Реформа российского гражданского законодательства

18 декабря т.г. состоялось очередное заседание Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, на котором, помимо обсуждения законопроектов, были подведены итоги деятельности Совета за 2017 год.

В 2017 году было проведено 11 заседаний Совета с участием разработчиков законопроектов, ТПП России, заинтересованных федеральных министерств и ведомств, профильных комитетов Государственной Думы, научных и иных организаций.

В ходе этих заседаний было рассмотрено 68 законопроектов, 16 из которых предусматривали внесение изменений в Гражданский кодекс РФ, 13 из них уже находятся на рассмотрении Госдумы. Советом было принято 56 экспертных заключений по указанным законопроектам. Важно отметить принципиальную позицию, заявленную Советом по законопроектам. Только 6 законопроектов было одобрено без замечаний, а по 26 (38%) даны отрицательные заключения.

Палата принимала самое активное участие в деятельности Совета, направляла свои замечания и предложения по большинству законопроектов. Среди наиболее значимых законопроектов, рассмотренных Советом с участием Палаты в 2017 году, можно выделить законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории, а также законопроект, предусматривающий изменение процедуры реструктуризации в делах о банкротстве юридических лиц.

На заседании члену Совета, вице-президенту ТПП России Вадиму Чубарову в числе других членов Совета, была вручена Благодарность Администрации Президента Российской Федерации за активное участие в работе Совета.

Палата продолжит активное сотрудничество с Советом и в будущем году.

Департамент законотворческой деятельности, Н.Военкова

Список основных сокращений

ВАС РФ – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

ВС РФ – Верховный Суд Российской Федерации

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

Закон № 42-ФЗ – Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Закон № 100-ФЗ – Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»

Закон № 142-ФЗ – Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Закон № 212-ФЗ – Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Закон № 315-ФЗ – Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Закон № 353-ФЗ – Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»

Постановление Пленума ВАС РФ № 22 – постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. № 22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта»

Постановление Пленума ВАС РФ № 81 – постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации»

Постановление Пленума ВС РФ № 6 – постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2017 г. № 6 «О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» и от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»»

Постановление Пленума ВС РФ № 7 – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»

Постановление Пленума ВС РФ № 25 – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Постановление Пленума ВС РФ № 43 – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»

Постановление Пленума ВС РФ № 54 – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении»

Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8 – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 13/14 – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 1998 г. № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами»

Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 15/18 – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. № 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации

Раздел I Организационные основы реформы российского гражданского законодательства

Как известно, в 2006 г. была принята последняя из четырех частей Гражданского кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 2008 г. Таким образом, был завершен длившийся более 20 лет процесс кодификации гражданского законодательства Российской Федерации.

Однако задолго до этого момента стало очевидным, что некоторые главы и даже целые разделы Кодекса нуждаются в дальнейшем развитии и совершенствовании. Отмеченная очевидность необходимости изменения правового регулирования гражданско-правовых отношений объяснялась следующими обстоятельствами.

Во-первых, в то время, когда разрабатывались, а впоследствии и принимались первые разделы ГК РФ (1992–1994 гг.), сами экономические отношения, являющиеся предметом гражданско-правового регулирования, носили неразвитый, переходный характер: система административно-командного управления экономикой уже была разрушена, а рыночная система регулирования еще не создана. Поэтому соответствующие законоположения, как и сами регулируемые правоотношения, могли иметь только временный, переходный характер.

Исходя из этого строилась, например, система регулирования права собственности и иных вещных прав. В результате неоправданно скорых и интенсивных мер по приватизации государственного и муниципального имущества в стране появилось множество частных лиц, являющихся собственниками зданий, строений, сооружений и иных объектов недвижимости. В то же время земельные участки, занимаемые соответствующей недвижимостью, как правило, не были сформированы. Да и в целом земля (за редким исключением) оставалась в государственной собственности. В этих условиях можно было обеспечить оборот недвижимости, только признав здания, строения, сооружения и даже отдельные помещения самостоятельными объектами права собственности и иных вещных прав, а также гражданско-правовых сделок и тем самым «оторвав» их от соответствующих земельных участков. В свою очередь, опять же во благо оборота недвижимости, земельные участки (и даже их части), занятые объектами недвижимого имущества, были подчинены правилу о следовании судьбе указанных объектов: всякий их новый собственник получал те же права по использованию земельного участка (его части), какими обладал его предшественник.

Избранный и примененный в ГК РФ способ регулирования вещных прав на недвижимое имущество и оборота недвижимости в тех условиях был, пожалуй, единственно возможным, хотя он в своей основе противоречил общепринятому в континентальном праве взгляду на недвижимость как на единый объект (единая неделимая вещь), в состав которого входят земельный участок и расположенная на нем недвижимость. Однако указанный способ правового регулирования исчерпал себя в связи с появлением множества собственников земельных участков, чему в немалой степени способствовало наделение собственников зданий, строений и сооружений исключительным правом приватизации земельных участков, занятых соответствующими объектами недвижимости (ст. 36 Земельного кодекса РФ).

Во-вторых, многолетняя судебная практика применения ГК РФ не только подтвердила его высокий статус, а также добротность и основательность содержащихся в нем законоположений, но и позволила выявить некоторые пробелы в правовом регулировании гражданских правоотношений, которые пришлось компенсировать судебным толкованием. Как правило, правовые позиции высших судебных инстанций, в особенности Высшего Арбитражного Суда РФ, служили развитию и совершенствованию правового регулирования гражданских правоотношений и могли быть трансформированы в соответствующие правовые нормы.

Вместе с тем нельзя не отметить, что в отдельных случаях сформированная на основе названных правовых позиций судебная практика имела негативный оттенок и деформировала регулируемые общественные отношения. Сложившееся положение можно было исправить, лишь предложив полноценное и адекватное законодательное регулирование соответствующих правоотношений.

В-третьих, в связи с развитием международного торгового оборота возникла необходимость некоторой коррекции положений ГК РФ в сторону сближения с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского союза.

В-четвертых, появилась возможность использования в российском законодательстве новейших достижений в сфере модернизации гражданских кодексов некоторых европейских стран, например положительного германского опыта по осуществлению реформы обязательственного права (2002 г.). Эта реформа была давно запланирована, однако непосредственным поводом для ее проведения послужила необходимость реализации в национальном праве многочисленных нормативных актов Европейского союза, в частности директив ЕС: о купле-продаже потребительских товаров и о гарантиях их качества; о мерах по борьбе с задержками платежей в деловом обороте; об электронном деловом обороте.

Принимая во внимание все изложенное, Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет по кодификации гражданского законодательства, Совет) в 2008 г. были разработаны и представлены Президенту РФ предложения по организации работы Совета, направленной на дальнейшее развитие гражданского законодательства, которые затем нашли отражение в Указе Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Указ № 1108).

Согласно данному Указу были приняты предложения Совета о разработке концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации и (на основе концепции) проектов федеральных законов о внесении изменений в ГК РФ. В Указе были обозначены и цели этой работы: а) дальнейшее развитие основных принципов гражданского законодательства, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений; б) отражение в ГК РФ опыта его применения и толкования судом; в) сближение ГК РФ с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского союза; г) использование в российском гражданском законодательстве новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов европейских стран; д) поддержание единообразия регулирования гражданско-правовых отношений в государствах – участниках Содружества Независимых Государств; е) обеспечение стабильности гражданского законодательства Российской Федерации.

В Указе № 1108 содержались и конкретные поручения в адрес Совета по кодификации гражданского законодательства: разработать концепцию развития гражданского законодательства и обеспечить ее публичное обсуждение с участием ученых и специалистов в области частного права; представить Президенту РФ доработанную по результатам публичного обсуждения указанную концепцию, а также предложения о мерах по ее реализации, предусматривающие подготовку в 2009–2010 гг. проектов федеральных законов о внесении изменений в ГК РФ.

Совет по кодификации гражданского законодательства обеспечил исполнение всех положений Указа № 1108 в полном объеме и в установленные сроки. К марту 2009 г. были подготовлены и опубликованы все разделы Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (далее – Концепция развития гражданского законодательства РФ, Концепция) и началось ее активное обсуждение в юридических печатных и электронных СМИ. Кроме того, было организовано широкое обсуждение положений Концепции на научно-практических конференциях и иных юридических форумах, проводимых в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и некоторых других городах Российской Федерации.

Доработанный по результатам обсуждения проект Концепции был представлен Президенту РФ, рассмотрен и одобрен на заседании Совета по кодификации гражданского законодательства (под председательством Президента РФ) 7 октября 2009 г.

Затем на основе Концепции был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект), который был представлен Президенту РФ в декабре 2010 г. Данный законопроект был направлен Президентом РФ на заключение в Правительство РФ.

Все министерства и ведомства Российской Федерации, а также иные федеральные органы и организации получили возможность дать свои замечания по тексту законопроекта. И не только. Ведь у них появился уникальный шанс выразить свой собственный взгляд относительно направлений реформы гражданского законодательства. В ходе ряда встреч и совещаний замечания большинства федеральных органов и организаций были либо учтены, либо сняты их представителями. Исключение составили представители Минэкономразвития России и рабочей группы по созданию международного финансового центра в Российской Федерации при Совете при Президенте РФ по развитию финансового рынка РФ, которые, не чувствуя себя связанными положениями Концепции, с упорством, достойным лучшего применения, настаивали на включении в законопроект новых положений, соответствующих их взглядам на развитие имущественного оборота, пусть они и противоречили Концепции. По результатам многочисленных согласований наконец были выработаны компромиссные решения, в том числе путем некоторого отступления от положений Концепции, но все это заняло слишком много времени.

В итоге законопроект был внесен Президентом РФ в Государственную Думу лишь в апреле 2012 г. Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Государственной Думой в первом чтении 27 апреля 2012 г.

После того, как Комитетом Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, ответственным за законопроект, было рассмотрено более 2000 поправок и утверждены таблицы принятых и отклоненных поправок, указанный законопроект должен был приниматься (в сентябре – октябре 2012 г.) во втором чтении.

Вместо этого Государственная Дума приняла беспрецедентное решение о дальнейшем рассмотрении и принятии (во втором и третьем чтениях!) данного законопроекта в виде его отдельных положений в качестве самостоятельных законопроектов.

В 2013-2015 году в Российской Федерации произошла реформа гражданского законодательства. В ранее действовавшие нормы ГК РФ целой серией федеральных законов был внесен ряд изменений, направленных как на небольшие сугубо «технические» исправления некоторых норм, так и в целом на приведение ГК РФ в соответствие с изменившимися реалиями и на унификацию действующего в России законодательства с законодательством европейских стран с высокоразвитыми правовыми системами континентального права.

Несмотря на то, что изменения в ГК РФ вносились «серийно» различными федеральными законами, основные поправки были внесены Президентом РФ на рассмотрение Госдумы 13 апреля 2012 года единым законопроектомт1, который в процессе рассмотрения данный законопроект был разделен на несколько частей, с чем и связаны различные сроки вступления в силу изменений.

Изменения в ГК РФ в 2013 году

  • Январь-февраль
    • Введение конфискации имущества коррупционеров
    • Изменение порядка обязательного страхования пассажиров
    • Снятие ограничений на выпуск облигаций
    • Усовершенствование порядка создания и функционирования ассоциаций
  • Март
    • Определение принципа добросовестности
    • Уточнение порядка государственной регистрации прав
    • Уточнение понятия злоупотребления правом и введение ответственности за ущерб от правомерных действий власти
    • Изменение порядка использования имени и псевдонима гражданина
    • Введение возможности ограничения дееспособности лиц, имеющих пристрастие к азартным играм
    • Регламентация порядка создания крестьянского (фермерского) хозяйства в форме юридического лица
  • Июнь-июль
    • Изменение нормы о государственной регистрации юридических лиц и о порядке расторжения договора банковского счета
    • Дополнение порядка очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридических лиц
    • Возможность предоставления полномочий органов опеки и попечительства для органов местного самоуправления
    • Внесение поправок в порядок перехода в собственность городских и иных поселений выморочного имущества
  • Август
    • Введение понятия «информационный посредник», определение его прав и обязанностей
    • Изменение порядка установления вознаграждений за использование объектов авторских и смежных прав
    • Внесение изменений в определение кладов, которые подлежат передаче в государственную собственность
  • Сентябрь
    • Приведение норм ГК РФ в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
    • Внесение изменений в связи с ликвидацией ФСФР России
    • Введение понятия согласия на совершение сделки
    • Повышение размера суммы сделки между гражданами, для которой требуется соблюдение простой письменной формы
    • Изменение смысла нотариального удостоверения сделок и порядка их государственной регистрации
    • Установление понятия юридически значимых сообщений
    • Ограничение возможности оспаривания сделок по формальным основаниям
    • Уточнение видов оспоримых и ничтожных сделок, последствий недействительности сделок
    • Уточнение максимального срока исковой давности
    • Определение порядка принятия решения собраниями, а также последующего их оспаривания
    • Изменение порядка выдачи доверенностей и прекращения их действия
    • Изменение порядка исчисления сроков исковой давности
  • Октябрь
    • Изменение общих положений об объектах гражданских прав
    • Поправки, касающиеся оборота ценных бумаг
    • Нематериальные блага и их защита
  • Ноябрь
    • Изменен раздел «Международное частное право»
    • Продлены сроки исковой давности по делам о возмещении вреда в результате терактов

Реформа главы 4 ГК РФ «Юридические лица» с 1 сентября 2014 года

  • Общие положения
  • Изменение организационно-правовых форм
  • Изменения в порядке создания юридических лиц
  • Изменения в порядке деятельности органов юридических лиц
  • Изменения в процессе ликвидации и прекращения юридических лиц

Реформа IV части ГК РФ с 1 октября 2014 года

  • Общие положения
  • Авторское право
  • Смежные права
  • Патентное право
  • Право на топологии интегральных микросхем и на секрет производства (ноу-хау)
  • Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

Реформа обязательственного права в ГК РФ с 1 июня 2015 года

  • Общие положения
  • Понятие обязательства
  • Исполнение обязательства
  • Обеспечение исполнения обязательств
  • Ответственность за нарушение обязательств и их прекращение
  • Понятие и условия договора
  • Заключение, изменение и расторжение договора

Последняя актуализация: 25 мая 2017 г.

1 С текстом законопроекта № 47538-6/10 «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться нана официальном сайте Госдумы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *