Протокольное старшинство РФ

<p>У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 21.06.2011 г. N 833 Об утверждении Положения о Протокольно-организационном управлении Президента Российской Федерации 1. Утвердить прилагаемое Положение о Протокольно-организационном управлении Президента Российской Федерации. 2. Признать утратившими силу: пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 июля 1995 г. N 661 «О руководителе протокола Президента Российской Федерации и Управлении протокола Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2638); Указ Президента Российской Федерации от 18 марта 1996 г. N 387 «Об Организационном управлении Администрации Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 13, ст. 1301); Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1996 г. N 812 «Об Управлении протокола Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 24, ст. 2870); пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 декабря 1998 г. N 1456 «О внесении изменений в отдельные указы Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 49, ст. 6012); Указ Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. N 1623 «Об утверждении Положения об Организационном управлении Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 38, ст. 3780); пункты 17 и 35 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. N 1365 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области безопасности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 47, ст. 4520); распоряжение Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 56-рп «Об Организационном отделе Администрации Президента Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 6, ст. 455). 3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 20 августа 2004 года N 1087 ____________________ УТВЕРЖДЕНО Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 1087 ПОЛОЖЕНИЕ о Протокольно-организационном управлении Президента Российской Федерации 1. Протокольно-организационное управление Президента Российской Федерации (далее — Управление) является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. 2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением об Администрации Президента Российской Федерации, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением. Положение об Управлении утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. 3. Основными задачами Управления являются: протокольно-организационное обеспечение визитов за рубеж и поездок в субъекты Российской Федерации Президента Российской Федерации и его супруги; протокольно-организационное обеспечение мероприятий с участием Президента Российской Федерации и его супруги в ходе визитов в Российскую Федерацию представителей иностранных государств и международных организаций; протокольно-организационное обеспечение массовых и иных мероприятий, проводимых с участием или по поручению Президента Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации; участие в организационном обеспечении мероприятий, проводимых самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, а также мероприятий, проводимых совещательными и консультативными органами при Президенте Российской Федерации. 4. Основными функциями Управления являются: подготовка во взаимодействии с другими самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации проектов распоряжений Президента Российской Федерации, проектов распоряжений Администрации Президента Российской Федерации и проектов иных документов, необходимых для протокольно-организационного обеспечения мероприятий с участием Президента Российской Федерации и его супруги; участие в подготовке проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, проектов распоряжений Администрации Президента Российской Федерации по вопросам, касающимся деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации; согласование проектов распоряжений Президента Российской Федерации, проектов распоряжений Администрации Президента Российской Федерации и проектов иных документов, необходимых для протокольно-организационного обеспечения мероприятий, проводимых по поручению Президента Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации; участие в приеме в Российской Федерации подготовительных и передовых групп, осуществляющих организацию и обеспечение визитов представителей иностранных государств и международных организаций, в ходе которых планируются мероприятия с участием Президента Российской Федерации и его супруги; подготовка программ мероприятий с участием Президента Российской Федерации и его супруги, осуществляемых в ходе визитов в Российскую Федерацию представителей иностранных государств и международных организаций, координация деятельности по выполнению этих программ; координация деятельности по формированию и направлению подготовительных и передовых групп, осуществляющих организацию и обеспечение визитов за рубеж и поездок в субъекты Российской Федерации Президента Российской Федерации и его супруги, руководство такими группами; подготовка программ визитов за рубеж и поездок в субъекты Российской Федерации Президента Российской Федерации и его супруги, координация деятельности по выполнению этих программ; согласование форматов мероприятий с участием Президента Российской Федерации и его супруги; информирование в пределах своей компетенции заинтересованных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и должностных лиц о характере мероприятий с участием Президента Российской Федерации и его супруги; протокольно-организационное обеспечение представления Президенту Российской Федерации дипломатического корпуса, аккредитованного в г. Москве, а также церемонии вручения верительных грамот послами иностранных государств; участие в согласовании вопросов о месте проведения и программе массовых мероприятий с участием Президента Российской Федерации и его супруги; координация работы переводчиков при проведении мероприятий с участием Президента Российской Федерации и его супруги, а также с участием руководства Администрации Президента Российской Федерации; разработка предложений о совершенствовании протокола Президента Российской Федерации и основных положений государственной протокольной практики Российской Федерации, изучение и обобщение международной протокольной практики; архивирование материалов, касающихся мероприятий с участием Президента Российской Федерации и его супруги; протокольно-организационное обеспечение мероприятий с участием Руководителя Администрации Президента Российской Федерации; участие в подготовке проектов решений Президента Российской Федерации по использованию территории Московского Кремля, включая Государственный Кремлевский Дворец и Красную площадь, для проведения массовых мероприятий по поручению Президента Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации; планирование распределения помещений для проведения мероприятий в комплексе зданий на Старой площади; паспортно-визовое обеспечение работников Администрации Президента Российской Федерации, выезжающих в служебные командировки за рубеж для организации и обеспечения визитов Президента Российской Федерации и его супруги; формирование и использование подарочного фонда Президента Российской Федерации; взаимодействие с Федеральной службой охраны Российской Федерации и самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения пропускного режима в комплексе зданий на Старой площади; подготовка по поручению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации планов организационных мероприятий, проводимых Администрацией Президента Российской Федерации. 5. Управление для осуществления своих задач и функций имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц; пользоваться банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти; привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе; взаимодействовать с представителями иностранных государств, государственными органами этих государств в сфере иностранных дел, с представителями международных организаций, а также с иностранными представительствами в Российской Федерации. 6. Управление при реализации своих функций взаимодействует с Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, аппаратами Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, а также с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 7. Информационное, документационное, правовое, материально-техническое, транспортное обеспечение деятельности Управления, а также социально-бытовое обслуживание его работников осуществляют Управление делами Президента Российской Федерации и соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации. 8. Руководство деятельностью Управления осуществляет начальник Протокольно-организационного управления Президента Российской Федерации (далее — начальник Управления), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. 9. Начальник Управления имеет заместителей начальника Управления. 10. Начальник Управления: распределяет должностные обязанности между заместителями начальника Управления, референтами и начальниками департаментов; вносит предложения о заключении от имени Администрации Президента Российской Федерации договоров с научно-исследовательскими организациями и специалистами на проведение работ по вопросам, находящимся в ведении Управления; издает распоряжения по вопросам работы Управления. 11. Начальник Управления несет ответственность за выполнение задач, возложенных на Управление. 12. Заместители начальника Управления, референты, начальники департаментов несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с утверждаемым начальником Управления распределением должностных обязанностей. ____________ </p>

Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации — утверждены Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2004 г. № 1183.
Раздел V. Протокольное старшинство при проведении в Российской Федерации официальных мероприятий
1. Президент Российской Федерации.
2. Председатель Правительства Российской Федерации.
3. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Лица, занимавшие должность Президента Российской Федерации.
6. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации.
7. Председатель Верховного Суда Российской Федерации.
8. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
9. Генеральный прокурор Российской Федерации.
10. Патриарх Московский и всея Руси.
11. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации.
12. Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации.
13. Заместители Руководителя Администрации Президента Российской Федерации — помощники Президента Российской Федерации.
14. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
15. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации
16. Лица, занимавшие должность Председателя Правительства Российской Федерации.
17. Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
18. Заместители Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместители Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
19. Помощники Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента Российской Федерации, пресс-секретарь Президента Российской Федерации.
20. Федеральные министры.
21. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
22. Председатель Центрального банка Российской Федерации.
23. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах.
24. Руководители федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных министров), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
25. Председатель Счетной палаты Российской Федерации.
26. Президент Российской академии наук.
27. Руководители депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, председатели комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации.
28. Советники Президента Российской Федерации.
29. Руководители федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных министров), руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных федеральным министерствам.
30. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
31. Чрезвычайные и полномочные послы Российской Федерации в иностранных государствах, постоянные представители Российской Федерации при международных организациях.
32. Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
33. Постоянные члены Священного синода Русской православной церкви, руководители других конфессий — члены Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.
34. Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации, кавалеры орденов Святого апостола Андрея Первозванного, Святого Георгия, лица, удостоенные звания Героя Российской Федерации, кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, не занимающие должностей, указанных в настоящем Протокольном старшинстве.
35. Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первый заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, первые заместители Председателя Центрального банка Российской Федерации.
36. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, заместители Председателя Центрального банка Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации.
37. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
38. Лица, замещающие высшие должности федеральной государственной службы, председатели совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации.
39. Руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
40. Аудиторы Счетной палаты Российской Федерации.
41. Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, не занимающие должностей, указанных в настоящем Протокольном старшинстве.
Применительно к поездкам Президента Российской Федерации в субъекты Российской Федерации. В иных случаях занимают позицию после пункта 28 в порядке перечисления субъектов Российской Федерации в Конституции Российской Федерации.
Применительно к мероприятиям должностной сферы ведения занимают позицию после пункта 13.
Министр иностранных дел Российской Федерации применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам, занимает позицию после пункта 12, иные федеральные министры применительно к мероприятиям должностной сферы ведения занимают позицию после пункта 15.
Применительно к поездкам Президента Российской Федерации в федеральные округа занимают позицию после пункта 13.
Применительно к мероприятиям должностной сферы ведения занимают позицию после пункта 15.
Применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам, занимают позицию после пункта 19.

Протокольное старшинство при проведении в Астраханской области официальных мероприятий

1. Губернатор Астраханской области

2. Председатель Думы Астраханской области

3. Вице-губернатор – председатель Правительства Астраханской области

4. Лица, занимавшие должность Губернатора Астраханской области

5. Председатель Астраханского областного суда

6. Председатель Арбитражного суда Астраханской области

7. Прокурор Астраханской области

8. Архиепископ Астраханский и Енотаевский

9. Руководитель администрации Губернатора Астраханской области

10. Главный федеральный инспектор по Астраханской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе

11. Заместители председателя Правительства Астраханской области

12. Заместитель Председателя Думы Астраханской области

13. Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

14. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

15. Глава муниципального образования «Город Астрахань»

16. Заместители руководителя администрации Губернатора Астраханской области, начальник протокольно-организационного управления администрации Губернатора Астраханской области, начальник управления пресс-службы и информации администрации Губернатора Астраханской области

17. Министры Астраханской области*

18. Председатель избирательной комиссии Астраханской области

19. Начальник главного управления Центрального банка Российской Федерации по Астраханской области

20. Руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации **

21. Начальник Астраханского военного гарнизона

22. Председатели комитетов Думы Астраханской области

23. Советники Губернатора Астраханской области

24. Главы муниципальных районов и городских округов Астраханской области

25. Руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, агентств и служб, подведомственных федеральным министерствам

26. Уполномоченный по правам человека в Астраханской области

27. Руководители религиозных конфессий на территории Астраханской области

28. Заместители председателей комитетов Думы Астраханской области

29. Депутаты Думы Астраханской области

30. Кавалеры орденов Святого апостола Андрея Первозванного, Святого Георгия, лица, удостоенные звания Героя Российской Федерации, кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством», не указанные в настоящем протокольном старшинстве

31. Первые заместители, заместители председателя Астраханского областного суда, Арбитражного суда Астраханской области, прокурора Астраханской области, начальника главного управления Центрального банка Российской Федерации по Астраханской области

32. Судьи Астраханского областного суда, Арбитражного суда Астраханской области

33. Лица, замещающие высшие должности государственной гражданской службы Астраханской области, председатели совещательных органов при Губернаторе Астраханской области и координационных органов при Правительстве Астраханской области

34. Председатели представительных органов муниципальных образований Астраханской области

35. Кавалеры ордена «За заслуги перед Астраханской областью», не занимающие должностей, указанных в настоящем протокольном старшинстве.

36. Супруга (супруг) имеет старшинство мужа (жены)

*Министр международного сотрудничества Астраханской области применительно к мероприятиям, относящимся к международным и межрегиональным контактам, занимает позицию после пункта 7, иные министры Астраханской области применительно к мероприятиям должностной сферы ведения занимают позицию после пункта 9.

** Применительно к мероприятиям должностной сферы ведения занимают позицию после пункта 9.

Действующая российская протокольная практика основывается на исторических традициях российской государственности и дипломатической службы. Правила дипломатического протокола формировались на протяжении длительного исторического периода и впоследствии стали нормой межгосударственных отношений. Вместе с тем именно в протоколе находят отражение современные тенденции развития общества и мировой политики.

Протокол в эпоху Ивана Грозного

История протокола в России уходит корнями в XVI век, когда в 1549 г. царем Иваном Грозным было учреждено первое внешнеполитическое ведомство государства российского, получившее название Посольский приказ. На него были возложены общее руководство внешней политикой страны и вся текущая дипломатическая работа, в том числе отправка русских миссий за границу и прием иностранных представительств.

Послами назначались люди, пользовавшиеся доверием царя и Боярской думы. Посланники же были преимущественно из числа дворян и дьяков и посылались по менее важным делам.

Иностранные посольства, прибывавшие в Россию, находились на полном государственном обеспечении русских властей. Послы считались гостями государя. С 1549 по 1559 гг. Москву посетило 32 посольства иностранных государств. Обслуживали их пребывание специальные чины Посольского приказа.

Особым действом считался въезд иностранного посла в Москву. Посольский поезд во главе с «болшим» послом и процессия «встречников» съезжались в установленном месте. Обычно иностранных послов встречали приставы с небольшой свитой, которые обеспечивали им охрану, снабжение и ночлег. Общение приставов с послами проводилось с целью сбора сведений о внутреннем положении той страны, которую представляло то или иное посольство, а также о намерениях и полномочиях послов. Приставы поддерживали постоянную связь с Посольским приказом и сообщали ему собранные сведения.

Посольское шествие на аудиенцию к государю обставлялось с еще большей торжественностью, чем въезд в столицу. Через несколько дней после первой аудиенции проводилась вторая — царь сообщал послам, что он ознакомился с содержанием «верющей грамоты» и объявлял, какие бояре назначены «в ответ».

В своей книге «История Государства Российского» Н.М.Карамзин пишет, что еще в далеком 1553 г. произошла первая встреча русских с англичанами. Иван Грозный устроил им тогда пышный прием, показав богатство и величие Руси. Золотая посуда, золотые одежды и трон государя произвели на гостей грандиозное впечатление — англичане были поражены пышностью и богатством.

Протокол в XVII веке

Некоторые древние посольские обычаи оставались неизменными вплоть до конца XVII столетия. Так, двусторонние договоры по-прежнему скреплялись присягой, крестным целованием и приложением печати.

Во второй половине XVII века в Москве появились постоянные иностранные дипломатические представители. Первое упоминание о «посольском посланнике» относится к 1673 году. В 1702 г. в посольских списках значатся уже шесть резидентов «чужестранных государей»: датский, прусский, польский, баварский, сербский и валашский.

В XVII веке перемены в протоколе стали заметнее. Посольский этикет постепенно приближался к дипломатическому церемониалу. По мере укрепления на престоле династии Романовых он развивался в сторону усиления зрелищной составляющей — церемонии становились все более пышными.

Протокол в период царствования Петра I и Елизаветы I

При Петре I Посольский приказ был переименован в Посольскую походную канцелярию, а в 1720 году — в Государственную Коллегию иностранных дел. Коллегия управлялась государственным канцлером или министром иностранных дел.

Именно в эпоху Петра I в России были утверждены новые нормы протокола, приближенные к западным стандартам. Так, в 1717 г. появилось первое печатное пособие по вопросам этикета «Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению». В 1722 г. Петр I утвердил указ о чинах русских дипломатических представителей при иностранных дворах — высшим чином для российского дипломата стал ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.

Дальнейшее развитие российский протокол получил в период пребывания у власти Елизаветы I. В 1744 г. был утвержден общегосударственный акт, получивший название «Церемониал о послах чужестранных государей при императорском всероссийском дворе». В нем был детально описан порядок приема иностранных послов, привилегии и иммунитеты, учет принципа взаимности, правила нанесения визитов и вручения «верющих грамот». За соблюдением всех вышеперечисленных норм следил Церемониальный департамент во главе с обер-церемониймейстером.

Протокол в XIX-начале XX века

В 1815 г. на Венском конгрессе был определен класс глав диппредставительств: послы, посланники и поверенные в делах. Помимо этого, была упорядочена система протокольного старшинства.

В 1827 г. был издан свод протокольных правил «Высочайше утвержденные этикеты при Императорском российском дворе».

Новые структурные изменения нашли свое отражение в документе «Учреждение Министерства иностранных дел» (пришедшем на смену упраздненной Коллегии иностранных дел), утвержденном императором Николаем I в 1846 году. Возглавлял МИД государственный канцлер или вице-канцлер, при нем состояли советники Министерства и чиновники особых поручений. Церемониальный департамент был переименован в Церемониальную экспедицию. В 1838-1846 гг. данное подразделение функционировало как Департамент церемониальных дел, а в 1846-1856 гг. получило название Экспедиция церемониальных дел.

К 1913 г. в России существовала разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств. Если в 1758 г. в мире действовало 11 российских загранучреждений, в 1868 г. — 102, в 1897 г. — 147, в 1903 г. — 173, то к началу Первой мировой войны Россия поддерживала дипотношения уже с 47 странами и имела более 200 представительств за рубежом.

История протокола в советский довоенный период

К 20-м гг. XX века международные протокольные нормы широко использовались в российской дипломатической службе. Визиты вежливости иностранных дипломатов официальным лицам страны пребывания являлись достаточно распространенной практикой среди дипкорпуса в Москве.

Примечательно, что с 1921 г. иностранным дипломатам стали выдаваться дипломатические карточки. В 1937 г. была утверждена инструкция Народного комиссариата иностранных дел (НКИД) СССР «О порядке прописки членов дипломатического корпуса в СССР и сотрудников иностранных посольств и миссий», которая регулировала вопросы регистрации дипломатов и членов персонала диппредставительств.

В 1924 г. Постановлением Президиума ЦИК Протокольный отдел НКИД выработал общую линию по вопросам взаимодействия с иностранными диппредставителями.

Протокол в период Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны советская сторона уделяла повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности дипкорпуса. Оказывалась необходимая помощь в строительстве собственных бомбоубежищ на территории диппредставительств.

Несмотря на все тяжбы войны и бытовые неурядицы, продолжалась активная дипломатическая работа. Развивались отношения между странами антигитлеровской коалиции, в Москву приезжали многочисленные иностранные делегации, в том числе на самом высоком уровне, что требовало тщательного соблюдения всех протокольных формальностей. Главы иностранных диппредставительств на постоянной основе поддерживали контакты с советским руководством.

Протокол в послевоенный период

Начиная с середины 50-х гг., представительской работе с иностранными делегациями в Москве стало уделяться значительно больше внимания. По линии территориальных отделов МИД активно организовывались совместные мероприятия с посольствами. Наряду с официальными завтраками и обедами практиковалось совместное посещение театров, концертов, выставок, экскурсии, коллективные выезды за город и другие мероприятия.

В период пребывания у власти Н.С.Хрущева в 50-60-е гг. становится обязательной практика протокольных визитов советским руководителям, организации банкетов в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца с исполнением государственных гимнов и концертами мастеров искусств, а также официальные посещения спектаклей в Большом театре.

К началу 60-х гг. был представлен новый церемониал вручения верительных грамот, который предусматривал обмен речами с их переводом на русский и иностранный языки. Протокольный отдел МИД составил подробную памятку о «порядке аккредитования в СССР главы иностранного дипломатического представительства в ранге посла или посланника». Этот церемониал вручения верительных грамот сохранялся с некоторыми изменениями практически вплоть до появления поста Президента в 1990 году.

18 апреля 1961 г. была подписана «Венская конвенция о дипломатических сношениях», которая стала результатом многолетней работы комиссий и комитетов ООН по кодификации посольского права. Этот основополагающий документ, без сомнения, можно назвать «кодексом дипломатической жизни».

В 1976 г. Министерством иностранных дел были разработаны Основные положения протокольной практики СССР. Согласно данному документу, именно на Протокольный отдел МИД возлагались функции единого государственного протокола в стране. Были установлены единые правила приема иностранных делегаций и проведения протокольных мероприятий. Визиты глав государств, правительств и мининдел стали подразделяться на официальный, деловой, неофициальный и визит проездом.

В 60-70-е гг. Протокольным отделом было инициировано предложение ввести в советский протокол такую норму, как направление коллективного поздравления дипкорпуса главе государства по случаю национального праздника и особо торжественных юбилейных дат.

Период перестройки в протокольном плане был отмечен значительными преобразованиями. Так, в 1989 г. Протокольный отдел МИД был переименован в Управление государственного протокола, а затем в Службу государственного протокола. После избрания М.С.Горбачева на пост Президента СССР в 1990 г. в рамках Управления делами Президента был создан Протокольный отдел. Данное нововведение стало, по сути, историческим событием, с учетом того, что до этого всеми вопросами протокола на государственном уровне ведал исключительно МИД СССР.

Протокол в современной России

В начале 1995 г. Служба государственного протокола была преобразована в Департамент государственного протокола и в том же году утверждено положение о ДГП. Таким образом, задачи и функции Департамента, сфера его компетенции, права и обязанности получили законодательное оформление.

Современная российская протокольная практика приема зарубежных государственных деятелей на высшем и высоком уровне определяется Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2004 года. Данный документ не только регулирует проведение мероприятий по приему высоких иностранных гостей, но и определяет протокольное старшинство официальных должностных лиц.

На настоящем этапе ДГП активно проводит информационную работу по актуальным вопросам, входящим в компетенцию Департамента, осуществляет аккредитацию дипломатических и административно- технических сотрудников посольств иностранных государств в Российской Федерации. Важнейшей частью повседневной деятельности ДГП также является взаимодействие с аккредитованным в Москве дипкорпусом по различным направлениям.

В наши дни в дипломатическом протоколе все более четко прослеживается тенденция демократизации протокольных норм — на передний план выходят компоненты делового порядка и политическая целесообразность того или иного протокольного мероприятия. Современный российский дипломатический протокол приводит действующие правила и нормы в полное соответствие с политическими реалиями международной жизни.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ — совокупность общепринятых в международной практике правил дипломатического протокола и этикета, почтительности и уважения, добровольно соблюдаемых государствами в межгосударственных деловых и общегражданских отношениях.

Пра­ви­ла международной вежливости в со­че­та­нии с нор­ма­ми ме­ж­ду­на­род­но­го пра­ва при­ме­ня­ют­ся при при­зна­нии но­вых го­су­дарств и пра­ви­тельств, ус­та­нов­ле­нии ди­пло­ма­тических от­но­ше­ний, на­зна­че­нии глав ди­пло­ма­тических пред­ста­ви­тельств, вру­че­нии ве­ри­тель­ных гра­мот, осу­ще­ст­в­ле­нии ди­пло­ма­тических ви­зи­тов, про­ве­де­нии бе­сед и пе­ре­го­во­ров, ди­пло­ма­ти­че­ской и лич­ной пе­ре­пис­ке, под­пи­са­нии до­го­во­ров, ор­га­ни­за­ции ди­пло­ма­тических приё­мов, ор­га­ни­за­ции встреч и про­во­дов официальных де­ле­га­ций, со­зы­ве и про­ве­де­нии ме­ж­ду­народных кон­фе­рен­ций, про­ве­де­нии раз­лич­но­го ро­да празд­нич­ных и тра­ур­ных ме­ро­прия­тий и т. п.

На ос­но­ве норм международной вежливости го­су­дар­ст­ва ус­та­нав­ли­ва­ют льго­ты отдельным ка­те­го­ри­ям лиц (например, ди­пло­ма­там) в та­мо­жен­ной и на­ло­го­вой об­лас­тях и др. Нор­мы и пра­ви­ла международной вежливости при­ме­ня­ют­ся на на­ча­лах вза­им­но­сти или по же­ла­нию го­су­дар­ст­ва (например, нор­мы ди­пло­ма­тического про­то­ко­ла пред­пи­сы­ва­ют обя­за­тель­ность от­ве­та на при­слан­ные но­ту, ви­зит­ную кар­точ­ку, пре­зент, по­здрав­ле­ние, при­гла­ше­ние на при­ём и т. п.). В ос­но­ве норм и пра­вил международной вежливости ле­жит стро­гое и без­ус­лов­ное со­блю­де­ние обы­ча­ев и пра­вил стра­ны пре­бы­ва­ния, её за­ко­но­да­тель­ст­ва и ус­та­нов­лен­ных по­ряд­ков.

Нор­мы и пра­ви­ла международной вежливости не об­ла­да­ют юри­дической си­лой, не яв­ля­ют­ся обя­за­тель­ны­ми для уча­ст­ни­ков ме­ж­ду­народных от­но­ше­ний. Не­со­блю­де­ние или на­ру­ше­ние норм и пра­вил международной вежливости не вле­чёт за со­бой ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вой от­вет­ст­вен­но­сти и при­ме­не­ния ре­тор­сий, ре­прес­са­лий и др. её форм. Од­на­ко не­со­блю­де­ние норм международной вежливости мо­жет вы­звать от­вет­ную ре­ак­цию, например, в фор­ме про­тес­та или от­вет­ных дей­ст­вий не­га­тив­но­го ха­рак­те­ра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *