Профстандарт заместителя главного бухгалтера

Главная памятка: сближение

Сразу скажем, что отечественное законодательство отдельно вообще никак не регулирует вопрос об объеме и составе полномочий, необходимых качествах заместителя главного бухгалтера. Образец должностной инструкции этого специалиста может быть фактически любым. Однако это лицо замещает третьего человека в компании – главбуха. Особенно в периоды отсутствия последнего на рабочем месте. Поэтому на практике должностную инструкцию заместителя главного бухгалтера максимально приближают к аналогичному документу главбуха.

Также см. «Должностная инструкция для главного бухгалтера».

Оба этих документа должны хорошо коррелироваться между собой, поэтому при внесении коррективов в один – не забудьте про инструкцию второго специалиста.

Безусловно, на зама главбуха как фактически четвертое лицо в компании после руководителя и его заместителя (замов) тоже ложатся все вопросы учета. Среди них:

  • разработка учетной политики;
  • ведение бухучета;
  • составление вовремя полноценной бухгалтерской отчетности;
  • вопросы налогового учета и отчетности;
  • оперативная помощь главному бухгалтеру.

Таким образом, требования, которые закон и начальство предъявляют к главбуху, должны найти свое отражение и в образце должностной инструкции заместителя главного бухгалтера.

Это также внутренний документ, который гендиректор должен утвердить своим распоряжением. Его наличие позволит не только понимать заместителю главбуха круг своих обязанностей и ответственности, но и может стать ключевым основанием для разрыва контракта с этим специалистом. Данный порядок един, как в отношении должностной инструкции заместителя главного бухгалтера какого-нибудь ООО, так и для инструкции зама в бюджетном учреждении.

Далее можно должностной инструкции заместителя главного бухгалтера в виде ее основных структурных элементов. Он максимально приближен к профстандарту этой профессии.

Основные требования к заместителю главного бухгалтера

Основные требования к кандидатам на должность заместителя главного бухгалтера касаются профессиональных навыков соискателя и имеющегося образования. Обычно к заместителям предъявляются те же требования, что и к основным специалистам-руководителям. Так, согласно ст. 7 закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011, главный бухгалтер должен иметь высшее экономическое образование и не менее чем 5-летний трудовой стаж, сопряженный с ведением бухучета. В отношении заместителя требования по усмотрению работодателя могут быть снижены, но их смягчение, как правило, касается только стажа.

Также среди требований обычно упоминается, что претендент на должность заместителя главбуха должен знать:

  • законодательство о бухгалтерском учете;
  • основы гражданского, финансового и налогового законодательства;
  • методические, нормативные документы и инструкции по вопросам организации бухучета и формированию отчетности;
  • правила проведения инвентаризации, проверок и документальных ревизий;
  • порядок оформления бухгалтерских операций;
  • внутренние документы организации;
  • основы трудового законодательства.

Помимо вышеуказанного требования работодателей в отношении кандидатов на должность зама главбуха могут включать дополнительные знания и умения претендента. К примеру, работа современного бухгалтера невозможна без применения компьютера, поэтому в список требований может быть добавлен опыт работы с определенной бухгалтерской программой. Некоторые организации заявляют в своих требованиях также знание иностранного (как правило, английского) языка.

Ориентир на профстандарт

По умолчанию организация сама решает, чего требовать от лица на должности заместителя главного бухгалтера. При этом она отталкивается от своей:

  • сферы деятельности;
  • масштаба (например – малый бизнес, «спецрежимник», ООО средней руки);
  • внутреннего устройства;
  • штатной численности;
  • механизма управления и др.

Имейте в виду: на сегодня уже недостаточно просто скачать должностную инструкцию заместителя главного бухгалтера. Но мы решили для вас эту проблему. Теперь при наполнении должностной инструкции заместителя главного бухгалтера образца 2019 года обязанностями и прочим компания периодически должна соотносить это с профессиональным стандартом «Бухгалтер». Он утвержден в конце 2014 года приказом Минтруда № 1061н. Но когда именно? А когда к трудовой функции главбуха требования к квалификации (речь только о ней!) предъявляет:

  1. Трудовой кодекс РФ;
  2. другие федеральные законы;
  3. иные нормативные документы РФ.

Только в этом случае нужно иметь в виду данный профстандарт. Тогда должностная инструкция заместителя главного бухгалтера c требованиями к квалификации из профстандарта станет правильным решением. Также см. «Профстандарт бухгалтера: как и зачем его применять».

Напомним, что этом профстандарте упомянута должность только главного бухгалтера. А в основном речь идет о бухгалтере в общем смысле. Кроме того, Закон о бухучете приравнивает к главбухам лиц, на которых тоже возложено ведение бухучета. Значит, когда закон говорит о главбухе, подразумевает и его заместителя. Вот показательный пример из этого закона:

В Законе о бухучете ничего не сказано об умениях и знаниях заместителя главбуха. Следовательно, то, про прописано на этот счет в профстандарте, не обязательно включать в образец должностной инструкции заместителя главного бухгалтера.

Имейте в виду: абсолютно любая организация может в качестве ориентира брать профстандарт «Бухгалтер» при разработке своих требований к заместителю главбуха в части опыта, навыков, умений и т. п. В законодательстве по этому поводу ограничений нет.

Нельзя не отметить, что применение на практике нового профстандарта уже начало вызывать множество вопросов. Главный – когда можно и когда нужно его применять. Минтруд периодически старается снимать спорные моменты.

СОВЕТ
Обратите внимание на Квалификационный справочник должностей служащих, утвержденный постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37. Он подскажет, как грамотно подбирать и эксплуатировать трудовые ресурсы. Этот документ тоже универсален и рекомендован всем – от частного бизнеса до госсектора. Например, при составлении должностной инструкции заместителя главного бухгалтера школы.

Далее представлена конкретная должностная инструкция заместителя главного бухгалтера на основе профстандарта. Скачайте образец должностной инструкции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как применяются профстандарты для бухгалтерии?

Ответ на вопрос:

Перевод оформлять не нужно.

Профстандарт на бухгалтера, действительно, не содержит такого наименования должности как «заместитель главного бухгалтера».

При этом согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 12.02.2014) в Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей.

Для заместителя главбуха обязательных требований к квалификации на нормативном уровне не установлено, в связи с чем к нему не обязательно применять профстандарт. Но Вы вполне можете применять в отношении данного работника профстандарт на бухгалтера.

Отметим, что с введением профстандартов квалификационные справочники не отменены: см. письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253.

Дополнительно укажем на порядок применения профстандартов.

По общему правилу, названия должностей, требования к квалификации работодатель определяет по собственному усмотрению.

Но если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий, требования к квалификации должны соответствовать квалификационным справочникам, профстандартам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Это указано в ст. 57 ТК РФ.

Это правило касается:

1. Сотрудников, которые трудятся во вредных условиях труда;

2. Педагогических, медицинских работников, «северных» сотрудников и других, у кого есть право на льготную пенсию: http://1kadry.ru/#/document/117/18147/?step=36;

3. Любых других сотрудников, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

Отметим, что такое положение дел было и раньше, только отсутствовало указание на применение профстандартов, наряду с ЕКС.

Следует отметить, что произвольное наименование должностей может создать для любой организации определенные сложности. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» каждая организация обязана провести специальную оценку условий труда своих работников. Это касается всех организаций независимо от их вида, организационно-правовой формы, формы собственности. При проведении специальной оценки необходимо будет отразить не только наименование должности, но и ее код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (п. 2 ст. 18 Закона), а если должность не предусмотрена ни одним из ЕКС, то исполнить данное требование Вам будет сложно. По представлению организации, проводящей специальную оценку условий труда, вероятнее всего, придется переименовывать соответствующую должность.

Квалификационные справочники в связи с введением профстандартов не отменены, и Вы можете ими пользоваться также, как и профстандартами, а в случае отсутствия профстандарта – продолжать пользоваться ЕКС в целях определения наименования должности и требований к квалификации сотрудников. В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходит в течение достаточно длительного периода.

См. также по данному вопросу: ПИСЬМА МИНТРУДА РФ от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253, от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253.

Согласно Федеральному закону от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» профстандарты будут обязательными лишь частично (в том числе и для работодателей – коммерческих организаций).

Поправки касаются применения профессиональных стандартов.

Уточняется понятие профстандарта. Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

В настоящее время проф. стандарт или единый квалификационный справочник применять обязательно, если в соответствии с Трудовым Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

С 1 июля 2016 г. вводится обязанность применения работодателями профстандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если эти требования установлены законодательством или нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Так, требования к квалификации, в частности, установлены в отношении следующих категорий работников:

  • авиационного персонала, экипажей воздушных судов (ст. 53, 56, 57 Воздушного кодекса РФ);
  • адвокатов (ст. 9 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ);
  • аудиторов (ст. 4, 11 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • водителей организаций, которые осуществляют перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом (приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287);
  • врачей-психиатров, иных специалистов и медработников по оказанию психиатрической помощи (ст. 19 Закона от 2 июля 1992 г. № 3185-1);
  • главных архитекторов (ч. 5 ст. 22 Закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ);
  • главбухов в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных (ч. 4 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ);
  • главбухов кредитных и некредитных финансовых учреждений (п. 7 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ);
  • государственных гражданских и муниципальных служащих (ст. 12 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, ст. 9 Закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ);
  • работников, занятых на подземных работах (ч. 1 ст. 330.2 ТК РФ);
  • работников, занятых на работах с химическим оружием (ст. 7 Закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ);
  • работников, занятых на работе, которая непосредственно связана с движением транспорта (ст. 328 ТК РФ);
  • медиаторов (ст. 16 Закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ);
  • медиков и фармацевтов (ст. 69 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ);
  • научных работников (ст. 4 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ);
  • нотариусов (ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1);
  • органов управления и работников профессионального участника рынка ценных бумаг, клиринговой организации (ст. 10.1 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, ст. 6 Закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ);
  • охранников (ст. 11.1 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1);
  • педагогов (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
  • прокуроров (ст. 40.1 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1);
  • работников в сфере госзакупок в рамках Закона № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 38, ч. 23 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • работников области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции (п. 8 Положения, утвержденного постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. № 1);
  • руководителей службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации (указание Банка России от 1 апреля 2014 г. № 3223-У и др.);
  • сварщиков (Правила, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 30 октября 1998 г. № 63);
  • сотрудников органов внутренних дел (ст. 9 Закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ);
  • сотрудников Следственного комитета России (ст. 16 Закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ);
  • спасателей (ст. 9 Закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ);
  • специалистов в области ветеринарии (ст. 4 Закона от 14 мая 1993 г. № 4979-1);
  • специалистов и должностных лиц страховых организаций (ст. 32.1 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1);
  • стажеров нотариуса, помощников нотариуса (ст. 19, 19.1 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1);
  • судебных приставов (ст. 3 Закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ);
  • судей (ст. 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1).

Соответственно, если по указанным должностям или направлениям деятельности утверждены профстандарты, то работодатели обязаны соблюдать их, в том числе требования к квалификациям.

Например, с 1 июля 2016 года все аудиторские организации, а также индивидуальные аудиторы – работодатели обязаны применять профессиональный стандарт аудитора. На это указывают и специалисты Минфина России в информационном сообщении от 16 декабря 2015 г.

Если требования к квалификации предусмотрены только квалификационным справочником, и более нигде в законодательстве таких требований нет, то профстандарты применять не обязательно.

В остальной части профстандарты будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

См. также ПИСЬМА МИНТРУДА РФ от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253, от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253.

Если к Вашей организации применимо сказанное выше, то мы рекомендуем:

— привести наименований профессий и должностей работников в соответствие с проф. стандартом или квалификационным справочником (о переименован должности: http://www.1kadry.ru/#/document/131/4876/?step=2);

— сверить с ЕКС и проф. стандартом функциональные обязанности работника;

— оценить соответствие работника квалификационным требованиям. Возможно организовать проведение аттестации ранее принятых работников на предмет их соответствия выполняемой работе (об аттестации: http://www.1kadry.ru/#/document/130/51135/?step=4);

— подготовить план повышения квалификации работников, а для кого-то и переподготовки в соответствии с требованиями стандарта (Вам может быть полезен материал: Повышение квалификации за счет работодателя. Когда компания вправе взыскать расходы с работника).

Вместе с тем уже сейчас организации, принимая новых работников на должности, по которым профессиональные стандарты утверждены, при необходимости могут пересматривать должностные инструкции и включать в них навыки, знания и умения из новых профстандартов. Однако в настоящее время это является именно правом, а не обязанностью организации.

Утверждение профстандартов само по себе не является основанием для изменения должностных инструкций и трудовых обязанностей работников.

Изменить инструкции придется, если работодатель:

  • с учетом требований законодательства обязан применять тот или иной профстандарт;
  • организация решила внедрить профстандарты по собственной инициативе.

В этих случаях изменение инструкций и приведение их условий с учетом требований профстандартов станет одним из этапов внедрения стандартов в организацию.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Кроме того, в целях проверки соответствия сотрудника занимаемой должности работодатель имеет право провести аттестацию.

Если аттестационная комиссия пришла к выводу о несоответствии сотрудника занимаемой должности, руководитель организации вправе его уволить (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Также, при наличии волеизъявления работника, его можно в любой момент времени уволить по собственному желанию: http://1kadry.ru/#/document/130/51106/?step=17. Возможно увольнение по соглашению сторон трудового договора: http://1kadry.ru/#/document/130/50734/?step=20.

Таким образом, если работник уже принят на работу, при отсутствии у него необходимого образования, опыта, то уволить его с работы можно будет только в том случае, если он реально не справляется своей работой в связи с недостаточной квалификацией, что должно быть подтверждено результатами аттестации.

При необходимости можно направить сотрудника на обучение, заключив с ним соответствующее соглашение (ст. 249 ТК РФ).

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как применять профессиональные стандарты?

Назначение профстандартов

Для чего разрабатывают профессиональные стандарты?

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

В отличие от применяемых сегодня ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции, отвечающей реалиям современного бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты идут на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент утратили свою актуальность и уже не могут в полной мере отвечать современным требованиям бизнеса и реальным условиям рынка труда.

Современный профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции, содержащие перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения данной трудовой функции. В зависимости от наличия соответствующих знаний и умений, а значит, и возможности выполнять ту или иную функцию определяется и уровень квалификации работника.

В результате работодатели смогут широко применять профессиональные стандарты в следующих целях:

  • формирования кадровой политики и управления персоналом, в том числе определения трудовой функции работника для ее фиксирования в трудовом договоре или должностной инструкции;
  • организации обучения и аттестации работников в качестве ориентира и проверки наличия у работников знаний и навыков работы, необходимых современному специалисту;
  • тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Об этом говорится в подпункте «а» пункта 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

Помимо прочего, профстандарты будут применять при разработке образовательных стандартов и программ как федерального, так и местного уровня (подп. «б», «в» п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Это необходимо, чтобы сократить существующий в настоящее время разрыв между знаниями, которые получают студенты в рамках образовательных программ, и знаниями, которые в реальности нужны современному бизнесу. То есть профессиональные стандарты представляют собой инструменты, позволяющие создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования и обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.

При таком комплексном подходе к профстандартам их применение позволит работодателям:

  • повышать производительность труда, улучшать качество производства и выпускаемой продукции и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;
  • снижать издержки на подбор кадров и проведение корпоративного обучения;
  • легко определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;
  • более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке кадров;
  • эффективно обновлять знания, умения и компетенции работников и повышать их уровень.

Работникам же внедрение профстандартов позволит:

  • определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности;
  • более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке;
  • планировать и реализовывать четкие и ясные пути карьерного роста;
  • получать рекомендации и направления от работодателя для прохождения дополнительного обучения, сертификации.

Внимание: 2 мая 2015 года был опубликован Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов, который вносит соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ и Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, согласно закону, с 1 июля 2016 года работодатели обязаны будут применять профстандарты, только если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. В остальных случаях, когда обязательность применения содержащихся в профстандартах квалификационных характеристик не установлена, применять профстандарты будут в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.

Кроме того, формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции будут осуществлять на основе соответствующих профессиональных стандартов при их наличии.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установит Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Разработка стандартов

Как происходит разработка профессиональных стандартов?

Разработка профессиональных стандартов – большая комплексная задача, которая будет реализована постепенно. В планах на ближайшие три года утверждение порядка 800 стандартов по самым разным направлениям. В настоящее время большинство стандартов находятся в стадии разработки. В то же время в числе первых утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.

Полный перечень утвержденных стандартов приведен в таблице.

Разработка стандартов происходит в соответствии с утвержденными планами. Среди них:

  • план разработки профессиональных стандартов на 2014–2016 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р;
  • план-график подготовки профессиональных стандартов в 2013–2014 годах, утвержденный приказом Минтруда России от 30 ноября 2012 г. № 565.

Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу prof.standart@niitss.ru (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:

  • проект профессионального стандарта;
  • пояснительную записку к проекту;
  • сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.

Такой порядок следует из пункта 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:

  • постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 о правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;
  • Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н;
  • макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н;
  • уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н.

На это указывает пункт 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Аналогичные разъяснения приведены на сайте Минтруда России.

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.

Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

Такие правила предусмотрены в пунктах 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев (п. 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России (п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. 7, 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в приложении к приказу Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200.

Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов

До введения профессиональных стандартов и признания ныне действующих квалификационных справочников утратившими силу обязанность менять должностные инструкции не возникает.

В настоящее время профессиональные стандарты только разрабатывают. Перечень утвержденных стандартов приведен в таблице. Их массовое применение и использование начнется не ранее 2015 года, а возможно, даже позже.

После того как основные профстандарты разработают и утвердят, будет сформирован новый классификатор профессий, разделенный для конкретных отраслей, областей профессиональной деятельности. Планируется, что после этого ныне действующий квалификационный справочник будет отменен, и вот тогда уже, вероятно, потребуются отдельные изменения в должностных инструкциях работников.

Вместе с тем уже сейчас организации, принимая новых работников на должности, по которым профессиональные стандарты утверждены, при необходимости могут пересматривать должностные инструкции и включать в них навыки, знания и умения из новых профстандартов. Однако в настоящее время это является именно правом, а не обязанностью организации.

Вероника Шатрова,

эксперт по трудовому законодательству, директор и главный редактор Системы Кадры

Общие положения

Этот раздел включает базовые нормы, описывающие статус заместителя главного бухгалтера. К ним относятся следующие положения:

  • заместитель главного бухгалтера по своему положению причисляется к руководителям;
  • назначение этого сотрудника на должность, а также его снятие с неё осуществляет своим приказом генеральный директор предприятия по представлению, которое в его адрес подаёт главный бухгалтер;
  • непосредственным начальником заместителя главного бухгалтера является главный бухгалтер;
  • заместителем главного бухгалтера может быть назначен сотрудник, отвечающий следующим требованиям:
    • наличие диплома о получении высшего образования по профилю;
    • продолжительность предшествующей работы на аналогичном месте — от года;
    • владение компьютерными приложениями, требуемыми для осуществления бухгалтерского учёта.
  • на период отсутствия заместителя главного бухгалтера его обязанности исполняет сотрудник, назначаемый приказом по предприятию.

Также общие положения должностной инструкции, составленной для заместителя главного бухгалтера, должны включать перечень знаний, которые требуются от этого специалиста. В частности, ему требуется разбираться:

  • в нормативно-правовых актах, распоряжениях и постановлениях, иных материалах, относящихся к бухгалтерскому учёту, в том числе нормативного, методического и руководящего характера,
  • в аналогичных материалах, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность компании;
  • в устройстве документооборота в бухгалтерском учёте по участкам;
  • в плане счетов и их корреспонденции;
  • в имеющих отношение к его деятельности правовых дисциплинах, включая хозяйственное, налоговое, финансовое и гражданское право;
  • в структуре компании и тактике его развития;
  • в приёмах исследования деятельности компании по хозяйственно-финансовому профилю, в способах обнаружения скрытых возможностей повышения эффективности;
  • в современных электронно-вычислительных устройствах и способах их использования для осуществления соответствующих задач и исследования финансового положения предприятия и его производственно-хозяйственной деятельности.

Кроме того, предусматривается, что в процессе работы заместитель главного бухгалтера должен исполнять требования:

  • действующих законодательных актов;
  • устава фирмы, иных локальных нормативных актов, в том числе норм внутреннего трудового распорядка;
  • положением о бухгалтерии компании;
  • распоряжениями и предписаниями руководства;
  • самой должностной инструкцией.

Обязанности и задачи

Заместитель главного бухгалтера под руководством самого главного бухгалтера выполняет целый ряд должностных обязанностей, перечень которых включается в инструкцию:

  • организует на предприятии бухучёт всей деятельности компании хозяйственного и финансового характера;
  • осуществляет контроль за эффективным применением ресурсов, в том числе финансов, материалов и кадров, сохранностью имущества компании;
  • формулирует тактику учёта на основе законодательства о бухучёте, ориентируясь на структуру компании и нюансы её функционирования, а также принимая во внимание обязательность сохранения финансовой стабильности фирмы;
  • отвечает за эффективность устройства бухучёта и отчётных документов в компании и её структурных подразделениях;
  • курирует деятельность по о разработке и одобрению:
    • плана счетов для предприятия;
    • форм отчётности внутреннего характера для бухгалтеров;
    • документов первичного учёта, используемых для отражения видов хозяйственной деятельности, для которых не существует стандартных образцов.
  • организует процедуру инвентаризации;
  • контролирует осуществление хозяйственных операций;
  • наблюдает за выполнением правил обработки сведения, полученных с помощью бухгалтерского учёта и норм оборота документов;
  • руководит учётом собственности компании, её хозяйственных операций и обязанностей; ТМЦ и финансовых[ средств;
  • отвечает за оперативное отображение средствами бухучёта всех действий, связанных с движением ТМЦ и финансовых средств;
  • курирует учёт затрат производственного характера и обращения, объёма продаж продукции, предоставления услуг, итогов деятельности компании, в том числе её операций финансового характера;
  • наблюдает за корректностью и оперативностью оформления документов, выработки экономически оправданных калькуляций к отчётам относительно производственных издержек;
  • производит точное определение величины платежей, которые предприятия обязано отправлять в бюджеты всех уровней и взносов во внебюджетные фонды, финансовых ресурсов, отправляемых на оплату капвложений, средств, идущих в кредитные учреждения, в том числе в рамках погашения ссуд и предоставления средств на поощрение сотрудников.
  • контролирует порядок составления бухгалтерских документов, в том числе первичного характера, и платёжных обязательств;
  • наблюдает за расчётом заработной платы работников и выделением средств, предназначенных для их материального стимулирования, точной калькуляцией налогов предприятия и их перечислением в бюджеты всех уровней, калькуляцией и перечислением в государственные внебюджетные фонды страховых взносов сотрудников, осуществлением платежей в адрес кредитных учреждений по ссудам;
  • обеспечивает расчёт и перечисление средств, направляемых на инвестиции в основной капитал;
  • контролирует выполнение принятых норм при составлении первичных документов и основанных на них бухгалтерских, платёжных обязательств и расчётов;
  • наблюдает за назначением окладов сотрудникам компании, использованием фонда заработной платы;
  • осуществляет надзор за инвентаризацией ТМЦ, финансовых средств и основных средств предприятия;
  • наблюдает за проведением проверок существующей в компании системы бухучёта и ревизий с целью проверки состояния документации в структурных подразделениях компании;
  • осуществляет меры с целью избежания образования недостач, трат финансовых средств незаконным образом, нарушений законов в финансовой и хозяйственной сфере;
  • принимает участие в составлении документов, описывающих недостачи денежных средств и ТМЦ, в том числе вследствие хищения, осуществляет при принятии такого решения контроль за их отправкой в правоохранительные органы;
  • способствует аккумуляции сумм, необходимых для поддержания финансовой стабильности компании;
  • выполняет мероприятия, нацеленные на поддержание финансовой дисциплины на предприятии;
  • обеспечивает соблюдение смет по расходам на хозяйственные, административные и иные нужды;
  • осуществляет наряду с другими сотрудниками составление эффективной документации учётного и планового характера, современных способов и методик бухучёта с использованием современной вычислительной техники;
  • курирует разработку баланса и сводок о доходах компании и её расходах, о использовании ассигнований на различные нужды, разработку иной значимой статистики и подачу её в надлежащем порядке в установленные ведомства;
  • предоставляет методическое содействие сотрудникам компании по нюансам бухучёта, отчётной документации, надзора и анализа экономических параметров;
  • обеспечивает сохранение документации, составляемой в процессе бухгалтерского учёта, и курирует её хранение.

Задачи — это обязательства более высокого порядка, нередко они представляют собой обобщение ряда вышеприведённых обязанностей.

Ключевая задача заместителя главного бухгалтера — это организация деятельности компании в финансовой сфере, нацеленной на её снабжение материальными и финансовыми ресурсами для выполнения организацией стоящих перед ней целей.

К другим задачам относят:

  • обеспечение сохранности имущества компании;
  • надзор за рациональным расходованием её ресурсов;
  • наблюдение за корректным выполнением надлежащих платежей;
  • руководство сотрудниками бухгалтерии.

Обязанности зама в период отпуска главбуха

На период отпуска главного бухгалтера его заместитель, как правило, становится ответственным за тот объем учетной работы, который вел главный бухгалтер. Положение о том, что заместитель исполняет обязанности главного бухгалтера в период нахождения последнего в отпуске, целесообразно прописать в трудовом договоре с замом, указав размер и порядок определения доплаты за это время, либо отметив, что плата за исполнение обязанности главбуха на время отпуска уже включена в должностной оклад заместителя.

Также зама необходимо ознакомить с должностной инструкцией главного бухгалтера, чтобы он понимал, какой груз ответственности и забот ляжет на него в то время, пока главбух отдыхает.

Если в трудовой договор положение об исполнении обязанности главбуха на время отпуска не внести, то при каждом уходе в отпуск главного бухгалтера нужно будет оформлять с его заместителем внутреннее совместительство (ст. 60.1 ТК РФ) или совмещение (ст. 60.2 ТК РФ).

В нашем образце должностной инструкции заместителя главного бухгалтера мы акцентировали внимание на обязанностях, связанных с руководством бухгалтерией и организацией ее работы. Если же в должностные обязанности заместителя главного бухгалтера входит также ведение «своего» участка бухгалтерского учета, то должностную инструкцию заместителя главного бухгалтера можно скомбинировать с должностной инструкцией обыкновенного бухгалтера.

К списку должностных инструкций

Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Заместитель главного бухгалтера относится к категории руководителей.
1.2. Заместитель главного бухгалтера назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании по представлению главного бухгалтера.
1.3. Заместитель главного бухгалтера непосредственно подчиняется главному бухгалтеру.
1.4. На время отсутствия бухгалтера его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.6. На должность заместителя главного бухгалтера назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее профессиональное (экономическое) образование, стаж аналогичной работы от года, знание компьютерных программ по ведению бухгалтерского учета.
1.7. Заместитель главного бухгалтера должен знать:
— законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы о бухгалтерском учете, а также касающиеся финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
— формы и методы бухгалтерского учета на предприятии;
— план и корреспонденцию счетов;
— организацию документооборота по участкам бухгалтерского учета;
— гражданское право, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;
— структуру предприятия и стратегию его развития;
— методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов;
— современные средства вычислительной техники и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
1.8. Заместитель главного бухгалтера руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— Положением о бухгалтерии организации;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности заместителя главного бухгалтера

Заместитель главного бухгалтера выполняет следующие должностные обязанности (совместно с главным бухгалтером):
2.1. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.
2.2. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.
2.3. Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.
2.4. Обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях, а также разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на укрепление финансовой дисциплины.
2.5. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.
2.6. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.
2.7. Осуществляет контроль соблюдения порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, за установлением должностных окладов работникам предприятия, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия.
2.8. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат.
2.9. Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства. Участвует в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.
2.10. Принимает меры по накоплению финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
2.11. Ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.
2.12. Участвует в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.
2.13. Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
2.14. Оказывает методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.
2.15. Следит за сохранностью документов бухгалтерского учета и за организацией хранения документов бухгалтерского учета.
2.16. Руководит работниками бухгалтерии.

3. Права заместителя главного бухгалтера

Заместитель главного бухгалтера имеет право:
3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
3.2. Контролировать своевременное выполнение заданий и отдельных поручений подчиненных ему работников.
3.3. Запрашивать лично или по поручению главного бухгалтера от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.4. Представлять интересы предприятия в сторонних организациях по вопросам, относящимся к его компетенции.
3.5. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность заместителя главного бухгалтера

Заместитель главного бухгалтера несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

К списку должностных инструкций

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *