Реклама ломбардов

СКАЧАТЬ В PDF — Арбитражная практика по вывеске

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

РЕШЕНИЕ

от 18 мая 2016 г. N ИП-08/6996 по делу N 08-76/2016

ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 13 мая 2016 года

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии <…> — заместитель руководителя;

Члены Комиссии <…> — заместитель начальника отдела;

<…> — ведущий специалист-эксперт,

в присутствии (отсутствии):

— законного представителя ООО «Т» или представителя по доверенности — не явился, извещен;

— представителя МКУ «У» — <…> (Доверенность N 39 от 21 августа 2015 г.),

— представителя «И» — <…> (Доверенность N 1904/ИК от 25 марта 2016 г.),

установила:

Татарстанское УФАС России в ходе осуществления в соответствии с пунктом г) части 2 Положения о государственном надзоре в области рекламы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.12.2012 N 1346 наблюдения за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности обязательных требований, установленных Законом о рекламе, посредством мониторинга размещенных в городе Казани вывесок, в том числе информационных и рекламных, щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта (далее — рекламная конструкция) установлено, что по адресу: г. Казань, ул. Космонавтов, д. 5 размещена вывеска следующего содержания: «Ломбардъ 24 часа», что подтверждается актом фиксации от 01 апреля 2016 года и фотоматериалами, которая имеет признаки нарушения пунктов 3 и 4 части 3 статьи 5 и пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившиеся в распространении рекламы круглосуточных услуг (осуществления круглосуточной деятельности) ломбарда (т.е. 24 часа), путем размещения вышеуказанной вывески.

В связи с указанными обстоятельствами Татарстанским УФАС России было возбуждено настоящее дело (определением о возбуждении дела N 08-76/2016 от 06 апреля 2016 года (исх. N ИП-08/4823 от 06.04.2016 г.)).

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и документах, представленных ответчиком и лицами, участвующими в деле, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

Пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе определено, что объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

Пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе определено, что товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктами 3 и 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения товара в течение определенного срока, о других условиях его приобретения, в том числе в течение определенного времени.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах» ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащее заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.

Таким образом, ломбарды имеют право оказывать услуги ломбардов ежедневно с 8 до 20 часов. Оказание данных услуг 24 часа (т.е. круглосуточно) не допускается.

Следовательно, круглосуточная деятельность ломбардов, а равно информирование и рекламирование оказание данной услуги (осуществление данной деятельности) не соответствует действующему законодательству, и может ввести в заблуждение потребителей о законности круглосуточной деятельности ломбардов и причинить убытки тем лицам, которые оказывают, а равно информируют и рекламируют услуги ломбардов в соответствии с действующим законодательством.

Как было указано ранее, в ходе выездного мониторинга соблюдения законодательства о рекламе на территории г. Казани Республики Татарстан Управлением 01.04.2016 г. установлены факты размещения по адресу: г. Казань, ул. Космонавтов, д. 5 вывески следующего содержания: «Ломбардъ 24 часа» (выполнено в виде настенной конструкции объемными световыми фигурами с внутренней светодиодной подсветкой: материалы изготовления: металлический каркас, пластик ПВХ, акриловое стекло, самоклеящаяся пленка, светодиодные модули (для внутренней подсветки), надпись «Ломбардъ» из красного цвета, надпись «24 час» из белого цвета на зеленом фоне). Факт размещения указанной вывески подтверждается актом фиксации от 01.04.2016 г.

Согласно акту фиксации от 01.04.2016 г. следует, что 01 апреля 2016 года в 15 часов 25 минут был осуществлен выезд по адресу г. Казань, ул. Космонавтов, д. 5, в ходе которого комиссией была осуществлена фотофиксация вывески «Ломбардъ 24 часа», расположенной на козырьке переоборудованного помещения 1 этажа многоквартирного дома по данному адресу.

Исходя из анализа содержания указанной вывески установлено, что информация содержащееся в ней направлена на привлечение внимания потребителей и жителей города Казани о том, что в указанном месте осуществляется круглосуточная деятельность ломбарда.

Размещение вышеуказанной вывески со следующим содержанием: «Ломбардъ 24 часа», в данном случае не может рассматриваться в качестве сведений, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, так как размещенная в месте нахождения лица, оказывающего услуги ломбарда 24 часа или в месте оказания данным лицом этих услуг вывески со следующим содержанием: «Ломбардъ 24 часа», не содержит наименования данного лица, профиля деятельности и режима работы, соответствующего действующему законодательству о ломбардах, следовательно, не служит целям идентификации данного лица, а служит целям привлечения внимания потребителей (граждан) об осуществлении в указанном месте круглосуточной (т.е. 24 часа) деятельности ломбарда, которая не соответствует действующему законодательству, и выделяется среди аналогичных (однородных) деятельностей ломбардов, осуществляющих деятельность не 24 часа (т.е. не круглосуточно).

С учетом изложенного, а также с учетом правовых позиций ФАС России, изложенных в письмах N АК/6745 от 15.03.2010 г., N АК/47658/13 от 28.11.2013 г. о том, что если целевым назначением вывески не является информирование о наименовании организации, виде ее деятельности и о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании) и направлена на выделение конкретного товара (в данном случае круглосуточных услуг ломбарда (т.е. 24 часа)) среди аналогичных (однородных) товаров (в данном случае услуг ломбардов, оказываемых не круглосуточно), размещенная по адресу: г. Казань, ул. Космонавтов, д. 5 вывески следующего содержания: «Ломбардъ 24 часа» квалифицируется как реклама, направленная на привлечение внимания потребителей (граждан) к круглосуточным услугам ломбардов, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке среди аналогичных (однородных) услуг, оказываемых не круглосуточно.

Пункты 3 и 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе не допускают распространения недостоверной рекламы, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара, гарантийных обязательствах, ассортименте и комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока, стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Пункт 1 статьи 7 Закона о рекламе не допускает рекламу товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

ООО «Т» запрашиваемые документы и материалы не представлено, равно как не представлено письменные объяснения и позиция общества. Данные обстоятельства не препятствует Комиссии для рассмотрения настоящего дела. Материалы дела N 08-76/2016 содержат достаточное количество доказательств, для установления всех обстоятельств дела.

В соответствии с частью ч. 1 ст. 2 Закона о ломбардах ломбардом является юридическое лицо — специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

В соответствии с частью ч. 1.1 ст. 2 Закона о ломбардах, ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Частью 2 ст. 2 Закона о ломбардах установлено, что ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах» установлено, что ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащее заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.

Согласно ст. 4 Закона о потребительском кредите (займе) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

С 1 июля 2014 года ломбард имеет право предоставлять потребительские займы в соответствии с законом о потребительском займе (кредите).

Вместе с тем, частью 4 статьи 2 Закона о ломбардах, установлено, что ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме:

— предоставления краткосрочных займов гражданам;

— хранения вещей;

— оказания консультационных и информационных услуг.

Согласно части 1 статьи 7 Закона о ломбардах по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) — заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

Согласно части 2 указанной статьи договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.

В силу части 4 указанной статьи договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде. Залоговый билет является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 8 статьи 7 Закона о ломбардах установлено, что договор займа, заключенный с нарушением требований к его форме, установленных, в том числе частью 4 настоящей статьи, может быть признан недействительным по иску одной из сторон.

Таким образом, ломбарды вправе выдавать займы только по правилам, определенным статьей 7 Закона о ломбардах, и должны оформляться залоговым билетом. То есть выдача ломбардом займа возможна при условии, что заемщик обеспечивает возврат заемных средств залогом принадлежащей ему вещи, передаваемый ломбарду. Данная деятельность возможна в период с 8 до 20 часов, как это установлено частью 3 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах», так как возможность принимать ломбардом в залог вещи под обеспечение обязательств возврата заемщиком денежных средств ограничен указанным промежутком времени. Возможность выдачи ломбардами займов по иным правилам и формам запрещена и может быть признано недействительным.

Ломбард не праве выдавать займы, оформляемые не залоговым билетом, как это установлено статьей 7 Закона о ломбардах.

При этом, Комиссия отмечает, что круглосуточная деятельность ломбарда также не возможна при выполнении отдельных операции по продлению договора займа, возврата имущества из хранения и т.п., так как указанные операции входят в состав деятельности по предоставлению займа и хранению вещей, осуществление которых круглосуточно ломбардам запрещено.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что реклама круглосуточных услуг (осуществления круглосуточной деятельности) ломбарда (т.е. 24 часа), распространяемая путем размещения по адресу: Казань, ул. Космонавтов, д. 5 вывески «Ломбардъ 24 часа» направлена на рекламирование услуг оказываемых ООО «Т» по выдаче займа и хранению вещей, осуществление которых круглосуточно запрещена законом о ломбардах. В связи, с чем указанная реклама в виде размещенной вывески «Ломбард ъ 24 часа» не соответствует требованиям пунктов 3 и 4 части 3 статьи 5 и пункта 1 статьи 7 Закона о рекламе, в части не соответствия действительности и запрещенные законодательством Российской Федерации о ломбардах условий возможности оказаний услуг (осуществления деятельности) ломбардов круглосуточно (т.е. 24 часа).

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктами 3 и 4 части 3 статьи 5 и пунктом 1 статьи 7 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе статьей 7 Закона о рекламе.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что выданное МКУ «У» для ООО «Т» разрешение на установку вывески с содержанием: «Ломбардъ 24 часа», размещенная по адресу: г. Казань, ул. Космонавтов, д. 5 (разрешение (согласования) от 04.06.2015 г. N 1135/и) противоречит законодательству Российской Федерации о рекламе, так как способствует распространению рекламы круглосуточных услуг ломбарда, не соответствующих пунктам 3 и 4 части 3 статьи 5 и пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» предписание об отмене или изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления выдается на основании решения антимонопольного органа о противоречии такого акта законодательству Российской Федерации о рекламе.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдать ООО «Т» предписание об устранении нарушения Закона о рекламе, выдать Исполнительному комитету г. Казани в лице МКУ «У» предписание об отмене выданного им ООО «Т» разрешения на установку вывески с содержанием: «Ломбардъ 24 часа», размещенная по адресу: г. Казань, ул. Космонавтов, д. 5 (разрешение (согласования) от 04.06.2015 г. N 1135/и).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 и частью 2 статьи 33, частью 1, 2, 3, 4, 6 и 7 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 — 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

Признать ненадлежащей рекламу ООО «Т» (<…>; ИНН <…>) круглосуточной деятельности ломбарда, путем размещения по адресу: г. Казань, ул. Космонавтов, д. 5 вывески «Ломбардъ 24 часа», поскольку в ней нарушены требования пунктов 3 и 4 части 3 статьи 5, пункта 1 части 7 Федерального закона «О рекламе», части не соответствия действительности и запрещенные законодательством Российской Федерации о ломбардах условий возможности оказаний услуг (осуществления деятельности) ломбардов круглосуточно (т.е. 24 часа).

Признать разрешение (согласование) от 04.06.2015 г. N 1135/и на установку по адресу: г. Казань, ул. Космонавтов, д. 5 вывески «Ломбардъ 24 часа», выданное Исполнительным комитетом г. Казани в лице МКУ «У», противоречащей Федеральному закону от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе», так как способствуют распространению рекламы круглосуточных услуг ломбарда, не соответствующих пунктам 3 и 4 части 3 статьи 5 и пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе».

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Т» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Экспертиза рекламы финансовых услуг (текста, аудио-, видеоматериала) на предмет соответствия требованиям законодательства о рекламе и требованиям Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Наши эксперты осуществляют правовой анализ рекламы лизинга, факторинга, займов, займов под залог недвижимости, услуг ломбарда, микрофинансовызх организаций, кредитных потребительских кооперативов, платежных систем и переводов денежных средств, помощи в получении кредита и выборе страховых продуктов, продажи товаров и услуг в кредит и др.

После проведенного анализа мы подготавливаем заключение с практическими рекомендациями.

Стоимость услуги от 5000 р. в зависимости от объема исследуемого материала.

Реклама финансовых услуг

Реклама прочно стала неотъемлемой частью нашей жизни. Это непременный атрибут рыночной экономики, призванный развивать конкуренцию на рынке товаров, работ, услуг.

Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Участники финансового рынка, как любые предприниматели, на каком-то этапе осуществления своей деятельности начинают задумываться о рекламе своих услуг. Кто-то выбирает для этого Интернет и социальные сети, кто то средства массовой информации (телевидение, радио и т.п.), а кто-то ограничивается созданием рекламного плаката с описанием своих услуг в газете, журнале или в общественном транспорте.

Независимо от того, какой способ рекламы выберет некредитная финансовая организация она в любом случае обязана соблюдать специальные требования рекламы финансовых услуг. Эти требования установлены статьей 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе». Статья 28 называется «Реклама финансовых услуг и финансовой деятельности», при этом конкретного определения «финансовой услуги» и «финансовой деятельности» рассматриваемый закон не содержит в отличие от других нормативных актов. Так, например, в Федеральном законе от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под термином «финансовая услуга» понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» содержится следующее определение финансовой услуги – это услуга, оказываемая физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Следует отметить, что указанные нормативные определения «финансовой услуги» не совпадают. Например, согласно первому определению под определение финансовой услуги подпадает лизинг, тогда как лизинговые компании не относятся к некредитным финансовым организациям, так как не указаны в статье 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Второе определение, сформулировано Пленумом Верховного Суда на основании Закона от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей». Таким образом, специальное определение финансовой услуги в законе о рекламе отсутствует.

Но вернемся к содержанию статьи 28 закона о рекламе, при отсутствии определения финансовых услуг рассматриваемая статья предусматривает специальные требования к рекламе отдельных видов финансовых услуг:

  • реклама банковских услуг,
  • реклама страховых услуг,
  • реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, так называемая реклама займа,
  • реклама услуг, связанных с осуществлением управления, включая доверительное управление, активами (в том числе ценными бумагами, инвестиционными резервами акционерных инвестиционных фондов, паевыми инвестиционными фондами, пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов, средствами пенсионных накоплений, ипотечным покрытием, накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих),
  • реклама, побуждающая к заключению сделок с форекс-дилерами,
  • реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Однако следует отметить, что кроме специальных требований к рекламе финансовых услуг предъявляются и общие требования в зависимости от способа распространения рекламы финансовых услуг, которые установлены статьями 14-20 Закона о рекламе.

За нарушения законодательства о рекламе установлена административная ответственность статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя и (если имеется) отчество). Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна:

  • содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора;
  • умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

5.5. Реклама основанных на риске игр, пари

Впервые нормы закона о правовом регулировании рекламы основанных на риске игр и пари вступили в силу в январе 2006 г. с принятием поправок к Закону о рекламе. Необходимость включения ограничений в закон возникла в связи с широким распространением в России игровых автоматов, клубов, букмекерских контор, казино и других подобных заведений. Негативное отношение законодателя и российской общественности к чрезмерному увлечению населения азартными играми выразилось в жестких ограничениях рекламы соответствующих услуг.

По своей структуре требования закона включают:

• требования к содержанию рекламы (запрещающие и обязывающие);

• требования к средствам распространения рекламы.

По содержанию реклама основанных на риске игр, пари не должна:

• обращаться к несовершеннолетним;

• создавать впечатление, что участие в основанных на риске играх, пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию;

• содержать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска;

• содержать свидетельства о получении выигрышей лицами, которые признаны выигравшими в соответствии с условиями основанных на риске игр, пари, но выигрыши не получили;

• содержать утверждения о том, что участие в основанных на риске играх, пари имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха;

• осуждать неучастие в основанных на риске играх, пари;

• создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано;

• использовать образы людей и животных.

Рекламодатели обязаны включить в рекламу следующую информацию:

• указание на сроки проведения основанных на риске игр, пари;

• источник информации об организаторе основанных на риске игр, пари, о правилах их проведения, о призовом фонде таких игр, пари, о количестве призов или выигрышей, о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.

Разрешенными средствами распространения рекламы основанных на риске игр, пари являются только:

• теле– и радиопрограммы с 22 до 7 часов местного времени;

• здания, строения, сооружения, в которых проводятся такие игры, пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалы, аэропорты, станции метрополитена и другие подобные объекты);

• периодические печатные издания, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также периодические печатные издания, предназначенные для работников игорных заведений и/или лиц, участвующих в таких играх, пари.

Все перечисленные выше требования касаются не только рекламы самих услуг по проведению игр, пари, но и рекламы организаторов таких игр, пари (игорные заведения, в том числе казино, залы игровых автоматов), а также рекламы иных мест проведения основанных на риске игр, пари.

Единственное специальное правило, точнее исключение из перечисленных ограничений, установлено для рекламы лотерей, в том числе стимулирующих. В такой рекламе можно использовать образы людей и животных. Кроме того, в законе нет ограничений на средства распространения рекламы лотерей.

Экспертный совет по применению законодательства о рекламе 16 февраля 2006 г. рассмотрел случай нарушения новых требований закона в рекламе культурно-развлекательного центра «К». Совет отметил, что в наружной рекламе культурно-развлекательного центра наряду с информацией о ресторане и ночном клубе содержатся указания на соотношение определенных дат и денежных сумм (100 000 рублей, 10 000 у.е.) или даты и автомобиля, и указал, что содержание рекламы и ее оформление указывают на проведение в центре «К» азартных игр. С учетом этого совет рекомендовал ФАС возбудить дело по факту распространения данной рекламы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *