Российская федерация или Россия?

В составе РФ 6 краев, 49 областей и два города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Федерации, которым в соответствии с действующей Конституцией РФ (ст.65) придан статус её субъектов.

Статус краев, областей, городов федерального значения определяется Конституцией РФ (гл.З), Федеративным договором от 31 марта 1992г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ, другими федеральными актами. Являясь субъектами РФ, края, области и города федерального значения обладают определённой учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти; порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организация местного самоуправления.

Края, области, города федерального значения обладают своей территорией. Изменение которой возможно лишь по согласованию между субъектами (которые изменяют территорию), и с утверждения федеральной власти.

Каждый край, область, город федерального значения образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения.

Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Края и области имеют свои административные центры. Края, области, Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ. Координация этих связей осуществляется федеральными органами государственной власти РФ совместно с органами краев, областей, городов федерального значения.

Статус края, области, города федерального значения может быть изменён только по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта, согласно федеральному конституционному закону.

Определёнными особенностями характеризуется статус такого субъекта РФ, как Москва, в связи с осуществлением городом функций столицы РФ. Закон РФ «О статусе столицы РФ» от 15 апреля 1993 года.

Вопрос 5. Государственно-правовой статус автономной области, автономного округа.

В составе РФ в качестве её субъектов находятся одна автономная область (Еврейская) и 10-ть автономных округов.

Еврейская автономная область является одной из форм национальной государственности народов РФ — национально-государственным образованием. Автономный округ — национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ в РФ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 года.,включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе РФ; другими федеральными актами.

Согласно Конституции РФ (ст.66), по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Автономная область и автономный округ вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Устав в соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором закрепляет за автономной областью, автономным округом право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.

Автономная область и автономные округа располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Изменение возможно лишь по согласованию между субъектами (которые изменяют территорию), и с утверждения федеральной власти. Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федеративного договора; уставов автономной области и автономных округов.

Автономная область и автономные округа являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ. Координация этих связей осуществляется федеральными органами государственной власти РФ. Взаимоотношение между автономными округами, находящимися в составе краёв или областей, определяются уставами этих краёв, областей и уставами соответствующих автономных округов. Статус автономной области и автономного округа может быть изменён по взаимному согласию РФ и автономной области или автономного, округа в соответствии с федеральным конституционным законом.

Эта статья о субъектах федерации. Группировку регионов Указом Президента см. Федеральные округа России .

Субъект
федерации Субъекты федерации ( русский )

Категория

Федеральная полупрезидентская конституционная республика с господствующей партией

Расположение

Россия

Число

Населения

41 546 ( Ненецкий автономный округ ) — 10 382 754 ( Москва )

Области

864 км 2 (334 квадратных миль) ( Севастополь ) — 3 103 200 км 2 (1198 200 квадратных миль) ( Республика Саха )

Правительство

Региональное правительство, Национальное правительство

Подразделения

Район

Эта статья является частью цикла о
политике и правительстве
Российской Федерации.

Портал России

В федеральных субъектах России , также упоминаются как субъекты Российской Федерации ( русский язык : субъекты Российской Федерации , subyekty РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ) или просто как субъекты федерации ( русские : Субъекты ФЕДЕРАЦИЯ subyekty ФЕДЕРАЦИЯ ), являются субъекты из России , его высшие политические подразделения согласно Конституции России . С 18 марта 2014 года Российская Федерация конституционно состоит из 85 субъектов федерации, два из которых расположены на Крымском полуострове , который на международном уровне не признан частью России.

Согласно Конституции Российской Федерации, Российская Федерация состоит из республик , краев , областей , городов федерального значения , автономной области и автономных округов , которые являются равноправными субъектами Российской Федерации. Три российских города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) имеют статус как города, так и отдельного субъекта федерации, в который входят другие города ( Зеленоград , Троицк , Кронштадт , Колпино и т. Д.) В пределах каждого города федерального значения, сохраняя более старые структуры почтовых адресов. В 1993 г. в состав Российской Федерации входило 89 субъектов федерации. К 2008 году количество субъектов Федерации сократилось до 83 из-за нескольких слияний . В 2014 году Севастополь и Республика Крым стали 84-м и 85-м субъектами Российской Федерации.

У каждого субъекта федерации есть свой глава , парламент и конституционный суд . Каждый субъект федерации имеет свою конституцию и законодательство. Субъекты равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Федеральные субъекты имеют равное представительство-два делегата каждых-в Совете Федерации , в верхней палате в Федеральном Собрании . Однако они различаются степенью автономии ( асимметричный федерализм ).

Постсоветская Россия сформировалась на протяжении истории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в составе СССР и не изменилась к моменту распада Советского Союза в 1991 году. В 1992 году, во время так называемого » парада суверенитетов «, сепаратистские настроения и война законов на территории России, российские регионы подписали договор Федерации ( Россия : Федеративный договора Federativny Dogovor ), установление и регулирование текущего внутреннего состава России, на основе разделения властей и полномочий между российскими государственными органами и государственными органами субъекты. Федеративный договор был включен в текст Конституции 1978 года в РСФСР . Действующая Конституция России , принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года и отменила модель советской системы правления, введенную в 1918 году Владимиром Лениным и основанную на праве на выход из страны и о неограниченном суверенитете субъектов Федерации (на практике отделение никогда не допускалось), что противоречит целостности страны и федеральным законам. Новая конституция устранила ряд правовых конфликтов, сохранила права регионов, ввела местное самоуправление и не давала советским временам права на отделение от страны. В конце 1990-х — начале 2000-х годов политическая система стала де-юре ближе к другим современным федеративным государствам с республиканской формой правления в мире. В 2000-х годах, следуя политике Владимира Путина и партии » Единая Россия » ( доминирующая партия во всех субъектах федерации), российский парламент изменил распределение налоговых поступлений, сократил количество выборов в регионах и предоставил больше полномочий федеральным властям. органы власти.

Категории (статусы) вузов в России и их разновидности

Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет

Федеральные университеты

Национальные исследовательские университеты

Глобальные университеты (университеты проекта 5-100)

Опорные университеты

Прочие университеты, академии и институты

Что лучше выбрать крутой столичный университет или вуз «шаговой доступности»?

Категории вузов в России и их разновидности

Прежде чем начать говорить о разнообразии российских вузов, скажем, о чем мы не будем говорить. Из нашего обзора полностью исключены все «квазивузы» (не совсем вузы).

Во-первых, это вузы, лишенные государственной аккредитации, т.к. выданный там диплом в нашей стране не влечет никаких юридически значимых последствий для его обладателя.

Во-вторых, филиалы вузов, так как многие из них реализуют программы высшего образования с переводом студентов выпускного курса в головной вуз, или полностью свернули программы высшего образования, сосредоточившись на программах среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.

По последним данным мы насчитали на территории Российской Федерации около 700 настоящих вузов (точную цифру назвать сложно из-за теологических вузов, инвентаризация которых пока затруднена), имеющих не только образовательную лицензию, но и государственную аккредитацию как минимум части реализуемых образовательных программ.

В названии вуза встречаются различные слова, часть из которых понятны и не нуждаются в комментариях (определение, указывающее на место его расположения, и определение «государственный»), а часть могут быть не очень понятны. Например, федеральный или национальный исследовательский университет, академия, институт и т.д. Постараемся в этом разобраться в данном посте, а об основных типах вузов поговорим в следующем.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет – это два крупнейших в нашей стране вуза (МГУ почти 17 тыс. научно-педагогических работников, а СПбГУ – более 5 тыс. чел.), каждый из которых представляет собой некое академическое государство. Для сравнения численность научно-педагогических работников ни одного из оставшихся университетов в России не превышает 5 тыс. человек.

Помимо размеров – это старейшие и одновременно ведущие классические университеты нашей страны, особенности их правового статуса определяются специальным федеральным законом, а ректора назначаются указом президента.

Оба эти университета наделены целым рядом особых прав, например, они вправе проводить дополнительные (к ЕГЭ) вступительные испытания профильной направленности для поступающих на программы бакалавриата и специалитета, могут реализовывать образовательные программы всех уровней высшего образования по всем уровням высшего образования, вправе выдавать выпускникам документы собственного образца, могут присуждать собственные ученые степени и др.

Если говорить образно, то и Московский и Санкт-Петербургский университеты – это с одной стороны «витрина российского высшего образования» (много образовательных свобод и новаций), а с другой стороны – «музей российского высшего образования» (анахронизмов там тоже немало).

Оба рассмотренных университета реализуют программы развития с достаточно серьезными бюджетами, которые ориентированы на модернизацию научно-исследовательской, образовательной и обеспечивающих направлений деятельности университета, и теперь ежегодно отчитываются о ее исполнении перед Правительством.

К слову, МГУ – единственный в нашей стране вуз, входящий в сотню ведущих вузов мира по международно признаваемым рейтингам (QS-2019), СПбГУ – входит в 250. Все остальные наши вузы находятся в диапазоне 250+ (только Новосибирский госуниверситет по QS-2019 также попадает в 250 – находится на позиции 244). Вообще, эти вузы заслуживают отдельного подробного разговора, что мы обязательно сделаем в как-нибудь дальнейшем.

Поскольку каждый из этих вузов совершенно самодостаточен, плюс неформальное соперничество «северной» (культурной) столицы и Москвы не способствует заметной кооперации двух этих университетов.

Это также вузы с особым статусом, который в некоторых отношениях приближен к МГУ и СПбГУ. По задумке Правительства РФ федеральные университеты создаются в целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития отдельных регионов нашей страны.

В настоящий момент такая категория бессрочно установлена (читай, статус присвоен) 10 вузам:

  • Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ),
  • Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ),
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ),
  • Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
  • Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова,
  • Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Амосова (СВФУ),
  • Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ),
  • Сибирский федеральный университет (СФУ),
  • Южный федеральный университет (ЮФУ),
  • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ)

У федеральных университетов есть целый ряд особенностей, которые необходимо учитывать при выборе их в качестве места учебы.

Во-первых, это достаточно крупные университеты (численность научно-педагогических сотрудников 9 из 10 больше 1 тыс. чел., а КФУ и ЮФУ – более 4 тыс. чел.), которые организовывались путем присоединения менее сильных вузов к более сильным.

Во-вторых, это обычно вузы полипрофильные, работающие в большинстве областей знания: естественных, точных, социально-гуманитарных науках, а иногда еще в искусстве и спорте. А отсутствие специализации делает их плохо позиционируемыми на рынке образования.

В-третьих, поскольку федеральный статус не выигрывался в условиях конкурса, на который бы вуз заходит по своей воле, а придавался решением учредителя, коллективы имеют на этот счет «свое мнение», что не способствует управляемости.

Во-четвертых, по причине эклектичности при формировании во многих (но не во всех федеральных университетах) слаба общеуниверситетская идентичность, т.е. отдельные структурные подразделения живут своей жизнью, и вы, что называется, куда попадете при поступлении. Может повезти, а может и нет, тогда уровень вашей подготовки окажется на уровне среднего регионального вуза со всеми его минусами.

В-пятых, поскольку ректор в этих вузах лицо назначаемое, а не избираемое коллективом, есть риск «нарваться» на ситуацию неприятия руководства и связанного с этим противостояния, что не способствует академическим успехам обучающихся. Обратите внимание на публикации в СМИ о смене руководства, в ряде федеральных вузов могло пройти 2-3 таких волны, каждая из которых сильно лихорадит вуз.

Как МГУ и СПбГУ федеральные университеты ведут обучение по собственным образовательным стандартам, имеют они и другие послабления. Некоторые (например, КФУ) получили право самим присваивать ученые степени кандидата и доктора наук.

Ровно половина федеральных университетов (5 из 10) стали участниками конкурсного проекта 5-10, нацеленного на рост конкурентоспособности вуза на международном рынке, т.е. обозначили претензию на членство в «лиге» глобальных университетов, но об этом ниже поговорим отдельно.

Большинство федеральных университетов через год завершают реализацию своих программ развития (два пилотных завершили еще 2 года назад, а три – получили статус позднее остальных), нацеленных на комплексную модернизацию университета, и сейчас готовятся к разработке программ развития на новый 10-летний этап.

Ввиду территориальной удаленности друг от друга федеральные университеты активно взаимодействуют и сформировали в 2013 году ассоциацию федеральных университетов, которую сначала по числу членов назвали «Клуб девяти», или «G-9» После создания Крымского федерального университета и его присоединения к этой Ассоциации ее переименовали в «Клуб десяти», или «G-10».

Как-нибудь потом разберем ситуацию с федеральными университетами более предметно, так как вопрос того стоит – более 25 тыс. научно-педагогических сотрудников, сотни тысяч студентов и около сотни миллиардов рублей в год консолидированного бюджета, а пока ограничимся этим.

Хотя эти вузы также как и федеральные вузы наделены рядом особых прав, например разрабатывать собственные образовательные стандарты, а некоторые даже имеют право сами (без ВАК) присуждать ученые степени, национальные исследовательские университеты (сокращенно НИУ) сильно отличаются от федеральных университетов.

В настоящий момент такая категория на 10 лет установлена (статус присвоен) 29 вузам:

  • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» ,
  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» ,
  • Белгородский государственный университет,
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ,
  • Иркутский национальный исследовательский технический университет,
  • Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева,
  • Казанский национальный исследовательский технологический университет,
  • Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва,
  • Московский авиационный институт,
  • Национальный исследовательский университет «МИЭТ» ,
  • Московский государственный строительный университет,
  • Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана,
  • Московский физико-технический институт (государственный университет) ,
  • Национальный исследовательский университет «МЭИ» ,
  • Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского,
  • Новосибирский государственный университет,
  • Пермский государственный университет,
  • Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
  • Российский государственный медицинский университет,
  • Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина,
  • Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва,
  • Санкт-Петербургский горный университет,
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики,
  • Санкт-Петербургский академический университет — научно-образовательный центр нанотехнологий РАН,
  • Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского,
  • Томский политехнический университет,
  • Томский государственный университет,
  • Южно-Уральский государственный университет,

При этом почти у половины вузов из списка срок «ношения» статуса НИУ истекает в 2019 году, а у остальных – в 2020 году, после чего он может быть отозван.

Национальные исследовательские университеты, в отличие от федеральных университетов:

  • среднего размера и не подвергались реструктуризации;
  • специализируются (фокусируются) в какой-либо определенной области знания, высокий уровень научных исследований и интеграция их образованием;
  • федеральный статус выигрывался в условиях конкурса (по факту почти 1 к 10), на который вуз заходит по своей воле;
  • с высокой общеуниверситетской идентичностью и единым уровнем исследований и подготовки;
  • с выбираемым ректором, обладающим авторитетом в коллективе.

Почти половина национальных исследовательских университетов (12 из 29) стали участниками конкурсного проекта 5-10, нацеленного на рост конкурентоспособности вуза на международном рынке (глобальные университеты), поговорим об этом отдельно ниже.

Национальные исследовательские университеты в следующем году (первая волна) и через год (вторая волна) завершают реализацию своих программ развития (два пилотных завершили еще 2 года назад), и сейчас готовятся к разработке программ развития на новый 10-летний этап.

Хотя закрытой общей «тусовки» национальных исследовательских университетов, подобно клубу «G-10», Ассоциации глобальных университетов и опорных вузов не сложилось, именно НИУ (вместе с СПбГУ) стали инициаторами и ядром Ассоциации ведущих университетов.

Потом обязательно более подробно разберем ситуацию с национальными исследовательскими университетами, так как этот вопрос того стоит – более 50 тыс. научно-педагогических сотрудников, более полумиллиона студентов и сотни миллиардов рублей в год консолидированного бюджета, а пока ограничимся на этом.

Указом Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 определена цель по выводу российского высшего образования на уровень международной конкурентоспособности – не менее 5 российских университетов к 2020 году должны войти в топ-100 мировых рейтингов университетов.

В 2013 году во исполнение указа Президента РФ был запущен Проект по реализации программы повышения конкурентоспособности, т.е. обеспечивающий вхождение не менее 5 российских университетов к 2020 году в топ-100 мировых рейтингов университетов (Проект 5-100).

Конкурс с учетом очень высоких входных требований («на входе» необходимо было присутствие вуза в одном из глобальных рейтингов), что сильно ограничило «пыл» потенциальных интересантов, составил почти 4 заявки на одно место.

В результате конкурсного отбора в этот проект включились 15 российских университетов, к которым в 2015 году добавились еще 6 университетов. В настоящий момент в проекте 5-100 участвует 21 вузов, 5 из которых одновременно имеют статус федеральных университетов, а 13 являются национальными исследовательскими университетами. Международным экспертным советом проекта 5-100 участники проекта каждый год в зависимости от глобальной узнаваемости и динамики изменений разделяются на три равные по числу вузов группы:

Первая группа («Лидеры проекта 5-100»), все они из «первой волны»:

  • Высшая школа экономики (ВШЭ) ,
  • Университет ИТМО,
  • Московский физико-технический институт (МФТИ),
  • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»,
  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»,
  • Новосибирский государственный университет (НГУ),
  • Томский государственный университет (ТГУ).

Вторая группа («Середнячки проекта 5-100»), часть из «первой волны», а часть из «второй волны»:

  • Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), из «первой волны»,
  • Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (МГМУ им. И. М. Сеченова), из «второй волны»,
  • Российский университет дружбы народов (РУДН), из «второй волны»,
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), из «первой волны»,
  • Томский политехнический университет (ТПУ), из «первой волны»,
  • Тюменский государственный университет (ТюмГУ), из «второй волны»,
  • Уральский федеральный университет (УрФУ), из «первой волны».

Третья группа («Аутсайдеры проекта 5-100»):

  • Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ имени И. Канта), из «второй волны»,
  • Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), из «первой волны»,
  • Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (ННГУ), из «первой волны»,
  • Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва (Самарский университет), из «первой волны»,
  • Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ), из «первой волны»,
  • Сибирский федеральный университет (СФУ), из «второй волны»,
  • Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ), из «второй волны».

В целях координация деятельности и консолидации усилий в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, а также в сфере научной и инновационной деятельности университетов, участвующих в проекте 5-100, по инициативе Высшей школы экономики в 2014 году была создана Ассоциация «Глобальные университеты», в состав которой сегодня входят все университеты проекта. На сайте Ассоциации размещен довольно удобный навигатор по образовательным программам, научным проектам и программам академической мобильности университетов, участников проекта.

Здесь нужно заметить, что есть три признанных международных рейтинга университетов:

На сегодняшний день в топ-500 наиболее этих мировых рейтингов представлено 28 российских университетов, включая институциональные (общие) и предметные (отраслевые) рейтинги. При этом в топ-500 глобальных общих рейтингов Россию представляют 15 университетов, в топ-200 ведущих предметных (отраслевых) мировых рейтингов – 19 университетов, а в топ-100 – 11 университетов.

Большинство вузов, участников проекта 5-100, ведут обучение по собственным образовательным стандартам, имеют они и другие послабления, облегчающие их конкурентную борьбу среди международных научно-образовательных центров.

Вузы проекта 5-100 не реже одного раза в два года (а реально ежегодно) защищают на международном экспертном совете при Министерстве свои дорожные карты по реализации программы повышения конкурентоспособности вуза. Внутри программ лежат масштабные трансформационные проекты, в рамках которых ведется системная модернизация научной, образовательной и других видов деятельности, и проекты по становлению в университете т.н. стратегических академических единиц (ключевых научно-образовательных подразделений с высокой автономией).

Как-нибудь потом разберем ситуацию с глобальными университетами более предметно, так как вопрос того стоит (более 50 тыс. научно-педагогических сотрудников, сотни тысяч студентов и около полутриллиона рублей в год консолидированного бюджета).

Опорный университет (опорный вуз, в официальных документах Минобрнауки) – как и «глобальный университет», «подзаконная» категория университетов, отсутствующая в федеральном законе об образовании. Эта категория должна дополнить ранее веденные категории национальных исследовательских, федеральных и глобальных университетов на региональном уровне (перекрытие с перечисленными категориями исключалось).

Опорный университет (опорный вуз) в России – это региональный вуз, ориентированный на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов.

Изначально обозначались разные цифры целевого количества опорных университетов (от 50 до 150), которое предполагалось сформировать в несколько волн.

На сегодняшний день прошло две таких волны, которые принципиально отличались друг от друга, и Минобрнауки анонсирует еще одну такую волну.

Первая волна (еще в начале 2016 года в бытность министром Д. Ливанова) была ориентирована на создание достаточно крупного опорного университета за счет реорганизации нескольких имеющихся вузов путем присоединения (так было создано 11 вузов, отсеяна была только одна заявка).

Вторая волна проводилась О. Васильевой в начале 2017 года, при этом требования по объединению вузов уже не было (так было отобрано 22 победителя из 86 заявок). Правда только 8 победителей были отнесены в первую группу, которая будет финансово поддержана на федеральном уровне.

Таким образом, в настоящий момент в проекте опорных университетов участвует 33 вуза.

Первая волна (создавались на основе объединения существующих вузов, с финансовой поддержкой на федеральном уровне):

  • Волгоградский государственный технический университет,
  • Воронежский государственный технический университет,
  • Вятский государственный университет,
  • Донской государственный технический университет,
  • Костромской государственный университет,
  • Омский государственный технический университет,
  • Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева,
  • Самарский государственный технический университет,
  • Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева,
  • Тюменский индустриальный университет,
  • Уфимский государственный нефтяной технический университет,

Вторая волна, первая группа (статус придан существующему вузу, с финансовой поддержкой на федеральном уровне):

  • Алтайский государственный университет,
  • Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова,
  • Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова,
  • Кемеровский государственный университет,
  • Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова,
  • Марийский государственный университет,
  • Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого,
  • Петрозаводский государственный университет,
  • Псковский государственный университет,
  • Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.,
  • Сочинский государственный университет,
  • Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина,
  • Тольяттинский государственный университет,
  • Ульяновский государственный университет.

Вторая волна, вторая группа (статус придан существующему вузу, без финансовой поддержкой на федеральном уровне):

  • Владимирский государственный университет имени Столетовых, ,
  • Мурманский арктический государственный университет, ,
  • Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева, ,
  • Новосибирский государственный технический университет, ,
  • Сибирский государственный медицинский университет, ,
  • Тульский государственный университет, ,
  • Череповецкий государственный университет,м
  • Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова. ,

В целях координации при реализации проекта опорных вузов Минобрнауки создана единая площадка для этих вузов, на которой отражаются наиболее значимые события проекта и ведется коммуникация между участниками.

Как университеты перечисленных выше категорий, опорные вузы защитили свои программы развития, обеспечивающие модернизацию всех основных направлений деятельности университета, и теперь ежегодно отчитываются о ее исполнении перед Министерством.

Потом обязательно разберем ситуацию с опорными университетами более предметно, так как вопрос того стоит (немногим менее 40 тыс. научно-педагогических сотрудников, сотни тысяч студентов, десятки миллиардов рублей в год консолидированного бюджета и более 30 субъектов Российской Федерации во всех концах страны).

Все ранее разобранные категории университетов составляют в сумме 78 единиц из 695 действующих вузов с государственной аккредитацией (для которых это удалось установить однозначно), т.е. немногим более 11%. Остальные 616 вузов, т.е. почти почти 90% от общего числа, во всем их разнообразии пока остались за пределами рассмотрения.

Ранее федеральным законом о высшем и послевузовском образовании, ныне отмененном в связи с введением единого ФЗ об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ, были введены три категории вузов:

  • Университет – многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания,
  • Академия – готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство, туризм, экономика, финансы и т. п.),
  • Институт – занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности.

Сейчас эти названия уже не несут глубокого смысла, так как различия между перечисленными категориями просто «теряются» относительно различий внутри только одной категории – университет.

Помимо рассмотренных нами ранее университетов, вписанных в действующие федеральные программы и проекты Минобрнауки, есть еще 3 военных и других силовых университета, десятки отраслевых университетов в подчинении федеральных министерств, сотни различных типов государственных региональных университетов в подчинении Минобрнауки и десятки негосударственных (частных) университетов. Среди последних немало образовательных учреждений, в которых трудится два-три десятка преподавателей и учатся всего несколько сотен студентов по нескольким образовательным программам.

По этой причине не следует уделять слишком много внимания этим категориям: университет автоматически не значит «хорошо», а, например, институт – не значит «плохо». Тем более, что к этим трем универсальным категориям добавляются еще ряд более специальных, отражающих отраслевую специфику: консерватория, высшее училище, школа, семинария и учебный центр и пр.

Разобраться в том, что на самом деле из них хорошо, а что плохо, можно только, если заглянуть внутрь вузовского «черного ящика», но это очень непросто.

Теперь пришла пора вернуться к главному вопросу, заданному в самом начале обзора. Универсального ответа здесь, конечно же, нет.

С одной стороны, лучше выбрать вуз с репутацией и, как следствие, с высоким проходным баллом ЕГЭ (можно посмотреть в этих двух обзорах: часть 1, часть 2) и высокой стоимостью обучение. Это минимизирует риски понять курсе на четвертом, что вы «клево провели время», но как это поможет вам найти нормальную работу не очень понятно.

С другой стороны, можно поискать хороший вуз в вашем городе или вашем регионе, проходной балл там, вероятно, ниже столичного, да и стоимость обучения на внебюджете не 200-300 тыс. руб. в год, как во многих вузах и нашего обзора. Но выбор этого хорошего вуза «шаговой доступности» нужно делать очень и очень ответственно, поскольку плохих (точнее «пустых») среди них гораздо больше, чем хороших, способных сделать вас конкурентными на рынке труда или рынке образования (магистратура).

Поэтому, если не хотите, чтобы по окончанию вуза вашим единственным «прибытком» стал «диплом социальной нормальности», или, проще говоря, «справка, что не дурак» (либо «справка, что не дура»), разберись внимательно с нашим рейтингом вузов «Национальное признание». Это уникальный продукт, и он вам на самом деле поможет заглянуть внутрь этого «черного ящика», «прощупать» тех, кто будет вас учить после поступления, понять, можно ли им верить.

Форма государственного устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства.

Форм государственного устройства существует три:

  1. Унитарное государство
  2. Федерация
  3. Конфедерация

Унитарное государство – это целостное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.

(Суверенитет – независимость государства во внутренней и внешней политике от других стран).

Признаки унитарного государства:

  • Единые законы
  • Единая система органов власти
  • Единая финансовая и налоговая система
  • Единая армия
  • Единые атрибуты власти

(Атрибуты власти – герб, флаг и гимн)

Примеры государство с унитарной формой государственного устройства: Япония, Франция, Венгрия, Чехия, Финляндия.

Федерация – сложное союзное государство, составные части которого представляют собой государственные образования и обладают признаками суверенитета.

Признаки федерации:

  • Двойная система законодательства (Субъекты федерации принимают собственные законы, важно только то, чтобы они не противоречили общегосударственным постановлениям. Например, в США в одних штатах разрешена смертная казнь, а в других – запрещена)
  • Двойная система органов власти (в России есть Государственная Дума, а в Москве – Московская городская дума, в Курске – Курская областная дума и т.п.)
  • Двойная финансовая и налоговая система (часть налогов уходит в федеральный бюджет, а часть – в бюджет субъекта федерации)
  • Единая армия

Государственным образованиям разрешается иметь свои атрибуты власти

Примеры государств с федеративной формой государственного устройства: Россия, США, Канада, Бразилия, Индия, Австралия.

Конфедерация – это государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей.

Признаки конфедерации:

  • Не имеет единой системы законодательства (каждое государство имеет собственные законы)
  • Нет единой системы органов власти (у каждого государства свои независимые органы власти, хотя могу быть созданы и общие конфедеративные органы)
  • Финансовая и налоговая система сохраняют специфику входящих в конфедерацию стран
  • Нет единой армии
  • Могут быть общие атрибуты власти с сохранением собственных

Примеры государств с федеративной формой государственного устройства: Европейский Союз, СНГ.

Россия по форме государственного устройства — федерация.

В России четко распределены обязанности между федеральным центром (центральными органами власти) и субъектами федерации.

Полномочия федерального центра:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь; космическая деятельность;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; метеорологическая служба; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Выучить полномочия федерального центра на тренажере

Полномочия, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов федерации:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики;

ж) координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение;

ж.1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Выучить полномочия, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов федерации, на тренажере

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *