Розыск автомобиля скрывшегося с места ДТП

Аварии на дороге не редкость, и далеко не всегда ДТП происходит с участием честных водителей, которые готовы взять на себя ответственность за последствия. По статистике, каждый десятый виновник аварии скрывается с места ДТП. Что делать, если вы оказались в такой же ситуации и хотите найти второго участника происшествия?

Действуем по закону

Первое, что нужно сделать, — следовать правилам дорожного движения, иначе прибывшие сотрудники автоинспекции могут оштрафовать.

  1. Выставить знак аварийной остановки.
  2. Включить аварийные огни.
  3. Сообщить о происшествии автоинспекции.
  4. Если авто мешает проезду других транспортных средств, то нужно зафиксировать следы аварии на фото, видео, собрать письменные показания свидетелей, а затем убрать машину в сторону. Если трафик осложнен, но возможен, то оставляем авто на месте.

Попросите свидетелей ДТП дождаться приезда ГИБДД. Если это невозможно, то обязательно возьмите их контактные данные. Постарайтесь записать номера автомобилей, которые были поблизости во время аварии: возможно, у них установлены видеорегистраторы, которые записали происшествие.

Обязательно остановите запись на собственном видеорегистраторе. Схема их работы подразумевает удаление старой информации для освобождения места для новой: необходимо, чтобы запись ДТП обязательно осталась в памяти.

Когда прибудут сотрудники ГИБДД, оформите все бумаги. Убедитесь, что там отмечено, что один из участников аварии покинул место происшествия. Далее, чтобы найти виновника, нужно оформить заявление в отделении полиции.

Даже если вы пока не нашли сбежавшего водителя, напишите заявление в страховой компании. Необходимо строго соблюдать сроки, иначе вы не сможете рассчитывать на компенсацию, даже когда скрывшийся водитель будет найден.

Важно: чего делать нельзя

Главное — нельзя покидать место аварии. Запомните: если виновник уехал, но успел вернуться до того, как инспектор поставит свою подпись на протоколе о ДТП, то он не считается скрывшимся. Если же вы поедете его искать, то сами можете оказаться в роли покинувшего место аварии. Кроме того, преследование чревато попаданием в новое ДТП. Лучшие останьтесь на месте, опросите свидетелей (пока они сами не разъехались) и дожидайтесь приезда автоинспекторов.

Как ведется розыск машин, скрывшихся с места ДТП

К сожалению, шансы на то, что виновника ДТП найдут, не очень велики, если не предпринимать действий самостоятельно. Необходимо наладить контакт с сотрудниками автоинспекции и полиции и сразу же делиться любой информацией, которую удастся собрать. Почаще заезжайте к ним, узнавайте, как продвигается расследование. Если вы чувствуете, что сотрудники бездействуют, то обратитесь к их начальству или в прокуратуру.

Нужно отметить, что если в ходе аварии был нанесен только материальный ущерб и люди не пострадали, то розыски ТС будут вестись правоохранительными органами не слишком активно. Рекомендуем сразу начать действовать самостоятельно, причем как можно раньше, чтобы виновник ДТП не успел устранить следы аварии.

Розыски стоит начать со сбора информации о машине, покинувшей место ДТП, и поиска свидетелей преступления. Опубликуйте объявления в соцсетях, на городских форумах, на площадках объявлений, на специализированных сайтах. Попробуйте найти поблизости камеры наблюдения (они есть в банках, на заправках, в детских садах). Иногда имеет смысл даже развесить объявления вокруг того места, где произошла авария. Обязательно укажите свои контактные данные.

Идеальный случай — это розыск машин, скрывшихся с места ДТП, номера которых известны. Правоохранительным органам понадобится от нескольких часов до нескольких дней, чтобы задержать виновника аварии. Если же информации недостаточно, то поиски могут затянуться до тех пор, пока не истечет срок давности для привлечения к ответственности (он составляет от трех месяцев до шести лет в зависимости от нанесенного ущерба и наличия пострадавших).

В случае, если у вас нет возможности узнать номер виновника аварии, но есть словесное описание автомобиля, мы рекомендуем обратиться в автомастерские. Расскажите об аварии и вероятных повреждениях, которое могло получить ТС виновника ДТП. Есть шанс, что когда он обратится для ремонта авто, мастера свяжутся с вами и дадут необходимую информацию.

К сожалению, не редки случаи, когда даже найдя автомобиль, не получается привлечь его владельца к ответственности. Он может сказать, что дал автомобиль другу и не знает, кто был за рулем. Именно поэтому очень важно первым же делом при ДТП собрать свидетельства очевидцев и записи видеорегистраторов: так удастся вывести водителя на чистую воду и привлечь к ответственности.

Что делать, если ДТП произошло на придомовой территории?

Как правило, ГИБДД не приезжает на такие ДТП, а найти виновника очень сложно. Наверное, с каждым автомобилистом случались ситуации, когда он оставлял машину во дворе на ночь, а с утра обнаруживал на ней царапины или вмятины. Определить, кто виноват в повреждениях, крайне затруднительно.

При ДТП на придомовой территории очень важно найти свидетелей. Расспросите жителей соседних домов и других автомобилистов, а также рассмотрите другие припаркованные машины: возможно, вы обнаружите на кузове сколы или царапины именно в тех местах, где они могли остаться при столкновении с вашим авто. Более детально эта ситуация разобрана в следующем материале.

Можно ли получить выплату по страховке?

По ОСАГО — нет. Пока вы не найдете виновника и не получите данные его полиса, на выплаты можно не надеяться. А вот если у вас КАСКО, то компенсацию вам выплатят. Обратите внимание, что если в ходе аварии вы получили повреждения, то можете обратиться в Российский союз автостраховщиков, и даже если скрывшийся автомобиль не найден, получить страховую выплату.

Какие последствия будут для водителя, сбежавшего с места аварии?

Покидание места ДТП является одним из наиболее серьезных нарушений: водителя могут арестовать на срок до 15 суток или лишить водительских прав на 18 месяцев. Также негативные последствия будут со стороны страховой компании: придется заплатить ущерб, который она покрыла пострадавшему. Когда в ходе ДТП получают повреждение люди, предусмотрены намного более строгие наказания, вплоть до уголовной ответственности.

Оставление места ДТП – какая наступает ответственность?

Если водитель уехал, а потом вернулся до подписания документов сотрудниками ГИБДД, то ему положен штраф до 1000 рублей. Если же ДТП уже оформлено, то водитель обвиняется в сокрытии преступления. Впрочем, обычно судья признает возвращение смягчающим обстоятельством и уменьшает меру наказания.

У меня нет ни гаража, ни тем более личного шофера, вот и приходится бросать авто где придется. Поэтому сюрпризы где-нибудь на бампере оттого, что кто-то неловко к нему притерся, увы, не редкость. Относиться к этому философски, как, к примеру, во Франции, где принято парковаться впритык, не всегда удается, потому что ремонт — это дорого. Но предъявлять счет обычно некому: не пойман — не вор.

Ясным апрельским вечером, гуляя с собакой, я вдруг услышала визг тормозов, вой клаксона и звук удара в узком проезде с тыльной стороны дома, где жители, и в том числе ваша покорная слуга, паркуют своих «коней». Первая мысль — двое не разъехались, и произошло глупейшее лобовое столкновение из-за того, что никто не хотел уступать. Но, к моему изумлению, водители, громко обменявшись «любезностями», благополучно разъехались. Нехорошее предчувствие заставило меня подойти поближе. Незнакомый мужчина сидел на корточках рядом с моей машиной.

— Извините, что вы тут делаете? — спросила я, думая, что это он меня зацепил и как честный человек не «свинтился», а решил рассмотреть повреждения и вызвать полицию.

— Записываю номер автомобиля, который вас стукнул, — ответил он, старательно выводя пальцем на пыльной двери буквы и цифры, вплоть до региона.

— Может, вы и марку запомнили?

— Запомнил: «Шкода Октавия».

— Боюсь спросить: а на цвет тоже обратили внимание?

— Белый. И еще. За рулем была женщина, наглая такая, даже не остановилась! — наблюдательный свидетель пылал праведным гневом.

Повреждения, на мой взгляд, выглядели скромно — потертости и царапины, но на этот раз я решила довести дело до конца: зря, что ли, свидетель старался!

Экипаж ДПС прибыл довольно быстро. Составили протокол. Предупредили, что если водителя установят — он наверняка будет все отрицать, и вообще надо готовиться к мучительному хождению по инстанциям: в подразделение ГИБДД, в суд, в страховую компанию, на сервис…

По наивности я думала, что виновницу аварии найдут молниеносно. Есть госномер, цвет и марка — что еще надо? К тому же информация была передана в «02», что называется, по горячим следам, и лихачка вряд ли успела покинуть пределы района.

Увы, механизм розыска раскручивается неспешно, особенно когда речь идет о мелком ДТП. Но Ирине П. в тот день отчаянно не везло! Ровно через четверть часа она устроила новое ДТП — на этот раз уже серьезную аварию. Надо ли говорить, что в группе разбора ее ждал неприятный сюрприз, потому что злополучная «Шкода» уже числилась в базе розыска.

«Подумаешь, притерли кого-то»

В таких случаях, что бы ни говорили автоюристы, приемлемой альтернативы лишению прав — в виде, допустим, крупного штрафа — нет, и нарушителю даже в случае мелкого ДТП (та же царапина на бампере) грозит почти то же, что и пьяному за рулем. Короче, сбежал с места аварии — стань пешеходом на год или полтора!

Впрочем, иногда судьи назначают административный арест до 15 суток, и некоторые водители радостно отправляются в спецприемник мести улицы или в настольные игры играть — главное, можно будет сразу сесть за руль.

По статистике, место ДТП оставляет каждый десятый водитель. Реальные цифры, конечно, выше, потому что далеко не все потерпевшие обращаются в полицию, считая, что это бесполезно.

— Каждый день водители скрываются с места аварии. Только за пять месяцев этого года в нашем административном округе произошло 248 случаев ДТП с пострадавшими, 33 человека оставили место аварии, 21 из них удалось разыскать. За этот же период зафиксировано 8690 мелких ДТП, скрылись 650, — рассказывает майор полиции Денис Муравьев, старший инспектор розыска Отдельного батальона ДПС ГИБДД по Западному административному округу. — В основном это достаточно молодые водители, в возрасте 25–35 лет; в последнее время отмечаем, что среди них стало больше женщин. Не потому, что они плохие водители. Просто количество автоледи стремительно растет.

Майор полиции Муравьев: «Ежедневно кто-то скрывается с места ДТП». Фото: Денис Стихарев.

Забавно, что некоторые даже не считают, что совершили ДТП: подумаешь, притерли кого-то на дороге или на парковке. Обычные отговорки: не заметил, не услышал, опаздывал за ребенком в школу, торопился к больному родственнику…

— Многие водители лукавят и в очень редких случаях признают свою вину, — говорит мой собеседник. — Особенно если нет свидетелей. Пытаются узнать, что у нас на них есть, в частности, интересуются видеозаписью с камер наружного наблюдения. К сожалению, часто мы сталкиваемся с плохим качеством записи, расплывчатым изображением. В такой ситуации водитель возмущается: «А где видно, что это я за рулем?!».

Интересуюсь, к каким еще хитростям прибегают люди, чтобы скрыть свою причастность к ДТП.

Около 6 утра на Минской улице водитель совершил наезд на пешехода и скрылся. Человек погиб, машину нашли во дворах. За рулем находился бывший сотрудник полиции. Такое тоже случается, хотя и очень редко, — констатирует майор Муравьев. — Он хотел заявить о якобы угоне своего автомобиля, но не успел: его быстро задержали. А по мелким ДТП часто бывает, что водители, которые покинули место аварии, обращаются в полицию в других округах, чтобы оформить ДТП, если у них КАСКО, и скрыть следы. Ремонтируют даже у официальных дилеров, но тем не менее есть достаточно примеров, когда этих предприимчивых автолюбителей удавалось изобличить.

Виновника вычислили по звонку в «скорую»

Для гаишников все аварии, в которых пострадало только «железо», от едва заметных потертостей во дворе до трассовых ДТП, где другие скорости и последствия, когда машина «в хлам», считаются мелкими. Виновников ищут, но, наверное, с меньшим рвением, чем тех, кто устроил ДТП с пострадавшими. Трещина в бампере или перелом руки — комплекс мероприятий по розыску один и тот же.

Когда пострадавший в результате аварии обращается за медицинской помощью в травмопункт или больницу, информация в обязательном порядке передается в службу 02. Как правило, описываются телесные повреждения и сообщается адрес, где произошло ДТП. Естественно, медики не знают ни номера, ни цвета машины, которая совершила наезд, а пострадавшему тем более не до этого.

Фото: Геннадий Черкасов

— Некоторое время назад произошла такая история, — вспоминает старший инспектор розыска. — Бабушка 90 лет шла из аптеки домой. Во дворе стояла машина, в которой сидели молодые люди. Как нарочно, когда старушка проходила мимо, автомобиль двинулся задним ходом. Бабушка упала — ей много не надо. Перелом тазобедренного сустава. Кто-то из молодых людей вызвал «скорую», дождались приезда и уехали. Номер мобильного телефона определился, за эту ниточку потянули. Водитель был установлен и привлечен к ответственности.

Оставление места ДТП — тяжелая практика для водителей автобуса. Пожилого возраста пассажиры при резком торможении падают, ломают тазобедренный сустав. Это всегда расценивается как тяжкий вред здоровью, а в таком случае неизбежно наступает уголовная ответственность. Водитель обязан остановиться и вызвать полицию, но многие, передав пострадавшего в руки врачей, продолжают движение по маршруту, как будто ничего не случилось.

Вот человек случайно сбил пешехода и, чтобы не терять время, отвез его в больницу. Неужели это тоже расценивается как оставление места ДТП? Он ведь не просто сбежал, а действовал из лучших побуждений! Может быть, чью-то жизнь спасал. В такие моменты не до формальностей.

Так вот, инициатива наказуема. Даже если водитель лично отвез пострадавшего в медицинское учреждение, он обязан после этого вернуться на место и сообщить в полицию. Все-таки в городе лучше вызывать «скорую», потому что в некоторых случаях бывают такие повреждения, когда пострадавшего нельзя ни трогать, ни перемещать.

Записки на лобовом стекле и шантаж

Дорога в ад, как известно, вымощена благими намерениями. Моя коллега, выезжая из двора, случайно задела припаркованный автомобиль. В результате — трещина на бампере. Ждать приезда полиции журналистка не могла — опаздывала на важное интервью. Но как порядочный человек оставила под «дворниками» на ветровом стекле записку со всеми своими координатами в расчете на то, что владелец с ней свяжется, и они урегулируют вопрос компенсации вреда. Через несколько дней ей действительно позвонили, только из полиции, и сообщили, что она оставила место ДТП. Дальше — суд и лишение прав на год.

Так что записки лучше не писать. Очень часто пострадавшего не устраивает предложенная сумма, он начинает шантажировать честного водителя, выдвигать новые требования и в конечном счете заявляет на него в полицию.

— Я мог бы рассказать не одну историю на эту тему. Вот водитель задел пешехода. Остановился, переговорил с ним, тот махнул рукой: «Езжай, все нормально!», а потом написал заявление в полицию. По-человечески все понятно, водителю можно посочувствовать, но «лирика» в судах не применяется. Нельзя уезжать, даже если в вашу припаркованную машину врезался на велосипеде ребенок. Вы ни в чем не виноваты, но на следующий день мать потерпевшего заявит, что машина двигалась задом. И если происшествие не попало в камеру наружного наблюдения, доказать, что автомобиль стоял, будет практически невозможно.

Или пешеход сам налетел на машину, ушиб ногу или ударился лбом — надо обезопасить себя на месте и вызвать полицию. Лучше опоздать на работу, не успеть на свидание, пропустить визит к стоматологу, чем лишиться водительского удостоверения на год или полтора.

Помню только один случай, когда федеральный судья переквалифицировал такое правонарушение на более легкую часть, — рассказывает Денис Муравьев. — Водитель, останавливаясь на пешеходном переходе, в самый последний момент слегка задел пожилую женщину. Он довез ее до ближайшего медицинского учреждения, дождался, пока ей окажут помощь, и доставил ее домой. Съездил в аптеку, купил лекарства, дал денег и оставил свой телефон. А через три недели старушка обратилась с заявлением в полицию. Она рассчитывала, что мужчина будет и дальше оказывать ей материальную поддержку, а он «пропал и трубку не берет!». Мы этого водителя, конечно, установили, направили материал в суд, но судья учел все обстоятельства и назначил наказание в виде штрафа.

«Иногда машину прячут в соседнем дворе»

Если нарушитель все-таки благополучно скрылся после совершения ДТП и никаких сигналов от правоохранительных органов не получил, не стоит думать, что теперь можно расслабиться и забыть неприятный инцидент, как страшный сон. А вдруг в тот самый момент, когда он быстро сматывал удочки, его засекла местная «мисс Марпл» или чудесным образом сработала камера наружного наблюдения?..

По словам моего собеседника, в случае, когда в аварии есть пострадавшие, возможно продлить расследование на срок до 6 месяцев, потому что необходимы временные затраты на истребование медицинских документов. Потом назначается судебно-медицинская экспертиза, и тогда нарушителя могут привлечь к ответственности уже по второму составу — причинение вреда здоровью.

Через какое время информация об оставлении водителем места ДТП появляется в базе? В любом случае — не сразу. Часто это зависит от тяжести последствий. Если на ваших глазах произошел наезд, и пешеходы полетели на крышу, а вы успели «отсканировать» госномер уходящего на скорости автомобиля, дежурная часть по вашему звонку оперативно примет информацию и передаст в управление ГИБДД. В любой камере на дороге, а их сегодня сотни, автомобиль будет «светиться».

— Иногда машину прячут буквально в двух шагах от ДТП, где-нибудь в соседнем дворе, — рассказывает майор Муравьев. — Девушка недавно сбила женщину с собакой, которые переходили дорогу в неположенном месте, да еще и в вечернее время. Удар пришелся на поводок, собака не пострадала, а женщину-пешехода затянуло под колеса. Девушка в панике бросила автомобиль в близлежащем дворе. Его нашли ровно через два часа по разбитому зеркалу и характерным повреждениям на капоте. А недавно удалось разыскать водителя, который, сдавая задом во дворе, задел девочку на самокате. В полицию сообщили только цвет седана, тем не менее мы его нашли.

Мальчики-мажоры тоже иногда фигурируют в сводках. Некоторые торопятся открутить номера, но это не всегда помогает. А шестнадцатилетнего студента МГИМО, который на своем квадроцикле сбил пешехода, от наказания спас возраст. Водительского удостоверения у юноши не было, а административный арест возможен только с 18 лет.

…В назначенное время мы с Ириной П. приехали в подразделение ГИБДД, где инспектор сравнил характер механических повреждений и их высоту на обоих авто — все совпало до сантиметра. На суде Ирина свою вину признала частично, уверяла, что просто не заметила наезда, и звука удара тоже не слышала: в салоне играла громкая музыка. И вообще во всем винила неизвестного водителя встречной машины, который якобы чуть не всадил ей в лоб.

Но суд признал женщину виновной в административном правонарушении и назначил ей наказание в виде лишения права управления транспортным средством сроком на один год.

Если бы Ирина не уехала с места ДТП, она не угодила бы в другую аварию и рулила бы себе дальше. После таких историй волей-неволей начинаешь верить в знаки судьбы, которые мы часто игнорируем…

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

У каждого водителя есть свои причины не любить (или бояться?) сотрудников дорожной полиции. Да, они и не требуют любви. Требуют безопасного дорожного движения. И уважения водителей к пешеходам, пассажирам, своим коллегам, к самим себе. К сожалению, понимание этого приходит в момент беды. И совершенно другими — полными надежды глазами начинаешь смотреть на инспектора дорожной полиции, когда водитель, совершивший столкновение с твоей родной машиной (совсем не важно, какой она марки), с места происшествия скрылся. Об этом сегодня наш корреспондент беседует с начальником отдела департамента дорожной полиции МВД Республики Казахстан полковником полиции Сарсеном УВАЕВЫМ.
— Сарсен Шоланович, в чем специфика работы дорожной полиции?
— Все дорожно-транспортные происшествия у нас принято делить на две группы: к первой группе относятся ДТП, во время которых погибли или пострадали люди, ко второй — происшествия, повлекшие материальный ущерб. В системе органов внутренних дел розыск преступников, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий с человеческими жертвами, возложен на соответствующие подразделения криминальной полиции и оперативные аппараты дорожной полиции.
Также при каждом управлении дорожной полиции имеются группы розыска, сотрудники которых осуществляют розыск водителей, скрывшихся с места происшествий, повлекших материальный ущерб. Кроме того, ориентировки на таких водителей получают все службы органов внутренних дел. Хотелось бы особо подчеркнуть, что независимо от наступивших последствий: были погибшие или пострадавшие в происшествиях люди или нет, розыск водителей, скрывшихся с места ДТП, производится в любом случае.
— То есть вы начинаете искать «то, не зная что»?
— Зачастую так и бывает. Состояние аффекта «диктует» пострадавшему порой очень интересные объяснения: обо всем и ничего конкретного. Хотя он находился рядом со своим обидчиком и даже разговаривал с ним… Уже во время беседы начинаем по крохам выяснять характерные особенности машины, «подключаем» базу данных… Значительно облегчает нашу работу компьютеризация.
За шесть месяцев текущего года на территории Республики Казахстан было совершено 147 ДТП, в результате которых погибли или пострадали люди, где водители с места происшествия скрылись, из них силами сотрудников органов внутренних дел раскрыто 63, или 43 %. Почти все эти дорожно-транспортные происшествия связаны с наездами на пешеходов.
— Каким образом ведется розыск таких нарушителей?
— Как правило, такие происшествия совершаются в темное или ночное время суток и в подавляющем большинстве — на автодорогах, проходящих через населенные пункты. Во всех случаях ДТП на местах их совершения остаются следы аварии, по которым можно получить сведения, дающие возможность установить причастность к происшествию того или иного транспортного средства. Конечно, несколько затрудняет розыск, по большей части, отсутствие свидетелей — сам водитель с места аварии скрылся, а потерпевшие либо травмированы, либо в силу объективных причин не могут дать показания о происшедшем.
— Всегда ли дорожно-транспортные происшествия в данной ситуации происходят по вине водителя?
— Не всегда. Часто наезды в ночное время суток совершаются не по вине водителя, а по вине самого пешехода, который не оценил расстояние до приближающегося транспорта или, находясь в состоянии алкогольного опьянения (что случается очень часто), неадекватно отреагировал на возникшую ситуацию. Но в любом случае водитель, покинувший место происшествия, оставивший без помощи пострадавшего, автоматически переходит в категорию нарушителей закона.
Хотелось бы привести один характерный пример, когда водительский страх без вины виноватого, но скрывшегося с места ДТП приводит к отнюдь не радостным последствиям. В ночное время суток был совершен наезд на пешехода. Водитель легковой автомашины, совершившей наезд, не останавливаясь, не оказав помощь пешеходу, с места наезда скрылся. Оставшиеся во время столкновения машины и человека следы (не будем вдаваться в подробности) позволили через трое суток найти водителя. Кстати, к моменту его обнаружения он уже успел уничтожить почти все следы, оставленные на его авто в результате столкновения с человеком. Но то, что именно он на своей машине сбил человека, было доказано. Проведенным расследованием было установлено, что данное ДТП произошло по вине пешехода, который пьяный лежал на дороге. Но в данном случае, так как водитель оставил место происшествия, он привлекается к уголовной ответственности. Если бы он не уехал, а, как положено, вызвал «скорую помощь» и сотрудников полиции (и в результате расследования было установлено, что ДТП произошло по вине пешехода), водителю бы удалось избежать уголовной ответственности.
— Предусмотрена ли ответственность за оставление места ДТП без пострадавших?
— За первое полугодие 2005 года на территории Республики Казахстан зарегистрировано 4 388 дорожно-транспортных происшествий, повлекших материальный ущерб, водители которых скрывались с места происшествия. Почти в 70 % случаях в настоящий момент такие горе-водители уже найдены. Для таких нарушителей предусмотрена административная ответственность. Однако настоятельно рекомендовал бы водителям не уезжать с места дорожно-транспортного происшествия: ведь даже если он будет признан невиновным в ДТП, без водительских прав как скрывшийся обязательно останется.
— Часто бывают такие ситуации: водитель совершил наезд на пешехода, пешеход при этом не пострадал и отказывается ждать приезда ГАИ. Водитель возвращается к привычному ритму жизни. На следующий день его задерживают сотрудники полиции и выясняется, что пешеход обратился в полицию, утверждая, что водитель скрылся с места происшествия. Как правильно вести себя водителю в данной ситуации?
— В любом случае, даже если пострадавший пешеход отказался от медицинской помощи и покинул место ДТП, водитель обязан оставаться на месте происшествия. Он должен сообщить о случившемся в ближайший орган внутренних дел, записать фамилии, адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
— Прокомментируйте, пожалуйста, такую ситуацию: я стала очевидцем наезда на пешехода. При этом водитель посадил пострадавшего в свою машину и уехал. Нужно ли мне сообщить об этом в полицию? И будет ли этот водитель считаться скрывшимся с места ДТП?
— Конечно, вам, как свидетелю дорожно-транспортного происшествия, необходимо сообщить в ближайший орган внутренних дел (например, по телефону 02). При этом нужно точно указать место и время происшествия, какой марки, цвета был автомобиль, его госномер, свою фамилию, адрес, отметить, фиксировалось ли положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию при свидетелях.
Отвечая на ваш второй вопрос, нужно отметить, что при необходимости доставки пострадавшего на своем транспортном средстве в лечебное учреждение, водитель, согласно Правилам дорожного движения, обязан предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следов и предметов, относящихся к происшествию, принять все возможные меры к их сохранению. В лечебном учреждении водитель должен сообщить свои данные, регистрационный номер своего автомобиля (предъявив при этом все необходимые документы). После этого возвратиться к месту происшествия и, сообщив о случившемся в ближайший орган внутренних дел, ожидать прибытия сотрудников полиции.
В таком случае не будет считаться, что водитель скрылся с места происшествия
— Насколько сурово наше законодательство по отношению к водителям, совершившим дорожно- транспортное происшествие с пострадавшими, в том числе и к водителям, оставившим место происшествия?
— Приведу такой пример. Водитель совершил наезд на пешехода. Как законопослушный гражданин, он вызвал «скорую помощь» и сотрудников полиции. В случае причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пострадавшему пешеходу в результате ДТП водитель привлекается к уголовной ответственности по части 1 статьи 296 УК РК.
Но, согласно ст. 32 ч. 3 УПК РК, дела о преступлениях по вышеназванной статье Уголовного кодекса в нашем примере считаются делами частно-публичного обвинения. Они возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, и при отказе частного обвинителя от обвинения (ст. 37 ч. 1 п. 6 УПК РК) уголовное дело прекращается за примирением потерпевшего с обвиняемым. Другими словами, если водитель «примирился» на каких-либо условиях с пострадавшим пешеходом, то он освобождается от уголовного преследования.
Если же водитель, совершивший ДТП, в результате которого пострадали люди, скрылся с места происшествия, то он привлекается к уголовной ответственности по статье 297 УК РК. Уголовное дело по данному преступлению считается делом публичного обвинения, и уголовное преследование осуществляется независимо от подачи жалобы потерпевшего. Здесь уже ни о каком примирении сторон речь не идет, в любом случае водитель понесет уголовное наказание.
Отсюда вывод: покидать место происшествия не только противозаконно, но и крайне неразумно.
P.S: Человеку за рулем непросто найти в себе силы и мужество, попав в чрезвычайную ситуацию, остаться на месте происшествия, помочь пострадавшему в беде и оперативно сообщить обо всем полиции. Но ведь часто оказывается, что в случившемся повинен вовсе не водитель, уже причисливший себя к преступникам. Тогда мужество водителя дарует ему свободу, очищение совести, а пострадавшему — жизнь или, по крайней мере, благодарность за оказание помощи в беде. А убежавший от ответственности гарантирует себе лишь бессонные ночи. Это в лучшем случае. И будем все помнить об этом. Сегодня пострадал на дороге незнакомый человек, а завтра жертвой можете стать вы сами или кто-то из ваших близких. Чем чаще вы будете откликаться на чужую беду, тем больше вероятности, что она не случится с вами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *