Приватизация земельных участков зк РФ

Основания приватизации земли

Приватизация земельных участков – это способ приобретения в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации) собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений абзаца второго пункта 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках.
Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами. К таким законам относятся, в частности, ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» и Закон о приватизации.
В пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что установленная пунктом 7 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ норма о приватизации зданий, строений, сооружений одновременно с приватизацией земельного участка не лишает лицо, ставшее собственником недвижимости вследствие его приватизации до введения в действие ЗК РФ (ЗК РФ вступил в силу 29.10.2001г.), права приобрести земельный участок в собственность или заключить договор его аренды, за исключением случаев, когда приватизация земельного участка запрещена. Наличие договора аренды земельного участка, заключенного до введения в действие ЗК РФ, также не лишает собственника недвижимости права выкупа земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.

Отказ в приватизации земли

Как предусмотрено в абзаце пятом пункта 3 статьи 28 Закона о приватизации, отказ в выкупе земли не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Земельным кодексом РФ и Законом о приватизации предусмотрен ряд норм, исключающих приватизацию земли. Исчерпывающий перечень обстоятельств, являющихся препятствием для приватизации земли, на которых находятся здания, строения, сооружения, в виде единого списка отсутствует, что создает определенные сложности в определении того, возможна или нет приватизация того или иного земельного участка.

Препятствием к приватизации земли является изъятие из оборота земельных участков, установленные в статье пункте 4 статьи 27 ЗК РФ. Это земли государственных заповедников и парков, земли стратегического назначения, земли вооруженных сил и федеральной службы охраны, земли под объектами атомной энергетики, земли занятые воинскими и гражданскими захоронениями и другие земли, имеющие особое значение для безопасности и обороноспособности государства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ не предоставляются в частную собственность земли ограниченные в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии с пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ, земли, ограниченные в обороте, это земли в пределах особо охраняемых природных территорий, земли водного и лесного фонда, земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия, историко-культурными заповедниками, земли необходимые для обеспечения безопасности и обороноспособности государства, земли в границах закрытых административно-территориальных образований, земли, предоставленные для нужд организаций транспорта, для нужд связи и другие подобные.

Однако не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Так, например, в соответствии с Земельным кодексом РФ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности и земли иного специального назначения могут находиться в собственности граждан, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями использования земли для указанных нужд.
Достаточно ясный перечень обстоятельств, препятствующих приватизации земельных участков, также указан в пункте 8 статьи 28 Закона о приватизации.

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что, рассматривая дела о приватизации земли, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации земли, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).

В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта. Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка.

Обжалование отказа в приватизации земли

В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ недействительным может быть признан судом только такой ненормативный правовой акт, который не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы, заинтересованного лица.

В случае признания действий (бездействия) исполнительного органа государственной власти незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
При анализе возможности обращения в арбитражный суд с указанным выше требованием необходимо учитывать, что согласно пункту 4 статьи 198 АПК РФ соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов. Срок для подачи заявления может быть восстановлен судом, только если он пропущен по уважительной причине.

Также за собственником недвижимости признается право предъявления иска о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа.

При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 ГК РФ. Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Как следует из пункта 8 статьи 126 АПК РФ к такому исковому заявлению должен быть приложен проект договора, о понуждении заключить который просит истец.

Приватизируемые земельные участки

Объектами приватизации могут быть земельные участки. При этом необходимо иметь ввиду, что приватизация части земельного участка допускается только в случае, когда эта часть образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории и такой участок более минимального размера земельного участка, установленного субъектом РФ.
Существует различная классификация земельных участков. Наиболее важными для понимания процесса приватизации земли являются 4 вида классификации.
1. По категории земельного участка.
2. По наличию прав на земельный участок до приватизации:
• земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования;
• земельные участки, находящиеся у граждан на праве пожизненного наследуемого владения;
• земельные участки, находящиеся на праве аренды;
3. По месту расположения земельных участков (для определения выкупной стоимости)
4. По наличию на земельном участке строений:
• земельные участки, расположенные под зданиями, строениями, сооружениями, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц;
• земельные участки свободные от зданий, строений, сооружений.
Субъектами приватизации земли выступают граждане и юридические лица.
Земельный участок может быть приватизирован на следующих правах:
-единоличная собственность (один собственник земельного участка);
-долевая собственность (каждый из сособственников имеет право собственности на долю земельного участка);
-совместная собственность (это собственность супругов и лиц, которые ведут крестьянское (фермерское) хозяйство);

Общий порядок приватизации земельных участков

Земельным кодексом РФ установлен общий порядок приватизации земельных участков. Однако для каждого вида участка существуют особенности приватизации.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Принципиально называть приватизацией передачу в аренду земельного участка нельзя, но тем не менее на практике аренду часто называют приватизацией.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Однако каждый гражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или находящи9шйся в его пожизненном наследуемом владении, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают заявления, в котором должны быть определены:
-цель использования земельного участка,
-его предполагаемые размеры,
-местоположение,
-испрашиваемое право на землю.

Необходимо также предоставить документы, удостоверяющие личность гражданина.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме земель изъятых или ограниченных в обороте.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования юридическими лицами

Юридические лица, которым ранее земельные участки предоставлялись на праве постоянного (бессрочного) пользования, теперь, в соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (№ 137-ФЗ) «…обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельного участка или приобрести земельный участок в собственность…».

При этом, до 01 января 2010 года, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» цена приобретения в собственность земельного участка устанавливается субъектами РФ и должна оставаться «…в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3-х миллионов человек…» (т.е. для Санкт-Петербурга).

После 01 января 2010 года обязанность выкупить земельные участки или оформить в аренду у лиц, которым такие участки предоставлялись на праве постоянного (бессрочного) пользования сохранится, но сделать это они уже смогут лишь уплатив полную стоимость участка. Кроме того, с 01 января 2011 года Кодекс об административных правонарушениях будет дополнен ст. 7.34., устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» переоформление указанных прав осуществляется в соответствии с правилами статьи 36 Земельного Кодекса РФ.

Регистрация прав на земельный участок

Переход права собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации в территориальном органе Федеральной регистрационной службы. В соответствии с ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для регистрации необходимы следующие документы:

-решение о о предоставлении в собственность земельного участка, вынесенное органами исполнительной власти;
-договор купли-продажи земельного участка;
— договор о передаче земельного участка в собственность
-акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, является кадастровый паспорт земельного участка с указанием его кадастрового номера. Кадастровый паспорт земельного участка выдается и удостоверяется органом кадастрового учета – ТО Управления Роснедвижимости.

Все документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления) и после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Помимо приобретения в собственность, аренда земельного участка на срок более 1 года, также подлежит государственной регистрации. При этом в территориальный орган Федеральной регистрационной службы подаётся тот же комплект документов, только вместо договора купли-продажи представляется договор аренды земельного участка.

Особенности приватизации различных земельных участков

Предоставление земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Граждане, желающие приобрести земельный участок в садоводческих, огороднических или дачных хозяйствах подают уполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или орган местного самоуправления (по месту территориального расположения) необходимые документы:

  1. заверенную копию свидетельства о государственной регистрации садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения;
  2. заверенную копию проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения, утвержденного главой муниципального образования.
  3. заявление;
  4. документы, удостоверяющие личность.

Решение о предоставлении земельных участков в собственность членам садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения принимается уполномоченным органом РФ или Субъекта РФ или органом местного самоуправления в течение 14 дней после получения указанных выше документов.

Заверенная копия такого решения выдается заявителю для установления границ земельного участка на местности и проведения его государственного кадастрового учета, что проводится за счет заявителя.

Договор купли — продажи земельного участка, который по решению уполномоченного органа РФ или Субъекта РФ или органа местного самоуправления предоставлен для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, заключается в течение 5 дней после представления садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединением кадастровой карты (плана) земельного участка.

При этом, в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка осуществляется на основании заявления этого гражданина или его представителя.

К данному заявлению прилагаются следующие документы:
— описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
— заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком, вправе зарегистрировать право собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В случае, если указанный земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

Предоставление земельных участков в собственность граждан, обладающих ими на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения с иным целевым и пользованием.

Переоформление права на земельный участок включает в себя:

1. подачу в уполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или орган местного самоуправления заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении права.

Вместе с заявлением предоставляются следующие документы:

— документы, подтверждающие нахождение у него земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (государственный акт или свидетельство);
— кадастровой паспорт земельного участка;
— копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя.

2. принятие решения уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;

3. государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В случае, если земельный участок, находящийся у гражданина на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, должен быть предоставлен ему бесплатно, договор купли — продажи не заключается, а решение о предоставлении земельного участка в собственность является основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Предоставление земельных участков, расположенных под зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности граждан и юридических лиц.

Приватизацию земельного участка осуществляет исполнительный орган федеральных органов власти или органов власти субъекта федерации или органом местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок.

Собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию расположенных под принадлежащей им недвижимостью земельных участков.

В случае, если здание, строение, сооружение (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, принимается совместное заявление от этих лиц о приобретении данного земельного участка в общую долевую собственность либо в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

В случае, если в здании, строении, сооружении, находящемся на неделимом земельном участке, помещений принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, принимается совместное заявление от этих лиц о приобретении данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Поскольку в общем случае приватизация земли платная, при приобретении в собственность земельных участков под объектами недвижимости также необходимо уплатить выкупную цену, однако эта цена существенно ниже. Размер стоимости земли устанавливается органами гос.власти или местного самоуправления в зависимости от вида собственности на земельный участок. Указанная цена выкупа не может превышать его кадастровую стоимость.

Для приватизации земельного участка собственник недвижимого имущества должен подать в уполномоченный исполнительный орган собственника земельного участка (обычно это фонды, департаменты или министерства по управлению государственными или муниципальным имуществом) заявление. В заявлении указывается вид истребуемого права на земельный участок. К заявлению прикладываются нотариально заверенные копии правоподтверждающих документов на объекты недвижимости и в случае наличия кадастровый паспорт земельного участка.

В случае наличия у заявителя кадастрового паспорта в соответствии со ст. 36 ЗК РФ уполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или орган местного самоуправления, в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в органы кадастрового учета.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.

Граждане, желающие приобрести земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, подают в уполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или орган местного самоуправления необходимые документы:

  1. заявление;
  2. копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя.

Орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в органы кадастрового учета.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.

В случае, если земельный участок был заранее сформирован (проведено его межевание и государственный кадастровый учет), уполномоченный орган РФ или Субъекта РФ или орган местного самоуправления до принятия решения о предоставлении его в собственность или аренду обращается к главе муниципального образования с запросом о наличии в отношении данного земельного участка публичного сервитута, установленного по решению органов местного самоуправления.

Подготовка пакета документов, необходимых для реализации права приватизации по указанным выше основаниям, вызывает много вопросов и требует не только углубленных знаний в области имущественно-правовых отношений, но и навыков практической работы с административными органами.

Только сформированный земельный участок может являться объектом приватизации. Сформированный – это участок, границы которого утверждены в установленном законом порядке, в отношении которого в полном объеме имеется картографический материал и полная, не противоречивая информация в соответствующих реестрах.

В большинстве случаев процесс приватизации земельного участка не может выполняться по универсальной схеме, так как осложняется дифференцированностью земель по целям использования, наличию прав граждан, юридических лиц на земельные участки, наличию на земельном участке зданий (строений, сооружений), по признакам делимости участка. Кроме того, существуют земли, приватизация которых ограничена и, в этом случае, для определения возможности приватизации/выкупа необходимо всестороннее изучение, в том числе и архивной документации.

Учитывая ограниченные сроки, которые остались до окончания «льготной» приватизации, имеет смысл обратиться к профессионалам, т.к. их услуги будут многократно дешевле стоимости выкупа участка за полную цену, если вследствие ошибок не удастся приватизировать участок до 01.10.10 года.

Федеральный закон от 24 июня 2007 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» (далее – Закон), вступивший в силу 30 октября 2007 г., преж­де всего призван упорядочить выкуп у государства земельных участков, занятых объектами недвижимости, уже находящимися в частной собственности. Закон направлен на разрешение проб­лем, связанных с отсутствием четкой системы правил приватизации земель, и на достижение компромисса между бизнесом – владельцами недвижимости, с одной стороны, и федеральной и региональной (местной) властью, в соб­ственности которой остаются земли, занятые этой недвижимостью, с другой стороны.

Изменения, вносимые в законодательные акты РФ данным Законом, учитывают интересы субъектов РФ, поскольку предоставляют им права по установлению цены и порядка оплаты при приватизации тех земельных участ­ков, которые находятся в собственно­сти субъектов РФ или государственная собственность на которые не разграничена (таких участков в государственной собственности большинство), а также цены при приватизации до 1 января 2010 г. земельных участков из государственной и муниципальной собственности для конкретных категорий собственников объектов недвижимости и в указанных Законом пределах. При этом в значительной степени учтены интересы городов Москвы и Санкт-Петербурга, так как Закон устанавливает до 1 января 2010 г. особые правила приватизации земли (в том числе связанные с запретом на строительство) для собственников объектов недвижимости в городах с численностью населения свыше 3 млн человек.

Остановимся подробнее на особенностях приватизации земли в Москве и проведем более детальный анализ изменений московского законодательст­ва, вызванных принятием Закона, что может представлять интерес для значительной части читательской аудитории.

Изменения в законодательстве

Закон (ст. 2) дополняет ст. 36 ЗК РФ положениями, согласно которым продажа из государственной или муниципальной собственности земельных участ­ков собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах кадастровой стоимости.

При этом в ст. 3 Закона цена выкупа для городов с численностью населения свыше 3 млн человек (Москва и Санкт-Петербург) устанавливается в размере 20% кадастровой стоимости лишь до 1 января 2010 г. (для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей – собственников приватизированных зданий, строений и сооружений, а также для граждан и некоммерческих организаций, у которых право собственности на объекты возникло до вступления в силу ЗК РФ) с правом установить для этих категорий собственников запрет на строительство (реконструкцию), за снятие которого необходимо заплатить сумму в пределах оставшихся 80% кадастровой стоимости участка. Запрет не распространяется, в частности, на объекты, реконструкция которых не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка. Запрет устанавливается и снимается в порядке, предусмотренном законами субъектов РФ (Москвы, Санкт-Петербурга).

Московской городской Думой принят Закон г. Москвы от 19 декабря 2007 г. «О землепользовании в городе Москве» (далее – Закон г. Москвы), вступивший в силу 5 января 2008 г. и призванный «адаптировать» требования Закона к условиям г. Москвы.

Действие нового московского закона распространяется на все земли, расположенные в границах города (п. 3 ст. 1 Закона г. Москвы). В то же время основные полномочия в области землепользования (включая вопросы распоряжения земельными участками), отнесенные этим законом к компетенции Московской городской Думы и Правительства Москвы, в целом соответствуют требованиям федеральных законов (в редакции Закона № 212-ФЗ) и касаются земельных участков, находящихся в собственности города или государственной собственности до ее разграничения. В частности, к компетенции Правительства Москвы отнесены следующие вопросы: расчет цены земельных участков, отчуждаемых в собственность граждан и юридических лиц из собственности города или государственной собственности до ее разграничения; снятие запретов на строительство, реконструкцию зданий, а также расчет размера платы за снятие запрета, определение сроков внесения платы; установление ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности г. Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Положения Закона г. Москвы об установлении размера выкупной цены (ст. 6) для собственников зданий, строений, сооружений также в целом соответствуют требованиям Закона:

до 1 января 2010 г. в г. Москве устанавливается:

– цена в размере 20% кадастровой стоимости земельного участка – для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей – соб­ственников приватизированных зданий, строений и сооружений, а также для граждан и некоммерческих организаций, у которых право собственности на объекты возникло до вступления в силу ЗК РФ;

– цена, равная 30-кратному размеру ставки земельного налога за единицу площади, – для других категорий собст­венников зданий (строений, сооружений), а также для обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок;

с 1 января 2010 г. в г. Москве устанавливается цена выкупа в размере полной кадастровой стоимости земельного участка для всех категорий собственников зданий (строений, сооружений).

В отношении расчета цены отчуждаемых земельных участков (в абсолютных цифрах) важно отметить следующее. Постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы» (далее – Постановление Правительства Москвы) утверждены новые показатели кадастровой стоимости. Согласно п. 4 Постановления Правительства Москвы, они действуют с 1 января 2008 г., а потому отныне могут применяться Правительст­вом Москвы для расчетов цены выкупа земельного участка в столице. Между тем эти показатели в среднем более чем в 2 раза выше предыдущих (утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 24 мая 2005 г. № 356-ПП).

Возможное соотношение цен на землю в Москве (и частично в Санкт-Петербурге) до и после января 2008 г. приведено в таблицах и диаграммах. Мы видим, что формально цена выкупа земли, например, под приватизированными производственными и административными зданиями в Москве с января 2008 г. может быть выше ранее действовавшей цены примерно в 2 раза и быть сопоставимой с ценой выкупа под «неприватизированной» недвижимостью (т.е. полученной текущим собственником не из государственной собственности). В то же время, если учитывать плату за снятие запрета на строительство, общая цена выкупа для данной категории собственников может существенно увеличиваться (еще в 5 раз). Для собственников «неприватизированной» недвижимости в Москве цена выкупа может увеличиться в среднем в 1,2 раза.

Таким образом, есть основания полагать, что фактическая цена выкупа земельных участков в Москве в результате принятия указанных актов может возрасти для всех категорий собственников зданий (строений, сооружений), что в принципе не соответствует целям Закона.

Минимизация расходов при выкупе земельного участка в Москве

1. О возможности признания Постановления Правительства Москвы недейст­вующим

Анализ указанного постановления позволяет сделать вывод о наличии оснований для возможного признания арбитражным судом данного нормативного правового акта субъекта РФ недействующим (в порядке ст. 13 ГК РФ, гл. 23 АПК РФ) по заявлению заинтересованного лица (собственника объектов недвижимости, чьи права нарушены постановлением, которое не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу).

Согласно ст. 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государст­венная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Правительст­вом РФ. В соответствии с п. 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Проведение кадастровой оценки с нарушением этого срока является основанием для возможного признания в судебном порядке Постановления Правительства Москвы недействующим, как противоречащего иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия (п. 4 ст. 195 АПК РФ).

Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу (п. 5 ст. 195 АПК РФ).

2. О запрете на строительство и расходах на его снятие

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона г. Москвы, запрет на строительство (реконструкцию) зданий, строений, сооружений на участке устанавливается решением Правительства Москвы (уполномоченного органа) о передаче в собственность земельных участков собственникам объектов капитального строительства или обладателям права постоянного (бессрочного) пользования при приобретении участков. Формально приведенная норма противоречит положениям ст. 3 Закона (имеющего большую юридическую силу, как это прямо следует из ч. 5 ст. 76 Конституции РФ и ст. 2 ЗК РФ).

Пункт 1 ст. 7 Закона г. Москвы формально предполагает возможность установления запрета для всех категорий собственников земельных участков. Однако из ст. 3 Закона (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2005 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон) в редакции ст. 3 Закона) следует, что этот запрет может быть установлен только в отношении двух категорий собственников, указанных в п. 1 ст. 2 Вводного закона (в редакции ст. 3 Закона):

1) для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей – собственников приватизированных зданий, строений и сооружений;

2) для граждан и некоммерческих организаций, у которых право собственности на объекты возникло до вступления в силу ЗК РФ.

Таким образом, возможность установления запрета на строительство (снятие которого осуществляется только после уплаты ими 80% кадастровой стоимости) для остальных категорий собственников и обладателей права постоянного (бессрочного) пользования, приобретающих участки исходя из 30-кратной ставки земельного налога, Законом не предусмотрена, а Законом г. Москвы (п. 1 и 3 ст. 7) допускается, что лишено логики. В этой части Закон г. Москвы может иметь негативные последствия для указанных категорий собственников зданий (строений, сооружений) и обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки. В Законе г. Москвы не определен и период времени, в который устанавливается такой запрет, как это следует из смысла ст. 3 Закона (до 1 января 2010 г.).

С учетом вышеизложенного, имеются основания для признания в судебном порядке Закона г. Москвы недействующим в указанной части по заявлению заинтересованного лица (собственника «неприватизированных» зданий или обладателя права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок), чьи права и законные интересы нарушаются.

Кроме того, в силу п. 4 ст. 7 Закона г. Москвы снятие запрета осуществляется по заявлению собственника земельного участка без оплаты, если строительство объекта не приводит к изменению вида разрешенного использования, установленного в решении Правительства Москвы (уполномоченного органа) о передаче участка в частную собственность. В Постановлении Правительства Москвы указаны виды разрешенного использования участков, определяемые в соответствии с зонированием территории. Здесь также необходимо руководствоваться положениями п. 2 ст. 7 ЗК РФ, согласно которым любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, что по смыслу норм ЗК РФ не является изменением разрешенного использования. Вид разрешенного использования указывается в сведениях ГЗК. В любом случае, вопросы об установленных для данной территории видах разрешенного использования и о выборе либо об изменении вида разрешенного использования необходимо проработать еще на стадии предоставления земельного участка. Чем шире будет формулировка о разрешенном использовании участка (например, для размещения и эксплуа­тации производственных и админист­ративно-офисных зданий), тем выше вероятность минимизации затрат при приватизации участка для целей строительства (реконструкции).

Изъятие для государственных нужд города и ограничение в обороте земельных участков

Анализируя регулирование вопросов землепользования Законом г. Москвы, нельзя обойти такие важные аспекты, как изъятие земельных участков для государственных нужд города (ст. 24 Закона) и ограничение в обороте земельных участков (ст. 5 Закона). Надо отметить, что здесь положения московского закона соответствуют требованиям ЗК РФ (ст. 27 и 49).

В частности, согласно ст. 49 ЗК РФ, законом субъекта РФ могут быть обусловлены иные обстоятельства изъятия только в отношении земельных участ­ков, находящихся в собственности данного субъекта РФ (в нашем случае г. Москвы). Это еще раз подтверждает, что собст­веннику здания имеет смысл выкупить земельный участок у г. Москвы. Иначе этот участок с расположенными на нем объектами недвижимости однажды может оказаться включенным в какую-либо городскую целевую программу или подпасть под застройку в соответствии с Генеральным планом города Москвы, как это предусмотрено ст. 24 Закона г. Москвы. В таких случаях для защиты своих прав необходимо руководствоваться принципом исключительности изъятия и только для государственных и муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ), к которым вряд ли можно отнести, например, изъятие участка для передачи частному инвестору под строительство коммерческого объекта (пусть и социальной направленности), включенного в городскую программу. Город не может изъять участок, не подпадающий под случаи изъятия, перечисленные в ст. 49 ЗК РФ, у собственника этого участка.

В Законе г. Москвы отсутствуют также ссылки на дополнительные (помимо установленных ЗК РФ) основания для ограничения участков в обороте (как это было ранее, например, в Законе г. Москвы от 14 мая 2003 г. № 27, утратившем силу).

В заключение можно отметить, что у нас имеется успешный опыт разрешения споров, связанных с предоставлением в частную собственность земельных участков в г. Москве и признанием норм московского законодательства противоречащими положениям федерального законодательства. Например, 17 декабря 2007 г. Арбитражный суд г. Москвы в решении по спору об отказе в регистрации прав на земельный участок, под которым проходят подземные магистральные инженерные коммуникации, признал противоречащими ЗК РФ нормы московского законодательства, запрещающие приватизацию такого участка. Суд обязал Управление ФРС по Москве зарегистрировать право собственности заявителя – коммерче­ской организации. Это отражает наметившуюся тенденцию постепенного (и не лишенного трудностей) приведения норм московского законодательст­ва в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Предпосылки для успешной приватизации земли:

  • имеются утвержденные границы участка;
  • участок не относится к изъятым или ограниченным в обороте и не находится в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд;
  • имеется кадастровый план участка «под эксплуатацию»;
  • на плане участка отсутствуют «красные линии»;
  • зарегистрированы права собственности на все здания на участке;
  • все собственники зданий готовы участвовать в выкупе земли;
  • наличие финансовых ресурсов (сумма выкупа + издержки).

18.09.2017 09:18

Нужно ли приватизировать дачный участок?

Вовремя не произведенная приватизация садового участка может привести к плачевным последствиям для его владельца:

Фактический хозяин земли без оформленного на нее права собственности в любой момент может быть выселен.

Если право на землю устанавливается на основании договора аренды, а срок его действия истек до регистрации земли, то проблем с оформлением ее в собственность не избежать.

Площадь землевладения может уменьшиться из-за межевания, сделанного соседями, и отсутствия документов, определяющих границы вашего надела.

Поэтому своевременная приватизация дачи не только закрепит за вами землю, но и избавит от возможных территориальных потерь и бумажных проблем.

Упрощенная приватизация

По законам РФ оформление земли в собственность может производиться как в виде приватизации участка земли, так и по договору купли-продажи. Тогда как приватизация земельного участка, с точки зрения юристов, подразумевает бесплатную передачу земли в собственность ее пользователя.

В СССР, где, как мы знаем, не было частной собственности, дачные наделы выдавались гражданам или их объединениям на правах пожизненного наследования и бессрочного пользования.

В лихие 90-е, когда правовая система новой России еще не сформировалась, а старая не давала достаточных оснований, земля раздавалась без всяких на то юридических прав.

Только с 2001 года была подведена законодательная база под земельную собственность. Однако что же делать с теми не оформленными в собственность владениями, которые граждане получили в предыдущие десятилетия?

Новый Земельный кодекс РФ решил этот вопрос, установив так называемую дачную амнистию.

Основные законы, регулирующие приватизацию дачных участков

Существует 3 законодательных акта, на основании которых приватизация земельного участка может проводиться по упрощенной схеме:

Закон 2001 г., предоставляющий право на льготную бесплатную приватизацию земли лицам, получившим ее в наследство или на правах бессрочного пользования до введения Земельного кодекса РФ.

Закон «О дачной амнистии» 2006 г., благодаря которому бесплатная приватизация продлена до 1 марта 2015 г.

Поправки к основному закону от 1 января 2015 г., упрощающие процедуру бесплатной регистрации земельных участков для членов садоводческих объединений. Благодаря ей садоводы, не успевшие приватизировать свою фазенду советских времен, вправе оформить участок в собственность, независимо от даты вступления в члены товарищества или кооператива, подготовив небольшой пакет документов.

Таким образом, стала возможна приватизация садового участка по облегченной системе для граждан, получивших землю еще в советское время и годы перестройки.

Виды фактического владения дачными участками

Многое зависит от того, получили ли вы дачу в личное владение или как член садового товарищества.

Если вы являетесь единственным хозяином земли и получили ее как обособленную территорию на основании права пожизненного наследования, постоянного бессрочного пользования или без указания какого-либо права, то приватизация садового участка для вас значительно упрощена.

Нужно только переоформить ваше фактическое право владения участком на право собственности.

Если же ваш садовый надел – часть общей земли, ранее переданной государством объединению садоводов (товариществу, кооперативу) на правах безвозмездного срочного пользования, и получен вами в результате ее распределения между членами садоводства, то его приватизация необходима.

А это уже многоступенчатый сложный путь, который вам предстоит пройти, чтобы оформить свое фактическое право на владение конкретным земельным участком.

Порядок и условия приватизации личного земельного владения

Итак, как единственный хозяин своей земли вы можете оформить свое право на собственность на условиях «дачной амнистии» в местном отделении Росреестра, обратившись туда с соответствующим заявлением.

В эту организацию вы должны предоставить документы на садовый участок:

Свидетельство Земельного комитета или Постановление о выделении вам участка в качестве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования;

или

документ от органов местной власти, подтверждающий отсутствие какого-либо права на землю;

кадастровый план (он же паспорт) земельного участка.

Виды садоводческих объединений

Садоводческие товарищества, имеющие в своем владении общий участок земли, распределенный между его членами, бывают:

коммерческие;

некоммерческие.

Земельные участки в садовых товариществах коммерческого типа делятся их учредителями между членами данного объединения на условиях обязательных денежных взносов. То есть их цель – получение прибыли.

В то же время садовые некоммерческие товарищества (СНТ) созданы для обеспечения социально-экономических нужд граждан. Земля в таких организациях принадлежит собранию садоводов, которые распределяют ее между собой на равных правах.

По закону бесплатная приватизация участка земли гарантирована гражданам, состоящим в некоммерческом садоводческом товариществе и получившим землю в бессрочное пользование или в пожизненное владение с передачей наследникам до вступления в силу постановления о садоводческих, дачных и иных товариществах от 15 апреля 1998 г.

Порядок приватизации дачного участка в СНТ

Как правило, у землевладельцев из садовых объединений есть только один документ – книжка садовода, свидетельствующая об их членстве в товариществе или кооперативе. Но подтвердить право собственности на участок она не может.

Поэтому, чтобы приватизировать дачу, необходимо сделать следующие шаги:

Обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о просьбе предоставить в собственность земельный участок и необходимыми документами.

На основании решения органа местной власти о передаче участка в собственность садовода пройти государственную регистрацию права собственности в Росреестре.

Документы в местную администрацию

В перечень документов, необходимых муниципалитету для принятия решения по вашему вопросу, входят:

Паспорт заявителя.

Учредительные документы СНТ, заверенные нотариусом.

Описание местоположения садового участка. Документ составляется владельцем земли в свободной форме. Он должен содержать информацию о площади и территориальных границах земельного надела, который заявитель желает приватизировать.

Решение правления товарищества, включающее данные о заявителе и его садоводческом участке. Документ подтверждает как принадлежность земли заявителю, так и соответствие описания участка его реальному местоположению.

Уполномоченный орган может запросить у заявителя дополнительные документы:

акт, подтверждающий выделение земельного участка гражданину;

свидетельство о праве гражданина на пожизненное наследование и владение участком;

иной документ, подтверждающий право пользования участком;

выписку из государственного реестра о том, что СНТ является некоммерческим;

кадастровую карту приватизируемой земельной территории.

Все вышеперечисленные документы по закону должны находиться на рассмотрении муниципалитета не более двух недель. После этого (при правильном оформлении документов и отсутствии препятствий для приватизации) вы получите решение о передаче участка в личную собственность. С ним и следует обращаться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Документы в Росреестр

Перечень документов, которые потребуются государственной регистрационной службе для оформления вашего права на землю, состоит из:

заявления заявителя о регистрации;

правоустанавливающего документа – решения местной власти о предоставлении участка в собственность заявителю;

квитанции об оплате госпошлины;

кадастрового паспорта участка.

Что делать, если нет кадастрового паспорта на участок?

Без кадастрового паспорта приватизация садового участка невозможна, так как вы не сможете доказать свои права на земельную собственность, не имея документа с указанием точного адреса дачного надела, его площади, границ межевания, а также подробным чертежным планом вашего землевладения.

Кадастровый план также является важным условием для юридического оформления таких процедур, как:

купля-продажа садового участка;

строительство дома или гаража на территории земельного надела;

наследование земли;

обращение в суд;

дарение или обмен садового участка и др.

Без кадастрового паспорта перечисленные акты просто не имеют юридической силы.

Заказать кадастровый паспорт на земельный участок можно в Кадастровой палате или в МФЦ (Многофункциональном центре).

Алгоритм оформления кадастрового паспорта и необходимые документы

Обратившись в уполномоченный орган власти, вы должны выполнить следующие действия:

Составить по соответствующему образцу заявление на получение паспорта на садово-огородный участок или обратиться за помощью к регистратору и заверить личной подписью заполненный им формуляр.

Оплатить госпошлину.

Предъявить чек об оплате госпошлины и свой паспорт.

Получить расписку о предоставлении сведений из Росреестра с указанием срока готовности паспорта (максимальный срок готовности – 14 рабочих дней).

Явиться в указанный день за готовым документом на участок с собственным паспортом и распиской.

Для постановки на кадастровый учет земельного участка Росреестр запросит у вас 2 документа:

Документ, подтверждающий расположение границ участка.

Межевой план.

Важно, что Росреестр не всегда требует от садоводов производить межевание участка на местности. Кадастровый план может быть составлен, исходя из данных правоустанавливающего документа.

Межевание садового участка

Межевание земли подразумевает определение границ участка посредством их установки или восстановления и закрепления на местности. Так что если вы давно подозреваете своего соседа в посягательстве на часть вашей земли, то без межевания вам не обойтись. Кроме того, земельные участки в садовых товариществах при их организации не подвергались межеванию, поэтому данная процедура необходима, чтобы обособить ваш участок от остальной территории коллективного землевладения.

Межевание – это платная комплексная услуга, которую предоставляют геодезические компании, и длится она от 10 до 14 дней. В целом же межевой план изготавливается 1,5 месяца.

Для проведения межевания землеустроительной компании понадобятся следующие документы:

правоустанавливающий документ на землю (свидетельство о праве на землю, постановление о предоставлении земельного участка или др.);

паспорт владельца земельного участка (копия).

Возможные помехи при приватизации дачного участка от СНТ

Приватизация садового участка зачастую бывает сопряжена с массой препятствий, таких как:

Несоответствие (превышение) размеров приватизируемой территории тем, которые указаны в кадастровом паспорте.

Несовпадение реальной площади товарищеского земельного надела с указанной в его садовой книжке.

Несоблюдение внешних границ земельного участка в результате их слияния или смешения с участком иной категории или принадлежащим другому землепользователю.

Разница в данных о нынешних владельцах земли с ранее поданными представителями СНТ отчетами.

Невыполнение СНТ правил пожарной и санитарной безопасности.

Налоговые задолженности и неуплаченные административные взыскания у СНТ.

Наличие неоформленных объектов на приватизируемой территории садоводческого партнерства: бань, гаражей, колодцев, теплиц.

Нежелание части дольщиков товарищества приватизировать свои участки.

Как правильно подготовиться к приватизации участка в СНТ

Чтобы избежать различных рисков и проволочек, которые может повлечь за собой приватизация участка в садовом товариществе, рекомендуется заранее сделать следующее:

1. Посетить руководство СНТ, ознакомиться с его учредительными документами и взять себе их копии:

копию справки о правах на земельный участок;

копию той части генерального плана СНТ, в которой указано расположение вашего участка, с подписью и печатью главы садоводческого объединения;

копию членской книжки, заверенную председателем СНТ;

копию выписки из протокола общего собрания, подтверждающую ваше вступление в садоводство.

2. Воспользоваться юридической консультацией, чтобы быть в курсе всех тонкостей и подводных камней приватизации в вашем случае.

3. Узнать, не относится ли ваш участок к числу земель, не подлежащих приватизации.

Причины отказа в приватизации дачного надела

В соответствии с правовыми нормами РФ, исполнительные органы власти могут не дать разрешение на приватизацию садовой земли по следующим причинам:

Если на приватизацию данного участка установлен запрет федеральным законодательством.

Если в будущем планируется использование данного участка в каких-либо целях государством или муниципальным управлением.

Если участок убран из земельного оборота.

Платная приватизация земельных участков

Согласно положениям Земельного кодекса РФ, граждане могут приобретать землю в частное владение у государства за определенную плату. То есть оформлять право собственности на землю путем купли-продажи.

Стоимость земельного участка рассчитывает определенный государственный орган, за которым закреплен данный вид земельной собственности. (За федеральные земли отвечают федеральные органы, за собственность субъектов федерации – местная власть.)

Стоимость садовых участков для платной приватизации формируется на основании их кадастровой цены и не может ее превышать. Кадастровая стоимость устанавливается, исходя из данных кадастровой оценки определенной земельной территории.

Сроки оформления в собственность земельных участков

Процедура бесплатной приватизации является упрощенной и поэтому занимает меньше времени, чем регистрация земельной собственности за деньги. Так что при наличии у вас на руках всех необходимых документов общий срок приватизации садовых участков составит от 18 календарных дней (регистрация права собственности в Росреестре) до одного месяца (18 + 14 календарных дней – на получение разрешения на регистрацию в муниципалитете).

В отношении платного оформления земли все гораздо сложнее. Гражданин, желающий купить землю у государства, проходит несколько этапов ожидания:

14 дней на принятие решения исполнительной властью о передаче земли в собственность;

1 месяц на разработку и утверждение кадастрового паспорта соответствующими организациями;

1 неделя на заключение договора купли-продажи.

В среднем, с учетом сбора документов и необходимых приготовлений, процесс платной приватизации занимает от 6 до 9 месяцев.

Сроки проведения приватизации земельных участков

Землевладельцы, получившие право льготной приватизации земли на основании закона «О дачной амнистии» 2006 г., могут оформить дачный участок в собственность бесплатно в упрощенном порядке (без обращения за разрешением к властям). Данное распоряжение действовало до 1 марта 2015 года.

По инициативе Минэкономразвития, разработавшего поправку к основному закону, с 1 января 2015 года льготная приватизация продлена до 31 декабря 2020 года.

В целом же приватизация земельных участков (на основании купли-продажи), используемых в целях обслуживания частных жилых построек или садоводческой деятельности, по правилам существующего земельного законодательства, не имеет ограничений по времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *