Проводки по ремонту автомобиля

Отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с ремонтом автомобиля сторонней организацией

ИА ГАРАНТ

Каков порядок отражения в бухгалтерском учете организации операций, связанных с ремонтом автомобиля сторонней организацией?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов (в данном случае — нового кондиционера) следует рассматривать в качестве составной части расходов на ремонт транспортного средства.

Обоснование вывода:

В бухгалтерском учете ремонт является одним из способов восстановления имущества (п. 26 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Затраты на текущий ремонт отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, в том числе арендованных) на основании п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Согласно п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее — План счетов) для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу, отражаемых на счете 44) используются счета 20-29 (реже — 20-39).

Отношения сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, регулируются нормами гражданского законодательства о подряде (глава 37 ГК РФ) и о возмездном оказании услуг (глава 39 ГК РФ).

Из разъяснений, представленных, например, в письмах Минфина России от 05.08.2014 N 03-11-11/38552, от 28.08.2013 N 03-11-06/3/35364, от 24.07.2013 N 03-11-06/3/29245, от 05.04.2013 N 03-11-06/3/11238, следует, что договор на оказание услуг (выполнение работ) по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства может предусматривать замену (установку) подрядчиком (исполнителем) конкретных запчастей, при этом стоимость данных запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства (независимо от того, выделяется ли стоимость таких запчастей отдельной строкой в договоре на оказание услуг или нет). Такая деятельность рассматривается Минфином России как деятельность по оказанию услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства.

В приведенных письмах также допускается ситуация, когда при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства заключается отдельный договор купли-продажи на передаваемые запчасти и оплата запчастей осуществляется отдельно от оплаты услуг, предоставляемых в рамках договора по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства. Такую деятельность по продаже запчастей, по мнению финансового ведомства, следует рассматривать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности.

Указанные выводы сделаны Минфином России с учетом того, что пп. «ж» п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290, определено, что соответствующий договор (заказ-наряд, квитанция или иной документ) должен содержать перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество.

Отметим, что упомянутые правила регулируют отношения с потребителями услуг — физическими лицами, имеющими намерение заказать, либо заказывающими, либо использующими услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Вместе с тем и для отношений сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, заказчиком которых является юридическое лицо, законом определено, что работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 704, ст. 783 ГК РФ). При этом предусматривается, что установленная сторонами цена включает компенсацию издержек подрядчика (исполнителя) и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации договор на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильной техники подразумевает, что при выполнении работ исполнитель использует собственные запасные части (кондиционер) и расходные материалы, отдельного договора купли-продажи на данное имущество не заключается, поэтому отношения, возникающие между сторонами в части запасных частей и расходных материалов, не следует рассматривать как обособленные отношения по договору купли-продажи товаров, выходящие за рамки отношений по договору на техническое обслуживание и текущий ремонт.

С учетом изложенного выше мы полагаем, что при отражении в бухгалтерском учете операций по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобильной техники организации-заказчику не следует рассматривать использованные подрядчиком (исполнителем) для выполнения работ (оказания услуг) запасные части и расходные материалы (в данном случае кондиционера) в качестве отдельных активов, подлежащих отражению в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов организации-заказчику целесообразно рассматривать в качестве составной части расходов на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт транспортных средств, что с учетом Плана счетов подразумевает следующие бухгалтерские записи:

Дебет 20 (26, 44…) Кредит 60
— отражены расходы на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт автомобильной техники исходя из их общей стоимости (с учетом стоимости использованных подрядчиком (исполнителем) собственных запасных частей и расходных материалов);

Дебет 60 Кредит 51 (50)
— оплачена стоимость ремонта (технического обслуживания) автомобиля.

К сведению:

В соответствии с п. 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01) стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Определения понятий достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации основных средств в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету не содержатся. Вместе с тем эти понятия предусмотрены нормами главы 25 НК РФ, которые регулируют порядок определения стоимости амортизируемого имущества, включая основные средства, для целей налогового учета. Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

При этом к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Той же нормой определено, что в целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Полагаем, что понятия, содержащиеся в п. 2 ст. 257 НК РФ, могут быть применены и при решении вопроса об основаниях изменения первоначальной стоимости основных средств для целей бухгалтерского учета.

Как разъясняется в письме Минфина России от 21.02.2012 N 03-03-06/1/94, установка на автомобиль нового оборудования может быть квалифицирована как дооборудование, влекущее изменение первоначальной стоимости основного средства, если в результате такой установки произошло изменение технологического, служебного назначения объекта, связанное с повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К схожим выводам приходят и суды. Так, Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 03.04.2014 N 04АП-4378/13 указал следующее: действующее правовое регулирование позволяет сделать вывод, что основным признаком для квалификации произведенных работ в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ, как при модернизации, так и при техническом перевооружении, являются технические изменения (улучшения), которые приводят к положительным экономическим последствиям (повышение производительности).

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.06.2008 N А05-12045/2007 пришел к выводу о том, что установка охранной и акустической систем не отвечает признакам, установленным п. 2 ст. 257 НК РФ, и не может быть признана ни модернизацией, ни дооборудованием, ни иными работами, которые увеличивают первоначальную стоимость автомобиля как объекта основных средств.

По существу аналогичное мнение высказал ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 26.10.2010 по делу N А32-23439/2008-26/334-2009-4/914, указавший, что при оснащении автомобиля газобаллонным оборудованием технико-экономические показатели автомобиля не изменяются, поэтому произведенные затраты не могут быть признаны затратами, связанными с техническим перевооружением автомобилей, и не могут увеличивать первоначальную стоимость.

Таким образом, установка на автомобиль того или иного оборудования (приборов) может быть квалифицирована как работы по дооборудованию, реконструкции, модернизации, приводящие к увеличению первоначальной стоимости основного средства, если она вносит изменения в технические характеристики, улучшает эксплуатационные свойства транспортного средства.

В данном случае в результате замены кондиционера таких изменений не произошло. Поэтому вести речь о модернизации или дооборудовании нет оснований.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:

— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на ремонт основных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

Расходы на шины

Автомобильные шины

Несмотря на то что расходы на автомобильные шины не столь велики, в сравнении с большинством других, пренебрегать ими не стоит. Казалось бы, купил всесезонную «обувь» для своего авто и катайся круглый год, сэкономив на более высокой стоимости двух комплектов — зимнего и летнего. И всё-таки сезонный вариант шин имеет значительно лучшие эксплуатационные характеристики — большее сцепление в соответствующее время года, меньшую степень износа. Кроме того, хорошая управляемость авто именно с зимними шинами, особенно в гололёд, снизит и возможные расходы, которые могут возникнуть у водителя после попадания в аварию. А два таких комплекта прослужат вам в среднем вдвое дольше одного универсального, таким образом по большому счёту являясь более выгодными.

Снизить расход на шины можно более простым способом, чем покупкой «всесезонок». Например, выбором для своей машины таких деталей с оптимальным соотношением цены к качеству. Сделать это можно достаточно легко благодаря многочисленным обзорам шин в сети.

Расходы на техобслуживание

Техническое обслуживание автомобиля

Затраты на государственный техосмотр являются периодическими. Время, через которое следует предусмотреть такой расход, для каждого транспортного средства может быть своим. Первый техосмотр в любом случае придётся пройти в течение 30 дней с момента регистрации авто. Для грузовых и легковых транспортных средств весом до 3,5 т периодичность ГТО может быть равна:

  • 1 году (для машины, с года выпуска которой прошло 7 лет и более);
  • 2 годам (для транспорта, возраст которого меньше 7 лет);
  • 3 годам (в случае если первое ТО проводилось в первый же год после выпуска авто).

Как ни странно, но экономия в этом случае может быть достигнута большей частотой прохождения техосмотра, а не меньшей. Дело в том, что исправное состояние автомобиля уменьшает большинство ваших остальных эксплуатационных расходов, тогда как стоимость техосмотра по сравнению с ними может быть незначительной. В среднем оптимальным вариантом для поддержания своего транспортного средства в исправном состоянии будет периодичность прохождения техосмотра равная 1 году.

Расходы на платные автострады

Платная автомобильная дорога

Не такой уж и часто встречающийся вид затрат в нашей стране — хотя бы из-за не слишком большого числа таких дорог. В основном платить деньги за проезд приходится не на всех подобных трассах, а лишь на их участках. Поездка по платным автобанам хотя и вызывает у российского водителя отрицательную реакцию (сказывается привычка ездить по бесплатным, хотя и не отличающимся высоким качеством дорогам), но вполне может окупиться для некоторых водителей. Например, для перевозчиков доставить груз вовремя и без повреждений гораздо важнее, чем сэкономить на поездке по некачественному дорожному полотну. То же касается и водителей, использующих авто только в личных целях, — экономия времени на платном автобане (не считая отсутствия повреждений, которые могли бы быть нанесены вашей машине ямами на обычной дороге) вполне может стоить потраченных денег.

Экономить такие расходы на машину просто — не нужно ездить по платным дорогам. Если вы никуда не спешите, а особенно если вашим транспортным средством является предусмотрительно купленный внедорожник (или отечественное авто, которое просто не так жалко), вполне можно обойтись и без них. Тем более что выбор существует всегда — согласно отечественному законодательству, если в каком-то определённом направлении ведёт только одна дорога, она может быть только бесплатной. В случае же альтернативного варианта (второй дороги, параллельной первой) оплата может взиматься, если качество такой трассы значительно лучше.

Расходы на топливо и ГСМ

И вот, наконец, мы добрались до рассмотрения одной из самых (а иногда и самой — для тех, кто часто ездит) затратных для автомобилиста статей. Величина расходов на топливо и ГСМ может со временем превысить даже стоимость самого транспортного средства, а в течение месяца для среднестатистического водителя обычно достигает нескольких тысяч рублей. Конкретная сумма зависит от марки авто, литража и других параметров его двигателя, а также от технического состояния машины.

Расходы на топливо для автомобиля

В результате каких именно факторов расходы на топливо могут превышать ожидания автовладельца? Среди них можно отметить:

  • неверно указанные в паспорте нормы расхода автомобилей. Нередко «страдают» подобной недостоверностью китайские и корейские производители, занижая расход хотя бы на пару десятых литра на 100 км;
  • режим движения машины. При езде на так называемой крейсерской (то есть оптимальной для расхода топлива) скорости эксплуатация авто будет обходиться дешевле. При постоянных остановках, торможениях и ускорениях (например, с целью обгона) расход будет увеличиваться. Естественно, в условиях передвижения по городу трудно придерживаться постоянных скоростей, однако в загородном режиме эта возможность вполне доступна любому водителю;
  • различное время года. Как правило, зимой топлива расходуется на 10–20% больше, чем летом;
  • слишком малый срок эксплуатации авто. Новая, ещё не обкатанная машина может потреблять чуть больше топлива;
  • чересчур большой срок службы транспорта. Считается, что машина возрастом более 5 лет тратит на 5–10% больше горючего, чем новая. Для транспорта, эксплуатировавшегося в течение 8–10 лет, такое увеличение может составить и 15%;
  • работу кондиционера или сплит-системы. Прогревание и охлаждение салона приводит к 7–10-процентному увеличению расхода топлива;
  • езду по неровной местности. Если у вас не внедорожник (который и без того потребляет достаточно топлива), количество горок и ямок может значительно повлиять на потребление бензина, солярки или газа;
  • массу автомобиля. Именно по этой причине в Европе сейчас больше в моде малолитражные и небольшие машины, чем тяжёлые и вместительные. Впрочем, иногда престижность и размеры машины важны для репутации её владельцев — но в этом случае на топливные расходы обращается мало внимания.

Стоит отметить среди факторов, влияющих на расходы в плане потребления машиной топлива, и такие параметры, как аэродинамика (форма кузова и открытые или закрытые форточки), езда на пониженных передачах, марка шин, загруженность авто и даже наличие на крыше багажника.

Учитывая все эти факторы и особенности увеличения расходов на топливо, вы можете постараться свести их к минимуму. Таким образом, эта достаточно значительная статья затрат станет несколько меньшей, освободив средства из вашего бюджета на более важные потребности.

Расходы на ремонт автомобиля

Ремонт автомобиля

Как бы ни старался владелец транспортного средства аккуратно ездить и беречь своё авто, время от времени машине требуется ремонт и замена отдельных запчастей. Суммы, составляющие эту статью расхода, будут тем большими, чем старше автомобиль, и со временем могут привести вас к выводу, что проще сменить транспорт, чем тратиться на его ремонт.

Для новых авто часть затрат на их ремонт могут компенсировать сервисы официальных дилеров этой марки, конечно, если у машины ещё не кончился гарантийный срок. Как правило, у большинства зарубежных моделей в течение этого срока автомобили ломаются и требуют замены запчастей не слишком часто. Отечественный же автопром нередко «радует» своих владельцев и задолго до окончания гарантии.

Попадание в аварию, независимо от возраста и марки автомобиля, потребует значительных вложений. Хотя, если качество изготовления машины находится на должном уровне, повреждения, скорее всего, появятся на меньшем числе её элементов. В любом случае сразу же после попадания авто в такую ситуацию стоит пройти техосмотр. Исключением может быть только тот случай, когда машина уже находится не на ходу и вряд ли уже будет служить транспортным средством.

Чтобы продлить срок службы установленных запчастей, желательно пользоваться оригинальными их версиями, а не дешёвыми аналогами. Экономия при этом может оказаться как раз и невыгодной. То же можно сказать и про обращение к непроверенным специалистам в сомнительные сервисы. Иногда бывает лучше решить проблему самостоятельно (пользуясь советами из интернета) или при помощи более опытных знакомых, чем отдать авто в руки обещающим сделать всё гораздо дешевле, но зачастую не отличающихся высоким (и даже средним) качеством своей работы специалистам.

Оценка затрат на автомобиль

На видео рассказывается, как посчитать затраты на содержание автомобиля:

Как именно стоит оценивать ваши расходы на авто? Слишком большие, средние или очень даже экономные? Для этого стоит провести сравнение той суммы, которую тратите на содержание своей машины вы, и сколько в среднем тратит обычный владелец машины той же марки.

Конечно, никаких специальных норм для автомобилей не существует, однако по некоторым критериям, приняв средние значения всех сравниваемых показателей, можно примерно рассчитать размер таких расходов. Примем, например, следующие параметры:

  • годовой пробег каждой машины около 33 тыс. км (или же 100 тыс. км за три года);
  • бензин, которым они заправляются — АИ-95 (по нынешней цене около 32 р. за литр);
  • расход топлива — из паспортных данных на авто (учитывая «городской» режим движения транспортного средства);
  • периодичность прохождения ТО и его стоимость — с соответствующих сайтов сервисных компаний;
  • данные о страховании — как для обычного водителя без аварий и со стажем от 2 лет.

Теперь рассмотрим, сколько же потратит условно принятый водитель каждой из таких машин:

  • для Форда Фокус суммарные расходы на 1 год составят больше 115 тыс. р. (четверть его стоимости);
  • Рено Логан обойдётся своему владельцу за год в 120 тыс. р. или в треть от своей цены;
  • продукт совместного производства корпораций Дэу и Шевроле, Шевроле Ланос, за год потребует потратить на себя до 130 тыс. р., что почти равно половине его стоимости;
  • на Хендай Акцент вы потратите до 125 тыс. р. в год или же треть цены;
  • Дэу Нексия обойдётся практически в те же 125 тысяч, хотя в соотношении к затратам на её покупку это составит уже 41%;
  • Дэу Матиз — в 95 000 р. (38%);
  • для Шевроле Нива такие цифры составят уже, соответственно, 170 тыс. р. или 42%;
  • для Шевроле Лацетти — 140 000 (29%);
  • для Форда Фьюжн — 115 тыс. р. и 24%;
  • и, наконец, самое дорогое по содержанию авто из наиболее популярных в нашей стране машин среднего и недорогого класса — Тойота Королла — каждый год будет забирать из вашего бюджета до 175 тыс. р. или 27% от цены машины.

Примерно такими можно представить себе годовые нормы расхода финансов в среднем на авто. И если ваши расходы на машину заметно ниже, значит, вы достаточно экономный человек — или просто редко пользуетесь транспортным средством. Значительное же превышение этих сумм говорит о том, что расходы можно было бы и снизить. Например, одним из способов экономии средств, приведённых в этой статье, или по найденной самостоятельно методике из интернета.

Можно воспользоваться цифрой средних ежегодных затрат на машину и для оценки ваших финансовых возможностей — какую машину стоит приобретать при такой величине её содержания. Иногда бывает выгоднее потратить чуть больше денег на покупку автомобиля, но впоследствии экономить на расходах, чем сберечь средства при его приобретении и потерять больше всего за несколько лет эксплуатации.

Отражение расходов на ремонт в бухгалтерском и налоговом учете

Затраты на ремонт транспортных средств отражаются в том отчетном периоде, когда они были произведены. Как отражать в учете расходы на проведение ремонта, зависит от того, как проводился ремонт. Ведь отремонтировать автотранспортное средство предприятие может своими силами или же привлечь для проведения ремонтных работ специализированную организацию. В этом случае основанием для проводок в бухгалтерском учете будут:

  • — акт выполненных работ или заказ-наряд от автосервиса, подтверждающие факт проведения ремонта;
  • — счет-фактура от автосервиса, в котором указана сумма НДС, что позволяет обоснованно возместить ее из бюджета;
  • — платежные документы (платежное поручение, квитанция к приходному кассовому ордеру, расходный кассовый ордер, авансовый отчет, чек ККМ), подтверждающие факт оплаты услуг автосервиса и стоимости запасных частей.

Пример 1. В июне 2008 г. ООО «Салют» решило отремонтировать грузовой автомобиль. Для этого оно обратилось в автосервис. Стоимость работ составила 11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб. В бухгалтерском учете ООО «Салют» были сделаны следующие проводки:

Дебет 25 Кредит 60

— 10 000 руб. — отражена задолженность за вып…

  • — имеется счет-фактура, выставленный организацией, которая осуществляла ремонт;
  • — подписан двусторонний Акт выполненных ремонтных работ;
  • — услуги сторонней организации оплачены;
  • — в платежном документе сумма НДС выделена отдельной строкой.

В противном случае сумма НДС по ремонтным работам к вычету не принимается, а учитывается в стоимости ремонта.

Существует еще один случай, когда сумма «входного» НДС по ремонтным работам не может быть предъявлена к налоговому вычету: когда расходы по ремонту автомобиля возмещаются страховой компанией.

Если же ремонт проводится хозяйственным способом, то есть силами самой организации, то первичными документами, на основании которых делаются в учете записи, будут:

  • — накладная на отпуск от организации — поставщика запасных частей;
  • — смета ремонтных работ;
  • — дефектная ведомость ремонта автомобиля;
  • — акт приема выполненных работ;
  • — акт о списании израсходованных запчастей и т.д.

Эти документы необходимы для экономического обоснования расходов на ремонт.

Вычет НДС по запчастям и агрегатам, которые используются для ремонта автотранспортного средства, осуществляется в общеустановленном порядке по мере их оприходования и оплаты, независимо от того, когда фактически будет выполняться ремонт. При условии, что выполнены все требования, установленные ст. 171 Налогового кодекса РФ.

Пример 2. ООО «Кузнец» отремонтировало легковой автомобиль собственными силами. Для этого со склада были выданы запчасти на сумму 5480 руб. (без НДС).

Затраты на выплату заработной платы работникам за проведение ремонта составили 2000 руб. Сумма начисленного ЕСН равна 720 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Кузнец» были сделаны следующие проводки:

Дебет 25 Кредит 10-5

— 5480 руб. — списаны запчасти на проведение ремонта;

Дебет 25 Кредит 70

— 2000 руб. — начислена заработная плата за проведение ремонта;

Дебет 25 Кредит 68, 69

— 720 руб. — начислена сумма ЕСН;

Дебет 20 Кредит 25

— 8200 руб. (5480 руб. + 2000 руб. + 720 руб.) — затраты на ремонт легкового автомобиля включены в себестоимость продукции.

Расходы на ремонт основных средств в налоговом учете относятся к прочим расходам и уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 1 ст. 260 Налогового кодекса РФ).

Причем в регистрах налогового учета предприятие должно сгруппировать расходы на ремонт автотранспортного средства по отдельным элементам, например стоимость запасных частей и материалов, расходы на оплату труда рабочих-ремонтников, услуги сторонних организаций (ст. 324 Налогового кодекса РФ).

При налогообложении прибыли можно учесть и расходы по арендованным автомобилям. Но здесь необходимо соблюсти два условия. Во-первых, в договоре с арендодателем должно быть указано, что он не будет возмещать арендатору средства, истраченные на подобные резервы. А во-вторых, в налоговом учете у арендодателя отремонтированные автотранспортные средства должны числиться в составе амортизируемого имущества.

При расчете налогооблагаемой прибыли можно взять данные о расходах по ремонту транспортных средств из бухгалтерского учета. Однако нужно иметь в виду, что использовать данные бухучета о расходах по ремонту имеет смысл только тем организациям, которые принимают материалы к бухгалтерскому учету по той же стоимости, что и для целей налогообложения.

Все сказанное выше касается лишь тех случаев, когда автомобиль используется в производственной деятельности предприятия. А если автомобиль используется в обслуживающих производствах и хозяйствах?

Налоговая база по деятельности обслуживающих производств и хозяйств формируется налогоплательщиком отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности (ст. 275.1 Налогового кодекса РФ). Поэтому расходы на ремонт автотранспортных средств обслуживающих производств и хозяйств должны учитываться в отдельной налоговой базе, которая включает доходы и расходы обслуживающих производств и хозяйств. Об этом говорится в Письме Минфина России от 7 октября 2003 г. N 04-02-05/3/75.

Если ремонт автотранспортных средств производится неравномерно в течение года, то организация может сначала учитывать расходы на него на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем равномерно списывать на текущие расходы. Порядок списания расходов будущих периодов организация должна установить самостоятельно и закрепить в своей учетной политике в целях бухгалтерского учета.

На наш взгляд, этот способ учета расходов на ремонт только усложнит работу бухгалтера, так как в налоговом учете расходы на ремонт в полном объеме включаются в расходы текущего отчетного периода. Различный порядок учета этих расходов приведет к тому, что в бухгалтерском учете образуются налогооблагаемые временные разницы, на основании которых необходимо будет формировать отложенное налоговое обязательство в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль организаций» (утв. Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *