Реализация государственного имущества

Продажа движимого имущества без торгов

Предприятие может продать движимое имущество без торгов и без согласия собственника.

Государственное или муниципальное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, вправе самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. Однако при этом предприятие обязано ежегодно перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, которая осталась в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей (ст. 17 Закона о предприятиях) – см. также «В каких пределах унитарное предприятие вправе распоряжаться своим имуществом», «Особенности договорной работы в унитарном предприятии».

Уступить право аренды публичного участка или передать участок в субаренду, по общему правилу ФГУП не может, за исключением случаев, установленных п.6 ст.18 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ – см. например, Постановление ФАС ПО от 06.09.2011 № А57-14939/2010.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

В каких пределах унитарное предприятие вправе распоряжаться своим имуществом

«Распоряжение движимым имуществом предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения

Государственное или муниципальное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, вправе самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. Однако при этом предприятие обязано ежегодно перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, которая осталась в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей (ст. 17 Закона о предприятиях).

Подробнее см. При каких условиях унитарное предприятие обязано передавать часть прибыли собственнику.

Помимо общего правила о самостоятельном распоряжении движимым имуществом в рамках своей правоспособности, есть также дополнительные ограничения в отношении движимого имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Самую большую группу таких ограничений предусматривает Закон о предприятиях. Предприятие не вправе без согласия на то собственника:*

  • распоряжаться движимым имуществом для участия предприятия в коммерческой или некоммерческой организации (абз. 1 п. 2 ст. 6 Закона о предприятиях; подробнее см. В каких случаях и как унитарное предприятие может участвовать в коммерческих и некоммерческих организациях);
  • распоряжаться вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также акциями, которые принадлежат предприятию (абз. 2 п. 2 ст. 6 Закона о предприятиях. Подробнее см. Какие сделки унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника).

Суд признает договор купли-продажи доли в уставном капитале общества недействительным при отсутствии согласия собственника на такую сделку. При этом, по мнению суда, такое согласие нужно получить от собственника до совершения сделки, оно должно быть выражено в отношении конкретной сделки и содержать предмет и сведения о согласовании ее существенных условий. Однако предприятие может получить одобрение такой сделки после ее совершения. Такая сделка не будет являться недействительной;

Пример из практики: суд удовлетворил иск о признании недействительным договора купли-продажи доли в уставном капитале общества. Суд указал на то, что последующее одобрение администрацией сделки предприятия не влечет ее действительности, так как сделка не является оспоримой

В соответствии с договором купли-продажи МУП «ЭЗ.» (продавец) приняло на себя обязательство по передаче в собственность ООО «Э.» (покупателя) доли в уставном капитале общества с дополнительной ответственностью «Э».

Позднее распоряжением администрации ЗАТО МУП «ЭЗ.» было разрешено выйти из состава учредителей общества с дополнительной ответственностью «Э.».

Заместитель прокурора обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к МУП «ЭЗ.» и ООО «Э.».

В исковом заявлении он потребовал:

  • признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи доли в уставном капитале общества с дополнительной ответственностью «Э.»;
  • применить последствия недействительности данной сделки в виде возложения на ООО «Э.» обязанности возвратить МУП «ЭЗ.» долю в уставном капитале общества с дополнительной ответственностью «Э.»;
  • возложить на МУП «ЭЗ.» обязанность по возврату ООО «Э.» денежных средств.

Суд удовлетворил требования истца и признал заключенный договор недействительным.

При этом он указал, что оспариваемую сделку нужно было заключать при согласии администрации ЗАТО, которая осуществляла полномочия собственника имущества МУП «ЭЗ.».

Такое согласие:

  • нужно было получить от собственника до совершения сделки;
  • должно быть выражено в отношении конкретной сделки;
  • должно содержать предмет и сведения о согласовании существенных условий согласуемой сделки.

Доказательства наличия такого согласия в материалах дела отсутствовали.

Кроме того, суд сослался на то, что последующее одобрение администрацией ЗАТО сделки не влечет ее действительности, так как сделка не является оспоримой (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2010 г. № 17АП-9330/2010-ГК по делу № А50-6242/2010).

  • заключать сделки, которые связаны с предоставлением займов, поручительств, получением независимых гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Кроме того, Закон о предприятиях позволяет закрепить в уставе предприятия виды и (или) размер иных сделок, которые предприятие не сможет заключать без согласия собственника. Подробнее см. Какие сделки унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника;
  • заключать сделки с заинтересованностью. Подробнее см. Что такое сделка с заинтересованностью и каков порядок ее совершения унитарным предприятием;
  • заключать крупные сделки. Подробнее см. Что такое крупная сделка и каков порядок ее совершения унитарным предприятием.

Решения по вопросам согласования принимаются лицами, уполномоченными собственником имущества предприятия.

Собственник может выразить свое согласие путем визирования письма предприятия, которое обращено к собственнику (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 июля 2011 г. по делу № А82-11843/2010).

Помимо Закона о предприятиях, ограничения на совершение сделок могут быть установлены также:

  • иными законами. Как правило, это случаи, касающиеся всех юридических лиц. Например, запрет дарения между коммерческими организациями (ст. 575 ГК РФ);
  • иными нормативно-правовыми актами».

Продажа имущества государственным унитарным предприятием

Статьей 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. от 05.08.2000 N 116-ФЗ) установлено, что одним из источников финансирования дефицита федерального бюджета являются поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает, в частности, классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации, в составе которой в числе прочих средств под кодом 0600 предусмотрены поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (ст.1 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», в ред. от 07.05.2002, абз.6 разд.V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 25.05.1999 N 38н, в ред. от 18.07.2001 (с изменениями на 20.06.2002)).

В соответствии со ст.43 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме. Эти средства относятся к неналоговым доходам, которые считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации (ст.40 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Продажа недвижимого имущества, которое находится у государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения, осуществляется только с согласия собственника этого имущества (ст.295 ГК РФ).

Распоряжение Минимущества России от 25.12.2000 N 1376-р (в ред. от 19.12.2001) определяет процедуру дачи согласия на продажу недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения. Распоряжением установлено, что по поручению Минимущества России его территориальный орган или орган по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, наделенный полномочиями территориального органа Минимущества России, образуют комиссию по выработке решений о целесообразности и способе отчуждения отдельных объектов недвижимого имущества и имущественных комплексов, являющихся федеральной собственностью и расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и в установленном порядке принимают решения о даче согласия или об отказе в отчуждении федерального имущества. В целях принятия обоснованного решения комиссия изучает и анализирует просьбу о даче согласия на отчуждение имущества и сведения о предполагаемом способе отчуждения. Решение комиссии оформляется протоколом, носит рекомендательный характер и учитывается при издании распоряжения Минимущества России о даче согласия на отчуждение федерального имущества или об отказе в просьбе заявителя, о чем заявитель уведомляется путем направления письма, подготовленного отраслевым структурным подразделением за подписью заместителя министра.

Дополнительным требованием при реализации недвижимого имущества является обязательная государственная регистрация заключаемого договора (ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в ред. от 11.04.2002).

Пример. Комитетом по управлению имуществом государственному унитарному предприятию было передано недвижимое имущество на праве хозяйственного ведения. С письменного разрешения Комитета часть этого имущества впоследствии была продана за 60 000 руб. при балансовой стоимости 34 388 руб. и износе 6500 руб. Доход, полученный от реализации имущества, должен распределяться в следующем порядке: 20% — на спецсчет Комитета и 80% — балансодержателю.

При получении имущества в бухгалтерском учете предприятия сделана запись:

Дебет 01, Кредит 75, субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» — 34 388 руб. — отражена стоимость имущества, принятого к бухгалтерскому учету государственным унитарным предприятием.

При реализации имущества налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет за счет средств, полученных от покупателей. В бухгалтерском учете эта операция отражается записями:

Дебет 76, Кредит 91-1 — 60 000 руб. — признан доход от продажи имущества;

Дебет 91-2, Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС» — 10 000 руб. — начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет по проданному имуществу;

Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств», Кредит 01 «Основные средства» — 34 388 руб. — отражена первоначальная стоимость выбывающего имущества;

Дебет 02, Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств» — 6500 руб. — отражена сумма амортизации, начисленная за время использования имущества;

Дебет 91-2, Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств» — 27 888 руб. — отражена остаточная стоимость проданного имущества;

Дебет 51, Кредит 76 — 60 000 руб. — отражено поступление денежных средств от покупателя за проданное имущество;

Дебет 91-9, Кредит 99 — 22 112 руб. — отражена прибыль от реализации имущества;

Дебет 99, Кредит 68 — 5307 руб. — начислен налог на прибыль;

Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», Кредит 75, субсчет «Расчеты по распределению доходов» — 3361 руб. — начислен доход в размере 20% Комитету по управлению имуществом;

Дебет 75, субсчет «Расчеты по распределению доходов», Кредит 51 — 3361 руб. — отражено перечисление суммы дохода за проданный объект основных средств на спецсчет Комитета по управлению имуществом.

Т.Панченко

Аудиторско — правовая фирма

«ВАП — АУДИТ»

Представительские расходы
Открытие специальных валютных счетов. Продажа валюты

Возможно ли отчуждение муниципальной собственности юридическим или физическим лицом иным путем, кроме приватизации?

Основным способом отчуждения муниципальной собственности в собственность юридических и физических лиц является приватизация. В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества, в частности Федеральным законом от 21.07.1997 N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».
Статьей 1 названного Закона под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.
Однако распоряжаться муниципальной собственностью, в том числе и отчуждать ее, могут помимо собственника муниципальные предприятия, которым муниципальное имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. Рассмотрим, каким образом муниципальное предприятие может воспользоваться этим правом.
Итак, муниципальной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (п.1 ст.215 ГК РФ).
Как правило, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (п.3 ст.215 ГК РФ). Так, муниципальное имущество может быть передано муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения (ст.294 ГК РФ).
В соответствии с п.2 ст.295 ГК РФ предприятие, которому недвижимое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, вправе продавать это имущество, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным образом распоряжаться им, но только с согласия собственника имущества.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Однако в этом случае необходимо обратить внимание на следующие моменты. В силу ст.49 ГК РФ муниципальные предприятия обладают специальной правоспособностью. Поэтому действия унитарного предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом должны быть обусловлены выполнением задач его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества, в противном случае сделка по отчуждению закрепленного за предприятием имущества может быть признана недействительной на основании ст.168 ГК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.10.2000 N 4642/00).
Кроме того, в соответствии с п.9 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 в тех случаях, когда действия предприятия по отчуждению закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения движимого и недвижимого имущества, непосредственно участвующего в производственном процессе предприятия, приводят к невозможности использования имущества собственника по целевому назначению, соответствующие сделки являются недействительными по основаниям, предусмотренным ст.168 ГК РФ, независимо от того, совершены они с согласия собственника (уполномоченного им органа) или самостоятельно предприятием.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Законодательством установлено, что муниципальное имущество может быть отчуждено в собственность юридических и физических лиц посредством приватизации. Кроме того, муниципальное имущество может быть отчуждено в собственность физических или юридических лиц муниципальным унитарным предприятием, у которого имущество находится на праве хозяйственного ведения (например, посредством купли — продажи, внесения в уставный капитал предприятия, дарения), при условиях, что действия муниципального предприятия по распоряжению муниципальным имуществом соответствуют специальной правоспособности такого предприятия и в дальнейшем отчуждаемое имущество используется по целевому назначению. А в случае отчуждения недвижимого имущества необходимо также согласие собственника этого имущества.
Следует особо отметить, что в соответствии с п.1 ст.213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которые в соответствии с законом могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Подписано в печать Е.Карсетская
10.03.2002 «АКДИ «Экономика и жизнь», 2002, N 3

В уставе акционерного общества содержится положение о том, что единоличный исполнительный орган общества состоит из двух лиц: президента и генерального директора. Полномочия указанных лиц по управлению обществом строго разграничены уставом и не пересекаются. В результате оба лица действуют в соответствии с компетенцией, определенной уставом. Правомерно ли это? «
Бухгалтерские консультации «

Как продать муниципальное имущество без торгов

В современной экономической системе отношений, муниципальные органы власти занимают довольно скромное место, так как в основном все формы хозяйствования сосредоточены в России, где порядка 70 — 80% занимает государственный сектор (или частно — государственный), порядка 18 % частный бизнес и на муниципальный сектор приходится всего лишь 1-2 % национальной экономики. Тем не менее, именно муниципалитеты являются той основой, на которой создается повседневная жизнь и быт большинства граждан, и значение органов местной власти в управлении местной (региональной) экономикой трудно переоценить.

Однако существующая в настоящее время система распределения государственных полномочий между федеральным центром, региональным уровнем власти и муниципалитетами создала такое положение, в котором на долю муниципальных образований приходится очень малая часть тех доходов (в виде налогов всех видов), которые составляют общегосударственный бюджет.

В этих условиях многие муниципальные образования вынуждены идти по пути изыскания дополнительных источников дохода в свои бюджеты. В рамках существующего законодательства, одним из таких методов является эффективное управление муниципальным имуществом, в том числе и его продажа, приватизация или безвозмездное пользование муниципальным имуществом без проведения торгов
Согласно положениям норм законов таких, например, как ФЗ 44 и ФЗ 223, а также многими постановлениями Правительства и ФАС (Антимонопольной службы), реализация права муниципалитетов на отчуждение практически любого имущества должно проходить на конкурсной основе.

Это очень эффективная и удобная схема для того, чтобы продать непрофильное имущество местных органов власти, когда на конкурсной основе, можно за порядком устаревший объект недвижимости или земельный участок, получить неплохие деньги. Но это возможно только в том случае, если конкурсные торги признаны состоявшимися и интерес к этому активу был больше чем у одного участника. А что делать, если нет, желающих участвовать в конкурсных торгах или аукционах на имущество, от которого хотел бы избавиться город или поселок.

Для этих случаев существует несколько методов таких, как приватизация, продажа или предоставление муниципального имущества без торгов, без конкурсов и аукционов. В этой статье будет рассказано о том, как продается и осуществляется передача муниципального имущества без торгов, на какой правовой базе строится такая система отношений и как такие схемы реализуются на практике.

Условия продажи и предоставление муниципального имущества без проведения торгов

Условия продажи и реализация муниципального имущества без проведения торгов регламентируются многими положениями федерального законодательства, начиная от Конституции РФ, закрепляющая за муниципалитетами право распоряжения своей собственностью, нормами закона ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и многими отраслевыми нормативными актами.

В общем виде передача муниципального имущества безвозмездно без торгов или продажа муниципального имущества может быть реализована в следующих случаях:

  • продажа имущества товариществам собственников жилья,
  • лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона,
  • образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая государственные и муниципальные образовательные учреждения, продажа муниципального имущества
  • муниципальным компаниям и предприятиям
  • медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.
  • продажа муниципального имущества.

Кроме того, имущество может быть продано без торгов и заключены муниципальные контракты без торгов на бессрочную аренду любым лицам, если:

  • передается на срок не более чем 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев,
  • представляет собой часть помещения, здания, строения или сооружения и при этом общая площадь передаваемого имущества не превышает 20 кв. м или не превышает 10 процентов площади такого помещения, здания, строения или сооружения.

Полномочия муниципалитетов по торгам имуществом

Также в некоторых случаях муниципалитеты имеют право передавать имущество муниципальных предприятий или компаний, принадлежащих им на праве собственности в долгосрочный лизинг, что по своей сути представляет продажу имущества в рассрочку.

Как выкупается муниципальное имущество

Чтобы было понятно, как работает вся эта система на практике, следует рассмотреть некоторые моменты системы реализации и отчуждение муниципального имущества без торгов, подробнее.

  1. Приоритетное право выкупа или аренды. Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» и на федеральном уровне устанавливающий, ранее не предусмотренный законодательством способ приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно Закону от 22.07.2008г. (ст. 3) предприниматели могут выкупить (заключить муниципальный контракт без торгов) арендуемое недвижимое имущество из государственной собственности субъекта Российской Федерации или из муниципальной собственности (пролонгация договора муниципального имущества без торгов) при одновременном соблюдении следующих условий:

Муниципальные контракты

Система управления муниципальным имуществом

  • Арендуемое имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух лет или более до дня вступления в силу Закона от 22.07.2008 на основании договора или договоров аренды этого имущества. При этом возможны ситуации, когда арендатор на момент вступления в силу Закона от 22.07.2008г. владел арендованным имуществом два или более двух лет, но договор аренды прекратился, и только затем было принято решение о приватизации данного имущества. Понятно, что в таком случае право на выкуп у бывшего арендатора возникнуть не может.

Известно, что договор аренды может быть заключен и на определенный, и на неопределенный срок. При этом, если договор заключен на срок от одного года и более, у арендатора возникает право на выкуп (пролонгация договора муниципального имущества без торгов) только в случае государственной регистрации договора аренды в установленном законодательством порядке (п. 3 ст. 433 ГК РФ).

  • Отсутствует задолженность по арендной плате за арендуемое имущество. Отсутствует задолженность по неустойкам (штрафам, пени) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч.4 ст. 4 Закона от 22.07.2008г., а в случае, прямо предусмотренном Законом от 22.07.2008г., — на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
  • Арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. См. ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Выкупить имущество можно только в том случае, если публичный собственник (муниципалитет) не включил его в перечень объектов, используемых для адресной поддержки малого и среднего бизнеса. Например, бизнес — инкубаторы, торговые заведения для данной категории предпринимателей и пр.
  • Площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 № 961 предельные значения были установлены в размере 1000 кв. метров, а максимальная рассрочка платежа – 3 года. Для сравнения — Законом Республики Татарстан от 3.10.2008 № 79-РТ предельные значения были установлены в размере 1500 кв. метров с максимальной рассрочкой 12 месяцев.

В общем порядке арендатор, желающий выкупить имущество, реализует право на выкуп по цене, определяемой в особом порядке – независимым оценщиком. И потому он не связан условиями продажи, согласованными между покупателем и продавцом.

Закон от 22.07.2008г. содержит две процедуры выкупа: перед выставлением на продажу в процессе приватизации и инициативный выкуп по заявлению арендатора.

В первом случае, собственник намерен приватизировать недвижимость, которую занимает арендатор, и включает ее в нормативные акты о планировании приватизации государственного или муниципального имущества. Арендатор же в соответствии с положениями Закона от 22.07.2008 г. в этом случае вправе обратиться к публичному собственнику с заявлением о своем намерении выкупить недвижимое имущество до его приватизации. Это заявление порождает обязанность публичного собственника заключить договор купли-продажи данного имущества с арендатором и таким образом остановить приватизацию имущества по плану.

Второй случай. Арендатор может по своему усмотрению принять решение о реализации права на выкуп имущества (предусмотрено Законом от 22.07.2008г.) и направить соответствующее заявление публичному собственнику. Это заявление порождает обязанность собственника продать недвижимость субъекту малого или среднего предпринимательства.

  1. Приватизация муниципального имущества

Несмотря на то, что основной этап приватизации муниципального или государственного жилья в собственность остался в далеком прошлом, все же этот метод пока остается одним из основных, которым пользуются многие муниципалитеты России.

Согласно законам о приватизации 1997г («о приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», от 21.07.1997 N 123-ФЗ) и 2001г. («О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ), под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц.

Цели приватизации

Основными принципами приватизации государственного и муниципального жилищного фонда являются:

  • добровольность приобретения гражданами жилья в собственность;
  • бесплатная передача гражданам занимаемых ими жилых помещений;
  • гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения только один раз.

В качестве нормативно-правовой базы приватизации жилья даже в настоящее время используются следующие государственные акты.

Приватизация жилищного фонда в РФ регулируется в основном следующими правовыми актами:

  • Законом РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»;
  • Положением о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18 ноября 1993 года №4;
  • от 25 февраля 2013 года №16-ФЗ «О внесении изменения в статью 2
  • Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Сроки приватизации

Перечисленные нормативные акты являлись базой для органов муниципального управления для разработки своих собственных. В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ процесс приватизации включает несколько этапов:

Приватизация квартиры

  • подача заявки на приватизацию;
  • принятие полномочным государственным органом или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного объекта;
  • составление и утверждение плана приватизации;
  • заключение с приобретателем приватизируемого предприятия (имущества) договора. т.е. заключение договора с муниципальным образованием без торгов.

При этом, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

  1. Лизинг муниципального имущества.

Почти в каждом муниципальном образовании в РФ есть немало предприятий, принадлежащих городской (поселковой) власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В некоторых случаях бывает оправдана не прямая продажа имущества таких предприятий, а продажа их через систему лизинговых контрактов.

В этом случае муниципалитет получает не только цену за конкретное имущество или объект недвижимости, но и в течение нескольких лет имеет возможность получения дополнительной прибыли в виде процентов, по переданному в лизинг имуществу.

К сожалению, такая форма продажи муниципального имущества без торгов используется довольно редко, так как муниципалитетам на рынке лизинга трудно конкурировать со специализированными коммерческими лизинговыми компаниями. Но в случае, если нужно пополнить местный бюджет — это бывает иногда почти единственным и оптимальным вариантом для городских властей, особенно небольших муниципалитетов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *