Реорганизация

Смена учредителя учреждения

Для смены учредителя учреждения необходимо внести изменения в устав учреждения. Да, учредитель вправе являться директором учреждения (Нужно ли заключить трудовой договор с генеральным директором, который является единственным учредителем (участником, акционером) организации).

В регистрирующий налоговый орган предоставляется: заявление по форме Р13001, устав учреждения в новой редакции (2 экземпляра), решение учредителя учреждения об утверждении устава в новой редакции, документ об оплате государственной пошлины.

Комплект документов, который подается учреждением в регистрирующий налоговый орган для регистрации изменений в устав, указан в пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ; пункт 4.1 статьи 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ; пункт 1 Положения о ФНС, утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506).

Для государственной регистрации изменений в устав юридического лица подается заявление по форме Р13001 (пункт 1 Приказа ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, разделы I и V Приложения № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@).

В отношении учредителей заполняются листы Г, Д, Е, Ж, З в зависимости от вида учредителя: один лист заполняется на учредителя, права которого прекращаются, один лист – на учредителя, права которого возникают (пункт 5.8 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, Приложение № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@).

Изменения в устав учреждения действуют с момента государственной регистрации этих изменений в регистрирующем налоговом органе и ЕГРЮЛ (пункт 6 статьи 52 ГК РФ).

Обращаем Ваше внимание, что при первом внесении изменений в устав учреждения, устав необходимо привести в соответствие с изменениями Главы 4 ГК РФ и Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ (пункты 1, 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

Об основных изменениях законодательства, которые коснулись учреждений, читайте в рекомендациях ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Рекомендация: Как изменились положения о некоммерческих организациях с 1 сентября 2014 года.

«Дополнили общие правила о некоммерческих организациях

В отношении всех некоммерческих организаций (независимо от их организационно-правовой формы) новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ предусмотрела три нововведения.

Во-первых, закон конкретизировал ситуацию, когда некоммерческая организация вправе вести деятельность, приносящую доход*. Это допустимо, если одновременно выполняются следующие условия (п. 4 ст. 50 ГК РФ):

  • устав организации предусматривает возможность вести деятельность, приносящую доход (до 1 сентября 2014 года это условие было приведено лишь в п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях);
  • организация ведет такую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых организацию создали;
  • деятельность соответствует целям, ради которых создали организацию.

Во-вторых, новая редакция Гражданского кодекса РФ уточнила, в каких случаях некоммерческую организацию нельзя создать в процессе реорганизации*. Это сделать не удастся в результате преобразования хозяйственного общества или товарищества (п. 3 ст. 68 ГК РФ).

Например, при преобразовании акционерного общества невозможно создать некоммерческое партнерство. До 1 сентября 2014 года закон позволял провести такую реорганизацию (п. 2 ст. 104 ГК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

В-третьих, прямо указали на круг отношений, которые не регулируются правилами Гражданского кодекса РФ* (п. 6 ст. 50 ГК РФ). Такие правила не применяются:

  • к отношениям по ведению некоммерческими организациями своей основной деятельности;
  • к другим отношениям с участием некоммерческих организаций, не относящимся к предмету гражданского законодательства.

В то же время Гражданский кодекс РФ содержит следующую оговорку: закон или устав некоммерческой организации могут предусматривать, что к указанным выше отношениям все-таки применяются правила Гражданского кодекса РФ.».

2. Рекомендация: Какие нововведения появились в отношении отдельных видов некоммерческих организаций с 1 сентября 2014 года.

«Учреждение

Под учреждением теперь понимается унитарная некоммерческая организация, которая создана собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).

Закон прямо указывал на то, что собственником имущества учреждения является учредитель (абз. 2 п. 1 ст. 123.21 ГК РФ). Учреждение же имеет лишь право оперативного управления на имущество, которое*:

  • собственник закрепил за учреждением;
  • учреждение приобрело по иным основаниям.

Гражданский кодекс РФ предусмотрел следующие виды учреждений (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ)*:

  • частное учреждение (учредитель – гражданин или юридическое лицо);
  • государственное учреждение (учредитель – Российская Федерация или ее субъект)*;
  • муниципальное учреждение (учредитель – муниципальное образование).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц (абз. 2 п. 2 ст. 123.21 ГК РФ). Следовательно, у любого учреждения может быть только один учредитель*. Однако учреждение, созданное несколькими учредителями до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ (т. е. до 1 сентября 2014 года), не подлежит ликвидации по такому основанию. Это учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей можно преобразовать в автономную некоммерческую организацию или фонд (ч. 16 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

В отношении любого учреждения (независимо от его вида) Гражданский кодекс РФ установил следующие правила.

Во-первых, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также иным имуществом в случаях, установленных в законе* (п. 3 ст. 123.21 ГК РФ). Если денежных средств или имущества будет недостаточно, собственник соответствующего имущества будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Такие случаи предусмотрены для государственного и муниципального учреждения, а также для частного учреждения.

Во-вторых, органом учреждения является его руководитель, назначаемый учредителем*. Руководителя государственного или муниципального учреждения можно избрать коллегиальным органом, после чего избранного руководителя должен утвердить учредитель. Однако это возможно лишь в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.

Кроме того, учредитель может принять решение о создании подотчетных ему коллегиальных органов учреждения. Их компетенцию, порядок создания и принятия ими решений определяет закон и устав учреждения.

Такие правила установлены в пункте 4 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ.

В отношении государственного и муниципального учреждения Гражданский кодекс РФ предусмотрел следующее*:

  • такое учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества (п. 3 ст. 123.22 ГК РФ);
  • это учреждение можно преобразовать в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом (п. 7 ст. 123.22 ГК РФ);
  • порядок финансового обеспечения деятельности учреждения, а также особенности правового положения учреждений отдельных типов определяются законом (п. 2, 8 ст. 123.22 ГК РФ);
  • такое учреждение может быть трех видов: казенное, бюджетное или автономное (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ). Казенное учреждение, как и сейчас, отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ).

В каком порядке бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам с 1 сентября 2014 года

Оно отвечает всем имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, в том числе имуществом, приобретенным за счет полученных доходов (п. 5 ст. 123.22 ГК РФ).

Исключение составляет*:

  • особо ценное движимое имущество, которое собственник этого имущества закрепил за бюджетным учреждением или которое бюджетное учреждение приобрело за счет средств, выделенных собственником его имущества;
  • недвижимое имущество, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения субсидиарную ответственность несет собственник имущества (абз. 2 п. 5 ст. 123.22 ГК РФ). Причем такое правило распространяется на правоотношения, возникшие не только после 1 сентября 2014 года (т. е. после дня вступления в силу новой редакции ГК РФ), но и после 1 января 2011 года (ч. 15 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

В каком порядке автономное учреждение отвечает по своим обязательствам с 1 сентября 2014 года

Оно отвечает всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ).

Исключение составляет недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, которое:

  • собственник имущества закрепил за автономным учреждением или
  • автономное учреждение приобрело за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения субсидиарную ответственность несет собственник имущества (абз. 2 п. 6 ст. 123.22 ГК РФ). Причем такое правило распространяется на правоотношения, возникшие не только после 1 сентября 2014 года (т. е. после дня вступления в силу новой редакции ГК РФ), но и после 1 января 2011 года (ч. 15 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

В отношении частного учреждения Гражданский кодекс РФ установил следующие правила (ст. 123.23 ГК РФ):

  • такое учреждение полностью или частично финансирует собственник его имущества;
  • это учреждение можно преобразовать в автономную некоммерческую организацию или фонд;

учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При недостаточности денежных средств собственник имущества несет субсидиарную ответственность».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

Реорганизация бюджетных учреждений (Гусев А.)

Нередкими бывают случаи реорганизации действующих бюджетных учреждений с целью оптимизации и минимизации расходов бюджетов бюджетной системы РФ. Реорганизация бюджетных учреждений может быть проведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.
Общие положения о реорганизации
Реорганизация бюджетного учреждения может быть проведена в следующих формах (ст. ст. 57, 58 ГК РФ):
— слияния нескольких учреждений в одно. При слиянии права и обязанности каждого из учреждений переходят к вновь возникшему учреждению в соответствии с передаточным актом;
— присоединения учреждения к другому учреждению. При присоединении учреждения к другому учреждению к последнему переходят права и обязанности присоединенного учреждения в соответствии с передаточным актом;
— разделения учреждения. При разделении права и обязанности учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с разделительным балансом;
— выделения из состава учреждения одного или нескольких учреждений. В данном случае к каждому из выделенных учреждений переходят права и обязанности реорганизованного учреждения в соответствии с разделительным балансом;
— преобразования учреждения. При преобразовании учреждения одного вида в учреждение другого вида к вновь возникшему учреждению переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно ч. 4 ст. 57 ГК РФ и ч. 3 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях <1> бюджетное учреждение считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшего учреждения.
———————————
<1> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
При реорганизации учреждения в форме присоединения к нему другого учреждения первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного учреждения.
Государственная регистрация вновь возникшего в результате реорганизации учреждения и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного учреждения осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Принятие решения о реорганизации
В силу ч. 2.1 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных учреждений, если иное не установлено актом Правительства РФ, осуществляются в порядке, установленном:
— Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» (далее — Порядок N 539) — в отношении федеральных бюджетных учреждений;
— высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
— местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Согласно п. 10 Порядка N 539 решение о реорганизации федерального бюджетного учреждения в форме слияния или присоединения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Указанное решение должно содержать:
— наименование федеральных учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;
— форму реорганизации;
— наименование федерального учреждения после завершения процесса реорганизации;
— наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя реорганизуемого федерального учреждения (учреждений);
— информацию об изменении основных целей деятельности реорганизуемого учреждения;
— перечень мероприятий по реорганизации федерального учреждения с указанием сроков их проведения.
В случае если по результатам реорганизации изменяется подведомственность федерального учреждения (учреждений), решение о реорганизации федерального учреждения (учреждений) принимается Правительством РФ.
Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, о реорганизации федеральных учреждений, находящихся в ведении федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этому федеральному органу исполнительной власти, подготавливается федеральной службой или федеральным агентством, которые будут осуществлять функции и полномочия учредителя указанных учреждений (п. 12 Порядка N 539).
Принятие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, решения о реорганизации федерального учреждения (учреждений) при сохранении объема государственных услуг (работ), подлежащих оказанию (выполнению) находящимися в его ведении федеральными учреждениями, не может являться основанием для сокращения объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, выделяемых данному федеральному органу исполнительной власти как главному распорядителю средств федерального бюджета на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Уведомление о реорганизации
В силу ч. 1 ст. 60 ГК РФ бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в ФНС о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. Форма указанного сообщения приведена в Приложении 5 к Приказу ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи». На основании данного уведомления ФНС вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что учреждение находится в процессе реорганизации.
Кроме того, в силу пп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ <2> бюджетные учреждения в течение трех дней со дня принятия решения о реорганизации обязаны письменно сообщить об этом в ФСС и ПФР по месту своего нахождения.
———————————
<2> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Реорганизуемое учреждение после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации обязано дважды с периодичностью один раз в месяц помещать в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомления о своей реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации учреждении, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.
Завершение расчетов с дебиторами и кредиторами
До составления передаточного или разделительного баланса орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, завершает расчеты с дебиторами и кредиторами, передачу материальных ценностей.
Согласно ч. 3 ст. 60 ГК РФ кредитор учреждения, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.
В случае если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) учреждения несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного учреждения.
По незаконченным расчетам с дебиторами и кредиторами учредителем принимается отдельное решение о списании дебиторской или кредиторской задолженности в установленном законодательством порядке.
Особенности формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации
После окончания срока для предъявления требований кредиторами орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, представляет учредителю промежуточный баланс по реорганизуемому учреждению.
Во время работы органа (комиссии), уполномоченного на реорганизацию, реорганизуемый орган или учреждение представляют бухгалтерскую отчетность в сроки и в объеме, определенные нормативными актами, установленными Минфином.
По завершении всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий органом (комиссией), уполномоченным на реорганизацию, составляется передаточный или разделительный баланс по реорганизуемому органу или учреждению на установленную учредителем дату реорганизации в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных Минфином.
Порядок составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений определен Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее — Инструкция N 33н).
В соответствии с п. п. 75, 76 Инструкции N 33н в случае проведения реорганизации бухгалтерская отчетность формируется и представляется на дату проведения в следующем составе:
— разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);
— справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
— справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
— отчет об исполнении плана учреждения по финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
— отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738);
— отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
— пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760).
Согласно п. 77 Инструкции N 33н бухгалтерская отчетность представляется учредителю, в ведении которого находилось реорганизуемое бюджетное учреждение до принятия решения о его реорганизации, и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации.
В соответствии с п. 79 Инструкции N 33н данные, отраженные в отчетности реорганизуемого субъекта отчетности, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств.
Пунктом 80 Инструкции N 33н предусмотрено, что пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760) при реорганизации учреждения формируется в составе форм, предусмотренных для годовой отчетности. Дополнительно в текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) учреждением раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого субъекта отчетности в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующая показатели деятельности реорганизуемого субъекта отчетности за отчетный период.
Кроме того, требование об обязательности проведения инвентаризации активов и обязательств, в том числе перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса при реорганизации учреждения, содержат положения п. 3 ст. 11 Федерального закона N 402-ФЗ <3>. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания N 49).
———————————
<3> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В соответствии с п. 2.2 Методических указаний N 49 для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации (п. 2.3 Методических указаний N 49). При этом считаем, что при проведении инвентаризации в случае реорганизации в форме присоединения в состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать представителей учреждения-правопреемника.
Порядок оформления передаточного акта, а также состав лиц, ответственных за его оформление, утверждаются локальными правовыми актами учреждения.
В соответствии со ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями учреждения или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Учреждение-правопреемник принимает активы и обязательства, кассовые и фактические расходы реорганизованного учреждения на основании передаточного акта и отражает их на дату окончания реорганизации в главной книге и регистрах бухгалтерского учета, а также в бухгалтерской отчетности с начала года.
Порядок и сроки упразднения органа (комиссии), уполномоченного на реорганизацию, определяются правовым актом учредителя, а в случае реорганизации федерального органа исполнительной власти — распоряжением Правительства РФ.
Орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, не может быть упразднен до представления оформленного в установленном порядке передаточного или разделительного баланса.
Закрытие лицевых счетов
При осуществлении реорганизации соответствующие лицевые счета бюджетного учреждения, открытые в органах Федерального казначейства, подлежат закрытию в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н (далее — Порядок N 24н).
Согласно п. 108 Порядка N 24н в случае закрытия лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса в связи с реорганизацией (ликвидацией) клиента передача показателей, отраженных на закрываемом лицевом счете, осуществляется на основании акта приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого организации, бюджетному (автономному) учреждению, по форме согласно Приложению 49 к Порядку N 24н (ф. 0531961), представленного в орган Федерального казначейства по месту обслуживания учреждения.
Орган Федерального казначейства осуществляет проверку показателей, отраженных в акте приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого организации, бюджетному (автономному) учреждению (ф. 0531961), на соответствие показателям, отраженным на лицевом счете для учета операций неучастника бюджетного процесса, а также реквизитов, предусмотренных к заполнению при представлении акта приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого организации, бюджетному (автономному) учреждению, в соответствии с п. 133 Порядка N 24н.
Не позднее пяти рабочих дней после передачи в установленном порядке в течение текущего финансового года показателей, отраженных на лицевом счете учреждения, осуществляется его закрытие.
При наличии на закрываемом лицевом счете показателей, не переданных до конца текущего финансового года, закрытие лицевого счета осуществляется не позднее пяти рабочих дней после завершения текущего финансового года на основании заявления на закрытие лицевого счета, оформленного уполномоченным руководителем органа Федерального казначейства работником.
Согласно Письму Минфина России N 02-03-09/3124, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-454 от 10.08.2012 перечисление неиспользованных остатков средств учреждения на вновь открываемые ему лицевые счета либо на лицевой счет принимающего учреждения осуществляется на основании представленного учреждением в орган Федерального казначейства платежного (расчетного) документа. В рамках одного и того же счета по учету средств учреждений перечисление осуществляется без направления платежных документов в учреждение Банка России, в котором открыт счет управлению Федерального казначейства по субъекту РФ.
Не использованные на момент реорганизационных мероприятий суммы остатков субсидий на иные цели, перечисляемые с закрываемого лицевого счета, предназначенного для учета операций со средствами, предоставленными учреждениям в виде субсидий на иные цели, учитываются на вновь открываемом отдельном лицевом счете учреждения либо на лицевом счете принимающего учреждения «без права расходования» до представления учреждением в орган Федерального казначейства сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (форма по ОКУД 0501016), утвержденных органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (принимающего учреждения). Указанные сведения составляются в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
Денежные средства, поступившие на счет органа Федерального казначейства после прекращения операций на закрываемом лицевом счете или после закрытия лицевого счета, перечисляются в соответствии с реквизитами, указанными учреждением в представленном заявлении на закрытие лицевого счета, а в случае их отсутствия возвращаются в установленном порядке отправителю.

Причины реорганизации компании

Необходимость переустройства фирмы может быть вызвана различными обстоятельствами. Наиболее частые из них:

  • расширение бизнеса;
  • оптимизация налогов;
  • решение проблем с надзорными органами;
  • укрупнение компаний;
  • разделение бизнеса между партнерами.

Пути реорганизации предприятия

Решение об изменении структуры компании чаще всего добровольно принимается соучредителями ООО или акционерами на общем собрании. Если у фирмы единственный владелец, то никаких дополнительных разрешений для проведения реорганизации не требуется.

Но бывает и принудительная реорганизация.Она производится по постановлению соответствующих органов власти или суда. Например, согласно ст.19 закона 948-1 антимонопольный орган имеет право инициировать процесс реорганизации предприятия, доминирующего на рынке, путем разделения или выделения одной или нескольких компаний.

Под принудительную реорганизацию может также попасть предприятие, которое объединяет более 50 юридических лиц.

Процедура реорганизации юридических лиц регулируется следующими законами и законодательными актами:

  1. ст. 57-62.2 Гражданского кодекса РФ;
  2. гл. 5 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  3. гл. 2 ФЗ «Об акционерных обществах»;
  4. ФЗ «О некоммерческих организациях».

В ФЗ «О конкуренции» описаны некоторые юридические аспекты процесса реорганизации принудительным путем.

  • Ведем бухгалтерский учет за вас
  • Сами сдаем налоговую и бухгалтерскую отчетность
  • Оптимизируем налоги

Посмотреть цены

Порядок реорганизации предприятий

Переустройство компании состоит из следующих этапов.

  1. Принятие решения. Происходит на собрании учредителей или акционеров. В ходе собрания ведется протокол, который является официальным документом. После этого сторонами подписывается договор о слиянии, присоединении или разделении.
  2. Уведомление налоговой службы. Производится в течение 3 дней со дня постановления о реорганизации. В реестр вносится запись об этом событии.
  3. Публикация в СМИ. Осуществляется 2 раза с перерывом в 30 дней.
  4. Уведомление кредиторов и дебиторов. Происходит в течение 5 дней после записи в реестре о начале реорганизации.
  5. Инвентаризация и оценка имущества присоединяемых или выделяемых компаний. Временные рамки этого процесса устанавливаются владельцем или учредителями в специальном документе.
  6. Составление и подписание всех финансовых документов, итоговых бухгалтерских и налоговых отчетов.
  7. Создание передаточного акта или разделительного баланса. Первый нужен при слиянии, присоединении или преобразовании. Второй — при разделении и выделении.
  8. Снятие с контроля в ФНС, закрытие счетов и ликвидация печати (в том случае, если образуется новое юридическое лицо).
  9. Регистрация нового предприятия. Оно должно пройти всю процедуру регистрации. Только после этого реорганизация считается законченной.

Документальное оформление

Участники общего собрания учредителей или акционеров всех реорганизуемых компаний избирают высший исполнительный орган общества, создают новый устав и учредительный договор.

Для каждого вида реорганизации нужен свой список необходимых документов.

Передаточный акт или разделительный баланс составляются в процессе реструктуризации и утверждаются высшим исполнительным органом реорганизуемых предприятий.

Точной установленной формы для этих документов не предусмотрено. Но в них должна содержаться определенная законодательством информация.

В передаточном акте указывают:

  • наименования всех юрлиц, участвующих в реорганизации, и их организационно-правовые формы;
  • вид реорганизации;
  • дату принятия решения;
  • перечень форм отчетности;
  • список инвентаризационных описей;
  • список прилагаемых документов (приказы, аналитические данные и пр.);
  • бухгалтерский баланс всех реорганизуемых компаний по состоянию на отчетную дату.

Разделительный баланс содержит следующую информацию:

  • полное наименование реорганизуемого предприятия и его правопреемников;
  • их организационно-правовые формы;
  • дата решения о реорганизации;
  • форма реорганизации;
  • бухгалтерский баланс с данными об активах, капитале и обязательствах реорганизуемой организации, а также отчет о разделении баланса между правопреемниками.

Список документов, необходимых для регистрации реорганизуемого предприятия

  1. Подписанное заявление о государственной регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, создаваемого по форме реорганизации, заверенное нотариально.
  2. Учредительные документы каждого вновь возникшего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии).
  3. Договор о слиянии или присоединении в соответствии с федеральным законом.
  4. Документ об уплате государственной пошлины.
  5. Передаточный акт или разделительный баланс.

Заявление о регистрации заполняется по форме № Р12001 «Заявление о регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации».

Листы Б, В, Г, Д, Е предназначены для информации о компаниях, входящих в организацию- правопреемник.Если это акционерные общества, то записи о них вносить не нужно. (Полные требования к оформлению заявления здесь).

В случае реорганизации путем присоединения понадобится еще один документ — заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (форма № Р16003). Его подают в Росреестр.

Все документы передаются в государственный орган, регистрирующий новые организации или вносящий изменения в учредительные документы существующих юридических лиц. Чаще всего это ИФНС по местонахождению компании-предшественника (п.1 ст. 15 Закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)

Сроки реорганизации

Период реорганизации компании зависит от выбранной формы.

Дольше всего происходит слияние и присоединение. Только подготовительная работа (инвентаризация всех присоединяемых фирм, подготовка передаточного акта и пр.) может затянуться на год. Реорганизация серьезных промышленных предприятий длится 2-2,5 года.

Процедуры разделения и выделения можно провести за 2-3 месяца. В этом случае реорганизация считается завершенной сразу после регистрации в ФНС выделенных юридических лиц.

Реорганизация в форме преобразования проводится в среднем за три месяца.

Правила сокращения работников при реорганизации компании

Процесс переустройства организации затрагивает все сферы, в том числе и кадровую политику. Меняются условия работы и трудового договора. Новый собственник может поставить вопрос об увольнении старых работников и приеме на работу новых.

По закону (статьи 75, 77, 81, 178 и 180 ТК РФ) сама по себе реорганизация не является причиной для увольнения сотрудников. Но при слиянии и присоединении часто возникает много дублирующих должностей, которые приходится сокращать.

Как и в какие сроки предупреждаются работники

Работникам, подпадающим под сокращение, работодатель обязан выдать письменное уведомление под роспись за 2 месяца до прекращения сотрудничества. Это дает человеку возможность встать на биржу труда и найти новую работу еще до увольнения.

Согласно ст.178 ТК РФ, увольняемые по сокращению штатов сотрудники имеют право на выходное пособие в размере среднемесячной оплаты труда.

Увольнять по сокращению штатов нельзя:

  • беременных женщин;
  • мам, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
  • одиноких родителей (включая приемных и опекунов), на иждивении которых дети, не достигшие 14 лет и дети-инвалиды.

Увольнение работников при реорганизации предприятия

Согласно ст. 75 ТК РФ, после реорганизации новый собственник имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем предприятия, главным бухгалтером и его заместителем.

Сотрудники вправе уволиться по собственному желанию в связи со сменой собственника. Это право закреплено в ст. 77 п. 6, ТК РФ.

Возможные проблемы при реструктуризации

  1. Переходный период — самое сложное время для реорганизуемых компаний. Процесс уже запущен, но еще не доведен до конца. Предприятие продолжает работать. При возникновении проблем старые организации уже не могут ничего исправить, а новые еще не имеют всех полномочий. В результате компания может потерять довольно большие суммы денег или упустить перспективные возможности для развития.
  2. Стагнация. Реформирование начиналось бодро, а потом по разным причинам застопорилось. Персонал не всегда заинтересован в переменах, поэтому руководителям нужно держать руку на пульсе: выявлять проблемы функционирования компании, дополнительно мотивировать работников. В отдельных случаях, возможно, понадобится смена руководящего состава и прием на работу новых сотрудников.
  3. Психологические сложности в коллективе. При реорганизации часто меняются условия труда. Может уменьшиться зарплата, смениться место работы — например, при переезде в другой офис, — или произойти слияние с другим отделом.При таких изменениях неизбежно возникают трудности общения между сотрудниками, обиды на бывших и настоящих начальников.Важно заранее продумать план по решению таких задач, выработать корпоративную этику предприятия, мотивацию для повышения качества работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *