Реклама пожарной безопасности

Пожарные нередко слышат в свой адрес упрёки, мол опять приехали без воды… Судачат об этом прохожие, стянувшиеся к месту происшествия. Такие ошибочные выводы очевидцы делают, потому что увидели, как одна из пожарных машин, приехавших на вызов, сразу встала на водоисточник – гидрант или водоём. «Значит, снова пустые приехали» – в сердцах восклицают люди.

Чтобы развеять этот застарелый миф, начальник дежурной смены службы пожаротушения Михаил Семёнов пояснил: «Когда поступает сообщение о пожаре, диспетчер направляет к месту происшествия подразделения в соответствии с расписанием выездов – минимум две автоцистерны, а если сообщение о пожаре в многоэтажном доме, то еще и автолестницу. По прибытии к месту вызова руководитель тушением пожара оценивает ситуацию и принимает решение – хватит ли ему воды, которая есть в цистерне, для ликвидации возгорания, или нужно вторую автоцистерну устанавливать на водоисточник. Если горит деревянный дом, если пожар развившийся, то воды, которая есть в пожарных машинах, будет недостаточно. В стандартной автоцистерне от 2,5 до 3,5 тонн воды, которую хватает всего на 7-10 минут работы (если очевидцы прибегают по прошествии этого времени, они видят, что вода в машине закончилась… ). А установка пожарной машины на водоисточник обеспечит бесперебойную подачу воды к месту пожара, что является девяностопроцентным залогом успеха в тушении пожара».

Для того чтобы пожарным заправиться водой, им нужно найти источник этой воды – пожарный гидрант, водонапорную башню, либо водоём. А это бывает очень непросто. Практически всегда зимой пожарные гидранты занесены снегом и покрыты слоем льда, граждане паркуют на них свои машины, а дорожные рабочие закатывают в асфальт, снижая тем самым шансы пожарных на проведение максимально эффективной работы по спасению людей и имущества, тушению пожара.

Следить за исправностью гидрантов должны обслуживающие организации, а за их доступностью для пожарных – управляющие компании, председатели ТСЖ, главы сельских поселений. Подъезд к водоисточнику должен быть расчищен, гидрант исправен, а пожарный водоём полон воды.

Тогда пожарным будет проще справиться с огнём, а также заправить цистерны после тушения пожара, перед тем, как отправиться в подразделения. Потому что по пути в пожарную часть может поступить новый вызов и пожарные, сменив направление, поедут тушить новый пожар.

14 июня 2017 года в Лондоне загорелся 24х этажный жилой дом. В результате пожара погибло 58 человек, 18 человек травмировано. Пожар распространился из-за того, что внешние стены здания были отделаны горючими материалами.

В январе 2016 года в Кирово-Чепецке загорелся торговый центр «Бельетаж». Распространие огня началось по фасадным элементам здания, которые не соответствовали требованиям пожарной безопасности. Виновные лица привлечены к уголовной ответственности.

ОНДПР Кирово-Чепецкого района и города Кирово-Чепецка сообщает, что с 26 сентября 2017 года вступают в силу изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены 25 апреля 2012 г. N 390).

Касаются изменения правил размещения наружной рекламы. Новыми требованиями определено, что транспаранты и баннеры, размещаемые на фасадах зданий и сооружений, выполняются из негорючих или трудногорючих материалов. При этом их размещение не должно ограничивать проветривание лестничных клеток, а также других специально предусмотренных проемов в фасадах зданий и сооружений от дыма и продуктов горения при пожаре.

Транспаранты и баннеры должны соответствовать требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к облицовке внешних поверхностей наружных стен.

Не допускается прокладка в пространстве воздушного зазора навесных фасадных систем открытым способом электрических кабелей и проводов. Например, на большинстве общественных зданий и многоквартирных жилых домов, за исключением малоэтажных (до трех этажей включительно), должны применяться негорючие материалы (НГ) либо слабогорючие (Г1).

Для зданий дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов, больниц, спальных корпусов образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций должны применяться только негорючие материалы.

На основании Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в зданиях и сооружениях I — III степеней огнестойкости, кроме малоэтажных жилых домов (до трех этажей включительно), не допускается выполнять отделку внешних поверхностей наружных стен из материалов групп горючести Г2-Г4, а фасадные системы не должны распространять горение.

За нарушении требований пожарной безопасности предусмотрена уголовная и административная ответственность.

«Уважаемые жители, будьте бдительны и осторожны! В случае возникновения внештатной ситуации звоните по телефонам экстренной службы спасения: 01 только со стационарных телефонов, 101 или 112 с любых телефонов — это единые телефоны пожарных и спасателей для набора со всех операторов мобильной связи и стационарных телефонов», — сообщили дознаватели.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Административно-правовой статус государственного пожарного надзора Российской Федерации»

Актуальность темы исследования. Пожары представляют собой одно из разрушительных явлений, постоянно сопровождающих развитие человеческой цивилизации; они наносят серьезный, а в отдельных случаях некомпенсируемый ущерб природе, личности, обществу и государству. Ежегодно на Земле происходит более 6 млн. пожаров, травмируется свыше 6 млн. и гибнет более 50 тыс. человек1. Аномальная жара в центральной России летом 2010 г. по существу парализовала нормальное течение жизни. По официальным данным, только за 2010 год в России произошло 179 тыс. 98 пожаров, при которых погибло свыше 12 тыс. 983 человека. На о пожарах получили травмы 13 тыс. 67 человек . Сложившаяся неблагоприятная ситуация с пожарами в отдельных регионах Российской Федерации стала одной из наиболее значимых проблем российского общества.

Охрана общественной безопасности и национального богатства от пожаров в современных условиях интенсивного развития научно-технической революции относится к числу наиболее важных социально-экономических и хозяйственных задач. Вопросам безопасности уделено значительное внимание и в законодательстве Российской Федерации. Точное и неукоснительное соблюдение особых мер пожарной безопасности является необходимым условием предотвращения наступления общественно опасных последствий. Пожароопасная обстановка в стране ежегодно усугубляется, что вызвано развитием научно-технического прогресса, появлением новых технологий, изменением климата и иными основаниями. Большая часть пожаров происходит по причине нарушений элементарных правил пожарной безопасности. Число загораний, пожаров и взрывов на предприятиях и, как

1 Подгорная Л.Ю. Пожарная безопасность как предмет правового регулирования // Юристь-Правоведъ. 2011. № 1. С. 95.

2 Статистика по пожарам за 2010 г. // Информация официального сайта МЧС России. URL: http://www.rnchs.gov.ru/stats/detail.php?ID=213801 (дата обращения 20.05.2011). 3 следствие, значительный социальный и экономический ущерб остаются в России на недопустимо высоком уровне. Повышенная вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных пожарами, сохраняется в целом ряде субъектов Российской Федерации.

Борьба с пожарами в нашей стране, как и во всем мире, в настоящее время все больше становится одной из наиболее острых социальных и экономических проблем. При этом основная нагрузка по предотвращению пожаров, а также их последствий приходится на государственные органы, а именно — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) и его структурные подразделения, в частности органы государственного пожарного надзора (далее — органы госпожнадзора).

Создание органов госпожнадзора продиктовано определенными социальными целями, осуществление которых не служит интересам извлечения материальной выгоды и производится в рамках предоставленной им компетенции.

Административно-правовой статус органов государственного пожарного надзора нашел свое законодательное закрепление, однако их место в системе федеральных органов исполнительной власти до настоящего времени остается неясным, что обуславливает актуальность проведенного исследования.

Исследование особенностей административно-правового статуса органов государственного пожарного надзора представляется особенно актуальным, поскольку от эффективности деятельности указанных органов напрямую зависит безопасность как отдельного человека, общества, так и государства в целом. В настоящее время сформирована группировка федеральной противопожарной службы, действуют ее договорные подразделения. Важнейшей задачей является развитие добровольной пожарной охраны, что в свою очередь требует комплексного изучения места и роли данных органов в системе и структуре органов исполнительной власти Российской Федерации.

Важным на сегодняшний день остается вопрос перехода от лицензирования деятельности в сфере обеспечения пожарной безопасности к созданию саморегулируемых организаций в рассматриваемой области. Практическая реализация названного мероприятия, несомненно, даст исключительно положительные результаты: если на сегодняшний день МЧС России осуществляет контроль за каждой организацией, получившей у него лицензию, то после создания саморегулируемых организаций будет проверять выборочно не более 10% их членов, что существенно упростит деятельность как самих органов государственного пожарного надзора, та и предпринимателей.

Объектом диссертационного исследования являются правоотношения, возникающие в связи с осуществлением органами государственного пожарного надзора своих полномочий.

Предметом диссертационного исследования выступают правовые нормы административного законодательства, закрепляющие правовой статус органов государственного пожарного надзора.

Степень научной разработанности исследования.

Настоящее комплексное теоретическое исследование особенностей административно-правового статуса органов государственного пожарного надзора является одним из первых. Отдельные аспекты деятельности государственного пожарного надзора ранее уже рассматривались в работах 1 2

Н.В. Катуковой , С.А. Шатова, однако, данное диссертационное исследование посвящено непосредственному изучению целей и задач, функций, компетенций органов государственного пожарного надзора и их особенностей, отличающих данные органы от иных органов безопасности.

Катукова Н.В. Административно-правовые основы организации Государственного пожарного надзора в Российской Федерации. Дисс. . канд.юрид.наук. М., 2006.

При рассмотрении понятийного аппарата, структуры правового статуса государственного органа, при выработке системы принципов деятельности органов государственного пожарного надзора использовались фундаментальные положения науки теории государства и права, среди которых можно выделить труды известных российских ученых-теоретиков: С.С. Алексеева, М.И. Байтина, A.B. Малько, Н.И. Матузова, A.B. Мицкевича, Ю.А. Тихомирова, С.Е. Фролова и др.

Для изучения вопросов обеспечения пожарной безопасности, ее технической составляющей в деятельности органов государственного пожарного надзора использовались труды специалистов в технических областях: Д.А. Бесперстова, Г.Н. Кирилова, В.И. Козлачкова, B.C. Родина и др.

Труды названных ученых подготовили основу для комплексного монографического исследования административно-правового статуса органов государственного пожарного надзора, осуществленного впервые.

Научная задача, решенная в диссертации, заключается в определении особенностей правового статуса органов государственного пожарного надзора; выявлении правовых и научных проблем, возникающих в процессе обеспечения пожарной безопасности; определении путей решения выявленных проблем.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель настоящей диссертации состоит в комплексном исследовании особенностей административно-правового статуса органов государственного пожарного надзора как составной части МЧС России, теоретических и практических основ обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.

Достижение указанной цели обеспечивается решением ряда взаимосвязанных задач:

— рассмотреть теоретико-правовые основы функционирования органов государственного пожарного надзора;

— изучить основные этапы исторического развития государственного пожарного надзора в России;

— уяснить место и роль органов государственного пожарного надзора в системе органов исполнительной власти;

— исследовать особенности административно-правового статуса органов государственного пожарного надзора;

— разработать систему принципов деятельности органов государственного пожарного надзора;

— установить особенности осуществления органами государственного пожарного надзора разрешительных функций;

— проанализировать роль органов государственного пожарного надзора в обеспечении пожарной безопасности;

— исследовать специфику и проблемы реализации надзорной деятельности органами государственного пожарного надзора; проанализировать правоприменительную практику органов государственного пожарного надзора по обеспечению пожарной безопасности;

— сформулировать конкретные предложения по устранению пробелов и недостатков действующего административного законодательства в части регулирования деятельности органов государственного пожарного надзора.

Методологическая основа диссертационного исследования. При подготовке настоящей диссертации были применены общенаучные и частнонаучные методы познания: аналитический, системный анализ, диалектический, исторический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, статистический, формально-юридический.

В частности, диалектический метод позволил комплексно исследовать общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения пожарной безопасности. Метод системного анализа дал возможность рассмотреть особенности правового статуса государственных органов, в том числе органов государственного пожарного надзора. С помощью исторического метода изучались процессы возникновения и становления государственного пожарного надзора в России в дореволюционный и советский периоды. С помощью статистического метода были проанализированы основные показатели деятельности органов государственного пожарного надзора. Формально-юридический метод позволил определить понятийный аппарат, выявить особенности рассматриваемых категорий, провести их классификацию, исследовать содержание правовых предписаний. С помощью структурно-функционального метода были определены место и роль органов государственного пожарного надзора в системе органов исполнительной власти Российской Федерации.

Используемые в диссертации методы не исключают возможности в отдельных случаях простого изложения фактов с целью придания соответствующей аргументации необходимой доказательственной силы.

Нормативно-правовая база исследования представлена Конституцией Российской Федерации, Кодексом РФ об административных правонарушениях и иными кодифицированными актами, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами. Немаловажная роль отведена изучению подзаконных нормативных актов, регулирующих деятельность органов государственного пожарного надзора.

Теоретическая и эмпирическая . основа исследования.

Теоретическую основу исследования составили научные труды в области административного права, теории права, относящиеся к рассматриваемой теме, публикации в периодической печати.

В качестве эмпирического материала использовались материалы научно-практических конференций, а также информация, содержащаяся в сети Интернет, в том числе на официальных сайтах государственных органов.

Важное значение, в ходе написания диссертации, придавалось также анализу нормативных актов, статистических данных, материалам правоприменительной практики судебных органов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно является одним из первых проведенных в науке комплексных исследований административно-правового статуса органов государственного пожарного надзора; выделении основных принципов деятельности указанных органов; исследовании актуальных теоретических и практических проблем, возникающих в процессе обеспечения пожарной безопасности. В работе сформулированы обоснованные предложения по совершенствованию положений нормативно-правовых актов, составляющих основу деятельности органов государственного пожарного надзора.

На защиту выносятся следующие положения, являющиеся новыми или содержащие элементы новизны:

1. Разработан авторский понятийно-категориальный аппарат, позволяющий наиболее комплексно осмыслить с научной точки зрения особенности правового статуса органов государственного пожарного надзора. Так, орган государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — это структурный элемент в системе органов Государственной противопожарной службы МЧС России, наделенный властными административно-правовыми полномочиями по осуществлению деятельности, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, принадлежащего им имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий.

Кроме того, сформулированы понятия пожарной безопасности, лицензирования в сфере обеспечения пожарной безопасности, государственного пожарного надзора и др.

2. Выработана и сформулирована система принципов функционирования органов государственного пожарного надзора:

— принцип законности — означающий регламентацию деятельности органов государственного пожарного надзора нормами законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения;

— принцип оперативности — предусматривающий осуществление органами госпожнадзора своей деятельности в кратчайшие и минимальные сроки;

— принцип обратной связи (взаимности) — устанавливающий, что органы государственного пожарного надзора в своей деятельности должны непосредственно сотрудничать с населением и другими государственными органами;

— принцип информационной открытости — предусматривающий отсутствие чрезмерных, необоснованных правовых и практических препятствий для получения полной и достоверной информации о деятельности органов государственного пожарного надзора;

— принцип приоритета интересов государства — выражающийся в том, что деятельность органов государственного пожарного надзора направлена на защиту и обеспечение безопасности государства;

— принцип целесообразности — позволяющий свести к минимуму необоснованные затраты государства на обеспечение пожарной безопасности и значительно повысить ее эффективность;

— принцип эффективности — означающий, что при осуществлении своей деятельности, уполномоченные должностные лица органов государственного пожарного надзора должны исходить из необходимости достижения максимального результата с использованием наименьшего объема применяемых средств;

— принцип аргументированности — подразумевающий полное представление и понимание органами государственного пожарного надзора поставленных целей, задач, направлений и содержания своей деятельности, прогнозирование результатов.

3. Выявлена необходимость полного и всестороннего отражения в соответствующих положениях, а также в нормативно-правовых актах, издаваемых МЧС России, особенностей правового статуса органов государственного пожарного надзора. Закрепление основных целей и задач органов государственного пожарного надзора непосредственно в положениях о них позволит более конкретно определить их правовой статус и специализацию деятельности.

4. Обоснован подход о том, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции являются надзорными органами, проведение контроля в их полномочия не входит. Конечным результатом осуществления пожарного надзора является повышение пожарной безопасности посредством принятия мер по результатам мероприятий по надзору; для органов государственного пожарного надзора свойственно вмешательство в оперативную деятельность проверяемого объекта.

Отмечается, что основной объем практической надзорной деятельности приходится на территориальные отделы (отделения, инспекции) государственного пожарного надзора, входящие в структуру управлений госпожнадзора главных управлений МЧС России по субъектам РФ.

5. Установлено, что лицензирование в области пожарной безопасности занимает одно из важнейших мест в деятельности органов государственного пожарного надзора, однако на сегодняшний день оно утрачивает свое положительное воздействие. В связи с этим сформулировано предложение о переходе от лицензирования к системе саморегулирования в области пожарной безопасности, что в свою очередь повысит уровень противопожарной защиты объектов экономики, упростит процедуру проведения контрольных мероприятий в отношении членов саморегулируемых организаций. Появление саморегулируемых организаций будет способствовать предупреждению фактов появлений коррупции при осуществлении пожарного надзора, а так же будет служить дополнительной защитой малого и среднего бизнеса от излишних административных барьеров.

6. Выявлены основные проблемы, возникающие при осуществлении надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации об обеспечении пожарной безопасности на различных объектах:

— несоответствие Административного регламента, на основании которого органами государственного пожарного надзора осуществляется деятельность по лицензированию, действующему законодательству;

— отсутствие четкого разграничения предмета надзора между органами государственного пожарного надзора МЧС России и иными надзорными органами;

7. В целях совершенствования деятельности органов государственного пожарного надзора при оценке соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности требуется новый подход к оценке пожароопасности объектов с учетом качественных характеристик показателей, влияющих на уровень пожароопасности и безопасность людей. К таким показателям предлагается отнести расчетное время эвакуации людей, пожарную нагрузку, наличие систем контроля и оповещения о начальных признаках пожара и закрепить их в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности.

8. Сформулированы предложения, направленные на совершенствование норм административного законодательства в части правовой регламентации статуса органов государственного пожарного надзора, а также обеспечения пожарной безопасности. В частности, предлагается:

— внести изменения в ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности», закрепив в ней понятие пожарной безопасности как отсутствие опасности для жизни, здоровья и имущества физических и юридических лиц, которое обеспечивается путем проведения специальных мероприятий по предотвращению пожаров, а также выполнения требований, установленных специальными нормативно-правовыми актами;

— привести в соответствие с федеральным законодательством Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности, в частности нормы, определяющие сроки действия лицензий на тот или иной вид деятельности в сфере обеспечения пожарной безопасности;

— в Положении о федеральной противопожарной службе обозначить статус главного государственного инспектора по пожарному надзору, поскольку именно они указаны в качестве субъектов административной юрисдикции, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, составы которых закреплены в ст. 8.32, 11.16 и 20.4 КоАП РФ.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определена актуальностью и новизной рассмотренных в работе вопросов.

Полученные выводы и положения настоящей диссертации вносят определенный вклад в развитие науки административного права и могут быть использованы при написании научной, учебной и учебно-методической литературы, а также при изучении курсов «Административное право», «Административная деятельность правоохранительных органов», «Полицейское право».

Содержащиеся в работе конкретные предложения могут быть востребованы в процессе совершенствования правотворческой деятельности и правоприменительной практики органов государственного пожарного надзора.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре публичного права ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет».

Содержащиеся в настоящей диссертации основные положения получили апробацию в различных формах:

— выступление с докладами на научно-практических конференциях (в том числе и международных): межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Проблемы социально-экономического развития России» (Саратов, 2008 г.); международная научно-практическая конференция «Социально-экономические и правовые проблемы инновационного развития России» (Саратов, 2009); всероссийская научно-практическая конференция «Правонарушения и юридическая ответственность» (Тольятти, 2009 г.); межвузовской научно-практической конференции, проводимой на базе СГСЭУ секция «Соотношение частных и публичных интересов в условиях реформирования законодательства РФ»

Саратов 2009г.); межвузовской научно-практической конференции, проводимой на базе СГСЭУ секция «Проблемы реализации публичных и частных интересов в современном законодательстве» (Саратов, 2010г.); и другие;

— публикация ряда статей, содержащих основные теоретические выводы и положения в журналах, в том числе рекомендованных Высшей аттестационной комиссией, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, сборниках научных трудов;

— проведение занятий по курсу «Административное право», Конституционное право» в ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет».

Материалы данного научного исследования использовались при работе по проекту на тему: «Соотношение частных и публичных интересов в условиях реформирования законодательства Российской Федерации», реализованному в рамках участия в выполнении аналитической ведомственной целевой программы Федерального агентства по образованию «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)».

Структура работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Она попала в «кольцо» огня во время битвы за жилые дома.

В Новочеркасске днем 11 сентября в пожаре сгорела пожарная машина. Она попала в огненный плен во время битвы за жилые дома на улице Селекционной.
Огонь распространялся с большой скоростью и окружил отделение спасателей 28-й пожарной части, у которых закончилась вода. По предварительной информации, сами пожарные спаслись и не пострадали.
В подобную ситуацию также попала машина 7-й пожарной части — их ЗИЛ закипел, двигатель пришлось заглушить, от этого отключились и помпы. Окруженные огнем спасатели попросили о помощи с помощью рации. К ним было отправлено отделение 29-й пожарной части, которое отбило коллег. Были спасены и люди, и техника.
Напомним, крупный ландшафтный пожар произошел в районе улицы Селекционной 11 сентября около 12:00. Загорелась трава около реки Тузлов.
По состоянию на 16:00, на месте ЧП уже работают все пожарные части Новочеркасска, а также пожарные отделения НЭВЗа, электродного и ГРЭС. Ранг пожара увеличен до №3, поэтому принято решение задействовать всю технику из резерва. На службу вызвали всех пожарных, которые были не на смене и отдыхали дома. Местным спасателям помогают пожарные отделения из Аксая, станицы Кривянской, Донского спасательного отряда, поселка Персиановского и из аэропорта «Платов». Также не место происшествия прибыл пожарный поезд, который также задействован.
В пожаре в районе улицы Селекционной в Новочеркасске сгорела пожарная машинаВ пожаре в районе улицы Селекционной в Новочеркасске сгорела пожарная машинаВ пожаре в районе улицы Селекционной в Новочеркасске сгорела пожарная машина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *