Продали бу товар под видом нового



Добрый день!

Сегодня мы начинаем новую рубрику нашего видеоблога, которая посвящена защите прав потребителей. Лично мне слово потребитель не очень нравится. Я считаю, что, в первую очередь человек должен быть творцом, созидателем. Но, тем не менее, в жизни бывает масса ситуаций, когда мы покупаем какой-то товар, заказываем какую-то услугу, при этом встречаемся с обманом, с элементарным хамством. В этой ситуации важно уметь защищать свои права. И в этом нам помогает инструмент, который называется Закон «О защите прав потребителей». О том, как применять этот инструмент, мы будем говорить с нашим младшим юрисконсультом Дмитрием Старковым.

Добрый день, Дмитрий.

— Здравствуйте. Как правильно сказал Сергей, когда мы что-то покупаем, пользуемся какими либо услугами, естественно, мы можем вляпаться в какую-либо неприятную историю, где наши с вами права самым наглым образом могут игнорировать или нарушать. И чтобы не оставить это безнаказанным, мы должны грамотно использовать наше с вами главное оружие, — Закон «О защите прав потребителей». И все должны прекрасно понимать, что защищает нас не само наличие этого закона, а правильное его использование. И в данной рубрике мы будем разбирать конкретные жизненные ситуации. В первом выпуске данной рубрики мы разберем такую ситуацию, что приобрели вы товар, а он не соответствует описанию. Например, приобрели вы телефон, а он оказался б/у, несмотря на то, что по описанию вы покупали новый телефон.

Прежде чем приступить к разбору казуса, я бы хотел поговорить немного о теории. Мы разберем, кто такой потребитель, и что вообще на доске написано, я постараюсь объяснить.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей», потребитель — это гражданин, имеющий намерение, приобретающий либо использующий товары в личных, бытовых, семейных нуждах, никак не связанных с предпринимательством. Если взглянуть на схему, обозначенную на доске, я бы обозначил потребителя, как наиболее слабую сторону. Ведь когда возникают правоотношения между потребителем и продавцом, продавцом оказывается либо ИП, либо еще какое-то юридическое лицо, у которого больше возможностей защитить свои права. Учитывая этот факт, у нас есть Закон «О защите прав потребителей», который предоставляет этой слабой стороне преимущества. Назову я только часть этих преимуществ, потому что о них можно говорить бесконечно. Очень много преимуществ у потребителя.

Первое, я хотел бы отметить, это подсудность по выбору потребителя. Как правило, исковое заявление у нас подается по месту жительства ответчика. Но в нашем случае, потребитель имеет право подать заявление либо по своему месту жительства, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту совершения покупки. Это хорошее такое преимущество. Второе преимущество, это отсутствие госпошлины. Подавая исковое заявление о защите прав потребителей, потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины. Третье, это бремя доказывания. Обычно принято, что каждая сторона доказывает свой тезис, выдвинутый в заявлении. В нашем случае это не так. Бремя доказывания падает на продавца, производителя, изготовителя, потому что такую преференцию нам предоставляет Закон. Следующее, что стоит отметить, это потребительский штраф. Т.е. помимо морального ущерба, неустойки, еще в пользу потребителя, если он был прав, платится потребительский штраф. И последнее, что я хотел бы добавить, это презумпция неосведомленности потребителя. Потребитель может не обладать какими-либо познаниями, в частности, вы покупаете какой-нибудь сложный товар, продавец не исполняет свою обязанность проинформировать вас о каких-либо особенных свойствах товара, и вы о них не знаете, и суд это учитывает, чтобы принять решение в вашу пользу.

Теперь перейдем от теории к практике. А именно речь пойдет о конкретном случае, когда вы покупаете товар ненадлежащего качества. Фабула будет обозначена исходя из конкретного дела, по нему уже получен исполнительный лист, в течение нескольких дней мы уже будем взыскивать деньги с продавца. Давайте представим себе такую ситуацию, есть у нас один крупный продавец сотовых телефонов и других гаджетов. Вы заходите в один из его салонов сотовой связи. Вам приглянулся такой дешевенький телефончик с витрины. Вы его покупаете, и по приезде домой обнаруживаете, что этот телефончик был в употреблении. Если он был в употреблении, и этого не было указано в описании, значит, товар не соответствует описанию, и он ненадлежащего качества. В этом случае лучше незамедлительно или хотя бы в тот же день обратиться в тот же салон сотовой связи с претензией. В ней указать, что товар был ранее в употреблении и попросить вернуть деньги за товар. У вас есть одно из таких прав, вернуть деньги за товар. В нашем случае мы просили как раз таки вернуть деньги. Нам было, естественно, отказано, и самым наглым образом было заявлено, что это мы сделали, а именно в марте 2016 года с этого телефона принимались и осуществлялись звонки. А купил потребитель телефон в декабре 2016 года. Соответственно, товар был в употреблении.

Прежде чем написать заявление, я обратился к интернету, почитал форумы и понял, что это скорее не вина организации, а непосредственно самих продавцов, работающих в этом салоне. Они просто берут и пользуются новыми телефонами, потом кладут обратно в упаковку и продают, рассчитывая на то, что покупатель просто не заметит или не станет жаловаться, потому что посчитает, что ничего не докажет. У нас получилось доказать, что этот товар был в употреблении. Здесь непосредственно будет отвечать организация, потому что она продает эти товары. Написали мы претензию. В течение 10-15 дней мы получили, я бы сказал, хамский ответ. Нам ответил не квалифицированный юрист, а менеджер по работе с клиентами, который прислал просто шаблонный ответ на претензию. Он ссылался даже на те статьи, на которые мы не ссылались. Естественно, после получения данного ответа, мы приложили его к уже готовому исковому заявлению и обратились в суд за защитой прав потребителей. Естественно, суд мы выиграли, потому что, ответчик предоставил отзыв на 5 листах, где была полнейшая вода. Там даже были постановления Конституционного суда, совершенно не относящиеся к делу. Каким боком их туда прилепили, я сам не понимаю. По делу там было сказано только одно, так же, как и в ответе на претензию, что продавец дал возможность с помощью своего продавца-работника ознакомиться с товаром и его свойствами, и все было выполнено по правилам продажи товаров. Естественно, в нашем случае, суд учел презумпцию неосведомленности потребителя, что он не мог знать, какие вопросы задавать продавцу. До него просто в момент покупки не дошло заглянуть в книжку вызовов. Человек был полностью уверен, что покупает новый товар, что этот товар соответствует описанию. А оказалось, что это товар б/у. Естественно, суд учел, что мы потребители, что наше право было нарушено. Тем более ответчиком была довольно-таки крупная сеть салонов сотовой связи, знаменитая, называть ее не буду. И за нами было признано право. В итоге было взыскано в нашу пользу на общую сумму 6 352,5 рубля. Учтем, что этот телефон был приобретен за 1490 рублей.

Несмотря на все сказанные мной положительные моменты, я бы вам рекомендовал обратить внимание на две вещи.

Первое, это риски. Обращаясь в суд с иском о защите прав потребителей, вы не платите госпошлину. Но суд может вас обязать уплатить ответчику, в случае вашего проигрыша, все судебные расходы. Это могут оказаться довольно солидные суммы, и вы пойдете только в убыток.

Второй момент, на который стоит обратить внимание, это время, это ваше время и нервы. Порой, дела длятся долго. Например, на наше дело, мы убили 3 месяца. Пока мы подали претензию, пока получили ответ, пока изучили, проанализировали ответ, составили исковое заявление, подали его в суд. Пока было назначено судебное заседание, пока было вынесено решение, пока решение вступило в законную силу, не соврать, прошло даже где-то, ну точно 3 месяца. На данном этапе мы получили исполнительный лист, потому что наше решение вступило в законную силу. Еще уйдет какое-то время на подачу этого исполнительного листа в банк. А если вы подаете исполнительный лист приставам, на это вообще могут уйти несколько месяцев. Поэтому я бы вам рекомендовал, если вы неуверены, и у вас не так много времени, обращаться в Общество по защите прав потребителей. Оно оказывает бесплатную юридическую помощь потребителям. Почему именно бесплатную? Потому что в случае, если в рамках дела продавец добровольно не удовлетворяет требования потребителя, по закону Общество по защите прав потребителей получает 50% штрафа. На этом они как раз зарабатывают. Это гарантия того, что вам будут оказывать юридические услуги бесплатно. Поэтому, если вы неуверены, обращайтесь уже к профессионалам потребительского спора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *