Резерв универсального обслуживания

Платеж в резерв универсального обслуживания
54

кандидат юридических наук, руководитель www.ordercom.ru

В настоящее время Федеральное агентство связи (далее – «Россвязь») стала массово рассылать по Операторам связи письма с требованием, под страхом взыскания через суд, перечислить в бюджет платеж в резерв универсального обслуживания (далее по тексту – «РУО»).

Для большинства Операторов такое требование приходит как гром среди ясного неба. Зачастую Оператор вообще не знал, что надо платить, ибо в условиях действия лицензии такой обязанности не прописано. В настоящей статье будет дана правовая оценка и комментарии юриста по теме статьи.

За что платим? Платим за телефонизацию всей страны…

В соответствии с п.1 ст. 59 федерального закона № 126-ФЗ «О связи» (далее – «ЗоС»), резерв универсального обслуживания формируется в целях обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи.

В соответствии со ст.2 ЗоС, «универсальные услуги связи — услуги связи, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания».

Сколько, когда и куда платим?

Платим 1,2 % от доходов за услуги связи не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы.

Статья 60 ЗоС предусматривает:

1. Источниками формирования РУО являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования…

2. Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.

3. Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 процента.

4. Размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 настоящей статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей.

5. Операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

6. В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей).

На основании чего платим?

Основанием для оплаты являются данные сведений о доходах, предоставленные Оператором.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2008 г. N 23 (далее – ППРФ №23) утверждены изменения, которые вносятся в перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий».

Изменения, утвержденные ППРФ №23, ввели обязательное условие осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг связи Операторов связи: «Представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в РУО в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи».

Причем п. 2 ППРФ N 23 установил, что «оказание услуг связи операторами связи, получившими лицензии на соответствующие виды деятельности до вступления в силу настоящего Постановления, осуществляется с учетом изменений, которые вносятся указанным Постановлением».

Иными словами предоставление сведений о базе расчета отчислений в РУО становится условием осуществления деятельности всех без исключения Операторов связи, вне зависимости от наличия такой обязанности в лицензии.

Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в РУО (далее – «Порядок») утвержден приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.08 № 41 (в ред. Приказа Минкомсвязи № 87 от 30.06.09). Форма предоставления сведений приведена в Приложении N 1 к Порядку и размещена по адресу http://www.ordercom.ru/forma.xls . Приказ Минкомсвязи начал действовать 31.10.2008.

В соответствии с Порядком, вышеуказанные сведения направляются в Федеральное агентство связи по адресу 123375, Москва, Тверская,7 на бумажных носителях, а электронная копия в формате xls направляется на электронный адрес mailto:fasbuh@minsvyaz.ru.

При заполнении формы сведений для резерва УО надо учитывать, чтобы данные совпадали с данными статистической отчетности по Форме N 65-связь (услуги) (квартальная) «Сведения о доходах от услуг связи» (утв. постановлением Госкомстата РФ от 18 декабря 2003 г. N 113), если таковая направлялась в Минкомсвязи.

Ответственность за не уплату

Если Оператор связи с 31.10.2008 оказывает услуги связи, но не представляет в Россвязь сведений о базе расчета отчислений в резерв УО в порядке и по форме, установленным приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41, то такая деятельность подпадает под ст. 14.1. КоАП РФ (ответственность за деятельность, связанную с нарушение лицензионных условий) и может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей и предписание Роскомнадзора.

Здесь следует отметить, что законодательством не установлена административная (и тем более, уголовная) ответственность за неуплату платежей, но лишь за не предоставление сведений о базе расчета в резерв УО. Также законодательством РФ не установлено административной ответственности за не верно рассчитанную сумму отчислений.

В соответствии со вторым предложением п. 2 ст. 59 ЗоС «Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи».

В соответствии с п.6. ст. 60 ФЗ «О связи» неуплата в установленные сроки или оплата не в полном объеме может повлечь судебное разбирательство, на что и указывает Россвязь в рассылаемых письмах. Однако в настоящее время судебная практика по данному вопросу отсутствует. Обычно в ответ на письмо Россвязи Оператор платит1.

Предположу, что в случае не оплаты отчислений в РУО следующим шагом Россвязи может быть доведение сведений о неплательщиках до Роскомнадзора.

И в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗоС, ответом Роскомнадзора может быть предупреждение о приостановлении действия лицензии и предписания о неисполнении обязательных требований ст. 60 ЗоС. А неисполнение предписания может в соответствии с п./п. 3 п. 2 ст. 37 ЗоС повлечь приостановление действия лицензии.

Здесь следует отметить, что, прежде всего, под ударом окажутся Операторы «средней руки», ибо собирать денег с мелочи себе накладнее, а крупные Операторы платят… Однако заполнять формы и платить следует только с документально подтверждаемых доходов от услуг связи.

Как отражаются в бухгалтерском учете оператора связи операции, связанные с перечислением обязательных неналоговых платежей в резерв универсального обслуживания?

Данные отчисления являются фискальными сборами неналогового характера (см. п. п. 5, 5.1, 5.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 N 2-П) и НДС не облагаются.

Бухгалтерский учет

Затраты в виде обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания включаются в состав расходов организации по обычным видам деятельности с отражением по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (п. п. 5, 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 05.06.1999 N 33н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Единый налог по УСН

Отчисления в резерв универсального обслуживания не могут быть учтены в составе расходов налогоплательщиком, применяющим УСН, поскольку не являются сборами, уплачиваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п.п. 22 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ), и не предусмотрены отдельно в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Аналогичная точка зрения высказана в Письме Минфина России от 10.07.2007 N 03-11-04/2/175.

В завершении хотелось бы отметить, что действия Россвязи напрямую не связаны с переживаемым в мире экономическим кризисом, так как поступившие в Россвязи отчисления поступают на счета Операторов универсального обслуживания. Соответственно недофинансирование данных Операторов приводит к невыполнению Минкомсвязи обязанности доступности услуг связи каждому человеку и гражданину.

1 Реквизиты для уплаты можно скачать в разделе сайта Минкомсвязи «Отчисления в резерв универсального обслуживания» по ссылке http://www.minkomsvjaz.ru/.cmsc/upload/docs/200909/0210272mn.xls . Кроме того, в письменных обращениях Россвязь просит направить копию платежки по факсу (499) 503-98-48.

Платежи в резерв универсального обслуживания

Постановлением Правительства России от 24 января 2008 г. N 23 (далее – ППРФ №23) утверждены изменения, которые в перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи, утвержденные ППРФ от 18.02.05 г. N 87 ввели обязательное условие осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг связи Операторов связи сети связи Общего пользования: «Представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в РУО в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи». Федеральное агентство связи (далее – «Россвязи») совместно с Роскомнадзором в рамках взаимодействияпроводится проверка своевременности предоставления отчетов и уплаты в РУО. Так, Россвязи отправляет в тер. управления Роскомнадзора списки должников, не предоставивших (даже нулевые) отчеты в РУО, не оплативших в соответствии с данными отчетов в срок.

При проверке деятельности Оператора связи ТУ Роскомнадзора проверяет наличие документов, подтверждающих предоставление в Россвязи сведений о базе расчета отчислений в РУО, а также платежки об оплате отчислений в РУО
Для большинства Операторов такие требования приходит как гром среди ясного неба. Зачастую Оператор вообще не знал, что надо сдавать отчеты и платить. В настоящей статье будет дана правовая оценка и комментарии юриста по теме.

За что платим? За «телефонизацию и интернетизацию» всей страны и отмену мобильного рабства.

В соответствии с п. 2 ст. 57 ЗоС принцип УО: в каждом поселении должно быть установлено не менее чем один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам; а в поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к сети «Интернет».

В соответствии с п.1 ст. 59 федерального закона № 126-ФЗ «О связи» (далее – «ЗоС»), РУО формируется в целях финансирования оказания универсальных услуг связи, а также создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров

Сколько, когда и куда платим? 1,2 % от доходов за услуги связи не позднее 30 дней со дня окончания квартала

Статья 60 ЗоС предусматривает:
1. Источниками формирования РУО являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений операторами ССОП, а также иные не запрещенные законом источники.
2. Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством России о налогах и сборах. Доходы определяются в порядке ведения бухгалтерского учета, установленном в России.
3. Ставка обязательного отчисления оператора устанавливается в размере 1,2 процента.
4. Размер обязательного отчисления оператора рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 настоящей статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей.
5. Операторы не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления в РУО. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
6. В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в РУО не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, Россвязи, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в РУО.

На основании чего платим? На основании предоставленных Оператором сведений о доходах за услуги связи.

Как заполнять формы? На основании Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений в РУО (далее – «Порядок»). В соответствии с Порядком, вышеуказанные сведения направляются в Россвязи в электронной форме через раздел «Личный кабинет оператора связи» () или на бумажных носителях по адресу: пер. Николоямский, д. 3А, стр. 2, Москва, 109289.
При заполнении формы сведений для РУО надо учитывать, чтобы данные совпадали с данными статистической отчетности по Форме N 65-связь «Сведения о доходах от услуг связи» , если таковая направлялась в Минкомсвязи. На практике имеем непонимание Операторов, и в результате убытки, когда платят с платежей, с которых не должны платить. Базой для расчета являются доходы от оказания услуг связи абонентам (пользователям) в сети связи общего пользования на основании соответствующих лицензий, они отражаются в строках 051 — 067 Приложении N 1 к Порядку.

Бухгалтерский учет.

Отчисления в РУО являются фискальными сборами неналогового характера (см. п. п. 5, 5.1, 5.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 N 2-П) и НДС не облагаются.
Затраты в виде обязательных отчислений в РУО включаются в состав расходов организации по обычным видам деятельности с отражением по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (п. п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций).
Налогообложение по УСН: отчисления в РУО не могут быть учтены в составе расходов налогоплательщиком, применяющим УСН, поскольку не являются сборами, уплачиваемыми в соответствии с законодательством России о налогах и сборах (п.п. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), и не предусмотрены отдельно в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Аналогичная точка зрения высказана в Письме Минфина России от 10.07.2007 N 03-11-04/2/175.

Некоторые операторы связи, в противоречие Порядку, предоставляют сведения о базе расчета обязательных отчислений нарастающим итогом, что является неверным и при автоматическом расчете в информационной системе приводит к формированию завышенной суммы отчислений и, как результата, — долга данных операторов связи перед резервом универсального обслуживания.
Налог на прибыль: В соответствии с пп. 46 п. 1 ст. 264 НК РФ отчисления налогоплательщиков, в резервы, создаваемые в соответствии с законодательством России, регулирующим деятельность в области связи, являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Ответственность и Судебная практика:

1) За не представление в Россвязи Сведений (декларации) о базе расчета отчислений в РУО в порядке и по форме, установленным законодательством, — наказывается предупреждением или штрафом на ИП: 1,5-2 т.р,; на юр. лиц — от 30 тысяч до 40 тысяч рублей и предписанием Роскомнадзора (ст. 14.1. КоАП РФ ). Даже при неосуществлении деятельности и не подаче отчетов судом налагается штраф
2) За просрочку уплаты:

А) штраф от 50 тысяч до 100 тысяч рублей на юридических лиц по ст. 13.38 КоАП РФ.Для ИП штраф не предусмотрен . Суд в 50% случаев налагает штраф 50 тр. см., например или . При этом ОрдерКом имеет положительную судебную практику и на 11.10.17 освободил уже 3 клиентов от штрафов.

Б) Иск Россвязи о взыскании дебиторской задолженности перед бюджетом и пени за каждый день просрочки в виде % от неуплаченной суммы отчислений в РУО. При этом процентная ставка пеней =1/300 ключевой ставки ЦБ РФ. Основание: п.6. ст. 60 ФЗ «О связи». Срок исковой давности: 3 года, следует заявлять о его пропуске, иначе не зачтут. Россвязи выигрывает в суде иски с требованием оплатить задолженность

Заключение

К дате истечения 30 дней с окончания квартала следует предоставить в Россвязи отчеты в РУО при ненулевых отчетах — оплатить.

Оператор универсальных услуг связи

Оператор универсальных услуг связи или универсальный оператор связи — телекоммуникационная компания, чаще всего коммерческая, предлагающая абонентам комплексный набор услуг связи — проводной телефонной связи, доступ в Интернет различными способами (проводной, мобильной), сотовая связь, IP-телефония (SIP-телефония), телевидение (IPTV) и т. п., по модели Triple Play или Quadruple play.

Это возможно, например, посредством единой технологической основы — мультисервисной сети, получившей название Next Generation Network.

С всеобщим распространением Интернета и компьютерных сетей, всё большее число телекоммуникационных компаний, предлагают различные услуги связи, становясь универсальными. При этом наблюдается взаимное проникновение рынков предоставления услуг кабельного телевидения, мобильной и фиксированной телефонии и интернет-провайдеров, которые изначально существовали независимо. Это явление получило название конвергенции.

Особенности в России

В Российской Федерации понятия универсальные услуги связи и оператор универсальных услуг связи определены на законодательном уровне, в главе 8 Федерального закона о связи (статьи 57-61). При этом под этими терминами в последних редакциях закона подразумевается не столько возможность оказания нескольких услуг (телефонная связь и Интернет) одной компанией, но и обязательство компании — оператора универсальных услуг связи оказывать их на территории регионов присутствия, в т.ч. с использованием средств коллективного доступа (таксофонов, инфоматов и т.п.). Основная цель такого обязательства для оператора универсальных услуг связи — устранение «цифрового неравенства» (т.е. диспропорции в уровне обеспеченности услугами телефонии и доступа в Интернет для жителей различных регионах России). Также, на всех операторов сети связи общего пользования в России возлагается обязанность отчислений (неналоговых платежей) в размере 1,2 процента от доходов ежеквартально в пользу специального резервного фонда, средства которого используется на поддержание функционирования универсального оператора связи.

C 1 апреля 2014 года Распоряжением Правительства РФ №437-р обязанность по оказанию универсальных услуг связи возложена на ПАО «Ростелеком»

Несмотря на официальные законодательные определения терминов, конвергентные услуги (dual play, triple play и quadruple play) предоставляются сегодня значительным числом операторов связи в России, поэтому в обиходной речи и в маркетинговых материалах, для таких компаний также могут использоваться термины «универсальный оператор связи» и «оператор универсальных услуг связи».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *