Разблокировка счета налоговой сроки

Чем опасна блокировка счета

Очень многие компании хотя бы раз за время своей деятельности сталкиваются с такой серьезнейшей и неприятной проблемой, как блокировка счета, осуществляемая налоговиками. На время блокировки вся работа фирмы приостанавливается: невозможно ни осуществлять многие хозяйственные операции, ни рассчитываться с партнерами, покупателями, клиентами, благодаря чему компания может понести существенные убытки.

Естественно, таких проблем никому не хочется. В этой связи возникают закономерные вопросы: «Всегда ли правы налоговики, блокируя счет предприятия?», «Как оперативно разблокировать счет?», «Можно ли осуществлять во время блокировки счета какие-либо платежи?». Ниже мы представляем ответы на вопросы по данной теме, а также актуальную и познавательную подборку материалов рубрики «Блокировка счета», которые помогут вам быстро и компетентно разрешить ваши проблемы, связанные с блокированием счета фирмы налоговым органом, если с таковыми вы столкнетесь в своей работе.

Причины блокировки расчетного счета налоговой инспекцией

Очень важно знать причины, по которым налоговая может заблокировать счет — такая информация поможет вам не допускать соответствующих нарушений, а также правильно квалифицировать вашу конкретную ситуацию и распознать случаи, когда блокировка проводится незаконно.

Существует достаточно много причин, приводящих к приостановке расходных операций по расчетному счету фирмы — одни из них связаны непосредственно с неуплатой налогов или штрафных санкций, другие — с какими-либо другими, «неденежными» нарушениями, допущенными со стороны налогоплательщика. Причем и те и другие имеют массу нюансов и тонкостей.

Узнать, когда налоговики могут заблокировать ваш счет, можно из статьи «Арест расчетного счета налоговой: основания и как снять?».

Налоговая заблокировала счет — что делать?

Разобравшись с причинами, по которым возможна блокировка счета, далее следует понять, какие же действия нужно предпринять, чтобы как можно быстрее возобновить движение по счету. А вот здесь существует четкий алгоритм, которого необходимо придерживаться тем налогоплательщикам, чей счет «обездвижен».

Если ваш счет уже правомерно заблокирован, то снять блокировку вам поможет наш материал «Налоговая заблокировала счет – что делать?».

Какие платежи возможны в случае блокировки счета

В соответствии п. 1 ст. 76 НК РФ в случае приостановления налоговиками операций по счету банк обязан блокировать все расходные платежи по нему. Однако в предусмотренных законом случаях это правило дополняется исключениями. Причем здесь имеет значение:

  • основание, по которому была применена блокировка,
  • является она полной или частичной,
  • какие именно платежи необходимо совершить налогоплательщику.

Таким образом, блокировка счета, действительно, означает прекращение расходных операций по вашему счету. Однако в некоторых случаях платежи все-таки возможны, причем в строгой очередности.

Подробнее см. в материалах:

  • «Счет заблокирован. Что спишут раньше — зарплату или налоги?»;
  • «Возможны ли выплаты по судебному решению, если счет заблокирован за несдачу декларации?»;
  • «Какие платежи возможны в случае блокировки счета».

Незаконная блокировка счета

К сожалению, ситуации, когда налоговиками применяется незаконная блокировка счета фирмы, далеко не редкость. И, как правило, тому причина — вариативность толкования норм Налогового кодекса РФ, выражающаяся в различии подходов к ним со стороны инспекторов и налогоплательщиков.

Если блокировка счета однозначно неправомерна, оспорить ее, как правило, несложно. Другое дело, если вопрос спорный и неоднозначный — тогда без судебных тяжб не обойтись.

Помните также, что в случае признания блокировки вашего счета незаконной вам налоговая обязана будет выплатить неустойку. Для того чтобы узнать, как она рассчитывается и понять, законно ли вам заблокировали счет, почитайте этот материал.

Новшества в блокировке счетов в 2017–2018 годах

Несмотря на переход администрирования страховых взносов к налоговикам, блокировка счетов за несдачу расчета по страховым взносам в 2017 году не практиковалась, хотя в перспективе это возможно. См. подробности по ссылкам:

  • «За непредставленный расчет по взносам будут блокировать счета»;
  • «Минфин запрещает налоговикам блокировать счета за расчеты по взносам».

С 01.06.2018 станет возможным приостановление налоговиками операций по счетам, открытым в драгоценных металлах (закон о внесении изменений в НК РФ от 27.11.2017 № 343-ФЗ).

Блокировка какого счета невозможна, узнайте из этой публикации.

Что делать, если налоговая тянет с разблокировкой счета

Несмотря на то, что разблокировка счета при устранении нарушений, ее повлекших, должна производиться оперативно, на деле данная процедура может занять неделю и даже больше. Для усложнения жизни налогоплательщикам у налоговиков существует немало средств.

В некоторых случаях компании могут столкнуться с незаконными требованиями со стороны инспекторов:

  • Они могут потребовать прохождения налогоплательщиком якобы обязательных процедур для разблокирования счета.
  • Иногда выдвигается требование о проведении камеральной проверки.
  • Нередки ситуации, когда от налогоплательщика требуется прохождение множества различных кабинетов с так называемым «бегунком» — обходным листом, который все должностные лица, указанные в нем, должны будут завизировать.
  • Может быть поставлено условие по переходу исключительно на электронную отчетность в случаях, когда она не является обязательной.

Вы не хотите попасть в подобную ситуацию? Следите за материалами нашей рубрики «Блокировка счета». Самая актуальная информация, компетентные разъяснения экспертов помогут вам быть законодательно подкованными и отстоять интересы вашей компании в сложной ситуации

Основания по закону

Сразу скажем, что в налоговом законодательстве основания блокировки счета прописаны в статье 76 Налогового кодекса РФ. Однако сделано это законодателями не очень последовательно и не особо детально, поэтому возможные причины блокировки счета налоговой продолжают вызывать многочисленные споры.

Можно выделить следующие основания приостановления операций по счетам:

  1. Чтобы обеспечить исполнение Решения о взыскании налогов/сборов/пени/штрафов за счет денежных средств плательщика на счетах в банках, а также электронных денег (его принимают по правилам ст. 46 НК РФ).
  2. В случае несдачи плательщиком-организацией декларации в течение 10 дней после установленного законом срока для её подачи (данное основание блокировки счета налоговой актуально в течение аж 3-х лет со дня истечения указанного срока).
  3. В ситуации неисполнения плательщиком-организацией обязанности, установленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ – передать налоговикам квитанцию о приеме требования о представлении документов/пояснений и/или уведомления о вызове в ИФНС (эта причина приостановления операций по счету актуальна в течение 10 дней со дня истечения 6 раб. дней на передачу квитанции о приеме документов, направленных инспекцией).
  4. Чтобы обеспечить исполнение решения о привлечении/отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Выше мы перечислили те основания блокировки счетов, которые напрямую названы в ст. 76 НК РФ или вытекают из её положений. А вот еще порция неявных причин:

  • расчет по форме 6-НДФЛ не сдан в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока для подачи (письмо ФНС от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515);
  • требование об уплате налога/страховых взносов, пеней, штрафа не исполнено вовремя;
  • инспекция полагает, что решение, принятое по итогам проверки, не будет исполнено, так как общая стоимость имущества организации по данным бухучета меньше общего размера недоимки, пеней и штрафов по решению (до блокировки счетов ИФНС должна запретить отчуждение и залог активов (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ);
  • фирма стала обязана сдавать декларации (расчеты) по электронке, но в течение 10 рабочих дней с даты появления такой обязанности не обеспечила возможность ее исполнения надлежащим способом (письмо ФНС от 29.06.2016 № ЕД-4-15/11597).

Также см. «Операторы ЭДО: перечень».

Блокировка счетов ФНС – основания для блокировки

Важно! Согласно указаниям п. 2 ст. 76 НК РФ, операции по расчетному счету могут быть приостановлены исключительно в пределах суммы недоимки. Министерство финансов также высказывалось по данному вопросу и отметило, что факт «заморозки» движения средств по счетам налогоплательщика не может препятствовать осуществлению операций по списанию средств в счет уплаты налогов, штрафов и пеней, а также поступлению денег на данный счет.

Банк блокирует расчетные счета и отказывается открывать новые только на основании решения Федеральной налоговой службы. Оснований для «заморозки» движения средств по счетам может быть несколько:

  1. Юридические лица и индивидуальные предпринимателя, выполняющие функции налоговых агентов, плательщиков страховых взносов и сборов, при получении требования от налоговой службы об уплате налога, штрафа, пеней, процентов обязаны произвести оплату в течение 8 рабочих дней (отсчет начинается с момента получения требования). В противном случае, отказ от выполнения требования послужит основанием для блокировки счета.
  2. Если налогоплательщик получал от ФНС требование о предоставлении пояснений, требование о предоставлении каких-либо документов или уведомление о вызове в налоговую инспекцию, он должен уведомить об этом инспекцию в рамках электронного документооборота (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Если инспекция не была уведомлена, происходит блокировка счета – решение будет принято в течение 10 рабочих дней. Нельзя забывать о том, что, если общение с ИФНС происходит в электронной форме, налогоплательщик обязан заключить договор об оказании услуг по обеспечению электронного документооборота с оператором ЭДО и приобрести квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. Чтобы избежать блокировки счета, необходимо отослать в ИФНС квитанцию о получении упомянутых выше документов в течение 6 дней с даты их получения (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
  3. Операции по счетам в банке также могут быть «заморожены», а переводы электронных денежных средств – приостановлены, по причине того, что налогоплательщик не представил налоговую декларацию в течение 10 рабочих дней по истечении сроков ее сдачи (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
  4. Счет будет заблокирован, если налоговый агент в течение 10 дней с момента окончания сроков сдачи расчета по страховым взносам так и не представил их в ФНС (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).
  5. Наконец, еще одним основанием для блокировки счета может стать несвоевременное представление в ИФНС расчета (6-НДФЛ) сумм исчисленного и удержанного налоговым агентом НДФЛ. Меры будут приняты в течение 10 дней после истечения сроков для представления формы 6-НДФЛ (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

Блокировка счетов ФНС – процедура приостановления операций по счетам

Сроки и порядок приостановления операций по банковским счетам регламентированы статьей 76 НК РФ.

Важно! Если налогоплательщик располагает достаточной суммой денежных средств для погашения недоимки, пеней или штрафов, он вправе сообщить о счетах, с которых можно списать деньги для исполнения обязательств перед ФНС. Тем самым удастся избежать блокировки расчетного счета.

Процедура «заморозки» банковского счета налогоплательщика выглядит следующим образом:

  1. Руководитель налогового органа или его заместитель выносит решение о приостановке осуществления операций по счетам налогоплательщика.
  2. Налогоплательщик знакомится с решением и ставит на его копии свою подпись.
  3. Решение на бумажном носителе или в электронной форме передается в банковское учреждение.
  4. Банк исполняет решение ФНС в безусловном порядке и «замораживает» операции и переводы электронных средств по расчетному счету в момент получения решения.
  5. Банк сообщает в ФНС об остатках средств на счетах налогоплательщика.

Читайте также статью ⇒ “Блокировка счета за непредставленный ЕРСВ“.

Блокировка счетов ФНС не означает, что ими нельзя пользоваться

Факт наложения ограничений на расчетный счет по решению налоговых органов не препятствует пользованию данным счетом (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ). Если на счете имеется достаточная для удовлетворения требований ФНС сумма денежных средств, они будут списываться по мере поступления платежных документов налогоплательщика (календарная отчетность).

Факт «заморозки» счета никак не отразится на платежах, очередность которых предшествует исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов. Это означает, что на расчетный счет по-прежнему могут поступать средства, но списываться они будут исключительно в порядке очередности, описанной в тексте ст. 855 ГК РФ:

  1. Списание по исполнительным документам, согласно которым необходимо перечислить средства для удовлетворения требований о взыскании алиментов, о компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью.
  2. Списание по исполнительным документам, согласно которым владелец счета обязан выплатить выходные пособия и зарплату сотрудникам, трудящимся на основании трудового договора, а также вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности.
  3. Списание по платежным документам, согласно которым необходимо рассчитаться с работниками, трудоустроенными по трудовому договору (контракту), по отчислениям в ФСС, ПФР и ФОМС, по налогам и сборам.

Читайте также статью ⇒ “Как избежать блокировки счета и списания средства налоговой службой“.

Блокировка счета

Приостановить операции по банковским счетам могут:

  • налоговая инспекция;
  • таможенные органы.

Ситуация: вправе ли сотрудники налоговой инспекции или таможенной службы заблокировать расчетный счет организации, если она признана банкротом?

Нет, не вправе.

Банк, получив из налоговой инспекции решение о приостановлении операций по счетам организации, признанной банкротом, должен сообщить о невозможности его исполнения.

С даты, когда арбитражный суд принял решение о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства, снимаются ранее наложенные ограничения на распоряжение ее имуществом (в т. ч. денежными средствами на банковских счетах). При этом не допускается наложение новых ограничений на распоряжение имуществом организации. Об этом сказано в пункте 1 статьи 126 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. Данное правило в полной мере относится к денежным средствам, находящимся на банковском счете организации.

Аналогичного мнения придерживаются контролирующие ведомства (письмо Минфина России от 16 декабря 2008 г. № 03-02-07/1-514, п. 7 письма УФНС России по г. Москве от 2 апреля 2003 г. № 11-15/17644). Поддерживает его и арбитражная практика (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 6615/07, ФАС Уральского округа от 25 ноября 2008 г. № Ф09-8801/08-С3, Московского округа от 6 марта 2008 г. № КА-А40/1365-08, Центрального округа от 28 ноября 2008 г. № А35-2700/08-С8). Несмотря на то что выводы в данных документах сделаны относительно приостановления операций по счетам налоговой инспекцией, логика, указанная в них, применима и в отношении других ведомств (например, таможенных органов).

Ситуация: можно ли перевести деньги с заблокированного счета организации на ее же счет, но в другом банке?

Нет, нельзя.

Получив из налоговой инспекции (таможенного органа) решение о приостановлении операций по счету, банк обязан прекратить все расходные операции по этому счету. Исключение из данного правила составляют платежи, на которые блокировка счета не распространяется. Перевод денежных средств на другой счет в этом перечне не поименован. Это следует из пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ и пункта 1 статьи 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.

Блокировка счета налоговой инспекцией

Налоговая инспекция вправе приостановить операции по счету в двух случаях:

  • если организация не исполнила требование налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа);
  • если организация не представила налоговую декларацию в установленный срок.

Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом, расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам (абз. 3 и 4 п. 2 ст. 76 НК РФ). Денежные средства, которые находятся на банковских счетах сверх этих сумм, организация вправе использовать по своему усмотрению (письма Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-02-07/1-268, от 21 июня 2007 г. № 03-02-07/1-304).

Если же блокировка счета вызвана несвоевременной подачей налоговой декларации, на сумму блокировки никаких ограничений нет. И организация не вправе осуществлять расходные операции как с деньгами, которые находятся на счете, так и со средствами, которые будут поступать на него в будущем. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 17 апреля 2007 г. № 03-02-07/1-182.

Подробнее о том, как и в каких случаях налоговая инспекция вправе заблокировать счет организации, см. В каких случаях могут быть приостановлены операции по банковскому счету.

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до момента его отмены. Если после принятия решения о приостановлении операций у организации изменились наименование и (или) реквизиты счета, по которому действует приостановление, полученное решение банк все равно исполнит. Такой порядок предусмотрен пунктом 7 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Отмена блокировки

Основанием для отмены блокировки счета является:

  • решение налоговой инспекции;
  • решение суда;
  • решение иного ведомства в соответствии с нормами федерального законодательства.

Если отмена приостановления операций по счетам осуществляется на основании иных федеральных законов, а не Налогового кодекса РФ (например, на основании абз. 4 п. 1 ст. 63, абз. 5 п. 1 ст. 94 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ), решения налоговой инспекции об отмене блокировки счета не требуется.

Это следует из положений пунктов 8 и 9.1 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли банк разблокировать счет организации, получив от ее представителя лишь копию решения налоговой инспекции (таможенной службы) об отмене приостановления операций по счетам?

Нет, не может.

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком решения о приостановлении операций по счетам и до получения решения налоговой инспекции (таможенного органа) об отмене приостановления операций по счетам (п. 7 ст. 76 НК РФ, п. 14 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ). При этом решение об отмене приостановления операций по счетам налоговая инспекция (таможенный орган) вручает представителю банка под расписку или направляет в банк в электронном виде (иным способом, позволяющим убедиться в дате его получения) (п. 4 ст. 76 НК РФ, п. 6 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Из этого следует, что копия решения об отмене приостановления операций по счетам в банке, полученная организацией в налоговой инспекции (таможенном органе), не является основанием для отмены банком решения о блокировке счета. Действие решения налоговой инспекции (таможенного органа) о приостановлении операций сохраняется до момента получения банком оригинала решения об отмене приостановления операций по счетам организации.

Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письмах от 30 марта 2007 г. № 03-02-07/1-150, от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-266. Несмотря на то что выводы в данных документах сделаны относительно приостановления операций по счетам налоговой инспекцией, логика, указанная в них, применима и в отношении таможенных органов.

Разблокировка счета

Если операции на расчетном счете были приостановлены из-за неисполнения требования налоговой инспекции о перечислении обязательных платежей, решение отменяется не позднее одного дня, следующего за днем получения ею документов (их копий) о взыскании платежей (п. 8 ст. 76 НК РФ).

Если блокировка счета была вызвана нарушением срока подачи налоговой декларации, то решение о разблокировке инспекторы оформляют новым документом (решением) в срок не позднее одного дня после представления декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Кроме того, отменить свое решение о блокировке счета налоговая инспекция может, если на заблокированном счете находится сумма средств, превышающая сумму, указанную в решении. В этом случае организация вправе обратиться в налоговую инспекцию с заявлением об отмене приостановления операций по своим счетам в банке. В этом заявлении нужно указать реквизиты счетов, на которых достаточно средств для взыскания налога. В двухдневный срок со дня его получения инспекция принимает решение об отмене блокировки в части суммы, сверх указанной в решении о блокировке.

При отсутствии документов, подтверждающих наличие средств на указанных в заявлении счетах, налоговая инспекция может самостоятельно направить в банк запрос об остатках средств. Банк обязан дать ответ в электронном виде не позднее дня, следующего за днем получения такого запроса. После получения от банка соответствующей информации инспекция в течение двух дней принимает решение и отменяет блокировку.

Такое основание предусмотрено в пункте 9 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Форма решения об отмене приостановления операций по счетам утверждена приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662.

Не позднее, чем на следующий день после принятия решения об отмене приостановления операций по счетам налоговая инспекция должна направить его в банк (передать представителю банка под расписку) (п. 4 ст. 76 НК РФ).

Ситуация: как можно отменить решение налоговой инспекции о приостановлении операций на банковских счетах организации, если суд его признал недействительным?

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком решения о приостановлении операций по счетам организации до момента отмены такого решения (п. 7 ст. 76 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не урегулирован вопрос об отмене решения налоговой инспекции о приостановлении операций на счетах, если такое решение признано судом недействительным. Вместе с тем, в своих действиях налоговые инспекции должны руководствоваться положениями Налогового кодекса РФ, а также иными федеральными законами, в частности Арбитражным процессуальным кодексом РФ (п. 3 ст. 30 НК РФ).

Вступившие в силу решения арбитражного суда являются обязательными для исполнения на всей территории России (п. 1 ст. 16 АПК РФ).

Поэтому, если суд признал решение о приостановлении операций по счетам недействительным, представьте в налоговую инспекцию судебное решение, вступившее в силу. И тогда есть все основания полагать, что решение о приостановлении операций по счету отменят в кратчайшие сроки.

Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 14 декабря 2007 г. № 03-02-07/1-484.

За неправомерную блокировку счета налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

Ситуация: какая налоговая инспекция примет решение разблокировать банковские счета организации, если она изменила свое местонахождение за то время, пока был заморожен счет?

Если организация после приостановления операций по счетам меняет местонахождение и становится на учет по новому адресу, отменять блокировку счета должна новая инспекция.

Связано это с тем, что приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком решения о приостановлении операций по счетам организации до момента отмены такого решения (п. 7 ст. 76 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ ничего не сказано о том, что принять решение об отмене приостановления операций по счетам должна именно та налоговая инспекция, которая его выдала. Однако территориальные налоговые инспекции составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства (п. 1 ст. 30 НК РФ). Поэтому само по себе изменение местонахождения организации не может повлиять на состояние ее правоотношений с налоговыми органами. И если какие-то действия (события) начались, когда плательщик состоял на учете в одной инспекции, а заканчиваются после его перехода в другую инспекцию, то действует следующее правило. Решение по существу возникшей проблемы принимает первая инспекция, а исполняет это решение вторая. Такой вывод позволяет сделать письмо ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692. Следовательно, в рассматриваемой ситуации отменять решение о блокировке счета должна налоговая инспекция по новому местонахождению организации.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 14 декабря 2007 г. № 03-02-07/1-484.

Ситуация: может ли сотрудник организации по доверенности, выданной банком, получить в налоговой инспекции оригинал решения о разблокировке счета, чтобы принести его в банк и ускорить процесс разблокировки?

Да, может.

Решение о приостановлении операций по банковским счетам организации принимает руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции (таможенного органа). Об этом сказано в пунктах 2 и 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ и пункте 2 статьи 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ. Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком решения о приостановлении операций по счетам организации до момента получения им решения об отмене такого приостановления (п. 7 ст. 76 НК РФ, п. 14 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Решение об отмене приостановления операций по счетам в банке налоговая инспекция (таможенный орган) вручает представителю банка под расписку или направляет в банк в электронном виде (иным способом, позволяющим убедиться в дате его получения) (п. 4 ст. 76 НК РФ, п. 6 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Банк вправе выдать доверенность сотруднику организации (п. 1 ст. 185 ГК РФ). В таком случае сотрудник организации будет являться представителем банка. Данный вывод позволяет сделать пункт 1 статьи 185 Гражданского кодекса РФ.

Поэтому при наличии доверенности от банка на получение в налоговой инспекции (таможенном органе) оригинала решения об отмене приостановления операций по счетам в банке сотрудник организации вправе получить в налоговой инспекции (таможенном органе) оригинал такого решения. Получив данный документ (решение) от сотрудника организации (уполномоченного представителя банка), банк на законных основаниях разблокирует счет.

При этом следует учитывать, что выдача доверенностей на получение решения о разблокировке счета является правом, а не обязанностью банка. Поэтому организация может получить такой документ, только если банк пойдет ей навстречу в этом вопросе.

Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письме от 16 января 2008 г. № 03-02-07/1-16.

Следует отметить, что ранее финансовое ведомство занимало прямо противоположную позицию (письмо Минфина России от 9 октября 2007 г. № 03-02-07/1-434). При этом Минфин России, ссылаясь на главу 4 Налогового кодекса РФ, указывал, что «представитель банка» – это непременно его сотрудник, причем руководитель или иное должностное лицо. То есть ранее финансовое ведомство отрицало практику, когда представитель организации, желая ускорить разблокировку счетов, сам едет в инспекцию за решением, получив в банке соответствующую доверенность.

Несмотря на то что выводы в данных документах сделаны относительно приостановления операций по счетам налоговой инспекцией, логика, указанная в них, применима и в отношении таможенных органов.

Блокировка счета таможенным органом

Приостановить операции по счету таможенные органы вправе, если организация не уплатила (уплатила не в полной сумме) таможенные платежи, пени и (или) проценты (подп. 5 п. 1 ст. 31, ст. 34 НК РФ, п. 1 и 5 ст. 153 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Так как блокировка счета вызвана взысканием задолженности, расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам (п. 3 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Решение о приостановлении операций по счету принимает начальник (заместитель начальника) таможенного органа (п. 2 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ, приказ ФТС России от 28 декабря 2010 г. № 2635). Оно может быть оформлено на бумажном носителе или в электронном виде и должно быть передано представителю банка не позднее следующего рабочего дня после дня его принятия. Решение на бумажном носителе передается представителю банка под расписку или направляется почтовым отправлением с уведомлением. Такой порядок следует из пункта 5 статьи 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ и пункта 2 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 28 декабря 2010 г. № 2635.

При наличии информации о счетах организации в разных банках таможенный орган направляет решение о приостановлении операций по счетам в каждый известный ему банк (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 28 декабря 2010 г. № 2635).

Форма решения о приостановлении операций по счетам для направления на бумажном носителе приведена в приложении 1 к приказу ФТС России от 28 декабря 2010 г. № 2635.

Форму решения о приостановлении операций по счетам для направления в электронном виде должен установить Банк России (п. 7 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ). В настоящее время она не утверждена.

Одновременно с передачей решения о блокировке счета в банк таможенный орган уведомляет организацию о принятии решения. Копия решения о приостановлении операций по счетам передается организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 11 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до дня получения банком решения об отмене такого приостановления (п. 14 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Дата и время получения банком решения о приостановлении операций указываются в уведомлении о вручении или в расписке о получении такого решения. В случае направления решения в электронном виде порядок определения даты и времени его получения должен установить Банк России. Об этом сказано в пункте 15 статьи 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ и пункте 2 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 28 декабря 2010 г. № 2635.

Основанием для отмены блокировки счета являются:

  • Решение таможенного органа об отмене приостановления операций по счетам (п. 16–18 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ);
  • решение суда (п. 2 ст. 37 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Получив из таможенного органа копию решения о приостановлении операций по счету, организация может:

  • согласиться с решением таможенного органа;
  • обжаловать решение таможенного органа (если, по мнению организации, решение о приостановлении операций по счету является неправомерным) (п. 2 ст. 37 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Если организация согласится с решением о приостановлении операций по счетам, то будет произведено принудительное взыскание. Не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения таможенным органом документов, подтверждающих данный факт, выносится решение об отмене приостановления операций по счетам. Это следует из пункта 4 статьи 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.

Кроме того, отменить свое решение о блокировке счета таможенный орган может, если на заблокированном счете находится сумма средств, превышающая сумму, указанную в решении. В этом случае организация вправе обратиться в таможенный орган с заявлением об отмене приостановления операций по своим счетам в банке. В этом заявлении нужно указать реквизиты счетов, на которых достаточно средств для взыскания задолженности.

Таможенный орган в течение дня, следующего за днем получения такого заявления, должен направить в указанный организацией банк запрос об остатках денежных средств на ее счетах. Если таможенный орган получит из этого банка информацию о том, что средств на соответствующем счете достаточно для исполнения решения о взыскании, в течение двух рабочих дней будет принято решение об отмене приостановления операций по счетам.

Об этом сказано в пунктах 16 и 17 статьи 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.

Решение об отмене приостановления операций по счетам может быть оформлено на бумажном носителе или в электронном виде и должно быть передано представителю банка не позднее следующего рабочего дня после дня его принятия. Такой порядок следует из пункта 6 статьи 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ и пункта 2 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 28 декабря 2010 г. № 2635.

Форма решения об отмене приостановления операций по счетам на бумажном носителе приведена в приложении 2 к приказу ФТС России от 28 декабря 2010 г. № 2635.

Форму решения об отмене приостановления операций по счетам для направления в электронном виде должен установить Банк России (п. 7 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ). В настоящее время она не утверждена.

Одновременно с передачей решения об отмене блокировки счета в банк таможенный орган уведомляет организацию о принятии решения. Копия решения об отмене приостановления операций по счетам передается организации (под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения) (п. 11 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Обжалование блокировки счета

Обжаловать решение таможенного органа о приостановлении операций по счетам организация может:

  • в вышестоящем таможенном органе;
  • в арбитражном суде.

При этом организация вправе использовать оба варианта одновременно. Основание – статьи 37 и 38 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.

Организация может подать жалобу как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и таможенный орган, который принял обжалуемое решение. Последний в пятидневный срок направит указанную жалобу вместе с подтверждающими документами в вышестоящий таможенный орган. Такой порядок установлен в статье 38 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.

Жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента, когда организация узнала, что ее счет заблокирован (т. е. с даты получения уведомления о блокировке счета из таможенного органа) (ст. 40 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Жалобу на решение таможенного органа составьте в письменном виде в произвольной форме. Такой документ должен содержать данные, указанные в статье 42 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ:

  • наименование таможенного органа, вынесшего решение;
  • наименование организации и ее местонахождение;
  • сущность обжалуемого решения.

Таможенный орган должен рассмотреть жалобу в течение месяца со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) таможенного органа вправе продлить этот срок, но не более чем еще на один месяц. Об этом сказано в статье 47 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.

По результатам рассмотрения жалобы таможенный орган должен принять одно из следующих решений:

  • признать правомерным решение таможенного органа о приостановлении операций по счетам и оставить жалобу без удовлетворения;
  • признать неправомерным решение таможенного органа о приостановлении операций по счетам и принять решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.

Такие виды решений предусмотрены в пункте 3 статьи 48 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.

О принятом решении таможенный орган, рассматривающий жалобу, должен сообщить организации в письменной форме в течение месяца со дня принятия жалобы (п. 7 ст. 48 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Порядок обжалования решения таможенного органа в судебном порядке аналогичен порядку обжалования в суде решений налоговой инспекции.

Данное новшество, безусловно, радует всех налогоплательщиков, тем более тех, кто хотя бы раз сталкивался с подобной несправедливостью со стороны инспекторов.

Статьей 76 Налогового кодекса установлена процедура приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей. Так ИФНС вправе заблокировать счет налогоплательщика в следующих случаях:

1) за невыполнение в срок требования об уплате налога, пеней, штрафа.

Решение о приостановлении операций по счетам принимается руководителем (заместителем руководителя) инспекции. Данное решение принимается в случае неисполнения организацией требования об уплате налога, пеней или штрафа.

При этом решение о блокировки счета может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

Приостановление операций по счетам в данном случае означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о блокировки.

Приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога.

2) в случае непредставления организацией налоговой декларации в инспекцию в течение 10 дней по истечении установленного срока ее сдачи.

Решение о блокировки счета в банке может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В этом случае приостановление операций отменяется решением налоговой не позднее одного дня, следующего за днем представления отчетности.

Ответственность налоговиков

С 1 января 2010 года налоговые органы несут ответственность перед налогоплательщиками за несвоевременную разблокировку счета (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Проценты начисляются на сумму, в отношении которой применялся режим приостановления, по ставке рефинансирования Центробанка РФ (действовавшей в период приостановления операций или вручения решения об отмене приостановления).

Таким образом, ИФНС, которая нарушила срок отмены решения о приостановлении либо срок вручения банку такого решения, должна уплачивать компании проценты за каждый календарный день просрочки.

Начиная с 2011 года ответственность налоговиков, связанная с процедурой блокировки счетов налогоплательщиков усилилась. Так, Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ в статью 76 Налогового кодекса введено следующее новшество. За незаконное приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке инспекция должна заплатить ему проценты. Которые уплачиваются за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о блокировки счетов налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене такого решения.

При этом сумма процентов будет определяться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни незаконной блокировки счета.

Как доказать незаконность блокировки счета

Право на получение процентов за незаконную блокировку счета является, безусловно, положительным новшеством. Однако в данном случае важно знать, когда организации смогут воспользоваться данным правом.

Итак, компания может рассчитывать на материальную компенсацию за незаконное «замораживание» денежных средств если:

  • нарушена процедура блокировки счета;
  • отсутствуют основания для приостановления расчетных операций по счетам.

К процедурным недочетам можно отнести, например, подписание решение о блокировки счета неуполномоченным на то лицом. Ведь право подписи решения о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке предоставлено только руководителю и заместителю руководителя налогового органа.

Несвоевременная уплата налога, пеней, штрафа

Что касается отсутствия законных оснований для блокировки, то тут все зависит от ее причин: недоимки либо непредставлении отчетности. Причем каждая из причин имеет ряд особенностей. Укажем на оплошности налоговиков, которые могут пополнить карманы организации в случае недоимки.

1. ИФНС заблокировала счет, в то время как у налогоплательщика имелось необходимое имущество и его стоимость превышала размер задолженности по уплате налогов, пеней и штрафов.

Приостановление операций по счетам в банке может применяться только после:

  • наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества;
  • если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы задолженности перед бюджетом.

Суд в Постановлении ФАС Центрального округа от 28 января 2010 г. № А35-6133/2009 признал обжалуемое решение налогового органа недействительным, указав на нарушение процедуры вынесения решения о приостановлении операций по счетам. В силу пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса приоритетной обеспечительной мерой по отношению к приостановлению операций по счетам налогоплательщика в банке является наложение запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика. Соответственно, ИФНС имела возможность применить указанную обеспечительную меру.

2. Решение о приостановлении операций по счетам в банке принято ранее вынесения решения о взыскании налога.

Инспекция заблокировала счет налогоплательщика раньше, чем вынесла решение о взыскании налога. Суд признал такие действия неправомерными (постановление ФАС Поволжского округа от 19 января 2010 г. № А12-10402/2009). По мнению арбитров, налоговым органом было допущено нарушение порядка применения обеспечительной меры в виде приостановления операций по счетам, поскольку до вынесения обжалуемого решения налоговым органом не были выставлены соответствующие требования об уплате налогов. Из положений статьи 76 Налогового кодекса следует, что решение о приостановлении операций организации по его счетам может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

3. Копия решения о приостановлении операций по счетам не была своевременно передана налогоплательщику.

Налоговым кодексом установлено, что решение о блокировке счета компании передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде (п. 4 ст. 76 НК РФ). Копию такого решения налоговики должны передать организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения документа в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

В большинстве своем судьи считают, налогоплательщики обязательно должны быть уведомлены о принятии решения о приостановлении операций по счету. В противном счете такая блокировка считается неправомерной (постановления ФАС Московского округа от 2 июля 2009 г. № КА-А40/5984-09, от 23 мая 2008 г. № КА-А40/4404-08, от 27 мая 2005 г. № КА-А40/4362-05).

Однако есть судебные решения, в которых арбитры приходят к выводу, что не направление налоговым органом компании уведомления о вынесении решения о блокировки счета не является достаточным основанием для признания недействительным принятого в установленном порядке решения (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 июня 2010 г. № А45-23256/2009).

4. Арестованы все счета компании, даже те к которым не были предъявлены инкассовые поручения.

У компаний есть возможность истребовать проценты за незаконную блокировку, если, например, налоговики приостановили расчетные операции по всем счетам налогоплательщика, но инкассо на списание денег было предъявлено только к одному из них.

Решение о приостановлении принимается для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа. При этом решение о взыскании исполняется посредством направления в банк поручения на перечисление сумм налога в бюджет (п. 4 ст. 46 НК РФ).

Возникает вопрос: обязательно ли для приостановления операций на счете в банке выставлять к этому счету инкассовое поручение, ведь предусмотрено, что операции по счетам налогоплательщика приостанавливаются только после вынесения решения о взыскании.

Однако Налоговый кодекс не дает пояснений. Минфин РФ также не высказывался по данному вопросу. В свою очередь, по мнению налоговых органов, такая блокировка правомерна.

Как ни странно суды встают на сторону налоговиков. Так, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 19 августа 2010 г. № Ф03-3911/2010 арбитры отметили, что на расчетном счету компании, к которому было предъявлено инкассо, отсутствовала необходимая сумма денег для покрытия задолженности перед бюджетом. Суд указал на то, что выставление инкассовых поручений к одному счету в одном банке и принятие инспекцией соответствующих решений о приостановлении операций по другим счетам, не противоречит предусмотренному статьями 46, 47 Налогового кодекса порядку внесудебного взыскания задолженности по налогам, пеням и штрафам. Аналогичную позицию высказали судьи в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24 февраля 2009 г. № А56-27827/2008. Арбитры отметили, что операции по счетам организации приостанавливаются в целях исполнения решения о взыскании налога, а не инкассового поручения.

Опоздание с декларацией

Опоздание или непредставление отчетности в назначенные сроки также карается приостановлением операций по счетам. Но и тут не все так просто, и инспекторы частенько блокируют счета, не разобравшись в сути проблемы. Ведь случается, что декларация теряется уже в самой налоговой, а страдают из-за этого налогоплательщики. Разберемся, за какую отчетность налоговики не вправе замораживать счет.

1. Непредставления налогоплательщиком расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.

В Налоговом кодексе четко прописано, что решение о блокировки счета организации может приниматься в случае непредставления им налоговой декларации в инспекцию в течение 10 дней по истечении установленного срока ее представления.

Таким образом, не предусмотрено приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке в случае непредставления им:

  • расчетов по авансовым платежам,
  • бухгалтерской отчетности
  • иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.

Такого мнения придерживаются в Минфине РФ (письмо от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-324). Данный вывод подтверждается постановлением ФАС Московского округа от 25 июля 2008 г. № А40-1160/08-75-5.

2. Непредставление аудиторского заключения

Аудиторское заключение не является налоговой декларацией. Данный документ включается в состав бухгалтерской отчетности.

Следовательно, за непредставление данного документа налоговики не смогут заблокировать счет фирмы (постановление ФАС Московского округа от 26 сентября 2006 г. № КА-А40/9158-06).

3. Непредставление налогоплательщиком сведений о среднесписочной численности работников

По мнению налоговиков в случае непредставления указанных сведений расчетный счет компании может быть заблокирован. Однако судьи считают такую позицию неправомерной. Возможность приостановления операций по счетам в банках налогоплательщика за непредставление сведений, представляемых помимо налоговой декларации, не предусмотрена (постановления ФАС Московского округа от 12 марта 2009 г. № КА-А40/1265-09, от 29 января 2009 г. № КА-А40/13357-08).

4. Представление налоговой декларации, подписанной руководителем организации, сведения о котором не внесены в ЕГРЮЛ.

Данные действия не является основанием для приостановления налоговым органом операций по счетам в банке (подп. 5 п. 1 ст. 31, п. 3 ст. 76 НК РФ). Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 23 марта 2010 г. № А65-21742/2009 судьи не приняли довод налогового органа о подписании налоговых деклараций руководителем, сведения о котором отсутствуют в ЕГРЮЛ. Это связано с тем, что пункт 2 статьи 33 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.

Таким образом, ИФНС не доказала, что государственная регистрация налогоплательщика недействительная. Это означает, что компания выполнила обязанность налогоплательщика, установленную подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса. Представление налоговой декларации налогоплательщиком с установленными недостатками не является основанием для приостановления налоговым органом операций по счетам в банке.

5. Представление декларации с неполным количеством листов.

Налогоплательщик представил декларацию по почте. Согласно Приказу, которым утверждена форма декларация, должна состоять из трех листов. Однако представленная заявителем опись вложения содержит указание на документ «декларация», состоящая из 2 листов. В связи с этим направленный по описи вложения документ, по мнению ИФНС не является налоговой декларацией в понимании действующего налогового законодательства.

Суд отклонил доводы налоговиков. Арбитры приняли пояснения компании о том, что три страницы декларации, отпечатанные типографским способом, размещены на двух листах, и соответственно в описи вложения было указано два листа документа.

Таким образом, суд постановил, что налогоплательщиком была исполнена обязанность по предоставлению налоговой отчетности. Это означает, что блокировка его счета неправомерна (постановление ФАС Московского округа от 10 декабря 2008 г. № КА-А40/10409-08).

6. Решение о блокировке счета вынесено до истечения десятидневного срока с даты окончания срока представления налоговой декларации.

Десятидневный срок, является сроком, ранее которого налоговым органом не может быть принято решение о приостановлении операции по счетам (письмо Минфина России от 5 мая 2009 г. № 03-02-07/1-227 и УФНС России по г. Москве от 24 декабря 2008 г. № 09-14/120416).

При этом судьи в постановлении ФАС Московского округа от 20 февраля 2009 г. № КА-А41/433-09 добавили, что ИФНС должна вынести решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в течение 10 дней по окончании срока, установленного для представления декларации.

7. Представление декларации по старой форме.

Законодательством не предусмотрено право налогового органа вынести решение о приостановлении операций по счетам в банке в случае представления налоговой декларации, составленной по старой форме. Причем налоговая не вправе отказать в принятии поданной налогоплательщиком налоговой декларации составленной на бланке старой формы (п. 2 ст. 80 НК РФ). Таким образом, представление декларации по устаревшей форме не грозит блокировкой счета (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 октября 2008 г. № А05-4850/2008).

8. Непредставление декларации обособленным подразделением компании.

Непредставление деклараций обособленными подразделениями не влечет за собой блокировку счета головной компании (письмо УФНС России по г. Москве от 9 июня 2007 г. № 16-10/054964@). Органы имеют право вынести решение о приостановлении операций по счетам организаций только в случае, если она обязана подавать соответствующие декларации.

Обособленное подразделение не является самостоятельным налогоплательщиком (ст. 11 НК РФ). Следовательно, приостановление операций будет осуществляться по счетам организации-налогоплательщика (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Важно

Непредставление деклараций по налогу на имущество за прошлые периоды.

С 2010 года организации, не имеющие на балансе имущества, признаваемого объектом налогообложения, не являются плательщиками налога на имущество организаций. Поэтому у них отсутствует обязанность по представлению в налоговые органы деклараций и расчетов по авансовым платежам по данному налогу. Однако до 2009 года обязанность по представлению деклараций была предусмотрена для всех налогоплательщиков независимо от наличия объектов налогообложения.

Таким образом, решение о блокировке счета налогоплательщика может быть вынесено, в том числе, в случае выявления в текущем налоговом периоде факта непредставления организацией налоговых деклараций по тем налогам, которые он был обязан уплачивать в предыдущих налоговых периодах (письмо ФНС России от 9 февраля 2011 г.).

Проценты в налоговом учете

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются только те доходы, которые поименованы в статье 251 Налогового кодекса. Однако в целях налогообложения прибыли суммы процентов за незаконную блокировку счета не отнесены к необлагаемым. При определении базы по прибыли не учитываются доходы в виде сумм процентов, полученных в соответствии с требованиями статей 78, 79, 176, 176.1 и 203 кодекса из бюджета (внебюджетного фонда). Это, в частности, проценты, начисляемые на сумму налогов и акцизов, которые не были своевременно возвращены или зачтены налоговым органом.

В связи с этим возникают следующие вопросы: облагаются ли налогом на прибыль суммы процентов, начисленных и уплаченных налогоплательщику в связи с незаконной блокировкой его расчетного счета; если вышеуказанные суммы подлежат налогообложению, то в состав каких доходов их следует включить; если вышеуказанные суммы подлежат налогообложению, то в каком периоде их необходимо учесть налогоплательщику?

Минфин России в письме от 12 марта 2010 г. № 03-03-06/1/128 разъяснил: данные проценты включаются в доходы налогоплательщика. Ввиду того что подпунктом 12 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение от налогообложения указанных процентов, они подлежат включению в состав внереализационных доходов. Финансисты добавили, что эти суммы должны учитываться в налоговой базе по налогу на прибыль на момент их фактического получения.

Логика финансового ведомства не совсем понятна. Ведь проценты, уплачиваемые налоговыми органами в связи с задержкой возврата излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, по своей экономической природе мало чем отличаются от процентов за незаконную блокировку счета.

Однако пока не будут внесены изменения в НК РФ, несмотря на всю несправедливость, налогоплательщикам придется платить налог на прибыль с суммы возмещения, выплачиваемого налоговиками за неправомерное приостановление операций по счетам в банке.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете сумма процентов за незаконную блокировку счета признается прочим доходом организации (п. 7, 10.6, 16 ПБУ 9/99). То есть данные суммы отражаются на счете 91-1 «Прочие доходы». Доходы признаются на день получения указанных процентов.

Данный счет корреспондирует со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Пример.

10 февраля 2011 года решением ИФНС была неправомерно заблокирована сумма 2 млн рублей. Решение об отмене приостановления по счету налоговая инспекция прислала в банк 17 февраля 2011 года.

Таким образом, налоговики неправомерно заблокировали счет налогоплательщика в течение 13 дней.

С 1 июня 2010 года ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 7,75 процента (указание ЦБ РФ от 31 мая 2010 г. № 2450-У).

Сумма процентов составит:

2 000 000 руб. х 7,75% : 365 дн х 13 дн =5520,55 руб.

Бухгалтер организации сделает следующие проводки.

Дебет 51 Кредит 76

— 5520,55 руб. – получена сумма процентов.

Дебет 76 Кредит 91-1

— 5520,55 руб. – проценты включены в прочие доходы.

В. Ким, налоговый консультант

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *