Проверка трудового законодательства прокуратурой

Основания для внеплановой проверки прокуратуры и действия юр лица

Здравствуйте, Михаил!

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон), который существенно изменил основания, порядок и сроки проведения контролирующими и надзорными органами проверочных мероприятий.

В соответствии с Законом проверки могут быть двух видов: плановые и внеплановые, которые в свою очередь по форме могут быть документарными либо выездными.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами контроля (надзора), органами муниципального контроля планов, которые подлежат опубликованию на официальных сайтах соответствующих органов в сети «Интернет» либо иным доступным способом. Основанием для включения субъекта предпринимательской деятельности в план проверок является истечение 3-летнего срока с момента:

· его государственной регистрации,

· окончания проведения последней плановой проверки,

· начала осуществления деятельности уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

С 2011 года основанием для проведения плановых проверок будет являться единый сводный план проверок, составляемый Генеральной прокуратурой РФ и размещенный на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет».

Законом установлена периодичность плановых проверок – не чаще чем 1 раз в три года. Вместе с тем в законе есть и исключения. Так, частью 9 статьи 9 предусмотрено, что проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере проверки могут проводиться 2 и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ отдельным правовым актом.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены проверяющим органом не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя о проверке заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Основаниями проведения внеплановой проверки являются:

· истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

·поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Внеплановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства контролирующими органами при наличии оснований полагать о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при причинении такого вреда, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводятся только после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к числу субъектов малого и среднего предпринимательства определены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В целях баланса между защитой прав субъектов предпринимательской деятельности и прав граждан – потребителей законодатель разрешил контролирующим и надзорным органам проводить проверки по жалобам граждан-потребителей без согласования с прокурорами.

Решая вопрос, содержит ли обращение гражданина сведения о фактах нарушения прав потребителей, следует руководствоваться Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно ст. 1 которого потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из пункта 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» следует, что законодательство о защите прав потребителей не распространяется на отношения между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также из отношений, возникающих в связи с приобретением гражданином — предпринимателем товаров, выполнением для него работ или предоставлением услуг не для личных, семейных, домашних и иных нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности либо в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций. Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов и др.

Приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 № 93 утвержден Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с которым согласование проведения внеплановых проверок, проводимых центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти, их межрегиональными и региональными территориальными органами, а также региональными органами контроля (надзора) субъектов РФ производится по месту осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя прокурором или заместителем прокурора субъекта РФ. Согласование проверок, проводимых городскими, районными или иными территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, региональными органами контроля (надзора) субъектов РФ, а также органами муниципального контроля, производят прокуроры и заместители прокуроров соответственно городского и районного звена.

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

В соответствии с Законом основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;

3) несоблюдение требований, установленных Законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

После завершения внеплановой выездной проверки органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля направляют в орган прокуратуры, принявший решение о согласовании проведения проверки, акт проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления.

Контролирующий (надзорный) орган обязан уведомить проверяемого субъекта предпринимательской деятельности о предстоящей проверке путем направления копии распоряжения (приказа) о проведении внеплановой проверки не менее чем за 24 часа до ее начала в случае, когда основанием проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. В иных случаях уведомление о предстоящей проверке не требуется.

Как уже было отмечено проверки могут быть документарными и выездными.

В процессе проведения документарной проверки изучаются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в изученных документах вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований проверяющий орган направляет в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемый субъект обязан направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений проверяющий орган установит признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вправе провести выездную проверку.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа о проверке вручаются под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

Срок проведения документарной либо выездной проверок не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Перечень грубых нарушений изложен в ст. 20 Закона.

Согласно закону действует уведомительный порядок предпринимательской деятельности, в соответствии с которым субъекты хозяйственной деятельности, указанные в ст. 8 Закона, при уведомлении о начале осуществления деятельности уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти вправе осуществлять эту деятельность без получения разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, местного самоуправления для начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении работ и услуг в составе видов деятельности, указанных в ч. 2 ст. 8 Федерального закона (гостиничные, бытовые услуги, услуги общественного питания организациями общественного питания, розничная и оптовая торговля, автомобильные перевозки пассажиров и багажа и др.).

Особо следует отметить те правоотношения, на которые действия Закона не распространяется.

Так, Закон не применяется по отношению к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие проверяющих и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований проверяющих органов.

Согласно ст. 22. Закона «О прокуратуре» Полномочия прокурора

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Поэтому ВАЖНЕЙШИМ моментом будет являться на основании чего зам. прокурора пришёл к вам в пекарю. Иногда конкуренты прибегают к ложным доносам (жалобам), причём сами сотрудники прокуратуры помогают в этом. Поэтому если вы поймёте что жалоба не обоснована, то обязательно обжалуйте заключение проверки в суде. С учётом того, что вы являетесь юридическим лицом (ИП) обжаловать действия прокурора Вам необходимо через Арбитражный суд.

Удачи Вам!

Проверки исполнения законодательства об оплате труда

(Воеводина Т.)

(«Законность», 2006, N 7)

Текст документа

ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА

Т. ВОЕВОДИНА

Т. Воеводина, Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

Законом о прокуратуре на ее органы возложен надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 26).

Конституция РФ (ст. 37) гарантирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Однако проверки органов прокуратуры РФ в хозяйствующих субъектах показали, что почти 62% всех нарушений в социальной сфере составляют нарушения законодательства о труде, в том числе нарушения законодательства об оплате труда. В числе основных причин задолженности по заработной плате — отсутствие у организаций собственных средств; недостаточное финансирование из региональных и местных бюджетов; принятие незаконных правовых актов органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления; направление целевых бюджетных средств на иные цели; невыполнение доходной части местных бюджетов, принимаемых с предельным дефицитом; погашение за счет текущего финансирования долгов прошлых лет; бездействие руководителей предприятий, не принимающих мер для погашения дебиторской задолженности; перечисление руководителями организаций денежных средств сторонним коммерческим структурам.

Прокуроры на местах еще недостаточно последовательно отстаивают нарушенные трудовые права граждан, не всегда анализируют причины и обстоятельства, способствующие образованию задолженности по заработной плате. Генеральная прокуратура РФ обязывает прокуроров рассматривать надзор за исполнением трудового законодательства как приоритетное направление деятельности органов прокуратуры, активнее использовать свои полномочия для защиты трудовых прав граждан. Устранению нарушений законов в этой сфере способствуют систематические прокурорские проверки. Основу методики прокурорской проверки исполнения требований законодательства об оплате труда составляет структура прокурорской проверки, которая включает в себя три этапа: подготовительный, проверочный и аналитический.

На подготовительном этапе прокурор должен:

— в целях определения объектов прокурорской проверки проанализировать поступившую в органы прокуратуры информацию о нарушении трудового законодательства, нарушении трудовых прав работников за определенный период. Такая информация может поступить из различных источников: из заявлений, жалоб, обращений граждан, юридических лиц, сообщений средств массовой информации, материалов уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел, из анализа статистических данных, информации Федеральной инспекции труда, правовой инспекции профсоюзов и др.;

— для выявления фактов задержек выплаты заработной платы работникам свыше двух месяцев на предприятиях, находящихся в сфере надзорной деятельности прокуратуры, проанализировать статистические данные, затребованные из органов государственного наблюдения, Федеральной инспекции труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, службы судебных приставов, правовой инспекции профсоюзов, территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, территориальных органов Федеральной налоговой службы, органов местного самоуправления;

— изучить практику прокурорского надзора, обобщенную в информационных письмах, аналитических обзорах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Федерации;

— проанализировать результаты предыдущих прокурорских проверок исполнения действующего законодательства об оплате труда для контроля за их исполнением;

— в каждом случае рассмотреть вопрос о привлечении к участию в прокурорской проверке ревизоров Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), специалистов Федерального казначейства, Федеральной инспекции труда, правовой инспекции профсоюза, службы по урегулированию коллективных трудовых споров;

— выяснить в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, проводилась ли финансовая ревизия в организации, каковы ее результаты.

В территориальных органах Федерального казначейства Министерства финансов РФ, где открыты лицевые счета получателей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, следует затребовать информацию о произведенных операциях по обеспечению наличными деньгами получателей бюджетных средств, а также о произведенных операциях по взносу ими наличных денег на счета органов федерального казначейства, открытых в подразделениях расчетной сети Центрального банка РФ.

В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 21 сентября 2004 г. «О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств бюджетов эти операции производятся в определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации кредитных организациях (банках) на балансовом счете N 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям» в установленном Центральным банком порядке. Приказом утверждены также Правила осуществления операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, в соответствии с которыми органы федерального казначейства учитывают операции с наличными деньгами, осуществляемыми получателями средств федерального бюджета. С этой целью они ведут регистрационные документы: журнал регистрации бланков денежных чековых книжек; кассовую заявку получателя бюджетных средств на квартал; сводную кассовую заявку органа федерального казначейства; заявку на получение наличных денег, которая оформляется получателем бюджетных средств, где указываются показатели бюджетной классификации РФ, соответствующие целям получения наличных денег по этому денежному чеку, и суммы; ведомость операций уполномоченного подразделения получателя средств с наличными деньгами.

В органах федерального казначейства прокурору следует ознакомиться с документами учета, затребовать копии этих документов либо выписок из них. Если к проверке привлечен сотрудник Федерального казначейства, необходимо поручить ему проверить законность произведенных операций и подготовить копии документов, подтверждающих произведенные операции.

С целью установления юридического адреса организации, сведений об учредителях организации, о доходах организации, о фактах нарушения законодательства о налогах и сборах запрашиваются сведения из территориальных органов Федеральной налоговой службы, где ведутся Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков. Из этих органов потребуются копии учредительных документов организации, копия последнего балансового отчета, копия акта последней налоговой проверки, сведения о доходах налогоплательщика, информация о наличии в арбитражном суде дела о банкротстве организации.

На втором этапе прокурор осуществляет непосредственно саму проверку, которая может быть проведена им с выходом на проверяемый объект либо без этого.

В тех случаях, когда прокурор ограничен в сроках проведения проверки, он осуществляет необходимые проверочные действия в процессе рассмотрения, изучения документов, материалов, затребованных им из перечисленных органов и проверяемой организации (предприятия). При этом следует помнить, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» не составляют коммерческую тайну сведения: о численности, о составе работников, о системе оплаты труда; о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размере и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников.

Прокурор в письменном запросе на имя руководителя организации требует предоставить ему к определенному сроку необходимую информацию по фактам невыплаты заработной платы работникам свыше двух месяцев, а также документы, подтверждающие запрашиваемую информацию. В запросе должны быть поставлены вопросы о сумме общей задолженности по заработной плате работникам организации (сведения бухгалтерии, финансовой службы); о размере долга по заработной плате работникам организации (каждому в отдельности с представлением пофамильного списка работников); о представлении письменной информации с объяснением причин невыплаты заработной платы работникам свыше двух месяцев.

Следует затребовать коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение о комиссии по трудовым спорам, действующие в организации, которым необходимо дать правовую оценку.

В ходе проверки исполнения законодательства, регулирующего оплату труда, прокурору следует рассмотреть вопросы:

— соблюдения работодателем требований ст. 136 ТК в части определения в коллективном, трудовом договоре, в правилах внутреннего трудового распорядка места и сроков выплаты заработной платы;

— определения в коллективном или трудовом договоре материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК;

— соблюдения требований ст. 131 ТК в части определения в коллективном или трудовом договоре возможности выплаты работнику заработной платы в неденежной форме в размере, установленном этой статьей, по письменному заявлению работника;

— есть ли факты неначисления заработной платы работникам организации в виде компенсации за нарушение работодателем срока выплаты заработной платы в размере, установленном ст. 236 ТК и определенном коллективным, трудовым договором;

— были ли на банковских счетах организации денежные средства в период образования задолженности по заработной плате. Если денежные средства в указанный период были, то каким образом они расходовались. Если денежных средств на банковских счетах организации не было, то по какой причине, какие меры по погашению образовавшейся задолженности по заработной плате предпринимало руководство организации.

На третьем (заключительном) этапе прокурор анализирует результаты проверки. Если в проверке участвовали ревизоры Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), специалисты Федеральной инспекции труда, правовой инспекции профсоюзов, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, прокурор изучает представленные этими специалистами результаты проверки, а также принятые ими меры реагирования. Рассматривает вопрос о необходимости получения дополнительных письменных объяснений работников, должностных лиц, руководителя организации для устранения возникших сомнений о виновности (невиновности) руководителя организации. С целью определения размера вины руководителя организации рассматривает вопрос о необходимости затребования дополнительной информации из проверяемой организации, из финансовых органов, банков. Принимает решение о мерах прокурорского реагирования на выявленные правонарушения.

Прокурорский надзор должен носить упреждающий характер. Сначала прокурор предупреждает должностное лицо или возбуждает в отношении его административное производство за нарушение законодательства о труде в соответствии со ст. 5.27 КоАП, а затем решает вопрос о привлечении руководителя предприятия, учреждения или организации к уголовной ответственности в соответствии со ст. 145.1 УК.

Для повышения эффективности надзора за соблюдением законодательства об оплате труда органам прокуратуры следует систематически запрашивать у исполнительных органов государственной власти субъекта РФ информацию о задолженности по заработной плате в организациях (предприятиях). Вопрос о невыплате заработной платы работникам организаций рассматривать на оперативных совещаниях при территориальном прокуроре. Проводить контрольные проверки соблюдения трудового законодательства в организациях, к руководителям которых применялись меры административного воздействия по фактам невыплаты зарплаты. Проводить проверки в организациях, проходящих процедуру банкротства, где не принимаются меры для погашения задолженности по заработной плате, проверять правомерность действий арбитражных управляющих. В ходе проверок районных подразделений службы судебных приставов следует обращать внимание на исполнение судебными приставами-исполнителями судебных постановлений о взыскании заработной платы.

Деятельность прокуроров необходимо активизировать в части предъявления в суды заявлений в интересах граждан о выдаче судебных приказов о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы.

Важная составляющая в организации прокурорского надзора за исполнением законодательства, регулирующего оплату труда, — взаимодействие структурного подразделения прокуратуры, осуществляющего надзор за исполнением федерального законодательства, со структурным подразделением, обеспечивающим участие прокуроров в гражданском и арбитражном процессах.

Добавили полномочий

Закон теперь четко устанавливает сроки проведения прокурорами проверочных мероприятий, а также исполнения теми, кого проверяют, требований надзорного органа.

В частности, согласно принятым изменениям, все необходимые материалы и документы должны представляться безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора. А в ходе проведения проверок исполнения законов этот срок сокращается до двух дней. До одних суток сокращается срок подачи документов прокурорам при наличии угрозы жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, безопасности государства, а также при наличии чрезвычайных ситуаций.

При этом срок проведения ревизии не должен превышать 30 календарных дней. В исключительных случаях он может быть продлен максимум еще на 30 дней. В то же время вышестоящим прокурорам предоставлено право продлевать сроки проверки, если все мероприятия не успели провести в срок. Прокуратура имеет право приостановить проверку на 6 месяцев.

В случае если и этого срока не хватает, то он может быть продлен еще на шесть месяцев, но только по решению Генпрокурора или уполномоченного им заместителя. Когда проверка приостанавливается, закон обязывает возвращать изъятые у организации материалы и документов. Исключение — если эти документы и материалы необходимы для решения вопроса об уголовном преследовании. Или проведения специальных экспертиз, которые в свою очередь могут повлиять на выводы проводимой проверки. Следует отметить, что время, на которое проверка приостанавливалась, не засчитывается в срок ее проведения.

Прокурорская проверка не должна превышать 30 дней, но может быть продлена на этот же срок

Если же она проводится в крупной организации, у которой есть подразделения в нескольких регионах России, то сроки будут исчисляются отдельно по каждому филиалу.

Кроме того, если раньше надзорное ведомство имело право проверять исключительно те материалы, которые относились к предмету проверки, то теперь закон расширил его полномочия. В случае если во время проверки прокурору станет известно и о других нарушениях закона в проверяемой организации, то он имеет право добавить новый предмет проверки или вообще начать новую проверку.

Вводится прямой запрет дублировать полномочия и проводить проверку вместо других органов власти. Также прокурор не вправе требовать у организации информацию, не обусловленную целями проверки или не относящуюся к ее предмету.

Такой же запрет относится и к получению материалов, которые ранее уже передавались органам прокуратуры или были официально опубликованы в СМИ либо были размещены на официальном сайте организации в Интернете.

А еще, согласно закону, вводится новый документ — «решение о проведении проверки». В решении в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. С этим документом прокуроры обязаны знакомить проверяемых, еще до начала ревизии. Если во время проверки нарушений закона выявлено не было, то в течение десяти дней с момента ее завершения составляется акт. После чего копия акта направляется руководителю проверяемой организации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *