Принцип неприкосновенности жилища

Неприкосновенность жилища

  • Преступления против частных прав и свобод. Нарушение неприкосновенности жилища: понятие, состав и виды

    Преступления против частных прав и свобод рассмотрим на примере нарушения неприкосновенности жилища. Нарушение неприкосновенности жилища — это предусмотренное ст. 139 УК умышленное общественно опасное активное поведение, направленное на незаконное проникновение в жилище против воли проживающего в нем…
    (Уголовное право)

  • Неприкосновенность жилища

    В основе принципа неприкосновенности жилища (ст. 12 УПК) лежат положения ст. 25 Конституции РФ, согласно которой жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Ограничение данного права возможно только по судебному решению. Под жилищем в соответствии…
    (Уголовно-процессуальное право)

  • Неприкосновенность жилища.

    Конституция РФ содержит специальную статью (ст. 25) о неприкосновенности жилища: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». В основе этого конституционного…
    (Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации)

  • Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения

    1. Жилище неприкосновенно. 2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения. 3. Проникновение в…
    (Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации)

  • Статья 25 Конституции РФ гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Принцип неприкосновенности жилища обеспечивает право на неприкосновенность…
    (Уголовный процесс)
  • Требование неприкосновенности жилища содержится в ст. 25 Конституции РФ. Основываясь на ней, УПК устанавливает, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения (ч. 1 ст. 12). Принцип неприкосновенности жилища состоит именно в том, что проникновение…
    (Уголовный процесс)
  • Этот принцип жилищного права сводится к следующим положениям (ст. 3 ЖК РФ): а) никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных ЖК РФ целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного…
    (Жилищное право Российской Федерации)
  • Нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ)

    Неприкосновенность жилища – одно из основополагающих прав гражданина. В ст. 25 Конституции РФ закреплено это право и подчеркнуто, что жилище неприкосновенно и никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или па основании…
    (Уголовное право)

  • Требование неприкосновенности жилища содержится в ст. 25 Конституции. Основываясь на ней, УПК устанавливает, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения (ч. 1 ст. 12). Принцип неприкосновенности жилища состоит именно в том, что проникновение…
    (Уголовный процесс)
  • Право на неприкосновенность жилища

    – одно из фундаментальных прав человека и гражданина, зафиксированных в международно-правовых документах. В ст. 12 Всеобщей декларации прав человека провозглашается: «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность…
    (Правоведение)

Принцип неприкосновенности жилища

Согласно ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно и никто не вправе проникать в жилище против воли проживающего в нем лица иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Понятие «жилище» определено в п. 10 ст. 5 УПК РФ и в примечании к ст. 139 УК РФ следующим образом: «жилище – это индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от того, кто является его собственником, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания».

Требование соблюдения неприкосновенности жилища означает запрещение (по общему правилу) проникать в жилище, если на это нет согласия проживающих в нем лиц. Ими могут быть лица, имеющее право собственности на указанное жилье или пользующихся им на законном основании, т.е. при наличии документов, подтверждающих наем жилого помещения и пр.

Нарушение неприкосновенности жилища граждан влечет уголовную ответственность по ст. 139 УК РФ.

Ст. 12 УПК РФ устанавливает, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Обыск и выемка в жилище могут производиться только на основании судебного решения

независимо от согласия лиц, в нем проживающих. Кроме того, согласно ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционное

право на неприкосновенность жилища допускается на основании судебного

Российская газета. – 1996. – 2 июля.

Российская газета. – 1999. – 12 января.

решения. Вместе с тем уголовно-процессуальным законом оговорено, что в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска или выемки в нем не терпят отлагательства, они могут быть проведены на основании постановления следователя без получения судебного решения, а судью и прокурора об этом уведомляет следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия (ст. 12, ч. 5 ст. 165 УПК РФ). Получив указанное уведомление, судья проверяет законность проведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае признания произведенного следственного действия незаконным полученные доказательства признается в соответствии со ст.

75 УПК РФ не имеющими юридической силы. То же самое касается и оперативно-розыскной деятельности: согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права на неприкосновенность жилища, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Суды должны рассматривать материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд. По результатам

рассмотрения материалов судьей выносится мотивированное постановление о разрешении провести оперативно-розыскные или следственные действия,

связанные с проникновением в жилище, либо об отказе в этом.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. сотрудники милиции вправе беспрепятственно входить в жилье и иные

помещения граждан, на принадлежащие им земельные участи, осматривать их при наличии данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности

граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. Аналогичные права предоставлены органам Федеральной службы безопасности РФ (п. «з» ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы

безопасности в Российской Федерации»). При этом во всех случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения вопреки воли проживающих в нем лиц и без судебного решения уведомляется прокурор в

течение 24 часов.

1.3.1.4. Условия ограничения прав и свобод конкретных лиц. Личная неприкосновенность и неприкосновенность жилища

  • •Глава 1 основы конституционного строя
  • •Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
  • •Глава 3 федеративное устройство
  • •Глава 4государственные органы российской федерации
  • •Глава 5 Местное самоуправление
  • •Глава 6 поправки и пересмотр конституции
  • •Глава 7 заключительные и переходные положения
  • •Центр конституционных исследований
  • •1.2. Юридическая сила принципов, составляющих Основы конституционного строя
  • •1.3. Принципы Конституции, определяющие правовое положение индивида в обществе и государстве
  • •1.3.1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина по отношению ко всем остальным положениям Конституции
  • •1.3.1.1. Прирожденный характер и неотчуждаемость прав человека
  • •1.3.1.2. Установление пределов прав человека. Определение терминов
  • •1.3.1.3. Критерии законодательного установления пределов прав человека
  • •1.3.1.4. Условия ограничения прав и свобод конкретных лиц. Личная неприкосновенность и неприкосновенность жилища
  • •1.3.1.5. Проблема конституционных обязанностей
  • •1.3.2. Правовая государственность. Господство права
  • •1.3.2.1. Понятие правового государства
  • •1.3.2.2. Конституционные требования господства права “в материальном смысле”
  • •1.3.2.3. Конституционные требования господства права “в формальном смысле”
  • •1.3.3. Социальная государственность
  • •1.3.3.1. Понятия социальной государственности и социального правового государства
  • •1.3.3.2. Конституционный Суд рф о принципе социальной государственности
  • •1.3.4. Единство экономического пространства и свобода экономической деятельности
  • •1.3.5. Плюрализм и равная защита форм собственности
  • •1.3.6. Идеологический и политический плюрализм
  • •1.3.7. Гражданство Российской Федерации
  • •1.4. Принципы Конституции, определяющие организацию государственной власти
  • •1.4.1. Демократия. Народный суверенитет
  • •1.4.1.1. Народное представительство
  • •1.4.1.2. Пределы народного суверенитета в конституционном государстве
  • •1.4.2. Государственный суверенитет Российской Федерации
  • •1.4.3. Федерализм
  • •1.4.4. Республика. Российская президентская форма
  • •1.4.5. Разделение властей
  • •1.4.6. Светский характер государства
  • •1.4.7. Местное самоуправление
  • •Гла­ва 2 права и свободы человека и гражданина
  • •2.1. Общие положения. Гражданство
  • •2.1.1. Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина
  • •2.1.2. Равноправие
  • •Часть 3 ст.19 гласит: “Муж­чи­на и жен­щи­на име­ют рав­ные пра­ва и сво­бо­ды и рав­ные воз­мож­но­сти для их реа­ли­за­ции”.
  • •2.1.3. Гра­ж­дан­ст­во Российской Федерации
  • •2.1.3.1. По­ря­док при­об­ре­те­ния и пре­кра­ще­ния гражданства рф
  • •2.1.3.2. Не­до­пус­ти­мость вы­сыл­ки гра­ж­дан рф, за­щи­та и по­кро­ви­тель­ст­во за пре­де­ла­ми рф
  • •2.1.3.3. Двой­ное гра­ж­дан­ст­во
  • •2.1.4. Правовое положение ино­стран­ных гра­ж­да­н и лиц без гражданства в Российской Федерации
  • •2.1.4.1. Ино­стран­ные гра­ж­да­не на тер­ри­то­рии рф
  • •2.1.4.2. Пра­во на убе­жи­ще и прин­цип не­вы­сыл­ки
  • •2.2. Личные права и свободы
  • •2.2.1. Право на жизнь
  • •2.2.1.1. Право на жизнь и смертная казнь
  • •2.2.1.2. Гарантии права на жизнь
  • •2.2.1.3. Современные требования европейского права в отношении отмены смертной казни
  • •2.2.2. Достоинство личности
  • •2.2.2.1. Определение терминов
  • •2.2.2.2. Действие запретов статьи 21 Конституции по кругу лиц
  • •2.2.2.3. Практика пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения в современной России
  • •2.2.3. Право на свободу и личную неприкосновенность
  • •2.2.3.1. Стандарты европейского права
  • •2.2.3.2. Обязанность незамедлительно доставить арестованное лицо, подозреваемое в совершении преступления, к судье
  • •2.2.3.3. Право лица на решение судом вопроса о законности его задержания (правило habeas corpus)
  • •2.2.3.4. Право на свободу военнослужащих
  • •2.2.4. Сво­бо­да пе­ре­дви­же­ния
  • •2.2.4.1. Сво­бо­да пе­ре­дви­же­ния и вы­бо­ра мес­та пребывания и жи­тель­ст­ва
  • •2.2.4.2. Пра­во на сво­бо­ду пе­ре­дви­же­ния внут­ри Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции
  • •2.2.4.3. Вопрос о конституционности регистрационного порядка выбора места пребывания и жительства
  • •2.2.4.4. Позиция Конституционного Суда рф по вопросам ограничения свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства
  • •2.2.4.5. Пра­во вы­ез­жать за пре­де­лы России и пра­во гра­ж­дан рф бес­пре­пят­ст­вен­но воз­вра­щать­ся в Россию
  • •2.2.5. Свобода совести и вероисповедания
  • •2.2.5.1. Общие положения
  • •2.2.5.2. Проблема конституционности Федерального закона о свободе совести и о религиозных объединениях
  • •2.2.6. Ограничения личных прав и свобод, вытекающие из конституционных положений о военной службе
  • •2.2.6.1. Юридическая природа обязанности гражданина Российской Федерации нести военную службу
  • •2.2.6.2. Ограничения личных прав, определяемые законами о военной службе
  • •2.2.6.3. Проблема альтернативной гражданской службы
  • •2.3. Политические права и свободы
  • •2.3.1. Общие положения
  • •2.3.2. Сво­бо­да выражения мнений, свобода информации и средств массовой ин­фор­ма­ции
  • •2.3.2.1. Определение терминов
  • •2.3.2.2. Ограничения свободы выражения мнений
  • •2.3.2.3. Пределы свободы информации и государственная тайна
  • •2.3.2.4. Свобода массовой информации и цензура
  • •2.3.3. Пра­во на объ­е­ди­не­ние
  • •2.3.3.1. Свобода ассоциации и ее конституционные ограничения
  • •2.3.3.2. Конституционность законных ограничений права на объединение
  • •2.3.4. Пра­во гра­ж­дан на про­ве­де­ние пуб­лич­ных ме­ро­прия­тий
  • •2.3.4.1. Ограничения свободы собраний и манифестаций
  • •2.3.4.2. Использование свободы собраний и манифестаций
  • •2.3.5. Из­би­ра­тель­ные пра­ва гра­ж­дан Российской Федерации
  • •Часть 2 ст.19 Кон­сти­ту­ции га­ран­ти­ру­ет ра­вен­ст­во прав гра­ж­дан не­за­ви­си­мо от мес­та жи­тель­ст­ва. Это от­но­сит­ся ко всем без ис­клю­че­ния пра­вам, в том чис­ле и к из­би­ра­тель­ным.
  • •2.3.6. Пра­во гра­ж­дан на рав­ный дос­туп к го­су­дар­ст­вен­ной служ­бе
  • •2.4. Экономические, социальные, и культурные права и свободы
  • •2.4.1. Категория экономических, социальных и культурных прав человека
  • •2.4.2. Социально-экономические и культурные свободы (status negativus)
  • •2.4.2.1. Право частной собственности и ее наследования
  • •2.4.2.2. Частная собственность на землю
  • •2.4.2.3. Свобода и неприкосновенность собственности
  • •2.4.2.4. Неприкосновенность собственности и обязанность платить законно установленные налоги
  • •2.4.2.5. Свобода предпринимательства и статья 23 Гражданского кодекса рф
  • •2.4.2.6. Запрет внеэкономического принуждения к труду
  • •Часть 2 ст.37 Конституции гласит: “Принудительный труд запрещен”. Имеется в виду внеэкономическое принуждение к труду.
  • •2.4.2.7. Право на образование
  • •2.4.3. Право на коллективные трудовые споры и забастовку (status activus)
  • •2.4.4. Юридически бессмысленные декларации о правах человека и гражданина
  • •2.4.5. Условные социальные права
  • •2.4.5.1. Права на государственную защиту в области трудовых отношений
  • •2.4.5.2. Иные условные социальные права и привилегии
  • •2.5. Права, обеспечивающие судебную защиту
  • •2.5.1. Пра­во на су­деб­ную за­щи­ту
  • •2.5.1.1. Га­ран­тии пра­ва на су­деб­ную за­щи­ту, круг лиц, ко­то­рым оно при­над­ле­жит
  • •2.5.1.2. Об­жа­ло­ва­ние в суд ре­ше­ний и дей­ст­вий го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов и долж­но­ст­ных лиц
  • •2.5.1.3. Право на защиту прав и свобод судом административной юрисдикции
  • •2.5.1.4. Право на обжалование в суд конституционной юрисдикции
  • •2.5.1.5. Обжалование решений Конституционного Суда рф
  • •2.5.1.6. Ме­ж­ду­на­род­ный по­ря­док за­щи­ты прав
  • •2.5.2. Пра­во на “сво­его су­дью”
  • •2.5.2.1. Под­суд­ность и под­ве­дом­ст­вен­ность дел су­дам
  • •2.5.2.2. Пра­во на рас­смот­ре­ние де­ла су­дом при­сяж­ных
  • •2.5.3. Пра­во на ква­ли­фи­ци­ро­ван­ную юри­ди­че­скую по­мощь
  • •2.5.3.1. Га­ран­тии осу­ще­ст­в­ле­ния дан­но­го пра­ва
  • •2.5.3.2. Пра­во поль­зо­вать­ся юри­ди­че­ской по­мо­щью в уго­лов­ном про­цес­се
  • •2.5.4. Пре­зумп­ция не­ви­нов­но­сти
  • •2.5.4.1. За­прет на воз­ло­же­ние до­ка­зы­ва­ния не­ви­нов­но­сти на об­ви­няе­мо­го
  • •2.5.4.2. Тол­ко­ва­ние не­уст­ра­ни­мых со­мне­ний в ви­нов­но­сти в поль­зу об­ви­няе­мо­го
  • •2.5.5. Не­до­пус­ти­мость по­втор­но­го осу­ж­де­ния за од­но и то же пре­сту­п­ле­ние
  • •2.5.6. До­пус­ти­мость до­ка­за­тельств
  • •2.5.7. Пра­во на пе­ре­смотр при­го­во­ра вы­ше­стоя­щим су­дом
  • •Часть 3 ст.50 Конституции устанавливает, что (1) каждый осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом и (2) право просить о помиловании или смягчении наказания.
  • •2.5.8. Ос­во­бо­ж­де­ние от обя­зан­но­сти да­вать по­ка­за­ния
  • •2.5.8.1. Пра­во не сви­де­тель­ст­во­вать про­тив са­мо­го се­бя и сво­их близ­ких
  • •2.5.8.2. Иные слу­чаи ос­во­бо­ж­де­ния от обя­зан­но­сти да­вать сви­де­тель­ские по­ка­за­ния
  • •2.5.9. Ох­ра­на прав по­тер­пев­ших
  • •2.5.10. Воз­ме­ще­ние вре­да, при­чи­нен­но­го дей­ст­вия­ми ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти или их долж­но­ст­ных лиц
  • •Гла­ва 3 федеративное устройство
  • •3.1. Состав Федерации
  • •3.1.1. Принятие в Российскую Федерацию
  • •3.1.2. Образование новых субъектов Российской Федерации
  • •3.1.3. Федеративное устройство и компетенция Федерации. Федеральные конституционные законы
  • •3.2. Статус субъекта Федерации
  • •3.2.1. Различия в статусах субъектов Федерации
  • •3.2.2. Отношения автономного округа с краем или областью
  • •3.2.3. Изменение статуса субъекта Федерации
  • •3.3. Государственный и другие языки, используемые в Российской Федерации
  • •3.4. Столица Российской Федерации и бюджетный федерализм
  • •3.5. Разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов
  • •3.5.1. Исключительная компетенция Российской Федерации
  • •3.5.2. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов
  • •3.5.3. Компетенция субъектов Российской Федерации
  • •3.6. Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств и принципы налогообложения
  • •3.7. Единая система органов исполнительной власти в Российской Федерации
  • •3.8. Делегирование полномочий органов исполнительной власти
  • •3.9. Президент рф и единая система органов исполнительной власти Российской Федерации
  • •3.9.1. Административное воздействие на деятельность исполнительной власти субъектов Федерации
  • •3.9.2. Взаимоотношения Президента Российской Федерации с главами исполнительной власти субъектов Федерации
  • •Гла­ва 4 государственные органы российской федерации
  • •4.1. Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции
  • •4.1.1. Вводные замеча­ния
  • •4.1.2. Вы­бо­ры Пре­зи­ден­та
  • •4.1.3. Пре­зи­дент и ре­фе­рен­дум
  • •4.1.4. Взаи­мо­от­но­ше­ния Пре­зи­ден­та и Пра­ви­тель­ст­ва Рос­сии
  • •4.1.4.1. Конституционные положения
  • •4.1.4.2. Федеральный конституционный закон о Правительстве Российской Федерации
  • •4.2. Взаи­мо­от­но­ше­ния ис­пол­ни­тель­ной и за­ко­но­да­тель­ной вла­стей по Конституции рф
  • •4.2.1. Рос­пуск Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы и взаи­мо­от­но­ше­ния Фе­де­раль­но­го Со­б­ра­ния и Пра­ви­тель­ст­ва
  • •4.2.1.1. Ос­нов­ные по­ло­же­ния
  • •4.2.1.2. Рос­пуск Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы в со­от­вет­ст­вии со ст.111 Конституции
  • •4.2.1.3. Рос­пуск Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы в со­от­вет­ст­вии со ст.117 Конституции
  • •4.2.1.4. Ог­ра­ни­че­ния на рос­пуск Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы
  • •4.2.1.5. От­вет­ст­вен­ность Пра­ви­тель­ст­ва Рос­сии пе­ред Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мой
  • •4.2.1.6. По­пыт­ка ре­фор­мы Кон­сти­ту­ции
  • •4.2.1.7. Заключительные положения о соотношении законодательной и исполнительной власти в России
  • •4.2.2. Отрешение от должности Президента Российской Федерации Федеральным Собранием
  • •4.2.2.1. Вводные замечания
  • •4.2.2.2. Основания обвинения Президента
  • •4.2.2.3. Порядок выдвижения обвинения и процесс отрешения Президента от должности
  • •4.2.3. Иные во­про­сы взаи­мо­от­но­ше­ний Пре­зи­ден­та Рос­сии и Фе­де­раль­но­го Со­б­ра­ния
  • •4.2.3.1. На­зна­че­ние су­дей Кон­сти­ту­ци­он­но­го Су­да Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Вер­хов­но­го Су­да Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Выс­ше­го Ар­бит­раж­но­го Су­да Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции
  • •4.2.3.2. На­зна­че­ние Ге­не­раль­но­го Про­ку­ро­ра Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции
  • •4.2.3.3. На­зна­че­ние вы­бо­ров Пре­зи­ден­та и Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы
  • •4.3. Фе­де­раль­ное Со­б­ра­ние Российской Федерации. По­ря­док фор­ми­ро­ва­ния, струк­ту­ра и ком­пе­тен­ция па­лат
  • •4.3.1. Парламент как представительный орган
  • •4.3.2. Функции Федерального Собрания
  • •4.3.3. Осу­ще­ст­в­ле­ние за­ко­но­да­тель­ных пол­но­мо­чий
  • •4.3.4. По­ря­док фор­ми­ро­ва­ния Со­ве­та Фе­де­ра­ции
  • •4.3.5. По­ря­док фор­ми­ро­ва­ния Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы
  • •4.3.6. Га­ран­тии де­пу­тат­ской дея­тель­но­сти
  • •4.3.7. Двух­па­лат­ная струк­ту­ра Фе­де­раль­но­го Со­б­ра­ния
  • •4.3.8. Не­ко­то­рые во­про­сы функ­цио­ни­ро­ва­ния па­лат
  • •4.3.9. Ко­ми­те­ты и ко­мис­сии па­ла­ты
  • •4.3.10. Счет­ная па­ла­та
  • •4.3.11. Компетенция па­лат Федерального Собрания
  • •4.3.11.1. Вопросы, отнесенные к ведению палат Федерального Собрания
  • •4.3.11.2. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
  • •4.3.11.3. Постановления палат Федерального Собрания
  • •4.4. Законодательный процесс и Федеральное Собрание
  • •4.4.1. Право законодательной инициативы
  • •4.4.1.1. Субъекты права законодательной инициативы
  • •4.4.1.2. Внесение законопроектов и поправок к законопроектам в Государственную Думу
  • •4.4.1.3. Роль заключений Правительства Российской Федерации в законодательном процессе
  • •4.4.1.4. Внесение законопроектов в особом порядке
  • •4.4.2. Федеральные конституционные законы
  • •4.4.2.1. Вопросы, регулируемые федеральными конституционными законами
  • •4.4.2.2. Принятие федеральных конституционных законов
  • •4.4.3. Федеральные законы и их принятие
  • •4.4.3.1. Сфера регулирования федеральными законами
  • •4.4.3.2. Стадии рассмотрения федеральных законов в Государственной Думе
  • •4.4.3.3. Рассмотрение федеральных законов Советом Федерации
  • •4.4.3.4. Направление федеральных законов Президенту Российской Федерации
  • •4.4.3.5. Подписание и отклонение Президентом Российской Федерации федеральных законов
  • •4.4.3.6. Преодоление отлагательного вето Президента Российской Федерации палатами Федерального Собрания
  • •4.4.3.7. Официальное опубликование федеральных законов
  • •4.4.4. Порядок принятия постановлений палат Федерального Собрания
  • •4.4.5. Общие оценки законодательного процесса
  • •4.5. Су­деб­ная сис­те­ма
  • •4.5.1. Принцип осуществления правосудия только судом
  • •4.5.2. Право на справедливое судебное разбирательство
  • •4.5.3. Независимость суда
  • •4.5.3.1. Институциональная независимость суда. Финансирование судов
  • •4.5.3.2. Функциональная независимость суда. Невмешательство в судебную деятельность
  • •4.5.4. Независимость судей и ее гарантии
  • •4.5.4.1. Подчинение судей Конституции рф и федеральному закону
  • •4.5.4.2. Порядок замещения должности судьи
  • •4.5.4.3. Обеспечение срока полномочий судей
  • •4.5.4.4. Судейский иммунитет
  • •4.5.4.5. Защита судей
  • •4.5.5. Беспристрастность суда
  • •4.5.6. Создание суда в рамках закона
  • •4.5.7. Конституционный Суд рф
  • •4.5.7.1. Формирование и организация деятельности Конституционного Суда рф
  • •4.5.7.2. Независимость и статус судей Конституционного Суда рф
  • •4.5.7.3. Полномочия Конституционного Суда рф. Общие положения
  • •4.5.7.4. Абстрактный конституционный контроль
  • •4.5.7.5. Конкретный конституционный контроль
  • •4.5.7.6. Конституционная жалоба граждан
  • •4.5.7.7. Проверка конституционности законов и других актов по запросам судов
  • •4.5.7.8. Споры о конституционной компетенции
  • •4.5.7.9. Толкование Конституции рф
  • •4.5.7.10. Решения Конституционного Суда рф
  • •4.5.8. Верховный Суд рф
  • •4.5.9. Арбитражные суды
  • •4.5.10. Надлежащая судебная процедура
  • •4.5.11. Конституционный статус суда и конституционный статус прокуратуры рф
  • •Глава 5 Местное самоуправление
  • •5.1. Субъекты местного самоуправления
  • •5.2. Сфера реализации местного самоуправления
  • •5.2.1. Вопросы местного значения
  • •5.2.2. Разграничение сфер государственной власти и местного самоуправления
  • •5.2.3. Исполнение органами местного самоуправления государственных полномочий
  • •5.2.4. Самостоятельность населения в реализации полномочий местного самоуправления
  • •5.3. Непосредственные и представительные формы в местном самоуправлении
  • •5.3.1. Непосредственные формы
  • •5.3.2. Органы местного самоуправления
  • •5.4. Территориальная основа местного самоуправления
  • •5.4.1. Принципы определения границ муниципальных образований
  • •5.4.2. Порядок признания территории муниципальным образованием
  • •5.4.3. Изменение границ муниципальных образований
  • •5.5. Полномочия муниципальных органов
  • •5.5.1. Самостоятельность в управлении муниципальной собственностью, в области местного бюджета и установлении местных налогов и сборов
  • •5.5.2. Органы местного самоуправления и охрана общественного порядка
  • •5.6. Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями
  • •5.7. Гарантии местного самоуправления
  • •5.8. Заключение
  • •Глава 6 поправки и пересмотр конституции
  • •6.1. Принятие и вступление в силу конституционных поправок
  • •6.2. Внесение изменений в статью 65 Конституции в случае изменения наименования субъекта Российской Федерации
  • •6.3. Внесение изменений в статью 65 Конституции рф в случаях, предусмотренных частью 1 ст.137 Конституции рф
  • •6.4. Пересмотр Конституции рф
  • •Гла­ва 7 за­клю­чи­тель­ные и пе­ре­ход­ные по­ло­же­ния
  • •7.1. Пред­на­зна­че­ние за­клю­чи­тель­ных и пе­ре­ход­ных по­ло­же­ний
  • •7.2. Да­та всту­п­ле­ния Кон­сти­ту­ции в си­лу
  • •7.3. Фе­де­ра­тив­ный и иные до­го­во­ры
  • •7.4. Юри­ди­че­ская си­ла за­ко­но­да­тель­ст­ва, дей­ст­во­вав­ше­го на мо­мент всту­п­ле­ния Кон­сти­ту­ции 1993 г. В си­лу
  • •7.4.1. Проблема преемственности законодательства
  • •7.4.2. Проблема обязательного судебного санкционирования ареста, заключения под стражу и содержания под стражей
  • •7.5. Не­пре­рыв­ность функ­цио­ни­ро­ва­ния и пре­ем­ст­вен­ность в дея­тель­но­сти фе­де­раль­ных ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти
  • •7.6. Введение суда присяжных
  • •7.7. Рос­сий­ский пар­ла­мент в пе­ре­ход­ный пе­ри­од
  • •7.8. Временные рамки переходного периода

Уголовный процесс ответы / 07. Принцип неприкосновенности жилища

07. Принцип неприкосновенности жилища.

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 17) никто не может подвергаться произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность жилища. Конституция РФ (ст. 25) устанавливает общий принцип неприкосновенности жилища как одного из проявлений права на неприкосновенность частной жизни и одновременно указывает на условия возможных отступлений от его реализации: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Таким образом, тайна всего происходящего в жилище гарантируется принципом его неприкосновенности. Понятие неприкосновенности жилища связано исключительно с проникновением в него посторонних для проживающих в этом помещении лиц помимо их воли.

Под жилищем УПК РФ понимает индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания.

Осмотр жилища должностными лицами правоохранительных органов может производиться только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением предусмотренных УПК РФ случаев (ч. 1 ст. 12 УПК РФ).

Допускаемые Конституцией РФ изъятия из всеобщего принципа неприкосновенности жилища предусматриваются законодательством об уголовном судопроизводстве при проведении на законных основаниях осмотра жилища, обыска или выемки в жилище.

Разрешение на проникновение в жилище без согласия проживающих в нем лиц принадлежит только суду. Но в случаях, не терпящих отлагательства, когда производство осмотра жилища, обыска или выемки срочно требуется для раскрытия преступления, эти следственные действия могут в порядке исключения проводиться на основании мотивированного постановления следователя без судебного решения. В течение 24 часов с момента начала производства такого следственного действия следователь должен уведомить судью и прокурора о его производстве.

В соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК РФ судья, получив указанное уведомление, в срок не позднее 24 часов проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми, как это предусмотрено ст. 75 УПК РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *