Разрешение на строительство лэп

Линии электропередач бывают кабельные и воздушные. Но при монтаже и тех и других требуется отвод земли и разрешительная документация. Как же определить: нужно получать разрешение на строительство ЛЭП или нет? Мы готовы поделиться с вами информацией.

Как понять, нужно ли получать разрешение на строительство ЛЭП или нет?

Строительство ЛЭП — затратное дело. Это и установка столбов, и прокладка трассы, и оформление документов, а еще отвод земли под трассу, согласование с землепользователями, и запреты на размещение сооружений после строительства в санитарной зоне ЛЭП.

Для строительства капитальных объектов нужно разрешение. У ЛЭП существует свой порядок получения разрешения на строительство и немного иной состав проектной документации.

Например, в Москве существует нормативный акт, который устанавливает такое правило: если ЛЭП планируется с напряжением до 20 кВ включительно, то получать РНС вовсе не нужно. Значит, ответ на вопрос простой — получение разрешения зависит от проектной мощности ЛЭП.

Почему получить разрешение на строительство ЛЭП сложнее, чем на площадной объект?

Проектная документация для строительства ЛЭП должна предусмотреть много нюансов, и главный из них — отвод земель для строительства. Что кабельная, что воздушная линия требует много мелких земельных участков под опорами.

И эти крохотные кусочки неизбежно попадают на участки других землепользователей. И главная задача при строительстве ЛЭП — согласовать размещение объектов на чужих землях, и это уже задача не из легких.

В нашем распоряжении почти весь спектр прав, придуманных земельными законами: и право аренды, и собственности, и сервитуты. А еще весь набор дипломатических качеств — потому что договориться с несколькими сотнями человек (а их может быть и больше, если это долевые собственники бывших колхозных земель) бывает очень трудно и затратно.

Кроме того, если ЛЭП идет по межселенным землям и сельским угодьям, нужно проводить рекультивационные работы. Но и это не все. Для получения разрешения на строительство ЛЭП нужно заранее просчитать, куда попадают охранные зоны.

Получаем разрешение на строительство ЛЭП и улаживаем проблемы с землепользователями

Итак, чтобы получить РНС на строительство ЛЭП, необходимо:

  1. Провести сбор исходных данных — по каким землям пройдет линия, кто ими владеет и как с ними договориться.
  2. Заключить договоры аренды и соглашения о сервитутах с землепользователями.
  3. Подготовить проектную документацию с учетом охранных зон.
  4. Получить заключения экспертизы по разделам проектной документации.
  5. Получить разрешение на строительство.

Объем работ получается значительный. Компания «Земельный юрист» работает специально ради решения подобных задач — длительных, затратных и требующих специальных знаний и опыта. Обратитесь за консультацией, и мы вместе наметим оптимальные пути решения поставленных задач.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Пелымская О.В. 1 Кравченко Е.Г. 1 Кряхтунов А.В. 1 1 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет» Рассмотрена особенность оформления линейного объекта – кабельных линий электропередачи на примере города Тюмени. Исследован существующий механизм оформления линейных объектов согласно Градостроительному кодексу РФ, проведен анализ затрат необходимого времени для оформления кабельных линий электропередач. Установлено, что фактическое время, затрачиваемое на оформления линейных объектов, значительно превышает сроки, установленные законодательством. В результате был предложен алгоритм процедуры оформления землеустроительной документации. Внедрение предложенного алгоритма позволит значительно сократить сроки оформления линейных объектов – кабельных линий электропередачи. 119 KB алгоритм процедуры оформления электроэнергетика линейные объекты оформление прав 1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 21.10.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013) принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22.12.2004// Рос.газ. – 2004. – 30 дек.; Парламент. газ. – 2004. – 2005. – 14 янв.; Собр. законодательства Рос. Федерации – 2005. – 3 янв. № 1, ч. 1, ст.16. 2. Климова Л.А. Получение разрешительной документации на новое строительство и реконструкцию объектов капитального строительства. Законодательство, опыт и проблемы. М.: Изд-во МАКС Пресс, 2008. – 165 с. 3. Официальный сайт ОАО «Тюменьэнерго» http://www.te.ru/ 4. СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Утверждены постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 №78 (ред. от 25.08.1993). 5. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственном кадастре недвижимости», принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 04.07.2007, одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 11.07.2007 // Рос. газ. – 2007. – 01 авг.

На сегодняшний день приоритетным направлением в развитии экономики Российской Федерации является развитие отрасли электроэнергетики. Электроэнергетика – важнейшая инфраструктурная отрасль, необходимая во всех аспектах жизнедеятельности общества: в производстве и в быту, транспорте и связи, в отдыхе и развлечениях. Она имеет двоякое свойство. С одной стороны, новые объекты требуют развития инфраструктуры электроэнергетики, а с другой стороны, наличие этой инфраструктуры в конкретном регионе делает его привлекательным для инвестиций в строительство новых объектов, обеспечивающих жизнедеятельность общества.

Законодательство Российской Федерации в этой области не имеет сформированного механизма действия при оформлении прав на линейный объект. После выхода Федерального закона от 20 марта 2011г. № 41-ФЗ стало уделяться особое внимание специфике градостроительной деятельности применительно к линейным объектам .

Примечательно то, что изменения в Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), отражающие особенности линейных объектов, такие, например, как протяженность, были внесены только в конце 2006 г. – Постановлением Правительства РФ от 22.11.2006 № 710.

Градостроительный кодекс РФ предусматривает специальный порядок выдачи разрешений на строительство линейных объектов и другой состав проектной документации объектов капитального строительства по сравнению с другими объектами. В каждом конкретном случае при подготовке проекта строительства органам власти и застройщикам приходится решать массу вопросов с правами на земельный участок и объекты недвижимости, что в конечном итоге усложняет оформление линейных объектов – кабельных линий электропередач.

Также актуальной проблемой на сегодняшний день является ограниченность количества земельных участков для строительства линейных объектов, представляет одну из основных проблем в г. Тюмени в связи с плотностью застройки.

В соответствии с действующим законодательством для строительства линейных объектов необходимо отведение земельных участков .

Кроме отведения земельных участков для строительства, требуют отведение земельных участков для эксплуатации, что подразумевает формирование земельных участков за счет частей земельных участков, в том числе и третьих лиц.

Действующее законодательство не учитывает специфики линейных объектов, поэтому на сегодняшний день оформление земельных отношений и государственная регистрация прав осуществляются на основании общих норм.

Между тем имеется острая необходимость принятия специальных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления земельных участков под линейными сооружениями.

В соответствии с правилами землепользования и застройки г. Тюмени практически все линии электропередачи строятся в кабельном исполнении.

В таблице предоставлен алгоритм процедуры оформления землеустроительной документации, действий и сроков проектирования, государственной экспертизы инженерных изысканий и проектной документации, процедуры приемки и ввода в эксплуатацию объекта завершенного строительства.

Алгоритм процедуры оформления землеустроительной документации для линейных объектов

Этап

Сроки, установленные законодательством

Фактические сроки

1. Подача заявки в Департамент имущественных отношений, подготовка решения о предварительном согласовании места размещения линейного объекта

30 дней

90 дней

2. Кадастровые работы

Не определены

21 дней

3. Постановка земельного участка на государственный кадастровый учет

18 дней

18 дней

4. Подача заявки в ДИО ТО и подготовка решения о предоставлении в аренду ЗУ

14 дней

30 дней

5. Подготовка договора аренды земельного участка

14 дней

30 дней

6. Регистрация договора аренды

18 дней

18 дней

ИТОГО: сроки, затраченные наоформление землеустроительной документации

115 дней

207 дней

7. Получение градостроительного плана

30 день

30 дней

8. Проведение конкурсных процедур по определению подрядной организации

Не определены

20 дней

9. Инженерные изыскания

Не определены

30 дней

10. Экспертиза результатов инженерных изысканий

Не определены

20 дней

11. Проектирование

Не определены

30 дней

12. Согласование проекта

Не определены

20 дней

13. Государственная экспертиза проектной документации

60 дней

60 дней

ИТОГО: сроки, затраченные на проектирование и государственную экспертизу инженерных изысканий и проектной документации

210 дней

210 дней

14. Получение разрешения на строительство

10 дней

10 дней

15. Получение разрешения на проведение земляных работ

Не определено

10-15 дней

16. Конкурс на проведение строительно-монтажных работ

Не определены

20 дней

17. Выполнение строительно-монтажных работ

Не определены

30 дней

18. Изготовление технического плана

Не определены

15 дней

19. Ввод объекта в эксплуатацию

10 дней

10 дней

20. Получение кадастрового паспорта объекта

18 дней

18 дней

21. Регистрации права собственности на объект

18 дней

18 дней

ИТОГО: Сроки, затраченные на процедуры приемки и ввода в эксплуатацию объекта, завершенного строительством

131 день

131 день

ИТОГО: Сроки, затраченные на оформление линейного объекта

456 дней

548 дней

В итоге в существующем алгоритме сроки, затраченные на оформление линейного объекта, составляют 548 дней по факту и 456 дней с учетом сроков, установленных законодательством.

При строительстве линейных объектов для технологического присоединения объектов капитального строительства застройщика сетевой организацией возникают трудноразрешимые проблемы, обусловленные специфичностью линейных объектов, проходящих по земельным участкам различных правообладателей.

Для решения этих проблем необходимо:

  • внести изменения в положение о публичном сервитуте Тюменской области в части возможности установления публичного сервитута для строительства электрических сетей;
  • внести изменения в закон о государственной регистрации в части сокращения сроков регистрации публичных сервитутов;
  • внести изменения в Административный регламент г. Тюмень, в части изменения сроков для выдачи разрешения на проведение земельных работ;
  • внести изменения в Градостроительный кодекс правила технологического присоединения по порядку допуска и ввода объекта в эксплуатацию.

При этом не требуется формирование отдельных участков и соответственно проведение связанных с этим кадастровых работ на основании проекта планировки территории без изменения категории земельного участка и его разрешенного использования с внесением сведений в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия .

Объекты электросетевого хозяйства, создаваемые для подключения объектов капитального строительства на территории муниципальных образований, попадают под положение статьи 51 Градостроительного кодекса как вспомогательные объекты, в связи с чем предусмотреть отсутствие необходимости проведения следующих мероприятий:

  • государственная экспертиза проекта;
  • получение разрешения на строительство;
  • разрешение на ввод объектов в эксплуатацию.

Таким образом, предлагаемый алгоритм оформления прав на линейные объекты представлен на рисунке.

В предлагаемом алгоритме сроки, затраченные на оформление линейного объекта, сокращаются до 77 дней.

Реализация предложенного алгоритма позволит:

  1. Значительно сократить сроки строительства и оформления линейных объектов – кабельных линий электропередачи на территории г. Тюмени.
  2. Улучшить инвестиционный климат г. Тюмени.
  3. Повысить доступность потребителей услуг по передачи электроэнергии и снабжению соответствующим ресурсом.
  4. Сократить затраты на оформление линейных объектов – кабельных линий электропередачи в г. Тюмени.

Предлагаемый алгоритм процедуры оформления землеустроительной документации

Рецензенты:

Библиографическая ссылка

Пелымская О.В., Кравченко Е.Г., Кряхтунов А.В. ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ – КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТЮМЕНИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14158 (дата обращения: 28.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Алексей Иванов, давайте разберём Вашу проблему по полочкам.
Сообщение от Алексей Иванов Получил отказ, так как, они говорят, ВЛ была передана на баланс ЭСО прежним хозяином участка. Значит, они утверждают, — это собственность ЭСо и они не собираются ничего отключать, они даже умудрились подключить подземным кабелем еще одного пользователя без согласия владельцев участка. Но в справке, которая у нас на руках указано, что участок ВЛ принят на баланс ЭСО, однако, там же указано, что собственник ВЛ — прежний хозяин участка. В нынешней ситуации — чья же собственность эта ВЛ? Во-первых надо понять, что же такое ВЛ и из чего она состоит. Поднимаем нормативные документы и смотрим:
1. Справочник «Термины и определения в электроэнергетике»
Определение – Линия электропередачи, провода которой поддерживаются над землей с помощью опор, изоляторов
Стандарт – ГОСТ 24291-90
2. Правила устройства электроустановок
2.4.2. Воздушная линия (ВЛ) электропередачи напряжением до 1 кВ — устройство для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям.
2.4.3. Магистраль ВЛ — участок линии от питающей трансформаторной подстанции до концевой опоры.
Из прочитанного выше можно заключить, что прежний собственник участка передал на баланс ЭСО провода и опору ВЛ, но не более.
Теперь надо рассмотреть вопрос о участке земли на котором установлена конструкция ВЛ. И что мы видим? Участок земли принадлежит Вам на правах собственности без какого-то либо обременения (сервитут). Земе́льный сервиту́т — право ограниченного пользования чужим земельным участком. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
И в заключении открываем и читаем Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», где описаны действия ЭСО по легализации охранной зоны ВЛ. Эти пункты надо прочитать досконально и внимательно, чтобы понять, какие же документы должны быть у ЭСО на право прокладки ВЛ по Вашему участку. Читаем внимательно!
II. Установление охранных зон
5. Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.
6. Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее — сетевая организация).
Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.
После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.
Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
7. Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений.
Теперь, надеюсь, у Вас не возникнет вопросов о законности ВЛ на Вашей собственности. Пусть демонтируют свою собственность (провода и опору) с Вашей собственности. Любой суд будет только на Вашей стороне.

Отечественная судебная практика показывает, что большинство недобросовестных продавцов таких соток с «обременением» говорят, что опора на самом деле не такая уж проблема и ее можно «подвинуть». Но Верховный суд РФ, пересматривая один из подобных споров, сказал, что опоры линии электропередачи не являются самостоятельными объектами недвижимости. В этих случаях один объект — вся линия электропередачи со всеми опорами вместе.

А началось все с того, что в суд пошел некий гражданин, который купил участок. Рядом, на соседних сотках, стоит опора ЛЭП. Истец попросил суд обязать соседа «устранить препятствие в пользовании участка и демонтировать опору». Причина — он из-за опоры и проводов не может использовать свой участок по прямому назначению — индивидуальное жилищное строительство».

Районный суд в этой просьбе хозяину участка отказал. А вот апелляция это решение отменила и вынесла свое — пусть убирает. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда с таким решением не согласилась и вердикт коллег отменила.

Вот разъяснения высокой судебной инстанции. По закону, а в этом случае это Земельный кодекс, собственник может строить на своей земле все что захочет, но в рамках дозволенного: по градостроительным, санитарным, экологическим и прочим нормам (статья 40). По тому же кодексу нельзя делить участок так, чтобы оставшиеся сотки или какие-то ограничения не позволяли использовать землю по целевому назначению.

Районный суд, когда рассматривал это дело, установил — ЛЭП приняли в промышленную эксплуатацию в 2006 году. Прохождение трассы было согласовано как положено, и ничьих интересов она не затрагивала, так как шла по полям. Годы спустя местная администрация поделила поле на участки и продала гражданам. Участок, принадлежащий истцу, был выделен с обременением — установлена охранная зона уже стоящей опоры ЛЭП.

Составная часть единого комплекса не является самостоятельным объектом

Первоначально охранная зона занимала 1/7 часть участка истца. Позже этот гражданин сам поделил участок на два. Один из них получил новый адрес, кадастровый номер и был собственником продан. И тот, кто купил, теперь просит суд обязать соседа убрать опору ЛЭП с участка, так как она мешает ему строить дом, ведь охранная зона опоры заняла четверть вновь образованного участка.

Районный суд, отказав в иске, сказал, что высоковольтная линия — это неотъемлемая часть объекта, строительство которого было разрешено и который законно введен в эксплуатацию.

Апелляция, посчитав, что опору ЛЭП гражданин вполне может убрать с участка и не мешать соседу, сказала, что землю ему под опору никто не выделял. Значит, опора — самовольная постройка. И опора нарушает права соседа, как собственника участка.

Верховный суд с такой постановкой вопроса не согласился. Суд не согласен, что опора — самостоятельный объект и она самовольная постройка.

Верховный суд напомнил Гражданский кодекс, в котором сказано, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения этой вещи или изменения ее назначения, поступает в оборот как единый объект и считается неделимой вещью. К таковым относятся автомобильные дороги, трубопроводы, линии электропередачи и связи.

Из всего сказанного Верховный суд делает вывод: составная часть единого и недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу. И составная часть единого объекта не может быть признана самовольной постройкой.

Местному апелляционному суду придется решать спор заново.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *