Проблемы инвалидности в РФ

В 2019 году впервые признано инвалидами лиц старше 18 лет всего 7 339 чел. (2017 г.- 8 213 чел.; 2018 г. — 7 548 чел.), в том числе в трудоспособном возрасте — 2 812 чел. (2017 г.- 3 403 чел.; 2018 г.- 2 997 чел.). В течение последних двух лет наблюдается тенденция снижения числа впервые признанных инвалидами взрослого контингента лиц, как в трудоспособном возрасте, так и в пенсионном.

В структуре лиц взрослого контингента, впервые признанных инвалидами, пенсионный возраст составляет 61,7%; трудоспособный — 38,3%. Причем, выявляется тенденция увеличения удельного веса лиц пенсионного возраста и снижения доли лиц трудоспособного возраста (в сравнении с 2017 г. оно составило 3,1%).

В структуре первичной инвалидности по классам болезней первые 3 ранговых места стабильно занимают болезни системы кровообращения; злокачественные новообразования; болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, но в 2019 г. на первое ранговое место во всех возрастных группах взрослого населения вышли злокачественные новообразования. Причем, уровень первичной инвалидности вследствие болезней системы кровообращения, как в трудоспособном возрасте, так и в пенсионном имеет тенденцию снижения. В сравнении с 2017 годом уровень первичной инвалидности вследствие злокачественных новообразований вырос в трудоспособном возрасте на 0,6% и стал ниже в пенсионном возрасте — на 1,8%. Вследствие болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани отмечается снижение уровня первичной инвалидности в трудоспособном возрасте (на 17,6%) и в пенсионном (на 1,7%).

В структуре лиц, впервые признанных инвалидами старше 18 лет, по группам инвалидности:

  • инвалиды 1 группы составляют 21,9%;
  • 2 группы — 28,7%;
  • 3 группы — 49,4%.

По-прежнему самая многочисленная 3-я группа инвалидности, хотя в анализируемом году наблюдается снижение её доли на 2,4% и рост доли инвалидов 1 группы (на 1,6%) и 2 группы (на 0,7%).

Заместитель руководителя по экспертной работе
ФКУ «ГБ МСЭ по Брянской области» Минтруда России Э. Г. Карпова

УДК 614.2(364)+616-036.865

Денисенков А.И.¹ , Зубарева Е.И.², Лукьянова И.Е.3, Орлова Г.Г.4, Отинова Л.В.5

1 Национальная Федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта, Москва
2 ММУ «Светлогорская городская поликлиника», Калининградская область
3 Российская Академия медико-социальной реабилитации, Москва
4 ЦНИИОИЗ, Москва; Кафедра профилактической медицины РУДН, Москва
5 Управление здравоохранения администрации городского округа «Город Калининград»

В последние годы в России осуществлен ряд мероприятий по решению проблем лиц с инвалидностью, основополагающим среди которых было принятие закона «О социальной защите инвалидов в РФ», 1995. Однако, углубленный анализ показал невысокую эффективность, финансовую затратность проектов и программ, посвященных, решению проблем хронических больных и инвалидов.

Наиболее острыми проблемами инвалидов остаются серьезные ограничения жизнедеятельности (согласно МКФ), социальное и правовое неравенство, бедность, низкое качество медицинской помощи, проблемы с лекарственным и реабилитационным обеспечением.

Приоритетом социальной политики должны стать реабилитационные направления, адекватные состоянию экономики в стране. Представляется чрезвычайно важным межведомственная координация и неформальное взаимодействие по вопросам социальной политике министерств, ведомств, государственных и общественных организаций.

Last years in Russia a number of actions aimed at solution of problems concerning persons with physical disability was carried out, among them an adoption of «On social protection of invalids in the Russian Federation» legislation, 1995, was the basic one. However, the profound analysis has shown low efficiency, high financial expenses of the projects and the programs devoted to the solution of problems in chronic patients and invalids.

The most acute problems with invalids are serious restrictions of their vital activity (according to ICF), social and legal inequality, poverty, poor quality of medical care, problems with medicine and rehabilitation provision.

The priorities of social policy should be the rehabilitation directions adequate to economical conditions in the country. Interdisciplinary coordination and informal interaction on issues concerning social policy of the ministries, departments, state and public organizations are represented as vitally important.

Ключевые слова: ограничения жизнедеятельности; реабилитационные центры; социальная политика.

Key words: restrictions of vital activity; rehabilitation centers; social policy.

За последние 15 лет в России впервые были осуществлены серьезные мероприятия в отношении людей с ограничениями жизнедеятельности (инвалидов), по созданию «доступной среды жизнедеятельности» (определение Всемирной Организации Здравоохранения, ВОЗ). При этом был принят ряд указов президентов и законодательных актов, создан в стране институт социальной защиты населения, разработаны информационные системы и программные средства по проблемам инвалидности и инвалидов, приняты меры по расширению общественного понимания потенциала и нужд инвалидов разных групп (Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации», Москва 1998 год).

С принятием закона «О социальной защите инвалидов в РФ», который послужил основой для трансформаций в системе социальной защиты инвалидов, изменилось само содержание понятия «инвалид» . В настоящее время в соответствии с первой статьей закона «инвалид — лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничениям жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Таким образом, произошло существенное расширение критериев установления инвалидности, поскольку ранее из всех ограничений жизнедеятельности принималось во внимание лишь ограничение трудоспособности.

Несомненным достижением является создание в стране реабилитационных центров, большого числа общественных организаций инвалидов, благотворительных фондов, проектов и программ по социальной защите и поддержке инвалидов

Однако, многие программы и проекты, в том числе и государственные, оказались неоправданно затратными, в то время как результативность их оказалась невысокой, а проблемы инвалидов оказались прежними .

Проведенный нами анализ ситуации в стране за последние 5 лет на основе углубленного информационного и экспертного исследования показал невысокую эффективность и значительную финансовую затратность реализованных проектов и программ, посвященных, в основном проблемам реабилитации хронических больных и инвалидов . Наиболее яркой иллюстрацией кризисной ситуации служат показатели детской инвалидности. Так по данным статистики, — в 1980 году она составила 16.5 на 10.000 детей; в 1991 г. –59.4: в 1994 г. – 399; в1996 г. – 514; в 1998 г. – 597. в 2007 – 388).. Истинная численность детей – инвалидов еще выше (примерно в 1,8-2 раза), поскольку в ежегоднике приведены сведения только о детях; получающих социальные пенсии. Степень выраженности ограничения жизнедеятельности детей – инвалидов, а именно отсутствие навыков адекватно вести себя, общаться с окружающими, передвигаться, ухаживать за собой, действовать руками и т.п., объясняет социальную неэффективность проводимой социально политики (рис.1).


Рис 1. Распределение детей-инвалидов по ведущему ограничению жизнедеятельности (тыс.чел.)

Одной из социальных проблем детской инвалидности является рост числа детей-инвалидов с умственной отсталостью. Обращает на себя внимания существенный разрыв по данному показателю между городом и селом (рис. 2).


Рис. 2. Численность умственно отсталых (олигофренов) в расчете на 10 тыс. человек

Экспертная оценка базовых динамических рядов общего числа инвалидов в населении нашей страны за 10 лет (1997-2006) и прогноз на 2007-2010 г.г. позволяет сделать вывод, что при сохранении темпов роста общее число инвалидов в 2010 г. может увеличиться до 17 млн. человек, или, при более благоприятных условиях до 15 млн. человек .

Абсолютные цифры дают возможность реально оценить проблемы государства, их объем и масштабы.

  • Рост социального и финансового бремени детей, пенсионеров и инвалидов
  • Социальные гарантии
  • Социальные льготы, пособия, пенсии
  • Современное социально-экономическое положение страны. Кризис.

Обязательными направлениями государственных мероприятий по проблемам инвалидности и инвалидов при этом являются:

  • Политические
  • Социальные
  • Медико-социальные
  • Медицинские

На сегодня наиболее острыми проблемами инвалидов являются:

  • Серьезные ограничения жизнедеятельности (согласно МКФ)
  • Социальное и правовое неравенство
  • Низкий уровень выплат
  • Бедность
  • Низкое качество медицинской помощи
  • Проблемы с лекарственным и реабилитационным обеспечением

Подтверждением этому служат статистические материалы по продолжительности здоровой жизни и состоянию инвалидности в России (1995 г.)

Табл. 1

Продолжительность здоровой жизни и состояния инвалидности в России (1995 г.)

Рост продолжительности ожидаемой жизни, начавшийся в городе в 2004 г., а на селе в 2005 г., продолжился . За 2007 г. и в сельской, и в городской местности продолжительность жизни увеличилась на 0,9 года и составила соответственно 65,6 и 68,2 года. Опережающим темпом росла продолжительность жизни у мужчин, в результате чего гендерный разрыв сократился на селе с 13,2 до 13 лет, в городе – с 12,7 до 12,2 года (табл.2.).

Табл. 2.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)

Разница между городом и селом в продолжительности ожидаемой жизни в течение трех последних лет сохраняется на уровне 2,6 лет против 1,5 лет в 1989 г. (рис. 3.).


Рис.3. Средняя продолжительность ожидаемой жизни (лет).

Отдельного внимания заслуживают проблемы семей с ограниченными возможностями (СОВ), . Вот далеко не все из них:

  • недостаточные знания по уходу за опекаемым;
  • правовая неграмотность и пассивность в реализации своих прав;
  • неисполнение законов и нормативных актов по социальной защите;
  • формализм и недостаточный уровень социальной помощи;
  • проблемы воспитания и обучения;
  • психологические проблемы;
  • низкий уровень семейного бюджета;
  • низкий уровень организации, качества и доступности медицинской помощи и инвалидам, и опекунам;
  • недостаточный уровень реабилитационной помощи.

Высокие показатели инвалидности усугубляются еще и тем, что в стране сохраняется низкий уровень рождаемости и растет поколение с патологией репродуктивного здоровья и психологически неготовое иметь детей. Так опрос молодых семей (18-30 лет) показал, что не имеют детей 32,4%, имеют одного ребенка 40,9%, двоих — 22,7, троих — 3,5 и 0,5% — более трех детей. Из числа молодых семей, не имеющих детей, вообще не планируют иметь детей — 58%, планируют – 24,2, затруднились ответить – 17,8%. Удельный вес респондентов, репродуктивное поведение которых сдерживается материальным фактором, повысился с 20,1 в 2006 г. до 26,4% в 2007 г.

Другими наиболее значимыми причинами, по которым молодые семьи селян не хотят иметь детей или откладывают их рождение (за исключением случаев, когда детей, по их мнению, в семье достаточно), как и прежде, являются: желание продолжить учебу и продвинуться по службе (22,6%) и неудовлетворительные жилищные условия (18%).

Табл. 3.

Причины, по которым молодые семьи на селе не хотят иметь детей или откладывают их рождение

Причины, по которым молодые семьи на селе не хотят иметь детей или откладывают их рождение В % к числу опрошенных
Нам достаточно имеющихся детей 31,0
Плохое материальное положение, не хотим плодить нищету 26,4
Планируем продолжить учебу и продвинуться по службе 22,6
Плохие жилищные условия и нет средств для их улучшения 18,0
Пока не хотим себя обременять 12,7
Не позволяет здоровье 9,6
Планируем переехать в город и начать там новую жизнь 9,6
Вообще не хотим иметь детей 0,4
Другое 10,9

Всё вышеизложенное требует необходимости новых стратегических и тактических решений.

Большие проблемы связаны и с основными функциями службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, обязанной формировать развитие индивидуальных программ реабилитации (ИПР). Так, по данным С.Н. Пузина с соавт., , из числа всех освидетельствованных в 2002 г. старше 18 лет ИПР была сформирована и выдана лишь 16% инвалидов, а среди детей-инвалидов – 30,5%.

Большое значение в решении проблем эффективной реабилитации имеет комплексная реабилитация, направлениями которой являются:

  • медико-социальная,
  • социально-правовая,
  • психолого-коррекционная,
  • психо-терапевтическая,
  • трудовая,
  • физкультурно-оздоровительная.

Эти принципы обязательны при любом базовом реабилитационном методе. Среди наиболее часто используемых: в реабилитационном центре Национальной Федерации лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта:

  • сочетание ЛВЕ с лечебным массажем и ЛФК, методами кинезотерапии,
  • коррекция энергозатрат и нарушений питания,
  • тренировки по различным видам инвалидного спорта: в т ч настольный теннис, армреслинг, пауэрлифтинг и другие,
  • коррекция поведения, дефектов речи, расширение навыков по общению и самообслуживанию,
  • развитие творческих способностей,
  • формирование первичных навыков разнообразных ремесел .

Несмотря на высокую результативность этого реабилитационного центра проблем у него много, все они близки к проблемам большинства отечественных РЦ:

  • проблемы неравенства РЦ разных форм собственности;
  • проблемы преемственности в оказании социальных и реабилитационных услуг;
  • дефицит кадров и дефекты подготовки;
  • вопросы организации и менеджмента;
  • льготы, кредиты, страхование деятельности РЦ;
  • информационный и инструктивно-методический вакуум.

В заключение нельзя не сказать о том, что приоритетом социальной политики в настоящее время должны стать реабилитационные направления, адекватные состоянию экономики в стране и планируемым затратам на социальные программы и проекты.

Нельзя не учитывать и сложившуюся в стране практику ведомственного подхода к решению социальных проблем. В связи с этим, нам представляется чрезвычайно важным межведомственная координация и неформальное взаимодействие по вопросам социальной политики министерств, ведомств, государственных и общественных организаций.

Не менее актуальной проблемой является привлечение к решению задач национального здоровья проектов и программ на основе социального взаимодействия и партнерства, в том числе привлечение к социальной политике негосударственных средств и частного капитала. В стране отсутствуют стимулы для функционирования неправительственных учреждений социальной помощи.

Список литературы:

Просмотров: 29875

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *