Рубка леса в водоохранной зоне

Статья 104 ЛК РФ. Правовой режим лесов, расположенных в водоохранных зонах

Комментарий к статье 104 ЛК РФ:

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет правовой режим лесопользования в лесах, расположенных в водоохранных зонах.

Под водоохранными зонами в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ понимаются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Размеры водоохранных зон определены также в ст. 65 Водного кодекса РФ. Так, ширина водоохранной зоны рек или ручьев протяженностью до 10 км устанавливается в размере 50 м от их истока, для рек или ручьев протяженностью от 10 до 50 км — в размере 100 м, для рек или ручьев протяженностью от 50 км и более — в размере 200 м. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища (кроме озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км) устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м.

При необходимости ввода дополнительных ограничений хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах выделяются прибрежные защитные полосы (ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ). В прибрежных защитных полосах водоохранных зон устанавливается более жесткий режим лесопользования. Так, в соответствии с п. 12 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485, в прибрежных защитных полосах лесовосстановление осуществляется методами, исключающими сплошную распашку земель.

Нормативно-методические документы по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов разрабатываются и утверждаются Минприродой России (абз. 4 п. 7 Положения о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.05.2005 N 303), но при этом полномочия по установлению границ последних передаются органам государственной власти субъектов РФ (см. пп. 1 п. 1 Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минприроды России от 18.03.2008 N 61).

До внесения изменений в ч. 1 комментируемой статьи Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ правовой режим лесопользования в лесах, расположенных в водоохранных зонах, предполагал запрет на осуществление в таких лесах двух видов деятельности: сплошных рубок, а также использования токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях (см. Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 N А33-18168/2008-03АП-1374/2009, от 21.05.2009 N А33-17777/2008-03АП-1559/2009, от 08.06.2009 N А33-18169/2008-03АП-1804/2009, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.08.2009 по делу N А33-17777/08, от 14.07.2010 по делу N А33-4458/2009, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.06.2011 по делу N А13-4715/2010). С января 2011 г. (указанный Федеральный закон вступил в силу 31 декабря 2010 г.) в лесах, расположенных в водоохранных зонах, с одной стороны, допускается проведение сплошных рубок в установленных ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ случаях, с другой же стороны, осуществление хозяйственной деятельности значительно ограничивается посредством установления запрета еще и на такие ее виды, как:

— ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;

— создание и эксплуатация лесных плантаций (данное ограничение до закрепления в ЛК РФ было установлено в п. 30 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 06.11.2009 N 543. В настоящее время указанный запрет дублируется в п. 30 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485);

— размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья (п. п. 3 — 5 ч. 1 ст. 104 ЛК РФ).

Проведение выборочных рубок лесных насаждений допустимо, но такие рубки должны быть очень слабой, слабой и умеренной интенсивности и обеспечивать формирование и сохранение сложных, преимущественно разновозрастных лесных насаждений, эффективно выполняющих водоохранные функции (п. 21 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485). В соответствии с ч. 2 ст. 14 ЛК РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах, расположенных в водоохранных зонах, проводятся без применения авиации (п. 3 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ).

Воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами и также имеет свои особенности. Например, не допускается проведение реконструкции малоценных лесных насаждений путем сплошной вырубки (п. 21 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485).

Нужно отметить, что особый правовой режим устанавливается в отношении водоохраной зоны озера «Байкал», которая входит в центральную экологическую зону Байкальской природной территории (ст. 2 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»). В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране озера Байкал» в центральной экологической зоне запрещены не только сплошные рубки, но и перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий. Полный перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 N 643 и включает в себя, помимо перечисленного, заготовку древесины (за исключением заготовки древесины гражданами для собственных нужд), все виды рубок в кедровых лесах (кроме санитарно-оздоровительных мероприятий), заготовку живицы.

В соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Минприроды России от 06.02.2008 N 31 (п. 17), отнесение лесов к лесам, расположенным в водоохранных зонах, может не производиться, если водные объекты и прилегающие к ним леса расположены на особо охраняемых природных территориях, в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в зеленых зонах, лесопарках, в черте городских поселений, в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, орехово-промысловых зонах.

2. Контроль за соблюдением режима использования лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (пп. «г» п. 4 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689).

В соответствии с пп. 5.3.26 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736, акты, устанавливающие особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, принимаются Рослесхозом. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, были утверждены Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485 и вступили в силу 30 января 2011 г. Указанным нормативным правовым актом определяются требования к охране и защите лесов, расположенных в том числе в водоохранных зонах, порядок использования и воспроизводства таких лесов.

Главная Версия для печати

В ходе проведения проверки во исполнение поручения прокуратуры области прокуратурой Дивеевского района в 2011 году выявлено следующее нарушение законодательства о водных объектах и рыболовстве.

В силу ст.6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Между тем, ширина береговой полосы центрального пруда с.Дивеево не отвечает вышеуказанным требованиям федерального законодательства: в ряде случаев заборы и ограждения частных земельных участков, расположенных вблизи пруда, нарушают границы береговой полосы общего пользования, создавая препятствия для свободного передвижения, пребывания, а также осуществления любительского и свободного рыболовства.

В силу ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» К вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст.51 Закона). От имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования (ст.41 Закона).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами (ст70 Закона).

В целях устранения выявленного нарушения законодательства о водных объектах, а также по факту ненадлежащего решения вопросов местного значения поселения главе администрации Дивеевского сельсовета прокурором Дивеевского района внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, прибрежная береговая полоса пруда очищена от мусора, по факту самовольного захвата муниципальной земли, представляющей собой прибрежную береговую полосу, органами местного самоуправления, осуществляющими функцию по муниципальному земельному контролю, направлены материалы в Дивеевский отдел ФРС для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.7.1 КоАП РФ.

Водные объекты искусственного происхождения представляют из себя отдельную категорию водоемов, к таким объектам относятся пруды, обводненные карьеры, каналы, водохранилища. Некоторые из них имеют особенности правового режима использования в рамках водно-земельного законодательства, рассмотрим эти моменты более подробно.

Начнем с такого искусственного сооружения, как канал. Береговая полоса общего пользования канала в силу требований Водного кодекса РФ составляет всегда 5 метров. Учитывая, что каналы, как правило, используются для целей судоходства, то для них также устанавливается полоса отвода под нужды водного транспорта, ширина такой полосы всегда будет равна 20 метров. Зачастую происходит подмена понятий береговой полосы общего пользования и полосы отвода судоходного канала, так вот эти понятия разные и эти полосы имеют разный правовой режим.

Полоса отвода для нужд судоходства используется в соответствии с положениями Кодекса Внутреннего водного транспорта, а береговая полоса общего пользования по установленным правилам Водного кодекса РФ. Размеры водоохранных зон каналов будут равняться по ширине полосам отвода таких водотоков, то есть всегда будут составлять 20 м.

Рассмотрим особенности использования таких искусственных водных объектов, как пруды и обводненные карьеры.

В силу имеющихся требований Водного кодекса РФ пруды и обводненные карьеры могут обращаться в собственность физических и юридических лиц. Однако это допускается только при соблюдении определенных условий. Граница пруда или обводненного карьера (береговая линия) должна замыкаться в границах участка, который обращается в собственность частного лица.

В связи с этим приватизация участков, на которых расположены пруды , образованные на реках и ручья путем установки плотины не допускается. Приватизирован может быть только пруд, полностью находящийся в границах земельного участка, который и не имеет связи с другими водными объектами ( то есть который был выкопан самостоятельно). Если береговая линия пруда является одновременно береговой линией другого водоема, то однозначно, что такой пруд не может быть приватизирован.

В дальнейшем продажа водных объектов таких видов возможна только вместе с земельным участком, как его неотъемлемая часть. В настоящее время уже сложилась судебная практика (в том числе на уровне позиций высших судов), исходя из которой включение проточного пруда в границы земельного участка признается незаконным, в результате чего межевание таких земель признается недействительным.

Также нужно учитывать, что если пруд образован на водотоке путем установки плотины, то водоохранная зона и прибрежная полоса водного объекта (пруда) будет устанавливаться такая же как для реки или ручья на котором он образован.

Предлагаем наши качественные услуги юриста по водопользованию

Дом у воды — мечта любого петербуржца, имеющего свою землю. Прибрежные участки в Ленобласти стоят на порядок дороже тех, что удалены от водоема. При этом фактически покупатель приобретает хороший вид и близость воды, но не выход к ней. ЦИАН.Журнал решил разобраться в особенностях покупки «домика у озера».

Без берега

Казалось бы, в Петербурге поселиться у воды сам Бог велел: здесь есть и залив, и реки, и каналы, и озера, в том числе и за чертой города, в часе езды. Вспомните многочисленные водоемы Выборгского района, залив в Ломоносовском районе, Ладожское озеро во Всеволожском, заповедные места у рек и озер Гатчинского района…

Участки у воды пользуются большим спросом: здесь красиво, свежо, можно порыбачить, а летом искупаться.

Но первое же разочарование, которое постигает покупателя, заключается в невозможности покупки выхода к воде. Водный кодекс РФ определяет береговую зону, которая не может быть приватизирована, а соответственно, куплена или продана.

к сведению

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

(ст. 27.8 Земельного кодекса РФ)

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

(ст. 6.2 Водного кодекса РФ)

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

(ст. 6.8 Водного кодекса РФ)

Владелец участка у воды может пользоваться береговой полосой и самим водным объектом — заливом, озером, рекой, однако не должен препятствовать доступу других людей. По закону он обязан пускать к воде всех желающих — в пределах отведенной береговой полосы. Ее нельзя огораживать.

Более того, юристы советуют покупателю проверять границы приобретаемого участка до сделки: если береговая полоса входит в эти границы, это большой риск.

Любой гражданин, купивший земельный участок в границах береговой полосы, рискует утратить собственность по иску уполномоченных органов.

Максим Алексеев юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры»

При этом владелец участка имеет право запретить проход к берегу по своему участку — это частная собственность.

У залива

Финский залив — самый популярный у петербуржцев водный объект, возле которого можно купить участок. Во-первых, благодаря своему расположению (он частично входит в границы города), а во-вторых, благодаря масштабу — он связывает город с Балтийским морем.

Согласно Водному Кодексу РФ, ширина береговой полосы у залива составляет 20 метров. Именно на такой удаленности от кромки воды можно купить участок у Финского залива.

В поселке Молодежное (Курортный район Санкт-Петербурга) на первой береговой линии, продается участок площадью 42 сотки. Финское название этого поселка — Лесная деревня. В начале прошлого века поселок был излюбленным местом отдыха богатых горожан, которые прозвали его «финляндской Ривьерой». К участку подключены все коммуникации.

База ЦИАН

Вблизи водных объектов также устанавливаются так называемые водоохранные зоны, на которых вводятся ограничения хозяйственной деятельности (запрет размещать некоторые виды объектов). Однако участки в границах водоохранных зон, несмотря на особенности использования, могут быть предметом сделок и находиться в частной собственности.

Максим Алексеевюрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры»

У озера

Ближайшее к Петербургу крупное озеро — Ладожское — второе по величине России. Ширина береговой полосы здесь, как и у залива, составляет 20 метров. В отличие от участков на берегу залива, все близкие к мегаполису земли у Ладоги расположены в Ленобласти — во Всеволожском и Кировском районах, а также в более отдаленных от города Приозерском, Волховском и Лодейнопольском.

В деревне Коккорево (Всеволожский район Ленобласти) можно купить участок площадью 17 соток, расположенный на первой береговой линии Ладожского озера. Рядом база катеров, в шаговой доступности — мемориал «Разорванное кольцо».

База ЦИАН

У реки

В отношении рек и ручьев требования Водного кодекса РФ не так однозначны. Если река от истока до устья имеет протяженность меньше 10 км, ширина береговой полосы уменьшается вчетверо.

Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Ст. 6, п. 6 Водного Кодекса РФ.

Для рек длиной более 10 км береговая полоса составляет 20 метров.

Участок площадью 13 соток с домом на первой линии реки Оредеж можно купить в Гатчинском районе. С севера надел переходит в лесистую гору, защищающую его от ветра.

База ЦИАН

Выход есть

И все же приобрести участок со своим выходом к воде можно. Во-первых, береговая полоса отсутствует у болот и природных выходов подземных вод — родников и гейзеров. Полноценными водоемами, возле которых хочется построить дом, их назвать трудно. Зато это самый простой путь.

К сожалению, многие идут другим путем, незаконным — устанавливают заборы, фактически захватывая береговую полосу и выход к воде. Это не редкость, поскольку КоАП предусматривает за такое нарушение небольшие штрафы — 5-10 тыс. рублей, если кадастровая стоимость участка неизвестна, и от 1 до 1,5% от стоимости участка — если она определена.

У многих собственников все же возникает соблазн огородить часть береговой линии. Одним из способов получить часть берега в собственность может быть создание искусственного земельного участка в границах водного объекта, право собственности на который возникает у лица, создавшего такой участок. Но в силу необычности процедуры это встречается крайне редко.

Максим Алексеев юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *