Принципы международного экологического права

1. Понятие и сущность международного права окружающей среды. Экологические проблемы как часть глобальных проблем современности. Общая характеристика МПОС. Договор как источник МПОС. Обычай как источник МПОС. Вспомогательные источники МПОС. Роль актов «мягкого права». Руководящие принципы поведения государств. Принцип охраны окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды. Принцип суверенитета государств над природными ресурсами, расположенными в пределах его территории. Принцип «загрязнитель платит».

2. Концепции экологической безопасности и устойчивого развития. Понятие экологической безопасности. Правовое содержание принципа экологической безопасности. Принцип равной экологической безопасности для всех стран. Специальные соглашения о предварительном уведомлении в экологически чрезвычайных ситуациях. Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г. Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию. Ее деятельность. Концепция устойчивого развития. Международная комиссия устойчивого развития. Современная международно-правовая интерпретация устойчивого развития.

3. Международные организации и конференции и орган ООН, обладающий признаками международной организации (ЮНЕП).
3.1. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Ее правовой статус. Деятельность специализированных организаций ООН. Структура ЮНЕП. Совет управляющих. Директор-исполнитель. Секретариат. Добровольный фонд ЮНЕП. Предметные области деятельности ЮНЕП. Населенные пункты и здравоохранение. Экосистемы суши. Окружающая среда и развитие. Океаны. Энергия. Стихийные бедствия. Функциональные задачи ЮНЕП. Программный подход. Глобальная система наблюдения (ГСН) и ее компоненты – глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Международный регистр потенциально токсичных химических веществ (МРПТХВ). Международная справочная система источников информации по окружающей среде (МСС ИНФОТЕРРА). Центры программной деятельности.
3.2. Содействие прогрессивному развитию МПОС.
3.3. Центр срочной экологической помощи ООН.
3.4. Роль и место международных неправительственных организаций. Международный союз охраны природы и природных ресурсов. (МСОП). Всемирный фонд дикой природы (ВВФ).
3.5. Международные конференции. Конференция ООН по проблемам окружающей среды (Стокгольм, 1972). Решения конференции. Декларация принципов. План мероприятий. Организационно-финансовые решения. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). Документы, принятые конференций. Повестка дня на XXI век. Декларация об окружающей среде и развитии. (Doc. UN F/Conf/ 151/PC/WG/111/L33/Rev/1) МЖМП №4.1992. Заявление по принципам для глобального консенсуса по рациональному использованию, сохранению и устойчивому развитию всех типов лесов. (Doc. UN A/Conf/151/6/Rev/1) МЖМП №4. 1992.
3.6. Рамочная конвенция об изменении климата. История создания РКИК. Органы РКИК. Цель, принципы и обязательства по конвенции.
3.7. Киотский протокол. Политика и меры. Механизмы гибкости протокола и управление деятельностью по протоколу. Механизмы международной передачи разрешений на выбросы. Целевые экологические инвестиции, принципы и процесс разработки, ключевые параметры. Создание в России системы контроля за выбросами парниковых газов. Инвентаризация выбросов и подходы к управлению выбросами. Значение протокола для экологии. Экологические последствия обязательств по протоколу. Механизм чистого развития.
3.8. Сохранение биологического разнообразия. Определения. Основные принципы. Приоритеты в области сохранения видов. Общие меры по сохранению. Конкретная деятельность в области сохранения. Международное сотрудничество. Сотрудничество в области сохранения биоразнообразия в СНГ. Развитие сети ООПТ (особо охраняемых природных территорий).

4. Мирные средства урегулирования экологических споров. Ответственность за ущерб окружающей среде. Решение споров, возникающих в связи с трансграничным загрязнением окружающей среды. Переговоры как основное средство решения споров. Арбитражные и судебные решения. Камера по экологическим вопросам международного суда ООН. Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд). Проблема ответственности за деятельность в области окружающей среды. Принцип ответственности за ущерб окружающей среде. Проект статей КМП о предотвращении трансграничного ущерба, возникающего в связи с опасными видами деятельности. Международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом. Решения компенсационной комиссии по Ираку.

5. Международно-правовое регулирование экологических последствий вооруженных конфликтов. Нормы, направленные на защиту окружающей среды во время военных действий. Сравнительно-правовой анализ толкования терминов «широкие», «долгосрочные» и «серьезные» последствия по конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. и Дополнительному протоколу 1977 г. Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Экологическое оружие (понятие, виды, специфика). Понятие геофизической войны. Война в Индокитае. Экологические последствия агрессии Ирака против Кувейта. Преступления против окружающей среды. Экоцид. Марецид. Конференции по обсуждению данного корпуса норм – Лондон – 1991, Оттава – 1991, Мюнхен – 1991. Природные ресурсы как источник возможных военных конфликтов.

6. Окружающая среда и разоружение. Воздействие оружия массового уничтожения на окружающую среду. Хранение, транспортировка и уничтожение оружия массового уничтожения и охрана окружающей среды. Взаимосвязь разоружения и решения проблемы охраны окружающей среды. Экологические проблемы и соглашения в области ограничения вооружений. Проблема сокращения и ликвидации различных видов ОМУ. Вопрос переориентации природных ресурсов с военного на мирное использование.

7. Международно-правовая охрана морской среды. Принцип охраны морских живых ресурсов. Деятельность ИМО по охране морской среды. Вопросы охраны морской среды в конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Протокол 1992 г. об изменении международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969г. и Протокол 1992 г. об изменении международной конвенции о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года. Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью в результате разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна 1976 г. Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г.

8. Охрана окружающей среды Арктики и Антарктики. Охрана окружающей среды в Арктике. Охрана окружающей среды в Антарктике.

9. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и космического пространства. Международно-правовая охрана озонового слоя Земли. Международно-правовая защита космической окружающей среды. Региональное сотрудничество в области трансграничного загрязнения воздуха. Принцип предотвращения трансграничного ущерба окружающей среде.

10. Охрана животного и растительного мира и вопросы торговли и международно-правовой охраны окружающей среды. Охрана памятников природы. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений. Охрана мигрирующих видов. Комитет по торговле и развитию и комитет по торговле и окружающей среде ВТО. Соглашения, заключенные под эгидой ВТО, относящиеся к проблеме окружающей среды и торговли (Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм). Соглашение ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС) и Конвенция о биологическом разнообразии. Соглашение ТРИПС и сельское хозяйство. Экологическая оценка торговых соглашений ( в т.ч. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Роттердамская конвенция о процедуре предварительно обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (ПОС). Экологические аспекты региональных торговых соглашений (НАФТА, Европейский Союз, МЕРКОСУР). Деятельность Всемирного банка в области охраны окружающей среды.

11. Региональное сотрудничество. Международно-правовая охрана земель, вод и воздуха. Международно-правовое региональное сотрудничество в области защиты и сохранения морской среды. Сотрудничество в области охраны трансграничных водотоков и международных рек (на примере Рейна и Дуная). Принцип международного природоохранительного сотрудничества. Сотрудничество России с ЕЭК ООН. Экологическое сотрудничество в рамках международных организаций (ОБСЕ, Европейском Союзе, Совете Европы, СНГ). Трансграничное воздействие на окружающую среду. Принцип оценки трансграничных последствий планируемой деятельности. Принцип предосторожности. Принцип предварительной оценки воздействия на окружающую среду. Сотрудничество в области информации. Принцип обмена информацией об экологической ситуации. Сотрудничество в области флоры и фауны.

12. Разработка энергоресурсов и охрана окружающей среды. Суверенитет над энергетическими ресурсами и экологические аспекты. Энергетическая эффективность и охрана окружающей среды. Улучшение качества окружающей среды за счет реформирования системы ценообразования на энергию.

Принципы международного экологического права — это основополагающие нормы и концепции, отражающих общую позицию субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов, касающихся экологии, природопользования и охраны окружающей среды. Принципы олицетворяют итоги предшествующей эволюции международного экологического права и оказывают знаковое влияние на его последующее развитие.

Принципы играют важную роль в международном экологическом праве, которое само по себе является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей международного публичного права. Они определяют основные стандарты международного экологического права и его институтов, служат руководством по интерпретации и критерием законности соответствующих правовых норм, заполняют пробелы позитивного права.

Отличительной чертой нынешнего состояния международного экологического права является широкое использование необязывающих международных соглашений. Соглашения подобного рода упрощают ведение переговоров и внесение в тексты договоров поправок, требующихся в свете новых проблем, где научные знания и общественное мнение является основными факторами, стимулирующими принятие неотложных мер. Принципы необязательного характера способствуют росту международного сотрудничества в сфере экологического права и прямо или косвенно указывают новые направления для развития международного публичного права.

Принципы международного экологического права находят свое воплощение в национальных конституциях и законодательных актах государств, применяются и подкрепляются в международной и национальной судебной практике.

В настоящее время практически все основные международные природоохранные инструменты, обязательного и рекомендательного характера, разрабатываются и принимаются с учетом на данных принципов.

Формирование экологического права в ходе последних десятилетий вело к появлению все возрастающего числа концепций, принципов и международно-правовых норм, касающихся различных вопросов охраны окружающей среды. Основная причина, почему принципы стали играть столь заметную роль, связана с причинами возникновением и процессом развития международного экологического права. Экологическое право развивалось в основном разрозненно, без систематического подхода, в качестве отдельных мер реагирования на конкретные экологические вызовы и угрозы.

В самом деле, в случае ЮНЕП потребовалось десять лет прежде чем 1982 года удалось договориться о принятии первой программы по окружающей среде, часто называемой Программа Монтевидео I. После этого Советом управляющих подготавливались и принимались подобные программы на каждые последующие десять лет: Программа Монтевидео II в 1993 году, Программа Монтевидео III в 2001 году, Программа Монтевидео IV в 2009 году.

Существует множество международных площадок и разных международно-правовых инструментов, касающихся определенных экологических проблем. В связи с чем не стоит удивляться, почему принципы и концепции приводятся и повторяются в столь большом количестве обязательных и необязательных международных соглашений.

Особое значение имеют принципы, утвержденные на двух конференциях ООН: Конференции по проблемам окружающей человека среды в 1972 г. и Рио-де-Жанейрская конференция по окружающей среде и развитию в 1992 г. Результатом работы этих конференция явилось принятие деклараций («Стокгольмской декларации 1972» и «Декларации Рио 1992», соответственно), представляющих собой свод принципов.

Стокгольмская декларация содержит двадцать шесть, а Декларация Рио двадцать семь принципов международного экологического права, которыми должно руководствоваться международное сообщество в своем стремлении встать на путь устойчивого развития.

Среди важнейших принципов международного экологического права можно выделить следующие:

  • Забота о людях.
  • Неотъемлемый суверенитет государств над своими природными ресурсами и ответственность за причинение вреда окружающей среде других государств и международных территорий.
  • Сохранение, защита и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.
  • Сокращение нерациональных моделей производств и потребления и поощрение демографической политики.
  • Планирование, контроль и управление в отношения использования ресурсов окружающей среды.
  • Меры по охране окружающей среды не должны представлять собой средства дискриминации и ограничения международной торговли.
  • Предотвращение переноса экологически вредных производств в другие страны.
  • Предосторожность.
  • Загрязнитель должен покрывать издержки от загрязнения.
  • Обмен информацией о стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, имеющих негативные трансграничные последствия для окружающей среды, и оказание помощи пострадавшим государствам.
  • Решение экологических споров только мирным путем.
  • Распространение среди населения знаний, касающихся необходимости охраны и улучшения окружающей среды.
  • Поддержка на национальном и международном уровне научно-исследовательских работ, связанных с проблемами окружающей среды.

Правовой статус принципов международного экологического права весьма разнообразный и является спорным вопросом между государствами. Некоторые принципы прочно утвердилось в международном праве, в то время как другие только начали получать всеобщее признание. Некоторые принципы представляют собой скорее политические заявления, рекомендательного или декларативного характера, которые не порождают никаких юридических прав и обязанностей.

Во многих случаях трудно установить точные критерии или правовой статус конкретного принципа. Порядок, в котором должен применятся каждый принцип к определенному виду деятельности или инциденту, как правило, приходится рассматривать применительно к фактам и особенностям данного дела, принимая во внимание все сопутствующие специфические обстоятельства. Юридические последствия действия норм и принципов международного экологического права могут существенным образом варьироваться в зависимости от той или иной правовой системы.

Основу правового регулирования международных экологических отношений составляют как общепризнанные принципы общего международного права, которые в силу своей императивности и универсальности сохраняют свою регулятивную функцию и в этой специальной области деятельности, так и специальные принципы международного экологического права.

Фрагментация международного экологического права, отсутствие единого универсального кодифицирующего акта привели к расхождениям в оценке доктриной международного права количества и качества специальных принципов данной отрасли.

В настоящее время отраслевые принципы международного экологического права наиболее полно неофициально кодифицированы в проекте международного договора, получившего название проект Международного пакта по окружающей среде и развитию 1995 г. В основу проекта Пакта положены договоры и обычаи в области международного экологического права, а также положения Стокгольмской декларации 1972 г., Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. (далее – Декларация Рио) и Всемирной Хартии природы 1982 г.

Проект Пакта содержит указание на девять таких принципов:

  • 1) обеспечение соблюдения конституционных экологических прав человека. Этот принцип не имеет прямого действия и зависит от того, какие конкретные экологические права человека закреплены в конституциях и конституционных актах государств. Поэтому данный принцип в отношении конкретного государства следует толковать так: что предусмотрено вашей Конституцией и конституционными законами в отношении экологических прав человека, то и соблюдайте;
  • 2) недопустимость нанесения трансграничного ущерба окружающей среде. Данный принцип является центральным системообразующим принципом международного экологического права. Его нормативное содержание раскрывается в принципе 21 Стокгольмской декларации 1972 г. и в принципе 2 Декларации Рио: «Государства… несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции». Суть рассматриваемого принципа заключается в том, что в случае угрозы причинения ущерба окружающей среде должны быть приняты все меры но предотвращению такого ущерба. Любая деятельность, которая может повлечь такой ущерб, должна быть прекращена.

Уточнение в понимание этого принципа внес казус с японским рыболовецким траулером «Фукуру-Мару» («Счастливый дракон»), имевший место 1 марта 1954 г., который распространил трансграничность на ситуации, не связанные с перемещением поллютантов именно через государственные границы;

  • 3) экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов. В самом общем виде юридическое содержание данного принципа раскрывается в нормах «мягкого» международного экологического права следующим образом: рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами; сохранение эксплуатируемых природных ресурсов на оптимальном уровне, т.е. на уровне, при котором обеспечивается их неистощительное использование; научно обоснованное управление живыми ресурсами. В соответствии с рассматриваемым принципом государства вправе распоряжаться ресурсами своей территории только в пределах стандартов экологической безопасности. Устойчивое развитие следует понимать как развитие в согласии с требованиями законов устойчивости биосферы, в пределах того коридора (хозяйственной емкости биосферы, а в локальных и региональных случаях – хозяйственной емкости соответствующих экосистем), который предопределен для цивилизации ограничениями и запретами, вытекающими из этих законов;
  • 4) недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды. Распространяет свое действие как на мирную, гак и на военную области использования радиоактивных веществ (ядерной энергии). Государства не должны осуществлять ввоз и вывоз средств потенциального радиоактивного заражения без принятия должных (надежных) средств радиоактивной безопасности. Юридическое содержание данного принципа раскрывается в Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г., Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., Конвенции о ядерной безопасности 1994 г., Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами 1997 г. и стандартах МАГАТЭ;
  • 5) защита экологических систем Мирового океана. Юридическое содержание данного принципа сводится к обязанности всех государств «защищать и сохранять морскую среду» (ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Международные нормы и стандарты по предотвращению загрязнения с судов в открытом море, включая исключительные экономические зоны, разрабатываются самими государствами, а обеспечение таких норм и стандартов в исключительной экономической зоне преимущественно, а в открытом море – полностью относится к юрисдикции государства флага;
  • 6) запрет военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Своим появлением данный принцип обязан принятию в 1976 г. Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и принятию в 1977 г. Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. Он обязывает государства при ведении военных действий проявлять заботу «о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба» (ст. 55 Протокола); запрещает использование методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде, а также преднамеренное управление «природными процессами – динамикой, составом или структурой Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космическим пространством» (ст. 2 Конвенции) в целях нанесения ущерба вооруженным силам противника, гражданскому населению противостоящего государства, его городам, промышленности, сельскому хозяйству, транспортным и коммуникационным сетям или природным ресурсам. Отдельные элементы рассматриваемого принципа раскрываются в Протоколе III «О запрещении или ограничении применения зажигательного оружия» к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 г., а также в ряде разоруженческих конвенций, документах «права Гааги» и некоторых других международных договорах;
  • 7) обеспечение экологической безопасности. Его основу составляет теория экологического риска – определение уровня приемлемого риска с его непременным учетом при установлении себестоимости продукции и услуг. Под приемлемым риском понимается такой уровень риска, который оправдан с точки зрения экономических и социальных факторов, т.е. приемлемый риск – это риск, с которым общество в целом готово мириться ради получения определенных благ в результате своей деятельности. В настоящее время данный принцип представляет собой скорее цель, к которой должно стремиться мировое сообщество, чем реально действующий принцип;
  • 8) международно-правовая ответственность государств за ущерб, причиненный окружающей среде. В соответствии с данным принципом государства обязаны возместить ущерб окружающей среде, причиненный как в результате нарушения ими своих международных обязательств, так и в результате деятельности, не запрещенной международным правом. Сложившаяся практика государств в этом вопросе получила отражение в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН от 06.12.2007 № 62/68 «Рассмотрение вопроса о предотвращении трансграничного вреда от опасных видов деятельности и распределении убытков в случае такого вреда» и от 04.12.2006 № 61/36 «Распределение убытков в случае трансграничного вреда, причиненного в результате опасных видов деятельности» (подробнее см. параграф 22.11);
  • 9) предосторожный подход, или предосторожность. В самом общем виде данный принцип сформулирован в Декларации Рио следующим образом: «В целях защиты окружающей среды государствами согласно их возможностям широко применяется осторожный подход. В тех случаях, когда существует угроза нанесения серьезного или невосполнимого ущерба, нехватка полных научных данных не должна служить причиной отсрочки принятия дорогостоящих мер но прекращению деградации окружающей среды» (принцип 15). Иными словами, отсутствие достаточной научной информации не должно использоваться в качестве основания для того, чтобы откладывать или не принимать меры по сохранению и защите окружающей среды. Он направлен на переориентацию международного природоохранного сотрудничества с реагирования на уже случившиеся неблагоприятные для окружающей среды события на их предотвращение и предупреждение.

Приведенный перечень специальных (отраслевых) принципов международного экологического права по смыслу ст. 38 Статута Международного Суда ООН представляет собой консолидированное мнение наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву. Это, однако, не снимает с повестки дня обсуждение различных доктринальных подходов к составлению списков специальных (отраслевых) принципов международного экологического права.

Так, профессор К. А. Бекяшев выделяет 15 принципов международного экологического права.

Н. А. Соколова исходит из того, что норма, содержащаяся в специальном принципе, должна определять его содержание, иметь существенное, основополагающее значение для регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды, находить постоянное применение в практике государств, в том числе при разрешении споров, содержаться не только в преамбуле, но и в основном тексте договора, рассматриваться доктриной в качестве полноценной международно-правовой нормы. Она особо выделяет: принцип общей, но дифференцированной ответственности; принцип предосторожного подхода; принцип «загрязнитель платит»; принцип непричинения ущерба окружающей среде за пределами национальной юрисдикции; принцип международного природоохранного сотрудничества.

Что касается зарубежных авторов, то, например, Ф. Сандс относит к наиболее значимым принципам международного экологического права равенство между поколениями, устойчивое использование, равное использование и интеграцию.

A. Кисс и Д. Шелтон особое внимание уделяют принципу непричинения вреда за пределами национальной юрисдикции, принципу международного сотрудничества, принципу предосторожного подхода, принципу «загрязнитель платит», обязанности всех государств сохранять окружающую среду, обязанности оценивать воздействие на окружающую среду, обязанности осуществлять мониторинг состояния окружающей среды, обеспечивать доступ общественности к информации о состоянии окружающей среды и участие в принятии решений.

B. Лэнг выделяет существующие принципы (например, принцип ответственности за ущерб окружающей среде), формирующиеся принципы (право на здоровую окружающую среду, предупреждение других государств, в случае возможного экологического воздействия), потенциальные принципы (принцип общей, но дифференцированной ответственности).

Наконец, Д. Хантер, Дж. Сальзман и Д. Залке объединяют принципы международного экологического права в несколько групп: принципы, определяющие общие подходы к окружающей среде; принципы, относящиеся к трансграничным вопросам сотрудничества в сфере окружающей среды; принципы, способствующие развитию национального законодательства в области окружающей среды; принципы международного управления в сфере окружающей среды.

Приведенный спектр мнений отечественных и зарубежных специалистов относительно каталога специальных (отраслевых) принципов международного экологического права наглядно демонстрирует тенденцию к сближению существующих научных подходов, что прослеживается, в частности, в повторяемости некоторых из них. Некоторые из авторов, как, например, К. А. Бекяшев, справедливо обнаруживая, по-видимому, общие черты в правовом режиме космического пространства и окружающей среды, заимствуют формулировки некоторых специальных принципов международного экологического права из международного космического права. Данное обстоятельство недвусмысленно указывает на тот факт, что вычленение специальных (отраслевых) принципов международного экологического права, равно как и точная формулировка их юридического содержания, являются чрезвычайно сложной теоретической проблемой, пока еще далекой от успешного разрешения.

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Экологическое право » Международное экологическое право

Международное экологическое право создало условия для рационального использования ресурсов и сохранения природных источников путем объединения возможностей и сил ряда стран. Какие нормативные источники создают базу для регулирования межгосударственных связей в этой области и какие принципы заложены мировым сообществом в целях создания мер для поддержания благоприятного экологического состояния земли, рассказано в этой статье.

Понятие и предмет международного экологического права

Международное экологическое право – это совокупность норм в области регулирования отношений по охране окружающей среды, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов. Активное развитие международного экологического права отмечается с XIX века в связи с резким ухудшением состояния природы на Земле.

Объект отрасли составляет комплекс мер по поддержанию достойного уровня экологической безопасности на земле для сохранения здоровья каждого человека и населения в целом. На международном уровне подлежит контролю состояние Мирового океана, атмосферы, природных заповедников, парков и других комплексов, представителей растительной флоры и фауны, животного мира.

Принципы международного экологического права

Международная деятельность в области охране окружающей среды основана на следующих принципах:

  • Природа является достоянием и объектом защиты для всего человечества. Данное положение реализуется в том, что нормы международного права должны исполняться на всех уровнях, как интернациональном, так и в отдельном государствах.
  • Гарантия суверенитета страны по использованию ресурсов, находящихся на их территории. Каждое правительство вправе устанавливать собственный режим добычи, разработки месторождений, а также применение конкретных мер по защите окружающей среды.
  • Объекты окружающей среды, находящиеся в совместном пользовании, на которую не распространяется власть определенного государства и они находятся за пределами государственных границ, находится в распоряжении всего человечества. Это положение закреплено в ряде международных документов, например, Договоре о космосе (1967 г.) и Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.).
  • Свобода на научные исследования. Принцип подразумевает, что дискриминация по проведению научной деятельности в мирных целях запрещена.
  • Рациональное использование природных ресурсов. Этот принцип закрепляет необходимость рационального управления природными источниками с учетом сохранения безопасной экологической обстановки.
  • Предотвращение причинения вреда окружающей среде.
  • Запрет на применение любыми государствами оружия, способного причинить существенный вред природе и здоровью людей.
  • Принцип ответственности за нанесение вреда окружающей среде на международном уровне путем привлечения к компенсации материального ущерба и восстановлению состояния экологии. Ответственность предусмотрена за нерациональное использование природных ресурсов, к примеру, в Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами (1993 г.).

Источники международного экологического права

Документальную основу международного регулирования в сфере охраны окружающей среды составляют: обычаи, сложившиеся на международном уровне, и договоры между несколькими странами. Также, существуют в мировой практике обычные нормы, возникшие в связи с применением решений международными трибуналами по делам о возмещении экологического ущерба.

Международные соглашения бывают следующих видов:

  • универсальные – в них принимает участие большинство стран мира или значительная их часть;
  • двух- и трехсторонние – регламентируют вопросы, затрагивающие интересы двух или трех стран;
  • региональные – характерны для определенных территорий, объединений или союзов, к примеру, стран ЕС.

Наибольшую значимость в международном экологическом праве приобрели:

  • Венская конвенции об охране озонового слоя (1985 г.);
  • Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.);
  • Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.).

Законотворчество ряда государств, ограниченного международными соглашениями, определяется организациями на мировом уровне. На конференциях, в которых участвуют большинство стран, принимаются решения по использованию объектов окружающей среды с целью недопущения негативного воздействия человечества на окружающую среду.

Результатом созыва подобных совещаний и конференций становится принятие деклараций. Важное значение для сохранения мировых природных источников имеют:

  • Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.)
  • Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (1992 г.)
  • Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию (2002 г.).

В общей системе норм международного экологического права важное место занимают резолюции международных организаций и конференций, которые прокладывают путь позитивному праву. В качестве примера: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1980 г. «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений» и Всемирная хартия природы 1982 г.

На региональном уровне действуют:

  • Конвенция о защите Черного моря от загрязнений (1992 г.);
  • Конвенция о защите реки Рейн от загрязнения химическими веществами (1976 г.).

Двухсторонние акты обычно регламентируют порядок пользования и осуществления мониторинга состояния природных ресурсов, находящихся в совместном владении. К примеру, это могут быть бассейны пресноводной воды, морские акватории и др. К ним относятся:

  • Соглашение о пограничных реках между Финляндией и Швецией 1971 г. и др.);
  • Соглашение между правительством России и правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере (1992 г.).

С целью единообразного применения норм международного экологического права во всем мире предлагается упорядочить законодательство в этой сфере. Подобные предложения неоднократно поступали в рамках выполнения Программы ООН по окружающей среде. Объединенный документ позволил бы систематизировать действующие акты, регулирующие отношения государств, создать базу для принятия решений на национальном уровне, закрепить принципы защиты природы от пагубного воздействия человека, использующего ресурсы для удовлетворения жизненных потребностей.

Соотношение международного экологического права и национального права России

Согласно Конституции РФ международные нормы имеют приоритетное значение при реализации законных решений на территории России. Это положение реализуется следующим образом:

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ содержит норму об осуществлении международного сотрудничества в регулируемой области.

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» включает ссылки на международные источники. В законе установлен приоритет сохранения среды обитания для популяций и особое внимание уделяется охране указанных мест на территориях свободной экономической зоны.

Решения, принятые представителями мирового сообщества, реализуются на местном уровне. В частности, принимаются федеральные законы о введении в действие и применении норм международного права. В постановлениях Правительства РФ прописываются условия использования природных ресурсов, находящихся под международной защитой, порядок выдачи разрешении на их использование, перевозку, хранение, продажу и др. К примеру, в целях исполнения Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике установлены требования по ограничению порядка ведения деятельности гражданами и коммерческими организациями в районе распространения действия международного соглашения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *