Простой вагонов

Введение платы за простой вагонов на путях общего пользования

Как говорится в пояснительной записке к нормативному акту (имеется в распоряжении редакции ИА РЖД-Партнер.ру.), это необходимо для «совершенствования рыночных механизмов на железнодорожном транспорте». В частности, внесение подобных поправок в Устав железнодорожного транспорта РФ было предусмотрено еще «Планом мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2006–2010 гг.», утвержденным распоряжением правительства РФ № 1094-р от 10.08.2006 г.

Работа над поправками продолжалась несколько лет – дольше, чем ожидалось. После многочисленных согласований 12 ноября 2013 г. законопроект Госдумой был принят в первом чтении.

Однако в марте текущего года появился новый пакет замечаний. Правда, в ноябре многие из них были отклонены Комитетом по транспорту Госдумы, чтобы не перегружать нормативный акт излишней детализацией, следует из приложения № 2 к законопроекту.

Основной задачей внесения поправок ставилось просто «закрепить принцип платности занятия путей общего пользования сверх нормативного времени» и тем самым «усилить ответственность пользователей услугами железнодорожного транспорта за обеспечение своевременной уборки с путей общего пользования порожних вагонов после выгрузки», говорится в пояснительной записке.

Итак, операторы должны заплатить владельцу инфраструктуры, если их подвижной состав займет пути общего пользования более суток сверх нормативных сроков, и эта задержка произошла не по вине ОАО «РЖД».

Среди других существенных поправок можно отметить право отказа грузоотправителей от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретного груза. «При этом вагоны, контейнеры, признанные непригодными для перевозки груза, из числа поданных вагонов, контейнеров исключаются, и плата за пользование ими не взимается», указывается в тексте законопроекта. Замена указанных вагонов, контейнеров обеспечивается грузоотправителем на основании соответствующего договора. В этом случае перевозчик за невыполнение заявки освобождается ответственности, за исключением случаев, если техническая неисправность указанных вагонов, контейнеров произошла по вине перевозчика.

Еще один существенный момент: плата взимается также с владельцев вагонов, контейнеров за время их нахождения на железнодорожных путях общего пользования в ожидании переадресовки, только если решение по этому поводу принимает владелец вагона, груза, контейнера. А если причины переадресовки зависят от перевозчика, то в оплачиваемое время простой в ожидании распоряжений не включается.

Эти и ряд других принимаемых изменений поможет эффективнее добиваться «своевременного и бесперебойного обеспечения потребностей экономики в перевозках», уточняется в пояснительной записке к законопроекту.

Александр Солнцев

Давайте вначале разберем, что такое сверхнормативный простой вагонов?! Это норма, которая предусмотрена Сторонами в «Договоре на оказание услуг по предоставлению вагонов». Как правило это технологическое время нахождения вагонов под грузовыми операциями (погрузка/разгрузка), но это не исключение. Можно предусмотреть сверхнормативный простой по «брошенным поездам», «не прием вагонов грузополучателем ввиду занятости путей необщего пользования» и иные условия.

Данные положение не нужно путать с простоем вагонов на путях перевозчика (ОАО «РЖД»).

На основании разъяснений Минтранса России и ФНС под услугами операторов подразумеваются: «Услуги по подаче (предоставлению) под погрузку собственного, арендованного и/или принадлежащего на ином законном основании железнодорожного подвижного состава оказываются, в частности, операторами железнодорожного подвижного состава или иными юридическими лицами».

В силу п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг Исполнитель обязуется по Заданию Заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.

А ведь именно к данной норме относится договор предоставления и/или пользования подвижным составом (вагонами).

Договором вы можете предусмотреть на основании каких документов будет производиться сверхнормативный простой вагонов. В качестве подтверждения нахождения сверхпростоя вагонов могут быть: «транспортная железнодорожная накладная, в том числе из АС ЭТРАН», справка о дислокации вагонов ГВЦ ОАО «РЖД», «информационные отчеты экспедиторов», «ведомости подачи и уборки вагонов», «памятки приемосдатчика».

Что делать если нет данных о нарушении сроков нахождения вагонов под грузовыми операциями?

1. Запросите данные в ГВЦ ОАО «РЖД» с указанием номеров вагонов и интересующего периода;

2. Можно приложить данные из АС ЭТРАН (в том числе квитанции о приеме груза);

3. Можно также сослаться на акты общей формы, если они идентифицируют даты нахождения вагонов;

4. Хорошим доказательством могут служить ведомости подачи и уборки вагонов;

5. Также можно приложить памятки приемосдатчика;

6. Можно привлечь уже на стадии судебного производства в качестве третьего лица ОАО «РЖД» для предоставления железнодорожных транспортных накладных.

И надо помнить, если вы договором установили факт взыскания платы сверхнормативного простоя в виде неустойки, но не оговорили какими документами будет подтверждаться, то по Вашему требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков на основании положений статьи 330 Гражданского кодекса РФ.

Также не забудьте соблюсти претензионный порядок. Составьте претензию и отправьте по юридическому адресу «Должника» или по адресу, который вы предусмотрели в договоре пользования или предоставления вагонов.

Транспортные юристы желают удачи в разрешении Вашего спора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *