Проверка бюджетного учреждения

Виды государственного (муниципального) финансового контроля

Приоритетной задачей бюджетной политики нашего государства является создание условий для эффективного использования бюджетных средств. Для реализации указанной задачи применяются различные инструменты, одним из которых можно назвать государственный финансовый контроль. Финансовая деятельность государственных (муниципальных) учреждений в этой связи подвергается проверке со стороны различных государственных контрольных органов. Расскажем в статье, какие бывают проверки, как они организуются и какими органами проводятся, как оформляются их результаты и какие принимаются меры по данным результатам.

Основным документом, регламентирующим осуществление государственного (муниципального) финансового контроля, является БК РФ, разд. IX которого посвящен названному вопросу. Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ в него внесен ряд поправок, которые уже вступили в силу. Большая роль в организации системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере отведена и Государственной программе «Управление государственными финансами», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 04.03.2013 N 293-р.

На необходимость внутреннего и внешнего финансового контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении субъектом учета фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами указывают Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Инструкция N 157н .

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно ст. 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений осуществляют Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований (п. 2 ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется Росфиннадзором, органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований) (п. 3 ст. 265 БК РФ).

В соответствии с п. 4 и 5 ст. 265 БК РФ предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Исходя из вновь введенной Федеральным законом N 252-ФЗ ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:

— главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

— финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы РФ;

— государственные (муниципальные) учреждения.

Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы РФ. Данный контроль осуществляется и в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты (п. 2 ст. 266.1 БК РФ).

Непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информации, документов и материалов, необходимых для осуществления их полномочий по финансовому контролю, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных документов, материалов и информации влекут за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

Контрольные мероприятия

В силу ст. 267.1 БК РФ к методам осуществления государственного (муниципального) финансового контроля относятся проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

При проверке проводится документальное и фактическое изучение законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

При проведении ревизии осуществляется комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Результаты проверки и ревизии оформляются актом.

Проверки делятся на камеральные и выездные. Также проверки бывают встречными.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездная проверка проводится по месту нахождения объекта контроля. В ходе указанной проверки определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.

Встречные проверки проводятся в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

В ходе обследования осуществляются анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля. Результаты обследования оформляются заключением.

Под санкционированием операций в силу п. 5 ст. 267.1 БК РФ понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям БК РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований при проведении внешнего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (п. 1 ст. 268.1 БК РФ):

— за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

— за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета.

Эти проверочные мероприятия проводятся в форме проверки, ревизии, обследования. По их результатам готовятся акты, заключения, представления и (или) предписания, которые направляются объектам контроля и органам и должностным лицам, уполномоченным принимать решения о применении предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

При необходимости осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

На уровне субъектов РФ и муниципалитетов на основании данных норм органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля должны быть разработаны нормативно-правовые акты о порядке осуществления полномочий.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Его осуществляют Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, а также органы Росфиннадзора различного уровня.

Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований согласно п. 1 ст. 269.1 БК РФ наделены полномочиями по осуществлению контроля:

— за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

— за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;

— за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.

Этими органами проводится санкционирование операций.

В силу ст. 269.2 БК РФ органы Росфиннадзора наделены полномочиями по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

— за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

— за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Росфиннадзор проводит проверки, ревизии и обследования, по результатам которых направляет акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля, а также органам и должностным лицам, уполномоченным согласно БК РФ, иным актам бюджетного законодательства РФ принимать соответствующие решения. Росфиннадзор может осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

В настоящее время разработаны Правила осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (далее — Постановление N 1092). Этим документом регламентирован порядок проведения Росфиннадзором контрольных мероприятий. Данное ведомство осуществляет контрольную деятельность посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений ревизий и обследований.

Исходя из п. 4 Постановления N 1092 плановые проверки осуществляются согласно плану контрольных мероприятий, согласованному с Минфином (периодичность проведения плановых мероприятий в отношении одного объекта и темы контроля — не более одного раза в год). Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании решения, принятого в связи с обращениями (поручениями), в частности, Президента РФ, Правительства РФ, Минфина, Следственного комитета, депутатскими запросами (п. 5 Постановления N 1092).

Должностные лица службы Росфиннадзора (руководитель, заместители руководителя, руководители структурных подразделений, ответственные за организацию осуществления контрольных мероприятий, государственные гражданские служащие, уполномоченные на участие в проведении контрольных мероприятий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) службы Росфиннадзора (ее территориального органа), включаемые в состав проверочной (ревизионной) группы) имеют право:

— запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий;

— при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, которые занимают лица, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

— проводить экспертизы, необходимые при проведении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

— выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

— направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ;

— осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях;

— обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Запросы о представлении информации, документов и материалов, предусмотренных Постановлением N 1092, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем (п. 12 Постановления N 1092).

Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения запроса, при этом он составляет не менее трех рабочих дней.

Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля в установленном порядке (п. 14 Постановления N 1092).

Согласно п. 15 Постановления N 1092 все документы, составляемые должностными лицами в рамках контрольного мероприятия, приобщаются к материалам контрольного мероприятия, учитываются и хранятся в установленном порядке, в том числе с применением автоматизированной информационной системы.

Проверки делятся на камеральные и выездные. Существуют также встречные проверки, проводимые только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений.

Камеральные проверки проводятся на основании представленной отчетности и иных полученных в ходе проверки документов, информации и материалов. Длительность проверки составляет 30 рабочих дней. По результатам рассмотрения акта проверки руководителем службы Росфиннадзора может быть принято одно из следующих решений:

— о применении бюджетных мер принуждения;

— об отсутствии оснований для применения мер принуждения;

— о проведении выездной проверки.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения объекта контроля. Длительность такой проверки составляет:

— не более 40 рабочих дней (в случае ее проведения подразделениями центрального аппарата Росфиннадзора);

— не более 30 рабочих дней (в случае проверки территориальными органами Росфиннадзора).

При представлении объектом контроля письменных возражений на акт выездной проверки, а также в случае представления им дополнительной информации (документов, материалов) может быть принято решение о проведении внеплановой проверки.

Представления и предписания

В соответствии с п. 1 ст. 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Представление должно содержать обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению в установленные этим представлением сроки. Если срок не указан, то представление должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его получения.

Предписание содержит обязательные для исполнения в указанный в нем срок требования об устранении нарушений БК РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию.

Согласно п. 73 Постановления N 1092 представления и предписания в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения вручаются (направляются) представителю объекта контроля.

Отмена представлений и предписаний службы Росфиннадзора (ее территориального органа) осуществляется в судебном порядке. Отмена представлений и предписаний территориальных органов Росфиннадзора тоже может осуществляться ее руководителем (заместителем руководителя) по результатам обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц данной службы, осуществления мероприятий внутреннего контроля в порядке, установленном административным регламентом исполнения государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере (п. 74 Постановления N 1092).

Неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного ущерба является основанием для обращения его в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (п. 4 ст. 270.2 БК РФ и п. 76 Постановления N 1092).

21.Функция контроля: понятие, цели, задачи. Виды контроля по областям деятельности.

Функция контроля — управленческая деятельность, задачей которой является количественные и качественные оценки и учет результатов работы организации.

В ней выделяют 2 основных направления:

1.контроль выполнения работ, намеченных планом

2.меры по коррекции значительных отклонений от плана

Главные инструменты выполнения функции контроля – это наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, т.к. по его данным проводится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов.

В самом общем виде контроль можно определить как процесс соизмерения и сопоставления фактически достигнутых результатов запланированным.

При организации контроля необходимо решить следующие задачи:

1.выбор концепции контроля

2.определение целей контроля

3.определение норм контроля

4.определение методов контроля

5.определение объема, области контроля

В процедуре контроля выделяют 3 этапа:

1.установление стандартов (конкретные цели, прогресс отклонения которых поддается измерению)

2.сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами

3.Принятие необходимых корректирующих действий.

Виды корректирующих действий:

-корректируем процесс

-измеряем стандарты

-ничего не предпринимаем

22.Виды контроля

-входной контроля – контроля сырья и материалов

-выходной контроль – контроль готовой продукции, который идет потребителю.

По охвату:

-сплошной

-выборочны

По области деятельности:

-Финансовый

-производственный

Виды контроля по времени исполнения:

-предварительный

-заключительный

-текущий

Виды контроля по времени проведения

Виды контроля по времени исполнения:

-предварительный – осуществляется до фактического начала работ, он проверяет реальность принятых планов.

В организациях предварительный контроль еще в 3 ключевых областях: человеческих, материальных, физических ресурсах. В области человеческих ресурсов предварительный контроль оценивает достаточность численность работников, деловых и профессиональных знаний для выполнения планов.

В области материальных ресурсов – это контроль кол-ва, качества сырья, оборудования для получения заданного качества и кол-ва услуг. В области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет, т.к. он дает ответ на вопрос когда, сколько и каких средств потратить организации для выполнения плана.

-текущий — осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются сотрудники. Цель текущего контроля – исключить отклонение от намеченных планов и инструкций.

-заключительный – цель контроля помочь предотвратить ошибки в планировании и в процессе производства в будущем. Объектом контроля является результат.

Функции заключительного контроля:

1.дает информацию для планирования на следующий этап

2.способствует мотивации

Процесс контроля. Экономические и поведенческие аспекты контроля.

Поведенческие аспекты контроля

Для того, чтобы избежать негативного воздействия контроля на поведение сотрудников и повышать эффективность контроля нужно:

1.устанавливать осмысленные стандарты, которые бы направляли людей в нужное русло

2.устанавливать двустороннее общение

3.избегать чрезмерного контроля – задача контроля не выявить нарушителя, а выявить отклонения в работе.

4.достойно вознаграждать за достижения установленных результатов, не оставлять без внимания и нарушения.

22 июня 2016

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 августа 2015 г. N Ф05-8478/15 по делу N А40-40078/2014

город Москва

19 августа 2015 г.

Дело N А40-40078/14

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2015 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,

судей: Денисовой Н.Д., Комаровой О.И.,

при участии в заседании:

от истца: представитель не явился, извещен;

от ответчика: Васильева И.А., доверенность от 22.08.2014 N 212/1/4121;

от третьих лиц: представитель не явились, извещены;

рассмотрев 12 августа 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу

ответчика — Минобороны России

на решение от 15 октября 2014 года

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Пуловой Л.В.,

на постановление от 09 февраля 2015 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Баниным И.Н., Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.,

по делу N А40-40078/14

по иску обществу с ограниченной ответственностью «Омега Тендер» (ОГРН: 1123926051347)

о привлечении к субсидиарной ответственности

к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284),

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Полесское сырье», Лоцманов Игорь Владиславович, МУП ВКХ «Водоканал» Балтийского городского округа в лице конкурсного управляющего Савченко А.Е.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Омега Тендер» (далее — ООО «Омега Тендер») обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее — Минобороны России) о взыскании 2.282.999 руб. 19 коп. в порядке субсидиарной ответственности.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 октября 2014 года исковые требования удовлетворены.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минобороны России обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.

Истец и третьи лица — общество с ограниченной ответственностью «Полесское сырье» (далее — ООО «Полесское сырье»), Лоцманов Игорь Владиславович, МУП ВКХ «Водоканал» Балтийского городского округа в лице конкурсного управляющего Савченко А.Е., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2012 по делу N А21-7833/07 удовлетворены исковые требования муниципального унитарного предприятия водопроводного и канализационного хозяйства «Водоканал» Балтийского городского округа к федеральному бюджетному учреждению войсковая часть 77166 (далее — ФБУ войсковая часть 77166) о взыскании 2.282.999 руб. 19 коп. задолженности.

На принудительное исполнение судебного акта выдан исполнительный лист от 12.03.2012 АС N 003400491.

Определением Арбитражного суда Калининградской области от 12.10.2012 по делу N А21-7833/07 произведена замена взыскателя МУП ВКХ «Водоканал» Балтийского городского округа на ООО «Полесское сырье».

Определением Арбитражного суда Калининградской области от 07.05.2013 г. по делу N А21-7833/07 произведена замена взыскателя ООО «Полесское сырье» на ООО «Омега Тендер», выдан новый исполнительный лист от 24.06.2013 АС N 004507140.

26.06.2013 истцом в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства был направлен исполнительный лист от 24.06.2013 АС N 004507140 для принудительного взыскания денежных средств с лицевых счетов ФБУ войсковая часть 77166 (далее — должник).

28.06.2013 Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства направлено разъяснение N 95-0913/16-296 и возвращен исполнительный лист в связи с внесением изменений в пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым орган Федерального казначейства возвращает взыскателю документы, предоставленные в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием открытых лицевых счетов должника.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, ФБУ войсковая часть 77166 ликвидировано.

В связи с отсутствием иной возможности взыскания денежных средств с должника, ООО «Омега Тендер» обратилось с иском в суд о взыскании задолженности с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности.

В соответствии с подпунктами 31, 32 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (далее — Положение о Минобороны России), Министр обороны Российской Федерации является главным распределителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий; организует контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил.

Минобороны России от имени казны Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственных учреждений, в том числе воинских частей.

ФБУ войсковая часть 77166 является подразделением Министерства обороны Российской Федерации и имеет статус государственного учреждения.

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положение о Минобороны России, министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.

Из этого следует, что при недостаточности или отсутствия средств у учреждения Минобороны России взыскание следует производить с Российской Федерации как собственника имущества за счет ее казны в лице соответствующего главного распорядителя бюджетных средств министерства.

В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в спорный период, частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Понятие и условия наступления субсидиарной ответственности раскрыты в статье 399 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 этой статьи, до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Как обоснованно указали суды, указанная норма не связывает возможность предъявления требования к субсидиарному должнику с установлением недостаточности денежных средств или имущества у основного должника или с невозможностью взыскания задолженности с основного должника.

В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.

В свою очередь, субсидиарный должник не имеет своих обязательств перед кредитором, а лишь несет гражданско-правовую ответственность за неисполнение обязательств основным должником.

Следовательно, при недостаточности средств у учреждения взыскание надлежит производить с собственника имущества за счет его казны в лице соответствующего главного распорядителя бюджетных средств

Статьей 5 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон N 83-ФЗ) пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации дополнен абзацем 6 следующего содержания: «Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения».

Согласно статье 33 Закона N 83-ФЗ, положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции данного Закона в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 01.01.2011.

Как установлено судами, правоотношения, в рамках которых сложилась задолженность учреждения и обязанность по ее оплате, возникли до 01.01.2011. По общему правилу акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Данная задолженность должника перед истцом образовалась за ноябрь 2006 года по договору на оказание услуг по водоснабжению и водоотведения от 01.07.2003 N 4, обязательство по оплате оказанных услуг возникло у должника до 01.01.2011, следовательно, спорные правоотношения сторон имели место до вступления в силу изменений в статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Довод жалобы о том, что должник находился в стадии ликвидации и истец не обратился к ликвидационной комиссии с требованием до завершения ликвидации учреждения, тем самым нарушил порядок взыскания, а вместе с тем, лишился права на предъявление требования к субсидиарному должнику, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.

В связи с этим ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 названного Кодекса, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Кодекса.

Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.

В рассматриваемом случае истцом соблюдено данное требование закона, иск к собственнику имущества заявлен после разрешения судом спора о взыскании задолженности с основного должника и принятия мер по ее получению с него в порядке исполнения судебного решения.

Во исполнение требований статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации истец направил исполнительный лист в орган федерального казначейства, исполнив тем самым требования законодательства об исполнении судебных актов, предусматривающие обращение взыскание на средства федерального бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений.

Кассационная коллегия считает, что суды пришли к правомерному выводу о том, что данные действия истца достаточны для выводов о том, что основной должник не исполнил обязательства перед истцом, которым соблюдены требования статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации о предъявлении основному должнику требования по оплате, задолженность не погашена за счет денежных средств основного должника, имеются правовые основания для реализации положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации о субсидиарной ответственности.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.

Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 284 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 октября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2015 года по делу N А40-40078/14 оставить без изменения, кассационную жалобу Минобороны России — без удовлетворения.

Председательствующий судья

В.В. Кузнецов

Судьи

Н.Д. Денисова
О.И. Комарова

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *