Риск в таможне

; Не действует
Утратил силу с 27.09.2012 История статусов

О контроле таможенной стоимости товаров

  • Документ полезен? 0 m n 0
  • Поделиться:

Редакции скрыты Письмо ФТС России от 29 сентября 2008 г. N 01-11/40253
«О направлении разъяснений»

В целях обеспечения единообразного подхода к принятию решений по таможенной стоимости товаров, в отношении которых в соответствии с действующими профилями рисков, доведенными во исполнение Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене, утвержденной Приказом ФТС России от 11 января 2008 г. N 11 (далее — Инструкция), применяется мера по минимизации риска «Принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации — отдел контроля таможенной стоимости» (код 608 Классификатора мер по минимизации рисков, приложение N 6 к тексту Инструкции), направляем следующие разъяснения.

Пунктом 5 Приказа ГТК России от 5 декабря 2003 г. N 1399 «Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» (далее — Положение о контроле таможенной стоимости) установлены случаи, когда контроль таможенной стоимости при декларировании и выпуске товаров осуществляют непосредственно должностные лица функционального подразделения по контролю таможенной стоимости таможни.

Так, проверка правильности определения таможенной стоимости, а также проверка документов и сведений, представленных в подтверждение заявленной таможенной стоимости, по результатам анализа рисков уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов отнесена данным Приказом к компетенции специализированного подразделения по контролю таможенной стоимости таможни, поскольку уровень таможенной стоимости является признаком, указывающим на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными.

При применении меры по минимизации риска «Принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации — отдел контроля таможенной стоимости», имеющей код 608, контроль таможенной стоимости, в том числе принятие решения по результатам проведенного контроля, отражение записей в соответствующих документах, оформление деклараций таможенной стоимости и корректировки таможенной стоимости, а также других необходимых документов производится уполномоченными должностными лицами специализированного функционального подразделения по контролю таможенной стоимости таможни.

В целях выполнения требований Положения о контроле таможенной стоимости при применении меры по минимизации риска «Принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации — отдел контроля таможенной стоимости», имеющей код 608, уполномоченное должностное лицо, отвечающее за прием таможенной декларации, в соответствии с подпунктом «г» пункта 52 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28 ноября 2003 г. N 1356 , с пунктами 39 и 41 Инструкции направляет в таможню оригиналы таможенной декларации, документов, указанных в описи и необходимых для принятия решения, а также направление для принятия решения (решений) (приложение N 13 к Инструкции) (далее — Направление).

Уполномоченное должностное лицо функционального подразделения по контролю таможенной стоимости таможни в сроки, установленные пунктом 52 Инструкции, на бланке Направления производит запись с заключением по результатам проведенного документального контроля, которая является идентичной решению, оформленному в соответствии с подпунктами 6 и 7 Положения о контроле таможенной стоимости.

Считать утратившим силу письмо ФТС России от 26 декабря 2007 г. N 01-06/49866дсп «О направлении разъяснений».

Довести настоящую информацию до сведения подчиненных таможенных органов.

Напечатать Приложение N 1 к Инструкции Понятия, используемые при реализации Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене Меры по минимизации рисков — комплекс мероприятий, состоящих в совершении уполномоченными должностными лицами таможенного органа определенных действий с целью выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства. Меры по минимизации рисков применяются уполномоченными должностными лицами таможенных органов при таможенном контроле как в соответствии с указаниями в профилях рисков, так и по собственному решению в соответствии с полномочиями таможенного органа. Профиль риска — совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также мерах по минимизации риска. Профиль риска содержит указания о применении мер по его минимизации. Перечень мер по минимизации риска содержится в профиле риска. Профили риска доводятся до таможенных органов с применением программных средств или на бумажном носителе. Срочный профиль риска — профиль риска, предназначенный для оперативного доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о необходимости применить меры по минимизации рисков к определенной партии товаров и (или) транспортным средствам до завершения таможенного оформления. Ориентировка — информация о риске средней степени, для минимизации которого нецелесообразна разработка профиля риска ввиду неточности (широкой области применения) такой информации. Ориентировка не содержит указаний (рекомендаций) о применении форм таможенного контроля и мер по минимизации рисков. Ориентировки доводятся до таможенных органов в качестве информации, используемой при таможенном контроле товаров и транспортных средств. Зональный профиль риска — профиль риска, действующий в регионе деятельности одной таможни. Региональный профиль риска — профиль риска, действующий в регионе деятельности одного РТУ. Общероссийский профиль риска — профиль риска, действующий на всей таможенной территории Российской Федерации либо в отдельных таможенных органах, расположенных в регионе деятельности разных РТУ. Краткосрочный профиль риска — профиль риска с установленным сроком действия от 1 рабочего дня до 1 месяца. Среднесрочный профиль риска — профиль риска с установленным сроком действия от 1 до 3 месяцев. Долгосрочный профиль риска — профиль риска с установленным сроком действия свыше 3 месяцев. Профили рисков, выявляемых автоматически (автоматические профили рисков), — профили рисков, доводимые до таможенных органов в электронном виде, риски по которым выявляются без участия должностного лица программными средствами. Профили рисков, выявляемых в автоматизированном режиме (автоматизированные профили рисков), — профили рисков, доводимые до таможенных органов в электронном виде, область риска которых определена в программных средствах частично, и применяемые по решению должностного лица после проведения им проверки отдельных индикаторов риска. Неформализованные профили рисков — профили рисков, доводимые до таможенных органов на бумажном носителе, риски по которым выявляются должностным лицом самостоятельно, исходя из области риска. Актуализация профиля риска — изменение области риска действующих профилей рисков, перечня мер по минимизации рисков, а также продление срока действия профилей рисков. Степень риска — результат количественной оценки риска. Шкала градации степени риска — интервальное распределение степени риска. Количественная оценка риска — процесс присвоения значений вероятности риска. Целевая методика выявления рисков — порядок проведения анализа информации с преимущественным использованием математико-статистических методов и минимальным применением экспертных методов. Субъект ВЭД — лицо, указанное в таможенных, транспортных и коммерческих документах в качестве получателя, отправителя товаров, лица, ответственного за финансовое урегулирование, декларанта, принципала, перевозчика (в т.ч. таможенного), таможенного брокера, владельца СВХ либо таможенного склада или иное лицо, осуществляющее деятельность в области таможенного дела.

Таможенное оформление

Таможенное оформление и сопутствующие услуги

Услуги IFCG

Консалтинговые и юридические услуги, включая:

  • Таможенное оформление
  • Получение решений по классификации товара
  • Представление интересов в суде

В процессе таможенного оформления у таможенного органа могут возникнуть основания для сомнений в достоверности заявляемой декларантом информации относительно таможенной стоимости товаров. В таком случае, декларант сталкивается с такими понятиями как: стоимостной риск, проходные (индикативные) цены товара. При этом декларант может и не знать, что его товар в «рисках», так как информация о стоимостных рисках является конфиденциальной и основана на разработанных и действующих профилях рисков.

Что такое система управления рисками (СУР)?

СУР представляет собой комплекс мероприятий таможенных органов, направленных на сокращение количества нарушений правовых норм в сфере таможенного регулирования. Данная система применяется для определения объекта контроля и выбора мер по минимизации рисков.

Риск — вероятность несоблюдения установленных норм (международных договоров, актов, национального законодательства и законодательства ЕАЭС в области таможенного регулирования).

Под профилем риска понимаются все сведения об области, индикаторах риска, а также о мерах по минимизации данного риска. Информация, которая содержится в профилях риска, является конфиденциальной и не подлежит разглашению.

Область риска включает в себя описание самого риска, а также перечисляет условия, при которых он наступает.

Под индикатором риска подразумеваются признаки, которые позволяют выбрать объект таможенного контроля.

Управление рисками — это деятельность таможенных органов, которая направлена на минимизацию вероятности наступления риска.

Основные цели СУР заключаются в обеспечении:

  • эффективности таможенного контроля (определение необходимости проведения тех или иных форм таможенного контроля в отношении отдельных таможенных операций, товаров);
  • приоритетности областей риска высокого уровня (акцентирование внимания на наиболее рисковых товарах, направлениях и т.д.);
  • целесообразности и эффективности использования ресурсов таможенных органов (при проведении форм таможенного контроля);
  • благоприятных условий для перемещения товаров низкого уровня риска (быстрота, скорость оформления за счет отсутствия необходимости применять меры для минимизации рисков);
  • выборочности форм и объектов таможенного контроля (сочетает эффективность принимаемых мер и минимальные затраты на их реализацию).

Частью 1 статьи 377 ТК ЕАЭС определены составляющие процесса управления рисками:

1) сбор и обработка информации об объектах таможенного контроля, о совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля;

2) оценка риска;

3) описание индикатора риска;

4) определение мер по минимизации рисков и порядка применения таких мер;

5) разработка и утверждение профилей рисков;

6) выбор объектов таможенного контроля;

7) применение мер по минимизации рисков;

8) анализ и контроль результатов применения мер по минимизации рисков.

Как видно из части 1 статьи 377 ТК ЕАЭС процесс управления рисками включает в себя все мероприятия, необходимые для проведения эффективного таможенного контроля в целях обеспечения соблюдения законодательства в сфере таможенного регулирования. Все составляющие процесса управления рисками нацелены на достижение установленных целей СУР.

Как работает СУР

Классификация профилей рисков

На основании Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками можно выделить следующую классификацию профилей рисков:

Признак Профили риска
По сроку действия
  • краткосрочные профили рисков (не более 1 месяца);
  • среднесрочные профили рисков (от 1 до 3 месяцев);
  • долгосрочные профили рисков (от 3 месяцев до 1 года);
  • постоянные профили рисков (без ограничения срока действия)
По региону действия
  • общероссийские профили рисков (во всех таможенных органах);
  • региональные профили рисков (в рамках одного регионального таможенного управления);
  • зональные профили рисков (в рамках одной таможни)
По способу доведения и применения
  • автоматические профили рисков (доводятся в электронном виде, выявлены программными средствами без участия должностного лица);
  • автоматизированные профили рисков (доводятся в электронном виде, выявлены программными средствами, с учетом решения должностного лица);
  • неформализованные профили рисков (доводятся на бумажном носителе, выявлены должностным лицом)
По особенностям разработки и применения
  • целевые профили рисков (по определенной партии товаров / определенному транспортному средству международной перевозки);
  • целевые правоохранительные профили рисков (по определенной партии товаров / определенному транспортному средству международной перевозки – разработаны на основании информации от подразделений, осуществляющих правоохранительную деятельность);
  • профили риска на основе моделей (сформированы на основе технологий интеллектуального анализа информации).

Стоимостные риски и индикативы

Согласно разработанной Тактике применения системы управления рисками контроль таможенной стоимости является одним из видов деятельности в рамках СУР.

Пожалуй, основной риск, с которым чаще всего сталкиваются участники ВЭД является именно «стоимостной риск».

Законодательно такое понятие, как «стоимостной риск» не установлено. На практике это означает, что, если участник внешнеэкономической деятельности завозит товар по риску либо ниже риска, возникает вероятность нарушения им таможенного законодательства в части достоверности заявления таможенной стоимости, а именно, ее занижение. Другими словами: на основании информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов, такой товар не может стоить так дешево.

Как правило, «стоимостной риск» выражается в долларах США за 1 кг (веса нетто товара). В случае, если на ввозимые товары срабатывает «стоимостной риск», таможенный орган проводит дополнительную проверку заявляемой таможенной стоимости.

Например, импортер завозит 7 тонн облицовочной плитки с общей стоимостью 21 000 долларов США. Индекс таможенной стоимости (соотношение статистической стоимости товара к его весу нетто, указанные в поданной декларации) в этом случае составит 3 долл./кг. А на основании информации, имеющейся у таможенного органа по профилям риска, риск по заявленному коду товара, с той же страной происхождения составляет 5 долл./кг.

При таких условиях будет проводиться дополнительная проверка заявленной таможенной стоимости: будет выставлен запрос на представление дополнительных документов и сведений, а также, возможно, применены и другие меры таможенного контроля.

Таможенный орган вправе запросить дополнительный пакет документов для подтверждения заявленных в декларации на товары сведений в части стоимости товаров. В случае, если декларант не представляет запрашиваемые документы, либо представляет их не в полном объеме с нарушением сроков представления, либо, если представленные документы не подтверждают заявленную таможенную стоимость товаров, таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости.

Так, в Итоговом докладе о результатах и основных направлениях деятельности ФТС в 2018 году содержится информация о том, что «по итогам работы ФТС России по направлению контроля таможенной стоимости, включая таможенный контроль после выпуска товаров в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в соответствии со статьей 326 ТК ЕАЭС и Приказом ФТС России от 25 августа 2009 г. № 1560 «Об утверждении порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств», в 2018 году проведено порядка 168 тысяч корректировок таможенной стоимости товаров».

Также при таможенном оформлении декларант может столкнуться с таким понятием как проходные (индикативные) цены. Данный термин отсутствует в законодательной базе в сфере таможенного регулирования. Под проходной (индикативной) ценой понимается средняя цена, по которой ввозятся аналогичные, идентичные товары на схожих условиях. Цена определяется на основании имеющейся в распоряжении таможенных органов информации о перемещаемых товарах. Как правило, проходная цена выше риска, но в случае, если стоимость ввозимого товара ниже индикатива, у таможенного органа также могут возникнуть основания для сомнений в достоверности заявляемых сведений и также могут быть запрошены дополнительные документы.

Как видно из примера — проходные (среднестатистические) цены зависят от страны происхождения товара и также могут немного варьироваться в зависимости от того, в каком регионе проходит таможенное оформление. Данные по ценам формируются по месяцам. Проходные (индикативные) цены также, как и «стоимостные риски» чаще всего выражаются в долларах США за килограмм. Такой единообразный подход позволяет сокращать время при проведении анализа и учета информации о таможенной стоимости товаров.

Ниже риска не выпускать!

Именно так ознаменовал себя среди участников ВЭД Приказ ФТС от 16 февраля 2016 года №280 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками». Помимо данного Приказа всем таможенным органам накануне его опубликования была направлена телетайпограмма, содержащая аналогичную информацию.

До вступления в силу данного Приказа процедура по доказательству заявленной таможенной стоимости (если она оказывалась ниже риска либо ниже проходной цены) выглядела следующим образом. В процессе таможенного оформления срабатывал риск – инспектор в рамках дополнительной проверки в целях контроля заявленной таможенной стоимости запрашивал у декларанта комплект документов для подтверждения заявленной стоимости. После изучения и анализа (дополнительная проверка открывалась сроком до 10 дней) представленных документов таможенный орган мог принять решение по стоимости товаров до выпуска таможенной декларации, то есть в процессе таможенного оформления.

Приказ ФТС от 16 февраля 2016 года №280 по сути исключил возможность подтверждения заявленной таможенной стоимости в процессе оформления. Это произошло за счет повышения персональной ответственности выпускающих инспекторов, отделов таможни, руководства и повышения уровня контроля за полнотой принимаемых мер по минимизации рисков и качеством проводимых проверок. В данном Приказе, конечно же, прямо не сказано о запрете выпуска товара ниже риска, но в результате именно такой эффект он за собой повлек. Инспектор не рискует брать на себя такую ответственность (принимать решение по стоимости в процессе таможенного оформления) и «переносят» проверку и контроль таможенной стоимости на период после выпуска товаров.

На практике — в случае срабатывания «стоимостного риска» инспектор запрашивает дополнительные документы, одновременно направляя расчет обеспечения. У декларанта, как правило, два варианта – «признавать» тот факт, что заявленная цена ниже риска, подтвердить, что эту цену ему нечем опровергнуть и согласиться на «окончательную корректировку таможенной стоимости» либо «выпускаться под обеспечение», собирать комплект запрашиваемых документов и подтверждать свою заявленную стоимость.

До вступления в силу рассматриваемого Приказа у декларанта была возможность доказать заявленную стоимость в процессе таможенного оформления (и на практике в большинстве случаев так и происходило). При срабатывании риска у него также запрашивались документы и направлялся расчет обеспечения и в случае, если декларант располагал всеми необходимыми сведениями и документами, он мог их направить для рассмотрения инспектору, а инспектор, проанализировав всю информацию, мог принять заявленную стоимость. То есть ранее у декларантов была возможность не вносить сумму обеспечения и доказать заявленную таможенную стоимость в процессе оформления, до выпуска товаров.

Категории участников ВЭД

Основной инструмент таможенных органов при управлении рисками — это информация. На основании данных, имеющихся в распоряжении таможенных органов, для реализации вышеизложенных целей СУР осуществляется категорирование участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, риск-категорирование применяется для дифференцированного, разнообразного воздействия на риски. Присваиваемый уровень риска зависит от оценки вероятности нарушения участниками ВЭД законодательства в сфера таможенного регулирования. Анализ деятельности участника внешнеэкономической деятельности осуществляется за 2 календарных года, предшествующих месяцу проводимого анализа.

В зависимости от того, к какому уровню риска отнесено лицо, которое совершает таможенные операции, определяется форма проводимого в отношении него таможенного контроля, а также ее периодичность. И как результат – категория участника ВЭД влияет на срок таможенного оформления ввозимых им товаров.

Выделяют три уровня риска участников ВЭД:

  • низкий (таможенный контроль осуществляется после выпуска товаров);
  • средний (в основном осуществляется только документальный контроль — в процессе таможенного оформления);
  • высокий (документальный и фактический контроль до осуществления выпуска товаров).

Риск-категорирование участников ВЭД производится ежеквартально, за исключением лиц, которые отнесены к низкому уровню риска — их категорирование осуществляется ежемесячно.

Перечень критериев, на основании которых осуществляется автоматизированное определение категории уровня риска участников ВЭД, содержится в Приказе ФТС России от 01.12.2016 № 2256 «Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности».

Примечания

  • Таможенная стоимость товара
  • Корректировка таможенной стоимости товара

Энциклопедия IFCG — открытый информационный ресурс для участников и экспертов в области ВЭД.

Если Вам требуются услуги по таможенному оформлению, получению разрешительных документов или у Вас есть вопросы, свяжитесь с нами — Контакты IFCG.

В частности, мы готовы оказать услуги по таможенному оформлению Ваших товаров, а также иные консалтинговые и юридические услуги:

  • Таможенное оформление
  • Предварительное решение по классификации товара
  • Представление интересов в суде

См. также полный перечень наших услуг.

Применение современных методов системы управления рисками может позволить существенно повысить эффективность таможенного контроля за счет ухода от тотальных проверок к концентрации ресурсов таможенных органов на наиболее проблемных товаропотоках и упрощению таможенных формальностей для добросовестных импортеров. Основная цель применения СУР — максимальное облегчение торговли без ущерба экономическим интересам государства и общества. Этого можно достигнуть путем установления прозрачных, ясных и предсказуемых процедур прохождения таможенных формальностей, позволяющих максимально ускорить товарооборот без ослабления надлежащего и эффективного таможенного контроля.

Об особенностях системы управления таможенными рисками рассказывают юристы юридической компании «Пепеляев Групп».

Александр Косов
Руководитель группы таможенного права и внешнеторгового регулирования юридической компании ООО «Пепеляев Групп», к.ю.н.

Александр Стрижов
Юрист юридической компании ООО «Пепеляев Групп»

– Как в настоящее время можно оценить состояние системы управления таможенными рисками, действующей в России?

– В течение последних нескольких лет таможенные платежи составляют около 50% от всех поступлений в федеральный бюджет. При этом плановое задание, устанавливаемое Правительством РФ по сбору таможенных платежей на каждый следующий год, увеличивается. Вместе с тем, в соответствии с обязательствами, принятыми Россией в рамках переговорного процесса по вступлению в ВТО, а также в соответствии с общей таможенно-тарифной политикой в последнее время наметилась тенденция к снижению ставок ввозных таможенных пошлин, которая продолжается и после образования Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

В этой связи возникает вопрос – за счет чего в данной ситуации может быть выполнен план по сбору таможенных платежей? Естественный способ связан с восстановлением после мирового финансового кризиса 2008 г. и постепенным увеличением торгового оборота. Однако, во-первых, темпы такого увеличения не столь значительны, как до кризиса, а во-вторых, все больше экономистов говорят о новом глобальном экономическом кризисе.

В этих условиях Федеральная таможенная служба (далее – ФТС России) направляет свои усилия на «совершенствование администрирования собираемости таможенных платежей». Однако, в отсутствии новых технологий таможенного администрирования задача по сбору таможенных платежей решается таможенными органами за счет ужесточения подходов к контролю таможенной стоимости перемещаемых товаров. Ширмой выступает Система Управления Рисками (СУР), которая в теории должна основываться на серьезной экономической аналитике ценовой информации, конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на ценообразованиие.

Раньше ФТС России пыталась проводить подобную работу, результаты которой отражались в информационных письмах − сначала ГТК, а затем ФТС России. Такие письма были доступны для любых заинтересованных лиц. В них приводилось экономическое обоснование тех ценовых показателей, которые могли использоваться таможенными органами для целей контроля таможенной стоимости.

В итоге импортеры соответствующих товаров имели возможность оценить обоснованность выводов, сделанных ФТС России. Если ФТС России были допущены ошибки или не учтены какие-либо факторы, то импортер мог представить документы и сведения для исправления таких неточностей. Если же выводы ФТС России корректны, импортер имел возможность со ссылкой на такое письмо обратить внимание таможенного поста на особенности своей конкретной поставки, которые повлияли на цену товаров.

Однако, начиная с 2006 г., ФТС России прекратила готовить такие письма и полностью перешла на так называемые «профили риска», имеющие статус ДСП – документа для служебного пользования. Соответственно, публичный доступ к таким документам закрыт.

В профилях риска просто указываются индикативные цены на ввозимые товары по кодам ТН ВЭД в долларах за килограмм, без приведения какой-либо аналитической части. То есть, по сути, устанавливается «средняя температура по больнице» в пределах соответствующего кода. В результате ни импортеры не имеют возможности официально ознакомиться с таким документом, ни таможенные органы не получают информацию о том, на основании каких факторов были определены индикативные цены и, соответственно, что они могут учитывать при проверке достоверности таможенной стоимости товаров, заявленной в конкретном случае.

Таким образом, на практике в случае, если заявляемая декларантом таможенная стоимость оказывается ниже индикативной цены, то таможенные органы обязаны провести дополнительную проверку правильности определения таможенной стоимости, достоверности заявленных сведений, на основе которых она была определена декларантом, а также документального подтверждения таких сведений.

Несмотря на фактические обстоятельства поставок и документы, представляемые импортерами, в случае, если таможенная стоимость оказывается ниже профиля риска, в большинстве случаев таможенные органы принимают решение о корректировке таможенной стоимости, в том числе по формальным основаниям. Более того, как нам известно, ФТС России установила градацию стоимостных профилей риска, в соответствии с которой в отношении определенных товаров таможенные органы ни на уровне таможенного поста, ни на уровне таможни не вправе согласиться с заявленной декларантом таможенной стоимостью, вне зависимости от того, были или нет представлены декларантом убедительные документы и сведения.

В результате складывается полностью непрозрачная и, следовательно, коррупционная ситуация.

Несмотря на печальную для ФТС России судебную статистику (около 50% от всех судебных споров с таможенными органами составляют споры по таможенной стоимости, и в 95% случаев суды удовлетворяют жалобы импортеров), по данным таможенных органов обжалуются не больше 20% от общего количества решений о корректировке таможенной стоимости. Соответственно, в 80% случаев довзысканные таможенные платежи остаются в федеральном бюджете. Поэтому руководство ФТС России считает, что такая тактика себя оправдывает.

В большинстве случаев импортеры не обжалуют решения таможенных органов из-за того, что связанные с этим расходы могут быть значительно больше, чем довзысканная сумма таможенных платежей, а также из-за опасений возможных негативных последствий в отношении текущих поставок в виде задержек с принятием таможенных деклараций, 100% досмотра с полной выгрузкой и т.п., соответствующих расходов на оплату простоя транспортных средств и услуг по хранению товаров на складе временного хранения.

В результате фискальные интересы государства искажают систему управления рисками в таможенной сфере до неузнаваемости. Вместо разумного подхода применяется уравниловка, в результате которой больше всего страдают добросовестные импортеры, пытающиеся выполнить все требования законодательства и при этом остаться конкурентноспособными на рынке. Соответственно, применение СУР не только не достигает своих целей, но приводит к диаметрально противоположным результатам.

– Каким образом в настоящее время регулируется система управления таможенными рисками в рамках Таможенного союза и на какую законодательную базу она опирается?

– Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России предусматривает установление единых основ таможенного и внешнеторгового регулирования, применение единых ставок ввозных таможенных пошлин (за исключением ряда изъятий для Казахстана и Беларуси) и образование единой таможенной территории с беспрепятственным перемещением товаров, выпущенных для свободного обращения на территории одного государства − члена Та-моженного союза, на всей территории Таможенного союза. Применительно к СУР главой 18 ТК ТС закреплены терминология, цели и задачи применения СУР, объекты анализа рисков. Однако порядок проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливаются национальным законодательством каждого государства (п.3 ст. 130 ТК ТС).

Таким образом, можно сделать вывод, что практическое воплощение СУР может существенно отличаться в государствах – членах Таможенного союза. Да, в соответствии со статьей 128 ТК ТС таможенные органы осуществляют взаимный обмен информацией о применяемых мерах по минимизации рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля, в порядке, установленном международным договором государств – членов Таможенного союза. Однако это не означает, что система таких мер должна быть одинаковой во всех странах.

Комиссия Таможенного союза может определить область рисков (т.е. отдельные сгруппированные объекты анализа риска, установленные в статье 129 ТК ТС, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования), в отношении которых таможенные органы в обязательном порядке разрабатывают и применяют меры по их минимизации (п. 4 ст. 128 ТК ТС). Но из приведенной нормы не следует, что таможенные органы всех государств – членов Таможенного союза предпримут одинаковые меры.

Многие участники ВЭД отмечают, что прохождение таможенных процедур в Беларуси и Казахстане, в том числе с точки зрения контроля таможенной стоимости, является более простым и быстрым, по сравнению с Россией. В этой связи у Правительства РФ возникли опасения в изменении логистических цепочек поставок товаров, предназначенных для российского рынка. В целях избежания таких последствий в таможенном законодательстве Таможенного союза был установлен принцип резидентства1, в соответствии с которым таможенное декларирование ввозимых товаров может осуществляться только в той стране, где зарегистрирован импортер товаров, который будет выступать в качестве декларанта. Также установлены правила распределения сумм таможенных пошлин, уплаченных в одном государстве – члене Таможенного союза, между всеми государствами – членами Таможенного союза, с учетом объема рынков (87,97% – Россия, 7,33% – Казахстан и 4,7% – Беларусь)2 и правила взимания косвенных налогов (т.е. НДС и акцизов)3.

Однако, несмотря на указанные меры, Беларусь и Казахстан по-прежнему заинтересованы в том, чтобы товары, предназначенные для российского рынка, проходили таможенное оформление в этих государствах, поскольку, во-первых, таможенные сборы за совершение таможенных операций в полном объеме поступают в бюджеты этих государств, а во-вторых, перетекание товарных потоков создает дополнительный рынок услуг в этих государствах. В этой связи таможенные службы Беларуси и Казахстана не заинтересованы в усилении таможенного контроля, а наоборот, предпринимают дополнительные меры по упрощению и ускорению таможенных процедур.

Вместо того, чтобы вступить в эту конкурентную борьбу по пути улучшения государственного сервиса, ФТС России и Правительство РФ направляют свои усилия на навязывание своим белорусским и казахским коллегам российской модели таможенного контроля. Так, в частности, предполагается создание Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза, которая будет наделена правом по установлению общесоюзных профилей риска4. Это означает, что стоимостные профили риска, установленные ФТС, после утверждения указанной Объединенной коллегией должны будут контролироваться и белорусскими, и казахскими таможенными органами.

Кроме того, в соответствии с Порядком контроля таможенной стоимости товаров5 при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности, полученная от государственных органов государств – членов Таможенного союза. При этом признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться более низкие цены декларируемых товаров, по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их поставки.

Таким образом, основанием для проведения дополнительной проверки и последующего принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров может явиться тот факт, что заявляемая импортером таможенная стоимость товаров, ввозимых в Россию, является более низкой по сравнению с ценами идентичных или однородных товаров, ввезенных, в том числе, в Беларусь или Казахстан.

Обмен информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, осуществляется между таможенными органами государств – членов Таможенного союза на основании и в соответствии с Протоколом от 12.12.2008 «Об обмене информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров, между таможенными органами Рес-публики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

Так, согласно статье 6 Протокола, в целях проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, таможенные органы государств Сторон представляют друг другу по запросу или по собственной инициативе копии таможенных деклараций и иных документов, соответствующим образом заверенные таможенными органами государств Сторон. Кроме того, недавно государства – члены Таможенного союза подписали Соглашение об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств – членов Таможенного союза от 19.10.2011. Данное соглашение предусматривает возможность обмена таможенными органами документами и сведениями, применяемыми при таможенном оформлении, в электронной форме.

Учитывая изложенное выше, мы понимаем, что российские таможенные органы могут запросить и получить сведения о таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, ввозимых в Беларусь и Казахстан иными импортерами, включая копии документов по конкретным поставкам товаров. Поступление в российские таможенные органы таких документов и сведений может явиться основанием для проведения таможенными органами дополнительной проверки, в ходе которой импортеру будет необходимо экономически обосновать и документально подтвердить различия в ценах на одинаковую продукцию, поставляемую на рынки России, Беларуси и Казахстана.

В дальнейшем Стороны будут стремиться к организации обмена информацией по вопросам определения и контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в режиме реального времени, с обеспечением технической защиты передаваемой информации в соответствии с законодательствами государств Сторон (Статья 9 Протокола).

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 12.08.2009 № 71 планируется создать интегрированную информационную систему межгосударственного обмена данными и электронными документами на единой таможенной территории в целях обеспечения органов, осуществляющих государственный контроль, информацией, необходимой и достаточной для обеспечения всех видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза и обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов.

– Существует ли специфика системы управления рисками в России или Таможенном союзе при перемещении автомобилей и автокомпонентов?

– Ранее такая специфика действительно существовала. Приказ ГТК России от 28.06.2004 № 727 «О контроле таможенной стоимости отдельных товаров» устанавливал специальный порядок контроля таможенной стоимости, который применялся в основном в отношении автомобилей и автомобильных шин. Специальный порядок заключается в предварительном анализе структуры внешнеторговой сделки, коммерческих условий поставки с минимальным контролем при декларировании и возможностью проведения проверки после выпуска товаров. Однако со 2 мая 2011 г. он утратил силу в связи с изданием приказа ФТС России от 09.02.2011 № 230. Теперь к ввозимым автомобилям и автокомпонентам применяются общие правила контроля таможенной стоимости.

Вместе с тем, некоторые особенности все же имеются. Компетенцией по совершению таможенных операций в отношении автомобилей наделены только таможенные посты, подчиненные Центральной акцизной таможне (ЦАТ). Соответственно, концентрация контрольных полномочий в одной таможне позволяет ее специалистам более глубоко изучить специфику автомобильного бизнеса и факторы, влияющие на ценообразование в отношении автомобилей. Шестилетний опыт применения Специального порядка контроля таможенной стоимости также оставил свой положительный след. Исходя из нашего опыта, можно отметить, что, в отличие от практики работы во многих других таможнях, специалисты по таможенному контролю ЦАТ в большинстве случаев не подходят формально к вопросам таможенной стоимости.

В условиях, когда в большинстве случаев поставки осуществляются между лицами, являющимися взаимосвязанными для таможенных целей, ЦАТ проверяет не только формальное соответствие сведений, содержащихся в товаросопроводительных документах, структуру таможенной стоимости поставляемых товаров, но также и сведения об их последующей продаже, связанные с этими расходами и торговыми наценками, в целях выявления возможного влияния взаимосвязи на закупочную цену товаров.

В случае готовности иностранного поставщика показать, из чего складывается такая цена или за счет чего произошло ее снижение, данная информация также анализируется специалистами ЦАТ, с точки зрения ее документальной подтвержденности и экономической обоснованности. В результате имеющийся у них опыт и знания позволяют применять положения таможенного законодательства в нестандартных ситуациях и принимать более объективные решения. Хотя, конечно, бывают случаи, когда и эти специалисты не могут принять решение на своем уровне, и приходится обращаться за помощью к ФТС России или в судебные органы.

– Какие таможенные условия действуют в настоящее время в отношении иностранного сырья, ввозимого в Россию для переработки с последующим выпуском продуктов переработки в свободное обращение?

– Речь в данном случае идет о применении таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления. Давайте разберемся, в чем заключается смысл данной процедуры. Согласно общему правилу эскалации таможенного тарифа, чем выше степень переработки товара, тем больше ставка ввозной таможенной пошлины. Однако, в силу различных экономических причин, данное правило может не соблюдаться, и ставка таможенной пошлины, установленная в отношении продукции, может быть меньше ставок, установленных в отношении компонентов или сырья, из которого такая продукция производится (например, продуктов из мяса, овощей для детского питания). В результате становится выгодным не ввозить компоненты или сырье в Россию и производить продукцию здесь и тем самым развивать производство, научную базу, создавать дополнительные рабочие места, а ввозить уже готовую продукцию, произведенную за границей.

Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления как раз и направлена на то, чтобы исправить такие негативные последствия и предоставить возможность организовать производство товаров в России.

Основным условием применения данной таможенной процедуры является превышение суммы таможенных пошлин, подлежащих уплате за ввозимые сырье или компоненты, над суммой таможенных пошлин, уплачиваемых за продукты переработки. Данное условие стопроцентно соблюдается, когда в отношении продукции установлена нулевая ставка пошлины. В противном случае соблюдение приведенного условия может зависеть от таможенной стоимости компонентов или сырья и готовой продукции, возможные колебания которых не могут быть учтены при утверждении Правительством РФ перечня товаров (сырья или компонентов), которые могут быть помещены под данную таможенную процедуру (без утверждения такого перечня таможенная процедура не может применяться).

Какие же плюсы предусматривает таможенная процедура переработки для внутреннего потребления? Во-первых, в отношении сырья или компонентов не подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, а во-вторых, при завершении переработки для внутреннего потребления таможенные пошлины уплачиваются по ставкам, установленным в от-ношении к произведенной продукции. Соответственно, если в отношении продукции установлена нулевая ставка, то импортер вообще не платит таможенную пошлину: ни в отношении ввезенных компонентов/сырья, ни в отношении продукции.

И, наконец, впервые с 2004 г., когда в Таможенном кодексе РФ были установлены приведенные выше правила применения переработки для внутреннего потребления, Правительством РФ издано постановление от 12.07.2011 г. № 565 «Об утверждении перечня товаров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления». Перечень товаров, утвержденных данным постановлением, включает в себя более 40 наименований товаров, в том числе некоторые виды красящих веществ, пластмасс, текстильных материалов, изделий из черных металлов, интегральных микросхем и т.д.

Ставки таможенных пошлин в отношении таких товаров варьируются от 0% до 20%. Как следует из письма ФТС России от 1 августа 2011 г. № 01-11/36528, перечень товаров сформирован в целях стимулирования производства компонентов для сборки автомобилей на территории РФ.

Здесь следует напомнить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2005 г. № 166 и приказом Минэкономразвития России, Минпромэнерго России и Минфина России от 15 апреля 2005 г. № 73/81/58н в Российской Федерации в целях привлечения инвестиций иностранных автопроизводителей был введен режим «промышленной сборки», предусматривающий поэтапную локализацию производства автомобильной техники и компонентов на территории России.

Данный режим предусматривает возможность применения в отношении ввозимых товаров специальных кодов ТН ВЭД ТС «для промышленной сборки» с нулевыми или пониженными ставками ввозных таможенных пошлин при условии взятия обязательства по организации на территории России автомобильного производства. Впоследствии данный режим был распространен и на производителей автомобильных узлов и агрегатов (далее – автокомпонентщики) с существенным увеличением перечня кодов «для промышленной сборки», а с принятием приказа от 24 декабря 2010 г. № 678/ 1289/184н условия применения данного режимы еще более расширили возможность его применения, в том числе автокомпонентщиками.

Как указано выше, условием применения кодов «для промышленной сборки» является организация производства в России с постепенным увеличением доли стоимости продукции, добавленной в России, в том числе за счет локализации производства отдельных компонентов на российской территории. Однако для производства таких компонентов также может потребоваться ввезти субкомпоненты, на которые, по мнению экспертов ФТС России, коды «для промышленной сборки» с нулевыми или пониженными ставками не могут быть установлены.

Соответственно, автокомпонентщики вынуждены платить ввозные таможенные пошлины в отношении таких субкомпонентов (от 5% до 15% от таможенной стоимости) или получить возможность применять таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления.

В соответствии с этой таможенной процедурой автокомпонентщики вправе не платить таможенную пошлину в отношении товаров, указанных в постановлении Правительства РФ от 12.07.2011 № 565, а по произведенным из них продуктам, в отношении которых установлены коды «для промышленной сборки» с нулевыми ставками, применить такие коды и ставки. Таким образом, достигаются сразу две цели – локализация производства компонентов и законная экономия на таможенной пошлине.

Однако и в этой «бочке меда» есть своя «ложка дегтя». Экономический эффект применения данной прогрессивной таможенной процедуры существенно снижается за счет НДС, который требуется уплатить в отношении ввозимого сырья или компонентов, помещаемых под процедуру.

В силу положений пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ этот НДС нельзя будет вычесть. Соответственно, ввозной НДС будет представлять собой дополнительный расход для импортера. Таким образом, правила уплаты НДС теперь будут препятствовать применению не только таможенной процедуры переработки на таможенной территории (проблема применения нулевой ставки в рамках схемы купли-продажи), но и таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления. Для исправления этой ситуации необходимо внести изменения в Налоговый кодекс РФ, дополнив пункт 2 статьи 171 указанием на таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления.

1. Процесс управления рисками таможенными органами включает в себя:

1) сбор и обработку информации об объектах таможенного контроля, о совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля, проведенного как до, так и после выпуска товаров;

2) оценку риска;

3) описание индикатора риска;

4) определение мер по минимизации рисков и порядка применения таких мер;

5) разработку и утверждение профилей рисков;

6) выбор объектов таможенного контроля;

7) применение мер по минимизации рисков;

8) анализ и контроль результатов применения мер по минимизации рисков.

2. В целях дифференцированного применения мер по минимизации рисков таможенные органы могут осуществлять категорирование лиц, совершающих таможенные операции, путем отнесения их к категориям низкого, среднего или высокого уровня риска.

3. При реализации процесса управления рисками таможенные органы преимущественно используют информационные системы и информационные технологии.

4. Реализация таможенными органами процесса управления рисками осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

5. Информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков, является конфиденциальной и не подлежит разглашению, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством государств-членов.

6. Комиссия вправе определять области рисков, в отношении которых таможенным органам рекомендуется утвердить профиль рисков и применить меры по минимизации рисков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *