Проверка налоговой инспекцией

Содержание

1. Лишние проверяющие

Если налоговики приехали к вам с проверкой, посмотрите состав контролеров. Список допущенных лиц указывают в решении о проведении выездной налоговой проверки (ст. 91 НК). Бывает, что сотрудники ФНС приводят с собой людей, которых не было в списке. В таком случае вы имеете право не пускать на территорию «неучтенных» инспекторов.

Кроме того, даже указанные в решении инспекторы не имеют права осматривать территорию и помещения вашей компании, проводить принудительную выемку документов или опрашивать сотрудников без специальных постановлений.

Налоговики имеют право требовать только те документы, которые связаны с предметом и периодом проверки. Такие документы вы обязаны предоставить.

Учтите, что в составе проверяющих могут находиться люди не из налоговой службы, — это законно. Например, налоговики могут привлечь к проверке сотрудников полиции (ст. 36 НК). ФНС часто пользуется этим правом, потому что оперативники могут проводить досмотр помещений, беседовать с сотрудниками и изымать документы без постановлений (Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ).

Однако при досмотрах и опросах должны присутствовать понятые. Также желательно присутствие юриста вашей компании.
Помните, что контролирующие органы могут проводить внеплановые проверки «без объявления войны» – и у вас просто не будет времени на подготовку. Подстрахуйтесь заранее с помощью сервиса Главбух Ассистент.

2. Лишние подлинники документов

Представим ситуацию: проверку проводят за 2017 год, а инспекция требует первичку за 2016-й. Чтобы понять, предоставлять ли документы контролерам, загляните в решение о проведении проверки. Если указанные предмет и период проверки не соответствуют требованиям проверяющих, то вы можете отказать.

Передавайте налоговой документы только после того, как ваши сотрудники проверят их корректность. Поручите повторный осмотр бумаг сотрудникам смежных отделов, чтобы не пропустить ошибки. Например, бухгалтеры, которые занимались кассой, проверят счета-фактуры, и наоборот.

Налоговики пользуются помощью полиции, чтобы ускорить выемку документов, лишив компанию возможности их проверить. Для защиты можно заключить договор со сторонней аудиторской фирмой на проверку документов.

В договоре укажите пункт, что будете ежемесячно или ежеквартально передавать всю документацию консультантам. Это обоснует отсутствие документов даже при внезапной проверке с полицейскими. У вас появится запас времени, пока проверяющие выставят требование предоставить документы.

Если инспектор допускает нарушения при выемке, то возражать этим действиям нужно только по окончании в протоколе выемки.

Когда передаете документы на проверку, всегда составляйте подробные описи, где указывайте каждый отдельный документ. Не отдавайте документацию коробкой или папкой. Недобросовестный инспектор может подложить лишние бумаги или, наоборот, изъять часть реальных документов.

3. Доступ к компьютеру

На проверке инспекторы требуют предоставить доступ к компьютеру с бухгалтерской программой. Они мотивируют требование тем, что так проверка пойдет быстрее. Однако организация обязана предоставить проверяющим документы, связанные с налогами, а не электронные базы. Поэтому в таком требовании инспекторам можно отказать.

Придется оперативно распечатывать регистры налогового, бухгалтерского учета и другие необходимые проверяющим документы. Если это затянется, инспектор сможет принять решение о выемке по статьям 31 и 94 НК. А в рамках выемки у вас заберут и компьютер.

Избежать проблем поможет такая схема. Выделите компьютер для проверок. В нем держите резервную копию бухгалтерской программы, но никаких других отчетов, переписок или докладов. При любых проверках предоставляйте инспекторам доступ именно к этому компьютеру.

Сотрудники ФНС проверяют не только рабочие документы, но и личные файлы сотрудников, электронную переписку — все, что смогут найти. Выделенный чистый компьютер защитит от этого.

Опасаетесь, все ли в порядке с бухгалтерской документацией, не допустил ли ваш бухгалтер ошибок? Обратите внимание на новый сервис бухгалтерского аутсорсинга. Эксперты подхватят ваш учет и отчетность на любой стадии, предварительно проведя аудит. Учет будут вести квалифицированные бухгалтеры, финансовая ответственность которых застрахована. Это значит, что в случае ошибки организация оплатит ваши штрафы.

Читайте также: Выездная налоговая проверка в 2018 году: как пройти с минимальными потерями

4. Допрос сотрудников

Ограничьте число людей, которые будут контактировать с проверяющими. Генеральный директор и главбух могут предоставить ФНС всю нужную для работы информацию.

Остальных сотрудников проинструктируйте отвечать в таком ключе: «Меня зовут Сергей Сергеев, работаю в компании кладовщиком, получаю зарплату строго по ведомости — 20 тыс. руб. Всем доволен». На любые другие вопросы ответ должен звучать так: «Обратитесь, пожалуйста, к моему руководству».

Попросите сотрудников на время проверки оставаться в своих кабинетах, не общаться в коридорах и курилках. Если налоговики пришли с полицией и опрашивают работников фирмы, потребуйте присутствия своего юриста. Он знает, что проверяющие могут спрашивать, а что — нет.

Реальный опыт: Как инспекторы заставляют подписывать чистые листы

Генеральный директор торговой и строительной компаний, Москва

(на условиях анонимности)

В апреле 2017 года я зарегистрировала две фирмы: одну под оптовую торговлю стройматериалами, вторую под выполнение строительных работ. В июле подали декларации по НДС и прибыли. В декларациях цифры к уплате были небольшие, но и не убытки. Компании проработали до начала осени.

Я единственный учредитель и директор в этих фирмах. Мне 43 года, одна воспитываю несовершеннолетнего сына. Мужа, родителей или других родственников нет. После смерти единственной тети мне достались по наследству ее сбережения, которые я решила вложить в дело и начать зарабатывать. Друзья помогли определиться с направлением, познакомили с поставщиками и заказчиками. Я наняла в команду опытного строителя на пенсии и бухгалтера-экономиста. Мы начали работать. При необходимости временно нанимали других рабочих, но официально не трудоустраивали. Платили зарплату, а в фонды – нет.

В сентябре ко мне пришел участковый инспектор. Сказал, что нужно срочно явиться в опорный пункт полиции. Подробностей инспектор не объяснял, только требовал, чтобы я незамедлительно туда пришла. Опорный пункт находился недалеко от моего дома, поэтому я сразу туда и направилась. Внутри меня встретили за столами две женщины и участковый. Женщины представились сотрудниками местной налоговой. Мне сразу объявили, что за моими фирмами числится долг больше 3 млн руб.

Я пыталась объяснить, что это ошибка, и позвонить бухгалтеру, но позвонить мне не дали. Потребовали убрать телефон и начали оформлять протокол допроса. Задавали вопросы о том, кто регистрировал предприятия, кто ведет дела, подписывает документы и т. д. Я отвечала честно. Например, что документы для регистрации готовила юрист. Дальше инспектор спросила про мою квартиру: в собственности ли она и с кем я проживаю. Мне начали угрожать, что квартиру заберут за долги, а меня с сыном-школьником выкинут на улицу.

Допрашивали меня больше часа, запугали, заставили подписать чистые листы. Сейчас я сама понимаю, какой это было ошибкой. Но тогда мне сказали, что теперь все будет хорошо.

После допроса в реестре появилась запись о недостоверности сведений об учредителе и директоре. Я наняла юриста, и мы стали писать жалобы на действия сотрудников инспекции в управление налоговой службы.

Через 10 дней в реестре появилась новая запись о том, что я представила корректировочную декларацию за II квартал 2017 года с нулевыми показателями. Мое заявление с требованием разъяснить, откуда появилась декларация, проигнорировали. Случайно проговорилась сотрудница в окне приема заявлений. Так я узнала, что сама сдала декларацию через уполномоченную бухгалтерию. Я нашла эту «уполномочку», где мне показали доверенность от моего имени. Оказалось, что доверенность и файлы с декларацией им принесли из налоговой.

Из-за этой «нулевки» у всех моих покупателей не приняли НДС к вычету. Все претензии в итоге предъявляли мне. Дальше налоговики написали в банки с требованием заблокировать мои счета. На одном из расчетных счетов заблокировали больше 800 тыс. руб. Получить их нет никакой возможности.

Я написала в управление налоговой службы четыре заявления и две жалобы, но результатов это никаких не принесло. Сейчас в арбитражном суде рассматривают мой иск на действия сотрудников инспекции, но надежды на положительный исход нет.

По материалам ЮК «Туров и партнеры»

5. Проверки не по правилам

Инспекторы ФНС должны следовать определенным правилам. Если налоговики нарушают процедуру проверки, это дает вам шанс отменить итоговое решение. Самая распространенная причина — нарушение сроков проведения проверки.

На камеральную проверку по закону отводят три месяца с момента представления декларации без возможности продления. На практике такие проверки иногда затягиваются на 10 месяцев и более. Суд не расценивает превышение срока на два-три месяца как серьезное нарушение. Но если проверка длится больше семи месяцев, то вы можете потребовать отменить итоговое решение как незаконное.

Вторая причина для отмены решения налоговой — проверка по одним и тем же основаниям. Например, у вас уже проводили проверку, и вы предоставили все необходимые документы. Если инспекторы решат позже найти другие нарушения по тем же налогам и за тот же проверенный период, это будет незаконно. В таком случае суд отменит решение по результатам повторной проверки.

К другим нарушениям правил проверки, которые нужно пресекать, относятся:

  • попытка провести осмотр территории компании без понятых;
  • выемка документов в ночное время;
  • требование нотариально заверенных копий всех документов.

Главная рекомендация — пусть штатный юрист присутствует на проверке, это оградит вас от возможных негативных последствий.

Алексей Капустин, cтарший юрист CAF Group, Москва

Источник: журнал Генеральный директор

>Ожидаем выездную проверку: к чему готовиться и как себя обезопасить

Когда к налоговой проверке привлекают полицейских

Если предпроверочный анализ покажет, что налогоплательщик вызывает подозрения, то к участию в выездной проверке пригласят сотрудников органов внутренних дел.

Подозрительными (с точки зрения налоговиков) являются обстоятельства, указывающие, что НДС или акцизы необоснованно предъявлены к возмещению, либо уже возвращены или зачтены.

Также под подозрение попадают предполагаемые налоговые схемы. Ярким примером служит длинная цепочка продавцов и покупателей, в число которых входит одна или несколько фирм-«однодневок». К последним, в числе прочего, относятся компании, зарегистрированные на номинальных учредителей, имеющие номинальных руководителей и т д. И если организация или предприниматель является звеном такой цепочки, то проверять этого налогоплательщика будут не только налоговики, но и полицейские. Заметим, что подобный исход дела можно предотвратить, если заранее навести справки о своих контрагентов (например, при помощи сервиса «Фокус»).

Кроме того, подозрение вызывают факты, свидетельствующие о фиктивном банкротстве компаний и предпринимателей. Наконец, в категорию подозрительных занесут налогоплательщиков, которые, узнав о надвигающейся проверке, в срочном порядке сменили адрес, учредителей или руководителей, начали реорганизацию или ликвидацию. Подобные действия послужат безусловным поводом для привлечения к проверке сотрудников МВД.

Ограничения, которые должны соблюдать контролеры

Начав выездную проверку, инспекторы должны придерживаться определенных ограничений. Некоторые из них прямо не закреплены в Налоговом кодексе, но ФНС приводит их в своих рекомендациях.

Одно из таких ограничений касается решения о проведении проверки. В нем нужно указать предмет — либо проверка по нескольким налогам, либо проверка по всем налогам и сборам. Указывать в качестве предмета отдельные вопросы применения налогового законодательства запрещается. Например, нельзя написать, что предметом проверки является контроль за начислением амортизации основных средств или правильность признания доходов.

Еще одно ограничение установлено для периода, охваченного проверкой. В комментируемых рекомендациях четко сказано, что такой период должен состоять из целого числа налоговых периодов. Другими словами, если проверяется налог, по которому налоговым периодом признается год, инспекторы не могут назначить выездную проверку за квартал, полугодие и т д.

К тому же недопустимо начинать проверку раньше, чем закончится срок представления декларации за последний из проверяемых налоговых периодов. Значит, если налоговики решили проверить налог на прибыль за определенный год, начинать проверку нужно после 28 марта следующего года.

Также есть ограничение для случая, когда инспекторы проводят выездную проверку периода, за который представлена уточненная декларация. Согласно пункту 4 статьи 89 НК РФ налоговики вправе это сделать, даже если «уточненка» относится к более раннему периоду, нежели три года, предшествующие началу проверки. Но здесь есть условие: выездная проверка по «уточненке» не должна быть повторной. Если же данный период ранее уже был проверен, то назначать проверку второй раз категорически запрещено.
На практике налоговики зачастую не соблюдают вышеуказанные ограничения. В такой ситуации налогоплательщик может оспорить результаты проверки, и в качестве аргумента привести комментируемые рекомендации. На наш взгляд, у организаций и предпринимателей есть неплохие шансы одержать победу в суде.

Нюансы отдельных мероприятий налогового контроля

В ходе выездной ревизии инспекторы могут назначить различные контрольные мероприятия, такие как вызов свидетеля, осмотр помещения, выемка документов и предметов, экспертиза и проч. Каждое из этих мероприятий имеет свои особенности.

Показания свидетеля

Получить показания свидетеля можно не только в помещении инспекции, но и у него дома. Для этого необходимо предварительно заручиться согласием самого свидетеля, а также родственников, проживающих совместно с ним. К слову, содержание будущего допроса рекомендуется держать в тайне от свидетеля, поскольку, цитируем: «раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике».

Осмотр

Осмотр помещений и территории проводится в случае, когда инспекторы располагают информацией о сокрытии выручки, занижении объемов и расценок строительства, о наличии неучтенных товарно-материальных ценностей, производственных мощностей и проч. При осмотре должны присутствовать не менее двух понятых. Если во время осмотра подозрения проверяющих подтвердятся, они незамедлительно назначат инвентаризацию или выемку. Для этих целей инспекторы мобилизуют дополнительных сотрудников ИФНС, а также технические и транспортные средства.

Выемка

В отношении выемки документов и предметов существует строгое ограничение: ее нельзя осуществлять в ночное время. Таковым считается период с 22.00 часов до 6.00 часов по местному времени. Это закреплено в статье 5 Уголовно-процессуального кодекса.

Экспертиза

Чаще всего экспертизу назначают, чтобы определить цену товара, основных средств, НМА и сметную стоимость строительства. Помимо этого, экспертов привлекают, чтобы подтвердить или опровергнуть принадлежность товара к однородной группе, установить объем работ или услуг, либо количество произведенной продукции. Наконец, нередко проводят почерковедческую, автороведческую и технико-криминалистическую экспертизу.

Привлекая экспертов, инспекторы обязаны соблюдать одно важное условие. Запрещается проводить экспертизу по вопросам бухгалтерского учета, правовым вопросам, а также иным вопросам, познаниями по которым должны обладать сами инспекторы.

Проверки цен по сделкам между взаимозависимыми лицами

Согласно действующим положениям Налогового кодекса, инспекторы проверяют рыночные цены по сделкам, которые признаны контролируемыми. К категории контролируемых относятся сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие определенным условиям (подробнее о контролируемых сделках читайте в статье «В Налоговом кодексе появился новый раздел о взаимозависимых лицах и рыночных ценах»). При этом проверка рыночных цен, назначенная в отношении контролируемой сделки, не относится ни к камеральным, ни к выездным проверкам, а является отдельным видом контрольных мероприятий.

Но огромное множество сделок, заключенных между взаимозависимыми лицами, не отвечает критериям контролируемых. Означает ли это, что налоговики не будут проверять цены по таким сделкам? Нет, проверка цен возможна, но проводят ее в рамках обычной выездной ревизии. Об этом говорится в комментируемых рекомендациях.

Особое внимание инспекторы обратят на безвозмездную передачу товаров, работ или услуг, передачу залогодержателю права собственности на предмет залога при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, а также на оплату труда в натуральной форме. Обнаружив подобные операции, работники ИФНС захотят выяснить, соответствует ли сумма, отраженная в налоговом учете, уровню рыночных цен. При проверке будут использовать методы, предназначенные для проверки контролируемых сделок, а именно метод сопоставимых рыночных цен, метод сопоставимой рентабельности и другие (подробно об этом читайте в статье «Как рассчитать рыночные цены по новым правилам»).

Не исключено, что при выездной проверке налоговики обнаружат искусственно созданные условия для вывода сделки из разряда контролируемых. Тогда инспекторы признают сделку контролируемой и сообщат о ней в Федеральную налоговую службу, чтобы та назначила соответствующую проверку.

Что должно быть в акте выездной проверки

По окончании выездной проверки инспекторы оформляют акт в соответствии со статьей 101 НК РФ. Существуют четкие правила относительно того, какие нарушения могут быть зафиксированы в акте выездной проверки. Таких нарушений десять:

1) нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);

2) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);

3) непредставление налоговой декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ);

4) представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (ст. 119.2 НК РФ);

5) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

6) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);

7) cообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником (ст. 122.1 НК РФ);

8) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);

9) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ);

10) нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ).

Другие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки. Ревизоры должны указать их в акте, который составляется в соответствии со статьей 101.4 НК РФ и не имеет отношения к выездному контрольному мероприятию. Это нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями статьей 125 НК РФ, пунктом 2 статьи 126 НК РФ, статьями 119.1, 128, 129, 129.1, 129.3 и 129.4 НК РФ.

Документы, которые заинтересуют инспекторов в ходе выездной проверки

№ п/п Название документа
1 Учредительные документы (устав и (или) учредительный договор)
2 Лицензии
3 Приказы об учетной политике (в т.ч. утвержденные планы счетов, формы «первички» и регистров, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и проч.)
4 Налоговые декларации (расчеты)
5 Регистры налогового учета
6 Счета-фактуры
7 Книги покупок, книги продаж
8 Журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур
9 Книги учета доходов и расходов
10 Бухгалтерская отчетность
11 Регистры бухгалтерского учета: главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и проч.
12 Договоры, контракты, приложения и дополнительные соглашения к ним
13 Банковские и кассовые документы
14 Накладные
15 Путевые листы
16 Перевозочные документы
17 Акты приема-передачи
18 Акты выполненных работ
19 Прочие первичные документы

Ответственность за нарушения, допущенные налогоплательщиками и их контрагентами при выездной проверке

Нарушение Налоговая ответственность Административная ответственность
Неявка в инспекцию для дачи пояснений Не предусмотрена ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ (если человек пришел, но пояснений не дал, санкция не применяется)
Воспрепятствование доступу налоговиков для проведения инвентаризации Не предусмотрена ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ
Неявка свидетеля в ИФНС без уважительных причин п. 1 ст. 128 НК РФ Не предусмотрена
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний п. 2 ст. 128 НК РФ
Воспрепятствование доступу налоговиков для проведения осмотра помещения или территории Не предусмотрена ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ
Отказ представить документы (заверенные копии), истребованные у налогоплательщика п. 1 ст. 126 НК РФ ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ
Отказ представить подлинники документов, копии которых ранее были истребованы у налогоплательщика Не предусмотрена ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ
Отказ или несвоевременное представление контрагентами документов по сделкам с налогоплательщиком п. 2 ст. 126 НК РФ ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ
Несообщение или несвоевременное сообщение контрагентами сведений о налогоплательщике ст. 129.1 НК РФ
Отказ вскрыть помещения для выемки документов или иных предметов Не предусмотрена ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ (при отказе в добровольной выдаче документов и предметов санкция не применяется)

Полномочия налоговых инспекций

Права налоговых органов представлены в статье 31 Налогового кодекса Российской Федерации. Также они предусмотрены в действующем специальном законе «О налоговых органах РФ» закон о налоговых органах Российской Федерации (Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 21.11.2011) «О налоговых органах Российской Федерации»), который является новой редакцией базового закона 1991г. «О Государственной налоговой службе в РСФСР».

В статье 7 данного закона говорится о предоставляемых правах налоговых инспекций, например:

  • · контроль соблюдения законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, выдавать на основании решений исполнительных комитетов Советов народных депутатов гражданам, осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность, патенты и регистрационные удостоверения;
  • · получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения
  • · выявления предприятий, учреждений, организаций и граждан, уклоняющихся от уплаты налогов или занижающих полученный доход (прибыль) и др. Ст 7 Закона РСФСР от 21.03.91 №943-1 «О государственной налоговой службе РСФСР»

Важно отметить, что в данном законе только 8 статья разъясняет деление прав между начальниками государственных налоговых инспекций и их заместителям и должностными лицами этих инспекций. Так, согласно этой статье: «Права государственных налоговых инспекций, предусмотренные пунктами 1 — 7 статьи 7 Закона, предоставляются должностным лицам этих инспекций, а права, предусмотренные пунктами 8 — 12, — только начальникам государственных налоговых инспекций и их заместителям».

После масштабной реформы налоговой системы в силу вступил Налоговый кодекс РФ от 1998г. В главе 5 ст. 31 данного кодекса приведен перечень прав, которыми обладают налоговые органы.

Согласно кодексу, налоговые органы в праве:

  • 1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
  • 2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;
  • 3) производить выемку документов у налогоплательщика при проведении налоговых проверок;
  • 4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов;
  • 5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика и налагать арест на имущество налогоплательщика;
  • 6) осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
  • 7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации;
  • 8) требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
  • 9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в порядке, установленном Налоговым Кодексом;
  • 10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика сумм налогов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;
  • 11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  • 12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  • 13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
  • 14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления): о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения; о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию и др. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ Гл.5 ст.31

Центральный аппарат и региональные управления ФНС России выполняют методические и административные функции. Они не работают непосредственно с налогоплательщиками и не контролируют соблюдение ими налогового законодательства и уплату налогов. Районные (межрайонные) инспекции ведут работу непосредственно с закрепленными за ними налогоплательщиками, осуществляют налоговый контроль за их деятельностью и обеспечивают поступление средств в бюджетную систему страны.

Необходимость взаимодействия налоговых органов одного уровня обусловлена следующими факторами:

  • 1. Налогоплательщики, зарегистрированные на территории, контролируемой одной инспекцией, осуществляют хозяйственную деятельность на территории одной или нескольких других инспекций.
  • 2. Налогоплательщики по разным причинам могут переходить с налогового учета в одной инспекции на учет в другую инспекцию.
  • 3. Налогоплательщики ведут хозяйственную деятельность на территории одной инспекции, но имеют объект налогообложения, зарегистрированный на территории другой инспекции.

Налогоплательщики, зарегистрированные на территории, контролируемой одной инспекцией, проводят хозяйственные операции с предприятиями, банками, гражданами, зарегистрированными на территории других инспекций.

Взаимодействие налоговых органов одного уровня осуществляется путем обмена информацией между налоговыми органами одного уровня, путем организации встречных проверок и одновременных проверок хозяйствующих субъектов на нескольких территориях. В некоторых случаях налоговая инспекция передает право на взыскание неуплаченных налогов другой налоговой инспекции.

Налогоплательщики встают на учет в налоговых инспекциях по месту нахождения филиалов и представительств организаций, по месту государственной регистрации, месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества и транспортных средств, которые подлежат налогообложению. В этих случаях налоговая инспекция может присвоить ему ИНН. В итоге возникает возможность присвоения одному налогоплательщику двух и более ИНН. Во избежание этого ФНС установлено, что ИНН присваивается только по месту государственной регистрации налогоплательщика. При его обращении в налоговую инспекцию для постановки на учет по месту нахождения филиалов и представительств организаций, месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества и транспортных средств, инспекция, в которую он обратился, обязана направить запрос в инспекцию по месту его государственной регистрации для получения сведений о присвоенном ему ИНН.

Налоговая инспекция взаимодействует со множеством организаций и граждан, получает и обрабатывает информацию из множества источников. Главной целью работы налоговой инспекции является сбор налогов, и любая несогласованность в работе налоговых инспекторов ведет к потерям бюджета. Отсюда возникает потребность в максимально четкой организации управления инспекцией и контроля за результатами работы каждого ее сотрудника.

Законодательно (ст. 30 «Налоговые органы в РФ» Налогового кодекса) установлено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а из формулировки ст. 30 НК РФ следует, что главной целью работы налоговых органов является своевременное и полное поступление налогов в бюджет. Каждая из Инспекций в ходе своей работы решают только «мелкие» задачи, исполнение которых формирует её показатели без учета достижения главных целей, которые возложенных на налоговые органы, как на единую централизованную систему. В результате вышеперечисленного понижается результативность работы налоговых органов в целом, соответственно с понижением результативности снижается собираемость налогов, все это ведет к росту теневой экономики.

На мой взгляд, главными причинами отсутствия заинтересованности налоговых инспекций достижения общей цели являются следующие управленческие ошибки:

  • — Отсутствие работы с персоналом по разъяснению главной цели работы налоговых органов. В результате чего, даже руководство налоговых инспекций не понимает, что задачи, решаемые конкретно взятой инспекцией должны вести к достижению главной цели работы налоговых органов, как единой системы;
  • — Отсутствие действий по мотивации и стимулированию взаимодействия между налоговыми органами по выявлению налоговых правонарушений (преступлений);
  • — Искусственно созданная конкуренция между налоговыми органами. Пример: сумма средств материального стимулирования зависит от места Инспекции в «рейтинге Инспекций», место в свою очередь зависит от показателей инспекции. Это является ещё одной управленческой ошибкой;
  • — Отчетные показатели отдельно взятых Инспекции не отражают эффекта от её работы для достижения главной цели налоговых органов, которая выражена в единой системе;
  • — Не правильно поставленный контроль деятельности налоговых инспекций. К данному выводу я прихожу исходя из того, что по результатам контроля вышестоящими налоговыми органами, в течение долгого времени, нижестоящих Инспекций не было выявлено плохое взаимодействие между налоговыми инспекциями по выявлению налоговых правонарушений (преступлений).

Полномочия ИФНС

  • 6. Инспекция осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности.
  • 6.1. осуществляет контроль и надзор за:
  • 6.1.1. соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
  • 6.1.2. фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • 6.1.3. осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
  • 6.1.4. соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, а также полнотой учета выручки денежных средств;
  • 6.1.5. проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
  • 6.2. осуществляет:
  • 6.2.1. государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
  • 6.3. регистрирует в установленном порядке:
  • 6.3.1. договоры коммерческой концессии;
  • 6.3.2. контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 6.4. ведет в установленном порядке:
  • 6.4.1. учет налогоплательщиков на подведомственной территории;
  • 6.4.2. Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН);
  • 6.4.3. учет (по каждому налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций.
  • 6.5. представляет сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 6.6. бесплатно информирует налогоплательщиков (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;
  • 6.7. осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов;
  • 6.8. взыскивает в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, предъявляет в суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушение законодательства о налогах и сборах, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
  • 6.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц и физических лиц в установленной сфере деятельности;
  • 6.10. осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Инспекции и реализацию вложенных на нее функций;
  • 6.11. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и налоговую тайну;
  • 6.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  • 6.13. организует профессиональную подготовку работников аппарата Инспекции, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  • 6.14. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Инспекции;
  • 6.15. обеспечивает внедрение информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы Инспекции;
  • 6.16. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Инспекции;
  • 6.17. осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
  • 7. Инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
  • 7.1. запрашивать и получать сведения и материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • 7.2. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • 7.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • 7.4. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
  • 1.3 Организация деятельности ИФНС
  • 8. Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России.

Руководитель Инспекции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и функций.

Руководитель Инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем Управления по представлению руководителя Инспекции.

  • 9. Руководитель Инспекции:
  • 9.1. организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью Инспекции;
  • 9.2. распределяет обязанности между своими заместителями;
  • 9.3. представляет на утверждение в Управление структуру Инспекции и смету доходов и расходов на ее содержание;
  • 9.4. утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание, а также положения о структурных подразделениях Инспекции и должностные регламенты ее работников;
  • 9.5. издает приказы, распоряжения и дает указания по вопросам деятельности Инспекции, обязательные для исполнения всеми работниками Инспекции;
  • 9.6. назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников Инспекции;
  • 9.7. представляет в установленном порядке и в надлежащие сроки в Управление отчеты о проделанной работе за соответствующий отчетный период;
  • 9.8. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Инспекции;
  • 9.9. привлекает в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной ответственности работников Инспекции за нарушения, допущенные ими в работе, если за эти нарушение не предусмотрена административная или уголовная ответственность;
  • 10. Инспекция в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ей полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде;
  • 11. Финансирование расходов на содержание Инспекции осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете;
  • 12. Инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с отображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствие с законодательством Российской Федерации.
  • 13. Место нахождения Инспекции: г. Курск, ул. М. Горького 37а.

Пояснение.

Первой и глав­ной обязанностью на­ло­го­пла­тель­щи­ка является свое­вре­мен­ная и пол­ная уплата налога. Среди остальных следующие:

1) Обя­зан­ность вести бух­гал­тер­ский учет, со­став­лять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обес­пе­чи­вая ил со­хран­ность не менее пяти лет.

2) Обя­зан­ность представлять на­ло­го­вым органам не­об­хо­ди­мые для ис­чис­ле­ния и упла­ты налогов до­ку­мен­ты и сведения.

3) Обя­зан­ность вносить ис­прав­ле­ния в бух­гал­тер­скую отчетность в раз­ме­ре суммы со­кры­то­го или за­ни­жен­но­го дохода (прибыли), вы­яв­лен­но­го проверками на­ло­го­вых органов.

4) Обя­зан­ность в слу­чае несогласия с фактами, из­ло­жен­ны­ми в акте проверки, пред­став­лять письменные по­яс­не­ния мотивов от­ка­за от под­пи­са­ния этого акта.

5) Обя­зан­ность сообщать на­ло­го­вым органам в де­ся­ти­днев­ный срок о при­ня­том решении по лик­ви­да­ции (реорганизации) юри­ди­че­ско­го лица.

Права налогоплательщика не так многочисленны, как его обязанности. За­ко­но­да­тель­ством предусмотрены сле­ду­ю­щие их виды.

1) Право поль­зо­вать­ся льготами по упла­те налогов на ос­но­ва­ни­ях и в порядке, уста­нов­лен­ных законодательными актами.Вопрос о том, яв­ля­ет­ся ли при­ме­не­ние льготы пра­вом налогоплательщика, рас­смат­ри­вал­ся в гл. 8 (Порядок ис­чис­ле­ния налога). В том случае, когда льго­та действительно яв­ля­ет­ся правом налогоплательщика, не­об­хо­ди­мо учитывать уста­нов­лен­ный порядок ее применения. По­ми­мо этого, по­сколь­ку налог ис­чис­ля­ет­ся за опре­де­лен­ный период, то ис­поль­зо­вать данное право либо от­ка­зать­ся от него можно также в рам­ках налогового периода.

2) Право пред­став­лять налоговым ор­га­нам документы, под­твер­жда­ю­щие право на льго­ты по на­ло­гам является про­из­вод­ным от первого. Вме­сте с тем оно носит са­мо­сто­я­тель­ный характер, по­сколь­ку налоговые ор­га­ны не имеют права от­ка­зать налогоплательщику 8 предъ­яв­ле­нии указанных документов.

3) Право зна­ко­мить­ся с ак­та­ми проверок, про­ве­ден­ных налоговыми органами, яв­ля­ет­ся гарантией права на защиту, по­сколь­ку квалифицированное об­жа­ло­ва­ние решений на­ло­го­вых органов воз­мож­но только после озна­ком­ле­ния с вы­яв­лен­ны­ми в ходе про­вер­ки нарушениями.

4) Право пред­став­лять налоговым ор­га­нам пояснения по ис­чис­ле­нию и упла­те налогов и по актам про­ве­ден­ных проверок поз­во­ля­ет на ран­ней стадии раз­ре­шить спорные вопросы, не до­во­дя дела до ад­ми­ни­стра­тив­но­го или су­деб­но­го обжалования.

5) Право в уста­нов­лен­ном законом по­ряд­ке обжаловать ре­ше­ния налоговых ор­га­нов и дей­ствия их долж­ност­ных лиц яв­ля­ет­ся основной га­ран­ти­ей защиты прав налогоплательщика. Законодательство уста­нав­ли­ва­ет и дру­гие права налогоплательщиков, на­при­мер право фи­зи­че­ско­го лица в ме­сяч­ный срок после по­да­чи в на­ло­го­вый орган де­кла­ра­ции о до­хо­де уточнить данные, за­яв­лен­ные им в этой декларации.

A) требовать со­блю­де­ния и со­хра­не­ния на­ло­го­вой тайны — права.

Б) вы­пол­нять за­кон­ные тре­бо­ва­ния на­ло­го­во­го ор­га­на об устра­не­нии вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний за­ко­но­да­тель­ства о на­ло­гах и сборах — обязанности.

B) получать по месту сво­е­го учёта от на­ло­го­вых ор­га­нов бес­плат­ную ин­фор­ма­цию о дей­ству­ю­щих на­ло­гах и сборах — права.

Г) при­сут­ство­вать при про­ве­де­нии вы­езд­ной на­ло­го­вой проверки — права.

Д) упла­чи­вать за­кон­но уста­нов­лен­ные налоги — обязанности.

Задать вопрос Налоговой службе России

Изучая недавно свежие «веяния» Российских законодателей, наткнулся на парочку новых законов, связанных с предпринимательской деятельностью и налогообложением. На первый взгляд все в законах было понятно, но, как и всегда, находятся нюансы, которые самому понять не представляется возможным =). Поиски в интернете не привели меня к однозначному ответу, потому я решил напрямую задать вопрос Налоговой службе России! К счастью, такую возможность предоставляет интернета сайт ФНС.

Чтобы это сделать, необходимо:

  1. перейти на страницу: https://www.nalog.ru/rn41/service/obr_fts/;
  2. выбрать в левом верхнем углу свой регион;

    Выбираем свой регион

  3. рекомендую изучить текст порядка приема и рассмотрения обращений граждан;
  4. нажать соответствующую кнопку в нижней части страницы;

    Жмем подходящую нам кнопку

  5. заполняем поля появившейся на экране формы;
  6. Ждем ответа!

Важно и полезно

Что важно, так это:

  • очень внимательно заполнять форму обращения! Ошибки или неточности в данных могут послужить поводом лишних задержек.
  • Также стоит постараться максимально подробно но, при этом, четко и понятно, изложить суть вопроса.
  • Не стоит забывать о том, что к обращению можно приложить дополнительные файлы, которые могут давать больше информации для ответа на ваш запрос.

От себя рекомендую способом получения ответа выбирать электронную почту и указать правильный адрес!

Итоги

В условия приема обращений говорится о том, что ответ будет предоставлен в течении месяца с момента подачи, но в моем случае прошло чуть меньше недели. Это не может не радовать =).

На почту мне пришел развернутый ответ на мой вопрос на фирменном бланке ФНС с датой регистрации и подписью ответственного лица. Были сделаны все необходимые отсылки на законодательные акты, выделены некоторые цитаты из них и все разложено по полочкам — четко, ясно и понятно!

Приятно радует иногда говорить «Спасибо!» государственным службам! Это такая редкость последнее время =).

Назначение и проведение экспертизы при выездной налоговой проверке

При выездной налоговой проверке (ВНП) часто возникают вопросы, для разъяснения которых налоговые органы вынуждены прибегать к помощи специалистов, обладающих специальными знаниями или навыками в науке, искусстве, технике, ремесле и иной сфере. В таких случаях налоговая в ходе налоговой проверки привлекает эксперта, руководствуясь ст. 95 Налогового кодекса РФ, которая определяет порядок назначения и проведения экспертизы в рамках выездной налоговой проверки. Цель привлечения эксперта при выездной налоговой проверке – получение налоговым органом достоверной и объективной информации о деятельности проверяемого налогоплательщика для привлечения его к ответственности. И нужно отметить, налоговые органы довольно часто прибегают к экспертизе в рамках налоговой проверки.

Законодательством предоставлено право самостоятельного принятия налоговыми органами решений о целесообразности проведения экспертизы в рамках налоговой проверки и даже право самостоятельного выбора экспертной организации и непосредственно эксперта.

Результаты проведенной в рамках выездной налоговой проверки экспертизы помогают налоговым органам использовать заключение эксперта в качестве основного доказательства в суде, наличие которого может привести к подтверждению или опровержению таких обстоятельств в отношении налогоплательщика, как:

  • установление факта подписания документов конкретным лицом;
  • определение времени (давности) изготовления интересующего документа;
  • установление принадлежности товаров (работ, услуг) к определенному виду или группе;
  • стоимость интересующего объекта, товара, основных средств налогоплательщика.

Согласно п. 3 ст. 95 Налогового кодекса РФ экспертиза налоговой проверки назначается должностным лицом налогового органа, проводящего выездную проверку в отношении проверяемого налогоплательщика путем вынесения соответствующего постановления.

Постановление о назначении и проведении экспертизы налоговой проверки должно быть оформлено по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ (см. Приложение № 9). В нем обязательно должно быть указано место и дата его составления, основания назначения экспертизы, сведения об эксперте и экспертной организации (учреждении), которая будет проводить экспертизу налоговой проверки, и самое важное, вопросы, которые должны быть поставлены перед экспертом с материалами для исследования, которые передаются эксперту для исследования.

Основанием для назначения и проведения экспертизы налоговой проверки является как правило неопределенность в содержании документов проверяемого налогоплательщика: договоры с одним и тем же контрагентом, но разными датами составления, или с одной и той же датой, но разными предметами, документы, содержащие сведения о реализации несуществующего товара (не оказанной услуги) и т.п.

Налоговый орган может привлекать эксперта и назначить проведение экспертизы в рамках налоговой проверки даже после ее завершения при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля, об этом сказано в статье 95 и абзаце 3 пункта 6 ст.101 Налогового кодекса РФ.

Последовательно порядок проведения экспертизы в рамках налоговой проверки можно определить следующим образом:

  • вынесение постановления о назначении экспертизы;
  • ознакомление проверяемого налогоплательщика с постановлением о назначении экспертизы;
  • составление протокола об ознакомлении налогоплательщика с постановлением о назначении и проведении экспертизы;
  • передача налоговым органом материалов выездной налоговой проверки эксперту для исследования;
  • непосредственное проведение экспертизы;
  • оформление (вынесение) письменного заключения эксперта (п.8 ст.95 Налогового кодекса РФ).

Права и обязанности налогоплательщика и налогового органа при проведении экспертизы

При проведении экспертизы в рамках налоговой проверки все участники процесса наделены определенными правами и обязанности. Так, при проведении экспертизы налоговый орган обязан ознакомить проверяемого налогоплательщика с постановлением о назначении экспертизы, разъяснить его права, отразив это в протоколе ознакомления. Протокол должен быть составлен по утвержденной форме (см. Приказ ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ — Приложение № 10). Помимо указанного, должностное лицо налогового органа, назначившее экспертизу, обязано перед началом ее проведения, разъяснить эксперту его права и обязанности, установленные пунктом 4,5, 8 статьи 95 Налогового кодекса РФ, а также предупредить эксперта об ответственности, предусмотренной статьей 129.1 Налогового кодекса РФ («Неправомерное несообщение сведений налоговому органу»). Также налоговый орган руководствуясь пунктом 4 статьи 102 Налогового кодекса РФ предупреждает эксперта за дачу заведомо ложного заключения, и поставить в известность, что утрата переданных ему для исследования документов, содержащих налоговую тайну и разглашение таких сведений влечет ответственность.

В обязанности налогового органа входит заключение договора с выбранным экспертом (экспертной организацией) и обеспечение возможности присутствия проверяемого налогоплательщика при проведении экспертизы, а по ее завершению ознакомить проверяемого налогоплательщика с письменным заключением эксперта.

Что касается прав налогоплательщика при проведении экспертизы налоговой проверки, то он вправе заявлять ходатайства о назначении другого эксперта, заявлять отводы выбранному налоговым органом эксперту, однако, такой отвод налогоплательщик обязан мотивировать. Налогоплательщику предоставлено право ставить перед экспертом свои дополнительные вопросы, присутствовать при ее проведении, представить дополнительные вопросы на экспертизу, присутствовать при ее проведении, давать объяснения эксперту с разрешения должностного лица налогового органа, а также давать объяснения относительно результатов проведенной экспертизы, ходатайствовать о назначении повторной или дополнительной экспертизы, все эти права перечислены в п.7 ст. 95 Налогового кодекса РФ. Любые объяснения, возражения или ходатайства проверяемого налогоплательщика, представленные в ходе или в связи с экспертизой в рамках налоговой проверки, должны быть приобщены к материалам выездной налоговой проверки.

Права и обязанности эксперта

Налоговое законодательство предоставляет право эксперту, привлеченному для проведения экспертизы, знакомиться со всеми материалами, относящимися к предмету экспертизы, об этом говорится в пункте 4 статья 95 Налогового кодекса РФ. Эксперт также вправе заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, если имеющихся не достаточно (см. п.5 ст. 95 Налогового кодекса РФ).

Эксперт может указать в своем письменном заключении выводы об имеющих значение для дела обстоятельств, даже при отсутствии прямо поставленных участниками процесса вопросов по данным обстоятельствам, а также отказаться от дачи своего заключения, если предоставленные налоговым органом материалы, относящиеся к предмету исследования, недостаточны, а также в случаях, когда привлеченный эксперт не обладает необходимыми знаниями. Письменное заключение должно быть выдано от имени эксперта, осуществляющего проведение экспертизы.

Законодательством не предусмотрено право эксперта разрешать вопросы о наличии или отсутствии факта налогового правонарушения со стороны проверяемого налогоплательщика, в том числе имело ли место нарушение налогоплательщиком порядка налогового у чета или порядка сдачи налоговой отчетности, разрешение подобных вопросов правового характера в компетенцию эксперта при проведении экспертизы налоговой проверки не входят. Запрещено самостоятельное истребование документов у налогоплательщика, необходимые эксперту для исследования предмета экспертизы налоговой проверки. Статья 129 Налогового кодекса РФ предусматривает наложение штрафа за отказ эксперта от участия в налоговой проверке, а также за дачу заведомо ложного заключения, который составляет 500 рублей. Однако такая ответственность наступает лишь в случае отказа назначенного эксперта после подписания (заключения) договора с налоговым органом.

Дополнительная и повторная экспертиза

Порядок назначения и требования к назначению дополнительной и повторной экспертизы определен в статье 95 Налогового кодекса РФ. Порядок назначения налоговым органом дополнительной и повторной экспертизы аналогичен назначению первоначальной экспертизы (см. абз. 3 п. 10 ст. 95 Налогового кодекса РФ).

Недостаточность или отсутствие полноты экспертного заключения, по результатам проведенной в ходе выездной налоговой проверки экспертизы, влечет инициирование налоговым органом проведения дополнительной экспертизы. Дополнительная экспертиза в ходе налоговой проверки может быть поручена должностным лицом налогового органа тому же эксперту, и проведена она может быть только по тем вопросам, которые были оставлены без ответа при первоначальном исследовании, или же вовсе были оставлены экспертом без ответа, либо ставятся на исследование ответы эксперта, требующие дополнительного изучения.

Следует отличать понятия «дополнительная экспертиза» и «повторная экспертиза», так как последняя предполагает назначение новой экспертизы с предметом исследования по первоначальной, и поручение в ее поведении следует от налогового органа уже к новому независимому эксперту. В постановлении о назначении дополнительной или повторной экспертизы налоговой проверки должностным лицом налогового органа должны быть указаны основания необходимости ее повторного проведения.

Если результат проведенной экспертизы не устраивает налогоплательщика, он может опровергнуть выводы эксперта в суде. Также проверяемому налогоплательщику действующим налоговым законодательством РФ предоставлено право самому инициировать проведение дополнительной или повторной экспертизы, если он уверен, что первичная экспертиза не является объективной или проведена с нарушениями (см. п. 9 ст. 95 Налогового кодекса РФ).

Рассмотрев вопрос об экспертизе в рамках выездной налоговой проверки, можно сделать следующий вывод:

  • налоговый орган с помощью экспертизы может устанавливать факт подделки документов, необоснованность затрат налогоплательщика и т.п., а это достаточно сильный арсенал воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;
  • налогоплательщику необходимо знать свои права при проведении экспертизы в рамках налоговой проверки в отношении него, а также необходимо внимательно относится к документальному оформлению налоговым органом процедуры проведения экспертизы;
  • следить за тем, чтобы все объяснения, возражения или ходатайства проверяемого налогоплательщика, представленные в ходе или в связи с проведением экспертизы, были приобщены должностным лицом налогового органа к материалам налоговой проверки, чтобы сформировать доказательственную базу, в случае оспаривания (обжалования) результатов выездной налоговой проверки в суде;
  • заключение эксперта, как любое доказательству по делу в судебном процессе, подлежит оценке судьей наравне с другими доказательствами по делу, и заключение эксперта не может являться единственным доказательством по делу. Заключение эксперта содержащее вероятностный вывод так же может быть доказательством в суде, об этом уже сложена судебная практика (см. Постановление ФАС Московского округа от 19 ноября 2013 г. № Ф05-8517/13 по делу № А40-18229/2013).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *