Роль суда в исполнительном производстве

Роль суда в исполнительном производстве является ключевым звеном в юриспруденции. Именно на основании его решения (в большинстве случаев) приставы возбуждают ИП, руководствуясь ст. 30 Федерального закона №229.

Суд в исполнительном производстве (далее ИП) осуществляет роль надзорного органа за своевременным выполнением вынесенного постановления и требует от взыскания осуществлять свою работу согласно букве закона. Следовательно, при нарушении законодательства одной из сторон, последует наказание в порядке российского законодательства.

СОДЕРЖАНИЕ:

Законодательная система в основном осуществляет функ­ции предварительного либо последующего судебного контроля за де­ятельностью пристава, санкционируя совер­шение соответствующих действий судебного пристава, либо разрешая возникающие споры.

К ключевой роли суда отнесены основные вопросы, связанные с возбуждением, развитием и окончанием ИП:

  • суд выдает исполнительный лист и его дубликат (428, 429, 430 ГПК);
  • рассматривает вопросы о перерыве и восстановлении срока давности (432 ГПК), о разъяснении исполнительного документа (ИД), отсрочке, рассрочке выполнения, изменении способа и порядка осуществления, индексации присужденных денежных сумм (433—434 ГПК);
  • берет на себя роль разрешать вопросы правопреемства в исполнительном деле (документ 44 ГПК), приостановления, возобновления и прекращения ИП, в том числе в связи с заключением мирового соглашения между взыскателем и должником (436-440 ГПК), а также поворота исполнения решения ( 443 ГПК);
  • рассматривает заявления об оспаривании постановлений должностных лиц службы приставов, их действий (бездействия) (441 ГПК).

В таких случаях суды играют роль либо предварительного судебного контроля (например, разрешая приостановление производ­ства), либо решения вопросов, связанных с правовым действием ис­полнительного документа и судебного акта, на основании которого документ был выдан (разъясняя решение процесса).

Суд осуществляет последующий контроль за действи­ями пристава в тех случаях, когда жалобы заинтересованных лиц на его действия и постановления подаются в районный или арбитражный суд в зависимости от вида ИД.

Полномочия суда в исполнительном производстве

В роли судебного надзора в ИП следует понимать возможность совершения определенных процессуальных действий только при наличии санкции суда (арбитражного суда), а также его обязанность рассматривать жалобы на действия пристава и иски, вытекающие из отношений по принудительному осуществлению решения.

Следует согласиться с тем, что взаимоотношения приставов с судами общей юрисдикции можно охарактеризовать как процессуальное взаимодействие (процессуальное партнерство) определенных законом государственных органов (судов) и должностных лиц (приставов), направленное на обеспечение интересов правосудия, защиту прав и законных интересов граждан и организаций. Такова роль судебной системы в большинстве стран мира.

Процессуальное партнерство законодательной системы и сотрудников ФССП складывается по нескольким направлениям, роль которых четко распределена.

Суд в ходе слушания принимает важные определения:

  • о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа к выполнению (16 Федерального Закона №229);
  • по вопросу о разъяснении судебного акта, на основании которого выдан документ (17 Закона);
  • об отложении принудительных действий на срок более 10 дней (19 ФЗ-229);
  • об отсрочке или рассрочке исполнения выданного судом ИД, изменении способа и порядка его выполнения (18 ФЗ-229);
  • о возобновлении производства (п. 2 ст. 22 ФЗ-229);
  • о сокращении установленных законом сроков приостановления процесса (п. 3 ст. 22);
  • о приостановлении ИП (24 ФЗ);
  • о прекращении ИП (24 Закона);
  • об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц (48 Закона);
  • о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день осуществления исполнительного документа (74 ФЗ №229).

Таким образом, суд выполняет роль регулятора процессуальных обязанностей, которые затрагивают сферу производства. Однако эти действия суда осуществляются в рамках гражданского или арбитражного судопроизводства и они определяются гражданского или арбитражно процессуальными нормами, а не нормами ИП.

Также роль суда — рассматривать жалобы на действия или бездействие судебного пристава (90 Закона).

В случае подачи жалобы она подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде, в зависимости от вида документа, по месту нахождения судебного пристава в течение 10-дневного срока со дня совершения действия или отказа в совершении действия.

Исходя из смысла Закона 229, в суд могут быть обжалованы следующие постановления пристава:

  • о возбуждении ИП (9 Закона);
  • о возвращении исполнительного документа (10, 26, 73 ФЗ);
  • об отложении судебных действий (19 ФЗ);
  • об отказе в розыске должника или его имущества и о взыскании расходов по розыску (28 ФЗ);
  • обязывающее банк (иную кредитную организацию) осуществить продажу иностранной валюты или перевести денежные средства должника в иностранной валюте в банк (иную кредитную организацию), которые пользуются правом продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (ст. 47);
  • о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, отнесении их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом, а также возмещении органу или лицу, которые их понесли (ст. 84);
  • о наложении штрафа на должника в случае невыполнения без уважительных причин ИД, обязывающего его совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, в срок, установленный судебным приставом (на основании положения 85);
  • о наложении штрафа за невыполнение законных требований пристава и нарушение законодательства Российской Федерации об ИП (на основании положения 87).

Суд рассматривает исковые заявления в случае нарушения требований законодательства об ИП.

При этом эффективность судебного надзора определяется наличием особой юридической гарантии – гражданской или арбитражной процессуальной формы.

Таким образом, судебный надзор в производстве включает в себя три направления:

  1. Принятие судом определений, оказывающих определенное влияние на дело.
  2. Рассмотрение судом жалоб на действия или бездействие судебного пристава.
  3. Рассмотрение судом исковых заявлений по вопросам ИП.

Отсрочка исполнения решения суда

Отсрочка исполнения судебного постановления, изменение способа и порядка его исполнения, индексация присужденных денежных сумм осуществляются при обнаружении обстоятельств, затрудняющих выполнение судебного постановления или постановлений иных органов, по заявлению взыскателя и должника либо по представлению сотрудника ФССП, адресуемых в суд, рассматривавший дело, или по месту совершения исполнения.

Суть отсрочки состоит в принятии судом решения о перенесении начала принудительных действий на иную дату, например при отсутствии у должника активов.

К сожалению, федеральное законодательство не предусматривает права взыскателя и должника в рамках процедуры заключить соглашение об отсрочке выполнения судебного постановления.

Право отсрочить выполнение судебных актов дано лишь суду в порядке, определенном ГПК и АПК, иное из действующих норм права не вытекает. Поэтому суды на практике не принимают во внимание такие соглашения, что влечет за собой дополнительные юридические последствия, например, невозможность освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Вопрос о вышеназванных процессуальных действиях разрешается судом в судебном заседании с вызовом пристава и участвующих в деле лиц, неявка которых не препятствует вынесению надлежащего определения.

При этом законных сроков такого разрешения в положениях 203, 208 и 434 ГПК не зафиксировано, хотя в аналогичной 324 АПК установлено, что заявление об отсрочке или рассрочке, а также об изменении способа и порядка исполнения судебного акта рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня его поступления.

Более того, отсутствие унификации в области судебно-правовой политики порождает необходимость обращения к иным законодательным нормативным источникам. Так, в 31.8 КоАП подчеркивается, что потребность в отсрочке и рассрочке исполнения постановления о назначении административного наказания, а равно о взыскании административного штрафа, изучается судом в трехдневный срок со дня возникновения подобающего основания.

Отложение принудительных действий связано с перенесением таковых на другое время, что делает его схожим с отсрочкой исполнения, но не идентичным. В связи, с принятием Федерального закона об ИП утратила силу 435 ГПК.

Рассрочка

В компетенции суда немаловажную роль играет решение ряда существенных вопросов ИП, например:

  1. Выдача исп. листа либо возможность выдачи нескольких листов по одному судебному акту.
  2. Решение вопросов восстановления пропущенного срока предъявления ИД ко взысканию, о разъяснении судебного акта для целей его выполнения.
  3. Рассрочке исполнения, изменения способа и порядка выполнения.
  4. О повороте исполнения решения.
  5. Отложении, приостановлении, прекращении принудительных мер и целого ряда других вопросов в соответствии с разделами VII АПК РФ, ГПК, Федеральным законом №229.

Приостановка исполнительного производства судом

На основании части 1 статьи 39 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ, ИП подлежит приостановлению судом полностью или частично в следующих случаях:

  1. Предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по ИД.
  2. Оспаривания результата оценки арестованного имущества.
  3. Оспаривания постановления судебного пристава о взыскании исполнительского сбора.
  4. В других случаях, которые предусмотрены действующим российским законодательством.

В соответствии с частью 2 статьи 39 ФЗ №229 исполнительное взыскание может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством РФ и Федерального закона, полностью или частично в следующих случаях:

Оспаривания исполнительного документа либо судебного акта, на основании которого выдан исп. документ.
Оспаривания в суде акта органа (должностного лица), который уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях.
Нахождения должника в длительной служебной командировке.
Принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) пристава либо отказа в совершении действий.
Обращения взыскателя, должника или судебного пристава в суд, иной орган либо к должностному лицу, которые выдали исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений данного документа, способа и порядка его исполнения.
В других случаях, которые предусмотрены статьей 40 ФЗ №229.

Приостановление исполнительного производства судебным приставом

На основании части 1 статьи 40 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ исполнительное производство подлежит приостановлению приставом полностью или частично в следующих случаях:

  1. Смерти должника или объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом (актом иного органа либо должностного лица) требования или обязанности допускают правопреемство.
  2. Утраты должником дееспособности.
  3. Участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил России (других войск, воинских формирований и органов, которые были созданы в соответствии с действующим законодательством РФ), выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, который находится в таких же условиях.
  4. Отзыва у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковской деятельности, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не может быть приостановлено.
  5. Применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, который предусмотрен статьей 96 Закона.
  6. Принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке либо рассрочке взыскания исполнительского сбора (уменьшении его размера или об освобождении от его взыскания).
  7. Направления судебным приставом в ФНС или Банк России уведомления о наложении ареста на непосредственно используемые в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество должника-организации:

  • объекты недвижимого имущества производственного назначения;
  • сырье и материалы;
  • станки, оборудование;
  • а также другие основные средства (в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда).

В соответствии с частью 2 статьи 40 ФЗ «Об исполнительном производстве» ИП может быть приостановлено приставом полностью или частично в следующих случаях:

  1. Нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  2. Розыска должника (имущества должника) либо розыска ребенка;
  3. Просьбы должника, который проходит военную службу по призыву в Вооруженных Силах России (других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с действующим законодательством РФ);
  4. Направления приставу другого подразделения Федеральной службы судебных приставов постановления о поручении совершить отдельные процесуальные действия и (или) применить отдельные меры принудительного характера (ч.6 ст.33 ФЗ).

Также обладают полномочиями по приостановлению исполнительного производства главный судебный пристав РФ, субъекта РФ и их заместители в случае поступления жалобы на постановление либо действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц службы судебных приставов.

По делу об административном правонарушении исполнение судебного акта, акта другого органа либо должностного лица также может быть приостановлено судом, другим органом или должностным лицом, которые выдали ИД, по основаниям и в порядке, установленными действующим законодательством (41 ФЗ).

Поворот исполнения решения суда в исполнительном производстве

Согласно положению 443 ГПК в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (поворот исполнения решения суда).

Поворот исполнения решения имеет место, когда отменен уже исполненный судебный акт, в ином случае действует прекращение взыскания по ранее принятому судебному акту. Таким образом роль закона очевидна для всех юридических инстанций.

В ч. 3 ст. 445 ГПК установлены ограничения возможности поворота исполнения судебных постановлений по делам:

  • о взыскании алиментов;
  • денежных сумм по требованиям, вытекающих из трудовых отношений;
  • о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья либо смертью кормильца;
  • о взыскании вознаграждения за использование прав на произведение науки, литературы, искусства, исполнения, открытия, изобретения, полезной модели, промышленного образца.

По таким делам поворот исполнения решения допускается, если отмененное решение суда основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах.

Заключение

Как продемонстрировано в статье роль суда в исполнительном производстве значительна. Стороны конфликта обязаны понимать это и руководствоваться, прежде всего, российским законодательством.

§ 3. Суд в исполнительном производстве. Участники исполнительного производства

Участники исполнительного производства в гражданском процессе подразделяются на четыре

большие группы.

1. Органы принудительного исполнения в лице судебных приставов-исполнителей и в целом всей службы судебных приставов в той мере, в какой ее отдельные должностные лица наделены полномочиями по разрешению вопросов в стадии исполнительного производства.

2. Суд как участник исполнительного производства.

Организационное отнесение исполнительного производства к ведению органов исполнительной власти не снимает с судов целого ряда существенных полномочий по решению вопросов его развития, начиная с выдачи исполнительного листа, заканчивая прекращением исполнительного производства.

Участие суда в исполнительном производстве может быть сведено в основном к следующему.

Во-первых, на суд возлагается разрешение вопросов об обеспечении иска как гарантии будущего исполнения его решения.

Во-вторых, судебные приставы-исполнители исполняют ту часть решения, которая называется резолютивной, она впоследствии переносится в исполнительный лист. Именно от правильности и точности формулировки судом резолютивной части порой зависит в немалой степени быстрота и результативность исполнительных действий.

В-третьих, в компетенции суда осталось решение ряда существенных вопросов исполнительного производства, например выдача исполнительного листа либо возможность выдачи нескольких исполнительных листов по одному судебному акту, решение вопросов восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного документа ко взысканию, разъяснение судебного акта для целей его исполнения, отсрочка или рассрочка исполнения, изменение способа и порядка исполнения, поворот исполнения решения, отложение, приостановление, прекращение исполнительных действий и целый ряд других вопросов в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и ГПК.

В-четвертых, суд осуществляет контроль за действиями и постановлениями судебного пристава-исполнителя и старшего судебного пристава. Жалобы заинтересованных лиц на их действия и постановления подаются в суд с учетом вида исполнительного документа.

Подведомственность указанных дел разграничивается между арбитражными судами и судами общей юрисдикции следующим образом. В соответствии с п. 1 ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в арбитражные суды подаются жалобы на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, в том числе на отказ в совершении указанных действий, включая отвод судебного пристава-исполнителя. Во всех остальных случаях жалобы на указанные действия и бездействие судебного пристава-исполнителя подаются в суд общей юрисдикции. Таким образом, на суды общей юрисдикции возложено осуществление судебного контроля за действиями судебных приставов-исполнителей по всем видам исполнительных документов, за исключением выдаваемых арбитражными судами.

После введения в действие нового АПК возник положительный конфликт подведомственности. АПК изменил правила подведомственности, в том числе и при оспаривании решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей. В частности, в ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК в основу разграничения предметов ведения с судами общей юрисдикции положен не критерий «кем выдан исполнительный документ», а, прежде всего, предметный критерий — спор должен быть связан с предпринимательской и иной экономической деятельностью. В этом плане в сферу подведомственности арбитражных судов с точки зрения подходов нового АПК подпали споры в сфере исполнительного производства, связанные с исполнением не только исполнительных документов, выданных арбитражными судами, но и других исполнительных документов, которые затрагивают права граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности указанные в пп. 5 и 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Данное положение подчеркнуто в п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Здесь отмечено, что ч. 1 ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» после введения в действие АПК должна применяться с учетом его положений, согласно которым арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель, кроме тех случаев, когда оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции.

Однако Президиум Верховного Суда РФ на вопрос, каким судам — общей юрисдикции или арбитражным — подведомственны дела по рассмотрению жалоб юридических лиц, поданных на действия судебных приставов-исполнителей по исполнительному документу, выданному налоговым органом, дал следующий ответ. Президиум Верховного Суда РФ разъяснил, что в силу ст. 90 Федерального закона

«Об исполнительном производстве» обжалование действий судебных приставов-исполнителей в арбитражный суд допускается только в случае, если исполнительный документ выдан этим органом. Обжалование же действий судебных приставов-исполнителей по исполнению документов всех иных органов Федеральный закон «Об исполнительном производстве» включает в подведомственность судов общей юрисдикции независимо от субъектного состава лиц, обращающихся в суд с такой жалобой*(242).

Лица, участвующие в исполнительном производстве. К их числу относятся стороны исполнительного производства — взыскатель и должник и их представители.

Стороны представляют собой главных участников исполнительного производства, поскольку от их юридических действий зависит развитие данной стадии гражданского процесса.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об исполнительном производстве»

взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.

Должником являются гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.

Не всегда совпадают в одном лице истец и взыскатель, с одной стороны, и ответчик-должник, с другой стороны. Например, если в иске истцу отказано, то ответчик при взыскании в свою пользу судебных расходов с истца в рамках исполнительного производства становится взыскателем, а бывший истец — должником.

В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников. Каждый из них по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников.

Стороны исполнительного производства вправе выступать через своих представителей. Так, граждане могут участвовать в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то при их исполнении должник не вправе действовать через представителя.

Участие организаций в исполнительном производстве осуществляется через их органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через представителей указанных органов и должностных лиц. Лица, представляющие организацию, обязаны иметь документы, подтверждающие их должностное положение и полномочия.

Стороны исполнительного производства наделяются рядом прав и обязанностей при совершении исполнительных действий. В частности, на основании ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» они имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим входе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

Однако приведенный перечень не является исчерпывающим. Целый ряд прав сторон исполнительного производства установлен другими статьями данного Закона. Например, взыскатель вправе отказаться от взыскания (п. 1 ст. 23); стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение (п. 2 ст. 23); взыскатель вправе отказаться от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю (п. 7 ст. 23); взыскатель вправе оставить за собой имущество должника, если оно не будет реализовано в двухмесячный срок (п. 4 ст. 54).

Утверждение мирового соглашения сторон в исполнительном производстве осуществляется в общем порядке. Стороны могут самостоятельно либо через судебного пристава-исполнителя обратиться в суд с проектом мирового соглашения. Оно рассматривается судом и утверждается с соблюдением правил ст. 39 ГПК.

В случае выбытия одной из сторон (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны ее правопреемником, определенным в порядке, установленном федеральным законом (ст. 44 ГПК). Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для стороны, которую правопреемник заменил.

Следует учитывать, что уступка требования, в том числе основанного на исполнительном

документе, возможна в гражданском процессе с соблюдением общих правил совершения данного действия (ст. 382-390 ГК).

4. Лица, содействующие совершению исполнительных действий. К их числу относятся различные субъекты. Так, согласно ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренным федеральным законом, требования судебных приставов-исполнителей о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками, иными кредитными организациями.

Исполнять отдельные требования судебных приставов-исполнителей могут и другие органы, организации, должностные лица и граждане, относящиеся к числу лиц, содействующих совершению исполнительных действий, например органы государственной регистрации юридических лиц либо учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме того, к числу лиц, содействующих совершению исполнительных действий, относятся переводчик, понятые, специалисты, хранители имущества, работники органов внутренних дел и другие лица, которые так или иначе осуществляют определенные обязанности в связи с совершением исполнительных действий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *