Регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом

УДК 343.2/.7 DOI: 10.24420/KUI.2019.81.41.007

Т.В. Пинкевич, О.А. Зубалова

РЕГИСТРАЦИИ НЕЗАКОННыХ СДЕЛОК С НЕДВИжИМыМ ИМУщЕСТВОМ:

проблемы правоприменения

REGISTRATION OF ILLEGAL REAL ESTATE TRANSACTIONS: CHALLENGES IN LAW ENFORCEMENT

Введение: статья посвящена рассмотрению проблем, связанных с повышением эффективности уголовно-правовых мер борьбы с преступлениями, предусмотренными ст. 170 Уголовного кодекса РФ (Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом).

Материалы и методы: материалами исследования послужили законодательная база, регламентирующая порядок регистрации недвижимого имущества, данные судебной практики, статистические показатели зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ, за период с 2007 по 2017 гг. В качестве методологического инструментария выступили эмпирический и лингвистический методы познания, научно-аналитический подход, а также специально-юридические методы: формально-юридический и сравнительно-правовой.

Результаты исследования: исследование позволило прийти к выводу о неэффективности судеб-но-следственной практики в сфере регистрации незаконных сделок с недвижимым имуществом. Одной из причин снижения количества зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 170 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), и количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности, следует считать изменение законодательства, регламентирующего порядок регистрации недвижимого имущества. Указанные обстоятельства свидетельствуют о недостаточно продуманном научном подходе к регламентации уголовной ответственности за регистрацию незаконных сделок с недвижимым имуществом.

Обсуждение и заключения: в настоящее время доктринально обоснованные предложения по совершенствованию дифференциации уголовной ответственности исследуемой уголовно-правовой нормы приобретают особое значение. В связи с этим предложено внести изменения в название ст. 170 УК РФ и ее диспозицию, а также дополнить названную норму квалифицирующими признаками. Кроме того, считаем целесообразным дополнить ст. 199.5 УК РФ «Занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Ключевые слова: недвижимое имущество, регистрация, сделка, дифференциация, эффективность, норма, уголовное право, искажение, кадастровый учет, реестр.

Введение

Реализация государственной стратегии обеспечения криминологической безопасности в России невозможна без продуманной концепции уголовной политики, целью которой выступает «достижение состояния безопасности личности, общества, государства от криминологических угроз» . Правоохранительная деятельность, посредством которой применяется уголовный закон, в этом случае является средством достижения указанной цели. В свою очередь, удержание граждан от совершения преступлений под угрозой наказания является общепревентивной целью уголовного закона. Специальная же превенция «адресована к определенному числу граждан, которые уже совершили общественно-опасные деяния» . Она получила свое выражение в неотвратимости наказания.

Достижение поставленных целей зависит от множества факторов, одним из которых является эффективность уголовно-правовых норм. При этом критериями эффективности должны стать стабильность и результативность изменений норм уголовного законодательства, анализ проблем и ошибок квалификации, изучение объема и динамики судебных ошибок как при квалификации, так и в карательной практике. Особое значение здесь приобретает мониторинг эффективности уголовного закона, проведение которого позволит, во-первых, исследовать все критерии его эффективности, на основе полученных данных создать работающий механизм и обеспечить его соответствие государ-

ственной уголовно-правовой политике. Во-вторых, выявить эффективность уголовно-правового воздействия на преступления, которая зависит, прежде всего, от того, насколько правильно сформулирована уголовно-правовая норма.

Обзор литературы Следует признать, что проблемам правотворчества уделяется много внимания, особенно законодательной технике, в том числе и уголовного закона , так как «оптимальность и логичность правовой конструкции правовой нормы свидетельствует о том, что уголовно-правовая норма сформулирована по правилам законодательной техники» .

Случаи нарушения правил законодательной техники при построении уголовно-правовой нормы, во-первых, не в полной мере позволяют раскрыть сущность общественно опасного деяния; во-вторых, могут привести к недостаткам в стиле изложения уголовно-правовых предписаний, вследствие чего у правоприменителя возникнут проблемы при квалификации преступлений; в-третьих, приводят к пробельности уголовного законодательства и снижают вероятность соответствия таких норм задачам уголовного закона.

Материалы и методы Использование законодательной базы, регламентирующей порядок регистрации недвижимого имущества, материалов судебной практики, статистических данных, эмпирического и лингвистического методов познания, а также специально-юридических методов: формально-юридического и

сравнительно-правового — позволило всесторонне изучить проблему. Так, например, анализ статистических данных за период с 2007 по 2017 гг. о количестве зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ (Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом), и количестве лиц, привлеченных к уголовной ответственности по названной норме, демонстрирует негативную динамику этого вида преступлений, что, в свою очередь, свидетельствует о неэффективной судебно-следственной практике.

Результаты исследования

Для повышения эффективности уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за регистрацию незаконных сделок с недвижимым имуществом, считаем необходимым внесение ряда изменений в действующее уголовное законодательство.

Известно, что в 2015 году в диспозицию ст. 170 УК РФ (Регистрация незаконных сделок с землей) были внесены существенные изменения1, причиной которых послужили кардинальные нововведения в законодательства иных отраслей права в части защиты недвижимого имущества и реформирования регистрационного законодательства России.

В соответствии с обновленной нормой ответственность по ст. 170 УК РФ может наступить за регистрацию «заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения» .

Однако законодатель не учел изменений, которые на тот момент были уже внесены в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», установивший основы регистрации недвижимого имущества2. Так, согласно этим изменениям, Единый государственный реестр недвижимости объединяет систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и систему учета объектов недвижимости (государственный кадастровый учет) в одну общую базу. Это дает основание коренным образом изменить как название, так и диспозицию ст. 170 УК РФ и изложить ее в следующей редакции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Ст. 170 УК РФ. Искажение сведений Единого государственного реестра недвижимости

Внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним заведомо искаженных сведений об объектах недвижимости, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, — …».

Предлагаем в самостоятельную уголовно-правовую норму выделить такой состав преступления, как занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, и изложить ее в следующей редакции:

«Ст. 199.5 УК РФ. Занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости

1. Незаконное занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности лицом с использованием своего служебного положения, — .

2. Те же действия, причинившие крупный ущерб, — . «.

Вместе с тем дифференциация уголовной ответственности за регистрацию незаконных сделок с недвижимым имуществом, на взгляд авторов статьи, выглядит недостаточно продуманной. Несмотря на то, что в доктринальных источниках уголовного права неоднократно вносились предложения о дополнении ст. 170 УК РФ квалифицирующими и особо квалифицирующими признаками, к практическому воплощению научных рекомендаций законодатель так и не приступил. Так, А.В. Пу-тилин считает ошибкой законодателя отсутствие квалифицирующих обстоятельств в данном составе преступления и предлагает дополнить норму квалифицирующим признаком «совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (специальных субъектов — должностных лиц) и организованной группой» . Такого же мнения придерживаются Н.Н. Алексеенко, Р.В. Хомутов и А.А. Гостев . По мнению Н.Н. Алексеенко, отсутствие уголовной ответственности за групповое совершение противоправного деяния является пробелом состава преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, поскольку объективно незаконная регистрация земли (ныне объектов недвижимости) не может быть реализована одним лицом .

Более того, авторами исследований был предложен еще ряд квалифицирующих признаков с целью оптимизации уголовной ответственности за посягательства на недвижимое имущество (землю), в их числе было предложено дополнить ст. 170 УК РФ следующими квалифицирующими и особо квалифицирующими признаками:

— причинение крупного и особо крупного ущерба гражданам, организациям или государству ;

— с применением насилия или угрозы его применения ;

— повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства ;

— тяжкие последствия .

Действительно, норма, предусматривающая

ответственность за регистрацию незаконных сделок с недвижимым имуществом, не содержит квалифицирующих признаков, что, верно, является упущением законодателя, поскольку квалифицирующий признак по сравнению с основным составом преступления всегда существенно повышает степень его общественной опасности. Поэтому, учитывая мнение ряда авторов о дополнении ст. 170 УК РФ квалифицирующими признаками и результаты проведенного нами исследования в этой сфере, считаем необходимым предусмотреть ряд квалифицирующих признаков и дополнить ст. 170 УК РФ частью 2 следующего содержания: «Те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору». Это позволит при квалификации установить его совершение двумя и более субъектами. В случае совершения названного преступления одним лицом, даже при наличии предварительного сговора между субъектами, названный квалифицирующий признак (группа лиц по предварительному сговору) отсутствует. Показательным в этом отношении является решение Пленума Верховного Суда РФ1.

Вместе с тем для рассмотрения квалифицирующего признака состава исследуемого преступления требуются некоторые дополнительные пояснения. Так, например, между участвующими в группе лицами может быть осуществлено распределение ролей. В то же время каждый из них непосредственно выполняет объективную сторону регистрации незаконных сделок с недвижимым имуществом, что существенно повышает об-

щественную опасность преступления и является основанием ужесточения ответственности всех участников этого преступления. Схема может быть абсолютно простой, но следует учитывать, что исполнителями этого деяния могут быть только должностные лица.

Так, например, до процедуры внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним документы проходят несколько проверок:

«а) прием и регистрацию заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

б) правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки);

в) внесение сведений в ЕГРН, удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав;

г) выдачу (направление) документов по резуль-

» 2

татам предоставления государственной услуги»2.

В связи с этим при квалификации исследуемого преступления следует, прежде всего, выяснить, могли ли «документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав»3, содержать в себе ненадлежащую информацию и соответствовали ли они требованиям, установленным российским законодательством.

В ходе правовой экспертизы представленных документов для регистрации объектов и прав недвижимости (ст. 230-253 Административного регламента) государственный регистратор принимает решение о возможности регистрации, отказе в регистрации, прекращении государственной регистрации и иных случаях, прописанных в законе, поэтому практически в одиночку совершать такие преступления сложно. Таким образом, как правило, деяния, предусмотренные ст. 170 УК РФ, совершаются двумя и более лицами, обладающими соответствующими полномочиями, поскольку необходимы совместные действия нескольких должностных лиц.

Отмеченное обстоятельство предопределяет постановку вопроса, соответствует ли рассматриваемый квалифицированный состав правилам

1 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 4. С. 9; Определение Военной коллегии № 3-066/99 по делу Ерофеева и Аношкина. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 1999 года по уголовным делам // БВС РФ. 2000. № 5. С. 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конструирования квалифицированных составов преступлений.

По мнению ряда авторов, значительное повышение уровня общественной опасности деяния по сравнению с тем, который является основным составом преступления и закреплен в уголовном законодательстве, дает возможность «конструировать его разновидность в уголовном законе» . При этом, как утверждают Л.Л. Кругликов и О.Е. Спиридонова, преступное поведение должно быть «типичным, то есть характерным для отражаемого в квалифицированном составе вида преступления» .

Соблюдение этих правил при конструировании квалифицированных составов ст. 170 УК РФ не вызывает, на наш взгляд, каких-либо сомнений. Сложно отрицать, что участие в совершении преступления группой лиц по предварительному сговору существенно повышает уровень его общественной опасности. Уже по этой причине очевидно, что общественно опасное воздействие на объект уголовно-правовой охраны группой лиц обладает повышенной степенью общественной опасности по сравнению с аналогичным деянием, совершенным одним субъектом.

Совершение преступления организованной группой предлагается предусмотреть в качестве еще одного квалифицирующего признака исследуемого состава преступления. Мы не углубляемся в научный анализ данной формы соучастия, поскольку в научной юридической литературе этот признак достаточно полно освещен.

Следующий квалифицирующий признак, который также предлагаем законодательно закрепить в

ч. 3 ст. 170 УК РФ, — «деяния, повлекшие тяжкие последствия». Известно, что понятие «тяжкие последствия» на законодательном уровне не закреплено, легальное толкование отсутствует, а доктри-нальные его исследования не привели к единству взглядов. В то же время следует присоединиться к мнению ряда авторов, что тяжкие последствия являются оценочной категорией и определяются исходя из конкретных фактов и обстоятельств . Как правило, тяжкие последствия рассматривают как оценочный признак, поэтому при квалификации преступлений и в ходе судебного следствия необходимо исследовать всесторонне все обстоятельства, которые хоть как-то влияют на вывод о наличии или отсутствии указанных последствий. Искажение сведений Единого государственного реестра недвижимости может привести к нарушению прав и причинению ущерба правообладателям, принятие ошибочных решений при экспертизе документов, переданных для внесения сведений в Единый государственный реестр, — к нарушению прав на недвижимое имущество, что может повлечь юридические последствия, в том числе отчуждение недвижимости в ходе рейдерских захватов и пр.

Обсуждение и заключения В заключение следует отметить, что предложения по совершенствованию ст. 170 УК РФ и дополнению УК РФ ст. 199.5 являются итогом проведения исследования уголовно-правовой нормы, законодательной базы, регламентирующей порядок регистрации объектов недвижимости и осуществления с ними разного вида сделок, и, конечно же, исследования проблемных вопросов квалификации.

список литературы

3. Баранов В.М. Эссе главного редактора // Юридическая техника: Ежегодник. 2007. № 1. С. 5.

4. Куринов Б.А. Повышение роли уголовного закона в предупреждении преступлений // Вестник МГУ. Серия «Право». 1974. Вып. 5. С. 12.

5. Кругликов Л.Л. , Василевский А.В. Дифференциация ответственности в уголовном праве. СПб., 2002. С. 182.

3. Baranov V.M. Esse glavnogo redaktora // YUridicheskaya tekhnika: Ezhegodnik. 2007. № 1. S. 5.

5. Kruglikov L.L. , Vasilevskij A.V. Differenciaciya otvetstvennosti v ugolovnom prave. SPb., 2002. S. 182.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об авторах: Пинкевич Татьяна Валентиновна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России e-mail: pinkevich@yandex.ru

Зубалова Оксана Александровна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России e-mail: zubalova.ok@yandex.ru © Пинкевич Т.В., 2019. © Зубалова О.А., 2019.

Статья получена: 14.03.2019. Статья принята к публикации: 04.06.2019. Статья опубликована онлайн: 20.06.2019.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The authors have read and approved the final manuscript.

Заявленный вклад авторов

Зубалова Оксана Александровна — сбор и анализ законодательного, научного, эмпирического материала и судебной практики, их обобщение, проведение критического анализа материалов и формирование выводов и практических рекомендаций; подготовка первоначального варианта текста, оформление статьи по установленным требованиям; разработка концептуальных подходов исследования.

Пинкевич Татьяна Валентиновна — определение объекта и методов, формулирование общей идеи исследования, анализ научной литературы по проблеме исследования, результатов и выводов исследования, их уточнение и дополнение, корректировка общей идеи научной работы, формулировка теоретических выводов и разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства, научная редакция текста.

СТ 170 УК РФ.

Регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 170 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления характеризуется следующими альтернативными действиями: а) регистрацией заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом; б) умышленным искажением сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) занижением кадастровой стоимости объектов недвижимости.

2. Незаконной является сделка, совершенная в нарушение положений ГК РФ и требований иного законодательства (например, сделки с землями, которые на основании закона исключены из оборота или ограничены в обороте, если в результате сделки происходит нарушение установленных ограничений).

3. Государственный кадастр недвижимости, являясь государственным информационным ресурсом, представляет собой систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях Росреестром.

Искажение учетных данных государственного кадастра недвижимости выражается в создании фальсифицированных учетных данных при помощи ложных записей или частичных подделок. Фальсифицированными могут быть, например, следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок и т.д.); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование; описание местоположения границ земельного участка и т.д.

Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях.

Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела правоустанавливающих документов, открываемые на каждый объект недвижимости, и книги учета документов, содержащие данные о принятых на регистрацию документах.

4. Занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости — это внесение в государственный кадастр недвижимости заведомо ложных сведений, касающихся кадастровой стоимости объектов недвижимости.

5. Субъектом этого преступления может быть только должностное лицо, например, налогового органа, Росреестра.

Второй комментарий к Ст. 170 УК РФ

1. Статья объединяет три самостоятельных преступления, все они касаются недвижимости:

1) регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом;

2) умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

3) занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

2. В ст. 130 ГК определено: к недвижимым вещам относятся: земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства; подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания; иное имущество.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 1331 и 164 ГК, а также возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (ст. 1 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее — ФЗ от 13.07.2015).

4. Объективная сторона первого преступления состоит в регистрации заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом.

Сделки являются незаконными, если противоречат действующему гражданскому и (или) иному, например, земельному законодательству.

5. Предметом второго преступления, предусмотренного ст. 170 УК, выступают сведения:

1) государственного кадастра недвижимости и (или)

2) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

6. Преступление посягает на учет недвижимого имущества, в том числе — на кадастровый учет.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, подтверждающих существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или прекращение его существования, а также иных предусмотренных законом сведений об объектах недвижимости (ст. 1 ФЗ от 13.07.2015).

7. Объективная сторона искажения сведений кадастров и (или) реестров представляет собой внесение в документы Государственного кадастра недвижимости ложных записей или частичную подделку истинных учетных данных, которая может выражаться в подчистках, дописках, вытравливании записей и внесении новых и т.п.

8. Составы регистрации заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом и искажения сведений Государственного кадастра недвижимости — частные случаи служебного подлога. Статьи 170 и 292 УК конкурируют здесь как специальная и общая нормы. По правилам квалификации должна применяться специальная норма, т.е. ст. 170 УК.

9. Предметом третьего преступления, предусмотренного ст. 170 УК, выступает кадастровая стоимость объектов недвижимости, т.е. стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ст. 3 указанного закона).

10. Объективная сторона занижения кадастровой стоимости объектов недвижимости представляет собой незаконное ее уменьшение.

11. Преступление во всех своих проявлениях считается оконченным с момента совершения деяния, указанного в диспозиции статьи.

12. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Обязательным признаком субъективной стороны является корыстная или иная личная заинтересованность.

13. Субъект: должностное лицо, использующее свое служебное положение.

6.7. РЕГИСТРАЦИЯ ЗАВЕДОМО НЕЗАКОННЫХ СДЕЛОК С ЗЕМЛЕЙ: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Яковлева Ольга Викторовна, аспирант, кафедра уголовного права ГУ Высшая школа экономики Контакты автора: blaska@gmail.com

Аннотация. В настоящей статье предпринята попытка выделить проблемы, связанные с определением непосредственного объекта преступления -регистрация незаконных сделок с землей в России. Автор анализирует объект заведомо незаконной регистрации сделок с землей и сложности его определения на практике. В представленной статье также рассматриваются особенности регистрации сделок с землей в России, существенные для правовой оценки земельных правонарушений. Кроме того, в представленной статье автор рассматривает соотношение норм Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающих уголовную ответственность за земельные правонарушения, и корреспондирующих с ними норм гражданского и земельного права. Ключевые слова: земля, правовая охрана, уголовная ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей, преступления в области земельных правоотношений

THE REGISTRATION OF ILLEGAL LAND TRANSACTIONS: ISSUES IN DETERMINING THE OBJECT OF THE CRIME

Yakovleva Olga Viktorovna, Ph.D. student, Chair of Criminal Law, State University, Higher School of Economics

Современное уголовное право подвержено постоянному изменению, связанному с криминализацией и декриминализацией деяний. Указанные процессы привели к установлению уголовной ответственности за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей. Диспозиция соответствующей уголовно-правовой нормы, являясь бланкетной, определяется не уголовным законом, а нормами отраслевого законодательства. Непосредственный объект рассматриваемого преступления обладает комплексным характером, поскольку

регулируется одновременно земельным, гражданским и административным правом. Так, понятие земли и земельных участков дает нам Земельный кодекс РФ, сделок — Гражданский кодекс РФ, а порядок государственной регистрации сделок с землей установлен Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимо е имущество и сделок с ним» (далее — ФЗ № 122)1.

Именно комплексный характер непосредственного объекта такого преступления как регистрация заведомо незаконных сделок с землей обуславливает наличие проблем квалификации данного деяния как преступления. Указанное в совокупности с отсутствием официального толкования признаков объекта и объективной стороны исследуемого деяния, а также сложившейся практики применения создает потребность в исследовании заявленной темы.

Рассматривая объект преступления — регистрация заведомо незаконных сделок с землей, исследователи зачастую не учитывают, что ст. 170 УК РФ устанавливается ответственность за три, по сути, самостоятельные деяния, за:

— регистрацию заведомо незаконных сделок с землей;

— искажение сведений Государственного кадастра недвижимости;

— умышленное занижение размеров платежей за землю.

Так, А.В. Наумов, указывает, что непосредственным объектом преступления ст. 170 УК РФ являются «отношения, связанные с государственной регистрацией сделок с землей»2.

Б.В. Волженкин общественную опасность преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ, видит в «нарушении экономических интересов государства, организаций и граждан как участников законного оборота земельных участков»3.

Более широкую характеристику непосредственного объекта рассматриваемой категории преступлений предлагает Н.А. Лопашенко, определяя его как «принцип запрета заведомо криминальных форм поведения в экономической деятельности»4. По мнению автора, последнее определение является излишне общим и не конкретизирует непосредственный объект для каждого из деяний в соответствии со ст. 170 УК РФ, и скорее может являться определением родового объекта преступлений гл. 22 УК РФ.

В качестве объекта преступлений, предусмотренных ст.170 УК РФ, А.Э. Жалинский выделяет несколько групп социальных ценностей, в частности: «порядок деятельности должностных лиц при регистрации сделок с землей, режим земли как специфический правовой объект, права и интересы физических и юридических лиц в сфере землепользования»5.

1 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

2 См.: Наумов А.В. «Практика применения Уголовного Кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование» под редакцией Резника Г.М. -М. Волтерс Клувер, 2005.- С. 397.

3 См.: Волженкин Б.В. «Преступления в сфере экономической деятельности» (экономические преступления) М. — СПб.: «Издательство «Юридический центр Пресс»» 2002 г. с.- 153

4 См. Лопашенко Н.А. «Преступления в сфере экономики: Авторский комментарий к Уголовному закону (раздел УК РФ) 2006г., Электронная версия .

5 См.: Учебно-практический комментарий к Уголовному Кодексу

Российской Федерации / Отв. Ред. А.Э. Жалинский. М.: Эксмо,

2005. С- 514

Принципиально иной подход к определению объекта преступления, предусмотренного ст.170 УК РФ, используют в своей монографии Б.В. Яцеленко и А.Т. Булавинцев: для каждого из трех деяний указанными авторами сформулирован свой непосредственный объект. Непосредственным объектом преступления в виде регистрации заведомо незаконных сделок с землей является «установленный порядок регистрации сделок с землей (земельными участками), который следует понимать как совокупность последовательно совершаемых в рамках регистрационных отношений действий, направленных на обеспечение признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на земельные участки»6.

Полагаем необходимым поддержать приведенную позицию и не допускать смешения объектов преступных посягательств при квалификации деяний, ответственность за которые установлена ст.170 УК РФ. Такой подход в комплексе с детальным исследованием отраслевого законодательства, позволит понять, какие социальные ценности подвергаются нарушению данными преступлениями; какие дефекты и пробелы имеет уголовно-правовой запрет; где нужно искать причины не эффективности нормы.

Земля для целей ст.170 УК РФ должна пониматься как земельные участки, части земельных участков оборотоспособность которых регулируется земельным законодательством (ст. 6 Земельного кодекса РФ, ст. 129 Гражданского кодекса РФ). При этом государство осуществляет контроль за оборотом земли посредством системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Особенностью российской системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является то, что в определенных законом случаях требуется государственная регистрация непосредственно сделки с недвижимым имуществом и государственная регистрация перехода прав на него. В зарубежных странах подлежит регистрации либо только сделка с недвижимым имуществом либо только переход права на недвижимое имущество.

На указанную специфику российской системы государственной регистрации обращают внимание многие ученые, предметно исследовавшие институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. «Переход прав на недвижимое имущество часто требует двойной регистрации, при которой сначала регистрируется сделка как основание перехода прав на недвижимое имущество, а впоследствии как результат такого действия сам переход вещных прав к новому приобретателю»7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дифференциацию государственной регистрации сделок и государственной регистрации прав на недвижимое имущество необходимо проводить при анализе диспозиции исследуемого уголовно-правового запрета.

В ст.14 ФЗ №122 имеется легальное разграничение исследуемых понятий. Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Государственная регистрация договоров и иных сделок — это совершение специ-

7 См. подробнее: Гришаев С.П. Правовой режим недвижимого имущества. Электронная версия .

альной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

Исследователи не только не выделяют самостоятельный объект для каждого из преступлений ст. 170 УК РФ, но и оставляют без внимания тот факт, что государственная регистрация сделок с землей и государственная регистрация прав различные действия, смешение которых влечет неправильное толкование и применение нормы ст.170 УК РФ.

Как следует из ГК РФ и ФЗ № 122 государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права с недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.

Сделки же с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Требование о государственной регистрации сделки не может быть установлено подзаконными актами РФ, законами субъектов РФ или сторонами сделки. Данное утверждение вытекает из анализа норм гражданского законодательства и обзора практики разрешения споров, связанных с применением ФЗ № 1228.

В рамках задачи выделения непосредственного объекта преступного посягательства — регистрации заведомо незаконной сделки с землей, можно сделать вывод, что регистрация сделки с земельным участком и регистрация перехода прав на земельный участок являются различными регистрационными действиями. Такие регистрационные действия как регистрации сделок с недвижимым имуществом и регистрации перехода прав, в случаях двойной регистрации, могут совершаться как последовательно, так и отдельно друг от друга. Например, при заключении договора купли-продажи земельного участка с использованием кредита (ипотеки).

Ст.170 УК РФ предусматривает ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей и не предусматривает ответственность за заведомо незаконную регистрацию возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

Обращаясь к законодательной дефиниции «преступление», мы видим, что преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. В ст.3 УК РФ установлен принцип законности, заключающийся в том, что преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. Под запретом аналогии в уголовном праве подразумевается запрещение применять нормы, определяющие преступность деяния, к отношениям, не криминализированным уголовным законом9.

Нет преступления без указания о том в законе. Не допущение в российском уголовном праве ни аналогии закона, ни аналогии права говорит о том, что недопустимо восполнение пробелов, способом иным, чем принятие такого закона, который бы пробел устранял. Из чего следует, что привлечение к уголовной ответственности за совершение заведомо незаконной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на земельный участок

8 См. подробнее пункты 2 и 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 2001 г. № 59 // Бюллетень Министерства юстиции. 2001. № 4.

9 См.: Кауфман М.А. Пробелы в уголовном праве и способы их

преодоления. Дис … докт. юрид. наук. Москва. 2009. С. 40.

по ст. 170 УК РФ недопустимо, так как ст.170 УК РФ ответственности за данное деяние не предусматривает. В противном случае необходимо говорить о нарушении принципа законности.

Определить непосредственный объект такого преступления как регистрация заведомо незаконных сделок с землей, можно только установив, какие именно сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации, какие из сделок с недвижимым имуществом, подлежащих государственной регистрации, могут быть совершены с земельным участком.

ГК РФ не содержит в одной статье полного перечня сделок с недвижимым имуществом, подлежащих государственной регистрации, а предусматривает её обязательность согласно ст.164 ГК РФ «Сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст.131 ГК РФ и ФЗ №122. Ст.131 ГК РФ и 122-Ф\З «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не содержат такого перечня сделок.

Земельный Кодекс РФ в ч.2 ст.25 также не дает конкретизированного перечня сделок с землей, подлежащих государственной регистрации: «Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных зако-10

нах».

При этом для некоторых видов сделок с недвижимым имуществом (в том числе землей) обязательная государственная регистрация предусмотрена в статьях ГК РФ, касающихся регулирования отдельных видов договоров.

Из приведенного перечня сделок, мы видим, что большая часть сделок, подлежащих государственной регистрации может быть совершена с земельным участком. При этом надо обратить внимание, что в основу установления законом государственной регистрации не всегда положен факт совершения сделки с земельным участком. Например, договор купли — продажи дома с земельным участком подлежит государствен-

ной регистрации по основанию ст.558 ГК РФ — как договор купли — продажи жилого помещения. В случае заключения договора купли — продажи земельного участка без жилого строения такой договор государственной регистрации не подлежит.

Резюмируя анализ видов сделок с земельными участками, подлежащих государственной регистрации, можно предположить, что устанавливая государственную регистрацию сделок с недвижимым имуществом, как дополнительную ступень государственного контроля в сфере оборота недвижимости, законодатель руководствовался исключительно видом сделки и её значимостью в гражданском обороте, не делая предпочтения сделкам с земельными участками.

Ответственность по ст.170 УК РФ за деяние, в виде регистрации заведомо незаконной сделки с землей, может наступать за регистрацию любой заведомо незаконной сделки с земельным участком (частью земельного участка), в случаях, когда государственная регистрация такой сделки установлена федеральным законом. В каждом конкретном случае привлечения к ответственности, предусмотренной ст.170 УК РФ, необходимо выяснять подлежит ли сделка с землей государственной регистрации.

Под непосредственным объектом преступления — регистрации заведомо незаконных сделок с землей, следует понимать общественные отношения в сфере экономического оборота земли, выражающиеся в деятельности государственных органов, уполномоченных на государственную регистрацию сделок, состоящую в удостоверении сделки посредством совершения регистрационной надписи на документе, выражающем содержание заведомо незаконной сделки с земельным участком и внесение сведений о сделке в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Итак, проведенное исследование норм земельного, гражданского и административного законодательства, показывает, что сделки с землей регистрируются только в установленных федеральным законом случаях, в отличие от регистрации прав на земельные участки. Переход прав на земельные участки подлежит регистрации и в случаях, когда сделка не совершается, то есть основанием возникновения, перехода или прекращения прав является не сделка, а иное правоустанавливающее действие. Например, в случаях, выделения земельного участка государственными органами, предоставление земельного участка по результатам проведения торгов, аукционов, конкурсов. Основанием регистрации прав в таких случаях является распорядительный акт государственного органа о выделении земельного участка.

В этой связи важно заметить, что преступлений, связанных с незаконным выделением земельных участков, включая преступные посягательства должностных лиц, ответственных за государственное управление землями.

К ответственности за незаконное выделение земельных участков регулярно привлекаются главы муниципальных образований, главы областных администраций. Примером может служить Ясногорский район Тульской Области, где в июне 2006г. за получение взятки за незаконную сделку с землей был осужден глава администрации Д.Быстров, и его заместитель -В.Романов11; в том же районе в 2009 г. был арестован следующий глава администрации Г.Кисин, обещавший

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

11 См.: http://www.rg.ru/2006/12/05/mahinacii.html.

за взятку оказать фирме содействие в обеспечении выигрыша на аукционе по продаже земельного участ-ка12. В июле 2009 г. был задержан глава Озерского муниципального района Московской области С.Козлов за «организацию заведомо незаконного конкурса по реализации муниципального имущества — детско-подросткового оздоровительного лагеря «Лесная по-ляна»»13. В октябре 2009 г. в Серпуховском районе Московской области была задержана заместитель главы, Базанова Е.Ю., за взятку в 11 миллионов рублей за передачу в собственность земельного участ-

ка .

Очевидность не меньшей степени общественной опасности заведомо незаконной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на земельные участки по сравнению с регистрацией заведомо незаконной сделки с землей не вызывает сомнений. Не понятна цель законодателя, в установлении ответственности только за одно из деяний, являющегося этапом (почти во всех случаях промежуточным) деятельности по государственной регистрации. Не включив в норму ст.170 УК РФ ответственность за заведомо незаконную государственную регистрацию прав на земельный участок, законодатель лишил большую часть земельных отношений в сфере экономической деятельности важной ступени государственной охраны.

Такая формулировка диспозиции нормы ст.170 УК РФ обуславливает её неэффективность, а зачастую и практическую неприменимость.

Некоторые ученые ошибочно указывают в комментариях и учебных пособиях, что все сделки с землей подлежат государственной регистрации, видимо, ошибочно не различая достаточно сложные гражданско-правовые понятия: государственная регистрация прав на недвижимое имущество и государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом15.

По итогам анализа непосредственного объекта нормы ст.170 УК РФ, устанавливающий ответственность за регистрацию заведомо незаконной сделки с землей, мы приходим к выводу, что такая формулировка диспозиции содержит пробел.

Если исходить из общих целей уголовного закона, то установление уголовно — правовых запретов необходимо, в первую очередь, для того, чтобы общественно-опасные деяния не совершались под угрозой наказания. В случае нормы ст.170 УК РФ тогда можно говорить о её стопроцентной эффективности, что не может быть признано верным. При этом, очевиден пробел в диспозиции уголовно-правовой нормы, связанный с некорректным описанием признаков состава преступления.

По мнению автора, ст.170 УК РФ должна устанавливать ответственность за заведомо незаконную регистрацию возникновения, ограничения (обременения),

12 См.: http://www.rg.ru/2009/02/19/reg-roscentr/kisin-anons.html.

13 См.: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1205068.

14 См.: http://www.rbn.ru/people/06-10-2009/vzyatka.

перехода или прекращения прав на земельный участок и за заведомо незаконную регистрацию сделок с земельным участком. Внесение указанных изменений позволит ликвидировать пробел в уголовном законодательстве, не устраненный за время действия ФЗ №122.

В настоящее время идет подготовка изменений ст.170 УК РФ, которые касаются исключительно ужесточения ответственности за данное деяние, так как нужно полностью пересмотреть данную норму, с учетом проведенных исследований на эту тему.

Список литературы:

1. СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

2. Наумов А.В. «Практика применения Уголовного Кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование» под редакцией Резника Г.М. -М. Волтерс Клувер, 2005.- С. 397.

3. Волженкин Б.В. «Преступления в сфере экономической деятельности» (экономические преступления) М. — СПб.: «Издательство «Юридический центр Пресс»» 2002 г. с.- 153

4. Лопашенко Н.А. «Преступления в сфере экономики: Авторский комментарий к Уголовному закону (раздел УК РФ) 2006г., Электронная версия .

5. Учебно-практический комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации / Отв. Ред. А.Э. Жалинский. М.: Эксмо, 2005. С- 514

7. Гришаев С.П. Правовой режим недвижимого имущества. Электронная версия .

8. пункты 2 и 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 2001 г. № 59 // Бюллетень Министерства юстиции. 2001. № 4.

9. Кауфман М.А. Пробелы в уголовном праве и способы их преодоления. Дис … докт. юрид. наук. Москва. 2009. С. 40.

10. СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

11. http://www.rg.ru/2006/12/05/mahinacii.html.

12. http://www.rg.ru/2009/02/19/reg-roscentr/kisin-anons.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1205068.

14. http://www.rbn.ru/people/06-10-2009/vzyatka.

16. Наумов А.В. Практика применения Уголовного Кодекса Российской Федерации: Комментарий судебной практики и доктринальное толкование / Под редакцией Резника Г.М. -М. Волтерс Клувер. 2005. С. 397-398;

18. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ/ Отв. ред. В.И. Радченко; науч. ред. А.С.Михлин.-2-еизд., перераб. и доп. -М.:Спарк, 2004

РЕЦЕНЗИЯ

В рецензируемой статье автор излагает трудности, имеющиеся у правоприменителя при определении непосредственного объекта преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ. Диспозиция соответствующей уголовно-правовой нормы, являясь бланкетной, определяется не уголовным законом, а нормами отраслевого законодательства. Непосредственный объект рассматриваемого преступления обладает комплексным характером, поскольку регулируется одновременно земельным, гражданским и административным правом.

Степень согласованности норм уголовного и отраслевого законодательства в бланкетных преступлениях имеет решающее значение при квалификации преступлений.

Определить непосредственный объект такого преступления как регистрация заведомо незаконных сделок с землей, можно только установив, какие именно сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации, какие из сделок с недвижимым имуществом, подлежащих государственной регистрации, могут быть совершены с земельным участком.

Автором сопоставляются диспозиция ст. 170 УК РФ, предусматривающая ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей и нормы Ф/3 № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Автор удачно выявляет различия в терминах государственная регистрация сделки и государственная регистрация перехода прав и приходит к выводу, что смешение указанных понятий для целей уголовного права недопустимо.

В заключительной части статьи содержатся представляющие интерес обобщенные выводы по всем описанным в ней вопросам.

Предложенная статья имеет четко продуманную структуру изложения, логичное, последовательное развитие мысли.

Рассмотренные в рецензируемой статье вопросы обладают социальной значимостью и новизной, представляют научный и практический интерес. На основании изложенного, статья аспиранта Яковлевой О.В. «Регистрация заведомо незаконных сделок с землей: проблемы определения объекта преступления» рекомендуется для опубликования в научном журнале, рецензируемом Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.

Заслуженный деятель науки,

ординарный профессор А.Э. Жалинский

Регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 170

Комментируемая статья предусматривает три самостоятельных состава преступления, которые отличаются друг от друга объективными признаками.

Объектом первого преступления является установленный порядок государственной регистрации сделок с землей.

Права владения, пользования и распоряжения, а также другие вещные права на землю возникают по основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ГК РФ (ст. ст. 131, 164) и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» <1>.

<1> РГ. 1997. 30 июля.

Сделки с землей являются разновидностью гражданско-правовых сделок, каковыми в соответствии со ст. 153 ГК РФ признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (например, право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265 ГК РФ), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 ГК РФ), право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (ст. 274 ГК РФ), залог (ст. 334 ГК РФ), купля-продажа (ст. 454 ГК РФ), мена (ст. 567 ГК РФ), дарение (ст. 572 ГК РФ), аренда (ст. 606 ГК РФ)).

Объективная сторона преступления выражается в действии — регистрации заведомо незаконных сделок с землей.

Государственная регистрация прав — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Данный документ является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Регистрационные действия начинаются с момента приема документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих соответствующим требованиям. Далее эта процедура проводится в следующей последовательности:

— регистрация таких документов с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины;

— их правовая экспертиза и проверка законности сделки;

— установление отсутствия противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

— внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

— совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия — наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.

В соответствии со ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Поэтому сделка с землей признается незаконной, если она совершена в нарушение положений гражданского и земельного законодательства. Например, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (ст. 27 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ)).

Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» <1>. Например, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах) (ст. 10 названного Закона).

<1> РГ. 2002. 27 июля.

Кроме того, во всех случаях незаконными следует считать ничтожные или оспоримые сделки. Например, ничтожными признаются сделки: не соответствующие закону или иным правовым актам (ст. 168 ГК РФ); противные основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ); мнимые и притворные (ст. 170 ГК РФ); заключенные с недееспособными (ст. 171 ГК РФ) лицами или лицами до четырнадцати лет (ст. 172 ГК РФ). Эти сделки являются недействительными независимо от признания их таковыми судом.

В отличие от них оспоримые сделки являются недействительными в силу наличия судебного акта (ст. 166 ГК РФ). К ним следует отнести сделки, совершенные: лицом вне пределов его полномочий (ст. 174 ГК РФ); несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 175 ГК РФ); лицами, ограниченными судом в дееспособности (ст. 176 ГК РФ) и не способными понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ); под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ) либо обмана, угрозы, насилия, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств (ст. 179 ГК РФ) и т.д.

Деяние является оконченным в момент внесения записи о незаконной сделке в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Состав преступления формальный.

Объект второго преступления — установленный порядок ведения государственного земельного кадастра.

Земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, их целевого назначения и разрешенного использования подлежат государственному кадастровому учету. Согласно Федеральному закону от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» <1> государственный земельный кадастр — это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

<1> РГ. 2000. 10 янв.

Документы государственного земельного кадастра подразделяются на основные, вспомогательные и производные. Вспомогательные включают в себя книги учета документов и выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети. Производные — документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические документы.

Учетные данные государственного земельного кадастра содержатся только в основных документах, к которым относятся Единый государственный реестр земель (предназначенный для проведения государственного кадастрового учета земельных участков и содержащий сведения о существующих и прекративших существование земельных участках), кадастровые дела (совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета) и кадастровые карты (планы) (карта (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре).

Порядок ведения государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Данная процедура регламентируется Федеральном законом от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и другими нормативным актами (например, Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. N 660 «Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам» <1>).

<1> РГ. 2000. 19 сент.

Объективная сторона преступления выражается в действии — искажении учетных данных государственного земельного кадастра.

Под искажением понимается внесение в основные документы государственного земельного кадастра учетных сведений, не соответствующих действительности. Например, изменены границы земельного участка, его целевое назначение или правовой статус.

Форма документов, в которые внесены такие искажения, не имеет значения. Это могут как бумажные, так и электронные носители.

Деяние окончено в момент внесения искажений в учетные данные государственного земельного кадастра. Состав преступления формальный.

Искажение учетных данных государственного земельного кадастра является видом служебного подлога и не требует дополнительной совокупности со ст. 292 УК РФ.

Объект третьего преступления — установленный порядок определения размеров платежей за землю.

В соответствии с ЗК РФ использование земли осуществляется на платной основе (ст. 65). Формами платы являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата и нормативная цена земли.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ (НК РФ) налогоплательщиками этого платежа признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Налоговая база для налогоплательщика — физического лица (за исключением индивидуального предпринимателя) определяется должностными лицами налоговых органов на основании сведений, которые им представляются организациями, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также муниципальными образованиями. Во всех остальных случаях налоговая база рассчитывается самим налогоплательщиком — организацией и индивидуальным предпринимателем (ст. 391 НК РФ).

Следовательно, данное преступление может быть совершено только в отношении земельного налога, налогоплательщиком которого являются физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок ее определения зависит от того, кому она принадлежит. Если земля находится в государственной или муниципальной собственности, то размер арендной платы устанавливается Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, если в частной собственности — договором аренды земельного участка (ст. 65 ЗК РФ).

Поэтому занижение размеров арендной платы за землю может быть совершено должностными лицами только применительно к земельным участкам, находящимся в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

При исчислении земельного налога необходимо определить кадастровую стоимость земельного участка, для чего проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок ее проведения устанавливается Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» <1>.

<1> РГ. 2000. 17 апр.

В соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» <1> для целей, указанных в ст. 65 ЗК РФ, применяется нормативная цена земли, если не определена ее кадастровая стоимость. В соответствии с Законом РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 «О плате за землю» <2> нормативная цена земли — это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок ее расчета предусмотрен Правительством Российской Федерации <3>.

<1> РГ. 2001. 30 окт.

<2> РГ. 1991. 30 окт.

<3> Постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 319 «О порядке определения нормативной цены земли» // РГ. 1997. 2 апр.

Объективная сторона преступления выражается в действии — занижении размеров платежей за землю.

Под занижением понимается уменьшение размеров платежей за землю в нарушение действующего законодательства. Например, при расчете земельного налога необоснованно используются налоговые льготы.

Действия должностных лиц, умышленно содействовавших налогоплательщикам (организациям и индивидуальным предпринимателям) в занижении размеров земельного налога, необходимо квалифицировать как соучастие в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица или организации (ст. ст. 198, 199 УК РФ).

Преступление окончено в момент занижения размеров платежей за землю. Для квалификации не имеет значения, были они фактически оплачены или нет. Состав преступления формальный.

Общими признаками составов преступлений, предусмотренных комментируемой статьей, являются субъективная сторона и субъект деяния.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Должностное лицо осознает, что, используя свое служебное положение, совершает одно из указанных действий, и желает этого.

Обязательными признаками субъективной стороны являются и мотивы — корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность — это извлечение имущественной выгоды или избавление от материальных затрат для себя и своих близких.

Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п. <1>.

<1> См.: п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» // Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М., 2001. С. 298 — 302.

Деяния, указанные в диспозиции ст. 170 УК РФ, сопряженные с получением взятки, необходимо квалифицировать по совокупности со ст. 290 УК РФ.

Субъект преступления специальный — должностное лицо, использующее свое служебное положение, достигшее возраста шестнадцати лет (см. примечание к ст. 285 УК РФ и комментарий к нему). Как правило, это служащие государственных или муниципальных органов, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними, ведение государственного земельного кадастра, рассчитывающие размеры платежей за землю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *