Разграничение предметов ведения

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ является одним из принципов федерализма. Он напрямую закреплен в ст. 5 Конституции РФ.

Под предметами ведения понимаются сферы общественных отношений, регулирование которых отнесено либо к компетенции РФ, либо к компетенции субъектов РФ, либо к их совместной компетенции.

По каждой из групп предметов ведения органы государственной власти РФ или субъектов РФ обладают определенными полномочиями. Под полномочиями понимается совокупность прав и обязанностей органов государственной власти по предметам их ведения.

Конституция РФ в ст. 71—73 закрепляет три группы предметов ведения.

Предметы ведения Российской Федерации — это сферы общественных отношений, правовое регулирование в которых осуществляется только федеральными органами государственной власти. В данных сферах могут приниматься федеральные конституционные законы и федеральные законы. Предметы ведения Российской Федерации перечислены в ст. 71 Конституции РФ. Например, принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; управление федеральной государ-

ственной собственностью; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе и др.

Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов — это сферы общественных отношений, правовое регулирование в которых осуществляется и федеральными органами государственной власти, и органами государственной власти субъектов РФ. В данных сферах могут приниматься как федеральные законы, так и законы субъектов РФ. Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Предметы совместного ведения перечислены в ст. 72 Конституции РФ. Это, например, природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

Предметы ведения субъектов Российской Федерации — это сферы общественных отношений, правовое регулирование в которых осуществляется субъектами РФ. В данных сферах принимаются законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным по вопросам ведения субъектов РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ. Предметы ведения субъектов РФ в Конституции РФ не перечислены. Они определены по остаточному принципу. В ст. 73 Конституции РФ сказано: «Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти». В исключительном ведении субъектов Российской Федерации находятся, например, вопросы об изменении своего наименования, об административно-территориальном устройстве субъекта Федерации, об учреждении конституционного (уставного) суда субъекта РФ.

Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в настоящее время закреплены в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». К таким общим принципам относятся:

  • • принцип верховенства Конституции РФ. Данный принцип означает, что предметы ведения, установленные Конституцией РФ, не могут передаваться или перераспределяться в текущем законодательстве или договорах о разграничении полномочий. Между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ возможно перераспределение лишь полномочий (т.е. конкретных прав и обязанностей);
  • • принцип обеспеченности полномочий материальными и финансовыми ресурсами. В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержится перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Осуществление этих полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов РФ осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). В случае заключения соглашений о взаимном делегировании полномочий в них должна предусматриваться передача соответствующих материальных ресурсов и денежных средств;
  • • принцип равноправия субъектов РФ и недопустимости ущемления их интересов при разграничении полномочий между ними и федеральной властью.

Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов осуществляется в двух формах:

  • 1) законодательное разграничение полномочий — согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также в текущем законодательстве;
  • 2) договорное разграничение полномочий: возможно заключение следующих видов договоров:
    • — Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Его сторонами являлись, с одной стороны, Российская Федерации, с другой — республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область. Данный договор был инкорпорирован в Конституцию РФ в ст. 71—73. В части же, противоречащей Конституции РФ, договор не действует (см. п. 1 «Заключительных и переходных положений» Конституции РФ). Таким образом, можно констатировать, что данный договор утратил свое значение в качестве юридического документа, разграничивающего полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами;
    • — двусторонние договоры. Сторонами таких договоров являются, с одной стороны, органы государственной власти Российской Федерации, с другой — органы государственной власти конкретного субъекта РФ. Принципы и порядок заключения таких договоров урегулирован Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Заключение таких договоров допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий.

В таких договорах должен быть установлен перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ, должны определяться условия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действия договора о разграничении полномочий и порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного расторжения договора. Языком договора о разграничении полномочий является русский язык. По договоренности сторон договор о разграничении полномочий может быть составлен и подписан одновременно и на государственном языке республики в составе Российской Федерации.

Проект договора должен быть представлен высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ для одобрения. Если договор одобрен, то высшее должностное лицо субъекта РФ уведомляет об этом Президента РФ. Договор о разграничении полномочий подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Затем Президент РФ в течение 10 дней после подписания договора о разграничении полномочий вносит в Государственную Думу проект федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий.

Договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий, если данным федеральным законом не установлено иное. Срок действия договора о разграничении полномочий не может превышать десять лет. Досрочное расторжение договора о разграничении полномочий возможно по взаимному согласию сторон или на основании решения суда;

— соглашения о передаче части полномочий между органами исполнительной власти. Сторонами таких соглашений будут, с одной стороны, федеральные органы исполнительной власти, с другой — исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Такие соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. При передаче полномочий обязательным условием является передача необходимых материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления. Данные соглашения подписываются руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Подробным образом порядок заключения таких соглашений урегулирован в Постановлении Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. № 924 «О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий».

73.Разграничение полномочий между федеральным центром и регионами России.

  • •1.Роль Администрации в системе обеспечения функций Президента рф.
  • •2.Институт президентства в системе государственного управления современной России.
  • •3.Совет Федерации, как институт представительства субъектов рф.
  • •4.Государственная Дума в системе политического управления современной России.
  • •5.Роль Правительства рф в системе органов исполнительной власти России.
  • •6. Судебная власть в рф: функционально-отраслевое значение.
  • •7. Законодательная власть в субъектах рф. (Тюменская областная Дума).
  • •9. Система исполнительных органов власти в субъектах рф. (Правительство Тюменской области)
  • •10. Становление и развитие федерализма в России.
  • •2. По временным рамкам:
  • •3. По средствам управления:
  • •12. Государственная политика в рф: основные направления.
  • •13. Государственная власть: конституционные основы.
  • •14.Структура органов государственной власти на федеральном уровне.
  • •15. Законодательный процесс, как механизм разработки и принятия государственных решений.
  • •16. Общественная палата, как орган общественного контроля в системе государственного управления современной России.
  • •17. Политические партии России и их роль в системе государственного управления.
  • •21. Центральная избирательная комиссия: функции и роль в деятельности системы государственного управления.
  • •22. Счетная палата рф: основные направления деятельности на современном этапе.
  • •23. Федеральное казначейство, как орган финансового контроля в бюджетной сфере рф.
  • •24. Роль Уполномоченного по правам человека в обеспечении соблюдения конституционных прав и свобод граждан (Памфилова э.А., в Тюменской области Миневцев с.В.)
  • •25. Институт уполномоченных по правам ребенка в системе государственного управления. (Астахов п.А., в Тюменской области Степанов а.Э.)
  • •26. Теоретические основы местного самоуправления.
  • •27. Территориальные основы организации местного самоуправления.
  • •28. Правовые основы организации местного самоуправления в рф.
  • •29. Муниципальная реформа в России.
  • •31. Организационные основы местного самоуправления в России.
  • •Структура омсу
  • •32. Представительный орган муниципального образования.
  • •Варианты взаимоотношений с главой мо.
  • •35. Общие принципы организации муниципальной службы.
  • •36. Должности в системе муниципальной службы. Надо дописать категории должностей.
  • •37.Муниципальный служащий: правовой статус (фз № 25 «о муниципальной службе в рф», Закон то № 10 «о муниципальной службе в то»).
  • •38. Порядок поступления на муниципальную службу.
  • •40.Кадровый резерв, как инструмент формирования кадрового потенциала органов местного самоуправления.
  • •41. Муниципальные выборы, как форма прямого изъявления граждан.
  • •43. Правотворческая инициатива: механизм реализации (вопросы местного значения).
  • •44. Опрос граждан, как форма учета мнения населения в системе местного самоуправления (вопросы местного значения).
  • •45. Конференция и собрание граждан, как формы представительства населения при решении вопросов местного значения.
  • •46. Сход, как форма деятельности представительного органа местного самоуправления.
  • •47.Публичные слушания: цели и порядок проведения.
  • •48. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, как форма общественного контроля за деятельностью выборных органов.
  • •49. Территориальное общественное самоуправление, в системе местного самоуправления.
  • •50. Обращения граждан: организационно-правовое регулирование.
  • •51. Государственная служба как система, ее правовое регулирование, основные принципы и виды.
  • •52. Правовые основы современной российской системы государственной гражданской службы (Что регулирует 58 и 79 фз???)
  • •53. Должности государственной гражданской службы: виды и квалификационные требования.
  • •54. Реестр государственных должностей на федеральном и региональном уровне.
  • •57. Антикоррупционная политика в современной России.
  • •58. Конституция рф, как вид правовых норм.
  • •61.Международные правовые акты, международные договоры рф как источники государственного права.
  • •62.Бюджетная система рф: понятие, принципы построения.
  • •63.Государственный бюджет: структура, функции и состояние в современной России.
  • •67.Характеристика формы Российского государства.
  • •69.Роль природных ресурсов в социально-экономическом развитии региона.
  • •70. Типология российских регионов по уровню социально-экономического развития.
  • •71.Зарубежный опыт местного самоуправления (на примере 1-2 стран).
  • •72. Зарубежный опыт организации государственного управления.
  • •73.Разграничение полномочий между федеральным центром и регионами России.
  • •74. Правовые основы организации федерального, регионального государственного управлении и местного самоуправления.

Разграничение предметов введения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами

Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ является одним из конституционных принципов российского федерализма и относится к основам конституционного строя России.

Существуют два основных способа регулирования отношений между Российской Федерацией и ее субъектами: конституционно-правовой и договорный.

Конституционно-правовой способ разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ заключается в том, что именно в Конституции РФ устанавливаются перечни предметов ведения и полномочий Российской Федерации, совместного ведения России и ее субъектов и исключительного ведения субъектов РФ.

Существуют три юридических способа закрепления различных полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами:

  • 1) закрытые или списочные полномочия;
  • 2) открытые полномочия;
  • 3) остаточные полномочия.

В ст. 71 и 72 Конституции РФ содержится закрытый перечень предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, который может быть изменен только в порядке, предусмотренном для внесения поправок в Конституцию РФ, т.е. установлены закрытые перечни предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 73 Конституции РФ остальные предметы ведения отнесены полностью к ведению субъектов РФ, т.е. использован остаточный принцип определения полномочий.

Правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на всей территории РФ.

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, условно можно разделить на следующие группы.

  • 1. Государственного строительства или учредительные: принятие и изменение Конституции РФ; федеративное устройство и территория РФ; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная служба; метеорологическая служба; стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.
  • 2. Законодательные и правоохранительные: принятие и изменение федеральных законов; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; регулирование и защита прав национальных меньшинств; судоустройство, прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.
  • 3. Социально-экономические: управление федеральной государственной собственностью; установление основ федеральной политики и разработка федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.
  • 4. Военные: оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны РФ и континентального шельфа РФ.
  • 5. Внешнеполитические и внешнеэкономические: внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации.
  • 6. По конкретизации статуса личности: государственные награды и почетные звания; гражданство в Российской Федерации; амнистия и помилование.

По вопросам, отнесенным ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, издаются два вида федеральных законов:

  • 1) федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования;
  • 2) федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.

Примечательно, что Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в ст. 26.4 предусматривает участие органов государственной власти субъекта РФ в рассмотрении Госдумой проектов федеральных законов по предметам совместного ведения.

Процедуру этого участия можно разделить на ряд последовательных стадий.

  • 1. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Для этого проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после их внесения в Госдуму направляются в органы государственной власти субъектов РФ для представления ими в 30-дневный срок отзывов, которые оформляются постановлениями соответствующих органов. В ч. 2 ст. 118 Регламента Госдумы предусмотрено, что при рассмотрении Госдумой законопроекта по предметам совместного ведения в первом чтении представитель ответственного комитета доводит до сведения депутатов Госдумы информацию о позиции органов государственной власти субъектов РФ, представивших отзывы на законопроект.
  • 2. Если законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ более чем 1/3 субъектов РФ выскажутся против принятия соответствующего федерального закона, по решению Госдумы создается согласительная комиссия.

Отзыв органов государственной власти субъекта на проект закона по предметам совместного ведения считается положительным, если законодательный (представительный) и высший исполнительный органы власти субъекта РФ выскажутся за принятие данного проекта федерального закона. Отзыв считается отрицательным, если органы государственной власти субъекта выскажутся против его принятия.

  • 3. Если мнения законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов государственной власти субъекта РФ разделились, следует считать, что мнение органов государственной власти субъекта РФ не выражено.
  • 4. После принятия проектов федеральных законов по предметам совместного ведения Госдумой в первом чтении они направляются в законодательные (представительные)

органы государственной власти субъектов РФ для представления поправок. Поправки должны быть представлены в 30-дневный срок. До истечения этого срока рассмотрение законопроектов во втором чтении не допускается.

К предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, установленным в 14 пунктах ст. 72 Конституции РФ, относятся следующие.

  • 1. Учредительные: установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Pel) и федеральным законам.
  • 2. Правозащитные и правоохранительные: защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; охрана памятников истории и культуры; кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.
  • 3. Законодательные: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
  • 4. Социально-экономические: разграничение государственной собственности, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
  • 5. Международные: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Полномочия субъектов РФ в сфере совместного ведения могут быть выражены в трех формах:

  • 1) «закрепленные полномочия» – это полномочия органов государственной власти субъекта по предметам совместного ведения, установленные Конституцией РФ и Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств регионального бюджета субъекта;
  • 2) «переданные полномочия» – это полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ, которые могут передаваться для осуществления региональными органами государственной власти в установленном порядке, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета;
  • 3) «полномочия по участию» субъекта в сфере совместного ведения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в ст. 26.4 предусматривает участие органов государственной власти субъекта РФ в рассмотрении Госдумой проектов федеральных законов по предметам совместного ведения.

Процедуру этого участия можно разделить на ряд последовательных стадий.

  • 1. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Для этого проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после их внесения в Государственную Думу направляются в органы государственной власти субъектов РФ для представления ими в 30-дневный срок отзывов, которые оформляются постановлениями соответствующих органов. В ч. 2 ст. 118 Регламента Государственной Думы предусмотрено, что при рассмотрении Государственной Думой законопроекта по предметам совместного ведения в первом чтении представитель ответственного комитета доводит до сведения депутатов Государственной Думы информацию о позиции органов государственной власти субъектов РФ, представивших отзывы па законопроект.
  • 2. Если законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ более чем 1/3 субъектов РФ выскажутся против принятия соответствующего федерального закона, по решению Госдумы создается согласительная комиссия.

Отзыв органов государственной власти субъекта на проект закона по предметам совместного ведения считается положительным, если законодательный (представительный) и высший исполнительный органы власти субъекта РФ выскажутся за принятие данного проекта федерального закона. Отзыв считается отрицательным, если органы государственной власти субъекта выскажутся против его принятия.

  • 3. Если мнения законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов государственной власти субъекта РФ разделились, следует считать, что мнение органов государственной власти субъекта РФ не выражено.
  • 4. После принятия проектов федеральных законов по предметам совместного ведения Государственной Думой в первом чтении они направляются в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ для представления поправок. Поправки должны быть представлены в 30-дневный срок. До истечения этого срока рассмотрение законопроектов во втором чтении не допускается.

Предмет ведения субъекта РФ – сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ к компетенции субъектов РФ. Статья 73 Конституции РФ не устанавливает конкретного перечня полномочий российских субъектов, а закрепляет правило, в соответствии с которым вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Договорный способ разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и ее субъектами (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ). Общие принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ закреплены в ст. 26.7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно положениям данного Закона заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в одном случае: если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ.

Договор о разграничении полномочий в обязательном порядке должен содержать:

  • – перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта РФ;
  • – условия и порядок осуществления этих полномочий;
  • – конкретные права и обязанности сторон;
  • – срок действия договора, который не может превышать 10 лет, и порядок продления данного срока;
  • – основания и порядок досрочного расторжения договора.

Закон уделяет внимание процедуре подготовки договора. Она включает в себя ряд последовательных действий:

  • – договор о разграничении полномочий является двусторонним и подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ;
  • – до подписания договора Президентом РФ высшее должностное лицо субъекта РФ представляет проект договора для одобрения в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, которой может либо одобрить проект договора, либо отклонить;
  • – о результатах рассмотрения проекта договора законодательным (представительным) органом высшее должностное лицо субъекта РФ сообщает Президенту РФ;
  • – в случае одобрения проекта договора законодательным (представительным) органом субъекта РФ Президент РФ подписывает договор и в течение 10 дней после его подписания вносит в Госдуму проект федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий;
  • – договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона о его утверждении, если иное не установлено федеральным законом.

Примечательно, что федеральный закон позволяет учитывать интересы субъектов РФ, не являющихся сторонами договора: орган государственной власти субъекта, не являющийся стороной договора, вправе получить по своему запросу проект договора до его одобрения и внести в него свои предложения и замечания.

Закон предусматривает досрочное прекращение действия договора о разграничении полномочий, которое возможно по двум основаниям:

  • – по взаимному согласию сторон;
  • – по решению суда.

Расторжение договора по инициативе одной из сторон возможно только в случае нарушения другой стороной положений договора, причем это должно быть установлено вступившим в силу решением федерального суда.

Решение федерального суда является основанием для принятия Президентом РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ решения о расторжении договора. Такое решение может приниматься не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующего судебного решения и подлежит официальному опубликованию.

В этом случае федеральный закон об утверждении договора о разграничении полномочий признается утратившим силу со дня официального опубликования решения о расторжении договора.

В настоящее время действует единственный Федеральный закон от 24.07.2007 № 199-ФЗ «Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан».

Помимо двусторонних договоров о разграничении полномочий могут заключаться соглашения о передаче части полномочий федеральных органов исполнительной власти исполнительным органам государственной власти субъекта РФ и наоборот. Передача полномочий в обоих случаях не должна противоречить Конституции РФ, федеральным законам, а также конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ.

Принципы и порядок заключения таких соглашений регулируется ст. 26.8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 № 924, которым утверждены Правила заключения и вступления в силу указанных соглашений.

Порядок заключения соглашения несколько отличается от порядка заключения договора о разграничении полномочий и характеризуется следующими особенностями:

  • 1) соглашение подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта РФ;
  • 2) в обязательном порядке в соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения;
  • 3) соглашения считаются заключенными и вступают в силу после их утверждения постановлениями Правительства РФ и официального опубликования.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *