Расстояние от дома до школы

Критерия определения эффективности безопасного движения школьника от дома до школы в городе Казань

Набиуллин Равиль Расипович,

кандидат биологических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, n-ravil@mail.ru

Филиппов Илья Владимирович,

старший преподаватель, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, hom8787@list.ru

Гаврилюк Кристина Васильевна,

преподаватель, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, gavrilyuk.kristina@inbox.ru

В последние годы в системе образования детей достаточное внимание стали уделять на составление безопасного маршрута школьника от дома до школы. Ежегодно в школах составляются карты безопасного маршрута школьника, проводятся классные часы, в разных уровнях организуются конкурсы и викторины на соответствующие темы. Мы считаем, что определение безопасного маршрута школьника, в том числе, связано расположением образовательных организаций в шаговой доступности от дома и это является дополнительным средством рекреационной деятельности. Тем не менее, мало изучены вопросы организации безопасного движения обучающихся с учетом определенных критерий определения эффективности разработанного маршрута от дома до школы. В условиях города-миллионника Казань, с насыщенным движением транспортных средств, изучение особенности определения эффективности безопасного движения школьника от дома до школы становится актуальным вопросом.

Ключевые слова: безопасность, рекреация, эффективность безопасного движения, выделяющиеся объекты, маршрут.

Школьники каждый день в течение учебного года посещают образовательные организации. Добираться к месту занятий им обычно приходиться пешком. Нередко можно увидеть ребенка, обучающегося еще в начальной школе, который следует по маршруту «дом-школа» один, без сопровождения взрослого. При этом мы не можем быть уверенными, что дети знают свой «безопасный маршрут», а также наиболее опасные места на пути следования по городу. Многим приходится преодолевать различные препятствия, такие как: не регулируемые пешеходные переходы, не освещенные улицы города, большая насыщенность пешеходов на улице и другие факторы .

В городе Казани постоянно огромный поток автомобилей, всегда оживленные магистрали и насыщенное движение. В каждом районе города еще остались места, где есть нерегулируемые перекрестки, нет светофоров и сохраняется опасность для передвижения школьников. В связи с этим в процессе подготовки ребёнка к школе важное значение имеет информационное обеспечение безопасного движения ребенка по дороге на занятия и обратно . Безопасный маршрут нужно «прокладывать» прямо от дверей дома. Помимо правил дорожного движения необходимо учить ребёнка по каким тропинкам не следует ходить, как правильно ездить в автобусе и что отвечать, если с ним заговорил незнакомый человек. При этом дозированная двигательная активность в виде маршрута пешеходного движения школьника способствует формированию здорового образа жизни во взаимосвязи с физическими нагрузками и умственной деятельностью . Актуальным становится не запрещать, а выработать у школьника привычки, которые сделают жизнь всей семьи спокойнее .

Целью экспериментальных исследований явилась изучение критерий определения эффективности безопасного движения школьника от дома до школы города Казани при разработке маршрута.

В ходе анализа научно-методической литературы нами были раскрыты представления пути преодоления маршрута в школу в разных странах

да о

С4

и городах, правила дорожного движения детей, а также безопасность в городе Казани .

С помощью метода проектирования был разработан 140 маршрутов безопасного движения школьника от дома до школы в городе Казани. При составлении маршрута учитывались следующие условия: длина пешего маршрута не должна превышать 1500 метров, маршрут должен проходить по пешеходным и освещенным улицам города Казани. Методом сравнительного анализа нами проанализированы безопасные маршруты школьников от дома до школы в семи административных районах города Казани по различным адресам. По результатам экспериментальной работы к статистическому анализу были подвержены следующие параметры оценки безопасного маршрута: расстояние от дома до школы, количество переходов через улицу, выделяющиеся объекты, насыщенность движения потока и эффект безопасности. Эффективность безопасного движения выявлялся исходя из критериев маршрута школьника от дома до школы. Нами определены три критерия оценивания: 1 — это наиболее безопасный маршрут; 2 -допустимый маршрут; 3 — не безопасный маршрут. Мы считаем, что разработанная система оценивания способствует определению эффективности безопасного движения обучающегося определенной школы или района города Казани.

Анализ 20 маршрутов в Авиастроительном районе города Казани показал, что только 3 из них можно считать наиболее безопасными, еще 12 допустимой безопасности, а 5 можно признать опасными, так как на пути школьника встречается много не регулированных переходов, малолюдно или слишком много пешеходов, а также во время маршрута не встречается запоминающихся мест, что может привести к тому, что ребенок заблудится.

В Вахитовском районе города Казани из 20 разработанных маршрутов 6 можно считать наиболее безопасными, еще 11 — допустимой безопасности, а 3 маршрута можно признать опасными из-за большого количества не регулируемых перекресток.

Среди 20 маршрутов в Кировском районе города Казани мы наблюдаем наиболее безопасный путь движения только в трех проектах. Еще 16 маршрутов имеют уровень допустимой безопасности, а всего один маршрут можно признать опасным, так как на пути школьника малолюдно.

Анализ 20 маршрутов в Московском районе города Казани показал, что только три маршрута имеют высший уровень безопасности. Также необходимо отметить, что 16 маршрутов входят в уровень допустимой безопасности и всего один маршрут можно признать опасными, так как на пути школьника ожидаемо слишком много пешеходов и не встречаются запоминающиеся места и объекты.

В Ново-Савиновском районе города Казани 9 маршрутов можно считать наиболее безопасными, еще 10 — допустимой безопасности, а всего один маршрут можно признать опасным, так как на пути

школьника встречается много не регулированных переходов.

Из 20 маршрутов в Приволжском районе города Казани 4 соответствует требованиям безопасности, еще 14 — допустимой безопасности, а два маршрута можно признать опасными, так как на пути школьника встречается малое количество запоминающихся мест или объектов.

Проанализировав 20 маршрутов в Советском районе города Казани, нами определено, что 5 маршрутов можно считать наиболее безопасными, а 15 допустимой безопасности. В этом районе мы не наблюдали опасные маршруты для школьников, так как все спроектированные нами маршруты вполне безопасны для детей школьного возраста.

Изучив 140 маршрутов безопасного движения школьника от дома до школы в семи районах города Казани, мы определили наиболее безопасный район для пешего передвижения обучающихся. Результаты исследования предоставлены в виде диаграмм по средним показателям каждого района.

Рисунок 1. — Средние показатели расстояния спроектированных маршрутов обучающихся от дома до школы по административным районам города Казани

В Авиастроительном районе длина маршрута больше относительно других районов. Средний показатель длины маршрутов превышает 1000 метров, что для обучающихся не всегда хорошо, так как для учеников младших классов это большое расстояние. Это связано с тем, что в Авиастроительном районе меньше школ по сравнению с другими административными районами города Казани. Также превышению длины маршрута от дома до школы способствует большое количества частных секторов. В Московском районе маршрут школьника в среднем составляет 760 метров. Из всех районов города Казани это наименьший показатель по длине маршрута. Длина маршрутов от дома до школы в остальных районах составляет в среднем 800-900 метров.

Самые большие показатели среднего количества регулируемых переходов в Вахитовском районе. Это объясняется тем, что Вахитовский район

является центральной частью города Казани с насыщенным потоком транспортных средств и движения людей. Также мы видим, что и не регулируемых переходов там достаточно много, по сравнению с другими районами города Казани. Большое количество регулируемых переходов в Московском районе связано с тем, что огромную территорию района составляет лесопарк Лебяжье и промышленная часть района. Также по территории Московского района города Казани проходит большая транспортная развязка, 2 станции метро и Северный вокзал (железнодорожный). Наименьшие показатели по количеству регулируемых переходов в Авиастроительном районе, так как в районе мало представлены крупные торгово-развлекательные центры.

ребенок проходит наибольшее расстояние от дома до школы, в связи с этим на его пути прогнозируемо могут встречаться большое количество пешеходов. В Ново-Савиновском районе из 20 изученных маршрутов 12 является со средним критерием по количеству людей на пути от дома до школы. Это позволяет утверждать о положительной эффективности в организации безопасного движения школьника во время направления в образовательное учреждение. По критерию малолюдности во всех районах показатель примерно одинаковый, из 20 маршрутов в каждом административном районе города Казани, всего по 3-4 маршрута с наименьшим количеством людей на пути. Так же и во всех районах Казани показатель среднелюдности практически одинаковый, почти в каждом районе на половине маршрутов безопасного движения встречается среднее количество людей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2. — Средние показатели количества переходов в спроектированных маршрутах обучающихся от дома до школы по административным районам города Казани

Рисунок 3. — Средние показатели насыщенности движения пешеходов в спроектированных маршрутах обучающихся от дома до школы по административным районам города Казани

В Авиастроительном районе показатель многолюдности самый высокий, так как в этом районе

Рисунок 4. — Средние показатели выделяющихся объектов и коэффициент безопасности спроектированных маршрутом обучающихся от дома до школы по административным районам города Казани

Больше всего запоминающихся объектов на пути школьника встречается в Вахитовском и Ново-Савиновском районах, по 3 объекта в каждом маршруте. По 2 объекта в среднем на пути от дома до школы видят обучающиеся остальных административных районов города Казани. Эффективность безопасного движения больше всего проявляется в Ново-Савиновском районе, так как это спальный район. Самый не безопасный район по количеству всех маршрутов Авиастроительный. Остальные районы находятся на одном уровне по критериям безопасности во время прохождения маршрута обучающимися от дома до школы.

Проведенная нами экспериментально-исследовательская работа показала, наиболее безопасным административным районом в городе Казани является Ново-Савиновский. Средняя длина пути школьника изученных нами маршрутов составляет в пределах 900 метров, регулируемых переходов через улицу в среднем 2 на каждый маршрут, а показатель не регулируемых переходов меньше 2. На пути школьника встречается по 3 выделяющихся объекта, что помогает лучше запомнить дорогу от дома до школы. Больше поло-

вины маршрутов насыщены приемлемым количеством пешеходов, что так же создает условия безопасного движения ребенка при направлении в школу.

Таким образом, изучение критерий определения эффективности безопасного движения ребенка от дома до школы с учетом территориальных особенности на местности позволит взрослым более тщательно подойти к вопросам планирования маршрута движения обучающегося в различных районах города Казани.

Литература

4. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. М.: Филол. о-во «СЛОВО», Эксмо, 2008. — 176с.

5. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. — 64с.

Criteria of efficiency of the safe route of the pupil from home to school in the city of Kazan

Nabiullin R.R., Filippov I.V., Gavrilyuk K.V.

Volga state Academy of physical culture, sport and tourism

Key words: safety, recreation, efficiency of safe movement, the allocated objects, a route.

2. Muravtsova, V.A., Developing a safe route for a schoolchild from

Почему это проблема

С удалённостью школы от дома сталкиваются не только сельские, но и городские жители. По закону «Об образовании в Российской Федерации» у родителей есть право выбора образовательных организаций. В соответствии с Приказом Министерства образования №32 при поступлении в школу в первую очередь должны принимать детей «по прописке».

Из истории хоумскулинга Елены Яшиной

«Семь лет — прекрасный возраст для ребёнка и очень ответственный момент для родителей. Начав выбирать школу, вдруг понимаешь: если учебное заведение на хорошем счету, но административно вы к нему не относитесь, попасть в него чрезвычайно сложно. В наше время родители буквально жгли костры у дверей школ с высоким рейтингом, чтобы записать в них своё чадо».

Если качество обучения и контингент близлежащей школы не устраивает семью, начинаются поиски более достойной. И порой подходящая школа находится на другом конце города.

‍Степан Павловских, 6 класс домашней школы «Фоксфорда»

«С трёх лет я занимался хореографией, тхэквондо и художкой. Но в 7 лет про кружки пришлось практически забыть (осталась только хореография). Я пошёл в школу, и на дорогу до неё уходило почти два часа».

Если школа далеко от дома, младшеклассников необходимо провожать. Это значит, у мамы или папы должна быть пара свободных часов утром и днём. Старшеклассники могут добираться сами, но дорога отнимает драгоценное время и прибавляет нагрузку.

Как решить эту проблему

В статье 17 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяется пять форм обучения, четыре из которых позволяют получать среднее образование без посещения школы, ну или, по крайней мере, не делая этого каждый день:

  • Очно-заочное обучение. Ребёнок ходит в школу несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом он обязан регулярно приезжать на проверочные и контрольные.
  • Заочное обучение. Ребёнок изучает новые материалы сам, но находится в контингенте школы. Нельзя менять программу и необходимо придерживаться графика аттестаций.
  • Семейное обучение. Ребёнок учится дома, в комфортных условиях. Можно выбрать любую программу, а промежуточные аттестации сдавать дистанционно.
  • Самообразование. То же самое, что семейное, только для учащихся старше 15 лет.

Наиболее гибким, вариативным и простым с точки зрения перехода является семейное обучение. Эта форма позволяет получать качественные знания независимо от местонахождения школы.

<<Форма с консультацией>>

Как организовать обучение на дому

Для перехода на семейное обучение необходимо следующее:

  1. Уведомить органы местного самоуправления. Родители обязаны проинформировать департамент или управление образования по месту жительства ребёнка о смене формы обучения. Читать подробную инструкцию →
  2. Организовать учебный процесс. Учить детей самостоятельно сложно и времязатратно. Не каждый родитель сможет стать мультипредметником и отказаться от работы. На помощь придут репетиторы и онлайн-школы.
  3. Подобрать школу для прохождения аттестаций.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно получать качественные знания, в какой бы точке планеты вы ни находились. Наши ученики живут в крупных городах и маленьких посёлках, в России и за рубежом. Не нужно рано вставать и в плохую погоду куда-то ехать. Для обучения нужен только компьютер и интернет. Во время онлайн-занятий преподаватели объясняют темы, а ученики могут задавать им вопросы и тут же получать ответы. Уроки можно пересматривать в записи. Промежуточная аттестация проводится дистанционно: ребёнок решает тесты в личном кабинете, а «Фоксфорд» передаёт результаты в школы-партнёры.

Среди нескольких онлайн-школ мы выбрали «Фоксфорд» и не ошиблись! В «Домашней школе Фоксфорда» действительно хорошее расписание. Занятия начинаются в 10:00 или 11:00, в четверг и воскресенье полностью свободные дни, а в субботу всего один урок.

Резюме

Заочное или семейное обучение помогает преодолеть неудобства, связанные с удалённостью школы от дома. А благодаря современным технологиям можно получать качественные знания не выходя из дома.

Узнать подробнее о процедуре перехода на заочное и семейное обучение, а также об учебном процессе в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно, заполнив следующую форму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *