Решение администрации о предоставлении земельного участка

1. Исчерпывающий перечень документов и информации, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.

Для получения муниципальной услуги заявитель представляет:

­ документ, удостоверяющий личность заявителя, – паспорт гражданина Российской Федерации либо иной документ, предусмотренный законодательством Российской Федерации в качестве удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (копию в случае обращения по почте);

­ заявление о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в собственность за плату под существующими объектами недвижимости (далее – заявление).

В заявлении указываются:

­ фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

­ наименование и местонахождение заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика;

­ кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

­ цель использования земельного участка;

­ реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

­ почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем;

­ способ получения результата предоставления муниципальной услуги.

В случае если в заявлении указан способ получения результата предоставления муниципальной услуги в виде электронного документа, также дополнительно указывается способ получения результата предоставления муниципальной услуги в виде бумажного документа при личном обращении либо почтовым отправлением.

В случае если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, и при этом указанные лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность за плату (далее – сособственники, созаявители), эти лица обязаны совместно обратиться за получением муниципальной услуги.

Каждый созаявитель представляет:

­ документ, удостоверяющий личность созаявителя, – паспорт гражданина Российской Федерации либо иной документ, предусмотренный законодательством Российской Федерации в качестве удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (копию в случае обращения по почте);

­ приложение к заявлению, подаваемое вместе с заявлением.

Заявление составляется от руки (чернилами или пастой) или машинописным текстом, примерный образец заполнения бланка заявления (с приложением) приводится в приложениях №№ 1, 2 к настоящему Административному регламенту, примерные бланки заявлений (с приложением) приводятся в приложениях №№ 3, 4 к настоящему Административному регламенту.

В случае подачи заявления с комплектом документов представителем заявителя (созаявителя) к заявлению прилагается документ, подтверждающий его полномочия (нотариально удостоверенная доверенность либо удостоверенная иным предусмотренным законодательством Российской Федерации способом) (копия документа в случае обращения по почте).

1.2. Вместе с заявлением заявитель представляет следующие документы:

­ сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю;

­ документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение, если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН;

­ документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок).

Заявитель получает примерный бланк заявления у специалиста МФЦ, ответственного за прием и выдачу документов, при личном обращении либо самостоятельно в электронном виде на официальном сайте Администрации в разделе «Услуги».

Справка из технической документации, содержащая техническое описание объекта, выдается Бюро технической инвентаризации Калининградской области.

Дубликат договора на бессрочное пользование землей выдается Государственным архивом Калининградской области.

Список нотариусов города Калининграда и Калининградской области размещен на официальном сайте нотариальной палаты Калининградской области в сети «Интернет».

Электронная форма получения заявителем перечисленных в п. 2.6.1 настоящего Административного регламента документов не предусмотрена.

Представление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Заявление с комплектом документов заявитель представляет:

­ при личном обращении к специалисту МФЦ, ответственному за прием и выдачу документов;

­ по почте;

­ по электронной почте в форме электронных документов по адресу: mfc@klgd.ru;

– в электронной форме посредством заполнения интерактивной формы на региональном сегменте Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – Портал).

В случае направления заявления и комплекта документов по электронной почте заявление, подаваемое в форме электронного документа заявителем – физическим лицом, подписывается по выбору заявителя:

– электронной подписью заявителя (представителя заявителя);

– усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (представителя заявителя).

В случае направления заявления и комплекта документов по электронной почте заявление, подаваемое в форме электронного документа заявителем – юридическим лицом, заверяется по выбору заявителя электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью:

– лица, действующего от имени юридического лица без доверенности;

– представителя юридического лица, действующего на основании доверенности, выданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае если заявление подписано усиленной квалифицированной электронной подписью, представления копии документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя, если заявление представляется представителем заявителя), в виде электронного образа такого документа не требуется.

Заявления, направленные по электронной почте, должны представляться в виде файлов в форматах DOC, DOCX, TXT, XLS, XLSX, RTF.

Электронные документы (электронные образы документов), прилагаемые к заявлению, в том числе доверенности, направляются в виде файлов в форматах PDF, TIF.

Качество представляемых электронных документов (электронных образов документов) в форматах PDF, TIF должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать реквизиты документа.

Заявление, подаваемое в электронной форме через Портал, формируется посредством заполнения интерактивной формы на региональном сегменте Портала, после чего заявление и прилагаемые к нему документы направляются в Администрацию в виде файлов в формате XML (далее – XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.

Идентификация заявителя, подавшего заявление в электронном виде, регистрация заявления осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Калининградской области, нормативными правовыми актами городского округа.

2. Исчерпывающий перечень документов и информации, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их представления.

2.1. Исчерпывающий перечень документов и информации, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить:

2.1.1. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) в отношении заявителя, если заявителем является юридическое лицо.

2.1.2. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем.

2.1.3. Выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений.

2.2. Выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП лицом, являющимся заявителем, получаются в соответствующем налоговом органе.

Выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений заявитель вправе получить в Управлении Росреестра, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области.

Предусмотрена электронная форма получения заявителем выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Непредставление заявителем указанных документов не является основанием для отказа заявителю в предоставлении муниципальной услуги.

Запрещается требовать от заявителя:

­ представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги;

­ представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Калининградской области и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальную услугу и (или) подведомственных органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении муниципальных услуг, иных государственных органов и (или) подведомственных государственным органам организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ.

Собственники квартир даже не подозревают, что они одновременно являются и землевладельцами. А точнее — сособственниками земельного участка, на котором расположен их дом. Как сказано в ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ, такой участок относится к общему имуществу дома и принадлежит всем собственникам помещений дома на праве общей долевой собственности. О том, как граждане могут реализовать это важнейшее право, рассказывает руководитель сектора «Социальные проблемы жилищной сферы» фонда «Институт экономики города» Татьяна ЛЫКОВА.

Мысль о том, что земля и расположенное на ней строение представляют собой единый объект собственно­сти, в принципе не нова. Вспом­ним хотя бы закон о товарищест­вах собственников жилья (ТСЖ) и заумное словечко «кондомини­ум», под которым как раз и пони­мался комплекс «земля-здание». Теперь закон о ТСЖ отменен, многое его нормы перешли в Жи­лищный кодекс РФ, но вот поня­тие «кондоминиум» из нового за­конодательства исчезло. Почему? Закон о ТСЖ, принятый в 1996 году, был выдающимся законода­тельным актом для своего време­ни. Тогда не было еще Градостро­ительного и Земельного кодексов, закона о государственной регист­рации прав на недвижимое имущество, закона об ипотеке. Тер­мин «недвижимость» уже прочно вошел в жизнь, а его идеология не была сформулирована. И именно в законе о ТСЖ впервые было от­ражено понимание недвижимос­ти как единства земли и здания.

Однако наша страна стала, на­верное, единственной в мире, где под кондоминиумом понималась совокупность отдельных индиви­дуальных прав собственности на квартиру и на долю в общедоле­вой собственности. Во всех стра­нах, где были и есть кондоминиу­мы, этот термин обозначает право общей долевой собственности на весь объект целиком, включая землю и здания. То есть данным объектом в долях владеет весь коллектив собственников. Инди­видуальное право собственности на квартиру там отсутствует — есть право пользования кварти­рой. С другой стороны, в отноше­нии этого термина возникли раз­ночтения и в российском законо­дательстве, регулирующем право собственности на недвижимость. Так что отказ законодателей от слова «кондоминиум» был логич­ным, хотя многие граждане уже начали к нему привыкать.

Несмотря на то что единицей управления определен много­квартирный дом, мы не потеряли землю под домом. Более того, в федеральном законе о введении в действие Жилищного кодекса, в Градостроительном кодексе и в изменениях в Земельный кодекс впервые четко записано, что соб­ственники жилья в многоквар­тирном доме имеют право собст­венности на земельный участок в силу закона. То есть это безуслов­ное право. Оно не подразумевает никакого выкупа этого участка, никакой аренды.

В законе о ТСЖ были две ста­тьи — 5 и 7, где упоминалось, что земельный участок, входящий в состав кондоминиума, передается в собственность домовладельцев бесплатно. Но эта формулировка давала лазейку муниципальным органам, которые не хотели бес­платно передавать землю собст­венникам жилья в многоквартир­ных домах: если участок по доку­ментам не включен в состав кон­доминиума, то и о передаче речи нет. В лучшем случае в некоторых городах жильцам, создавшим ТСЖ, оформляли бессрочное право пользования земельным участком. Дальше всех зашла Москва, где ТСЖ вообще должны были брать в аренду участок, который принадлежит им по праву собственности, и платить за него арендную плату. Теперь эта практика должна прекратиться, если муниципалитеты будут заставлять собственников жилья брать земельный участок в аренду или выкупать его, граждане могут смело обращаться в суд.

Часто спрашивают: нужно ли создавать товарищество собственников жилья, чтобы оформить право собственности на землю? Это не обязательно. ТСЖ создается для более эффективного управления домом. Право собственности на землю никак этим не связано. Неорганизованные собственники имеют точно такие же права и обязанности в отношении общего иму­щества дома, как и члены ТСЖ Разница в том, что права послед­них лучше защищены.

В законе о введении в действие Жилищного кодекса сказано, что право на землю считается возникшим с того момента, как участок сформирован, то есть, установле­ны границы и получен кадастровый номер этого участка. Следовательно, собственникам надо пройти эти этапы, чтобы закре­пить за собой земельный участок и иметь право использовать его так, как им выгодно. Сейчас по всей стране реализуются муници­пальные программы межевания, когда за городской счет проводит я топографическая съемка квар­тала за кварталом, определяются границы земельных участков, оформляется кадастровый учет. Как только участку будет присво­ен кадастровый номер, он бес­платно оформляется в собствен­ность собственников помещений в данном доме. То есть в данном случае собственникам ничего платить не придется. Однако фор­мирование участков — процесс довольно долгий, и если собст­венники жилья не хотят ждать, они могут заказать внеочередные землеустроительные работы за свой счет. А стоимость их в каж­дом муниципальном образовании разная.

Как будут определяться разме­ры земельных участков под мно­гоквартирными домами? Сегодня это очень больной вопрос, осо­бенно для крупных городов. В за­коне о ТСЖ существовало поня­тие нормативных и сверхнорма­тивных размеров земельного уча­стка. В развитие этой нормы в 1997 году вышло постановление правительства № 1223, где гово­рилось, что ТСЖ и домовладель­цы могут бесплатно получить в собственность земельный участок в пределах норматива, а сверхнор­мативную площадь они должны взять в аренду, выкупить или от­казаться от нее. В 1998 году была принята методика Минземстроя по Расчету нормативов земельных Участков исходя из этажности зда­ния и типа застройки территории. Эта методика повторяла нормы СНиПа 1989 года «Правила инормы городской застройки» (они действуют и сейчас), где оп­ределяется санитарный минимум и максимум расстояний между строениями.

Нормы фактического исполь­зования теперь «прописаны» в Градостроительном кодексе. Возьмем для примера любой мно­гоквартирный дом. При нем есть какой-то земельный участок, ко­торый обслуживает данное зда­ние: подъездные пути, подходы, газоны, детские площадки. И ес­ли документами территориально­го планирования и правилами землепользования и застройки муниципального образования здесь не предусматривается ника­кого нового строительства, то эти участки будут оформляться в соб­ственность в тех размерах, в каких они сегодня существуют. В случае нового строительства все еще проще.

Новый Градостроительный ко­декс предусматривает, что с 1 ок­тября 2005 года застройщик дол­жен получать земельный участок в собственность либо аренду толь­ко на открытом аукционе. Грани­цы участка и кадастровый номер будут установлены еще до того, как инвестор его приобретет. Со­ответственно после завершения строительства и продажи дома — вместе с землей, естественно, — право собственности на этот учас­ток переходит к собственникам квартир.

Самое сложное сейчас — ра­зобраться со старой застройкой, особенно в Москве. Старый центр очень привлекателен для инвесторов с точки зрения ново­го строительства, реконструкции или замены жилищного фонда. И право собственности на зе­мельный участок дает жильцам дополнительную защиту от раз­ного рода злоупотреблений со стороны муниципалитета, от коррупции при распределении земельных участков.

Допустим, дом подлежит сно­су. Что в этом случае происходит с земельным участком и где соб­ственникам взять новое жилье? Все зависит от того, по какой причине дом должен быть сне­сен. Например, любой земель­ный участок, независимо от сте­пени износа дома, может быть изъят для государственных и му­ниципальных нужд. В этом слу­чае муниципалитет имеет право выкупить у собственников дан­ный участок (порядок выкупа подробно расписан в Жилищном и Градостроительном кодексах). Если дом ветхий — а срок износа есть у каждого дома, — то собст­венники обязаны снести его за свой счет. Но у них остается зе­мельный участок, продав кото­рый они смогут купить жилье в другом месте.

В Земельном и Градострои­тельном кодексах впервые чет­ко сказано, что основа недви­жимости — земля. И на нее приходится основная стоимость жилья в городской застройке. Дом — это техническое соору­жение. Стоимость работ по строительству этого сооружения везде примерно одинакова но квартиры в разных городах да и в разных районах одного города стоят по-разному. Почему? Да потому, что в действи­тельности основу рыночной стоимости квартиры составляет ценность и привлекательность земли, на которой стоит дом. Сам ветхий дом ничего не стоит. Но земля под ним может стоить бешеных денег. А может и стоить. Отсюда и разные спосо­бы решения этой проблемы.

Например, собственники вет­хого дома в престижном центре города могут продать участок ин­вестору, и полученных средств им с избытком хватит для покуп­ки новых квартир в любом райо­не города. Другое дело, если зе­мельный участок находится в не­престижном районе и не пред­ставляет интереса для частных застройщиков. В этом случае ин­вестором выступает муниципа­литет, который выкупает эту зем­лю для муниципальных нужд. Здесь вступают в силу нормы о выкупной цене, причем все рас­ходы собственников по поиску жилья, проживанию во времен­ном фонде ложатся на муници­палитет. Плюс платится нор­мальная рыночная цена за изъя­тый участок.

Мы с вами еще не догадываемся, сколько на самом деле сто­ит земля. А когда мы это осозна­ем, то поймем, что право собст­венности на земельный участок под домом делает нас настоящими богачами.

Собственники квартир даже не подозревают, что они одновременно являются и землевладельцами. А точнее — сособственниками земельного участка, на котором расположен их дом. Как сказано в ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ, такой участок относится к общему имуществу дома и принадлежит всем собственникам помещений дома на праве общей долевой собственности. О том, как граждане могут реализовать это важнейшее право, рассказывает руководитель сектора «Социальные проблемы жилищной сферы» фонда «Институт экономики города» Татьяна ЛЫКОВА.

Мысль о том, что земля и расположенное на ней строение представляют собой единый объект собственно­сти, в принципе не нова. Вспом­ним хотя бы закон о товарищест­вах собственников жилья (ТСЖ) и заумное словечко «кондомини­ум», под которым как раз и пони­мался комплекс «земля-здание». Теперь закон о ТСЖ отменен, многое его нормы перешли в Жи­лищный кодекс РФ, но вот поня­тие «кондоминиум» из нового за­конодательства исчезло. Почему? Закон о ТСЖ, принятый в 1996 году, был выдающимся законода­тельным актом для своего време­ни. Тогда не было еще Градостро­ительного и Земельного кодексов, закона о государственной регист­рации прав на недвижимое имущество, закона об ипотеке. Тер­мин «недвижимость» уже прочно вошел в жизнь, а его идеология не была сформулирована. И именно в законе о ТСЖ впервые было от­ражено понимание недвижимос­ти как единства земли и здания.

Однако наша страна стала, на­верное, единственной в мире, где под кондоминиумом понималась совокупность отдельных индиви­дуальных прав собственности на квартиру и на долю в общедоле­вой собственности. Во всех стра­нах, где были и есть кондоминиу­мы, этот термин обозначает право общей долевой собственности на весь объект целиком, включая землю и здания. То есть данным объектом в долях владеет весь коллектив собственников. Инди­видуальное право собственности на квартиру там отсутствует — есть право пользования кварти­рой. С другой стороны, в отноше­нии этого термина возникли раз­ночтения и в российском законо­дательстве, регулирующем право собственности на недвижимость. Так что отказ законодателей от слова «кондоминиум» был логич­ным, хотя многие граждане уже начали к нему привыкать.

Несмотря на то что единицей управления определен много­квартирный дом, мы не потеряли землю под домом. Более того, в федеральном законе о введении в действие Жилищного кодекса, в Градостроительном кодексе и в изменениях в Земельный кодекс впервые четко записано, что соб­ственники жилья в многоквар­тирном доме имеют право собст­венности на земельный участок в силу закона. То есть это безуслов­ное право. Оно не подразумевает никакого выкупа этого участка, никакой аренды.

В законе о ТСЖ были две ста­тьи — 5 и 7, где упоминалось, что земельный участок, входящий в состав кондоминиума, передается в собственность домовладельцев бесплатно. Но эта формулировка давала лазейку муниципальным органам, которые не хотели бес­платно передавать землю собст­венникам жилья в многоквартир­ных домах: если участок по доку­ментам не включен в состав кон­доминиума, то и о передаче речи нет. В лучшем случае в некоторых городах жильцам, создавшим ТСЖ, оформляли бессрочное право пользования земельным участком. Дальше всех зашла Москва, где ТСЖ вообще должны были брать в аренду участок, который принадлежит им по праву собственности, и платить за него арендную плату. Теперь эта практика должна прекратиться, если муниципалитеты будут заставлять собственников жилья брать земельный участок в аренду или выкупать его, граждане могут смело обращаться в суд.

Часто спрашивают: нужно ли создавать товарищество собственников жилья, чтобы оформить право собственности на землю? Это не обязательно. ТСЖ создается для более эффективного управления домом. Право собственности на землю никак этим не связано. Неорганизованные собственники имеют точно такие же права и обязанности в отношении общего иму­щества дома, как и члены ТСЖ Разница в том, что права послед­них лучше защищены.

В законе о введении в действие Жилищного кодекса сказано, что право на землю считается возникшим с того момента, как участок сформирован, то есть, установле­ны границы и получен кадастровый номер этого участка. Следовательно, собственникам надо пройти эти этапы, чтобы закре­пить за собой земельный участок и иметь право использовать его так, как им выгодно. Сейчас по всей стране реализуются муници­пальные программы межевания, когда за городской счет проводит я топографическая съемка квар­тала за кварталом, определяются границы земельных участков, оформляется кадастровый учет. Как только участку будет присво­ен кадастровый номер, он бес­платно оформляется в собствен­ность собственников помещений в данном доме. То есть в данном случае собственникам ничего платить не придется. Однако фор­мирование участков — процесс довольно долгий, и если собст­венники жилья не хотят ждать, они могут заказать внеочередные землеустроительные работы за свой счет. А стоимость их в каж­дом муниципальном образовании разная.

Как будут определяться разме­ры земельных участков под мно­гоквартирными домами? Сегодня это очень больной вопрос, осо­бенно для крупных городов. В за­коне о ТСЖ существовало поня­тие нормативных и сверхнорма­тивных размеров земельного уча­стка. В развитие этой нормы в 1997 году вышло постановление правительства № 1223, где гово­рилось, что ТСЖ и домовладель­цы могут бесплатно получить в собственность земельный участок в пределах норматива, а сверхнор­мативную площадь они должны взять в аренду, выкупить или от­казаться от нее. В 1998 году была принята методика Минземстроя по Расчету нормативов земельных Участков исходя из этажности зда­ния и типа застройки территории. Эта методика повторяла нормы СНиПа 1989 года «Правила инормы городской застройки» (они действуют и сейчас), где оп­ределяется санитарный минимум и максимум расстояний между строениями.

Нормы фактического исполь­зования теперь «прописаны» в Градостроительном кодексе. Возьмем для примера любой мно­гоквартирный дом. При нем есть какой-то земельный участок, ко­торый обслуживает данное зда­ние: подъездные пути, подходы, газоны, детские площадки. И ес­ли документами территориально­го планирования и правилами землепользования и застройки муниципального образования здесь не предусматривается ника­кого нового строительства, то эти участки будут оформляться в соб­ственность в тех размерах, в каких они сегодня существуют. В случае нового строительства все еще проще.

Новый Градостроительный ко­декс предусматривает, что с 1 ок­тября 2005 года застройщик дол­жен получать земельный участок в собственность либо аренду толь­ко на открытом аукционе. Грани­цы участка и кадастровый номер будут установлены еще до того, как инвестор его приобретет. Со­ответственно после завершения строительства и продажи дома — вместе с землей, естественно, — право собственности на этот учас­ток переходит к собственникам квартир.

Самое сложное сейчас — ра­зобраться со старой застройкой, особенно в Москве. Старый центр очень привлекателен для инвесторов с точки зрения ново­го строительства, реконструкции или замены жилищного фонда. И право собственности на зе­мельный участок дает жильцам дополнительную защиту от раз­ного рода злоупотреблений со стороны муниципалитета, от коррупции при распределении земельных участков.

Допустим, дом подлежит сно­су. Что в этом случае происходит с земельным участком и где соб­ственникам взять новое жилье? Все зависит от того, по какой причине дом должен быть сне­сен. Например, любой земель­ный участок, независимо от сте­пени износа дома, может быть изъят для государственных и му­ниципальных нужд. В этом слу­чае муниципалитет имеет право выкупить у собственников дан­ный участок (порядок выкупа подробно расписан в Жилищном и Градостроительном кодексах). Если дом ветхий — а срок износа есть у каждого дома, — то собст­венники обязаны снести его за свой счет. Но у них остается зе­мельный участок, продав кото­рый они смогут купить жилье в другом месте.

В Земельном и Градострои­тельном кодексах впервые чет­ко сказано, что основа недви­жимости — земля. И на нее приходится основная стоимость жилья в городской застройке. Дом — это техническое соору­жение. Стоимость работ по строительству этого сооружения везде примерно одинакова но квартиры в разных городах да и в разных районах одного города стоят по-разному. Почему? Да потому, что в действи­тельности основу рыночной стоимости квартиры составляет ценность и привлекательность земли, на которой стоит дом. Сам ветхий дом ничего не стоит. Но земля под ним может стоить бешеных денег. А может и стоить. Отсюда и разные спосо­бы решения этой проблемы.

Например, собственники вет­хого дома в престижном центре города могут продать участок ин­вестору, и полученных средств им с избытком хватит для покуп­ки новых квартир в любом райо­не города. Другое дело, если зе­мельный участок находится в не­престижном районе и не пред­ставляет интереса для частных застройщиков. В этом случае ин­вестором выступает муниципа­литет, который выкупает эту зем­лю для муниципальных нужд. Здесь вступают в силу нормы о выкупной цене, причем все рас­ходы собственников по поиску жилья, проживанию во времен­ном фонде ложатся на муници­палитет. Плюс платится нор­мальная рыночная цена за изъя­тый участок.

Мы с вами еще не догадываемся, сколько на самом деле сто­ит земля. А когда мы это осозна­ем, то поймем, что право собст­венности на земельный участок под домом делает нас настоящими богачами.

Для осуществления деятельности с земельными участками, на руках у собственника должны быть документы с полным описанием и статусом земли, а также ее размером и назначением. Все это вмещает в себя справка из ЕГРН. О том что она дает и что в ней указано мы сейчас и расскажем.

Для чего нужна выписка

Оформление выписки из ЕГРН является важным нюансом при сборе документов для продажи, покупки, сдачи в аренду или передачу по завещанию любого земельного участка, независимо от его назначения и размера. Начиная в 1 января 2017 года, этот документ стал не чем иным как, подтверждающим право собственности на землю, а также описывающим все основные характеристики земельного участка.

Итак, собственнику участка справка будет нужна для предоставления ее, другой стороне, то есть арендатору или покупателю. А что даст она покупателю? Да очень многое:

  • он сможет удостовериться что продавец единственный владелец участка;
  • получить полную информацию о размере, назначении, границах, стоимости земельного участка согласно кадастровому номеру;
  • будет указано местонахождения участка;
  • проверить является ли земельный участок чистым — не наложен ли арест, нет ли на нем обременения;
  • в документе будет сказано есть ли на участке постройки и как его можно применять в дальнейшем.

Как можно получить выписку?

Для этого предусмотрено всего 2 способа:

  1. С помощью уполномоченных организаций — Росреестр, отделение Почты России или в любом другом месте, занимающимся выдачей справок государственного образца (МФЦ). При этом на документе будет стоять мокрая печать, что особенно важно для некоторых людей;
  2. С помощью электронных ресурсов, к примеру, той же базы Росреестра.

Принципиальной разницы между двумя документами нет, разве только в наличии реальной печати. Но ее можно поставить уже обратившись лично в организацию.

Что указано в справке?

Чаще всего, полученная справка имеет несколько разделов, каждый из которых расписывает отдельную очень важную информацию.

  • Первый раздел несет в себе информацию о кадастровом номере, полный адрес расположения рассматриваемого участка, общую площадь и ее реальную стоимость. Здесь же можно узнать информацию о категории участка, согласно которой разрешена определенная деятельность на нем (постройка жилья, муниципального строения, использование под аграрные нужды), узнать статус записи и другие сведенья отражающие общие характеристики участка.
  • Второй раздел является более обширным и несет в себе данные обо всех собственниках участка: те, кто были ранее и которые являются владельцами сейчас. Здесь же указываются личные данные собственника, его ФИО, код ИНН и юр данные (если это фирма или предприятие). Здесь можно почерпнуть информацию об обременениях, если оно есть: о сроке окончания и начала обременения. Если участок находится под арестом или его по суду решено изъять, то это будет указано здесь же.
  • Третий раздел является техническим, в нем приводится кадастровый план участка с имеющимися на нем постройками и точными координатами расположения относительно остальных участков и муниципальных строений.

Сколько обойдется оформление справки?

Справка может оцениваться по-разному, в зависимости от объема информации расписанной в ней и от статуса запрашиваемого лица (физическое или юридическое).

При оформлении в оффлайн режиме стоимость будет следующей:

  • для юридических лиц: с нанесением координат точек по краю надела 2200 рублей, без таковых 1100 р.;
  • для физических лиц: в первом случае придется заплатить 750 р., а во втором — 400 рублей.

Если оформлять запрос в онлайн режиме расценка будет существенно ниже, но и получить координаты будет невозможно. Цена для физ лиц составит 250 рублей, а для юридических — 700 р.

Важно! И в первом, и во втором варианте, при оформлении справки придется оплатить еще и комиссию в размере 3-5%.

Сроки изготовления справки и период ее действия

Для того чтобы получить готовую справку на руки необходимо выждать время. Оно тоже разнится в зависимости от способа ее получения. Так, средний срок изготовления справки 3 дня. Но здесь нужно учесть нюансы. Если отправка готовой бумаги будет происходить почтой, то на это может уйти еще до 10 дней. При онлайн заявке можно заказать мгновенную справку, которая поступит на почтовый ящик уже спустя 10-20 минут.

Что касается периода действия, то он, по сути, является неограниченным. Но это только установленная государством норма. На деле, при оформлении покупки земли стоит заказывать свежие справки, ведь за короткий срок может быть оформлено обременение или земля попросту попадет под арест. Поэтому срок справки не должен превышать одного месяца.

А еще лучше делать запрос по интернету с быстрым ответом. Тогда это реальная возможность получить свежие данные и не стать жертвой мошенников, пытающихся нажиться на нескольких покупателях одновременно.

Какие документы нужны для оформления справки

Для подачи заявки в ЕГРН необходимо подготовить полный пакет документации. Давайте определимся что в него входит:

  • паспорт собственника земельного участка;
  • документ, устанавливающий право собственности на этот участок;
  • квитанцию об уплате госпошлины, размер которой является строго установленной;
  • корректно составленное заявление (для оффлайнового обращения), при запросе через интернет. Заявление заполняется с подсказками самой системы.

В некоторых случаях стоит обратиться к уполномоченному инспектору, который предоставит полный список документов, если были внесены определенные изменения в требованиях. После подачи заявки остается подождать ответ, и предоставить его по месту требования.

Стоит отметить, что с появлением ЕГРН значительно упростилась процедура получения различных справок. Особенное если учесть, то документ может нести в себе разную информацию, и может быть как узконаправленным, так и общего характера. А оформление его через интернет не только уменьшит время ожидания, но и затраты финансовые.

Скачать образец выписки из ЕГРН на земельный участок

Хотите узнать как выглядит выписка из ЕГРН на земельный участок? Скачайте образец у нас на сайте.

«Образец выписки из ЕГРН на земельный участок»
Хотите узнать как выглядит выписка из ЕГРН на земельный участок? Скачайте образец у нас на сайте.

Внимание! Сетевое издание «Банки Сегодня» не занимается выдачей справок и выписок ЕГРН. Данную услугу вы можете получить на официальном сайте Росреестра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *