Рыночная цена 3

ЦЕНА ТОВАРОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ЦЕНА ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

фактический либо расчетный показатель, используемый в РФ для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций и по налогу на доходы физических лиц при реализации товаров (работ, услуг), осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями. В соответствии со ст. 40 НК «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения», если иное не предусмотрено этой статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях заключения сделок:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам (работам, услугам) и однородным товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки в вышеуказанных случаях, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). Для определения цены для целей налогообложения налоговые органы вправе использовать методы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия российского и международного налогообложения

9.2. Порядок определения рыночной цены для целей налогообложения

Для определения рыночных цен НК РФ предусматривает два способа:

1) обычный;

2) специальный (расчетный).

1. Обычный способ определения рыночной цены.

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Рыночная цена – это цена, по которой покупатель может на ближайшей по отношению к себе территории приобрести аналогичные товары, работы, услуги без существенных дополнительных затрат, или цена, по которой продавец может на ближайшей по отношению к себе территории реализовать аналогичные товары, работы, услуги без существенных дополнительных затрат, при наличии сопоставимых условий сделки.

Рыночная цена определяется не только по месту нахождения покупателя, но и по месту нахождения продавца.

При определении рыночных цен необходимо также учитывать следующие условия:

а) товары, работы, услуги являются аналогичными;

б) условия сделки являются сопоставимыми;

в) при сравнении цен необходимо учитывать обычно применяемые наценки или скидки.

Условие аналогичности означает, что товары (работы, услуги) должны быть идентичными (а при их отсутствии – однородными). Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

Сопоставимость условий сделки означает соответствие по количеству (объему) поставляемых товаров, сроку исполнения обязательств, условиям платежей, обычно применяемым в сделках данного вида, а также иным разумным условиям, которые могут оказывать влияние на цены.

При определении рыночной цены должны быть приняты во внимание любые иные специфические условия, которые могут оказывать влияние на цены.

Учет обычно применяемых скидок и наценок означает то, что используемая для контроля цена не может быть рыночной, если она сформирована без указанных скидок. Данное положение вполне оправдано, поскольку оно вызвано особыми экономическими условиями. Например, две сделки по однородным товарам с одинаковыми договорными условиями исполняются по разным ценам. Такое отличие может быть вызвано сезонным колебанием потребительского спроса. Налоговый кодекс РФ не указывает какие виды надбавок должны учитываться в данном случае. В отношении скидок установлено, что учитываются те, которые вызваны:

– сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

– потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

– истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

– маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении на новые рынки;

– реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

При этом определяемая рыночная цена должны быть подтверждена документально (могут использоваться официальные источники информации, биржевые котировки).

2. Специальный (расчетный) способ определения рыночной цены.

В случае невозможности определения рыночных цен обычным способом, для их определения используются расчетные способы:

– метод цены последующей реализации,

– затратный метод.

Причем используются они только в такой последовательности.

Метод цены последующей реализации используется при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены.

При данном методе рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя. В таком случае, рыночную цену предлагается рассчитывать по формуле:

РЦ= ЦПП-З,

где: РЦ – рыночная цена; ЦПП – цена последующей продажи; З – обычные затраты, понесенные покупателем для последующей продажи.

Затратный метод используется при невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем).

Рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.

При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Методы определения цены для целей налогообложения

Для определения соответствия цен сделки рыночным налоговые органы могут использовать следующие методы:

  • • метод сопоставимых рыночных цен;
  • • метод цены последующей реализации;
  • • затратный метод;
  • • метод сопоставимой рентабельности;
  • • метод распределения прибыли.

Два последних метода являются новыми. Правила использования всех этих методов подробно регламентированы в главе 14.3 НК РФ.

Если налоговой проверкой будет выявлено отклонение цен от рыночных, повлекшее занижение налогов, контролирующий орган составит акт проверки. Налогоплательщик вправе представить в ФНС России возражения на данный документ в течение 20 дней с момента его получения.

Недоимка, установленная в ходе данных проверок, может быть взыскана только в судебном порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 129.3 НК РФ за неуплату налога в результате применения нерыночных цен взыскивается штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.

Налогоплательщик освобождается от ответственности, если представит в ФНС России документацию, обосновывающую рыночный уровень цен.

Сущность метода цены последующей реализации состоит в определении рыночной цены товара (работ, услуг) на основе установления покупателем цены реализации (перепродажи) товара (работ, услуг) по следующей формуле:

где Р*, — рыночная цена товара X по сделке, являющейся предметом контроля соответствия уровню рыночных цен;

РXI — цена реализации (перепродажи) товара X последующим покупателем;

Cxi — затраты, понесенные покупателем товара Л» при его дальнейшей реализации (перепродаже) и продвижении на рынок (без учета цены приобретения товара X);

— обычная прибыль покупателя товара X при его дальнейшей реализации (перепродаже).

Метод цены последующей реализации товаров (работ, услуг) может использоваться только в случае дальнейшей реализации (перепродажи) товара последующим покупателем.

При невозможности использования данного метода (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализованных продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, на транспортировку, хранение, страхование и на иные подобные затраты.

Использование затратного метода сводится к определению рыночной цены товара по следующей формуле:

где Р — рыночная цена товара;

С — прямые и косвенные затраты продавца на производство (приобретение) и (или) реализацию товара, а также затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты;

П — обычная прибыль продавца.

В соответствии с п. 1 ст. 105.19 НК РФ крупнейшие налогоплательщики вправе заключить с ФНС России соглашение о ценообразовании. Это документ, который регулирует порядок определения цен и порядок применения методов ценообразования в контролируемых сделках.

Суть метода сопоставимых рыночных цен состоит в том, что цена товаров (работ, услуг), примененная в анализируемой сделке, сопоставляется с интервалом рыночных пен (п. 3 ст. 105.9 НК РФ).

В расчет интервала заложены статистические формулы, позволяющие исключить из интервала крайние (самые высокие и самые низкие) цены.

В случае если цена сделки находится в пределах интервала, то такая цена соответствует рыночной цене. Если интервал не учитывается, то для целей налогообложения будет приниматься:

  • • цена, соответствующая минимальному значению интервала, если цена, примененная в анализируемой сделке, меньше минимального значения интервала;
  • • цена, соответствующая максимальному значению интервала рыночных цен, если цена превышает максимальное значение интервала рыночных цен.

В случае когда отсутствует информация, позволяющая проанализировать сопоставимость коммерческих или финансовых условий сделки, применяется метод сопоставимой рентабельности (ст. 105.12 НК РФ).

Суть метода заключается в том, что операционная рентабельность, сложившаяся у лица, являющегося стороной анализируемой сделки, сопоставляется с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках.

В случае применения этого метода могут использоваться следующие показатели операционной рентабельности:

  • • рентабельность продаж;
  • • рентабельность затрат;
  • • рентабельность коммерческих и управленческих расходов;
  • • рентабельность активов;
  • • иные показатели рентабельности.

При выборе конкретного показателя рентабельности необходимо учитывать вид деятельности, используемые активы и принимаемые риски, полноту, достоверность и сопоставимость данных, используемых для расчета соответствующей рентабельности, а также экономическую обоснованность такого показателя.

Пункт 5 ст. 105.12 НК РФ регламентирует, какие показатели рентабельности в каких случаях следует использовать.

Если рентабельность по контролируемой сделке будет находиться в пределах интервала рентабельности, для целей налогообложения будет признаваться, что цена, примененная в этой сделке, соответствует рыночной цене. Если рентабельность не находится в интервале, то для целей налогообложения будет учитываться минимальное или максимальное значение интервала рентабельности в зависимости от того, будет рентабельность меньше минимального значения интервала рентабельности или больше.

Метод распределения прибыли (ст. 105.13 НК РФ) будет применяться:

  • • при невозможности использования всех вышеперечисленных методов и при наличии существенной взаимосвязи деятельности, осуществляемой сторонами сделки;
  • • наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты нематериальных активов, оказывающие существенное влияние на уровень рентабельности.

Распределение прибыли будет производиться на основании оценки вклада сторон сделки в совокупную прибыль:

  • 1) пропорционально вкладу в совокупную прибыль сторонами сделки используемых ими активов и принимаемых рисков;
  • 2) пропорционально распределению между сторонами сделки доходности;
  • 3) пропорционально распределению прибыли между сторонами сделки.

В случае если прибыль, полученная стороной сделки, равна прибыли, рассчитанной для этой стороны в соответствии с методом распределения прибыли, или превышает ее, для целей налогообложения принимается соответственно фактически полученная прибыль. Если же прибыль будет меньше прибыли, рассчитанной в соответствии с методом распределения прибыли, для целей налогообложения будет приниматься прибыль, рассчитанная в соответствии с методом распределения прибыли.

Крупнейшие налогоплательщики на основании п. 1 ст. 105.19 НК РФ могут заключить с ФНС России соглашение о ценообразовании. На основании данного соглашения будет регулироваться порядок определения цен и применения методов ценообразования в контролируемых сделках.

В соглашении о ценообразовании должны быть предусмотрены:

  • • виды контролируемых сделок, в отношении которых заключается соглашение;
  • • порядок определения цен, описание и порядок применения методик ценообразования;
  • • перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения;
  • • срок действия соглашения (не более трех лет);
  • • перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий данного соглашения.

За рассмотрение ФНС России заявления о заключении соглашения о ценообразовании уплачивается государственная пошлина в размере 1,5 млн руб.

Если налогоплательщик соблюдает все условия соглашения о ценообразовании, то ФНС России не вправе начислять налоги, пени и штрафы в отношении тех контролируемых сделок, цены по которым согласованы в данном документе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *