Присяга президента

Действующая структура федеральных ОИВ (органов исполнительной власти) обусловлена системой этих органов. Тесная взаимосвязь понятий «системы» и «структуры» видна уже из наименования важнейшего нормативного акта – Указа президента РФ от 9.03.2004 г. № 314 » О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В связи с этим, при ответе на основной вопрос «о структуре», позволю себе несколько выйти за рамки вопроса и коснуться, существенно связанных с ним , двух вопросов «системы». В частности, роли и значения для структуры федеральных ОИВ, институтов Президента РФ и Правительства РФ.

ПРЕЗИДЕНТ РФ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

Президент РФ не входит организационно в систему какой-либо ветви власти.

Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент РФ возвышается над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти (ч2 ст80 Конституции РФ)

Но около четверти федеральных органов находятся в непосредственном подчинении Президенту РФ: министерства обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, чрезвычайных ситуаций и др. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Президент РФ обладает широкими полномочиями в области исполнительной власти, которые распространяются на все сферы государственного управления. С учетом объема полномочий Президента РФ и их характера его относят к особым субъектам административного права. Не являясь формально главой исполнительной власти, Президент РФ активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов в двух формах: НЕПОСРЕДСТВЕННО – на прямо подчиненные ему вышеперечисленные органы исполнительной власти и КОСВЕННО через Правительство РФ на остальные органы исполнительной власти.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ И ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ.

Правительство РФ – это коллегиальный орган, который возглавляет систему исполнительной власти РФ и издает административно-правовые акты от своего имени. Его деятельность определяется федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ».

В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ , Заместители Председателя Правительства РФ и Федеральные министры.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Думы. В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Думу и назначает новые выборы. Президент РФ также освобождает Председателя Правительства РФ от должности.

Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти государства и возглавляет единую систему исполнительной власти. Правовую основу деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные законы, нормативные указы Президента РФ.

Правительство возглавляет, руководит и контролирует деятельность системы федеральных органов. Эта система состоит из федеральных МИНИСТЕРСТВ и иных федеральных органов исполнительной власти. Федеральные министры назначаются назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ, а заместители федеральных министров и руководители иных органов исполнительной власти назначаются и освобождаются Правительством РФ.

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

обусловлена системой этих органов, определенной Указом Президента РФ от 9.03.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». СИСТЕМА федеральных ОИВ определяет виды федеральных ОИВ, а СТРУКТУРА определяется как перечень конкретных органов, входящих в систему ОИВ. Особенность этой системы и структуры является то, что ряд федеральных ОИВ объединены в соответствующие функциональные блоки по областям государственного управления. В структуру каждого блока входят федеральное министерство и подведомственные ему федеральные службы и федеральные агентства.

Внутри каждого блока осуществляется разделение функций ОИВ в соответствии с их системой. МИНИСТЕРСТВА, имеют подведомственные им СЛУЖБЫ И АГЕНТСТВА, в отношении которых они осуществляют координацию и контроль. Основная функция министерств – выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в определенной сфере деятельности. Основная функция федеральных служб – контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере. Основная функция федеральных агентств — оказание государственных услуг, управление госимуществом.

Сама структура федеральных ОИВ утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Данная структура состоит из трех разделов, включающих в себя перечень существующих федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

Позволю себе не перечислять все перечисленные в тексте указа органы, а ограничиться примерами. Так, в ведении Президента РФ находятся:

Федеральные министерства: МВД РФ, Минобороны РФ, МЧС РФ, Министерство иностранных дел РФ, Министерство юстиции РФ.

Федеральные службы: ФСБ РФ ( Федеральная служба безопасности РФ (бывш.КГБ), Служба внешней разведки РФ, ФСО (Федеральная служба охраны).

Федеральное агентство – Управление делами Президента РФ.

Руководители вышеуказанных федеральных ОИВ и их заместители, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агенства, подведомственные этим федеральным министерством. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ

В настоящее время Правительство руководит деятельностью 13 министерств:

здравоохранения и социального развития, образования и науки, культуры, финансов, транспорта, сельского хозяйства, энергетики, экономического развития и др. Этим министерствам подведомственны, осуществляющие свою деятельность в их сфере федеральные службы и федеральные агентства.

Так, к примеру, имеется Министерство транспорта РФ. Ему подведомственны: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральная аэронавигационная служба, а также четыре агентства: Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство воздушного транспорта и Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Руководители федеральных министерств, служб и агентств назначаются и освобождаются от должности Правительством РФ.

3. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

В этот перечень федеральных служб и федеральных агентств входят:

Федеральная таможенная служба, Федеральная антимонопольная служба, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по рыболовству и др. Всего – 9 ОИВ… .

Правила организации деятельности федеральных ОИВ по реализации их полномочий, а также по взаимодействию федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами устанавливаются регламентами федеральных министерств, иных федеральных ОИВ в соответствии с типовым регламентом, утверждаемым Правительством РФ. Данный регламент включает в себя такие вопросы, как структура и штатное расписпание федерального органа исполнительной власти, полномочия руководителей, порядок планирования и организации работы, порядок подготовки и рассмотрения проектов актов, которые вносятся в Правительство. Федеральные органы исполнительной власти могут также разрабатывать и утверждать собственные регламенты.

Дополнительно к вышесказанному позволю, опять-таки, выходя за рамки поставленного передо мной вопроса, коснуться и связанного с ним вопроса ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ.

Система и формы ОИВ в республиках определяются их Конституциями, законами и иными актами, других субъектов РФ (краев, областей, автономных округов, городов федерального значения и т.д.)- их уставами и иными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законами, и указами Президента РФ. ОИВ субъекта Федерации входят в единую систему исполнительной власти наряду с федеральными органами в пределах ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъекта. В этих пределах ОИВ субъектов образуют самостоятельный горизонтальный уровень системы исполнительной власти, который назначает их руководителей.

Высшее должностное лицо субъекта Федерации — президент, губернатор, мэр города федерального значения и т.д . Высший коллегиальный орган исполнительной власти субъекта — правительство, кабинет министров, администрация и т.д. территориальные органы органов исполнительной власти (местные органы исполнительной власти. Как правило, высшее должностное лицо субъекта Федерации одновременно является и руководителем высшего коллегиального органа исполнительной власти.

В соответствии с конституциями, уставами и иными органами субъектов Федерации в них могут создаваться территориальные органы исполнительной власти –МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

В России существует также МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – самостоятельная деятельность населения через создаваемые ею выборные и другие органы самоуправления – собрание представителей (дума, муниципальный комитет и т.п.), глава местного самоуправления (глава местной администрации, мэр, староста и т.п)… . ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ также являются субъектами административного права, но в систему ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОИВ не входят и являются самостоятельными органами управления.

Александр Лукашенко официально вступил в должность президента Белоруссии. Как сообщает государственное информагентство «БелТА», церемония инаугурации началась 23 сентября, примерно в 11.00.

Реклама

Присягу глава государства произносил на белорусском языке. После подписания акта о принесении присяги, глава ЦИК Лидия Ермошина вручила ему удостоверение президента Республики Беларусь. После клятву на верность народу и президенту принесли военнослужащие.

В своей речи после инаугурации Лукашенко заявил, что для него «вступление в должность главы государства — это прежде всего величайшая честь и колоссальная ответственность перед народом». Саму дату церемонии он назвал «днем нашей с вами победы, убедительной и судьбоносной».

«Мы не просто выбирали президента страны — мы защищали наши ценности, нашу мирную жизнь, суверенитет и независимость. И в этом плане нам предстоит еще немало сделать», — сказал он.

По словам главы государства, за последнее время граждане республики вышли на новый уровень самосознания, поскольку «выстрадали эту победу». «Остыв от горячки электоральных баталий, увидели, как взрослеет вся наша нация. И пусть Беларусь по мировым меркам совсем молодое независимое государство, но белорусы как нация уже не дети, мы — народ», — сказал он.

Кроме того, Лукашенко заявил, что цветная революция в Белоруссии провалилась, и республика оказалась возможно единственной страной, которая справилась с «вызовом неоднократно отработанных безотказных технологий уничтожения независимых государств».

«Я сделаю все для того, чтобы вы никогда не пожалели, что первым президентом нашей Беларуси был я», — заключил глава государства.

Церемония вступления Лукашенко в должность до последнего момента была окутана тайной.

Предварительного анонса мероприятия, как это принято в международной практике, не было. Сообщение об инаугурации было обнародовано в 11:30, в момент, когда церемония была в самом разгаре.

Согласно закону, торжественная церемония должна была состояться не позднее 9 октября.

При этом слухи о возможном официальном вступлении Лукашенко в должность именно в этот день стали распространяться еще накануне. Утром 23 сентября их косвенно подтвердило чрезвычайно большое скопление военных грузовиков и автобусов неподалеку от резиденции главы государства. Кроме того, после 10:00 в белорусской столице начали перекрывать центральные проспекты. Вскоре по ним проехал президентский кортеж.

В СМИ звучали предположения, что во Дворце Независимости проводится репетиция торжественной церемонии, поскольку официально подтвердить факт проведения настоящей инаугурации журналистам не удавалось.

Так, РИА «Новости», 23 сентября попросив пресс-секретаря Лукашенко Наталью Эйсмонт прокомментировать слухи о проведении инаугурации 29 сентября, получило весьма неопределенный ответ:

«Могу пока сказать только, что ближе ко времени инаугурации мы вам обязательно сообщим».

Как выяснилось впоследствии, свое обещание Эйсмонт не сдержала. Соответствующая новость с ее отказом сообщить дату церемонии была опубликована всего за два часа до инаугурации Лукашенко. На данный момент телефон представителя белорусского президента остается недоступным.

Не преуспели в установлении даты проведения инаугурации и белорусские журналисты. Издание Tut.by пыталось выяснить у потенциальных гостей церемонии, не получали ли они приглашения. Посол России в РБ Дмитрий Мезенцев, а также депутат Палаты представителей Национального собрания Белоруссии Олег Гайдукевич сообщили изданию, что о дате проведения инаугурации им ничего не известно, приглашения на мероприятие они не получали. Соответствующий материал издания был опубликован за 15 минут до начала церемонии.

Традиционно на церемонии присутствуют все депутаты Национального собрания, члены Совета Республики, представители дипломатического корпуса и зарубежные гости. В 2015 году на церемонии присутствовали около тысячи человек.

В этом году, по информации «БелТА», инаугурацию посетили несколько сотен гостей.

«В их числе высшие должностные лица, депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики, руководители государственных органов и организаций, местных исполнительных и распорядительных органов, республиканских средств массовой информации, деятели науки, культуры и спорта», — говорится в сообщении агентства.

С учетом заявления Гайдукевича о том, что он не получал приглашение на инаугурацию, можно предположить, что либо на церемонии присутствовали не все депутаты, либо их собрали во Дворце Независимости в самый последний момент.

При проведении инаугурации были допущены и законодательные нарушения. Как указывает Tut.by, согласно закону «О Президенте Республики Беларусь», церемония принесения присяги транслируется по республиканскому телевидению и радио. Тем не менее, государственные телеканалы «Беларусь 1» и ОНТ, согласно опубликованным программам телепередач, в момент проведения церемонии показывали сериалы.

О проведении церемонии не знали и международные партнеры Минска. Как сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, Кремлю не было известно об инаугурации. «Я здесь предпочту никак не комментировать, ибо это абсолютно суверенное внутреннее решение белорусского руководства», — добавил он.

Вполне вероятно, что тайный характер инаугурации связан с желанием властей предотвратить массовые акции противников бессменного президентства Александра Лукашенко.

В любом случае, оппозиция вряд ли признает законность этой церемонии. Один из членов президиума Координационного совета белорусской оппозиции Павел Латушко охарактеризовал последние события как «спецоперацию по проведению инаугурации».

«Под охраной ОМОН, в обстановке тайны и секретности, в узком кругу спешно свезенных чиновников. Где ликующие граждане? Где дипломатический корпус? Честно говоря, это больше напоминает воровскую сходку для коронации очередного вора в законе», — сказал он.

Выборы президента Республики Беларусь состоялись 9 августа. По официальным данным республиканского ЦИК, действующий глава государства набрал 80,1% голосов при явке в 84,28%. Его главный оппонент, не участвовавшая до сих пор в политике жена оппозиционного блогера Светлана Тихановская набрала 10,12% голосов.

Официальные данные спровоцировали волну народного возмущения. С вечера 9 августа люди, уверенные в том, что результаты выборов были сфальсифицированы, начали массово выходить на улицы. Протестные акции жестко пресекаются силовиками. Тем не менее, самые масштабные в истории республики протесты продолжаются до сих пор.

Последняя редакция Статьи 82 Конституции РФ гласит:

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 82 КРФ

1. Вступление в должность Президента РФ связано с принесением им присяги народу. Принесение присяги Президентом России имеет важное юридическое значение. Это торжественный акт, призванный удостоверить легитимность Президента, избранного народом, символизирующий особый статус высшего должностного лица, его ответственность перед обществом. Присяга, с одной стороны, обязывающая Президента клятва перед народом верно служить ему, а с другой — юридически значимый документ, на который в своих решениях ссылается Конституционный Суд; присяга также правовой указатель, с которого начинается отсчет времени президентства конкретного лица: с момента принесения присяги Президент вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия и исполняет обязанности до момента принесения присяги вновь избранным Президентом (ч. 1 ст. 92 Конституции).

Если во время нахождения Президента на своей должности принимается новая Конституция, содержащая иной текст присяги, повторно присяга, по общему правилу, не приносится. Так было и при вступлении в силу Конституции 1993 г., хотя в ней содержится текст присяги, словесно отличающийся от того текста, который был произнесен на основе Конституции 1978 г. (в ред. Закона от 24 мая 1991 г.//Ведомости РСФСР. 1991. N 22. Ст. 776). На вновь принятой Конституции действующий в то время Президент не присягал. Это в основном может быть объяснено тем, что в соответствии с п. 3 раздела второго Конституции «Заключительные и переходные положения» Президент продолжал исполнять обязанности после принятия новой Конституции, вплоть до июня 1996 г. Президент, избранный повторно на новый срок, приносит присягу.

Текст присяги Президента включает особые формулировки, отражающие в общей, концентрированной форме содержание полномочий Президента. Произнося присягу, Президент клянется при осуществлении своих полномочий уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, Конституцию, суверенитет и целостность государства, верно служить народу.

Следует отметить, что положение присяги об обязанности уважать и защищать Конституцию корреспондирует ее ст. 15 (ч. 2) и 90 (ч. 3), обязывающим Президента соблюдать также и федеральные законы, поскольку таким способом Конституции придается особое значение как символу государства и власти народа. Кроме того, требование соблюдения законов — требование самой Конституции. После того как Президент принес присягу, исполняется Государственный гимн.

2. Присяга приносится в торжественной обстановке, в Кремле; акт принесения присяги широко освещается средствами массовой информации. Конституция в качестве обязательного условия церемонии предусматривает присутствие членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей Конституционного Суда. Однако не требует кворума указанных трех органов. На практике торжественный акт присяги происходит при максимуме собравшихся лиц.

В России присяга Президента, как и присяга судей Конституционного Суда и Генерального прокурора (по этому вопросу см. ст. 177 и 184 Регламента Совета Федерации), носит светский характер и приносится на Конституции. Приводит к присяге Президента Председатель Конституционного Суда, который объявляет избранного Президента вступившим в должность.

В понедельник, 20 мая, в 10 часов утра начнется торжественное заседание Верховной Рады, на котором принесет присягу новоизбранный президент Владимир Зеленский.

Украинское законодательство подробно описывает эту процедуру.

В частности, действующий сегодня порядок парламент принял еще в 2004 году.

Откроет заседание Рады, как и всегда, ее глава Андрей Парубий, а транслировать событие должно «Суспильне» на собственных и всех других общенациональных телеканалах.

Сначала в зале парламента выполняется государственный гимн, и только после этого спикер сообщает о гостях инаугурации и предоставляет слово главе Центральной избирательной комиссии.

Эту должность сейчас занимает Татьяна Слипачук, и именно она объявит результаты выборов, на которых Зеленский одержал победу.

Следующим выступает глава Конституционного суда, который должен подтвердить, что новый президент выполнил все требования закона, и ничего не мешает ему принять присягу.

Если бы инаугурация состоялась всего на неделю раньше, к присяге Зеленского приводил бы Станислав Шевчук. Однако 14 мая коллеги уволили его якобы из-за существенных дисциплинарных нарушений. Несмотря на слухи, что таким образом может быть сорвана инаугурация, в тот же день суд избрал нового руководителя – Наталью Шапталу.

Именно она должно пригласить Зеленского к трибуне Верховной Рады и вручить ему текст присяги.

Обещание служить украинскому народу новоизбранный президент должен объявлять, положив руку на Конституцию и, по желанию, на Пересопницкое Евангелие.

Законодательство дословно определяет, что именно должен впервые сказать Зеленский на новой должности. Эту присягу, подписанную новым президентом, потом отдадут главу Рады:

«Я, Зеленский Владимир Александрович, волей народа избранный Президентом Украины, вступая на этот высокий пост, торжественно присягаю на верность Украине. Обязуюсь всеми своими делами защищать суверенитет и независимость Украины, заботиться о благе Отчизны и благосостоянии Украинского народа, отстаивать права и свободы граждан, соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, исполнять свои обязанности в интересах всех соотечественников, повышать авторитет Украины в мире».

После принесения присяги Зеленский вступает на пост, о чем сообщит руководитель Конституционного суда. Она вручит новому главе государства символы власти: булаву, гербовую печать и знак.

Руководительница Центризбиркома передаст победителю выборов удостоверение президента.

Теперь ему останется провозгласить с трибуны парламента инаугурационную речь и ожидать завершения заседания уже в президентском кресле, рядом с которым расположен флаг, или штандарт, главы государства.

После того, как спикер Верховной Рады закроет заседание и снова прозвучит государственный гимн, экс-шоумен Зеленский выйдет из парламентского зала уже в качестве президента.

Напомним:

  • 16 мая Верховная Рада назначила инаугурацию Владимира Зеленского на 20 мая, хотя он сам требовал выбрать 19 мая.
  • Команда Зеленского планирует инициировать роспуск Верховной Рады для досрочных выборов парламента. Последний срок, когда новый президент сможет распустить парламент – 27 мая.
  • Однако, 17 мая фракция «Народный фронт» вышла из парламентской коалиции, из-за чего она перестала существовать. На формирование новой коалиции отводится 30 дней.
  • Таким образом, в течение 30 дней новый президент не сможет распустить парламент на основании отсутствия коалиции, потому что будет длиться создание новой.
  • В то же время, у Зеленского считают, что коалиции в украинском парламенте не было уже давно.

«Я увидел людей в деле, понял, что не только меня, но и наш народ окружают патриоты», — добавил президент. «Пусть Беларусь по мировым меркам совсем молодое независимое государство, но белорусы как нация уже не дети, мы — народ», — сказал он.

Белорусские власти до последнего момента не называли официальную дату инаугурации. По закону новый президент должен вступить в должность не позднее чем через два месяца после оглашения официальных результатов выборов. В этом году срок истекает 9 октября.

РБК обратился за комментарием к пресс-секретарю президента Белоруссии Наталье Эйсмонт.

БелТА указывает, что на церемонии инаугурации присутствовали несколько сотен человек: высшие должностные лица, депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики, руководители государственных органов и организаций, деятели науки, культуры и спорта.

Видео: Пул Первого/Telegram Video

Издание Tut.by ранее утверждало, что о назначении инаугурации на 23 сентября не знали даже некоторые министры, хотя, например, в 2015 году вступление Лукашенко в должность посетили около 1 тыс. человек: члены правительства, депутаты, зарубежные гости. Присутствовали там в том числе лидер КПРФ Геннадий Зюганов и бывший президент Украины Леонид Кучма.

«По нашей информации, представители дипломатических миссий на инаугурацию не приглашались. Соответственно, в адрес посольства приглашений не поступало», — заявили РБК в пресс-службе посольства России в Белоруссии.

В координационном совете белорусской оппозиции произошедшее назвали «спецоперацией по самоинаугурации»: «Под охраной ОМОН, в обстановке тайны и секретности, в узком кругу спешно свезенных чиновников. Очевидно, что Александр Лукашенко — президент исключительно ОМОНа и горстки завравшихся чиновников».

Лукашенко вступил в должность президента Белоруссии в шестой раз подряд. По данным ЦИК Белоруссии, на выборах в августе его поддержали более 80% избирателей. Итоги голосования не признала белорусская оппозиция, которая считает, что победителем стала Светлана Тихановская.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *