Проверка ФСС что проверяет

Причины выездной проверки ФСС

Проверка ФСС с выездом на предприятие обычно выполняется согласно плану, его в свою очередь составляют каждый квартал.

Среди главных целей данного мероприятия можно выделить такие:

  • Во-первых, проверка расходования средств, использованных в целях необходимого социального страхования.
  • Во-вторых, ревизия каждого из начислений, а также оплаты страховых взносов предназначенных для необходимого социального страхования трудящихся на тот случай, если ими будет временно утеряна трудоспособность.
  • В-третьих, стоит отметить, что во время, когда проводится проверка необходимого социального страхования, не исключаются и возможность одновременных проверок по страхованию непосредственно от непредвиденных экстренных ситуаций, произошедших на территории предприятия, или же профессиональных травм.

Обязательные условия для назначения выездной проверки довольно просты для понимания, к ним можно отнести следующие:

  • В случае, когда компанией или предприятием были произведены довольно большие расходы в счет социального страхования;
  • Если организацией были получены весьма крупные суммы от фонда, предназначенные для осуществления расходов обязательного социальной страховки;
  • Также, проверка ФСС с выездом на предприятие, назначается в том случае, если во время камеральной проверки проверяющими были выявлены некоторые неточности, или нарушения, к примеру, уплата страховых взносов, или неточные сведения в ведомостях.

Более подробно это рассматривается в методических рекомендациях, о которых говорилось выше.

Что касается графика, по сведениям которого проводятся проверки, можно отметить, что если ранее в методических указаниях фонда социального страхования четко обозначалось проведение регулярных проверок с выездом как минимум один раз в три года, то теперь график выездных проверок ФСС немного изменился.

Ревизоры могут посетить компанию, предприятие согласно точному плану, он же формируется, учитывая каждое из указанных выше обстоятельств.

Если говорить о сроках проведения ревизии фонда социального страхования – они устанавливаются непосредственным руководителем отделения ФСС. Им учитываются такие немаловажные факторы, как объем нужных для ревизии документов, количество трудящихся на предприятии, а также местоположение предприятия.

Виды и сроки сдачи налоговой отчетности ИП напрямую зависят от выбранной системы налогообложения. Подобная документация должна полностью отражать все сведения о порядке и способах исчисления налогов конкретного предпринимателя.

Постоянное применение программы учета для автоперевозок в повседневной деятельности оказывает позитивное влияние на прибыльность предприятий. О программах для автоперевозок читайте .

Стоит отметить, что если фирма, предприятие имеет всего один главный офис, то срок проверки будет приблизительно месяц. Если же существуют также филиалы и представительства, то срок проведения проверки может растянуться и на два месяца.

Согласно решению руководителя ФСС срок в особенных случаях может продлиться еще на один или два месяца. Это может произойти в том случае, когда предприятие в срок десяти дней не предоставляет обязательные для проверки документы.

Ревизия может быть остановлена в том случае, когда необходима экспертиза, или же перевод документов, а также получение от других лиц документов, которые содержат информационную справку о страхователе.

Основные этапы проведения ФСС выездной проверки

Перед проведением ревизии чаще всего проходит подготовительный этап сроком не более трех дней.

В данный период специалистам фонда необходимо собирать, и затем проанализировать всю необходимую информацию о расходах, которые были выделены страхователю на санаторно-курортный и оздоровительный отдых.

Во время анализа специалисты ФСС берут во внимание много факторов. Во-первых, это расходы по обязательному социальному страхованию, которые страхователь произвел в срок проверяемого промежутка времени. Во-вторых, суммы, которые были выделены фондом страхователю на осуществление расходов обязательного социального страхования.

Инспекторам ФСС, которые пришли с целью ревизии, при себе необходимо иметь служебное удостоверение, и также непосредственно решение о проведении проверки с подписью руководителя отделения фонда.

Перед началом проверки работники фонда должны ознакомить с документом о решении руководителя предприятия, под роспись. Помните, что управляющий предприятием имеет полное право не пускать инспекторов фонда, если они не предъявляют нужную документацию.

После предъявления решения о проверке, инспекторы начинают проверку. В ее последний день, они оформляют специальную справку о контрольных мероприятиях, которые провели.

Обучение бухгалтерии онлайн позволяет быстро и с экономией средств освоить нужную информацию. Организуются онлайн уроки, с последующим тестированием и выполнением самостоятельных заданий.

В данной статье рассказано о том, как правильно следует выбирать учебно-методические центры и где можно пройти курсы бухгалтера.

Далее, в течение двух месяцев ревизорами заключается специальный акт. Если выявляются, какие-либо нарушения, предприятию предоставляется право возражения, его необходимо предоставить в отделение фонда, в письменном виде и не позднее чем через пятнадцать дней.

Руководителю ФСС на рассмотрение такого документа дается десять дней.

В качестве завершающего этапа предприятие либо соглашается с представленными фондом требованиями и выполняет их в поставленный срок, либо отказывается и при этом подает иск в судебную организацию.

В случае если никаких нарушений изначально не было выявлено процедура проверки оканчивается на этапе предоставления фондом акта.

Акт выездной проверки ФСС

Акт, в качестве итогового документа проверки составляется или в ее ходе, или в течение двух месяцев после оформления справки.

Структура акта представляет собой форму из трех частей. В первой части обычно указываются данные самого предприятия, такие как его название, ИНН и тому подобное, также период проверки, ее метод, а также документы, которые были проверены.

Вторая часть представляет собой имеющиеся нарушения, при этом к ним прилагаются документальные подтверждения. Если же нарушений не выявлено, то это также указывается в данной части.

В заключении подводятся итоги, сведения о суммах которые были получены от фонда и необоснованно расходовались и так далее.

К акту должна прилагаться копия решения о проведении инспекции, документы с расчетами, которые предоставляются самим работниками ФСС. Также документы, которые являются подтверждением нарушений.

В заключении, помните о том, что выездные проверки фонда социального страхования часто проводятся совместно с проверками пенсионного фонда. Проверяющие инспектора не имеют права изымания документов и назначения каких-либо экспертиз, а тем более осмотра помещения, допроса свидетелей и проведения инвентаризации имущества на предприятии.

Будьте бдительны, и проверка пройдет без непредвиденных ситуаций.

«Выездной» дуэт ПФР и ФСС

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 11 января 2016 г.

Содержание журнала № 2 за 2016 г.М.А. Кокурина, юрист

Как фонды проводят совместную плановую выездную проверку

Раз в 3 года у вас может случиться плановая выездная проверка, проводимая совместно ПФР и ФССч. 3 ст. 33, ч. 10 ст. 35 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ).

Такая совместность иногда сбивает с толку бухгалтеров, которые начинают воспринимать фонды как нечто единое. К примеру, по завершении проверки компания обжалует в суд решение одного из фондов, выигрывает дело и ждет, что второй фонд автоматически уберет свои доначисления. Но этого не будет. Даже тогда, когда фонды совместно проверяют страхователя, каждый из них оформляет свои отдельные документы в процессе проверки, не подчиняется «напарнику» и не будет исполнять судебные решения, принятые в отношении другого фонда.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ДАШИНА Тамара Николаевна Заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

“ФСС и ПФР могут проводить раз в 3 года совместные плановые выездные проверки страхователейч. 3 ст. 33, ч. 10 ст. 35 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ). Законодательством предусмотрены формы документов, принимаемых фондами на разных этапах проверки — от момента ее назначения до момента вынесения решения по проверкеПриказ Минтруда от 27.11.2013 № 698н.

При этом не установлено специальных форм документов, принимаемых именно при совместных выездных проверках фондов. Поэтому в ходе совместной выездной проверки должно быть принято и предъявлено проверяемому страхователю по одному документу от каждого из фондов. НапримерПриказ Минтруда от 27.11.2013 № 698н:

  • решения о проведении выездной проверки от ПФР по форме 9-ПФР и от ФСС по форме 9-ФСС РФ;
  • решения о приостановлении проверки от ПФР и от ФСС по форме 10;
  • справки об окончании выездной проверки от ПФР по форме 12-ПФР и от ФСС по форме 12-ФСС РФ”.

Чтобы устранить неясности по совместным выездным «фондовым» проверкам, мы ответим на некоторые «как?», «где?», «когда?» и «сколько?».

Кого фонды вносят в «выездной» план и что проверяют

Чтобы составить план-график совместных выездов на следующий год, в конце текущего года фонды просматривают по страхователямп. 3.1.1 Соглашения, направленного Письмом ФСС от 06.11.2009 № 02-10/07-11150:

  • результаты камеральных проверок за прошедшие 9 месяцев года;
  • материалы ранее проведенных выездных проверок;
  • сведения о поступлении страховых взносов и состоянии задолженности по ним.

Например, вы можете попасть в план-график выездных проверок на 2016 г., если вас не проверяли в 2013, 2014, 2015 гг. и у вас есть хотя бы один признак из списка, совместно разработанного фондамиПисьмо ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.

В таком списке содержится 12 критериев, в частности уменьшение у компании суммы начислений по страховым взносам по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности работников, применение ею пониженных тарифов страховых взносов. Но наибольшая вероятность попасть в список проверок на ближайший год возникает, если:

  • <или>вы являетесь крупнейшим плательщиком, то есть по вашему территориальному фонду у вас наибольшие суммы облагаемой базы, количество застрахованных лиц, среднесписочная численность работниковПостановление 8 ААС от 14.11.2014 № 08АП-9207/2014;
  • <или>вы замешаны в схемах минимизации страховых взносов (по сведениям, поступившим в фонды от налоговой инспекции, например, по итогам работы комиссии по борьбе с низкой зарплатой);
  • <или>вы не представляли пояснения, запрашиваемые фондом по выявленным при камеральных проверках несоответствиям.

Выездная проверка проводится по взносам, относящимся к 3 годам, предшествующим году, в котором вынесено решение о ее проведениич. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ. Проверить могут любые документы, имеющие отношение к выплате физлицам зарплаты, пособий, других начислений: учредительные документы, лицензии, больничные листы, то есть все, что может подтвердить численность штата, периоды работы, начисления и выплаты.

Законодательство не обязывает фонды где-либо публиковать график плановых выездных проверок. Но некоторые территориальные органы ФСС РФ размещают его на своих сайтах. Причем уже утвержденный график может менятьсяп. 3.1.4 Соглашения, направленного Письмом ФСС от 06.11.2009 № 02-10/07-11150. И несовпадение периода проверки, указанного в нем, с периодами, указанными в решениях о проведении проверки, не нарушает ваших прав. Поэтому отменить решение по проверке, проведенной не по графику, скорее всего, не получится даже через судПостановление 8 ААС от 14.11.2014 № 08АП-9207/2014.

Как фонды начнут совместную проверку

О дате начала проверки фонды могут никак не сообщить. А могут предупредить о своем приходе по телефону или выслать экземпляр решения о проведении проверки по почте. Начать проверку фонды могут и в отсутствие руководителя фирмып. 6 ч. 1 ст. 28 Закона № 212-ФЗ.

При появлении проверяющих из фондов у вас на пороге первым делом нужно посмотретьч. 1 ст. 36 Закона № 212-ФЗ:

  • оригиналы решений от ПФР и ФСС (формы 9-ПФР и 9-ФСС) о проведении выездной проверки вашей компании, подписанные руководителями ваших территориальных отделений фондов;
  • удостоверения пришедших на проверку людейп. 4 ч. 4 ст. 35 Закона № 212-ФЗ.

Инспекторов можно не допускать к себе на проверку при отсутствии у них любого из указанных документов или при несовпадении в этих документах сведений об инспекторах. А вот если с документами у проверяющих все в порядке, не пытайтесь препятствовать их доступу на свою территорию, поскольку такое воспрепятствование является:

  • административным нарушением, за которое могут оштрафовать и директора — на 2000—20 000 руб., и компанию — на 5000—100 000 руб.ст. 19.4.1 КоАП РФ;
  • основанием начислить вашей организации сумму страховых взносов расчетным путемч. 2 ст. 36 Закона № 212-ФЗ, которая может отличаться от той, которую вы должны уплатить в реальности.

СОВЕТ

Вряд ли инспекторы придут на проверку без решения или удостоверения. Но ситуация, когда в решении указаны одни сотрудники, а по факту пришли другие, вполне вероятна. Допустим, кто-то заболел или командирован, а в решении фамилии заменивших их людей не указаны.

Если в подобном случае вы не пустили проверяющих на свою территорию, постарайтесь зафиксировать факт нарушения со стороны фондов, чтобы обезопасить себя от претензий относительно воспрепятствования проведению проверки. Законодательно порядка для этого не прописано. Можете составить акт с подписями руководителя и нескольких сотрудников вашей компании, приложить к нему, например, копию решения о проверке и копии или фото предъявленных вам удостоверений сотрудников, пришедших из фондов.

Сколько может длиться проверка

Продолжительность выездной проверки — не более 2 месяцев со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о ее окончаниич. 11, 14 ст. 35 Закона № 212-ФЗ.

Кстати, проверяющие из ПФР и ФСС не обязательно придут в один день. Предположим, в графике проверок вы запланированы на июль. Нарушения «совместности» не будет, если, к примеру, ФСС провел проверку с 08.07.2014 по 31.07.2014, а ПФР — с 15.07.2014 по 22.09.2014. Ведь проверка начата обоими фондами по плану — в июле. Сроки проверки обоими фондами соблюденыПостановление 18 ААС от 30.01.2015 № 18АП-15396/2014. Это нам подтвердили и в ПФР.

“Действующее законодательство не обязывает проверяющих из фондов одновременно находиться на территории страхователя, заканчивать совместную проверку и выносить решение по ней.

Фонды согласуют между собой месяц, в котором они должны начать проверку того или иного страхователя. Как правило, вместе день в день они не приходят на проверку и не заканчивают ее”.

ДАШИНА Тамара Николаевна
ПФР

А вот если проверяющие из ПФР пришли к вам лишь через месяц после того, как закончилась проверка ФСС, то через суд можно попробовать признать незаконным и отменить решение ПФР о проведении проверки. Ведь при проведении такой отдельной проверки страхователю придется повторно организовывать рабочие места для проверяющих, отвлекать своих сотрудников от их повседневных обязанностей, чтобы подобрать затребованные проверяющими документы и дать необходимые поясненияПостановление 9 ААС от 05.11.2014 № 09АП-42456/2014.

Два месяца — не максимальный срок, поскольку фонды могут продлевать и приостанавливать проверку. И вот по каким основаниям.

Основания изменения сроков выездной проверки Срок продления или приостановления выездной проверки
Выездная проверка может продлеваться по решению руководителя регионального отделения фондач. 11.2 ст. 35 Закона № 212-ФЗ, еслич. 11.1 ст. 35 Закона № 212-ФЗ:
  • <или>нужны дополнительные сведения о страхователе в связи с поступившей от правоохранительных или налоговых органов информации о нарушении им законодательства о страховых взносах;
  • <или>на территории проведения проверки появились обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие ее проведению;
  • <или>страхователь не представил запрошенные в требовании документы на проверку в течение 10 рабочих дней со дня получения требования или в срок, о котором он договорился с фондом
До 4—6 месяцев
  • <или>у страхователя есть 4—9 ОП
До 4 месяцев
  • <или>у страхователя есть 10 и более ОП
До 6 месяцев
Выездная проверка может приостанавливаться по решению руководителя вашего территориального органа фонда, если нужно, в частностич. 15, 17, 18 ст. 35 Закона № 212-ФЗ:
  • <или>истребовать документы и информацию, относящиеся к предмету проверкист. 37 Закона № 212-ФЗ
До 6 месяцев
  • <или>перевести на русский язык документы, представленные плательщиком страховых взносов на иностранном языке (например, трудовые договоры с работниками-иностранцами)
Приостановление проверки одним фондом означает, что и второй фонд должен принять решение о приостановлении (по форме 10). При этом до вынесения решения о возобновлении проверки (форма 11утв. Приказом Минтруда от 27.11.2013 № 698н) проверяющие не вправе находиться у вас в организации или требовать у вас какие-либо документы

Где может проводиться проверка

Проверка на вашей территории

Это общее правило любой выездной проверкич. 1 ст. 35 Закона № 212-ФЗ. В этом случае со всеми подлинниками документов проверяющие могут знакомиться только у вас. Обычно с решением о проведении проверки инспекторы передают требование с перечнем документов (форма 14утв. Приказом Минтруда от 27.11.2013 № 698н), которые им нужно сразу выдать.

Для проведения проверки можете выделить инспекторам любое помещение. Если инспекторы настаивают на осмотре еще каких-то ваших территорий (допустим, цехов на предмет выявления нелегальных рабочих), вы можете отказать им в этом. И не поддавайтесь на угрозы составления акта о воспрепятствовании доступа должностных лиц, поскольку у проверяющих из ПФР или из ФСС нет полномочий на осмотры.

“Налоговое законодательство прямо разрешает налоговым инспекторам при выездных проверкахподп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89, статьи 92, 94 НК РФ осматривать помещения и территории налогоплательщика, делать выемку документов, проводить инвентаризацию его имущества.

Для проверяющих из фондов Закон № 212-ФЗ таких полномочий не предусмотрел. Поскольку у ПФР и ФСС другие цели и задачи и им такие полномочия не нужны.

Положения НК РФ не могут применяться по аналогии. Ведь Закон № 212-ФЗ не входит в налоговое законодательство, а является частью законодательства о страховых взносахп. 16 ст. 2 Закона № 212-ФЗ; п. 1 ст. 1 НК РФ.

Если проверяющие из фондов требуют осмотра помещений, то следует иметь в виду, что такие требования неправомерны. И страхователь вправе не предоставлять свои территории для осмотра (имущество для инвентаризации, документы для выемки)”.

ДАШИНА Тамара Николаевна
ПФР

В любой момент до составления справки об окончании проверки инспекторы вправе запрашивать, предъявив вам требование по форме 14, копии ваших документов, даже если они уже посмотрели подлинники, когда были у вас.

В ходе проверки требований о представлении документов может быть сколько угодно, и передавать их вам могутп. 4.2 Методических рекомендаций, утв. Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р (далее — Методические рекомендации):

  • <или>лично под расписку — руководителю (предпринимателю) или уполномоченному сотруднику компании;
  • <или>в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (с использованием электронной подписи);
  • <или>по почте заказным письмом. Требование считается полученным страхователем по истечении 6 рабочих дней со дня его отправкич. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ.

Передать копии в фонд нужно в течение 10 рабочих дней с даты вручения вам требованияч. 5 ст. 37 Закона № 212-ФЗ. Если вы понимаете, что времени на изготовление копий не хватит, отвезите в течение дня, следующего за днем получения требования, в канцелярию территориального органа фонда такое уведомлениеч. 6 ст. 37 Закона № 212-ФЗ; п. 4.9 Методических рекомендаций.

Руководителю
Управления Пенсионного фонда РФ
в г. Горячий Ключ Проверкину А.П.,Кому конкретно направлять уведомление, вы увидите в разделе «Подписи должностных лиц… проводящих проверку» требования о представлении документов
от ООО «Молния», ИНН 2308123456
Рег. № 033-111-234567
тел. +7 (86159) 3-71-18

Исх. № 201/2015 от 21.09.2015

Уведомление
о невозможности своевременного представления документов

В ответ на полученное 21.09.2015 требование о представлении документов от 07.09.2015 № 125/10-Т (отправлено почтой 08.09.2015), подлежащее исполнению не позднее 01.10.2015 (ч. 1, 5 ст. 37 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ), сообщаем следующее.

Объем запрашиваемых документов составляет не менее 10 000 страниц. Технические возможности не позволяют подготовить полный комплект копий документов в требуемый срок.

В связи с этим на основании ч. 6 ст. 37 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ просим продлить срок представления документов до 09.10.2015 включительно.

Укажитеч. 6 ст. 37 Закона № 212-ФЗ:
причину, по которой вы не можете принести бумаги в срок;
период, который требуется вам, чтобы подготовить копии

Просим о принятом решении сообщить по телефону: +7 (86159) 3-71-18 (контактное лицо — Дождиков Сидор Петрович), а копию принятого решения выслать по нашему адресу.Положительное или отрицательное решение фонд, у которого вы просили отсрочку на представление бумаг, должен вынести в течение 2 рабочих дней со дня получения вашего уведомления и передать вашему руководителюп. 4.10 Методических рекомендаций. Причину отказа в продлении срока фонд указывать не обязан

Генеральный директор ООО «Молния» Е.Р. Гром

21.09.2015

“Налоговое законодательство прямо запрещает налоговым инспекторам при проверках истребовать у налогоплательщика копии документов, ранее представленные в инспекцию при проведении камеральных или выездных налоговых проверокп. 5 ст. 93 НК РФ.

Для проверяющих из фондов законодательство о страховых взносах такого ограничения не установило, а положения НК РФ не могут применяться по аналогии.

Поэтому теоретически инспекторы из фондов вправе запрашивать копию одного и того же документа неограниченное количество раз, допустим, если они потеряли ранее представленную копию.

Но на практике чаще проверяющие просят привезти подлинник, чтобы сравнить с ним ранее поданную копию”.

ДАШИНА Тамара Николаевна
ПФР

Нередко случается, что инспекторы запрашивают документы, которые в принципе не ведутся организацией (например, список лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера). Оштрафовать за отсутствие подобных документов не могут, ведь на их основании не рассчитывается размер взносов в ФСС и ПФР и работодатель не обязан иметь такие бумагиПостановление АС СКО от 22.09.2015 № А77-1138/2014.

А вот если вы не представите документы, касающиеся расчета величины страховых взносов (допустим, сам гражданско-правовой договор), то инспекторы могут оштрафовать компанию на 200 руб. за каждый непредставленный документст. 48 Закона № 212-ФЗ, поименованный в форме 14.

Проверка в территориальном отделении ФСС и ПФР

По месту нахождения фондов выездная проверка может проводиться, если у страхователя нет места принять инспекторов у себя. Обычно это касается предпринимателей или компаний, у которых нет офисного помещенияч. 1 ст. 35 Закона № 212-ФЗ.

Проверяющие из фондов уведомлением (форма 7)утв. Приказом Минтруда от 27.11.2013 № 698н вызывают к себе представителя страхователяп. 4.4 Методических рекомендаций и сообщают, где пройдет проверка. Как нам разъясняли специалисты из ПФР, они с коллегами из ФСС договариваются, в помещении какого из фондов будет организована ваша проверка.

Имейте в виду, что на проверку вне вашей территории вы обязаны представлять по письменному требованию подлинники документовч. 22 ст. 35 Закона № 212-ФЗ.

Как оформят окончание совместной проверки и ее результаты

Каждый из фондов:

  • составит справку об окончании выездной проверки и вынесет акт проверки;
  • примет свое решение по проверке после рассмотрения материалов проверки, то есть даты вынесения решений могут быть разные. А вот как подготовиться к такому рассмотрению и где оно пройдет, нам подсказали специалисты из ПФР.

“Организация, в отношении которой прошла выездная проверка, вправе представлять свои возражения по акту проверки и участвовать в рассмотрении ее материаловч. 5 ст. 38, ст. 39 Закона № 212-ФЗ.

Законодательством не предусмотрено специальной совместной процедуры представления возражений и рассмотрения материалов по проверке, проведенной совместно ПФР и ФСС. Поэтому страхователь, у которого прошла совместная выездная проверка, должен представлять возражения:

  • на акт проверки, выданный территориальным органом ПФР, — в свое управление ПФР. И все сроки для возражений и рассмотрения материалов проверки будут отсчитываться относительно этого акта;
  • на акт проверки, выданный территориальным органом ФСС, — в свой филиал ФСС. Сроки для возражений и рассмотрения материалов проверки будут отсчитываться относительно этого акта”.

ДАШИНА Тамара Николаевна
ПФР

Напомним, что свои возражения по акту проверки вы можете подать в течение 15 рабочих дней со дня его полученияч. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ.

***

Если вы не согласны с решениями территориальных органов ПФР и ФСС по проверке, то лучше оба решения одновременност. 53, ч. 2 ст. 54 Закона № 212-ФЗ:

  • обжаловать в региональные органы фондов;
  • оспаривать в суде.

На это у вас 3 месяца со дня вручения вам решения фонда по проверке, нарушающего ваши правач. 2 ст. 55 Закона № 212-ФЗ; ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Кстати, обращаться именно в суд удобнее, поскольку суд может объединить оба дела в одно производство.

Если же получилось так, что вы судились только по одному из решений, например по решению ФСС, и его суд отменил, а на решение ПФР вы жаловались в региональное отделение ПФР и получили отказ по жалобе, тогда вы можете:

  • <или>оспорить в суде решение управления ПФР по проверке. Но если срок на судебное оспаривание уже истек, надо приложить к заявлению в суд ходатайство с вескими причинами пропуска срока;
  • <или>оспорить в суде или обжаловать напрямую в Пенсионный фонд РФ решение регионального отделения ПФР об отказе в удовлетворении жалобы на решение управления ПФР по проверке.

При этом и в жалобе в ПФР, и в заявлении в суд можете сослаться на то судебное решение в отношении территориального органа ФСС, которое уже принято в вашу пользу.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Отчетность в ПФР / отчетность в ФСС»:

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, которые рекомендуется представить на КАМЕРАЛЬНУЮ ПРОВЕРКУ

Перечень документов,

необходимых для камеральной проверки, проводимой в соответствии c частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

При обращении за возмещением средств.

1. Заявление о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения — в 2 экземплярах.

2. Справка-расчет, представляемая при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения-в 2 экземплярах.

3. Копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию (по Приказу Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 г. N 951н)

4. Справка о состоянии счета с синим штампом банка (сведения по картотеке).

5. Платежные документы, подтверждающие выплаты пособий:

— заверенные копии расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей (в случае выплаты пособий через кассу предприятия);

— банковские реестры, платежные поручения с синим штампом банка (в случае выплаты пособий через банк).

Документы для проверки страхового случая.

1.Трудовая книжка работника.

2.Трудовой договор, все дополнительные соглашения к трудовому договору.

Пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

1.Листки нетрудоспособности, расчеты пособий.

2.Заявление от работника и Приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам.

3.Справка о постановке на учет в ранние сроки беременности.

4.Лицевой счет работника за расчетный период.

5.Табели учета рабочего времени за расчетный период.

6.Штатные расписания.

7.Расчетные ведомости по начислению заработной платы работникам организации за расчетный период.

Единовременное пособие при рождении ребенка.

1. Заявление от работника на выплату пособия.

2.Справка о рождении ребенка установленной формы, выданная органами записи актов гражданского состояния, а в случае рождения ребенка за пределами Российской Федерации — легализованный в установленном порядке документ, подтверждающий рождение ребенка, с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

3.Справка с места работы другого родителя о неполучении пособия либо справка из органа социальной защиты населения по месту жительства ребенка о том, что другому родителю пособие не назначалось, — в случае, если один из родителей ребенка не работает (не служит) или обучается по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, а другой родитель ребенка работает (служит).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

1. Заявление о назначении пособия.

2.Приказ о предоставлении отпуска.

3. Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки.

4. Свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей).

5. Справка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец) ребенка не работает (не учится, не служит), справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

6.Справка (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя, подтверждающую, что назначение и выплата пособия этим страхователем (страхователями) не осуществляются (в случае работы у нескольких страхователей).

7.Лицевой счет работника за расчетный период.

8.Табели учета рабочего времени за расчетный период.

9.Расчет пособия.

Пособие на погребение.

1. Заявление от лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

2. Справка о смерти, выданная органами записи актов гражданского состояния.

3.Расходные кассовые документы, подтверждающие факт выплаты, лицу, взявшему на себя осуществить погребение умершего или документы, подтверждающие оплату стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании счета.

4.При выплате пособия на умершего несовершеннолетнего – документы, подтверждающие степень родства.

Дополнительные выходные дни по уходу за ребенком – инвалидом.

1. Заявление от работника на предоставление дополнительных выходных дней.

2.Приказ (распоряжение) о предоставлении дополнительных выходных дней.

3.Лицевой счет работника за расчетный период.

4.Табели учета рабочего времени (графики при суммированном учете рабочего времени) за расчетный период.

5.Копия справки МСЭ.

6.Документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида;

7.Свидетельство о рождении (усыновления) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом.

8.Справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) об использовании им дополнительных выходных дней либо копии документов (трудовая книжка и т.п.), подтверждающих факт отсутствия работы у второго родителя. В случае расторжения брака между родителями ребенка – инвалида, смерти или лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях представлять документы, подтверждающие отсутствие второго родителя (родителей) или невозможности воспитания им (ими) детей.

9.Расчет оплаты дополнительных выходных дней по уходу за ребенком – инвалидом.

10.Карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

Проверка ФСС

Статья 35 Федерального закона от 24 июля 2009 года регулировала до 2017 года правоотношения по проведению и оформлению результатов выездных проверок ФСС в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года.

Как мы уже отмечали, Федеральный закон от 24 июля 2009 года с 01.01.2017 не применяется.

В настоящее время вопросы уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование на соцстрах по нетрудоспособности и материнству, а также их администрирования регулируются главой 34 НК РФ и частью первой НК РФ соответственно.

Вопросы же уплаты взносов на соцстрах по несчастным случаям и профзаболеваниям, а также их администрирования регулируются положениями главы IV.2 Ф. закона № 125-ФЗ, применяемой начиная с января 2017 года.

В соответствии с п. 3 ст. 26.14 Ф. закона № 125-ФЗ план выездных проверок ФСС (в т.ч. на 2017 год) ежегодно разрабатывают территориальные органы фонда.

Предмет проверки:

  • контроль за верностью расчетов и соблюдением страхователем сроков перечисления взносов на соцстрах;
  • при наступлении страховых случаев — правильность осуществления страхователем затрат на соответствующие выплаты.

Период проверки: год проверки плюс три года до этого.

Срок проверки:

  • в общем порядке – два месяца;
  • при наличии оснований, указанных в пункте 10 статьи 26.16, – четыре или шесть месяцев.

Периодичность проверки: не более 1 раза в три года.

Критерии отнесения к «зоне риска» на очередной год по выездным проверкам ПФР и ФСС (критерии плана в 2017 году могут быть аналогичными, т.к. обновленная информация не публиковалась) были обозначены в Письме ПФ РФ N ТМ-30-24/13848, ФСС РФ N 02-03-08/13-2872 от 21 декабря 2010 года. В их числе:

  • наличие у страхователя затрат, осуществляемых за счет средств ФСС;
  • нарушение срока направления индивидуальных сведений;
  • применение «льгот»;
  • обнаружение расхождений в расчетах по результатам камеральных проверок (в т.ч. при отсутствии обоснования);
  • недоимка по взносам более двух отчетных периодов;
  • статус крупнейшего плательщика;
  • снижение поступлений при отсутствии изменений в численности;
  • множество корректирующих расчетов по взносам;
  • информация от налоговых органов о схемах минимизации уплаты взносов.

Очевидно, что приведенный перечень не является исчерпывающим, но он все же дает ориентировочное представление о критериях страхователей, которые могут заинтересовать территориальные органы ФСС с целью отбора и включения соответствующих лиц в план проверок на очередной год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *