Ремонт дороги во дворе

Кто отвечает за состояние дорог

Любая дорога кому‑то принадлежит, и за её состояние отвечает владелец. В городе это муниципальная собственность, поэтому ремонтом занимаются городские власти. Дорога у торгового центра, скорее всего, находится под контролем его владельца, поэтому латать её должна администрация. Во дворе Разъяснение ГУОБДД МВД России о том, что подъезды к жилым домам входят в ведение Госавтоинспекции — это придомовая территория или муниципальные владения. В зависимости от собственника, ремонтировать эти участки должна либо управляющая компания, либо ТСЖ, либо городские власти.

Не так важно, кто собственник дороги. Главное, что любую дорогу можно отремонтировать.

На какие проблемы можно жаловаться

Состояние дорог регламентирует ГОСТ ГОСТ Р 50597‑2017. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля . В нём записаны допустимые требования к полотну, обочинам, велодорожкам и другим элементам инфраструктуры. Если есть отклонения от нормативов, их обязаны устранить. В случае с дорогами нарушениями являются такие условия:

  • Ямы длиннее 15 см (представьте сторублёвую купюру), шире 60 см (две длины листа А4) и глубже 5 см (высота банковской карточки).
  • Выбоины меньшего размера, но на участке дороги протяжённостью от 100 м.
  • Волны глубиной больше 3 см на магистральных улицах и больше 5 см на улицах местного значения.
  • Колеи глубиной 2–3 см в зависимости от категории дороги. Колею более 5 см устраняют с помощью капитального ремонта.
  • Занижены или завышены больше чем на 1 см рельсы, железнодорожные пути, решётки ливнестоков и люки колодцев.

Эти нарушения должны устранить за 1–14 дней в зависимости от проблемы и загруженности дороги. Например, яму на автомагистрали, которая проходит через весь город, необходимо ликвидировать за день, а на велодорожке или в жилой застройке — за 12 дней.

Раньше действовал ГОСТ Р 50597‑93, но сейчас он неактуален. Нужно ориентироваться на новый ГОСТ Р 50597‑2017. Он не предусматривает отклонения от установленных параметров дорожного покрытия, о чём говорит пункт 5.2.4: «Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений».

Юрий Аванесов, ведущий юрист Европейской юридической службы

Куда обращаться

Существует немало сервисов, принимающих обращения граждан. Это и государственные сайты, и интернет‑ресурсы активистов.

Администрация города

Первый способ — написать обращение в местную администрацию или в управление благоустройства вашего города. Зайдите на официальный сайт населённого пункта и найдите раздел «Обращения». К письму прикрепите фотографии и укажите точный адрес проблемного места. Ждать отклика придётся примерно 33 дня: три занимает регистрация обращения, 30 даётся на ответ.

Однако это не самый действенный способ. Вам могут написать, что яма не найдена, денег нет или ремонт этого участка не запланирован.

Часто чиновники даже не пытаются пошевелить пальцем: они привыкли к безнаказанности, поэтому никто ничего не делает. Зачем суетиться, если тебе ничего не грозит за бездействие? А человек верит в чудо, что от одной бумажки все чиновники сразу бросятся работать. Но это не так.

Владимир Костров, организатор «РосЯма Липецк»

Сайты активистов

Эффективнее написать обращение через сервисы активистов. Один из популярных — «РосЯма».

Он автоматически формирует письмо по тем данным, которые вы вводите, и отправляет их в ГИБДД. К обращению лучше приложить фотографии и отметить на карте место, о котором идёт речь, чтобы сотрудник инспекции смог его найти. Перед подачей информации нужно зарегистрироваться на сайте, чтобы вы могли получить ответ на электронную почту.

В некоторых городах есть сообщества активистов, например «Красивый Петербург», «Красивый Липецк», «Красивый Киров». На их сайтах можно пожаловаться не только на дороги, но и на другие проблемы: разбитый тротуар, несанкционированную свалку или парковку на газоне.

Ресурс автоматически формирует сообщение и отправляет его ответственному муниципальному органу, но не в ГИБДД. И в этом минус: вам могут прислать отписку.

Если обращение подействовало и дорогу отремонтировали, измените статус жалобы на сайте и похвастайтесь успехом в соцсетях. Необходимые работы могут быть выполнены не лучшим образом, но это всё равно победа.

Сайт ГИБДД

За безопасностью на дорогах следит ГИБДД, поэтому самый эффективный способ — обратиться напрямую туда. Сделать это можно через официальный сайт. При этом неважно, кому принадлежит и где находится дорога: во дворе, на парковке или на центральной улице города.

После получения обращения сотрудник ГИБДД проверяет, есть ли проблема. Если да — выдаёт собственнику дороги предписание на ремонт. Его должны выполнить в течение 1–14 дней согласно ГОСТу. Шаблоны заявлений можете скачать , в шапке не забудьте поменять регион на свой.

У сайта ГИБДД есть особенность: в поле «Текст обращения» нельзя вставлять скопированный текст. Таким образом ведомство пресекает массовое отправление сообщений путём копипасты. Мы обошли эту систему и стали прикладывать вместе с фотографиями текст обращения в вордовском документе, а в самом поле писать короткую фразу: «Прошу рассмотреть моё заявление (заявление и фотографии правонарушения прилагаются в файлах)». Желательно делать обращение в формате Word 97–2003, чтобы в ГИБДД смогли его открыть и прочитать.

Владимир Костров

Если видите, что где‑то нет люка или есть опасные ямы, из‑за которых может произойти авария, сообщайте о них сразу по телефону в дежурную часть ГИБДД, чтобы ответственные сотрудники быстрее приняли меры. Возможно, этим обращением вы предотвратите ДТП или спасёте чью‑то жизнь, а не только добьётесь ремонта дороги.

Что делать, если прислали отписку, а дорогу не отремонтировали

Активисты движения «Красивый Липецк» подсчитали, что в среднем устраняются проблемы по 20–25% обращений, а в остальных случаях они получают отговорки. Сервис «РосЯма» даёт примерно такую же статистику. Но это не повод опускать руки.

Шаг 1. Обратиться второй раз

Если первое письмо не сработало, напишите ещё раз. Привлеките соседей, друзей и коллег — пусть каждый отправит обращение о проблеме. Чем больше их будет, тем больше вероятность, что муниципальные власти начнут что‑то предпринимать.

Мы делаем второй шаг и продолжаем обращаться с заявлениями до получения результата. Если получил отписку — направляешь повторное обращение в ГИБДД и одновременно пишешь в прокуратуру. За 2018 год я отправил 140 заявлений и несколько десятков жалоб, а в 2015‑м — больше 300.

Владимир Костров

Важно, чтобы ГИБДД работала по закону. Выезжающий на место сотрудник должен Административный регламент МВД. Блок‑схема исполнения государственной функции не только составить предписание о ремонте проблемного участка, но и возбудить Статья 12.34 КоАП РФ дело об административном правонарушении. Если это происходит, должностному лицу грозит штраф 50–100 тысяч рублей — так у городских властей появляется гораздо больше мотивации ремонтировать дороги.

Шаг 2. Обратитесь в прокуратуру

Если яму не устраняют, а ГИБДД не возбуждает дело, нужно обращаться в прокуратуру. Она подаст исковое заявление в суд, который обяжет подрядчика сделать ремонт. Однако срабатывает это не всегда. Иногда прокуроры не хотят портить отношения с городскими чиновниками и стараются замять проблему.

Шаг 3. Напишите жалобу в МВД РФ и Прокуратуру РФ

Последняя стадия — жалоба в МВД России на несоблюдение закона сотрудниками ГИБДД или в Прокуратуру РФ на бездействие регионального прокурора. Первое обращение федеральное ведомство пересылает на уровень региона, так что оно тоже может не подействовать. Во второй раз жалобу начнут рассматривать — и тогда ждите решения проблемы.

Жалоба липецких активистов на сотрудников ГИБДД Липецкой области. После сотен таких обращений удалось добиться возбуждения административных дел. Сумма выписанных штрафов в адрес собственников дорог в 2018 году составила 29,4 миллиона рублей

Что запомнить

  1. Хорошие дороги — требование безопасности дорожного движения.
  2. Любую дорогу должны отремонтировать в срок 1–14 дней безо всяких отговорок.
  3. Если приходит отписка — нужно отправлять обращения повторно, пока проблему не решат.
  4. Молчание — знак согласия с разбитыми дорогами.
  5. Стоит подключать к делу друзей и знакомых. Если хотя бы 5% автомобилистов начнут требовать порядка, то ГИБДД утонет в горах бумаги. Им станет проще устранять проблемы не дожидаясь обращений.

Состояние дорожного полотна и прилегающих к нему объектов характеризует не только качество осуществления перевозочного процесса, но и в целом показывает благосостояние отдельных регионов государства. Для предотвращения полного износа покрытия и разрушения отдельных элементов дороги проводится ряд мероприятий по обеспечению безопасности автодвижения и пешеходов, устранению дефектов и восстановлению работоспособности трассы – то есть текущий ремонт.

Цели проведения текущего ремонта дорог

Главными задачами осуществления текущего ремонта являются: устранение мелких разрушений проезжей части и тротуаров, деформации дорожной одежды, восстановление системы водоотвода, а также выполнение профилактических работ по предупреждению неисправности дороги. Для того чтобы автодороги находились в надлежащем состоянии, проведение ремонтных процессов производится ежегодно.

Какие работы включены в состав текущего ремонта дорог?

В процессе эксплуатации автотрассы возникают всевозможные повреждения. Под воздействием тяжеловесного автотранспорта и природных факторов (нагревание, охлаждение, обледенение, таяние снегов и прочее) происходит образование ям, трещин, сколов и других разрушений. Для устранения неисправности дороги производят следующие работы по текущему ремонту:

  • устранение повреждений земляного полотна, ликвидация пучин;
  • восстановление изношенной дорожной одежды;
  • заделка просадок, дыр, выбоин и прочих разрушений;
  • очистка от разрушенного материала и грязи мест повреждений;
  • ликвидация повреждений водостока, его восстановление.

Методы проведения текущего ремонта дорог

Используемые технологии при текущем ремонте дорог достаточно разнообразны. Выбор того или иного метода зависит от категории автотрассы, материала покрытия, вида и масштаба разрушения, климатических условий, при которых будут проводиться работы. Текущий ремонт подразумевает исправление дефектов на протяжении всей дороги или ее отдельных участков. Наиболее известные и доступные методы ликвидации разрушений автодорожной полосы осуществляются с помощью следующих материалов:

  • горячая асфальтобетонная смесь. Для ее приготовления используют такие различные составляющие: песок, щебень, битум, минеральный порошок. Данный метод успешно применяется дорожными ремонтниками для заделки ям, выбоин и прочих дефектов;
  • холодная битумосодержащая смесь. Эта технология достаточно распространена во многих странах, за счет своей простоты, универсальности, экономичности и неприхотливости к погодным условиям. Использовать смесь можно на сырой поверхности и даже при небольших понижениях температуры (от -5 до -9 °C) – климатические колебания не окажут негативного влияния на конечный результат работы;
  • смеси на основе специальных битумных, цементных, полимерных и других вяжущих веществ. Этот метод успешно применяется при проведении текущего ремонта автомобильных дорог. Заделка дорожных дефектов осуществляется при температуре не ниже +15 °C весной и летом, и +10 °C – осенью;
  • литой асфальт. Горячая смесь имеет консистенцию теста, в состав которой включены следующие материалы: мастика из высоковязкого твердого битума, минерального порошка и песка (возможно добавление щебня). Используя данный метод при текущем ремонте дороги, необходимо задействовать спецтранспорт и оборудование;
  • битумная эмульсия. Вещество применяется для заделки выбоин и ям. Метод, при котором используется битумная эмульсия, называется струйно-инъекционный. Ремонтные операции осуществляются с помощью специальной самоходной машины. Битумная эмульсия обеспечивает крепкую и прочную заделку выбоин на полосе автодороги даже при температуре до – 15 °C.

Стоит отметить, что для нормального функционирования дороги, текущий ремонт не нужно проводить при дожде, снегопаде и прочих осадках. Также успешный конечный результат напрямую зависит от соблюдения необходимых норм при укладке выбранного материала и качественного выполнения работ.

Обеспечение безопасности при текущем ремонте дороги

При проведении ремонтных работ, привлеченная подрядная организация должна принять меры по обеспечению безопасности автодвижения и пешеходов. Для этого на ремонтируемом участке устанавливаются необходимые временные дорожные знаки, а в некоторых случаях происходит строительство объезда. Схемы ограждения и организация движения на момент выполнения текущего ремонта дороги согласовываются с местными органами ГАИ.

ООО «Лидинг» – добросовестный подрядчик

Надежность и отличная работоспособность автодороги напрямую зависит от выбора надежного подрядчика. Начав сотрудничество с ООО «Лидинг», вы получаете качественный текущий ремонт дороги по действительно доступной цене. Опытные сотрудники организации используют инновационные технологии и современную специализированную технику собственного автопарка для того, чтобы качественно и своевременно выполнить поставленные задачи. Ищете добросовестного подрядчика для осуществления ремонтных работ? Заключайте контракт с нашей компанией! Получить более подробную информацию вы можете по номеру телефона 8 (800) 200-36-62. Также задать интересующие вас вопросы можно при помощи формы обратной связи в разделе «Контакты».

Казалось бы, при выявленных недостатках дорожники должны компенсировать ущерб. Но нет, они предпочитают бороться до последнего. Тем более что в Правилах дорожного движения есть пункт 10.1, согласно которому водитель должен двигаться со скоростью, обеспечивающей возможность постоянного контроля за движением транспортного средства. А при возникновении опасности для движения, которую водитель способен обнаружить, он должен принять все меры к снижению скорости, вплоть до полной остановки. Этот пункт, кстати, часто позволяет уходить от ответственности тем, кто отвечает за состояние дороги. Под него любую аварию можно списать.

Так могло бы быть и в нашем случае, если бы на защиту пострадавшего в аварии не встал Верховный суд.

Итак, некий Валентин Павленко ехал на своем Mercedes CLS 350 по Колмовскому мосту в городе Великий Новгород. Двигался он со скоростью 40 км/час. И влетел в яму. В результате автомобилю был причинен ущерб на сумму более 125 тысяч рублей. Сотрудники ГИБДД, разбиравшиеся с этой аварией, вынесли постановление в отношении работника МБУ «Городское хозяйство» и оштрафовали его на 2200 рублей за то, что он, как должностное лицо, отвечающее за содержание дорог Новгорода, допустил образование выбоины, не соответствующей ГОСТу.

Напомним, что на ямы на дорогах у нас тоже есть ГОСТ. В соответствии с ним предельные размеры отдельных просадок, выбоин и прочего не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.

Пункт ПДД о безопасной скорости часто позволяет дорожникам избегать ответственности за аварии по их вине

Суд первой инстанции постановил взыскать с этого МБУ и с администрации Новгорода в пользу Павленко компенсацию ущерба. Однако ответчики с этим решением не согласились. Апелляционный суд постановил в иске Павленко отказать. По мнению апелляционной инстанции, установленная вина в ненадлежащем содержании дороги не влечет безусловной ответственности МБУ за аварию в данном случае.

При этом суд сослался на тот самый пункт 10.1 Правил и потребовал от истца доказать, что у того не было возможности обнаружить опасность. Тем более что мост был освещен.

Верховный суд с такими доводами не согласился. Он указал, что доказывать свою невиновность должна организация, отвечающая за состояние дороги.

Более того, Верховный суд не согласился со ссылкой на пункт 10.1 Правил. Ведь чтобы водитель мог среагировать на ту или иную опасность, он должен быть о ней предупрежден. Именно дорожная служба должна поддерживать дорогу в таком состоянии, чтобы по ней было безопасно двигаться с разрешенной скоростью. Однако сведений о том, что ответчик предпринял предусмотренные Правилами меры для обозначения опасности при движении по ремонтируемому участку дороги, материалы дела не содержат. Кроме того, судом апелляционной инстанции они не добывались и не исследовались.

То есть о яме на дороге никто не предупреждал. А значит, водитель в этой ситуации не виноват, сделали вывод в ВС. Дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Как «перезимовали» наши дороги и тротуары? Отразилась ли на них аномально тёплая зима и постоянные «температурные» качели?

Вешние воды

Частный предприниматель Алексей Киреев утверждает: на севере области нормальная дорога закачивается на выезде из Уреня. Потом идёт участок длиной около 30 км – сплошной кошмар. Зимой по этой дороге ещё как-то можно ездить – спасает наст, образовавшийся из снега и льда.

А нынче весной дорогу просто смыло, асфальта нет, видна щебёнка, ямы по колено. Два года назад здесь ремонтировали участок в 5 км, он ещё как-то держится. Около дороги стоят щиты с номерами телефонов дорожных служб Уренского района.

«Я не раз звонил по ним – не работают, – говорит Алексей. – А ситуация просто катастрофическая! Раньше я этот участок приезжал за 30 минут, а сейчас на грузовой машине на это надо минимум полтора часа. Честное слово, тех, кто отвечает за эту уренскую дорогу, хочется просто провезти по всем колдобинам разок. Может, что-то изменится?»

По словам Алексея, в целом в регионе асфальт не подмыло вешними водами лишь там, где дорожники уложили покрытие по всем правилам.

Профессор, кандидат педагогических наук нижегородец Феликс Доленко считает, что ямы и колдобины, которые мы видим весной на городских тротуарах, – результат неверной уборки снега зимой.

«У асфальта самое крепкое место – его поверхностная корка, – рассуждает Феликс Доленко. – Нерадивые дворники пробивают её ломами. Снег надо убирать сразу, пока не образовался наст. У нас его или заваливают песко-соляной смесью, которая вредит экологии, или безжалостно долбят ледорубом, лопатой, портят асфальт. Кроме того, часто при укладке асфальта под него не всегда помещают строго горизонтальную «по-душку» из шифера или щебня. В результате от любой неровности покрытие ломается».

Феликс Доленко говорит, что в перспективе работу дворников надо максимально механизировать. Например, закупить мини-тракторы со щётками. На такой технике один человек справится с большей территорией, а весной асфальт на тротуарах не будет в ужасном состоянии.

Пора проверить

Как сообщили «АиФ-НН» в Главном управлении автомобильных дорог Нижегородской области (ГУАД), один из самых значительных внешних факторов, влияющих на состояние дорог, – погода. Во время дождей влага попадает в дорожное полотно, и впоследствии, когда холодает, вода внутри дорожного полотна начинает расширяться. Из-за этого разрушается покрытие. Получается, прошлой зимой «погодные качели», когда оттепель с дождями сменяли заморозки со снегом, особенно подпортили дорожное полотно в регионе.

Так ли это, предстоит выяснить специалистам отдела контроля за ремонтом и содержанием автомобильных дорог ГУАД. Обследование уже идёт, поскольку термометр показывает устойчивые положительные температуры. На контроль возьмут дороги регионального и межмуниципального значения. Всего в оперативном управлении ГУАД находится 13 028,162 км таких автомобильных дорог. Проверят те трассы, что привели в норму в 2019 году. Это 689,39 км дорог (130 объектов) на сумму 5,639 млрд руб.

Безусловно, часть этой огромной суммы регион получил из федеральной казны по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На днях специалисты контролировали, как пережили зиму отремонтированные в прошлом году по нацпроекту дороги Борского и Лысковского районов. Обновлять эти трассы закончили в сентябре 2019 года. Работы вели с использованием технологии ресайклинга, когда старое асфальтовое покрытие перерабатывают и используют при укреплении дорожного основания.

«Дефектов на отремонтированном участке по итогам зимы не обнаружили», – сообщил заместитель начальника отдела контроля ГУАД Василий Вакарчук.

Пока участков, отремонтированных по нацпроекту и снова требующих ремонта, в регионе не выявили.

Кстати, в дорожном ведомстве просят не путать их зону ответственности с федеральными трассами. Ремонтом дорог российского значения занимается Управление автомобильной магистрали Москва – Нижний Новгород Федерального дорожного агентства.

Если, по мнению кураторов, подрядные организации сделали дорогу плохо, недочёты они устраняют за свой счёт в кратчайшие сроки. Выявленные недостатки будут ликвидировать в рамках гарантийного срока – пять лет.

Качество, а не цена

Тёплые зимы дорог не портят.

То, что каждую весну происходит с нашими дорогами – это уже не сюрприз, а, я бы сказал, «добрая традиция», — считает автомобильный правозащитник, юрист Александр Дейч. — Однако, по-моему, рассыпаться по весне дороги стали меньше. Во-первых, причина – аномальное тепло. У строителей есть понятия цикличности процессов «заморозка – разморозка». Соответственно, чем больше циклов этого процесса, тем больше нагрузки на покрытие и оно тем быстрее может выйти из строя.

Сейчас зимы более тёплые, и асфальт способен выдержать больше нагрузок. Он может дольше прослужить.

Если даже при такой ситуации дороги весной всё равно вышли из строя, это говорит только о качестве их строительства. Дорожная отрасль очень непростая, там есть много факторов, начиная от человеческого и заканчивая качеством материалов.

Тем более, сейчас многие контракты на строительство и ремонт дорог проводят через тендеры. Большой недостаток тендеров, о котором многие не говорят, в том, что они позволяют получать от подрядчиков низкую цену исполнения работ. Но по факту не совсем понятно, кто это будет делать за такие небольшие деньги и какой материал для строительства или ремонта дорог будут использовать.

Всё это приводит к тому, что при низкой цене зачастую страдает качество. Остро встаёт вопрос об ущербности системы тендеров. Здесь ведь даже гарантийные обязательства не спасают. Бывает, компания, которая должна устранять недостатки строительства или ремонта дорог по гарантии, просто перестаёт существовать к моменту, когда потребуется гарантийное обслуживание.

Как с этим бороться? Каждый проект надо анализировать с точки зрения технического задания, и в тендерных требованиях обязательно должны быть качественные критерии. А ещё нужно тщательно проверять надёжность подрядных организаций: сколько лет на рынке, какова их репутация?

Загадка дыры

За какой размер колдобины можно взыскать ущерб?

ГОСТ Р 50597-2017 регулирует допустимые размеры ям и выбоин на дорогах. Он принят в 2018 году и заменил устаревший аналогичный документ 1993 года.

Согласно его требованиям, предельные размеры выбоин не должны превышать по длине 15 см, по ширине – 60 см и по глубине – 5 см.

Если вы пробили колесо, подвеску или повредили другие компоненты автомобиля, а яма не соответствует действующему ГОСТу, взыскивать возмещение ущерба надо с дорожных служб, ответственных за данный участок дороги.

Языком цифр

С учётом конкурсов программа регионального проекта ремонта дорог на 2020 год включает 191 объект общей протяжённостью 878,415 км. В том числе: 24 объекта (26,32 км) в Нижнем Новгороде, 7 объектов (8,42 км) – в Дзержинске и 160 (843,7 км) – в районах Нижегородской области.

Кроме того, в 2020 году начнётся реконструкция Заревской объездной дороги в Дзержинске и строительство развязки в районе Ольгино.

В планах на 2021 год – продолжение ремонта дороги Останкино – Рустай с 8-го по 24-й км. Сегодня её износ оценивают в 80%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *