Ремонт объектов культурного наследия

Работы по сохранению объектов культурного наследия
Информация для лицензированных подрядных организаций

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании:

  1. Задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданного органом охраны объектов культурного наследия.
    Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия представляет собой документ, составленный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и содержащий сведения об объекте культурного наследия, границ территорий объекта культурного наследия и зонах его охраны, устанавливающий требования к составу и содержанию научно-проектной и (или) проектной документации, а также поэтапному выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия, с учетом мнения собственника объекта культурного наследия либо пользователя объектом культурного наследия.
    Заявителем на получение Задания является собственник (физическое лицо либо юридическое лицо) или иной законный владелец объекта культурного наследия.
  2. Разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданного органом охраны объектов культурного наследия.
    В отношении выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия необходимо учитывать пункт 3 статьи 45 Закона N 73-ФЗ, согласно которому к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (пункт 3 статьи 45 Закона N 73-ФЗ).
    Таким образом, с заявлением о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия могут обратиться юридические лица (индивидуальные предприниматели), имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.
    (Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 90-01-39/12-ГП «О применении административных регламентов предоставления государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия»)
  3. Проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

При условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Выдача задания для проведения работ на объектах культурного наследия с 7 октября 2016 г. производится на основании Приказа Министерства культуры Российской Федерации № 1278 от 08.06.2016 г. «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия».

Выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется на основании Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2015 № 2625 «Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или выявленного объекта культурного наследия».

После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия (Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25.06 2015 № 1840 «Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы». Приказ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2015 года под № 38666).

Нормативно-правовые документы

  1. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (http://pravo.roskultura.ru/documents/115552/)
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ (http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102090643&intelsearch=29.12.2004+N+190-%D4%C7)
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102074277&intelsearch=30.12.2001+N+195-%D4%C7)
  4. 5. Приказ Минкультуры России от 08.06.2016 N 1278 «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия» (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201608090002)
  5. Постановление Правительства РФ от 19.04.2012 № 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102155737&intelsearch=19.04.2012+%B9+349)
  6. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2015 № 2625 «Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или выявленного объекта культурного наследия» (Приказ МК РФ 2625 от 21.10.2015.pdf)
  7. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25.06.2015 № 1840 «Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы». (Приказ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2015 года под № 38666). (Приказ МК РФ 1840.pdf)
  8. Приказ Минкультуры России от 30.07.2012 № 811 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия» (http://pravo.roskultura.ru/documents/262275/)
  9. Письмо Минкультуры России от 27.01.2015 № 21-01-39-ГП «О нормативно-правовых актах, регулирующих предоставление государственных услуг в области сохранения объектов культурного наследия» (http://pravo.roskultura.ru/documents/607702/)
  10. Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 90-01-39/12-ГП «О применении административных регламентов предоставления государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия» Письмо Минкультуры России от 31.10.2014 N 270-01-39/10-ГП «Об установке подрядными организациями информационных стендов о ремонтно-реставрационных работах на объектах культурного наследия»( http://pravo.roskultura.ru/documents/571450/)
  11. Письмо Минкультуры России от 27.05.2014 N 106-01-39/12-ГП «Разъяснение о ремонтных и противоаварийных работах» (http://pravo.roskultura.ru/documents/522064/)
  12. Письмо Минкультуры России от 25.03.2014 N 52-01-39/12-ГП «Разъяснение о научно-проектной и проектной документации»(http://pravo.roskultura.ru/documents/487936/)
  13. Письмо Минкультуры России от 16.07.2013 № 81-01-39/12-ГП «О заполнении формы разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия» ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=184277)
  14. ГОСТ Р 55567-2013 «Порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=184480)
  15. ГОСТ Р 55627-2013 «Археологические изыскания в составе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объектов культурного наследия» (http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=184554)
  16. ГОСТ Р 55653-2013 «Порядок организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. Произведения монументальной живописи. Общие требования» (http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=184755)
  17. ГОСТ Р 55935-2013 «Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия – произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства» (http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=186096)
  18. ГОСТ Р 55945-2014 «Общие требования к инженерно-геологическим изысканиям и исследованиям для сохранения объектов культурного наследия» (http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=186640)
  19. ГОСТ Р 56198-2014 «Мониторинг технического состояния объектов культурного наследия. Недвижимые памятники. Общие требования» (http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=188429)
  20. ГОСТ Р 56200-2014 «Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. Основные положения» (http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=188430)
  21. ГОСТ Р 56254-2014 «Технический надзор на объектах культурного наследия. Основные положения» (http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=188549)

Формы документов

  • Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (Приложение № 1 к Порядку выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденному приказом Министерства культуры Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 1278) (prilojzenie_1_1278.docx)
  • Заявление о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (Приложение № 2 к Порядку выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденному приказом Министерства культуры Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 1278) (prilojzenie_1_1278.docx)
  • Заявления о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия:
    • Научно-исследовательские или изыскательные работы на объекте культурного наследия (Приложение № 2 к Порядку выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденному приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2015 № 2625)(Приложение 2 2625 от 21102015.rtf)
    • Реставрация объекта культурного наследия, воссоздание утраченного объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования (Приложение № 3 к Порядку выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденному приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2015 № 2625)(Приложение 3 2625 от 21102015.rtf)
    • Консервация объекта культурного наследия, противоаварийные работы на объекте культурного наследия (Приложение № 4 к Порядку выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденному приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2015 № 2625)(Приложение 4 2625 от 21102015.rtf)
    • Ремонт объекта культурного наследия (Приложение № 5 к Порядку выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденному приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2015 № 2625)(Приложение 3 2625 от 21102015.rtf)
  • Заявление о выдаче разрешения на возобновление приостановленных работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации (Приложение № 6 Приказа Минкультуры России от 30.07.2012 № 811 в редакции Приказа Минкультуры России от 24.07.2013 N 1041) (Приложение 6 Приказ 811.rtf)
  • Заявление о выдаче дубликата задания (разрешения) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации (Приложение № 7 Приказа Минкультуры России от 30.07.2012 № 811 (Приложение 7 Приказ 811.rtf)
  • Заявление о выдаче копии задания (разрешения) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры)народов Российской Федерации (Приложение № 8 Приказа Минкультуры России от 30.07.2012 № 811 (Приложение 8 Приказ 811.rtf)

  • Отчетная документация о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (Приложение №1 Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 25.06 2015 № 1840) (Приложение 2 Приказ 1840.pdf)
  • Сопроводительное письмо о направлении отчетной документации о выполненных работах по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (Приложение №2 Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 25.06 2015 № 1840) (Приложение 3 Приказ 1840.pdf)

Список лицензированных организаций

Список юридических лиц, находящихся на территории Пермского края и имеющих лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на 25 января 2017 года (licenzia.pdf)

Археологические работы

Разъяснения по проведению ремонтных работ на объектах культурного наследия, расположенных на территории Московской области.

В соответствии с требованиями ст. 42 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) к ремонтным работам на объекте культурного наследия относятся научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

В соответствии с требованиями ст. 47.2 и 47.3 Федерального закона обязанность по сохранению объекта культурного наследия и осуществлению расходов на его содержание и поддержание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии возложена на собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.

Обязанности по сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия в отношении многоквартирного жилого дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (ст. 56.1 Федерального закона).

Согласно письму Министерства культуры Российской Федерации от 27.05.2014 № 106-01-39/12-ГП необходимость в ремонте памятника подтверждается актом технического состояния (технического отчета о состоянии объекта культурного наследия), который составляется на основании визуального и (или) инженерно-технического обследования памятника. В указанном акте фиксируются повреждения (дефекты) объекта и его элементов с причинами их возникновения для обоснования проведения локальных ремонтных работ на памятнике или его элементах, подвергшихся в процессе эксплуатации износу.

Ремонтом считается, в том числе, замена и (или) восстановление конструкций объекта культурного наследия или элементов таких конструкций, за исключением несущих конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения объекта культурного наследия или их элементов, чье техническое состояние ухудшилось в процессе эксплуатации (например, устранение протечек в интерьере и на фасадах, ремонт покрытия кровли, покраска фасадов, замена и модернизация устаревшего оборудования инженерно-технического обеспечения, ремонт паркетного пола в случае вывала отдельных плах паркета). При этом применяются аналогичные утраченным материалы, а в случае ремонта (замены) оборудования инженерно-технического обеспечения – оборудование, улучшающее показатели.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона проведение ремонтных работ на объекте культурного наследия (в том числе работы по ремонту фасада) должны проводиться на основании разрешения, выданного Главным управлением.

Выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется в соответствии с Порядком выдачи разрешений
на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного
в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2015 № 2625.

Согласно требованиям п. 5.2 указанного порядка для проведения работ по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования необходимо представить в Главное управление следующие документы:

1. Заявление о выдаче разрешения.

2. Копию договора на проведение авторского надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведением авторского надзора.

3. Копию приказа о назначении ответственного лица за проведение научного руководства.

4. Копию договора подряда на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия.

5. Проектная документация (рабочая) либо рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ.

К проведению работ по сохранению объектов культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Реестр лицензий на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации размещен на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе «Лицензирование» по адресу: http://mkrf.ru/deyatelnost/licenzirovanie.

Разъяснения о проведении работ по фасадам объектов культурного наследия изложены в письме Министерства культуры Российской Федерации от 19.07.2017 № 212-01.1-39-ВА.

Приложение (Лист 1)

Приложение (Лист 2)

Дело о «ПРЕДМЕТЕ ОХРАНЫ».

Вначале короткий комментарий о сути дела.

В современном Законе Российской Федерации №ФЗ-73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации…» есть статья о том, что считать объектом культурного наследия (Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации) и статья 18 о том на каком основании объект культурного наследия получает такой статус (Статья 18. «Порядок включения объектов культурного наследия в реестр»).

Именно из статьи 18 Закона нам становится понятно, что «…В реестр могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, со времени возникновения или с даты создания которых либо с даты исторических событий, с которыми такие объекты связаны, прошло не менее сорока лет…». Это, в частности, касается архитектурных объектов (зданий и сооружений – АК.). Упомянутый в статье «Реестр» является Государственным юридическим учетным документом, где закреплен статус объекта по степени его важности для национального культурного наследия.

Таким образом любой дом или иное инженерное сооружение и т.п. «не моложе сорока лет от роду» в любой момент могут стать, по воле неких инициаторов такого процесса, объектом культурного наследия, охраняемым Государством.

Как правило этот процесс начинается с общественного мнения-требования о сохранении такого памятника и завершается уже госорганами по охране наследия и МК РФ.

Далее проводится следующая процедура: некий специалист или специалисты госорганов по охране памятников, согласно ПРИКАЗа Министра МК РФ от 13 января 2016 года N 28 «Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия…», составляют так называемый «проект предметов охраны» данного объекта культурного наследия… Вот именно в этот момент начинает происходить то самое, прямо противоположное, и противоречащее основному Закону по сохранению наследия юридически закрепленное действие.

Очень часто описание предметов охраны, как основной юридический документ для всех дальнейших действий по сохранению объекта, содержит недостоверные, терминологически неточные и ошибочные формулировки. При этом изменение или уточнение утвержденного Правительством «проекта предметов охраны» крайне усложненная юридически процедура, зачастую просто невозможная по разным причинам.

Анализ причин произведеных ошибок и недоработок в описании «предметов охраны» убеждает, что этот документ составляют, как правило, недостаточно компетентные для того чиновники и без учета главной составляющей любого т.н. «Предмета охраны» фактора аутентичности или т.н. «подлинности» того, что желается охранять и сохранять согласно, кстати, все такого же Приказа Министра МК РФ №28.

Сами понятия «Предмет охраны» и также «подлинность» очень четко и ясно изложены в пунктах ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования (с Поправкой)». В этом документе однозначно записано: «…3.1.6 подлинность объекта культурного наследия: Определяющий фактор ценности объекта культурного наследия.

Примечание — Понимание значения подлинности играет фундаментальную роль во всех научных исследованиях по проблемам культурного наследия и определяется четырьмя основными параметрами: подлинность «материала» («субстанции»), подлинность «мастерства» исполнения, подлинность первоначального «замысла» (то есть подлинность «формы») и подлинность «окружения».

3.1.7 предмет охраны объекта культурного наследия: Особенности подлинного облика объекта культурного наследия, послужившие основанием для включения его в реестр и подлежащие обязательному сохранению».

Однако в описях предметов охраны объектов культурного наследия зачастую прописывают такие нечеткие и непонятные (юридически не точные!) формулировки как:

Объемно-пространственная композиция (вся целиком или выборочно НЕ уточняется);

Капитальные стены и материал стен (без уточнения по закладкам и перекладкам, что возможно определять только общими комплексными исследованиями по объекту);

Форма и местоположение оконных и дверных проемов (опять же без уточнения по закладкам и перекладкам…)

И т.п.

В Приказе Министра МК РФ №28 четко прописано, что: «…3. Разработка проекта предмета охраны объекта культурного наследия осуществляется на основании историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных, археологических, натурных и иных исследований (далее — историко-культурные исследования)». На практике все происходит в основном и повсеместно не так.

В итоге очень часто получается, что инвестор или арендатор такого «охраняемого государством объекта» либо должен вложить огромные средства в сохранение полностью «убитого» в эксплуатационном состоянии (к моменту покупки или оформления аренды) объекта недвижимости, либо как пользователь, не имеющий также достаточных средств, смириться с неработоспособным состоянием строительных конструкций под ногами и над головой, не работоспособными оконными и дверными заполнениями и т.п. И все только потому, что по Заданию органов охраны памятников такие «предметы охраны» в свое время были прописаны «автоматически» или из «каприза» чиновников, их желания всё сохранить все без изменения.

А вот теперь проанализируем вопрос о том, возможно ли по Закону изменять т.н. «Предмет охраны»?

В Законе РФ №ФЗ-73 читаем следующее:

«…Статья 41. Консервация объекта культурного наследия.

Консервация объекта культурного наследия — научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Статья 42. Ремонт памятника.

Ремонт памятника — научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Статья 43. Реставрация памятника или ансамбля.

Реставрация памятника или ансамбля — научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

Статья 44. Приспособление объекта культурного наследия для современного использования.

Приспособление объекта культурного наследия для современного использования — научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия».

Из текста Закона очевидно, что в статьях 41 и 42 при работах по предотвращению скорых разрушений и для поддержания объекта в эксплуатационном состоянии (что, по моему мнению, практически одно и тоже – АК) Законом предписано проводить их «без изменения особенностей … составляющих предмет охраны» и без изменения «предмета охраны».

Но далее также очевидно, что в статьях 43 и 44 Закона речь идет о работах, проводимых «…в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта…» или для создания условий для современного использования «…включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия».

То есть если в первых двух статьях упоминается термин «предметы охраны» с обязательным требованием их сохранить, то в последующих двух статьях Закона этот термин не упоминается, что очевидно, а заменен непонятными фразами о некоей «историко-культурной ценности». Мне не удалось найти юридический документ, объясняющий этот термин по Закону (см. определение понятия «предмет охраны и подлинность» по тексту ГОСТ Р 55528-2013).

Таким образом, если при проведении работ по реставрации и приспособлению объектов культурного наследия не упоминается о сохранении «предметов охраны», а предписано реставрировать «историко-культурные ценности» для современного их использования то тогда зачем вообще такой термин как «предметы охраны»? Валяй – делай что тебе по душе! Притом даже в том случае, когда в Задании Комитета по охране наследия указано сохранять «предметы охраны» в соответствии с ФЗ-73…

Тут есть, о чем подумать…

В продолжение темы повествования отмечу, как специалист со значительным опытом в области охраны и конкретной работы с наследием разной функции и состояния, синонимом той пословицы: «Как не говори халва, во рту слаще не станет…». Так и с сохранением т.н. «предметов охраны»… Я не знаю таких примеров консервации, ремонта или реставрации при которых «предмет охраны», остался бы без изменения.

В заключении своей статьи подчеркну, что с такими несовпадениями и размытостью определений в тексте Закона по охране наследия и других документов по теме судебная практика в отношении сохранения наследия всегда будет субъективной и бездейственной в худшем случае. А это означает, что все термины и определения в Законе и подзаконных актах в области охраны наследия необходимо привести к логическому и терминологическому единообразию.

Архитектор-реставратор

А.Конов

За организацию работ по сохранению зданий-памятников без разрешения предусматривается серьезная ответственность: до одного миллиона рублей штрафа для юридических лиц по ст. 7.14 КоАП.

Несомненно, сохранение объектов культурного наследия – задача, требующая исключительно бережного и профессионального подхода. Она предполагает сохранение или восстановление памятников в состоянии, наиболее близком к первоначальному, при минимальном вмешательстве в исторический материал. Этим и обусловлены высокие требования к подрядчикам, предъявляемые законодательством об объектах культурного наследия.

При этом для всех без исключения видов работ по сохранению объектов культурного наследия законодательство предъявляет единые требования, а именно:

  • проведение историко-культурной экспертизы до начала работ;
  • получение задания на проведение указанных работ;
  • получение разрешения на проведение указанных работ в органе охраны объектов культурного наследия;
  • согласование проектной документации в органе охраны объектов культурного наследия;
  • осуществление технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Организация, выполняющая такие работы, должна иметь лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

И хотя причины таких высоких требований к условиям проведения подобных работ и ответственности за их нарушение понятны, к сожалению, такой подход законодателя на практике влечет массу проблем и вопросов.

Из определения «сохранения объектов культурного наследия», приведенного в
статье 40 Закона № 73-ФЗ, следует, что это понятие включает в себя очень широкий спектр работ – от мелких ремонтных до реконструкции здания, являющегося объектом культурного наследия.

В свою очередь, к ремонтным работам можно отнести все что угодно, вплоть до покрытия лаком трещины на паркетном полу или заделки мелкого разлома в штукатурке на стене. Более того, есть ситуации, когда часть объекта культурного наследия (например, бетонный пол в технических помещениях) не представляет исторической и культурной ценности, но формально является частью здания-памятника. Если толковать закон буквально, то эти работы также являются работами по сохранению культурного наследия, а соответственно, для их выполнения необходимо проходить длительную процедуру согласования проектной документации в органе охраны, получения разрешений, историко-культурных экспертиз и так далее.

Кроме того, в законе не очень четко разграничены понятия ремонта и реставрации памятников. При сравнении легальных определений, приведенных в ст. 42 и 43 Закона №73-ФЗ, становится очевидно, что ремонт и реставрация могут включать в себя одни и те же виды работ, вся разница заключается в цели их проведения: для ремонта это поддержание объекта в эксплуатационном состоянии, а для реставрации – выявление и сохранность историко-культурной ценности объекта. При этом для проведения работ по реставрации установлена более сложная процедура получения разрешения от органа охраны объектов культурного наследия, чем для проведения работ по ремонту.

Так, для получения разрешения на проведение работ по реставрации объекта культурного наследия для современного использования необходимо подать в орган охраны 8 видов документов, а для получения разрешения на проведение ремонтных работ – 5 видов. Ремонт может осуществляться как на основании проектной документации (а проектную документацию может составлять только лицензированная организация), так и на основании рабочих чертежей. Работы по реставрации объектов культурного наследия, проводятся только лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия. И наконец, есть разъяснения Министерства культуры России о том, что для проведения ремонта на объекте культурного наследия возможно получить разрешение на проведение ремонтных работ без прохождения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации (письмо Министерства культуры России от 19 июля 2017 г. N 212-01.1-39-ВА).

Проблема разграничения понятий ремонта и реставрации объектов культурного наследия остро ощутима на практике, поскольку далеко не каждый раз заказчику очевидно, куда отнести те или иные работы – к реставрации или к ремонту.

Заказчик проводит закупку на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (как известно, предмет закупки и требования к подрядчику устанавливает именно заказчик). Подрядчик выходит на объект, обращается в орган охраны за разрешением. Вид работ в заявлении должен соответствовать предмету договора (то есть если проведена закупка на ремонт – ремонт, если на реставрацию – реставрация). Но орган охраны не всегда согласен с заказчиком в оценке тех или иных работ. Так, Министерство культуры России отказывало в выдаче разрешения на проведение работ на объектах Государственного Эрмитажа на основании того, что работы относятся к реставрации, а не к ремонту.

Например, необходимо провести работы по восстановлению потолка. На сводах потолка исторические тяги, исторические люстры, вокруг люстр – лепнина и живопись. Потолок покрыт штукатуркой из известняка. На участке потолка необходимо заменить штукатурку. Штукатурку из известняка может развести любой маляр, не обладающий художественными навыками. Работа по замене штукатурки не художественная, а механическая. Цель проведения работ – поддержание потолка в эксплуатационном состоянии.

Очевидна разница в случае, когда необходимо восстановить лепнину на потолке. Она является художественным элементом из гипса. Такие работы может выполнить только реставратор (зачастую для изготовления нужных составов ему требуется специальная лаборатория). Или восстановление живописи – для проведения таких работ однозначно требуется квалификация и необходимы художественные навыки. Здесь очевидно сохранение историко-культурной ценности объекта.

Тем не менее, по мнению Министерства культуры России в обоих случаях работы будут реставрационные.

Министерство культуры пытается решить проблему разграничения понятий, данных в Законе № 73-ФЗ. Например, оно предприняло попытку разделить понятия ремонта и приспособления к современному использованию (которое включает в себя реставрацию) на примере инженерных систем (Письмо от 17 июля 2017 г. N 207-01.1-39-ВА). Тем не менее, письма Министерства культуры имеют очень точечный характер и не являются нормативно-правовыми актами. При этом формальные требования закона, распространяющиеся на все без исключения виды работ по сохранению культурного наследия, продолжают действовать.

Также много проблем порождает тот факт, что формально для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (в том числе мелких ремонтных) своими силами у учреждения культуры должна иметься лицензия на их проведение.

В результате, законодательство о сохранении объектов на практике не способствует, а в случае с мелкими ремонтами (которые требуется проводить достаточно часто) – наоборот, препятствует сохранению объектов культурного наследия.

Решение вышеуказанных проблем представляется только путем изменения законодательства, а именно – прямым указанием в законе, что ремонтные работы допустимо проводить без проведения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации. Для мелких ремонтных работ необходимо максимально упростить процедуру получения разрешения на проведение таких вплоть до отмены обязанности получать разрешение на проведение таких работ в органе охраны.

Реконструкция объекта культурного наследия без разрешения Минкульта

Помощь в легализации самовольных построек и защите их от сноса: от коттеджей до торговых центров

Ситуация: арендатор помещения в одном из объектов культурного наследия реконструировал его (организовал отдельный вход в здание). После проведенной прокуратурой и Госстройнадзором проверки, администрация района обратилась в арбитражный суд с требованием о приведении самовольной постройки в первоначальное состояние. Поводом для иска стало отсутствие разрешения Министерства культуры МО.

Вопрос: требуется ли разрешение Министерства культуры или иного органа на реконструкцию недвижимости, расположенной в охранной зоне объекта культурного наследия.

Ответ: постройка, созданная без получения необходимых разрешений, признается самовольной.

Обоснование ответа: О строительстве без разрешения VERDICTO уже писало. В самом узком смысле имеется ввиду разрешение на строительство/реконструкцию объекта капительного строительства (статья 51 Градостроительного кодекса РФ). Однако, формулировка 222 статьи Гражданского кодекса РФ в контексте судебной практики дает более широкое представление о том, какие «необходимые разрешения» могут потребоваться застройщику для начала строительства.

Например, согласно п. 1 ст. 45 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ремонтно-реставрационные работы, проводимые в отношении объекта культурного наследия, проводятся только на основании письменного разрешения уполномоченного органа. В результате проведения таких работ на объекте культурного наследия может произойти изменение его высоты, количества этажей, площади или объема. Такие изменения в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса признаются реконструкцией объекта.

По общему правилу, если в результате реконструкция привела к возникновению нового объекта, на него распространяются положения ст. 222 ГК РФ. Таким образом, объект культурного наследия, реконструированный без разрешения уполномоченного органа государственной власти, может быть признан самовольным (со всеми вытекающими последствиями).

Такая правовая позиция находит свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 10.04.2015 г. № 309-ЭС15-3816 по делу № А34-4281/2013. Судья Верховного Суда Борисова Е.Е., вынося указанное определение указала: «установлено, что предприниматель на части территории объекта культурного наследия самовольно провел работы по демонтажу двухэтажного деревянного пристроя с восточной стороны здания и устройству крытого эвакуационного выхода из помещений второго этажа. Поскольку возведение пристроев к объекту культурного наследия произведено предпринимателем без получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, суды признали их самовольной постройкой, которая в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит сносу».

Таким образом, проблема получения дополнительных разрешений актуальна для собственников недвижимости, расположенных в границах объектов культурного наследия. Перестройка таких объектов требует получения разрешения от органа охраны объекта культурного наследия.

В городе Москве такое разрешение выдает Департамент культурного наследия г. Москвы, а в Московской области – Министерство культуры Московской области. Исчерпывающий перечень документов, предоставление которых требуется для получения разрешения, перечислен утвержденными Административными регламентами. Какой пакет документов необходимо собрать — зависит от объекта культурного наследия, в границах которого запланировано проведение работ и цель проведения работ.

Для правильного разрешения дела о сносе самовольной постройки будет иметь значение:

  1. Осуществлял ли застройщик строительство новой недвижимости в границах объекта культурного наследия или реконструкцию существующего здания;
  2. Если застройщик осуществлял реконструкцию объекта культурного наследия, привели ли работы к возникновению нового объекта;
  3. Предпринимал ли застройщик меры, направленные на получение такого разрешения и какое решение вынес уполномоченный орган;
  4. Иные обстоятельства.

Во всяком случае выяснение этих обстоятельств и их правовая оценка должна осуществляться квалифицированными юристами, имевшими судебный опыт защиты самовольных построек. Если в отношении Вашего объекта подан иск о признании его самовольным, настоятельно рекомендуем Вам прилечь таких специалистов для трезвой оценки ситуации и разработки алгоритма действий, направленных на защиту объекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *