Проблемы в земельном законодательстве 2017

Результаты этапа: В результате проведенной научно-исследовательской работы достигнуты следующие научные результаты. Научные статьи по тематике исследования: 1. О методологии природоресурсных отраслей права Волков Г.А.в журнале Экологическое право, издательство Юрист (М.), № 1, с. 3-12 2.Понятие недвижимого имущества: публично-правовой аспект Волков Г.А.в журнале Экологическое право, издательство Юрист (М.), № 4, с. 18-24 3. Пруды и обводненные карьеры, кто собственник? Продолжение дискуссии Волков Г.А.в журнале Вестник Саратовской государственной юридической академии, № 3 (122), с. 173-179 4. Уровни нормативного регулирования экологических отношений Волков Г.А.в журнале Экологическое право, издательство Юрист (М.), № 6, с. 3-7 5. Новые векторы экологической политики России. X юбилейная ежегодная международная научно-практическая конференция «Экологическая политика России: векторы сбалансированного развития» Воронцова А.А., Заславская Н.М. в журнале Экологическое право, издательство Юрист (М.), № № 2, с. 33-39 6. О выписках из земельных шнуровых книг, как основаниях регистрации права собственности на землю Ефимова Е.И.в журнале Экологическое право, издательство Юрист (М.) 7. О привлечении к административной ответственности за неиспользование земельных участков по целевому назначению Ефимова Е.И.в журнале Экологическое право, издательство Юрист (М.) 8. Ликвидация лесной растительности на лесных участках для объектов электроэнергетики: проблемы правового регулирования и практики Игнатьева И.А.в журнале Бизнес, менеджмент и право, № 2, с. 73-79 9. Новые правила обустройства мест накопления отходов Игнатьева И.А.в журнале Практика муниципального управления, № 12 10. Новые правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде Игнатьева И.А. в журнале Практика муниципального управления, № 9, с. 42-47 11. Объекты электроэнергетики на землях сельскохозяйственного назначения: правовые проблемы и судебная практика Игнатьева И.А.в журнале Имущественные отношения в Российской Федерации, № 8, с. 75-87 12. Особенности правового регулирования в области обращения с отходами производства и потребления в Арктической зоне Российской федерации Игнатьева И.А.в журнале Российский юридический журнал, издательство Урал. гос. юрид. акад. (Екатеринбург), № 2, с. 159-172 13. Особенности разрешения земельных споров в связи с использованием объектов электроэнергетики: аспект реализации концепции обеспечения энергетической безопасности Игнатьева И.А. в журнале Экологическое право, издательство Юрист (М.), № 5, с. 12-16 14. Правовой обычай в регулировании отношений по природопользованию и охране окружающей среды Игнатьева И.А. в журнале Вестник Московского университета. Серия 11: Право, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 4, с. 3-20 15. Правовые проблемы определения понятия «отходы производства и потребления» Игнатьева И.А. в журнале Экологическое право, издательство Юрист (М.), № 1, с. 12-19 16. Накопленный вред: правовые и экономические стимулы решения проблемы Новикова Е.В. в журнале Экологическое право, издательство Юрист (М.), № 5, с. 17-21 17. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НОРМИРОВАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ И СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ Петрова Т.В. в журнале Экологическое право, издательство Юрист (М.), № 5, с. 22-27 Доклады на конференциях: 1. Определенность оснований ограничения оборотоспобности земель как гарантия реализации права на приобретение земель в частную собственность (Устный) Багаутдинова С.Р., XI Международная научно-практическая конференция «Конституционные основы правового регулирования экологических отношений: от идей к реализации (к 25-летию Конституции Российской Федерации)», Swissotel Красные Холмы (Москва, Космодамианская набережная, д.52, стр.6), Россия, 20 декабря 2018 2. Ограничение оборотоспособности земель как элемент правовой охраны особо охраняемых территорий и объектов Багаутдинова С.Р «Векторы развития законодательного обеспечения государственной земельной политики: опыт ХХ века и современность», Москва, Государственный университет по землеустройству, Россия, 18 декабря 2018 3. Предоставление прав на земельные участки: траектория изменений современного законодательства Бандорин Л.Е., XI Международная научно-практическая конференция «Конституционные основы правового регулирования экологических отношений: от идей к реализации (к 25-летию Конституции Российской Федерации)», Swissotel Красные Холмы (Москва, Космодамианская набережная, д.52, стр.6), Россия, 20 декабря 2018 4. Современое состояние преподавания земельного права Бандорин Л.Е. XV Международная научно-практическая конференция «Кутафинские чтения» Московского государственного юридического университета имени O.Е. Кутафина (МГЮА) «Конституция Российской Федерации и современный правопорядок», МГУ имени М.В. Ломоносова, МГЮА имени О.Е. Кутафина, Россия, 27 ноября — 5 декабря 2018 5. Земельные сервитуты: проблемы гарантий прав Волков Г.А., XI Международная научно-практическая конференция «Конституционные основы правового регулирования экологических отношений: от идей к реализации (к 25-летию Конституции Российской Федерации)», Swissotel Красные Холмы (Москва, Космодамианская набережная, д.52, стр.6), Россия, 20 декабря 2018 6. Разрешенное использование земельного участка как элемент содержания права собственности Волков Г.А., Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы охраны права собственности на природные ресурсы и объекты. Междисциплинарный подход», Казань, Россия, 26 октября 2018 7. Зоны с особыми условиями использования территорий: понятие, виды, особенности правового режима Воронцова А.А., XIII Международная научно-практическая конференция «Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений: проблемы теории и практики», Москва, Российский государственный университет правосудия, Россия, 16-20 апреля 2018 8. Ограничение прав правообладателей земельных участков при резервировании земель Воронцова А.А. Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы охраны права собственности на природные ресурсы и объекты. Междисциплинарный подход», Казань, Россия, 26 октября 2018 9. Изъятие земельных участков как основание прекращения прав на землю Заславская Н.М. Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы охраны права собственности на природные ресурсы и объекты. Междисциплинарный подход», Казань, Россия, 26 октября 2018 10. Проблемы правовой защиты правообладателей земельных участков при размещении объектов электроэнергетики Игнатьева И.А., Конституционные основы правового регулирования экологических отношений: от идей к реализации (к 25-летию Конституции Российской Федерации), Москва, МИИГАиК, Россия, 20 декабря 2018 11. Права собственников земельных участков против обязанностей энергетических компаний по электроснабжению Игнатьева И.А., Векторы развития законодательного обеспечения государственной земельной политики: опыт ХХ века и современность, Москва, Государственный университет по землеустройству, Россия, 18 декабря 2018 12. Может ли экологическое страхование рассматриваться в качестве потенциальной замены экологической экспертизы проектов? Козырь О.М. XXIII ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО, ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА» («Софрино – 23»), г. Москва – Солнечногорский район Московской области, д. Толстяково, РВЦ «Орбита — 2», Россия, 21-22 мая 2018 13. Тенденции современного развития представлений о конституционных ограничениях свободы собственника по владению, пользованию и распоряжению землей и другими природными ресурсами Русин С.Н. XIX Ежегодная международная научно-практическая конференция Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова «Конституция РФ и современный правопорядок», Москва, Россия, 28-29 ноября 2018 14. Влияние экологической политики на развитие права и законодательства Русин С.Н. Современные тенденции развития экологического, земельного и аграрного права, Москва, ИГП РАН, Россия, 19 июня 2018 Издана книга «Правовой режим земель курортов как земель особо охраняемых территорий и объектов» Багаутдинова С.Р. место издания Отдел оперативной полиграфии ГУЗ Москва, ISBN 978-5-9215-0381-6, 222 с. Осуществляется руководство курсовыми, дипломными работами, диссертациями. Проводятся семинары, лекции. Привлечены талантливые студенты и аспиранты к дальнейшему исследованию темы.

17.06.2020 года Верховной Радой Украины был принят Закон № 711-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно планирования использования земель», которым вносятся изменения в ряд законодательных актов и кодексов. 22.07.2020 года данный закон уже был подписан Президентом, а 24 июля опубликован в «Голосе Украины».

По сути, это стало продолжением по реформированию земельной отрасли после открытия рынка земли.

Принятием данного закона были внесены изменения в процедуру изменения целевого назначения земельных участков, процедуру принудительного отчуждения земельного участка, согласования целевого назначения участка с функциональным и другие изменения, которые призваны упростить в дальнейшем жизнь как простым гражданам, так и бизнесу. Попробуем разобраться подробнее, какие конкретно произошли изменения, и какие подводные камни могут быть после принятия данного закона.

Сам закон вступает в силу через год после его опубликования, то есть 24.07.2021 года. Хотя некоторые его положения уже вступили в законную силу.

Так, Правительству Украины в шестимесячный срок со дня опубликования закона было поручено утвердить:

  • порядок разработки, обновления, внесения изменений и утверждения градостроительной документации;

  • классификатор видов целевого назначения земельных участков, видов функционального назначения территорий и соотношение между ними, а также правила его применения;

  • порядок и условия предоставления и использования субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на разработку комплексных планов пространственного развития территорий территориальных общин;

  • обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

  • обеспечить приведение своих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

  • другие нормативно-правовые акты, необходимые для реализации принятого закона.

Также, сельские, местные и городские советы до 1 января 2025 года должны внести в Государственный земельный кадастр информацию про:

  • границы территорий памятников, историко-культурных заповедников, исторических ареалов населенных пунктов и зон охраны памятников культурного наследия, указанные в историко-архитектурном опорном плане, утвержденном до вступления в силу настоящего Закона;

  • функциональные зоны территорий, определенные в градостроительной документации на местном уровне, утвержденной до вступления в силу настоящего Закона;

  • ограничения в использовании земель в сфере застройки.

Кроме того, при анализе принятых изменений обращает внимание на себя то, что градостроительная документация, разработка которой начата на местном уровне до 24.07.2022 года, может утверждаться без учета изменений касательно содержания и ее состава, принятых этим законом. Также градостроительная документация, принятая на местном уровне до 24 июля 2024 года, будет сохранять свою силу и в дальнейшем.

Одним из существенных и наиболее интересных изменений является вопрос соотношения целевого назначения земельного участка и его функционального назначения. На сегодня эти вопросы регулируются разными отраслями законодательства: целевое назначение земельного участка — земельным, а функциональное — градостроительным.

После вступления в силу принятых изменений градостроительной документации по сути будет присвоен статус землеустроительной, что, в свою очередь, должно устранить данные разногласия.

Также законодательно теперь будет убрано понятие «видов использование земельного участка». Нередко собственники или пользователи участков страдали от того, что меняли вид использования земельного участка через процедуру смены целевого назначения, а при проверке, например, Госгеокадастром, возникали вопросы.

Теперь четко установлено, что если меняется целевое назначение земельного участка, то меняется и вид использования (или же категория земель).

Кроме того, вводится новое понятие «функциональной зоны территории» — определённая комплексным планом пространственного развития территории территориальной общины, генеральным планом населенного пункта, планом зонирования территории часть территории территориальной общины, по которой определен набор разрешенных видов целевого назначения земельных участков и установлены ограничения в использовании земель в сфере застройки.

Соотношение видов целевого назначения и видов функционального назначения (зоны) территории будет устанавливаться в Классификаторе видов целевого назначения земельных участков, который должен утвердить до 24.01.2021 года Кабинет Министров Украины.

Одним из основных изменений, которые следуют из данного закона, является упрощение изменения порядка целевого назначений участков. На сегодняшний день изменение целевого назначения происходит через разработку проектов землеустройства, утверждение которых происходит на основании решений органов местного самоуправления об изменении целевого назначения участка в течение месяца от получения проекта, согласованного с Госгеокадастром.

Теперь же, благодаря принятым изменениям, собственники земли смогут самостоятельно определять целевое назначение земельного участка в пределах функциональных зон. То есть, без разработки проекта землеустройства и необходимости принятия соответствующего решения местного самоуправления или государственной администрации. К слову, это весьма неплохая экономия средств людей, которые разработку технической документации оплачивали за свой счет.

Исключением из правил остается формирование нового земельного участка из состава земель государственной или коммунальной собственности.

Также, право на самостоятельное изменение целевого назначения участка получили землепользователи, которые пользуются землями государственной и коммунальной собственности, отнесенными к категориям земель жилой и общественной застройки, земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, а также земельных участков (кроме земельных участков, расположенных на территориях, объектах природно-заповедного фонда), на которых расположены здания, сооружения, которые находятся в частной собственности землепользователя.

В таком случае изменение целевого назначения земельного участка не потребует принятия решений Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, органа исполнительной власти и органа местного самоуправления, осуществляющего распоряжение соответствующим земельным участком.

Весьма интересной видится и норма о том, что теперь сельхозпроизводители смогут возместить потери при изменении целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения, в результате чего земельные участки переводятся в земли других категорий. В таком случае им полагается до 30% от разницы между нормативной денежной оценкой до и после изменения целевого назначения участка.

Но есть и обязательное условие для такого возмещения: необходимо, чтобы собственник (или землепользователь) предоставил обеспечение исполнения обязательства в виде гарантии (от банка или другого фин. учреждения).

По сути, в условиях действующего моратория на отчуждение сельхозземель, возможно участку сельхоз назначения изменить целевое назначение с целью дальнейшего отчуждению третьему лицу, а потом уже вернуть обратно сельхоз назначение участку.

Что произойдет с бесплатной приватизацией земельных участков?

Принятые изменения коснулись и процесса бесплатной приватизации земельных участков и призваны упростить данную процедуру. Процесс должен стать более легким и удобным для простых граждан.

Сейчас, чтобы приватизировать землю, желающему необходимо подать ходатайство о предоставлении в собственность земельного участка в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает в собственность земельные участки коммунальной или государственной формы собственности. К заявлению необходимо обязательно приложить выкопировку с ориентировочным местом расположением земельного участка.

Теперь же, данная процедура будет упрощена, и подача соответствующего заявления в компетентный орган будет происходить в электронном виде, путем использования возможностей Публичной кадастровой карты.

Там же заявитель сможет отобразить ориентировочное место местоположение соответствующего земельного участка и получит возможность копирования и печати поданного электронного заявления вместе с выкопировкой с Публичной кадастровой карты, на которой отражено ориентировочное местоположение соответствующего земельного участка вместе с автоматически присвоенным ей номером. То есть, процедура будет носить больше декларативный характер.

Какие изменения коснулись принудительного отчуждения земельных участков?

Теперь законодатель более четко урегулировал вопрос принудительного отчуждения земельных участков по мотивам общественной необходимости.

В дальнейшем, информация про границы территорий, на которых находятся земельные участки, необходимые для размещения объектов, по которым в соответствии с законом может осуществляться принудительное отчуждение земельных участков по мотивам общественной необходимости, указывается в комплексных планах пространственного развития общин, генеральных планах населенных пунктов и детальных планах территорий. Сведения о таких границах территорий вносят в Государственный земельный кадастр.

Запрещено относительно участков коммунальной и государственной собственности:

— передавать в частную собственность;

— изменять целевое назначение участка для целей, не связанных с размещением указанных объектов;

— заключать договоры аренды, суперфиция, эмфитевзиса (а также обновлять такие договора) без включения пункта об обязательности их расторжения в одностороннем порядке по решению арендодателя без возмещения арендатору убытков, причиненных таким расторжением, а также без возмещения ему стоимости улучшений земельного участка;

— формирование земельных участков для целей, не связанных с размещением указанных объектов (кроме формирования земельных участков путем раздела и объединения уже сформированных земельных участков);

Максимальный срок таких ограничений в пользовании землей устанавливается градостроительной документацией, но не может превышать 10 лет.

Хочется надеяться, что принятые изменения действительно упростят жизнь гражданам и бизнесу при пользовании землей на практике, но для этого еще необходимо провести немало подготовительной работы как со стороны исполнительной власти, так и на местах. А с этим, как известно, у нас бывают проблемы, когда на бумаге написано, но на практике еще не работает.

Максим Близинский, адвокат АО «AS Legal»

Аграрная отрасль переживает времена турбулентности, потому сегодня крайне важно быть на шаг впереди внешних угроз. ЛІГА:ЗАКОН предлагает LIGA360 — комплекс информационно-аналитических продуктов для агробизнеса, который поможет объединить всех сотрудников в единой среде для командного управления рисками и принимать сильные решения для удерживания лидерских позиций. Будьте в курсе противоречивых законодательных изменений, активизации рейдерских атак, состояния контрагентов, партнеров, конкурентов и своего предприятия. Выбирайте LIGA360 для агробизнеса на самых выгодных условиях.

Читайте главные новости, аналитические материалы и интервью ЛІГА:ЗАКОН Бизнес теперь в Telegram! Также подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд. Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (ст. 49 Земельного кодекса РФ). При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду.

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ). Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель. Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите «Изменения в документе», а в нем – «Обзор изменений».

Как и до поправок, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ). Но с 1 апреля в Земельном кодексе РФ появилась новелла – теперь данные органы могут принять решение об изъятии не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Перечень таких организаций впоследствии будет определен Правительством РФ. При этом ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ). Эта поправка вызывает у экспертов опасения. Так, специалист по недвижимости и земельным отношениям юридической фирмы «Тимофеев/Черепнов/Калашников» Мария Горина опасается, что нововведение может привести к смещению баланса интересов с граждан в сторону крупных компаний, в собственность которых перейдет земельный участок, и ущемить интересы правообладателей. Это действительно может произойти, поскольку перечень оснований для отказа в удовлетворении ходатайства носит формальный характер (отсутствие схемы расположения участка, обращение к органу, который не уполномочен решать этот вопрос и т. п.) и при этом является закрытым (п. 9 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ).

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Партнер юридической фирмы «АВЕЛАН» Сергей Казинец замечает, что законом не определены последствия игнорирования госорганом своей обязанности сделать запросы о розыске собственников изымаемого участка. «Есть вероятность, что подобные нарушения не будут рассматриваться как безусловное основание для признания недействительным решения об изъятии», – предполагает Сергей Казинец. Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: владельцы земли, которые не были выявлены до ее изъятия, смогут потребовать только компенсации за участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, которой он был передан. Возможность возврата земли при этом исключена (п. 11 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Юрист девелоперской компании «Сити-XXI век» Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года , могут возникнуть проблемы. «Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации). В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке. После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника», – рассуждает Василий Шарапов.

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости. Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб., во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) (приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2012 г. № 58). Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе (п. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона. При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (подп. 4 п. 5 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Решение об изъятии земельного участка

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» – то со дня опубликования решения об изъятии).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Цена изъятого земельного участка

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Like Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты. Партнер компании «Найдем Адвоката» Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет. Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней (п. 11 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует. Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства. «Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать. С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже», – предостерегает Сергей Казинец.

О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области

(с изменениями на 17 июля 2018 года)

(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
24 сентября 2008 года)

Преамбула утратила силу с 13 августа 2015 года — Закон Ленинградской области от 27 июля 2015 года N 81-оз. — См. предыдущую редакцию.

Статья 1

1. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства в границах населенных пунктов муниципальных образований, в которых предусмотрено индивидуальное жилищное строительство, бесплатно предоставляются не получавшим на территории Российской Федерации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпункте 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-оз. — См. предыдущую редакцию)

1) гражданам Российской Федерации, состоящим на учете в органах местного самоуправления Ленинградской области в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Ленинградской области не менее пяти лет;

2) пункт утратил силу с 1 января 2019 года — Закон Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-оз — см. предыдущую редакцию;

3) молодым специалистам, под которыми понимаются граждане Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет, имеющие высшее образование и (или) среднее профессиональное образование, либо обучающиеся на последнем курсе образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации, работающим в соответствии с полученной квалификацией по бессрочному трудовому договору либо трудовому договору, заключенному на срок не менее пяти лет, на предприятиях, в учреждениях, организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Ленинградской области, состоящим на учете в органах местного самоуправления Ленинградской области в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 мая 2016 года Законом Ленинградской области от 6 мая 2016 года N 27-оз. — См. предыдущую редакцию)

4) гражданам Российской Федерации, являющимся членами семей погибших Героев Российской Федерации, которым звание Героя Российской Федерации присвоено посмертно и которые до момента гибели постоянно проживали на территории Ленинградской области не менее пяти лет, а именно: вдове (вдовцу) погибшего Героя Российской Федерации, не вступившей(ему) в повторный брак, детям в возрасте до 18 лет, детям старше 18 лет, ставшими инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а в случае отсутствия (отказа) указанных лиц — родителям погибшего Героя Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 августа 2015 года Законом Ленинградской области от 27 июля 2015 года N 81-оз. — См. предыдущую редакцию)

5) гражданам Российской Федерации, являющимся ветеранами боевых действий в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», при условии постоянного проживания на территории Ленинградской области не менее пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в соответствии с настоящим областным законом;
(Пункт дополнительно включен с 13 августа 2015 года Законом Ленинградской области от 27 июля 2015 года N 81-оз)

6) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, состоящим на учете в органах местного самоуправления Ленинградской области в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 8 августа 2016 года Законом Ленинградской области от 27 июля 2016 года N 69-оз)

2. Гражданам, указанным в пункте 6 части 1 настоящей статьи, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в первоочередном порядке.
(Часть в редакции, введенной в действие с 5 января 2019 года Законом Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-оз (в редакции Закона Ленинградской области от 25 декабря 2018 года N 138-оз). — См. предыдущую редакцию)

2_1. В заявлении о предоставлении земельного участка указываются все члены семьи погибшего Героя Российской Федерации, все члены семьи, имеющей в своем составе инвалида, обладающие правом на получение земельного участка в соответствии с настоящим областным законом. Земельный участок предоставляется в общую долевую собственность всех членов семьи погибшего Героя Российской Федерации, всех членов семьи, имеющей в своем составе инвалида, в равных долях.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-оз. — См. предыдущую редакцию)
Для целей применения настоящего областного закона к членам семьи, имеющей в своем составе инвалида, относятся проживающие совместно с инвалидом супруг (супруга) инвалида, а также дети и родители инвалида и супруга (супруги) инвалида. Иные лица могут быть признаны членами семьи, имеющей в своем составе инвалида, в судебном порядке.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 августа 2016 года Законом Ленинградской области от 27 июля 2016 года N 69-оз. — См. предыдущую редакцию)

3. Часть утратила силу с 1 января 2019 года — Закон Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-оз. — См. предыдущую редакцию.

4. Часть утратила силу с 1 января 2019 года — Закон Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-оз. — См. предыдущую редакцию.
4_1. Право граждан, указанных в пунктах 1, 3 и 6 части 1 настоящей статьи, на бесплатное предоставление в собственность земельного участка прекращается в случае предоставления им жилых помещений по договорам социального найма в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 8 декабря 2017 года Законом Ленинградской области от 27 ноября 2017 года N 76-оз)

5. Граждане, ставшие собственниками земельного участка в составе семьи погибшего Героя Российской Федерации, семьи, имеющей в своем составе инвалида, по основаниям, предусмотренным пунктами 4 и 6 части 1 настоящей статьи, считаются реализовавшими право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка и не имеют права на бесплатное получение земельного участка по иным основаниям, предусмотренным настоящим областным законом, за исключением несовершеннолетних в возрасте до 18 лет.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-оз. — См. предыдущую редакцию)

6. Несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, реализовавшие право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в составе семьи погибшего Героя Российской Федерации, семьи, имеющей в своем составе инвалида, приобретают самостоятельное право на бесплатное получение в собственность земельного участка после достижения ими 18-летнего возраста при наличии оснований, предусмотренных настоящим областным законом.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-оз. — См. предыдущую редакцию)

7. Земельные участки предоставляются в собственность граждан в соответствии с настоящим областным законом однократно.

8. В случае отказа гражданина от предложенного ему земельного участка, предоставляемого в соответствии с настоящим областным законом, указанный земельный участок предлагается следующему по очереди гражданину, претендующему на его получение.

9. Часть дополнительно включена с 13 августа 2015 года Законом Ленинградской области от 27 июля 2015 года N 81-оз; утратила силу с 1 января 2019 года — Закон Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-оз. — См. предыдущую редакцию.
(Статья в редакции, введенной в действие с 13 июля 2011 года Законом Ленинградской области от 17 июня 2011 года N 48-оз, — см. предыдущую редакцию)

Статья 2

1. Гражданам, обладающим правом на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, земельные участки в границах населенных пунктов муниципальных образований Ленинградской области предоставляются на период строительства индивидуального жилого дома в аренду на двадцать лет.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 июля 2011 года Законом Ленинградской области от 17 июня 2011 года N 48-оз; в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года Законом Ленинградской области от 27 ноября 2017 года N 76-оз. — См. предыдущую редакцию)
Абзац утратил силу с 8 декабря 2017 года — Закон Ленинградской области от 27 ноября 2017 года N 76-оз. — См. предыдущую редакцию.

2. Граждане после завершения строительства индивидуального жилого дома и государственной регистрации права собственности на него в установленном действующим законодательством порядке имеют право бесплатно приобрести земельный участок в собственность.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 апреля 2013 года Законом Ленинградской области от 19 февраля 2013 года N 8-оз; в редакции, введенной в действие с 16 июня 2016 года Законом Ленинградской области от 6 июня 2016 года N 41-оз. — См. предыдущую редакцию)

3. Договор аренды с гражданами, указанными в пунктах 4 и 6 части 1 статьи 1 настоящего областного закона, заключается с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-оз. — См. предыдущую редакцию)

4. В случае достижения на момент заключения договора аренды земельного участка 18-летнего возраста детьми (одним из детей), являющимися членами семьи погибшего Героя Российской Федерации, семьи, имеющей в своем составе инвалида, на основании письменного заявления такие граждане вправе отказаться от включения их в договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора. При этом право семьи погибшего Героя Российской Федерации, семьи, имеющей в своем составе инвалида, на получение земельного участка в собственность бесплатно сохраняется.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-оз. — См. предыдущую редакцию)

5. Права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка на период строительства индивидуального жилого дома с последующим бесплатным приобретением в собственность земельного участка не могут быть переданы третьим лицам (за исключением случаев передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка между членами семьи погибшего Героя Российской Федерации, членами семьи, имеющей в своем составе инвалида).
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-оз. — См. предыдущую редакцию)

6. Договор аренды земельного участка прекращает свое действие по истечении двадцати лет и не может считаться возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок в случае, если право собственности гражданина на индивидуальный жилой дом не зарегистрировано в установленном действующим законодательством порядке до истечения указанного срока. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение десяти дней направляет гражданину уведомление о прекращении действия договора.
При этом гражданин утрачивает право на предоставление земельного участка, возникшее в соответствии с настоящим областным законом.
(Часть дополнительно включена с 8 декабря 2017 года Законом Ленинградской области от 27 ноября 2017 года N 76-оз)

7. На основании письменного заявления гражданина ранее заключенный договор аренды земельного участка подлежит продлению на срок, суммарно составляющий двадцать лет с момента его заключения.
(Часть дополнительно включена с 8 декабря 2017 года Законом Ленинградской области от 27 ноября 2017 года N 76-оз)

Статья 3

1. Гражданам, указанным в статье 1 настоящего областного закона, проживающим на территории поселения, входящего в состав муниципального района, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в границах населенных пунктов соответствующего поселения.

2. При условии наличия в границах населенных пунктов поселения, входящего в состав муниципального района, земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящим областным законом, и при условии отсутствия имеющих право на получение указанных земельных участков граждан, проживающих на территории данного поселения, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются гражданам, проживающим на территории других поселений соответствующего муниципального района.

3. Гражданам, указанным в статье 1 настоящего областного закона, проживающим на территории городского округа, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в границах населенного пункта городского округа.

4. В случае отсутствия в границах населенного пункта городского округа земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящим областным законом, земельные участки предоставляются в границах населенных пунктов поселений муниципальных районов, граничащих с городским округом, при наличии условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
(Статья в редакции, введенной в действие с 13 июля 2011 года Законом Ленинградской области от 17 июня 2011 года N 48-оз, — см. предыдущую редакцию)

Статья 3_1

1. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно гражданам для индивидуального жилищного строительства по основаниям, предусмотренным статьей 1 настоящего областного закона, расположенных в границах:
сельских поселений составляют:
минимальный размер — 0,10 га,
максимальный размер — 0,25 га;
городского округа Ленинградской области и городских поселений составляют:
минимальный размер — 0,06 га,
максимальный размер — 0,25 га.
Если правилами землепользования и застройки городского поселения, городского округа предусмотрен иной максимальный размер земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства, то применяется размер земельного участка, установленный правилами землепользования и застройки городского поселения, городского округа.

2. На основании письменного заявления граждан им может быть предоставлен земельный участок меньше предельного минимального размера, установленного частью 1 настоящей статьи.
(Статья в редакции, введенной в действие с 13 августа 2015 года Законом Ленинградской области от 27 июля 2015 года N 81-оз. — См. предыдущую редакцию)

Статья 4

1. Для приобретения земельного участка по основаниям, установленным частью 1 статьи 1 настоящего областного закона, гражданин подает в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или, городского округа по месту жительства (далее — орган учета) непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление о постановке его на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно (далее — заявление). В заявлении указывается основание предоставления гражданину земельного участка в собственность бесплатно.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 июня 2016 года Законом Ленинградской области от 6 июня 2016 года N 41-оз. — См. предыдущую редакцию)
Гражданин вправе состоять на учете только в одном органе учета.
Форма заявления утверждается Правительством Ленинградской области.

2. При подаче заявления предъявляются документы, перечень и порядок предоставления которых устанавливаются Правительством Ленинградской области.

3. Гражданину выдается расписка в получении заявления и документов.

4. Сведения о принятых на учет гражданах включаются в журнал учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка (далее — журнал). Каждой учетной записи присваивается порядковый номер. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован (прошит), скреплен печатью органа учета и заверен подписью должностного лица органа учета.

5. Заявление в течение тридцати календарных дней со дня поступления рассматривается органом учета и по нему принимается одно из следующих решений:

1) о постановке на учет;

2) об отказе в постановке на учет.

6. Основаниями для отказа в постановке на учет являются:

1) отсутствие права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в соответствии с настоящим областным законом;

2) непредставление или представление в неполном объеме документов, определенных частью 2 настоящей статьи;

3) наличие в представленных документах недостоверных сведений;

4) подача заявления лицом, не уполномоченным на осуществление таких действий.
Отсутствие на территории муниципального образования свободных от прав третьих лиц и прошедших государственный кадастровый учет земельных участков не является основанием для отказа в постановке на учет.

7. Извещение о постановке гражданина на учет с указанием номера очередности или извещение об отказе в постановке на учет направляется гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

8. Граждане, принятые на учет, заносятся в журнал в порядке очередности.
Очередность постановки гражданина на учет определяется датой принятия заявления.
Органом учета ведется отдельный учет граждан, имеющих в соответствии с настоящим областным законом право на первоочередное приобретение земельных участков в собственность бесплатно.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-оз. — См. предыдущую редакцию)

9. Граждане снимаются с учета в следующих случаях:

1) подача ими заявления о снятии с учета;

2) утрата права на предоставление земельного участка, возникшего в соответствии с настоящим областным законом;

3) установление факта постановки на учет с использованием подложных документов и (или) недостоверных сведений, послуживших основанием для принятия на учет;

4) реализация права гражданина на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года Законом Ленинградской области от 27 ноября 2017 года N 76-оз. — См. предыдущую редакцию)

5) выезд гражданина на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации или за пределы Российской Федерации;

6) изменение (утрата) гражданства Российской Федерации;
7) предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-оз. — См. предыдущую редакцию)
Абзац утратил силу с 1 января 2019 года — Закон Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-оз. — См. предыдущую редакцию.

10. Решение о снятии с учета принимается органом учета, принявшим решение о постановке на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка в соответствии с настоящим областным законом.
Решение о снятии с учета направляется гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения.
Решение о снятии с учета может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. Отказ в предоставлении земельного участка гражданину, состоящему на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, не допускается.
(Статья в редакции, введенной в действие с 13 августа 2015 года Законом Ленинградской области от 27 июля 2015 года N 81-оз. — См. предыдущую редакцию)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *