Пьяный велосипедист

Все знают: садиться за руль автомобиля в состоянии алкогольного опьянения нельзя ни в коем случае. Не посадят, но прав лишат. А еще выпишут большой штраф. А что будет, если «гаишник» поймает пьяным на велосипеде?

Перерыв на рекламу

А причем тут права? На велосипед у нас пока еще «корочки» не нужны…

Многие полагают, что на велосипеде можно ездить где угодно, как угодно и в каком угодно состоянии. И если на водителя велосипеда и можно наложить какие-то санкции, то лишь в том случае, если он выехал на дорогу, сбил кого-то или поцарапал бампер припаркованного авто. И вообще, если на велосипеде нет госзнака, он не считается транспортным средством. И права на него не нужны. Это так. И не совсем так…

В пункте 1.2 ПДД черным по белому написано, что велосипед является транспортным средством (кроме инвалидных колясок). Здесь же говорится, что велосипед «может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч».

Некоторые наши граждане, знакомые с ПДД, садятся за руль велосипеда в состоянии алкогольного опьянения, ошибочно полагая, что в отношении к нему действует статья 12.1 КоАП РФ, где говорится, что под транспортным средством <…> следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час…». По их мнению, раз велосипед не может развивать такой скорости, то и статьи главы 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» по отношению к нему не работают.

Мы не станем разубеждать их в этом. Приведем случай из практики Верховного суда, в котором владелец двухколесного велосипеда с моторчиком лишился прав, сев за руль пьяным. На дороге его остановил наряд ГИБДД, освидетельствовал на состояние опьянения, после чего отстранил от управления и составил протокол. В итоге велосипедист был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ («Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения»). А это, как вы помните, штраф в размере 30 тысяч рублей и лишение прав на длительное время.

Велосипедист с решением мирового судьи категорически не согласился, посчитав, что его его вел не может считаться транспортным средством (согласно Примечанию к статье 12.1 КоАП РФ). И если он действительно нарушил, так по части 3 статьи 12.29 КоАП РФ, где как раз говорится о нарушениях ПДД велосипедистами в состоянии алкогольного опьянения. За это полагается штраф в размере от одной до полутора тысяч рублей.

Незадачливый велосипедист дошел до Верховного суда, но тот ему навстречу не пошел. Более того, в высшей судебной инстанции согласились, что управление моторным велосипедом в состоянии опьянения должно квалифицироваться по статье 12.8 КоАП и наказываться лишением водительских прав и штрафом, если этот велосипед отвечает признакам мопеда, в частности, имеет двигатель внутреннего сгорания или может развивать скорость более 25 км/ч».

ВС РФ напомнил: Примечание к статье 12.1 КоАП РФ относится исключительно к применению этой статьи, а не ко всей главе 12 КоАП РФ. Это во-первых. Во-вторых, данный велосипед оборудован двигателем внутреннего сгорания объемом 48 куб.см. То есть, к велосипедам – в понимании ПДД и главы 12 КоАП РФ – он вообще не относится. Зато он прекрасно подходит под определение «мопеда», которым является двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, с двигателем – именно внутреннего сгорания – рабочего объема не более 50 куб. см, номинальной максимальной мощностью от 0,25 до 4 кВт.

Пьяная езда была? Была. Мопед был (согласно ПДД)? Был. Стало быть, пьяная езда имела место на мопеде, для управления которым требуются водительские права категории «М», а сам мопед есть транспортное средство, на которое распространяется действие главы 12 КоАП РФ.

Вот как получается: сел на велосипед, а водительское удостоверение все равно отобрали…

Вывод

В законодательстве российском есть управа на пьяных велосипедистов. Она прописана в статье 12.29 КоАП РФ. После ее применения задержанный в состоянии алкогольного опьянения водитель велосипеда может быть оштрафован госавтоинспектором на сумму от одной тысячи рублей до тысячи пятисот рублей.

Если к велосипеду приделать мотор или купить готовое изделие с мотором, следует внимательно ознакомиться с ПДД и выяснить, к какой категории транспортных средств оно относится. Если окажется, что велик с мотором попадает под категорию «мопед», в этом случае к «наезднику» может применяться весь спектр наказаний, указанных в главе 12 КоАП РФ. Вроде так!

Почти 7 месяцев назад бобруйчанка Татьяна Лазуревич попала в ДТП. Она ехала на велосипеде по пешеходному переходу на зеленый, когда ее сбила машина. Женщина не отрицает: она виновата, потому что должна была по правилам идти пешком и вести велосипед рядом. Но и водителя, которая ее сбила, Татьяна также считает виновной в аварии. А ГАИ — нет.

Фото: bobr.by

ДТП произошло вечером 7 июля на улице Бахарова. Предварительная информация ГАИ есть на портале bobr.by: «В 18.35 вблизи д. 213 на ул. Бахарова 58-летняя местная жительница, управляя автомобилем Citroen, совершила наезд на 47-летнюю бобруйчанку, которая пересекала проезжую часть дороги на велосипеде вне пешеходного перехода. В результате ДТП велосипедистке причинены травмы, с которыми она госпитализирована».

Версия Татьяны Лазуревич принципиально отличается в одном важном моменте.

Женщина рассказала TUT.BY, что ехала на велосипеде по улице Новошоссейной к улице Бахарова, на пересечении которых и произошло столкновение с авто. Ехала по проезжей части не далее 1 метра от бордюра, как разрешают ПДД, когда передвижение по тротуару затруднено. Водитель Citroen стояла на светофоре этого перекрестка, чтобы повернуть направо. И Татьяна утверждает, что водитель ее видела.

Велосипедистка съехала с проезжей части на тротуар и проехала по нему до пешеходного перехода. Разрешающий сигнал светофора загорелся одновременно и для пешеходов, и для водителей. И на этом делает акцент велосипедистка:

— По ПДД в таких случаях водитель должен пропустить пешеходов и вообще быть внимательным. Я — говорю честно, что тут скрывать, раз я не права — нарушила правила: повернула к пешеходному переходу, не спешилась и поехала по нему. Именно по нему, а не рядом (это позже установит и ГАИ. — Прим. TUT.BY). И я ехала медленно — чуть быстрее скорости пешехода. Так что у водителя было достаточно времени, чтобы меня заметить.

Татьяна говорит, что водитель на перекрестке при повороте перестраивалась из правой полосы в левую, чем нарушила ПДД. А еще, очевидно, резко стартанула, чем можно объяснить силу удара в заднее колесо велосипеда и то, что автомобиль далеко отъехал от места столкновения.

После удара велосипедистка упала, с нее слетели очки — их потом нашел очевидец аварии, другой водитель. Водитель Citroen сразу бросилась оказывать помощь Татьяне, хотела отвезти в больницу, погрузила ее велосипед в багажник, но не смогла завести машину. Очевидец вызвал скорую.

У Татьяны диагностировали закрытый перелом левой лопатки, раны на локте, ссадины на щеке, подбородке, шее, верхней губе, левом плече, пояснице, ссадины на ногах. Травмы потом признали менее тяжкими. Татьяна же говорит, что до сих пор не может поднять левую руку после перелома лопатки.

Фото: bobr.by

Не согласна женщина и с тем, как прошла экспертиза:

— Они мне поставили скорость 9,7 км/ч, хотя я говорила, что двигалась чуть быстрее пешехода, у которого средняя скорость движения — 5 км/ч. К тому же статист ехал на скоростном велосипеде вдоль края дороги, а я выезжала с тротуара и на абсолютно другом велосипеде, я не могла физически за эти неполные 2 метра развить такую скорость, как указала экспертиза.

На основании экспертизы ГАИ решила, что водитель в сложившихся обстоятельствах «не располагала технической возможностью путем применения экстренного торможения с момента возникновения опасности для движения остановить управляемый ей автомобиль до линии движения велосипедиста». А причиной ДТП стало нарушение п. 151 ПДД: Татьяна Лазуревич должна была спешиться и вести велосипед рядом.

За то, что водитель авто положила велосипед в багажник — переместила предмет, относящийся к ДТП, — ее оштрафовали. Состава преступления в ее действиях в целом ГАИ не выявила.

С этим-то Татьяна и не согласна. Она уже обращалась с жалобами в УВД Бобруйска и Могилевской области, а также в прокуратуру Бобруйска. Итог тот же. В декабре 2019-го прокуратура Могилевской области ответила, что проверка по делу была неполной, потому нужна дополнительная, и материалы направлены в прокуратуру Бобруйска.

Использование материала в полном объеме разрешено только медиаресурсам, заключившим с TUT.BY партнерское соглашение. За информацией обращайтесь на nn@tutby.com

В апреле этого года Конституционный суд Польши одобрил решение о том, что пьяные велосипедисты должны быть приравнены к водителям транспорта и отвечать за это нарушение по всей строгости закона. Велосипедисту «под мухой» грозит штраф или до двух лет тюрьмы в зависимости от степени опьянения. А как обстоит дело у нас?

Едет, к примеру, нетрезвый пан Зюзя на велосипеде или мопеде и радуется, что гаишников можно не бояться — такого останавливать никто не будет, даже если ехать будет задом наперед. В чем-то он прав, так как подобные персонажи малоинтересны сотрудникам ДПС с финансовой точки зрения. Однако в связи с участившимися случаями ДТП с участием нетрезвых водителей мопедов руководство ГИБДД дает установку на местах пристальнее следить за нетрезвыми велосипедистами и водителями мопедов. Чем это грозит? Сев за руль мопеда (велосипеда) в состоянии алкогольного опьянения, вы нарушили п. 2.7. ПДД, который прямо запрещает это. Однако КоАП РФ, довольно мягко обходится с такими нарушителями. Единственное, что им грозит, — это штраф в размере от 300 до 500 рублей (ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ). Запомнили? А теперь разберем возможные варианты провокаций со стороны работников ДПС.

• Забираем велик (мопед) на штрафстоянку. Не получится. Среди оснований задержания транспортного средства (ст. 27.13. КоАП РФ) нет ст. 12.29 КоАП РФ, соответственно, и нет основания для задержания. Все увещевания из серии: «Пусть постоит, пока не протрезвеешь — потом заберешь» — должны отметаться, так как забрать свой аппарат со штрафстоянки вы сможете только за деньги или через суд.

• Ты – пьяный, дуй в трубку или поехали на медосвидетельствование. Можете поехать, только, кто будет присматривать за вашим добром, пока вас будут освидетельствовать? Ведь по закону (ст. 27.12 КоАП РФ) вас обязаны отстранить от управления транспортным средством и доставить к месту освидетельствования на служебном авто. Освидетельствование подтвердило ваше алкогольное опьянение. Сотрудник ДПС может начать стращать вас судом и арестом на 15 суток. Можете уже начинать смеяться. Если дело дойдет до суда, будете смеяться вместе с судьей. Вам будут пытаться «впарить» ч. 8 ст. 12.8. КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами». Для того, чтобы суд мог применить данную норму, гаишникам предварительно придется позаботиться о законодательном закреплении права управления велосипедом или мопедом только при наличии специального права. Пока такого требования нет, управлять ими может любой желающий, без опасения «загреметь» на 15 суток под арест. Наказание ограничивается вышеупомянутым штрафом от 300 до 500 рублей.

• Не поехал на медосвидетельствование – получишь 15 суток ареста. На этот раз пугать вас будут ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ. Для решения вопроса используем приведенные выше аргументы.

Важно запомнить, что ст. 12.29 КоАП РФ является специальной нормой, наказывающей пешеходов, велосипедистов, водителей мопедов и возчиков. Любое нарушение ПДД, за исключением создания помех дорожному движению и причинения вреда здоровью, наказывается штрафом в пределах 100 – 500 рублей. Все попытки сотрудников ДПС привлечь вас к ответственности по другим статьям КоАП РФ являются либо попыткой вымогательства, либо свидетельствует о некомпетентности сотрудника.

В заключение

Огромная просьба к читателям — не расценивать данный материал как оправдание пьянства за рулем, пусть даже велосипеда, или призыв к этому. Садясь пьяным за руль, помните, что правила возникли не на пустом месте, а вследствие объективной необходимости, которая требует сохранения и заботы о жизни и здоровье. Стоит ли рисковать ими ради сомнительного удовольствия?..

Согласно статистике, в Германии 34 процента велосипедистов моложе 29 лет пренебрегают правилами дорожного движения. А зря — за лихачество можно получить серьезные штрафы от 5 до 350 евро, в особых случаях даже предусмотрено лишение водительских прав. ПДД для велосипедистов не всегда логичны и понятны с первого раза. DW рассказывает о самых коварных из них.

Обязательно ли двигаться именно по велодорожкам?

Да, но только по полосам, обозначенным специальной синей табличкой. Когда выделенную велодорожку засыпает снегом, она покрывается льдом или ее ремонтируют, двигаться по тротуару не запрещено. Если синие таблички отсутствуют, можно смело ехать, соблюдая ПДД и предписания знаков. В любом случае, путь велосипедиста должен пролегать только по безопасным для передвижения местам. За езду в неположенном месте или в неверном направлении грозит штраф от 20 до 35 евро.

Что c проездом по «зебре»?

Переезжать пешеходный переход на велосипеде не запрещено, но в этом случае велосипедист не имеет преимущества перед автомобилистами. Стоит встать с седла — и вы пешеход, пропустить которого шофер просто обязан.

Можно ли ехать по тротуару вместе с детьми?

Если ребенок младше десяти лет, ему позволено передвигаться по пешеходным дорожкам. Что удивительно, сопровождающие его родители рядом ехать не могут, за такой проступок — штраф от 15 евро.

Вот уже несколько лет в Германии ведутся споры по поводу противоречивого правила. Министерство транспорта ФРГ обещает исправить недоразумение в ближайшее время. На велодорожки ограничения не распространяются.

До какой скорости можно разгоняться?

Общие правила для автомобилистов — не более 50 км/ч в населенных пунктах и 100 км/ч за городом — на велосипедистов не распространяются. Вряд ли на двухколесном получится превысить этот лимит. Другая ситуация в зонах с действующими ограничениями скорости — к примеру, в так называемых зонах «успокоенного движения». За нарушение скоростного режима на этих отрезках пути велосипедисту положен штраф от 30 до 35 евро.

За неправильную парковку тоже штраф?

Нет, правилами это не предусмотрено. В пешеходной зоне, на площади в центре города или вблизи шоссе — оставить свой велосипед можно в любом месте, если там нет запрета на парковку. Важно, чтобы байк не мешал движению машин и был виден в темное время суток на стоянке.

А без рук можно покататься?

На велосипеде, как и в машине, можно разговаривать только по мобильной гарнитуре. А любителям поболтать по телефону за рулем в Германии придется заплатить штраф 25 евро. Меломанам с громкими колонками на байке — 15 евро. Смельчакам, которые ездят без помощи рук, — 5 евро. Зато выгуливать собаку на велосипеде, держа в одной руке поводок, не возбраняется. Причем распространяется это правило только на собаководов.

А как же езда в компании?

Отвлекать и вести беседу с движущимся рядом велосипедистом запрещено, — это могут расценить как помеху другим участникам движения. Проступок грозит штрафом от 20 до 30 евро.

При езде в колонне из более 15 человек у велосипедистов есть преимущества. Так, им разрешается ехать по шоссе даже при наличии велодорожки. Кроме того, если первый велосипедист успел проехать до включения красного света, остальные вправе последовать за ним. Не всегда в случае езды в группе действует и правило «правой руки»: автомобилисты справа обязаны пропустить колонну.

После вечеринки за руль можно?

При опасной езде в легком алкогольном опьянении, равном не более 0,3 промилле, можно отделаться предупреждением. А если в крови обнаружат более 1,6 промилле, грозит денежное наказание, которое в большинстве случаев равно месячной зарплате. Кроме того — три штрафных балла в картотеке Федерального автодорожного ведомства, запрет на пользование велосипедом до шести месяцев и отправка на медицинско-психологическое освидетельствование (MPU), в народе — «тест для идиотов» (Idiotentest). MPU страшен тем, что при неявке или провале экзамена можно лишиться прав на вождение автомобиля и/или получить пожизненный запрет на пользование велосипедом.

А прокатить с ветерком на багажнике?

Разрешено провозить на багажнике только личные вещи. Детей до семи лет можно везти велосипедистам старше 16 лет исключительно в специальных креслах. Друзей на багажнике подбросить не получится.

E-bike приравнивается к мотоциклу?

Нет. Кроме того, как и для обычных велосипедов, для езды на электробайках наличие шлема, водительских прав и специальных обозначений вовсе не обязательно. Но для тех, кто рассекает на скоростных электровелосипедах (S-Pedelec), действуют особые правила: нужно оформить полис страхования ответственности (Haftpflichtversicherung), кататься исключительно в шлеме и иметь номерной знак. Так как S-Pedelec развивает скорость до 45 км/ч, передвигаться на нем можно только с водительским удостоверением категории М. Важная деталь — на этом типе транспортного средства въезд на велодорожку разрешен, только если она предназначена и для мопедов.

  • Фотогалерея: 8 грехов, в которых немцы не боятся признаться

    Переход на красный свет

    Дорога свободная, а почему бы и не перебежать? Такое мелкое преступление хотя бы раз в жизни совершает каждый. С точки зрения статистики, этот проступок почти безопасен — по вине пешеходов аварии в Германии случаются крайне редко. Размер штрафа: пять евро. Если переход на красный сигнал светофора все же приведет к аварии, он увеличивается до 10 евро. Поддаваться этому «греху» все-таки не стоит.

  • Контрабанда сигарет

    Каждый шестой немец, побывавший в отпуске, хотя бы раз нарушал таможенный закон. Половина этих людей нелегально провозили сигареты в Германию. Табачные изделия тут в разы дороже, чем в странах Азии и Восточной Европы, поэтому немцы часто везут их про запас. Из стран, не входящих в ЕС, в Германию разрешено ввозить только один блок — 200 сигарет на человека. Цена проступка: 19 центов за сигарету.

  • Неправильная парковка

    Вернемся к дорожной тематике. Вечная головная боль немцев — в центре города вечером негде оставить машину! Почему бы не припарковаться на стоянке для инвалидов или велосипедной дорожке? Города неплохо зарабатывают на таких непутевых водителях. Дрезден, например, ежемесячно получает около 300 тысяч евро в свой бюджет только за счет штрафов за неправильную парковку. Размер штрафа: от 15 до 70 евро.

  • Лихачество на велосипеде

    Велосипед — не автомобиль, нарушил правила и забыл. Этим руководствуются 34 процента немецкой молодежи от 18 до 29 лет, которые время от времени пренебрегают ПДД. Больше всего «грешников-велосипедистов» в Берлине, тройку замыкают Мюнхен и Гамбург. Цена проступка: от 15 до 350 евро. За грубые нарушения правил езды на велосипеде можно лишиться и водительских прав.

  • Долги и кредиты

    Почти на каждом десятом немце висит бремя непосильных долгов. Молодежь чаще всего занимает деньги на услуги сотовой связи и интернета, тренажерные залы и онлайн-покупки, а люди почтенного возраста одалживают на оплату жилья и электроэнергии. Особо хитрые должники при наличии крупных долгов объявляют себя банкротами.

  • «Дегустация» товаров в супермаркете

    Голодным в магазин лучше не ходить — это может привести к неожиданным последствиям. Немцы признаются, что частенько пробуют фрукты и овощи в супермаркетах, а потом не покупают их. Если вы намерены оплатить товар, но так хотите его попробовать, лучше потерпеть, ведь вас могут обвинить в краже.

  • Неправильная сортировка мусора

    Яблоко в контейнере для бумаги и ты уже правонарушитель — неправильную сортировку мусора приравнивают к загрязнению окружающей среды. Самые высокие штрафы накладывают за незаконный выброс пластиковых отходов. Размер штрафа: от 10 до 35 евро.

  • Незаконное скачивание контента

    Ежегодно немецкая музыкальная и киноиндустрия теряет около 680 миллионов евро из-за скачивания пиратского контента. Кроме того, согласно статистике в 2013 году немцы установили нелегальное программное обеспечение на общую сумму 2,2 миллиарда долларов. Правонарушителю грозит от нескольких сотен евро до пяти лет лишения свободы.

    Ксения Сафронова

На дорогах кроме транспортных средств, в последнее, время значительно, добавилось велосипедистов. Плохо то, что не каждый велосипедист знает правила дорожного движения, а следовало бы и им сдавать, на право езды на дороге. Велосипедисты многие не знают, некоторые забывают, что они такие же участники дорожного движения. Да, и элементарно руку выставить, и показать в какую сторону направляется можно и даже не сложно. А то складывается такое впечатление, что они себе крутят педали, где-то летая в облаках, а автомобиль не трамвай объедет. И при этом все водители телепаты знают, что вот сейчас он повернет прямо перед Вами.

Штраф для велосипедиста 85 грн. за нарушение правил дорожного движения лицам, которые управляют велосипедами. Но вы хотя бы раз слышали, что бы велосипедиста оштрафовали, а сколько именно аварийных ситуаций он создает. Да штраф не большой, но если бы штрафовали, может бы, велосипедисты и соблюдали правила дорожного движения и уважали водителей автомобиля.

А вот что делать с пьяным велосипедистом? Статья 127 КУоАО часть 3 предусматривает штраф в состоянии опьянения 136 гривен, это восемь не облагаемых доходов граждан. И снова никто никого не штрафует, новая полиция не видит пьяных велосипедистов виляющих по обочины в вечернее время. А ведь очень часто аварии случаются из-за ям на дороге и велосипедистов.

Да и народ у нас очень бурно реагирует, если транспортное средство зацепило или сбило велосипедиста на дороге. Вывод один, штраф хоть и есть, но никого не штрафуют, но правила дорожного движения надо знать всем участникам дорожного транспортного движения и соблюдать на дороге. А пьяным и опьяневшим за руль не садится. Хоть водителем автомобиля штраф за вождение в нетрезвом состоянии составляет 3400 грн., но это пока законодатели в отпуске к осени обещаю значительно увеличить сумму штрафа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *