Проведение плановой проверки соблюдения земельного законодательства

Под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, требований земельного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, осуществление государственного земельного надзора возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы.
Государственный земельный надзор осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок, а также процедуры административного обследования.
Плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом, подготовленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В ежегодные планы проведения плановых проверок включаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, являющиеся правообладателями объектов земельных отношений, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации.
Планы проведения плановых проверок согласовываются с органами прокуратуры.
Основанием для включения юридического лица, индивидуального предпринимателя, являющихся правообладателями земельных участков, в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является истечение трех лет со дня:
1)государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2017г. N 943, проведение Росреестром и его территориальными органами проверок соблюдения требований земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется с применением риск — ориентированного подхода.
Основанием для включения физического лица, являющегося правообладателем земельного участка, в ежегодный план проведения плановых проверок граждан является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки. В план проведения плановых проверок граждан включаются физические лица, являющиеся правообладателями земельных участков.
Плановые проверки проводятся в форме документарной или выездной проверки.
В процессе проведения плановой документарной проверки должностными лицами Росреестра рассматриваются документы юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина, имеющиеся в распоряжении Росреестра, в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях, материалы административного обследования объектов земельных отношений и иные документы.
Плановая выездная проверка проводится в случае, если при плановой документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении Росреестра документах юридического лица, гражданина;
2) оценить соответствие деятельности юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина обязательным требованиям.
Основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином, органом государственной власти, органом местного самоуправления выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации;
2) поступление в Росреестр (территориальный орган) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также сведений из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан;
3) выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;
4) распоряжение руководителя Росреестра (территориального органа), изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Внеплановая (выездная и документарная) проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проводится после согласования с органом прокуратуры.
Согласования с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления не требуется.
Внеплановая выездная проверка проводится в случае, если при внеплановой документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении Росреестра (территориального органа) документах юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина;
2) оценить соответствие деятельности юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина обязательным требованиям.
При проведении плановой или внеплановой выездной проверки должностные лица проводят следующие мероприятия:
1) проверяют документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина или их представителя;
2) запрашивают имеющиеся документы, подтверждающие возникновение права владения и пользования объектом земельных отношений и иные документы, относящиеся к предмету проверки;
3) осуществляют:
— обмер границ проверяемого земельного участка;
— определение местоположения характерных точек границ проверяемого земельного участка (при наличии технической возможности);
— фотосъемку.
4) устанавливают:
— фактическое использование земельного участка, его соответствие установленным для земельного участка целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенному использованию;
— соблюдение требования о приведении земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
— соответствие площади земельного участка площади, указанной в государственном кадастре недвижимости и в правоустанавливающих документах;
— соответствие местоположения характерных точек границ земельного участка сведениям об их местоположении в государственном кадастре недвижимости (в случае необходимости);
— соблюдение требования о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельного участка или приобретении его в собственность;
— действия органов местного самоуправления по соблюдению требований земельного законодательства при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
По результатам проверок инспектором проводившим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах.
В случае выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
При выявлении в ходе проведения проверки административного правонарушения в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, возбуждается дело об административном правонарушении.
К акту проверки прилагаются объяснения проверяемого лица (его представителя), на которого возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, обмер границ земельного участка, фототаблица, предписания об устранении выявленных нарушений (в случае выявления нарушений) и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Должностное лицо вручает экземпляр акта проверки с копиями приложений проверяемому лицу (его представителю) под роспись об ознакомлении.
C планами проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно ознакомиться на сайте прокуратуры РФ (http://www.ulproc.ru/). Планы проверок в отношении граждан размещается на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/).
Специалист-эксперт Межмуниципального отдела
по Сенгилеевскому и Тереньгульскому районам
Управления Росреестра по Ульяновской области
А.В. Яшенков

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, КАДАСТР И МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ

УДК 528.91:004:332

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Анастасия Леонидовна Ильиных

Ильгиз Ахатович Гиниятов

В статье предложены рекомендации по совершенствованию муниципального земельного контроля на современном этапе. Авторами обоснована необходимость анализа проблем, возникающих при осуществлении муниципального земельного контроля, и предложены возможные пути их решения. Приведены основные виды правонарушений в области муниципального земельного контроля. Сформулированы основные показатели мониторинга эффективности муниципального земельного контроля на территории муниципального образования. Обосновывается необходимость геоинформационного сопровождения осуществления муниципального земельного контроля с применением ГИС.

Ключевые слова: муниципальный земельный контроль, земельный участок, муниципальное образование, муниципальный инспектор.

IMPROVEMENT OF MUNICIPAL LAND CONTROL EFFICIENCY

Anastacia L. Ilyinykh

Ilgiz A. Giniyatov

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

the municipal unit are shown. The necessity of GIS technologies application for municipal land control is emphasized.

Key words: municipal land control, land unit, municipal unit, municipal inspector.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, земля используется и охраняется государством как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории .

Земельный контроль как правовая мера выполняет три основные функции:

а) информационную, направленную на сбор сведений о подконтрольных объектах;

б) предупредительную, направленную на предотвращение еще не начавшегося противоправного воздействия на земельные участки;

в) карательную, направленную на привлечение нарушителей земельного законодательства к юридической ответственности.

В настоящее время создание благоприятной среды проживания для жителей конкретных муниципальных образований (МО) является одним из приоритетных направлений функционирования органов местного самоуправления (ОМСУ), что, несомненно, может быть реализовано, в том числе, путем организации и осуществления муниципального земельного контроля (МЗК) .

Недостаточно разработанные теория, методология и методика осуществления муниципального земельного контроля на уровне муниципалитетов, а также недоработанность его нормативно-правового обеспечения определили актуальность темы данной статьи.

Под муниципальным земельным контролем, как правило, принято понимать деятельность ОМСУ и их должностных лиц в области земельных отношений по решению вопросов местного значения и принимаемые ими муниципальные правовые акты, а также деятельность муниципальных унитарных предприятий и учреждений. Предмет муниципального контроля — проверка использования муниципального имущества (земельных участков и объектов недвижимости), выполнения требований муниципальных правовых актов, федерального и регионального законодательства. По результатам проведенных проверок осуществляется информирование уполномоченных органов о выявленных нарушениях.

Данный вид контроля призван способствовать повышению эффективности использования земель путем устранения выявленных нарушений земельного законодательства. Данная форма контроля — действенный инструмент формирования налогооблагаемой базы каждого муниципального образования, поскольку одним из источников пополнения бюджета МО являются земельный налог и арендная плата за землю. Их законное исчисление и сбор применимы только к учтенным в государственном кадастре недвижимости земельным участкам — объектам налогообложения. Муниципальный земельный контроль, наряду с государственным земельным надзором, призван, в том числе, решать и эту фискальную задачу в преддверии введения единого налога на недвижимость в России .

Вестник СГГА, вып. 4 (28), 2014

В результате проведенного анализа нормативных правовых актов в области муниципального земельного контроля можно сделать вывод о круге регламентируемых ими вопросов. В них дается указание об органе, уполномоченном на проведение контроля, определяется предмет контроля, приводятся контрольноинспекционные полномочия должностных лиц органов муниципального управления (муниципальных инспекторов), дается порядок проведения плановых и внеплановых проверок и других контрольных мероприятий, внесудебный (досудебный) порядок обжалования решений или действий (бездействий), а также общие указания по взаимодействию с органами государственной власти .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Муниципальные инспекторы, как и государственные инспекторы по использованию и охране земель, осуществляют контроль за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, использованием земельных участков по целевому назначению и соблюдением порядка переуступки права пользования землей. При этом, в соответствии с действующим законодательством, они не наделены полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях в случае выявления вышеуказанных нарушений требований земельного законодательства, а также привлечению к административной ответственности виновных лиц.

Основные виды правонарушений в области муниципального земельного контроля представлены на рисунке.

Рис. Основные виды правонарушений в области муниципального земельного контроля

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

Безусловно, при таких нарушениях земельного законодательства, земля нуждается в защите. На органы местного самоуправления Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) и Федеральным законом от 06.10. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложены функции по осуществлению муниципального земельного контроля. Решение основных задач МЗК направлено на повышение эффективности использования земель на территории МО, и первоочередно -населенных пунктов, путем осуществления контроля за соблюдением требований земельного законодательства, а также проведения разъяснительной работы среди местного населения. При этом местное самоуправление осуществляется на всей территории России в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения .

Основной задачей МЗК является обеспечение соблюдения всеми должностными лицами, гражданами и организациями требований земельного законодательства в целях эффективного использования земельных ресурсов.

В соответствии с тем, на территории какого муниципального образования осуществляется МЗК, следует учитывать специфику его проведения. Так, на территории сельских поселений затруднено выполнение мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв, практически не соблюдается порядок проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных мероприятий, допускается длительное неиспользование земель, что в результате приводит к потере продуктивности земель и к их деградации.

В связи с исключением в 2006 г. из круга полномочий муниципальных районов вопросов земельного контроля, наметился спад эффективности действия инспекторов в данной сфере. Недостаточная компетентность служащих в сельских поселениях в совокупности с большим количеством работы не позволяет говорить об осуществлении МЗК на должном уровне .

Немаловажно учесть тот факт, что на территории городских округов при МЗК муниципальными инспекторами осуществляются мероприятия, направленные на исключение фактов нарушений в сфере землепользования и застройки на подведомственной территории .

Муниципальный земельный контроль в соответствии с ЗК РФ осуществляется только за использованием земель, полномочия по осуществлению контроля за охраной земель ОМСУ не предоставлены. Помимо этого, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) не содержит норм, уполномочивающих соответствующие органы МЗК на составление протоколов и иных актов, равно как не содержит норм, позволяющих муниципальным инспекторам применять к нарушителям земельного законодательства меры административной ответственности .

Уклонение правонарушителей от мероприятий по осуществлению МЗК, начиная с этапа проверки, является одной из острых проблем, поскольку при

Вестник СГГА, вып. 4 (28), 2014

проведении проверки муниципальные инспекторы, осуществляющие МЗК, не вправе осуществлять плановую и внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя.

На данный момент в ЗК РФ не обозначены полномочия должностных лиц местных органов власти при проведении МЗК. ЗК РФ допускает регламентирование указанных вопросов муниципальными нормативно-правовыми актами. На основании анализа местных нормативно-правовых актов по МЗК можно сделать вывод, что должностные лица, уполномоченные на осуществление МЗК (муниципальные инспекторы), имеют право:

— обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании, аренде на предмет соблюдения земельного законодательства;

— составлять по результатам проверок акты обследования земельных участков с обязательным ознакомлением собственников, владельцев, пользователей, арендаторов, а также выполнять обмеры площади земельных участков, оформлять фототаблицы;

— в случае наличия признаков нарушений земельного законодательства, передавать составленные материалы в территориальные отделы Управления Рос-реестра.

По мнению авторов, повышению эффективности осуществления МЗК будет способствовать осуществление следующих мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений :

— выполнение в полном объеме плановых проверок по соблюдению земельного законодательства;

— отдельное финансирование вопросов, связанных с осуществлением муниципального земельного контроля;

— увеличение штатной численности работников органа муниципального контроля;

— проведение документарных проверок с использованием материалов межевания земельных участков юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— своевременная подготовка проектов планов проведения плановых проверок по соблюдению земельного законодательства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

— организация и проведение профилактической работы с местным населением по предотвращению нарушений земельного законодательства путем привлечения средств массовой информации к освещению актуальных вопросов МЗК, разъяснения положений земельного законодательства;

— систематическое проведение практических семинаров по вопросам осуществления МЗК;

— взаимодействие с органами государственного земельного надзора, органами прокуратуры и иными органами и должностными лицами, чья дея-

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельность связана с реализацией функций в области земельного контроля (надзора).

В настоящее время совершенствование взаимодействия органов муниципального земельного контроля и Управления Росреестра по субъектам Федерации является одним из приоритетных направлений деятельности по выявлению и пресечению земельных правонарушений на территории городов, поселков и иных муниципальных образований .

Следует уделить внимание предотвращению нарушений со стороны муниципальных инспекторов, допускаемых к проведению проверок (ненадлежащее извещение проверяемого лица о времени и месте проведения проверки, отсутствие распоряжения о проведении проверки, несоблюдение сроков).

Эффективность муниципального земельного контроля заключается в достижении органами муниципального контроля значений показателей, характеризующих улучшение состояния исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований земельного законодательства.

Среди основных показателей мониторинга эффективности муниципального земельного контроля на территории МО выделим следующие:

— число зарегистрированных и фактически осуществляющих деятельность на территории МО юридических лиц (их филиалов и представительств) и индивидуальных предпринимателей;

— заявления о согласовании с органами прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— ежегодный план проведения плановых проверок;

— сведения об экспертах и экспертных организациях, привлекаемых органами муниципального контроля к проведению мероприятий по земельному контролю;

— распоряжения администрации МО о проведении проверок;

— документы, полученные в результате проведенных за текущий год проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе мероприятий по контролю, выполненных в процессе проверок, — акты проверок.

С нашей точки зрения, повышение эффективности МЗК, главным образом, заключается в результативности проведенных проверок, доведении их до логического завершения. При этом муниципальным инспекторам необходимо убедиться в том, что выявленное правонарушение устранено и что пользователи земельных участков соблюдают требования земельного законодательства.

Данные мониторинга эффективности МЗК могут быть использованы органом муниципального контроля при планировании и осуществлении своей деятельности, при формировании заявок на выделение необходимых финансовых средств, подготовке предложений по совершенствованию нормативноправового обеспечения контрольно-надзорных функций, улучшению координации и взаимодействия между органами государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля.

Вестник СГГА, вып. 4 (28), 2014

Кроме того, назрел вопрос о геоинформационном сопровождении осуществления муниципального земельного контроля, ведь практически вся используемая информация имеет пространственную компоненту (привязку к территории). Геоинформационные системы (ГИС) и ГИС-технологии в настоящее время не в полной мере применяются при осуществлении данного вида контроля, а также отслеживании результатов проверок. Существует портал Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), на котором представлена «Публичная кадастровая карта» с кадастровым делением территории России и детальными кадастровыми сведениями об учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участках. Но Росреестр осуществляет функции по государственному земельному надзору и в данном сервисе не реализованы функции, способствующие проведению муниципального земельного контроля. Повсеместно созданные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности функционируют только в центрах субъектов Федерации, а поселки лишены возможности оперативного доступа к данным системам и применения широкого спектра заложенных в них функций .

Как правило, функциональные органы администраций муниципальных образований уже имеют наработанные технологии и базы данных. И создавать геоинформационное сопровождение муниципального земельного контроля придется на основе существующих информационных систем (эволюционным путем). Вектором развития в данной сфере может быть Web-доступ к ГИС-серверу.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ . — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Загл. с экрана.

6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ . — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Загл. с экрана.

7. Карпик А. П. Методологические и технологические основы геоинформационного обеспечения территорий: монография. — Новосибирск: СГГА, 2004. — 260 с.

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ . — Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс». — Загл. с экрана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. О государственном земельном надзоре : постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Загл. с экрана.

15. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации . — Режим доступа: http://minfin.ru

17. Сухарев О.С. Теория эффективности экономики: монография. Второе издание, исправленное. — М.: КУРС, Инфра-М, 2014. — 368 с.

19. О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : федер. закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Загл. с экрана.

20. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Загл. с экрана.

21. Шалмина Г. Г., Межуева Т. В. Комплексная оценка земельных ресурсов // Вестник СГГА. — 2010. — Вып. 2 (13). — С. 50-59.

Получено 19.08.2014

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *