Резиденты нерезиденты

Содержание

Нерезидент

Нерезиденты (англ. non-resident) — юридические, физические лица, действующие в одном государстве, но постоянно зарегистрированные и проживающие в другом.

Также это могут быть организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, или находящиеся в стране иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.

В Российском законодательстве понятия резидент и нерезидент Российской Федерации толкуются в двух нормативно-правовых актах. Это Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле N 173-ФЗ от 10.12.2003 года и часть вторая Налогового Кодекса Российской Федерации.

В сфере валютного регулирования, в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ, резидентами РФ являются: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К нерезидентам согласно данному закону, относятся все остальные физические лица, не являющиеся резидентами. То есть, не обладающие признаками резидента, указанными выше.

Для целей налогообложения понятие резидент РФ раскрывается в ст. 207 Налогового Кодекса РФ. Так, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Шаг 2:

Заходим в документ и смотрим статусную строку с самой важной информацией о его применении.

Более подробная информация об источнике публикации, сроках действия документа и его названии находится в Справке. В нее можно перейти по ссылке из статусной строки или нажав на одноименную кнопку Правой панели.

Результат: Определение статуса нормативного акта уже из списка!

А как дополнительно уточнить список найденных документов, вы узнаете на семинаре-практикуме по эффективной работе с сиcтемой КонсультантПлюс.

Понравилось? Поделись с друзьями

Обучение КонсультантПлюс

Обучение эффективной работе с Системой КонсультантПлюс для бухгалтера, юриста, кадровика. Без дополнительной оплаты. Ждем Вас

Конструктор договоров

Продукт КонсультантПлюс, позволяющий быстро и просто составить договор и провести экспертизу на основе действующего законодательства.

Сотрудничество с иностранными контрагентами – это не только выгодные сделки, новые рынки и уникальные условия контрактов. Это также дополнительное внимание со стороны налоговой службы, органов валютно-экспортного контроля и других проверяющих. Плюс крупные финансовые риски – гарантий благонадежности и добросовестности партнера никто дать не может. Российская компания, рассматривая международное сотрудничество, просто обязана знать, как проверить иностранное юридическое лицо.

Зачем проверять иностранных контрагентов

Существующие сегодня условия ведения коммерческой деятельности делают проверку контрагентов, особенно с иностранной пропиской, обязательным этапом любого адекватного сотрудничества. Конечно, такие понятия, как «недобросовестность», «неблагонадежность» или «проблемность» иностранного партнера не содержатся ни в гражданском, ни в налоговом законодательстве. Тем не менее они постоянно встречаются в правоприменительной и судебной практике, в частности в контексте налоговых разбирательств.

Действительно, сотрудничество с иностранными юридическими лицами несет для российских партнеров ряд финансовых и репутационных рисков:

  1. Риск налоговых нарушений. В судебной практике распространены случаи, когда российские компании, будучи добросовестными налогоплательщиками, несут ответственность за неисполнение налоговых обязательств иностранными партнерами. В законодательстве обязанности осуществлять проверку контрагента на предмет его налоговой благонадежности действительно нет. Но логика судов такова, что компании самостоятельно выбирают себе иностранных партнеров, потому обязаны проявлять в их отношении должную степень осмотрительности, которая бы позволила удостовериться в добросовестности и рассчитывать на исполнение контрагентом налоговых обязательств (постановления АС Западно-Сибирского округа от 31.05.2016 № А75-10708/2015, ).
  2. Финансовые риски. Заключая сделки с иностранными партнерами, важно удостовериться в их финансовой состоятельности. Даже наличие угрозы банкротства в будущем может стать причиной задержек и неисполнения финансовых обязательств. Открытые в их отношении производства о взыскании, наличие арестованного имущества, крупные долги – все это создает немалые финансовые риски сотрудничества.
  3. Риск неправоспособности. Сделка может быть заключена с не уполномоченным на такие действия представителем или лицом, с несуществующим предприятием (например, если оно уже ликвидировано или реорганизовано) или предприятием, не имеющим право на осуществление коммерческой деятельности в РФ. Все это приведет к недействительности заключенного договора.
  4. Репутационные риски. В силу специфики бизнеса неисполнение обязательств иностранным партнером может стать причиной срыва контрактов с другими, благонадежными российскими партнерами (например, по договорам субпоставки). Помимо штрафов и неустоек существует риск прекращения сотрудничества с ними.

Такие риски существуют независимо от вида экономической деятельности. Одним из них может быть дистрибуция.

Как проверить иностранную компанию

Бизнес не терпит ошибок, ведь любая из них несет финансовые риски для предприятия. Потому проверка контрагента в первую очередь в интересах самих акционеров и учредителей и только потом ее можно считать обязательством перед ФНС и прочими госорганами. Проверить иностранную компанию на легальность можно несколькими способами:

  • Запросить необходимые документы у самого контрагента. Добросовестные партнеры никогда не откажут в таком запросе. Это должны быть:
    • учредительные документы;
    • выписка из государственного реестра, подтверждающего статус юрлица;
    • документы, подтверждающие личность и полномочия представителя, действующего от имени иностранного партнера;
    • документы, подтверждающие наличие необходимых ресурсов, в том числе налоговая отчетность;
    • документы, подтверждающие наличие расчетных счетов и так далее. Впрочем, не будет лишним проверить представленные документы.
  • Запросить информацию в электронной форме. Большинство стран уже внедрило электронные реестры юридических лиц и предпринимателей, обеспечивая открытый доступ к ним для всех заинтересованных лиц. Такие реестры открыты даже в некоторых офшорных юрисдикциях, например в . Как правило, в таких реестрах общедоступны сведения о наличии регистрации, активности, адресе регистрации, размере капитала, наименовании. В некоторых случаях сведения могут предоставляться на платной основе.
  • Запросить информацию письменно. Самый надежный вариант – получение письменной выписки из зарубежного реестра или официального ответа от компетентного органа. Но в каждой стране ответственными за ведением реестра могут быть разные органы. Например, в Польше такая информация содержится в Государственном судебном реестре, Департамент судебных реестров подконтролен Минюсту. А, например, в Великобритании, реестр ведет Регистрационная палата, являющаяся самостоятельным органом.
  • Воспользоваться услугами посредников. Учитывая актуальность услуги, на рынке действует множество компаний-посредников, которые на платной основе готовы проверить вашего партнера.

Эти и некоторые другие способы предлагаем рассмотреть подробнее.

Получение сведений в электронной форме

Вероятно, самый простой способ проверить бесплатно иностранную фирму на надежность – это воспользоваться электронными базами данных. Многие из них действительно находятся в свободном доступе.

Но важно помнить, что любые такие общедоступные сведения носят справочный характер и не могут рассматриваться как официальный ответ государственного органа. Обычно это связано с необходимостью постоянной актуализации сведений и огромным массивом информации, ошибки при администрировании которого неизбежны.

Обращаем внимание, что реестры разных стран могут содержать разный объем информации – от минимального набора данных и до развернутой информации, в том числе об именах акционеров. В число самых популярных регистров входят:

  • (EBR). Представляет собой объединенную сеть национальных бизнес-регистров из 25 европейских государств. Доступ к информации осуществляется через официальных . Некоторые из них действуют и в России. Выписки предоставляются на платной основе.
  • . Официальная регистрационная палата Великобритании, через которую ежегодно регистрируется более 300 тыс. компаний. Предоставляет как анкетную информацию (адрес, наименование), так и данные о состоятельности, сведения о годовом доходе, копии учредительных документов и так далее.
  • . Латвийский регистр предприятий предоставляет открытый доступ к учредительной документации, данным о несостоятельности, ИНН, видах экономической деятельности и прочим данным.
  • (D.R.C.O.R.). Кипрский реестр предприятий предоставляет актуальные сведения зарегистрированных на острове компаний. Открытыми являются в том числе сведения о руководстве.
  • (KRS). Польский судебный реестр, содержащий информацию о зарегистрированных в стране предприятиях. Информация онлайн предоставляется бесплатно, на платной основе выдаются письменные копии выписок и свидетельств.
  • . Панамский публичный реестр, предоставляющий информацию о контрагентах, зарегистрированных в Панаме, после регистрации на сайте.
  • . Электронный реестр эстонских компаний, предоставляет информацию о наименовании, адресе регистрации, правовом статусе, уставном капитале и другие сведения.
  • . Регистрационный портал федеральных земель Германии, где можно найти информацию как о компаниях, в целом зарегистрированных по стране, так и зарегистрированных в отдельных регионах.
  • . Украинский государственный реестр, который позволяет получить информацию об украинских предприятиях по 30 критериям. Общая информация предоставляется бесплатно, за расширенную придется заплатить 70 гривен (или около 2,5 долларов США).
  • . Чешский государственный реестр юрлиц предоставляет информацию о наименовании, дате и месте регистрации, адресе, идентификаторе и даже копии документов финансовой отчетности.
  • – американская система сбора и анализа коммерческой информации обо всех американских компаниях, которые обязаны заполнять формы отчетности Комиссии по ценным бумагам.
  • . Китайская база данных, содержащая корпоративную кредитную информацию о китайских компаниях, а также список неблагонадежных предприятий и предприятий, осуществляющих незаконную деятельность.
  • (ACRA). Сингапурский орган учета и корпоративного регулирования.

Получение информации в письменном виде

Разумеется, любой из указанных реестров (и все другие существующие), выдает не только электронную информацию, но и письменные выписки. Но их предоставление всегда осуществляется на платной основе. Многие из таких реестров изначально предлагают выбрать в качестве формы получения информации не электронную, а письменную выписку – после оплаты услуги и формирования документов они будут направлены на указанный заявителем адрес.

Нотариальное удостоверение таких выписок не требуется, они заверяются подписями должностных лиц и печатями компетентных иностранных органов. Так как они запрашиваются в первую очередь для личного использования, нотариально заверенный перевод на русский язык также не требуется. При необходимости подойдет апостиль.

Если в реестре не предусмотрена возможность заказать письменную форму выписки, запросить ее можно в индивидуальном порядке, составив соответствующее обращение.

Оно должно обязательно:

  • быть составлено на английском языке или государственном языке страны-адресата;
  • содержать все сведения о заявителе, начиная от наименования компании и заканчивая регистрационными данными;
  • содержать причины запроса – в данном случае это проверка контрагента;
  • содержать указание на подписанные с иностранным партнером договоры и соглашения;
  • содержать указание на нормативный акт, в соответствии с которым запрашивается информация, – поэтому поручите его подготовку юридической службе;
  • быть подписано руководителем организации.

Учитывая сроки доставки корреспонденции, вероятно, есть смысл воспользоваться услугами фирм-посредников, которые действуют по месту расположения компании. Впрочем, для проверки контрагента могут использоваться и другие источники информации.

Другие источники информации

Проверка иностранных компаний через официальные реестры стран их происхождения, вероятно, самый надежный способ. Но далеко не единственный. В конце концов, официальные реестры далеко не всегда дают доступ к расширенному перечню данных, часто ограничиваясь хоть и актуальными, но лишь общими сведениями, не дающими полного представления о деятельности и успехах будущего партнера.

Помимо публичных реестров, российские предприниматели также должны проверять и другие возможные источники получения актуальных сведений о контрагенте, в том числе:

  • российские и иностранные специализированные базы данных;
  • открытые сведения налоговых администраций стран мира;
  • российский реестр филиалов и представительств;
  • сведения о сотрудничестве с Торгово-промышленной палатой;
  • сведения от специализированных фирм-посредников и т.д.

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Российская специализированная база

К сожалению, единственной действительно российской базой данных можно считать лишь , созданный Минэкономразвития. Помимо прочей информации для экспортеров российской продукции, на этом портале размещена . В нее вносятся сведения об иностранных контрагентах компаний из России.

Сведения вносятся из более чем 30 авторитетных источников: частных компаний, информационных агентств, торговых представительств, министерств и даже Торгово-Промышленной палаты. Как правило, в базе данных содержатся регистрационные сведения, место и адрес регистрации, контакты, описание, виды экспортной и импортной деятельности, имя генерального директора и другие сведения.

Кроме того, рекомендуем читателям обратить внимание:

  • на открытые базы данных иностранных государств, размещенные . Здесь можно найти сведения об публичных информационных ресурсах более чем 100 иностранных государств, с помощью которых можно найти информацию о любой иностранной компании, зарегистрированной в это стране. Ссылки носят справочный характер, хотя среди них встречаются и ссылки на государственные реестры;
  • на интерактивную платформу «». База, созданная информационным агентством «КоммерсантЪ» для помощи потенциальным участникам внешнеэкономической деятельности, позволяет находить торговых партнеров, взаимодействовать с Евразийской экономической комиссией. Поиск можно осуществлять по интересующей компанию стране либо по виду интересующей экономической деятельности.

Глобальные базы данных

Рекомендуем также обратить внимание на международные реестры и информационные базы:

  • – глобальный реестр бенефициаров, созданный, чтобы обеспечить коммерческую прозрачность в мире. Не является государственным, поэтому на момент подготовки публикации содержит сведения лишь о 5,1 млн компаний. Содержит не только регистрационные сведения, но и данные о конечных бенефициарах;
  • – совместное предприятие информационного агентства и компании – глобального лидера на рынке информации о юрлицах. Имеет не только свою базу компаний по всему миру, но и предлагает стратегические информационные решения.
  • . Глобальный справочник предприятий, содержит информацию о компаниях из более чем 60 стран мира. Информация в нем структурирована не только по регионам, но и по видам деятельности и даже по производимой продукции. Совокупно база данных включает более 12 млн компаний;
  • – европейская В2В-платформа, охватывающая более 3 млн зарегистрированных в системе предприятий из 26 европейских стран (преимущественно стран ЕС). Обеспечивает поиск по отраслям и сферам, продукции, месту размещения компании или ее наименованию;
  • – самая большая отрытая база данных компаний в мире, существующая на данный момент, – заявлено более 163 млн компаний по всему миру. С ее помощью можно получить не только общие сведения о контрагентах, но и данные о руководстве, учредителях, нынешних собственниках.

Налоговые администрации иностранных государств

Еще один источник электронного взаимодействия – сайты налоговых служб стран мира. Найти их также можно . Во многих из них информация о налогоплательщиках-юридических лицах также находится в открытом публичном доступе. Обычно для идентификации конкретного налогоплательщика достаточно полного наименования или идентификационного номера. В зависимости от страны объем представленной информации может отличаться, но он в том числе может включать:

  • дату и место постановки на фискальный учет;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • резидентство организации;
  • используемую систему налогообложения;
  • наличие налоговых задолженностей и т.д.

Реестр аккредитованных представительств

Одна из форм коммерческой деятельности иностранных предприятий на территории России – это открытие филиала или представительства. Они, согласно ст. 4 могут действовать в РФ лишь после прохождения аккредитации. С момента ее прохождения все такие представительства вносятся в специальный реестр – . Если иностранной фирмы нет в реестре – ее деятельность незаконна.

Для проведения проверки достаточно использовать один из параметров: ИНН, наименование или номер регистрационной записи. По результату система выдает набор общедоступных сведений, дату начала действия и прекращения аккредитации.

Торгово-промышленная палата

Еще один источник – это ТПП, имеющая свои представительства по всему миру. Во множестве стран действуют российские торговые представительства – это государственные органы, обеспечивающие бесплатную поддержку внешнеэкономической деятельности российского бизнеса.

В рамках проектов по поддержке российского экспорта торговые представительства РФ предоставляют российским предпринимателям в том числе консультативную помощь, например, предоставление основных данных об иностранной компании/организации (помимо контактов).

Запросить такие сведения могут как действующие экспортеры, так и компании, планирующие экспортную деятельность. Сделать это можно двумя путями:

  • воспользовавшись в электронной форме (доступно только зарегистрированным на портале экспортерам);
  • направив запрос в конкретное торговое представительство, с адресами которых можно ознакомиться .

Услуги посредников

Помимо указанных источников, на рынке представлены множество компаний-посредников, в том числе электронных интернет-сервисов, которые осуществляют проверки контрагентов на платной основе. Стоимость их услуг зависит от объема необходимой запрашиваемой информации и срочности ее подготовки.

Многие из них обеспечивают также консульскую легализацию и апостилирование. Кроме данных из торговых реестров и прочих публично доступных сведений, такие компании проводят правовой анализ и дают собственную оценку рисков сотрудничества.

На что обратить внимание

Учитывая сложившуюся практику и рекомендации, изложенные в письме Минфина № 03-07-14/72647 от 11.12.2015, приказе ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007, при проведении самостоятельной проверки контрагента налогоплательщик должен обратить внимание на такие признаки неблагонадежности, как:

  • отсутствие информации о государственной регистрации юридического лица в иностранном реестре;
  • отсутствие личных контактов между руководством, нежелание их налаживать;
  • регистрация партнера по адресу «массовой» регистрации;
  • отсутствие сведений о фактическом расположении производственных мощностей, головного офиса, складских и иных офисных помещений;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководства компании;
  • отсутствие информации о контрагенте в публичном доступе (отсутствие рекламы, отзывов, рекомендаций других партнеров);
  • включение в договор сомнительных условий: длительные отсрочки по платежам, поставки без предоплаты, расчеты через третьих лиц и т.д.;
  • наличие крупных задолженностей, в том числе в пользу контрагента, при реальном отсутствии действий, направленных на ее взыскание;
  • отсутствие очевидных доказательств возможности исполнения обязательств (нет лицензий, мощностей, необходимого количества кадров) и т.д.

Совокупность этих факторов позволяет налоговым органам расценивать иностранного партнера как проблемного, а контракты с ним – как сомнительные.

Стоимость и сроки проверки

Самый экономный вариант – самостоятельная оценка рисков при помощи доступных интернет-сервисов. Запросы, как правило, обрабатываются мгновенно и почти всегда бесплатно. В исключительных случаях потребуется оплатить 5-10 $ пошлины. Однако такой способ даст лишь минимум информации.

Больше расходов и времени потребует получение письменных выписок. На их получение из-за границы уйдет 14-20 дней (до 1 месяца при необходимости апостилирования). Совокупно такие запросы, если они осуществляются самостоятельно сразу в несколько реестров, обойдутся в 150-200 долларов. Компании-посредники возьмут за такую услугу 400-500, а в некоторых случаях и 1000 долларов.

Дороже всего обойдется пакет документов с экспертно-правовым анализом деятельности. Стоимость таких услуг компаниями-посредниками обсуждается индивидуально – цены стартуют от 1000 долларов. Подготовка документов будет длиться 7-30 дней в зависимости от сложности и состава информации.

Существует множество способов проверки иностранных контрагентов. И это крайне важно, поскольку именно российский партнер по факту несет ответственность за действия партнера. При признании партнера проблемным сделка с ним может быть признана сомнительной, что приведет к налоговым санкциям со стороны ФНС. Кроме того, существуют крупные финансовые риски, сократить которые поможет лишь тщательная проверка контрагента.

Когда контролирующие органы выясняют, что российская компания – преднамеренно или по неопытности – начинает работать с сомнительной отечественной фирмой, первая получает обвинение в попытке уклонения от уплаты налогов и подвергается проверке инспекторами налоговой службы. Если же компанию заподозрят в партнерстве с ненадежным иностранным контрагентом, к изучению ее деятельности будут привлечены ФНС, таможенная служба, органы экспортного и валютного контроля. Поэтому следует узнать, как проверить иностранное юридическое лицо, прежде чем планировать сотрудничество.

Для чего нужно проверять иностранных контрагентов

Не важно, ведет ли предприятие внешнеторговую деятельность или работает исключительно внутри страны, является необходимой. Целью подобного исследования становится попытка оградить себя от финансовых рисков, оценить возможную выгоду от сотрудничества и избежать связанных с ним проблем в будущем.

Без запроса документов у контрагента вы рискуете быть обманутым – у него могут быть взыскания и долги, и их наличие грозит срывами сроков денежных поступлений по договору. Либо вы можете заключать контракт с лицом, не имеющим на это права, и не являющимся официальным представителем компании, тогда договор будет признан недействительным.

Если выяснится, что какая-либо деятельность фирмы идет вразрез с требованиями законодательства России, фирма будет признана неработоспособной, а, значит, все заключенные соглашения будут аннулированы без назначения компенсаций. Любые проблемы приведут вашу фирму к финансовым потерям.

В том случае, если российские государственные структуры, в ведении которых находится внешнеторговая деятельность, заметят, что организация связала себя отношениями с сомнительным зарубежным предприятием, все ее заявки будут отклонены, и за всестороннюю ее проверку возьмутся:

  • Налоговая инспекция. С целью пресечения незаконного получения фирмой налоговой выгоды ей будет отказано в признании нулевой ставки по НДС или в вычете НДС из налогооблагаемой прибыли.
  • Органы экспортного и валютного контроля. Сотрудники госструктур будут направлены руководством на проведение выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
  • Таможенная служба. Груз, отправляемый по соглашению с сомнительной фирмой, будет задержан на границе.
  • Банковское учреждение. О том, что готовится подозрительная транзакция, сотрудниками банка будет оповещен экспортный и валютный контроль.

Проверка иностранных компаний и запрос необходимых для ее проведения документов нужна в первую очередь для того, чтобы не вызвать у налоговой службы подозрений в своей неосмотрительности или преступном сговоре с целью неуплаты налогов. Даже Высший арбитражный суд РФ ввел в оборот такое понятие как “должная осмотрительность при выборе контрагента”. Пренебрежение процедурой проверки может привести к налоговой ответственности.

Как стать дистрибьютором зарубежной фирмы в России

Дистрибьютор выстраивает рынок сбыта для предприятия, на которое работает. Он регистрирует индивидуальное предприятие или юридическое лицо с целью проведения масштабных закупок у изготовителя какого-либо товара для перепродажи его в дальнейшем. Эта должность является привлекательной для многих соискателей, ведь у нее есть ряд преимуществ:

  • высокий оклад,
  • свободный график,
  • работа вне офиса,
  • возможность выбора собственных методов исполнения обязанностей.

Начинать карьеру дистрибьютора необходимо с поиска подходящей организации, продукцию или услуги которой хотелось бы распространять и предлагать клиентам.

Для сотрудничества можно выбирать как самих производителей, так и посреднические фирмы, главное – компания должна быть проверенной и надежной, иначе вы рискуете своей деловой репутацией.

Чтобы выгодно выделяться среди претендентов на должность, необходимо подготовиться к беседе с руководством выбранной организации:

  • изучить ассортимент товаров,
  • разработать уникальное предложение о способах повышения уровня продаж.

Если вас интересует возможность занятия дистрибьюторской деятельностью, рекомендуем ознакомиться с информацией о том, как стать дистрибьютором иностранной компании в России.

Способы осуществления проверки иностранного юридического лица

Иногда из зарубежья проводится в личных целях, когда владелец бизнеса желает убедиться в его благонадежности. Но чаще всего она организуется для доказательства осмотрительности фирмы перед налоговой службой во избежание потери налоговых льгот и вычетов. В зависимости от цели изучения деятельности иностранных организаций, может понадобится отчет о мероприятиях в электронном или письменном виде.

Существует два основных способа, как проверить иностранную компанию на легальность:

  1. Запросить данные из иностранных реестров через интернет. Не только в России существуют государственные реестры компаний (как ЕГРЮЛ, ЕГРИП), в других странах также ведется учет всех легально учрежденных предприятий, причем отраженные в них сведения представляются более полными чем в РФ – к примеру, можно увидеть данные о размере уставного капитала, проданных долях, составе учредителей и адресе. Информация помогает оценить риски сотрудничества с одной из зарубежных фирм. Базами данных вправе воспользоваться и граждане других государств – за определенную плату.
  2. Отправить запрос в уполномоченный орган, который занимается ведением реестра, на предоставление необходимой информации в письменном виде. Способ проверки не отличается от того, который применяется для , и заключается в подаче запроса на выписку из иностранного реестра, заверенную нотариально.

На сегодняшний день наиболее удобным и быстрым способом обращения за интересующей пользователя услугой является отправка запроса через интернет. Проверить в режиме онлайн деятельность иностранного контрагента и получить отчеты с требуемой информацией в электронной форме можно следующими способами:

  • Через обращение в налоговую администрацию того государства, на территории которого зарегистрирована фирма потенциального партнера.
  • Через заказ справок в специализированных базах данных.
  • Через юридические агентства, оказывающие консультационные услуги по проверке контрагентов из зарубежья.
  • Через узконаправленные реестры, предоставляющие сведения об иностранных фирмах.

Однако наиболее надежными источниками информации являются государственные базы данных. Во многих государствах созданы открытые базы со сведениями о благонадежности налогоплательщиков, о наличии у компаний долговых обязательств, об уплате некоторыми фирмами НДС и т.д. Подобные сервисы организованы в:

  • Европейских странах. Чтобы ознакомиться с данными об организациях 28 стран ЕС, можно воспользоваться , действующим с 1998 года. Задача реестра – перенаправить пользователя к национальным дистрибьюторам, которые возьмут оплату за оказание услуги и предоставят нужные данные.

    Плюсом оформления выписки из European Business Register является возможность ее получения на английском языке и оперативность обращения за сведениями.

    Инициаторами открытия стали несколько международных фирм. Благодаря их инициативе стало возможным выявление конечного владельца организаций, которые были зарегистрированы в офшоре.

    • Во Франции действует , где содержатся данные о владельцах юридических лиц, прошедшей регистрацию недвижимости, дочерних компаниях, аффилированных лицах, бенефициарах. Сведения предоставляются бесплатно лишь частично – за копии и выписки придется уплатить сбор.Имеется возможность заказать следующие документы:
      • комплект бумаг, в том числе выписку из кадастра;
      • сведения об обанкротившихся и ликвидированных компаниях, а также об имеющихся гарантиях;
      • уставные документы с пометками о произошедших переменах в деятельности фирм;
      • выписку о государственных задолженностях организации;
      • выписку об учредителях и менеджерах юридических лиц;
      • юридические адреса.
    • В Германии действуют сразу 2 реестра, доступ к которым можно получить через интернет: и .Пользование первым предполагает прохождение длительной процедуры регистрации, включающей:
      • заполнение регистрационной формы;
      • ожидание одобрения заявки администрацией портала;
      • верификацию подписи путем отправления подписанной формы в бумажном виде через почтовое отделение на адрес Управления Федеральных земель.

      Второй, напротив, покажется пользователю удобным, во многом благодаря возможности выбора одного из 5 языков. Уплатив сбор, можно запросить перечисленные ниже бумаги:

      • актуальную выписку по организации;
      • хронологическую выписку;
      • историческую выписку;
      • выписку о собственниках;
      • документы фирмы.
    • В Великобритании правительство не предусмотрело выдачу сведений из реестра юридических лиц напрямую с официального государственного сайта, однако посредники разработали весьма удобную базу поиска любой интересующей пользователя информации, как официальной, так и неофициальной. Госреестр позволяет отыскать сведения по наименованию фирмы, а коммерческие компании помогут найти конкретного человека. Из безвозмездно предоставляемой информации имеются данные о владельце организации, все прочие сведения будут доступны после уплаты сбора.
  • Странах бывшего Советского Союза. Минусом информативности национальных баз данных СНГ можно считать отсутствие подробностей о деятельности компаний, которые были бы общедоступны. Невозможно отыскать сведения о банкротстве и недобросовестности фирм, а картотеки судебных дел открыты лишь в Грузии и Украине.
    • В Украине. Проверка предприятий может быть осуществлена через . Из доступных сведений имеются названия компаний, учредители и управляющие. Данных о числе зарегистрированных на одно лицо юридических лиц нет.
    • В Узбекистане. Информация представлена на . Можно обратиться к специальному реестру руководителей сразу нескольких юридических лиц, однако никаких подробностей, помимо их общего числа, здесь не указано.
    • В Казахстане. Интересующая российских предпринимателей информация находится на . Чтобы провести поиск, нужно указать БИН плательщика налогов. В результатах поиска будут представлены сведения о неблагонадежности некоторых фирм, о плательщиках налога на добавленную стоимость и о долгах компаний.
    • В Молдавии. позволяет через специальный сервис бесплатно найти сведения об адресах, генеральных директорах и датах регистрации компаний, вписав в форму ИНН интересующей фирмы. Прочие данные станут доступны после внесения оплаты.
    • В Таджикистане. содержит данные о компаниях, не уплачивающих налоги, а также названия, ИНН и даты регистрации организаций. В Таджикистане нет реестра обанкротившихся предприятий и базы данных судебных экономических дел, поэтому осуществлять проверку потенциальных партнеров затруднительно.

Получение отчета в письменном виде с нотариальным заверением

Процедура обращения за письменным отчетом из зарубежного реестра компаний не отличается от аналогичной подачи запроса в российские государственные структуры с целью проверки на благонадежность отечественного контрагента.

Схема действий следующая:

  1. Посетить , перейти в раздел “Международное сотрудничество”, найти в таблице ссылку на сайт налоговой администрации страны, в которой была проведена регистрация предприятия-потенциального партнера.
  2. Перейти по ссылке, при необходимости пройти регистрацию и верифицировать подпись.
  3. Уплатить сбор за информационные услуги.
  4. Оставить заявку на оформление выписки из реестра, перевод ее на русский язык, проставление апостиля и отправки по нужному адресу.
  5. Ожидать запрошенную документацию.

Источники информации о зарубежных организациях

При выборе источника сведений о деятельности иностранной компании, с которой предполагается сотрудничество, предпочтение следует отдавать ресурсам, принадлежащим государственным органам и регулярно обновляемым.

Найти информацию о зарубежных контрагентах можно:

  • на сайтах налоговых органов;
  • на онлайн-ресурсах, открытых для общего пользования;
  • из справочников компаний, издаваемых в разных странах;
  • из специализированных баз данных;
  • обратившись в Торгово-промышленную палату;
  • через локальную профильную организацию.

Специализированные базы данных России для проверки иностранных фирм

В нашей стране имеется специализированная информационно-поисковая система, разработанная для проверки контрагентов из зарубежья – . Ресурс был организован Министерством экономического развития в качестве инструмента для повышения уровня эффективности внешнеэкономической деятельности страны.

Главные цели, преследуемые разработчиками портала:

  • предоставление сведений отечественным и иностранным компаниям;
  • помощь в продвижении отечественных товаров и услуг на международные рынки.

Работа системы находится под ведомством Департамента развития и регулирования внешнеторговой деятельности.

Наполняется система:

  • структурными подразделениями Минэкономразвития;
  • представительствами РФ по торгово-экономическим делам за границей;
  • региональными администрациями РФ;
  • предпринимательскими объединениями;
  • отраслевыми союзами;
  • отечественными компаниями, занимающимися экспортом.

Совместно с глобальной сетью D&B (Dun and Bradstreet) российская группа разработала систему Interfax-D&B, адаптированную для работы в РФ и странах СНГ. Она позволяет получить сведений из общемировой базы данных об организациях, а также предлагает заказать аналитические услуги и проведение оценочных мероприятий для избежания кредитных рисков.

Специализированные базы данных стран мира для проверки иностранных контрагентов

Максимум информации об иностранной компании можно найти в специализированных зарубежных базах данных. Среди компетентных источников числятся:

  • – глобальная сеть, основанная в 1841 году и позволяющая найти информацию о любом предприятии всех государств мира и сделать на ее основании выводы о возможности благотворного сотрудничества. Преимуществами сети является огромный объем данных о 200 миллионах предприятий, а также уникальная проверка и стандартизация данных.
  • – ресурс кредитно-информационного агентства Creditreform. Содержит готовые кредитные сведения и актуальную информацию о 85% предприятий Европы.
  • – база данных business-to-business с данными о более чем 3 миллионах фирм из 60 стран. Здесь также имеется возможность осуществления поиска по классификатору услуг и продукции. Пользователь может отправить заявку на поставку продукции и скачать демо-версию справочников.Информация о фирмах достаточно подробная:
    • виды деятельности,
    • ассортимент товаров и услуг,
    • торговые марки,
    • состав руководства,
    • направления экспорта и импорта.
  • – масштабная информационная система Европы в формате business-to-business. Обладает данными о предприятиях из 36 стран Европы, представленными на 26 языках. На сайте можно найти перечень европейских поставщиков любого бизнес-сектора.

Перечень налоговых администраций стран мира на сайте ФНС

Проверку интересующей организации можно провести через официальный сайт налоговой службы России, открыв специальный раздел “Международное сотрудничество” и перейдя по соответствующей ссылке на сайт одной из налоговых администраций других государств. Там можно будет осуществить проверку в доступном пользователю объеме сервисов зарубежных ресурсов.

Для осуществления связи с налоговыми администрациями из зарубежья достаточно выйти в интернет. На портале Федеральной налоговой службы РФ систематизированы в табличном виде для удобства соискателя.

Реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП)

Федеральная налоговая служба в августе 2016 года представила новый онлайн-сервис , бесплатно открывающий доступ к информации обо всех зарегистрированных иностранных филиалах и представительствах.

Для отправки запроса достаточно указать какой-либо из 3 параметров поиска:

  • название филиала,
  • госномер записи об аккредитации (НЗА),
  • ИНН.

Воспользовавшись поиском, можно выяснить:

  • полное наименование зарубежной компании,
  • юридический адрес,
  • дату получения госномера записи об успешной прохождении аккредитации,
  • дату прекращения аккредитации.

Данный сервис расширяет возможности российских предприятий при проверке на благонадежность зарубежных фирм и демонстрирует, как проверить иностранную фирму на надежность бесплатно.

Обращение в Торгово-промышленную палату РФ

Перед заключением договора о международном сотрудничестве можно обратиться к надежному посреднику для проверки иностранного контрагента – в региональную .

Процесс обращения за предоставлением услуги включает следующие этапы:

  1. Составление заявки.
  2. Получение листа согласования стоимости работ.
  3. Получение счета на оплату и перечисление указанной в нем суммы на счет ТПП.
  4. Ожидание подтверждения успешного проведения оплаты.
  5. Ожидание оформления бизнес-справки.
  6. Получение на руки документации и отчетов.
  7. Подписание акта о предоставлении заказанной услуги в полном объеме.

Результатом работы сотрудников ТПП станет оформленная бизнес-справка по юридическому лицу из за рубежа. Она будет содержать:

  • регистрационную информацию;
  • юридический статус;
  • дату основания;
  • размер уставного капитала;
  • бухгалтерскую отчетность;
  • отчет об анализе финансовой стабильности;
  • сведения об учредителях;
  • данные о наличии дочерних предприятий;
  • контактные данные.

Отказать Торгово-Промышленная Палата может в случае:

  • предоставления неполного набора бумаг заявителем;
  • отказа от проведения предоплаты.

Услуги локальных профильных компаний

Для обращения в профильную организацию, предлагающую , необходимо предоставить:

  • реквизиты проверяемой компании;
  • доверенность на представление ваших интересов.

Компании, специализирующиеся на предоставлении юридических услуг, помимо сбора всех необходимых для проверки зарубежного контрагента сведений зачастую предлагают составление собственного письменного консультационного заключения относительно компании, в отношении которой проводилось исследование. Некоторые агентства берутся за перевод документов, разработку внешнеторгового договора и его правовую экспертизу.

Какие сведения об иностранных компаниях возможно получить

Из документов, запрошенных российской компанией для проведения проверки потенциального иностранного партнера, можно получить сведения о:

  1. Подлинности и актуальности регистрационной информации зарубежной фирмы.
  2. Соответствии обозначенного партнером адреса юридическому адресу предприятия.
  3. Ликвидации, банкротстве или функционировании компании, а также соблюдении ее сотрудниками установленных законами страны требований.
  4. Видах деятельности, осуществляемых организацией.
  5. Органах управления фирмы.
  6. Проведенных реорганизациях предприятия.
  7. Финансовых показателях работы зарубежной компании.
  8. Наличии долгов перед контрагентами, налоговой службой и банковскими учреждениями.

Помните, что если потенциальный партнер отказывается предоставлять какие-либо сведения, подробно отвечать на ваши вопросы, подтверждать свои слова документально, а также откладывает по неизвестным причинам момент передачи бумаг, это должно вызвать подозрения. Поблажек делать не стоит, какие бы привлекательные условия сделки вам не предлагались: репутация вашей компании дороже сомнительного сотрудничества.

На что обратить особое внимание при проверке иностранных компаний

Подписание договора с зарубежной организацией связано с большими предпринимательскими рисками, а потому необходимо всеми силами обезопасить себя, организовав юридические проверки самого иностранного контрагента и условий сделки, в которой он участвует. Для этого нужно:

  • Определить правовой статус и правосубъектность потенциального партнера, а также лица, подписывающего документы от его имени.
  • Идентифицировать зарубежного контрагента, выяснить его деловую репутацию и актуальность сведений об имущественном состоянии:
    • определение платежеспособности,
    • объемы выручки,
    • число работников,
    • каналы сбыта,
    • отзывы клиентов,
    • деловая репутация,
    • информация об участии в суде и т. п.
  • Последовательно наблюдать за имущественным состоянием партнера на протяжении исполнения условий договора.

Правосубъектность устанавливается по таким признакам, как:

  • полное наименование предприятия;
  • организационно-правовая форма (от нее зависит объем дееспособности, ответственности по долгам, полномочия представительства потенциального партнера при выполнении условий договора);
  • домициль (страна нахождения фирмы) – в целях логистики и налогообложения домициль и юрисдикция могут быть разделены;
  • юрисдикция (страна ее регистрации).

Нужно учитывать, что законодательство государств различно, и то, что позволительно какой-либо организации определенной организационно-правовой формы в одной стране, является запрещенным в другой.

Все перечисленные данные возможно почерпнуть из следующих документов:

  • Выписки из госреестра государства, в котором была зарегистрирована фирма потенциального партнера.
  • Учредительная документация, переведенная на русский язык и легализованная в России посредством апостилирования (название компании должно быть прописано с транскрипцией, банковские реквизиты также подлежат переводу):
    • устав;
    • вспомогательные правила представителей;
    • свидетельства о госрегистрации и о постановке на учет в налоговой службе;
    • сертификат, доказывающий факт присоединения другой компании, если таковое имело место, и т .д.

Следует также обратить особое внимание на:

  • актуальность предоставленных сведений;
  • данные о различного рода деятельности в любых сферах;
  • наличие или отсутствие (подтвержденное документально) долговых обязательств и штрафов.

Показателями солидности потенциального партнера являются:

  • численность сотрудников (включая тех, кто принимает участие в НИОКР);
  • количество фирм и метраж производственных помещений;
  • степень диверсификации компании;
  • длительность функционирования на международной арене;
  • наличие постоянных клиентов;
  • доля интересующей российскую фирму продукции в общем объеме производства.

Также нужно учитывать, что в некоторых странах (к примеру, в США и Голландии) компании могут заявить внушительный уставный капитал, потратив на открытие фирмы минимально разрешенную законом сумму – придется уточнить, сколько денег было внесено фактически.

Даже если все проверки проводились тщательно, и предприятие не вызывает подозрений, убедитесь в том, что оно не входит в список организаций, нежелательных для сотрудничества (в стране их расположения могут вестись боевые действия, может быть введен эмбарго, товары могут не проходить таможенный контроль и т. д.).

Списки не обнародуются, они находятся в распоряжении государственных структур, поэтому придется самостоятельно выяснять потенциальную опасность партнерства.

В качестве дополнительной подстраховки можно поискать информацию о фирме по интернету – таким способом возможно как минимум найти отзывы клиентов о компании. И помните, что нужно вести документальное подтверждение переписки с будущим партнером и архивировать всю входящую и исходящую корреспонденцию.

Стоимость услуг и сроки получения информации о зарубежных контрагентах

При желании провести проверку иностранного контрагента следует быть готовым к затратам, величина которых напрямую зависит от полноты предоставляемой информации.

Бесплатным методом изучения зарубежных налогоплательщиков является:

  • самостоятельный поиск сведений об их деятельности в интернете;
  • нахождение статей специализированных международных справочниках;
  • поиск через РАФП на сайте ФНС РФ;
  • на сайтах налоговых администраций различных стран.

Дороже обойдется получение данных из реестров иностранных налоговых служб – в каждом государстве установлен свой размер сбора за консультационные услуги. В большинстве случаев он ограничивается суммой в несколько десятков евро.

Еще одним надежным и достаточно бюджетным методом проверки является подача запроса в местную Торгово-промышленную палату, в которой непременно имеется юрист. И даже в том случае, если он не силен в международном праве, качественное исследование проведет Московская ТПП, куда будут направлены материалы. Сроки оказания услуги колеблются от 7 до 20 рабочих дней. Оплата услуг согласно тарифам ТПП.

Наконец, самым дорогим и проверенным способом является обращение за услугами в юридические и консультационные агентства. Они проведут всестороннюю проверку предприятия и составят собственный отчет о его исследовании. Сроки оформления всей документации не займут более 7-10 дней, но потребуется заплатить внушительную сумму: в среднем речь идет о 35 тысячах рублей, однако вместе с дополнительными услугами стоимость работы фирмы может достигать нескольких сотен тысяч рублей. Зато можно быть уверенным в полной правовой защите своей организации.

Статус налогового резидента

Определить статус налогового резидентства необходимо для корректного начисления и удержания налога на доходы (НДФЛ). Ставка НДФЛ для налогового резидента – это 13% (из этого правила есть исключения, подробнее см. п. 2 ст. 224 НК РФ). Нерезиденты уплачивают налог в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). При этом у нерезидентов нет права на налоговые вычеты по НДФЛ.

Более подробно о налогах для нерезидентов см. материалы:

  • «НДФЛ с нерезидентов РФ в 2018 — 2019 годах»;
  • «Страховые взносы с иностранцев в 2018 — 2019 годах».

Законодательство и контролирующие органы установили временные рамки для получения резидентства. Так, минимально необходимый период для утверждения в статусе налогового резидента – это 183 (не менее) календарных дней в течение 12 месяцев подряд нахождения на территории РФ (п. 2 ст. 207 НК РФ). День въезда и день выезда учитываются (письма ФНС России от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702@, Минфина России от 15.02.2017 № 03-04-05/8334).

Пример расчета количества дней для определения статуса налогового резидента вы можете найти в материале «Как правильно определить период, необходимый для придания гражданину статуса налогового резидента».

Отъезд на короткий срок (до полугода) для обучения или лечения для налогового резидента – это не повод для разрыва периода исчисления резидентства. Кроме того, военнослужащие и работники органов государственной власти и местного самоуправления признаются резидентами РФ независимо от времени, проведенного в России.

Может ли гражданин РФ утратить статус резидента, проведя в России период менее установленного срока? ФНС России считает, что если физлицо находится в России менее 183 дней, то для такого налогового резидента – это не критично по аналогичной причине, и не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ, если иное определено международным соглашением (письмо ФНС РФ от 29.10.2015 № ОА-3-17/4072@). Например, международным договором РФ об избежании двойного налогообложения, в том числе с Республикой Кипр, может быть предусмотрено, что при наличии в РФ постоянного места жительства, личных или рабочих интересов (наличие семьи, работы, бизнеса) статус налогового резидента сохраняется.

Образец письма на статус резидента в налоговую

В некоторых обстоятельствах подтвердить резидентность может потребоваться и налогоплательщику — организации. Обращаться по такому поводу следует в ИФНС, в которой она стоит на учете. Заявление для налогового резидента – это способ получить нужный документ, который затем будет представлен в иностранное государство, для избежания двойного налогообложения.

Налоговики не установили обязательной формы для заявления. Есть лишь рекомендации, какую информацию следует приводить в таком обращении, а именно:

  • надо указать, за какой год требуется подтвердить, что налоговый резидент – это для данной компании заслуженный статус;
  • каково название страны, налоговики которой потребовали подтверждение статуса;
  • данные заявителя;
  • ИНН;
  • для ИП налогового резидента – это еще и регистрационный номер по реестру;
  • список приложенных документов и контактные данные.

Для пользователей нашего сайта мы подготовили пример составления.

Помимо самого заявления следует представлять и в налоговую инспекцию еще и пакет документов, которые могли бы подтвердить, что доходы получены за рубежом РФ. Для налогового резидента – это следующий список:

  • контракт с иностранным партнером (копия) для компаний;
  • постановление собрания АО о выделении дивидендов для компаний и физлиц;
  • документ, с помощью которого можно убедиться, в праве физлица на пенсию из-за рубежа;
  • прочие документы.

Если документы составлены на иностранном языке, нужен их перевод без заверки нотариусом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *