РЖД пенсия

– Дмитрий Сергеевич, расскажите об изменениях в государственной пенсионной системе.
– В октябре этого года после долгого обсуждения в правительстве, Госдуме и субъектах Федерации было принято компромиссное решение о повышении пенсионного возраста. Принятый закон подразумевает поэтапное повышение срока выхода на пенсию – для женщин до 60 лет, для мужчин до 65. Повышение пенсионного возраста касается не всех граждан. Оно не затрагивает лиц, работающих в особых условиях труда, так называемые списки 1, 2 и «малые» списки. Таких работников в ОАО «РЖД» много – более 300 тыс. человек.
Повышение пенсионного возраста – тема остросоциальная и поэтому достаточно болезненно воспринималась людьми, особенно теми, кто подошёл близко к сроку выхода на пенсию. Поэтому на разных уровнях государственной власти приняты различные дополнительные решения. Так, сохранены федеральные налоговые льготы для граждан предпенсионного возраста. Субъекты Федерации тоже приняли различные законодательные решения по сохранению имеющихся льгот. Практически в два раза повышено пособие по безработице. Создана специальная программа повышения квалификации людей старшего возраста, которая будет финансироваться государством.
– Как изменение пенсионного возраста скажется на работниках железнодорожной отрасли?
– «Российские железные дороги», как компания с высокой социальной ответственностью, видели тревогу и беспокойство со стороны работников и прорабатывали меры, которые смягчат переход к новому пенсионному возрасту.
На предварительном этапе были выявлены основные тревожащие работников вопросы – это опасение за своё здоровье в будущем, неуверенность, что будут силы работать дольше. Понимая эти беспокойства, внутри социально-кадрового блока были разработаны предложения, которые приняты решением правления ОАО «РЖД» 15 октября 2018 года. Наш железнодорожный пенсионный фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» тоже принимал участие в подготовительной работе.
– Какие изменения в корпоративную пенсионную систему будут внесены со следующего года?
– Одно из основных изменений – это возможность получать корпоративную пенсию по достижении прежнего возраста выхода на пенсию, то есть в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Для того чтобы воспользоваться этой возможностью, необходимо вступить в корпоративную пенсионную систему до конца этого года.
Другое нововведение также позволяет получать пенсию по прежнему пенсионному возрасту: те, кто уже не может работать в напряжённом ритме и готов перейти на нижеоплачиваемую должность, смогут получать одновременно и зарплату, и негосударственную пенсию в 55 и 60 лет.
– Каких должностей коснётся это изменение?
– Это коснётся руководителей, которые перейдут на должности специалистов, служащих или рабочих. Такое решение выгодно всем. Компания заинтересована в том, чтобы руководящие работники старшего возраста, имеющие высокую квалификацию и большой опыт, продолжали трудиться в компании. При этом многие из таких работников тоже хотели бы продолжить трудовую деятельность, но в более щадящем режиме, с меньшими нагрузками.

Конечно, на нижестоящей должности и зарплата меньше, но появляется ещё один источник дохода – корпоративная пенсия. Такое решение открывает и так называемый карьерный лифт: освобождается место для подрастающей моло­дёжи с точки зрения и компетенций, и амбиций.
– Помимо возможности получать корпоративную пенсию по прежнему пенсионному возрасту будут ли ещё изменения для работников компании?
– Да, третье принятое решение касается в целом социальной политики. Для тех, кто заключит трудовой договор с компанией до конца года, при наработке стажа в 20 лет и более сохранится набор льгот, который сейчас предоставляется этой категории в соответствии с Коллективным договором.
– Речь шла ещё об одной новации – компания будет дополнительно софинансировать взносы работников. В чём суть идеи?
– Действительно, компания планирует предоставить своим сотрудникам дополнительную возможность существенно увеличить размер будущей корпоративной пенсии.
Как вы знаете, по действующим нормам работники ОАО «РЖД» при определённом стаже получают единовременное вознаграждение за преданность компании.
Новация в том, что начиная с премии за 20-летний стаж предоставляется возможность перечислить эту премию в счёт будущей негосударственной пенсии – со 100-процентным софинансированием со стороны ОАО «РЖД». То есть компания фактически удвоит сумму отчисления на пенсионный счёт. Со стороны компании это поощрение, плата за трудовое долголетие работника, его преданность.
– Уже сейчас охват корпоративной пенсионной системой в ОАО «РЖД» довольно большой, в ней состоят 8 из 10 работников. Как вы думаете, повлияет ли на отношение работников к корпоративной пенсии новый пенсионный возраст?
– Мы не устаём повторять, что корпоративная пенсионная система в том виде, в каком она действует в РЖД – когда часть взносов на будущую пенсию работника софинансирует компания, – является абсолютно уникальной возможностью для железнодорожников получать в будущем вторую, дополнительную к государственной пенсию. И компания неоднократно заявляла о том, что корпоративная пенсионная система не только сохранится, но и будет развиваться с учётом интересов самих работников. НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» продолжит качественно обслуживать работников железных дорог и выплачивать отраслевые пенсии.

08 августа 2017 09:28

Каждый год в первое воскресенье месяца августа наша страна отмечает День железнодорожника. В этом году праздник выпал на 6 августа.

Специалисты Пенсионного фонда напоминают, что работники железнодорожного транспорта могут уйти на заслуженный отдых досрочно.

В Еврейской автономной области город Облучье по праву считается городом железнодорожников. На его территории располагаются организации, чья деятельность связана с железной дорогой. Локомотивное депо, дистанция пути, дистанция связи, дистанция электроснабжения, железнодорожный вокзал и станция, вагонное депо. Более трети работающего населения города связано с железнодорожным транспортом, эти люди сохраняют и передают из поколения в поколение славные традиции работников стальной магистрали для того, чтобы железная дорога работала слаженно и бесперебойно.

Практически еженедельно в Управление Пенсионного фонда в Облученском муниципальном районе обращаются граждане по вопросам пенсионного обеспечения, именно как работники железной дороги. Работники железнодорожного транспорта отнесены к категории тех трудящихся, которым предоставляются льготы по пенсионному обеспечению. Досрочный выход на пенсию — есть не что иное, как компенсация за тяжелые условия труда. Учитывая особый характер труда, железнодорожникам, занятым непосредственно на перевозках грузов и пассажиров, обеспечивающих безопасность перевозок, пенсия назначается на пять лет раньше общеустановленного возраста и выплачивается пожизненно.

Основные условия для установления досрочной трудовой пенсии:

  1. Для мужчин — при достижении возраста 55 лет, при условии, если они проработали не менее 12 лет и 6 месяцев, для женщин — по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
  2. Страховой стаж не менее 25, или 20 лет для мужчин и женщин, соответственно.
  3. Льготный стаж не менее 12 лет 6 месяцев для мужчин и 10 лет для женщин, т.е. при неполном льготном стаже нет снижения пенсионного возраста как по Списку № 1 и № 2 и права на данный вид пенсионного обеспечения отсутствует.

Конкретный перечень таких работников содержится в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене…», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 N 272 (далее – Список от 24.04.1992).

К работникам железнодорожного транспорта законодатель относит не только работников магистральных железных дорог, но и работников железнодорожных веток на промышленных предприятиях. Так, имеющиеся в списке профессии «машинист и помощник машиниста тепловоза» и «машинист и помощник машиниста электровоза» приведены без дополнительных условий и уточнений, т.е. работник может работать машинистом тепловоза на железнодорожной ветке предприятия или организации.

Для некоторых видов профессий предусмотрены дополнительные условия. Например: работник по профессии «дежурный по сортировочным горкам» или «диспетчер маневровый» будут иметь право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии работы на станциях внеклассных и первого класса. Монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений, приобретают право на досрочную пенсию, при условии работы только на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. Электромонтеры контактной сети — на магистральных железных дорогах. Периоды трудовой деятельности, осуществлявшейся в профессиях и должностях, не предусмотренных в Списке, не дают право на включение их в стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной трудовой пенсии.

В каждом конкретном случае обстоятельства индивидуальны и должны подтверждаться соответствующими документами: приказами, платежными ведомостями, штатным расписанием и другими документами, из которых можно определить, что работник был постоянно занят именно на тех работах, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Для установления досрочной трудовой пенсии немаловажное значение имеет уточняющая справка, выданная администрацией предприятия.

В справке должны быть отражены периоды отвлечений (периоды отпусков без содержания, простоев, прогулов, курсов повышения квалификации и др.), поскольку в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготный стаж засчитывается только работа, выполняемая постоянно в течение полного рабочего дня.

Летом 2018 года бывший машинист локомотивного депо Челябинск Григорий Осокин обратился к президенту России и председателю РОСПРОФЖЕЛ с просьбой помочь ему с назначением льготной пенсии.
В 1994 году, отработав более 10 лет в качестве помощника машиниста, а потом и машиниста электропоезда, Григорий Николаевич был вынужден уволиться по собственному желанию с железнодорожного транспорта в связи с ухудшением здоровья.
– После ухода с железной дороги я много лет работал в различных структурах. Мою работу отмечали благодарностями и грамотами, но в связи с экономической ситуацией в стране в 2016 году попал под сокращение. В поисках работы пришлось столкнуться с неприятной реальностью – из-за возраста я неинтересен работодателям.
Когда мне исполнилось 55 лет я, надеясь на свой локомотивный стаж, обратился в пенсионный фонд, но там мне отказали, сославшись на нехватку стажа. Оказывается, чтобы железнодорожнику-мужчине получить досрочную пенсию нужно отработать во вредных условиях 12 лет и 6 месяцев и не днем меньше. Президенту России и председателю РОСПРОФЖЕЛ я написал от отчаяния. В Профсоюз обращался просто по старой памяти, надеясь, что проблема с пенсией машиниста их заинтересует. Когда меня пригласили в Дорпрофжел ЮУЖД для беседы и предложили помощь, я был приятно удивлен, – рассказывает Григорий Осокин.
РОСПРОФЖЕЛ, несмотря на то, что бывший машинист уже давно не является членом профсоюза, не оставил его в трудной жизненной ситуации. Главный правовой инспектор труда профсоюза на ЮУЖД Екатерина Ушакова не только помогла заявителю оформить исковое заявление в суд, но и сама принимала участие в заседаниях. В результате была найдена лазейка в законе.
– Дело в том, что свою трудовую деятельность Григорий Николаевич начал в 1982 году. Тогда машинисты относились к Списку № 2 профессий, дающих право на льготную пенсию. Для этих работников действующее пенсионное законодательство предусматривает возможность назначить страховую пенсию с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев работы в тяжелых условиях, если работник отработал не менее половины установленного законом вредного стажа, который составляет 12 лет 6 месяцев – для мужчин, 10 лет – для женщин, – поясняет Екатерина Викторовна.
Итогом почти полугода судебных разбирательств стало решение суда в пользу бывшего железнодорожника. Страховая пенсия ему будет назначена в марте текущего года в возрасте 56 лет.
К сожалению, ситуация, в которую попал Григорий Осокин – типичная. Многие железнодорожники трудовая деятельность, которых непосредственно связана с движением поездов, начиная с 1992 года, могут претендовать на досрочную пенсию, только если выработан полный вредный стаж. Это связано с тем, что их профессии были выделены в отдельную группу, для которой законом не предусмотрена возможность уменьшения пенсионного возраста при наличии половины обязательного вредного стажа.
Например, если машинист отработал 10 лет в период до 1992 года и вынужден был по состоянию здоровья перейти на другую работу, у него есть возможность выйти на пенсию в 56 лет. В другом случае, когда аналогичный трудовой стаж выработан после 1992 года, то есть у работника неполный вредный стаж, уменьшение пенсионного возраста пропорционально отработанному во вредных условиях времени не предусмотрено законом. Когда речь шла о пяти годах разницы в сроке выхода на пенсию, это воспринималось не так болезненно, как сегодня, когда разница составляет десять лет.
– Мы считаем, что увеличение пенсионного возраста, требует создания максимально благоприятных условий для получения досрочных государственных пенсий всем работниками, которые трудятся в тяжелых, вредных условиях. Нельзя их искусственно делить по отраслям, создавая кому-то более, а кому-то менее выгодные условия. Но для этого необходимо внести изменения в законодательство, – отметил председатель Дорпрофжел Андрей Бабинцев.

Назад к списку статей

Владивостокский филиал Дорпрофжела дальневосточной железной дороги назвал правительственный законопроект о повышении пенсионного возраста негуманным и крайне жестоким. Дело в том, что многим железнодорожникам просто не хватит здоровья доработать до новой пенсии, а большинство мужчин-железнодорожников до нее просто не доживут.

— Если проект будет принят в предложенном варианте, то большинство мужчин-работников отрасли не доживут до пенсии, а женщины выйдут на нее тяжело больными, – приводит сайт Федерации профсоюзов Приморского края мнение профлидера филиала Натальи Ляминой. – Трудом, здоровьем и жизнью нынешнего поколения работников создано все вокруг нас, и заставлять людей работать до смерти на рабочих местах – бесчеловечно. И не надо приводить в пример пенсионный возраст немцев, датчан и японцев, «забывая» про уровень их жизни, доступность первоклассной медицины и то, что они по отношению к нам – долгожители.

Несмотря на то, что некоторые категории работников отрасли имеют право на льготную пенсию, а значит, их не коснется пенсионная реформа, распространяется это не на всех, и не всем удастся получить льготную пенсию. Уже сегодня по состоянию здоровья многие из них не проходят медкомиссии и «списываются» со своих рабочих мест. Чем выше возраст, тем сложнее пройти обязательный профосмотр 40-45 летним «вредникам»: слишком высоки требования к состоянию здоровья. 60-летние работники просто по здоровью не смогут трудиться по специальности, а найти другую работу в таком возрасте невозможно уже сейчас.

— Реформы на железнодорожном транспорте в первую очередь направлены на повышение производительности труда, то есть, выполнение большего объёма работ меньшей численностью работников. Поэтому труд на железнодорожном транспорте сегодня – удел здоровых людей, а их в отрасли все меньше, – говорят члены трудового коллектива Эксплуатационного вагонного депо Уссурийска.

К тому же на пути к льготной пенсии есть и другие препоны.

— Сегодня я как дежурная по станции не могу оформить льготную пенсию из-за того, что не набираю необходимое количество лет по приему и пропуску поездов на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением. Этот формальный показатель не дает мне раньше уйти на заслуженный отдых, но ничуть не облегчает тяжесть моей работы, – рассказывает член профорганизации Роспрофжел станции Уссурийск Любовь Кожемякина.

По данным профкома Эксплуатационного вагонного депо Уссурийска, 1085 работников депо работают по 11–12 часов в сменном режиме, 959 человек трудятся на открытом воздухе при любых погодных условиях. И только 553 работника имеют право на досрочное назначение пенсии.

80% работников Спасск-Дальненской дистанции сигнализации, централизации и блокировки круглый год трудятся на открытом воздухе в резко-континентальном приморском климате, сталкиваются с высоким уровнем шума от проходящих поездов, работы реле и трансформаторов, не всегда имеют возможность полноценно питаться в рабочее время. Поэтому более половины из них имеют серьезные проблемы со здоровьем, но другую работу в этом возрасте на территории района найти практически невозможно.

Похожая ситуация и в Эксплуатационном вагонном депо Уссурийска: из 1160 работников после достижения пенсионного возраста продолжают работать лишь 15 женщин и 14 мужчин. Это всего лишь 2,5% от общей численности трудового коллектива. Остальные не могут даже подрабатывать из-за накопившихся проблем со здоровьем.

Напомним, что профсоюзы выразили категорический протест против увеличения возраста выхода на пенсию. По всей России проходят митинги и пикеты, организованные профсоюзными организациями.

При оформлении путейцев на заслуженный отдых учитывается каждая прошедшая по их участку пара поездов
Порядок начисления пенсий работникам ОАО «РЖД» регулируется федеральным законодательством.
– Я монтёр Владивостокской дистанции пути. В 90-е годы, когда мы поступали на работу, у нас на дистанции монтёрам шёл льготный стаж, но сейчас, как говорят, у нас упала интенсивность движения поездов. Сейчас проходит более 40 пар поездов, а надо 50. Поэтому в отделе кадров говорят, что нам теперь не положена льготная пенсия. Правомерно ли это?
С. Черменёв
(фамилия автора изменена)
Приморский край

    – Право на льготную пенсию в соответствии с пунктом 1 статьи 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ» и «Списка профессий и должностей» имеют работники, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. К этой категории относятся в том числе монтёры пути – мужчины при достижении возраста 55 лет, если они отработали на таких участках 12 лет 6 месяцев.
    Периоды работы исчисляются по фактически отработанному времени, когда движение поездов составляло более 50 пар поездов в сутки для двухпутных участков и более 24 пар поездов в сутки для однопутных участков.
    Критерием определения занятости на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является документально подтверждённое выполнение работ по текущему содержанию, ремонту пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
    На основании изложенного сообщаю читателю «Гудка», что назначение льготной досрочной пенсии в его случае не предусмотрено законом «О трудовых пенсиях в РФ».
    Алексей Киреевнин,
    начальник департамента пути и сооружений ОАО «РЖД»

– После трёхлетней службы в армии пришёл работать в депо, где трудился и до армии. Через некоторое время в отделе кадров мне дали направление на обучение в институт инженеров транспорта. Учился очно, стипендию получал от предприятия. И вдруг оказалось, что годы учёбы не вошли в трудовой стаж, что, естественно, отразилось на пенсии. Считаю, что это неправильно.
В.Н. Абрамчук
Челябинская обл.

    – Действующее российское законодательство не предусматривает зачтения в трудовой стаж периодов обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, независимо от времени назначения трудовой пенсии. Объясняется это тем, что периоды учёбы не являются работой и за них не производится уплата страховых взносов.
    Олег Шунатов,
    заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *