Региональная организация

Международные организации в силу своей правосубъектности участвуют в нормотворческой деятельности. Можно выделить два направления такой деятельности: непосредственное правотворчество и вспомогательная роль в правотворческом процессе государств. Непосредственное правотворчество международных организаций проявляется в их договорной практике и в принимаемых ими ре­шениях.

Международные организации, обладая договорной правоспособ­ностью, заключают соглашения как с государствами, так и между собой. Несмотря на вторичность норм таких соглашений, они отно­сятся к источникам международного права. Их обязательность обус­ловлена тем, что в них выражена в одних случаях суверенная воля государства, согласованная с волей международной организации, в других – согласованная воля двух или нескольких международных организаций. При этом воля каждой международной организации является, в свою очередь, проявлением согласования суверенных воль государств – членов данной организации.

Что касается решений международных организаций, то не все они содержат нормоустановительные положения. Решения по процедур­ным, финансовым, организационным и иным вопросам внутреннего права международных организаций являются обязательными для всех государств-членов, если, во-первых, обязательность таких решений предусмотрена учредительным актом и, во-вторых, соблюдены все правила их принятия.

Рекомендации международных организаций не содержат, как пра­вило, юридически обязательных норм, но могут получить признание в качестве таковых как в обычной, так и в договорной практике го­сударств.

Международные организации могут выполнять вспомогательные функции в нормотворческом процессе государств. Наиболее типичными случаями их участия в таком процессе являются: разработка и принятие высшим органом организации проектов конвенций, тех­нических стандартов и регламентов, созыв конференций для заклю­чения договоров и др. Нормы, содержащиеся в проектах конвенций, становятся нормами международного права на основе выполнения государствами определенных процедур (ратификация, вступление в силу после определенного числа ратификаций).

Для вступления в силу регламентов некоторых организаций предусмотрена необходимость их явного принятия государствами. Так, регламенты ВПС подлежат ратификации, а регламенты МСЭ требуют одобрения их государствами. Что касается регламентов ИКАО, ВОЗ, ВМО, то для вступления их в силу нет необходимости в их ратификации или одобрении в иной явной форме государствами. Однако здесь имеет место выражение молчаливого согласия госу­дарств, так как государство считается принявшим регламент, если оно в определенный срок (например, три-девять месяцев примени­тельно к регламентам ВОЗ) не заявило о своем отказе принять регла­мент или не сделало оговорки к нему в случаях, когда такие оговорки запрещены.

Б. ООН И ОРГАНИЗАЦИИ, ВХОДЯЩИЕ В СИСТЕМУ ООН

Создание оон

Создание Организации Объединенных Наций стало возможным в результате объединения усилий государств в борьбе с фашизмом в период Второй мировой войны.

Лига Наций, созданная после Первой мировой войны, хотя и про­возгласила своими официальными целями поддержание мира и разо­ружение, не стала эффективным инструментом в их осуществлении. Ее Статут не только не запретил агрессивную войну, но и не подверг ее безусловному осуждению. Военные санкции против государства, развязавшего войну в нарушение положений Статута, не носили обязательного характера для членов Лиги. Установленная Статутом мандатная система закрепляла колониализм. Лига Наций не смогла стать эффективным препятствием на пути развязывания Второй мировой войны. Она фактически прекратила свою деятельность в 1939 году. Формально Лига Наций была распущена в 1946 году, после создания Организации Объединенных Наций.

Важными этапами в становлении новой организации явились: Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании с участием посла Китая в СССР, принявшая 30 октября 1943 г. Декларацию по вопросу о всеобщей безопасности, в которой признавалась необходимость учреждения всеобщей между­народной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств; Тегеранская конференция глав прави­тельств СССР, США и Великобритании (сентябрь–декабрь 1943 г.), подтвердившая важность задачи создания новой организации; конфе­ренция в Думбартон-Оксе (близ Вашингтона) представителей тех же держав и на второй стадии – Китая (сентябрь 1944 г.), выработавшая проект Устава ООН; Крымская конференция руководителей СССР, США и Великобритании (февраль 1945 г.), на которой был согласо­ван вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности ООН. Окончательный текст Устава ООН был принят на конференции в Сан-Франциско (апрель–июнь 1945 г.) и подписан 26 июня 1945 г. Дата вступления его в силу, 24 октября 1945 г., отмечается во всех государствах – членах ООН как День Организации Объединенных Наций.

Создание ООН явилось крупным политическим достижением в области межгосударственных отношений и международного сотруд­ничества. В ходе подготовки и принятия Устава ООН на всех этапах переговоров Советский Союз сыграл исключительную роль в оконча­тельном закреплении в Уставе передовых, прогрессивных принципов международных отношений и международного права.

Делегаты Сан-Францисской конференции, чтобы подчеркнуть историческую важность Устава ООН (теперь, к концу XXстолетия можно со всей определенностью заявить, что это наиболее значимый документ этого столетия), при его принятии и подписании отступили от некоторых общепризнанных процедур международных договоров. Устав ООН был одобрен единогласно, но не голосованием с подня­тием рук или поименно, а вставанием всех участников Конференции. При подписании Устава отступили от общепризнанного алфавитного порядка. Было решено первые пять мест при подписании Устава предоставить основным державам – четырем приглашающим госу­дарствам на Сан-Францисскую конференцию в порядке английского алфавита: Китаю, СССР, Великобритании и США, затем Франции, далее всем остальным государствам в алфавитном порядке. Польше, которая не принимала участия в Конференции, было оставлено место для подписи.

Было также решено дать возможность подписать Устав от имени своих стран всем делегатам, которые имели соответствующие полно­мочия. Устав был подписан 153 делегатами от 51 государства. От СССР Устав подписали 7 представителей, в том числе первый заведующий кафедрой международного права Московского государственного института международных отношений доктор юридических наук, профессор СБ. Крылов, который принимал самое активное участие на всех этапах подготовки проекта Устава.


Региональная организация по карантину и защите растений (РОКЗР) – это межправительственная организация, действующая в качестве органа, координирующего деятельность национальных организаций по карантину и защите растений (НОКЗР) на региональном уровне. Не все договаривающиеся стороны МККЗР являются членами РОКЗР, равно как и не все члены РОКЗР являются договаривающимися сторонами МККЗР. Более того, некоторые договаривающиеся стороны относятся к более чем одной РОКЗР.

В настоящее время существует 9 РОКЗР:

  • Азиатская и Тихоокеанская комиссия по карантину и защите растений (АТККЗР)
  • Андское сообщество (АС)
  • Комитет по здоровью растений Южного Конуса (КЗРЮК)
  • Европейская и Средиземноморская организация по карантину и защите растений (ЕОКЗР)
  • Межафриканский фитосанитарный совет (МАФС)
  • Ближневосточная организация по карантину и защите растений (БВОКЗР)
  • Североамериканская организация по карантину и защите растений (САОКЗР)
  • Международная региональная организация по здоровью растений и животных (МРОЗРЖ)
  • Тихоокеанская организация по карантину и защите растений (ТОКЗР)

Статьей IX МККЗР предусмотрено участие РОКЗР в различных видах деятельности, направленных на достижение целей МККЗР. В ней приводятся обязанности РОКЗР, в том числе обязанность сотрудничать с Секретариатом МККЗР и Комиссией по фитосанитарным мерам в части, касающейся разработки международных стандартов. Поэтому РОКЗР играют важную роль в совместных усилиях по реализации положений МККЗР.

В основном, все функции РОКЗР приведены в Статье IX МККЗР, и они заключаются в следующем:

  • Координация мероприятий для НОКЗР, являющихся их членами, и участие в этих мероприятиях для продвижения и достижения целей МККЗР
  • Сотрудничество между регионами с целью обеспечения гармонизации фитосанитарных мер
  • Сбор и распространение информации, в частности, относящейся к сфере деятельности МККЗР
  • Сотрудничество с КФМ и Секретариатом МККЗР в сфере разработки и применения международных стандартов по фитосанитарным мерам.

Каждая РОКЗР проводит свои мероприятия и реализует свою программу. С целью содействия межрегиональному сотрудничеству по гармонизации фитосанитарных мер, направленных на борьбу с вредными организмами и предотвращение их распространения и/или интродукции, а также для обеспечения разработки и применения соответствующих МККЗР ежегодно проводится Техническая консультация между представителями РОКЗР и Секретариатом МККЗР. На сегодняшний день уже проведена 21 Техническая консультация, отчеты по которым были размещены на МФП.

Functions of RPPOs

The functions of RPPOs are mostly laid down in the Article IX of the IPPC and include:

Each RPPO has its own activities and programme.

Nomination forms for Official Contact Points of RPPOs are available below.

How a new RPPO can request recognition from the CPM

The procedure for the recognition of new RPPOs was adopted by the ICPM-04 (2002). Please refer to the document posted below.

Technical Consultations among RPPOs

Terms of Reference of TC-RPPOs is posted below

Meeting reports and documents of TC-RPPOs are available from .

This web page was last updated on 2020-09-07. For further information please contact Masumi.Yamamoto.

УДК: 341.8

Мысливский Павел Петрович

помощник судьи Суда Евразийского экономического союза pavelmyslivskiy@gmail.com

Признаки и определение

ПОНЯТИЯ «НАДНАЦИОНАЛЬНАЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ»

Pavel P. Myslivskii

legal assistant of the Judge,

Court of the Eurasian Economic Union pavelmyslivskiy@gmail.com

Characteristics and

DEFINITION OF THE NOTION «SUPRANATIONAL INTERNATIONAL ORGANIZATION»

Аннотация. В настоящей статье говорится о дискуссии в юридической науке касательно понятия «наднациональная международная организация». В частности, указывается, что понятие «наднациональная международная организация» является скорее доктринальным, нежели правовым. Далее дается обзор сложившихся доктринальных подходов по указанной теме, после анализа которых автор приходит к выводу о том, что у наднациональной международной организации есть обязательные и факультативные признаки. Впоследствии в статье автор приводит своё оригинальное определение с учетом практики проведения государственных референдумов для вступления в наднациональную международную организацию.

Ключевые слова: наднациональная организация, суверенитет, международный обычай, референдум, самоопределение, признак, международная организация, определение.

В теории международного права выделяются два вида международных организаций, которые зачастую противопоставляются друг другу -международные межправительственные организации и наднациональные международные организации .

Международные межправительственные организации характеризуются тем, что они предоставляют лишь «площадку» взаимодействия между государствами и содействуют кооперации между государствами. Причиной создания указанных организаций является желание государств установить взаимодействие с другими государствами в определенных областях, которое невозможно на национальном уровне. При этом, несмотря на создание подобной организации, государства остаются ответственными за процесс принятия решений в межправительственных организациях, а также не утрачивают возможности принимать законы вне международных организаций, которые применимы к гражданам, находящимся на их территории . Данная «усеченность» в компетенции международной организации также усугубляется и в доктрине, где некоторые ученые заявляют, что между-

народные межправительственные организации не должны иметь больше полномочий, чем содействие кооперации между государствами .

В то же время, наднациональные международные организации имеют иные полномочия и функции.

В настоящее время в науке международного права является общепризнанным, что понятие «наднациональная международная организация» является скорее доктринальным, а не правовым, поскольку ни в одном международном договоре, судебном решении, а также в каком-либо ином источнике права не дается определения данного понятия .

С учетом изложенных позиций полагаем, что следует рассмотреть основные подходы к определению понятия «наднациональная организация».

Так, существует узкое понятие о наднациональности международной организации, которая заключает в себе «прямое действие ее права на национальное право государств-членов» .

Справедливым, на наш взгляд, является отнесение М.Беджауи к ученым, которые предлагали «узкое определение» понятия «наднациональная организация». Так, указанный ученый считал, что наднациональные организации имеют силу над государствами, а также не создаются для того, чтобы создать кооперацию между государствами. Их цель — создание надгосударственных правовых норм без участия правительств государств (и иногда даже против воли государств), которые являются применимыми в отношениях между всеми субъектами на территориях государств-членов данной организации. В этой связи, как полагает автор, наднациональным международным организациям передается суверенитет .

Представляется, что классического исследователя П.Пескаторе можно отнести к ученым, который исследовал понятие «наднациональной организации» в широком смысле.

Так, указанный ученый считал, что наднациональной организацией следует считать «организацию, которая создана для того, чтобы ответить на общие потребности нескольких государств, состоящая из учреждений сообщества, которые наделены автономией в принятии решений, а также наделены необходимыми правомочиями -нормоустановительными, исполнительными, а также контрольными, которые имеют эффект на государства и на частных лиц» .

Кроме того, в настоящее время высказывается и другая точка зрения, согласно которой наднациональных международных организаций в настоящее время не существует вообще, ибо все они являются международными межправительственными организациями .

В противовес этому понятие наднационализма чрезвычайно широко распространяется на многие межправительственные организации.

Так, в науке сформировалось мнение о том, что Международная организация гражданской авиации, Всемирная метеорологическая организация, Международный телекоммуникационный союз, а также Всемирный почтовый союз являются наднациональными организациями, поскольку государства-участники данных организаций не рискуют отходить от правил, установленных данными организациями, несмотря на то, что в их учредительных документах отсутствуют указания об их наднациональности .

На наш взгляд, эти крайние позиции не отражают действительности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Скорее справедливо утверждение Л.Малоун о том, что наднациональные организации являются сравнительно новой вехой в развитии международного права. По мнению данного исследователя, «наднациональные организации появляются в результате разделения полномочий между государствами-членами и организацией, в которую они отдали часть своих суверенитета, но, тем не менее, активно участвуют в правотворческой деятельности организации» .

Следует также поддержать мнение С.Войтовича

о том, что термин «наднациональная организация» следует употреблять исключительно в связи с организациями, которые способны принимать обязательные для граждан государств-участников организации решения без согласия на то государств-членов .

По мнению Г.Шермерса и Н.Блоккера, самыми фундаментальными критериями наднациональной организации являются:

«Во-первых, организация должна иметь полномочия принимать решения, обязательные для государств-членов;

Во-вторых, органы, принимающие решения, не должны быть полностью зависимы от сотрудничества всех государств-членов. Некоторая степень независимости может быть достигнута двумя путями. Во-первых, путем возможности принятия решений большинством — то есть государства против своей воли могут быть обязаны против своей воли. Во-вторых, путем делегирования в наднациональный орган независимых граждан;

В-третьих, наднациональная организация должна быть вправе издавать правила, которые обязывают граждан государств-членов. Это полномочие предоставляет возможность выполнять функции правительства без необходимости или возможности для национальных правительств переводить правила организации во внутреннее право.

В-четвертых, организация должна иметь право исполнять свои решения. Исполнение должно быть возможным даже без содействия со стороны соответствующих правительств государств. Возможно, чтобы другие органы государств использовались для содействия государствам в этой сфере. Таким образом, национальные суды и национальные парламенты могут заставить свои правительства выполнять обязательства государства по отношению к организации.

В-пятых, организация должна иметь определенную финансовую автономию. Финансирование организации из фондов, полностью пополняемых государствами-членами, влечет зависимость, гораздо большую, чем просто финансовую. Путем отказа предоставить государству достаточное финансирование для назначения квалифицированного персонала правительства могут подорвать функционирование организации.

В-шестых, односторонний выход из организации не должен быть возможным. В наднациональной организации члены даже не должны иметь возможность коллективно распустить организацию или изменить ее компетенцию без содействия со стороны наднациональных органов. Организация не может стоять над государствами, когда она зависит от их соглашения касательно ее временного действия» .

Так, большинство ученых сходится во мнении о том, что наднациональной организации присуще: во-первых, объемная компетенция по вопросам, которые раньше были присущи исключительно государствам; во-вторых, право принимать обязательные для государств решения большинством голосов иногда против воли государств; в-

третьих, данные решения должны являться обязательными не только для государств, но и всех лиц, находящихся под юрисдикцией того или иного государства, а также применяться напрямую. Указанные признаки пользуются поддержкой большинства юристов-международников.

В то же время, существуют и факультативные признаки, в отношении которых ведется дискуссия в юридической литературе. Во-первых, далеко не все ученые считают важным то, что наднациональные органы должны управляться независимыми международными чиновниками. Во-вторых, не все юристы поддерживают то, чтобы наднациональная организация имела определенную финансовую независимость от государств-членов.

Следовательно, в настоящее время нет полного понимания того, какие признаки присущи наднациональной организации и, как следствие, каково определение данного понятия.

В этой связи представляется разумным выделить признак, который ранее не разрабатывался в качестве основополагающего в контексте наднациональной организации.

Представляется, что таковым признаком следует считать то, что зарождается международный обычай, согласно которому создание международной наднациональной организации — это следствие реализации права нации на самоопределение в его «внешнем» аспекте — т.е. определении структуры власти в государстве за пределами самого государства.

В корне данного суждения предлагается выделить то, что фактически государственные органы перестают быть единственными органами власти, которые могут принуждать население того или иного государства на совершение того или иного действия, а также впоследствии контролировать процесс исполнения этого принуждения.

В то же время, может возникать вопрос о согласии населения на создание такой организации и, следовательно, на подобные правовые последствия. Если при создании международной межправительственной организации население, как правило, не подвержено ее влиянию, потому что она зачастую не может принимать обязательные

Литература:

1. Schermers H. International Institutional Law / H. Schermers, N. Blokker. Martinus Nijhoff Publishers, 2003.

2. Bedjaoui M. International Law: Achievements and Prospects. Martinus Nijhoff Publishers, 1991.

3. Lenaerts K. Van Nuffel P. Constitutional Law of the European Union. Sweet and Maxwell, 1999.

4. Schmalenbach K. International Organizations or Institutions, General Aspects. Oxford University Press.

решения для населения, то наднациональные организации предполагают более кардинальное изменение структуры власти в государстве, заключающееся в создании единых органов, которые имеют властные полномочия над внутригосударственными органами и населением.

В этой связи представляется, что элементом, который до сих пор не считался основополагающим при описании признаков наднациональной организации, является то, что государства могут создавать (или становиться участниками) данные организации только на основании референдума.

Так, в Европейском союзе распространена практика, когда государство-член внутри себя проводит референдум о вступлении в Европейский союз.

Кроме этого, данный признак проявляется и тогда, когда происходит процесс реформирования наднациональной организации-например, при ратификации Лиссабонского договора 2007 года проводились референдумы во всех государствах-членах.

Тем не менее, данный признак не является в настоящее время в полной мере применимым к Евразийскому союзу, поскольку при его создании референдум не проводился.

В этой связи можно сделать вывод о том, что зарождается международный обычай, когда при создании (реформировании) такой структуры, как наднациональная организация, нация фактически реализует свое право на самоопределение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая изложенное, полагаем целесообразным предложить следующее определение наднациональной организации.

Наднациональная международная организация-это международная организация особого рода, создаваемая, в том числе и на основании прямого волеизъявления-референдума, у которой имеется компетенция по вопросам, которые раньше были присущи исключительно государствам; право принимать обязательные для государств, физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией данных государств решения, механизм контроля и принуждения к исполнению таких решений, финансовая независимость, обслуживаемая независимыми международными профессиональными служащими.

1. Schermers H. International Institutional Law / H. Schermers, N. Blokker. Martinus Nijhoff Publishers, 2003.

2. Bedjaoui M. International Law: Achievements and Prospects. Martinus Nijhoff Publishers, 1991.

3. Lenaerts K. Van Nuffel P. Constitutional Law of the European Union. Sweet and Maxwell, 1999.

4. Schmalenbach K. International Organizations or Institutions, General Aspects. Oxford University Press.

6. Schermers H. International Institutional Law / H. Schermers, N. Blokker. Martinus Nijhoff Publishers, 2003.

7. Bedjaoui M. International Law: Achievements and Prospects. Martinus Nijhoff Publishers,1991.

8. Malone L. International Law. Aspen Publishers Online,2008.

6. Schermers H. International Institutional Law / H. Schermers, N. Blokker. Martinus Nijhoff Publishers, 2003.

7. Bedjaoui M. International Law: Achievements and Prospects. Martinus Nijhoff Publishers,1991.

В.Т. Батычко
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

Предыдущая

7.1. Понятие и виды международных организаций

Под международными межправительственными организациями понимается субъект международного права, созданный в соответствии со специальным международным договором (уставом), обладающий международной правосубъектностью и четко определенной организационной структурой, действующий в соответствии с нормами международного права.

Международная межправительственная организация должна отвечать следующим специфическим признакам:

— иметь учредительный характер, т.е. международный договор особого рода, создающий международную организацию и определяющий ее юридическую природу;

— обладать международной правосубъектностью, т.е. иметь международные права и обязанности, производные от создавших ее государств;

— иметь четко определенную организационную структуру, т.е. систему органов среди которых, как правило, выделяются: высшие органы, исполнительные органы, административные органы во главе с высшим административным должностным лицом организации (Генеральный секретарь) и комплекс специальных комитетов и комиссий;

— иметь определенные цели деятельности;

— в своей деятельности не противоречить нормам международного права.

Международные организации можно классифицировать по различным основаниям:

1) по сфере действия: универсальные и региональные (ООН — Европейский Союз);

2) по цели деятельности: общие и специальные (Лига арабских государств — Международная организация труда);

3) по социально-экономической сущности участвующих в международной организации государств: международные организации развивающихся государств, развитых государств, смешанного типа (Организация государств Юго-Восточной Азии АСЕАН — Мировой банк — ЮНЕСКО).

Международные межправительственные организации отличаются от международных неправительственных организаций следующими признаками, характеризующими неправительственный характер последних:

1) не имеют цели извлечения прибыли;

2) членами организации являются не субъекты международного права;

3) обладают консультативным статусом при международных межправительственных организациях;

4) финансируются из более чем одного государства и за счет членских взносов членов организации.

Предыдущая

Международные организации — это добровольные объедине­ния государств в соответствии с международным правом на основе международных договоров для сотрудничества в политической, экономической, культурной, правовой и иных областях, имеющие структуру органов управления и общие цели. Международные организации представляют собой организационную форму международного сотрудничества. Сегодня в мире действуют более 4000 различных меж­государственных (межправительственных) организаций и около 20000 международных неправительственных организаций.

Международные организации создают на основе между­народного договора (конвенции, протокола, соглашения, трактата), их учреждение не должно ущемлять интересы отдельных государств и мирового сообщества в целом. Учредительный документ обязан соответствовать принципам и нормам международного права. Сторонами учредительного акта являются государства, а также межправительственные организации. Международные организации могут быть созданы и в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию.

Международные организации учреждают с целью координации деятельности государств в той или иной области. Вместе с тем, ряд организаций уполномочен координировать их деятельность практически во всех сферах (ООН). Они являются посредниками между государствами — членами, в их рамках происходит обсуждение и решение наиболее сложных вопросов, представляющих взаимный интерес. Наряду с международными конференциями, совещаниями, семи­нарами, консультациями, организации выступают в качестве органа сотрудничества по актуальным проблемам между­народных отношений.

Каждая международная организация формирует соответствующую организационную структуру, что подтверждает ее постоянный характер и отличает от других форм сотрудничества. Как правило, организации имеют высший орган, обычно это сессия, созываемая раз в год, постоянный исполнительный орган и административный аппарат. Права и обязанности любой организации закреплены в ее учреди­тельном акте, в соглашениях между странами-членами, резолюциях высшего органа. Государства-члены вправе запретить организации предпринимать те или иные действия, также она не может превышать свои полномочия. При этом международные организации обладают автономной волей. Это означает, что в пределах компетенции они самостоятельно избирают средства и методы реализации своих задач.

Классификация международных организаций разнообразна и зависит от применяемых критерий. По характеру членства международные организации делятся на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные Межправи­тельственная организация создается государствами на основе договора для достижения общих целей. Неправительственная международная организация возникает на основе объединения физических или юридических лиц в форме ассоциации или федерации и действует в интересах ее членов. Основными признаками неправительственной организации являются: отсутствие целей извлечения прибыли, признание ее хотя бы одним государством, ведение деятельности не менее чем в двух странах. Такими организациями могут быть союзы предпри­нимателей, творческие союзы, благотворительные организации и т.д. По кругу участников организации подразделяются на универсальные, открытые для приема всех государств и региональные, членами которых могут стать страны только одного региона. По условиям членства организации делятся на открытые, в которых любое государство может стать членом, и закрытые, где прием производится по приглашению первоначальных учредителей.

По кругу компетенции межгосударственные организации делятся на организации общей компетенции и специальной компетенции. Деятельность первых охватывает все сферы отношений между государствами: политическую, экономи­ческую, социальную и др. (ООН, Организация Африканского единства). Организации специальной компетенции осуществляют сотрудничество в одной области (Всемирный почтовый союз, Международная организация труда) или подразделяются по направлению деятельности — экономи­ческие, научные, религиозные. По характеру полномочий организации классифицируют на межгосударственные и над государственные (наднациональные). К первой группе относят практически все международные организации. Задача надгосударственных организаций — осуществление интегра­ции государств-членов (ЕС).

Международные экономические организации можно классифицировать по двум основным принципам: по организационному и сфере регулирования. Классификация МЭО по организационному принципу предполагает их участие или неучастие в системе ООН: 1. Международные экономи­ческие организации системы ООН; 2. Международные экономические организации, не входящие в систему ООН; 3. Региональные экономические организации.

Классификация МЭО по сфере многостороннего регули­рования делит их на следующие группы: 1.Международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мирового хозяйства; 2. .Международные экономические организации в системе регулирования международной торговли; 3. Региональные экономические организации в системе регулирования мирового хозяйства; 4. Международные и региональные экономические организации, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности; 5.Международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию международных экономических связей.

Межгосударственное регулирование связей, осуществляемое международными экономическими организациями, постоянно развивается. Совершенствуются организационные структуры, формы и методы работы, появляются новые функции и направления деятельности. Часть организаций, исчерпав потенциал, распускается, одновременно появляются десятки и сотни новых.

Региональные организации

Статья 52 Устава ООН не запрещает создавать региональные международные организации по поддержанию международного мира и безопасности при условии, что их деятельность будет соответствовать целям и принципам ООН, то есть они должны строиться на принципах уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела друг друга, отказа от неправомерного применения силы, мирного разрешения споров.

В соответствии с Уставом ООН члены ООН, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности.

Региональные организации не правомочны принимать какие- либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к нескольким регионам, участники регионального соглашения вправе решать только такие вопросы, которые касаются государств только одного географического района.

К региональным организациям относится, в частности, Организация африканского единства (ОАЕ) — межгосударственная политическая региональная организация, созданная в мае 1963 г. Членами ОАЕ являются государства Африки. Целями ОАЕ являются укрепление единства африканских стран, координация и развитие всестороннего сотрудничества, защита суверенитета, территориальной целостности и независимости стран континента.

Главными принципами деятельности ОАЕ являются равноправие, невмешательство во внутренние дела, уважение территориальной целостности и независимости государств, мирное разрешение возникающих между государствами споров.

К главным органам ОАЕ относятся Ассамблея глав государств и правительств (собирается один раз в год); Совет министров ОАЕ (собирается два раза в год); Генеральный секретариат — постоянный административный орган. При ОАЕ также имеются комиссии — по экономическим и социальным вопросам; по вопросам образования, науки, культуры и здравоохранения; по вопросам обороны.

Лига арабских государств (ЛАГ) — региональная организация независимых арабских государств была основана 22 марта 1945 г.

Целями ЛАГ являются укрепление отношений между государствами-членами, координация их политической деятельности, осуществление тесного всестороннего сотрудничества в области экономики, культуры, финансов, транспорта, в вопросах гражданства, защита независимости и суверенитета стран-участниц.

Высшим органом ЛАГ является Совет (конференция) Лиги, состоящий из глав государств и правительств (собирается на сессии два раза в год). В перерывах между сессиями деятельностью ЛАГ руководит Генеральный секретариат во главе с Генеральным секретарем, избираемый на пять лет.

Организация американских государств (ОАГ) была создана в соответствии с Межамериканским договором о взаимной помощи 1947 г. Устав ОАГ был принят 30 апреля 1948 г. и вступил в силу 13 декабря 1951 г. Членами ОАГ являются более 30 государств Америки и Карибского бассейна.

В соответствии с Уставом целями ОАГ являются поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, развитие сотрудничества в экономической, политической, социальной, научно-технической и культурной областях, организация совместных действий против агрессии, сотрудничество в борьбе с преступностью.

ОАГ действует на принципах суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, мирного разрешения споров, уважения территориальной целостности и существующих границ.

Высшим органом ОАГ является Генеральная Ассамблея (г. Вашингтон), в которой представлены все государства-члены. Очередные сессии проводятся раз в год. На них рассматриваются важные вопросы деятельности организации.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая была создана в 1967 г. Договорное оформление АСЕАН произошло в 1976 г. на основе Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Целями АСЕАН являются организация сотрудничества в экономической, социальной и других областях, содействие установлению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии. Высшим органом АСЕАН является Конференция глав государств и правительств, которая должна собираться один раз в три года. Между конференциями действует постоянный комитет под председательством министра иностранных дел той страны, где проводилась конференция. Рабочие органы — секретариат и 11 отраслевых комитетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *