Профессиональная этика сотрудника войск национальной гвардии РФ

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

УДК 343

М. Ю. Долина

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВОЙСК

НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Статья посвящена рассмотрению наиболее актуальных вопросов профессиональной этики сотрудников специальных подразделений войск национальной гвардии (Росгвар-дии). Анализируются международные и отечественные нормативные акты, регулирующие этические правила поведения.

К л ю ч е в ы е с л о в а: профессиональная этика, сотрудники специальных подразделений Росгвардии, защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.

FEATURES OF PROFESSIONAL ETHICS OF STAFF OF SPECIAL DIVISIONS OF TROOPS OF NATIONAL GUARDS

Поступила в редакцию 12 сентября 2017 г.

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 была создана Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия).

Профессиональная подготовка личного состава специальных подразделений Росгвардии представляет собой особую сферу деятельности ввиду их значимого положения в составе органов исполнительной власти. К уровню профессиональной подготовки бойцов Росгвардии предъявляются достаточно жесткие требования. Это связано с тем, что служба в специальных подразделениях Росгвардии предполагает несение службы порой в экстремальных условиях жизнедеятельности, связанных с постоянной психологической и физической напряженностью, угрозой жизни и здоровью сотрудников специальных подразделений Росгвардии. Сотрудники названных подразделений должны мастерски владеть различными видами вооружения и техники, быть хорошо подготовленными в физическом и психологическом отношении, обладать высоким интеллектом, организованностью и дисциплинированностью.

Приоритетными задачами сотрудников Росгвардии является участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, а также в

© Долина М. Ю., 2017

Нравственные основы правоохранительной деятельности…

борьбе с терроризмом и экстремизмом и др.1 Следовательно, выполняя указанные задачи, сотрудник должен обладать авторитетом, являться своеобразным символом олицетворения законности и правопорядка. Нравственное воспитание сотрудников Росгвардии является необходимым условием для формирования положительного морального облика сотрудников. Особое место в его формировании занимает профессиональная этика.

Под понятием «профессиональная этика» понимается наука о применении общих норм морали и нравственности. Профессиональная этика сотрудников Росгвардии отличается от этики других профессий своим деонтологическим характером, под которым понимается совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определенной профессиональной сфере2.

Отличительной чертой профессиональной этики сотрудника Росгвардии является ее нормативный характер. Он регламентируется уставами, приказами, наставлениями, инструкциями, выполнение которых строго обязательно и за нарушение которых предусматриваются дисциплинарные и административные санкции.

Невозможно не вспомнить высокоэффективное этическое выражение генерала армии Р. Г. Нургалиева, министра внутренних дел Российской Федерации в период с 2004 по 2012 г., который отмечал, что «путь к уважению профессии сотрудника и воина лежит через выработку каждым сотрудником и военнослужащим собственной, безупречной линии поведения на службе и в быту, осознания своего личного участия в деле служения гражданину, обществу, государству»3.

В качестве нормативного акта международного уровня, регулирующего вопросы этических отношений, следует отметить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (далее — Кодекс), принятый резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. Несмотря на то что с момента принятия данного документа прошло почти сорок лет, Кодекс остается актуальным и в настоящее время. Содержание документа сводится к установлению того, что должностные лица, на которых возложены полномочия по поддержанию правопорядка, обязуются уважать и защищать права человека по отношению ко всем лицам вне зависимости от их каких-либо признаков и различий. Кодекс запрещает проведение пыток, а также обязывает применение силы только в случаях крайней необходимости.

Таким образом, этические нормы, содержащиеся в Кодексе непосредственно воздействуют на практическую деятельность правоохранительных органов. Проанализировав научные труды ученых Л. Ш. Берекашвили и В. П. Игнатова, можно выделить основные принципы, содержащиеся в Кодексе4, которыми могут руководствоваться в своей деятельности сотрудники специальных подразделений войск национальной гвардии, а именно:

— по отношению к жертвам преступлений необходимо проявлять сострадание, внимание и уважение;

1 О войсках национальной гвардии Российской Федерации : федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // Рос. газета. 2016. № 146.

2 См.: Кушнаренко И. А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел : учеб. пособие. М., 2008. С. 259.

3 Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел : учеб. пособие / под ред. С. С. Пы-лева. М., 2009. С. 37.

М. Ю. Долина

— при необходимости применения мер специального воздействия (физической силы, специальных средств, оружия) необходимо применять указанные меры только в соответствии с законом и минимально необходимой степени, вытекающей из обстановки;

— избегать использования силы при мирных шествиях, собраниях, митингах;

— применять оружие только для защиты граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, а также в иных случаях, предусмотренных ст. 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отечественным документом, который, по нашему мнению, необходимо проанализировать является Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее -Типовой кодекс), одобренный решением Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)5. Указанный документ представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.

Нормы Типового кодекса предписывают государственным служащим соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правил делового поведения; проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами; воздерживаться от поведения, которое может вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным служащим должностных обязанностей, избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа и др.

Кроме того, в ст. 2 Конституции РФ говорится, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». В указанной статье провозглашается защита прав и свобод человека и гражданина, что означает государственную обязанность создавать специальные учреждения по охране прав и свобод6. Такими учреждениями, кроме прочих, являются специальные подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии (Росгвардии). В служебном поведении, как гласит Типовой кодекс этики, государственному служащему необходимо исходить из вышеперечисленных конституционных положений. В связи с этим сотрудники Росгвардии должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами. Ведь культура сотрудника правоохранительных органов — один из показателей его личного достоинства, уровня его нравственного сознания, определяющая предпосылка соблюдения принципа законности и демократии7.

Сотрудники Росгвардии в своей деятельности должны неукоснительно соблюдать вышеперечисленные правила, так как соблюдение правил и принципов

5 Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих // Бюллетень «Официальные документы в образовании». 2011. № 36.

6 См.: Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2017. С. 10-11.

7 См.: Конторовская О. Н. Учебное пособие по курсу «Профессиональная культура и этика сотрудников органов внутренних дел». Видное-2, 1996. С. 73.

Нравственные основы правоохранительной деятельности…

нравственно-этического поведения является залогом эффективной деятельности сотрудников.

Следовательно, умение владеть собой, контролировать, сдерживать себя -обязательное требование культуры поведения сотрудников Росгвардии. Для сотрудника Росгвардии недопустимы: нервозность, раздраженность, повышенный тон, крикливая речь, несдержанный громкий смех. Несмотря на грубости и провокации в действиях правонарушителей и преступников, сотрудники спецподразделений должны действовать решительно в сочетании с выдержкой, корректностью и спокойствием в принятии служебных решений, так как в противном случае некорректное (грубое) обращение с нарушителями общественного порядка и безопасности может быть воспринято отрицательно, тем самым вызывая еще большую агрессию по отношению к представителю власти. Требования, предъявляемые к нарушителям, должны быть выдвинуты в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность должностных лиц рассматриваемой категории. В соответствии с главой 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» сотрудник войск национальной гвардии имеет право на применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники.

Вместе с тем в ч. 3 ст. 19 вышеназванного нормативного акта говорится, что перед применением физической силы, специальных средств, оружия, сотрудник обязан сообщить лицам о своем намерении применить одно из перечисленных средств.

Соответственно, не следует без оснований высказывать угрозы о применении указанных мер воздействия, чтобы не вызвать излишней агрессии со стороны правонарушителя. Все действия сотрудников должны быть тщательно продуманы, хотя, учитывая специфику деятельности специальных подразделений, часто приходится действовать и принимать решения без промедления. Тем не менее сотрудник должен быть выдержанным, вежливым и тактичным с гражданами, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих их честь и достоинство8.

Итак, сотрудники специальных подразделений войск национальной гвардии всегда должны умело сочетать меры убеждения, общественного воздействия и принуждения — это одно из определяющих требований к правоохранительной деятельности. Действия сотрудников при всей строгости и решительности всегда должны быть справедливыми, только в этом случае возможно рассчитывать на взаимопонимание людей. В действиях сотрудника должны ярко просматриваться, прежде всего, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, уважительное отношение к человеческому достоинству.

8 См.: Соколова 3. К. Профессиональная этика : курс лекций. М., 2000. С. 117.

Главное управление внутренних дел по Московской области (г. Видное)

Долина М. Ю., преподаватель Центра профессиональной подготовки имени Героя России майора милиции В. А. Тинькова

Основным предназначением полиции в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3–ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон «О полиции») являются защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности.

Это обусловливает не только узкоспециализированный правоохранительный характер задач, выполняемых полицией, как государственным институтом, но и социальный характер её предназначения, что соответствует общему подходу к деятельности всех государственных органов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности по своей сути являются многоаспектными и комплексными явлениями, и в их осуществлении, при главенствующей роли органов внутренних дел (полиции), принимают участие иные государственные органы. Например, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, созданная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».

Так, на Росгвардию возлагается выполнение в том числе таких задач, как участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226–ФЗ «О войсках нацио­нальной гвардии Российской Федерации»).

Родовая общность выполняемых задач различных федеральных органов исполнительной власти актуализирует выработку единого подхода, в том числе правового, к разграничению полномочий, что является залогом эффективности государственного управления.

В то же время в ходе мониторинга практики применения законодательства Российской Федерации в сфере внутренних дел и организации оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России, в том числе по вопросам взаимодействия с территориальными органами Росгвардии, выявлена тенденция увеличения числа инициативных предложений территориальных органов Росгвардии, направленных на привлечение территориальных органов МВД России к выполнению задач вне пределов полномочий полиции.

В ряде регионов Российской Федерации (город Санкт-Петербург и Ленинградская область, Белгородская область, Камчатский, Красноярский и Пермский края) территориальными органами Росгвардии предпринимаются попытки, в том числе путём подготовки соответствующих проектов соглашений о взаимодействии, возложения на полицию обязанностей по обеспечению оперативного реагирования на сообщения, поступающие от подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации, о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключённых к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации объектах или объектах, охраняемых частными охранными организациями, расположенных в муниципальных образованиях, на территории которых подразделения (группы реагирования) указанных юридических лиц отсутствуют.

Складывается ситуация, когда территориальные подразделения вневедомственной охраны Росгвардии, а также подразделения ФГУП «Охрана» заключают договоры на охрану имущества с использованием технических средств с физическими и юридическими лицами, зачастую находящимися на территориях, расположенных за пределами обслуживания групп задержания вневедомственной охраны. В связи с невозможностью оперативного реагирования силами подразделений Росгвардии на сигналы о срабатывании соответствующей сигнализации обязанности по этому реагированию и выезду на данные объекты предлагается осуществлять территориальным органам МВД России. Причём речь идёт не о зафиксированных фактах совершения противоправных деяний на этих объектах, а о любом срабатывании сигнализации, в том числе и не всегда вызванном посягательствами на охраняемое имущество.

При этом данные предложения мотивируются отсутствием подразделений вневедомственной охраны Росгвардии и ФГУП «Охрана» на данных территориях, длительным временным периодом реагирования на сообщения о срабатывании тревожной сигнализации в силу специфики организационно-штатного построения и ограниченной штатной численности подразделений вневедомственной охраны Росгвардии.

В теории государственного управления отмечается, что многообразная и динамическая деятельность субъектов государственного управления, в том числе органов исполнительной власти, подвергается воздействию различных факторов (структурных, кадровых, экономических и других), которое может привести к негативным последствиям и смещению деятельности от нормативной модели компетенции. Одним из типичных нарушений является вмешательство одного субъекта государственного управления в компетенцию других субъектов.

Рассматривая правовой и организационный аспекты взаимодействия МВД России и Рос­гвардии и их территориальных органов в данной сфере, необходимо учитывать следующее.

В силу положений Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере вневедомственной охраны, переданы Росгвардии.

Пунктом 21 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226–ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» установлено, что войска национальной гвардии обеспечивают оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключённых к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны. В этих целях должностным лицам Росгвардии предоставлен соответствующий инструментарий, включающий возможность применения мер государственного принуждения.

На реализацию названных законодательных установлений направлена Концепция развития вневедомственной охраны на период 2018–2021 годов и далее до 2025 года, утверждённая Росгвардией, которой предусмотрена реализация мероприятий по оптимизации процесса управления силами и средствами вневедомственной охраны Росгвардии: разработка оптимальной территориально распределённой системы централизованного наблюдения за состоянием безопасности охраняемых объектов и имущества граждан; организация и обеспечение комплексной государственной вневедомственной охраны объектов, в том числе о выделении необходимых для этого штатной численности и финансирования; обеспечение необходимого целевого финансирования деятельности службы.

Подразделения вневедомственной охраны, находясь в составе органов внутренних дел Российской Федерации, выполняли возложенные обязанности без привлечения сил и средств иных федеральных органов исполнительной власти в рамках имеющихся организационно-штатного построения и штатной численности (на начало 2016 года штатная численность подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел составляла 127 099 единиц). Вся штатная численность названных подразделений, а также соответствующие бюджетные ассигнования федерального бюджета были переданы в Рос­гвардию.

Таким образом, возложение на полицию обязанностей по обеспечению оперативного реагирования на сообщения, поступающие от подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации, о срабатывании сигнализации на подключённых к пультам централизованного наблюдения подразделений Росгвардии объектах или объектах, охраняемых частными охранными организациями, расположенных в муниципальных образованиях, на территории которых подразделения (группы реагирования) указанных юридических лиц отсутствуют, не согласуется с законодательством Российской Федерации.

Иной подход будет означать участие органов внутренних дел (полиции) в разрешении гражданско-правовых (договорных) отношений, стороной которых они не являются, отвлечение на постоянной основе сил и средств органов внутренних дел (полиции) от выполнения повседневных оперативно-служебных задач, что негативно скажется на эффективности осуществления основных направлений деятельности полиции.

В случае совершения противоправных действий на рассматриваемых объектах действия полиции в достаточной степени законодательно урегулированы. Так, в силу части 2 статьи 1 Федерального закона «О полиции» полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в её защите от преступных и иных противоправных посягательств. Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона на полицию возложена обязанность прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.

Анализ доктринальных исследований в теории государственного управления свидетельствует о том, что согласованность деятельности субъектов государственного управления достигается путём устранения возможных противоречий между ними, в том числе дублирования нормативных предписаний, соответствия общим принципам нормативного установления компетенции. Именно высокая степень согласованности является одним из основополагающих признаков эффективной управленческой системы государства.

Полковник внутренней службы Игорь ЧЕРЕПАНОВ,
начальник отдела законодательства в области охраны
общественного порядка Административно-правового управления
Договорно-правового департамента
МВД России кандидат юридических наук;

подполковник внутренней службы Николай ПОЛТАВСКИЙ,
ведущий эксперт отдела законодательства в области охраны
общественного порядка Административно-правового управления
Договорно-правового департамента МВД России

Вопрос:

Я офицер. В этом году выпустился из военного училища Минобороны России. По распределению попал в Росгвардию, в распоряжение Командующего войсками. Имею желание служить именно в Минобороны России, поэтому новый контракт с Росгвардией подписывать не стал (прошло уже 2,5 месяца). В связи с этим, на основании статьи 34 Положения о прохождении военной службы подлежу увольнению с военной службы. Командиры открыто говорят, что меня не будут увольнять. 1. Что мне делать и куда обратиться с вопросом об увольнении из Росгвардии, а точнее, нежеланием моих командиров меня уволить? 2. Так как новый контракт не заключен с Росгвардией старый контракт с Минобороны России продолжает действовать и при увольнении из Росгвардии я сразу же перейду обратно в структуру Минобороны России?

Сергей, г. Махачкала

Ответ начальника 2 управления Главной военной прокуратуры генерал-майора юстиции Александра Никитина:

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон) порядок перевода военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации (из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (в Вооруженные Силы Российской Федерации) определен Положением о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, далее — Положение).

Согласно статье 17 Положения указанный перевод военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, производится в персональном порядке — с его согласия или по его просьбе. Перевод офицеров оформляется приказом руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором военнослужащий проходит военную службу.

Контракт, который был ранее заключен с военнослужащим, переводимым из Вооруженных Сил Российской Федерации (из федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба
(в Вооруженные Силы Российской Федерации), прекращает действие со дня заключения нового контракта. Новый контракт с указанным военнослужащим заключается в день его зачисления в федеральный орган исполнительной власти, в который он переведен (в Вооруженные Силы Российской Федерации).

Из обращения усматривается, что Вы не согласны с переводом из Министерства обороны Российской Федерации в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации и отказываетесь заключать новый контракт с данным федеральным органом исполнительной власти.

Поскольку названный отказ не является основанием для досрочного увольнения Вас с военной службы и прекращения действия контракта, заключенного Вами с Министерством обороны Российской Федерации Вы вправе обратиться с рапортом о переводе в Министерство обороны Российской Федерации в установленном Законом порядке, либо в случае несогласия с решением федерального органа исполнительной власти обжаловать его прокурору Махачкалинского гарнизона (367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Заманова, д. 2) или в суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *