьи: Лидия Ситникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *