Применение мер государственного принуждения

Понятие «принуждение» и его сущность

Понятие «принуждение» по объему шире понятия «насилие». Принуждение не всегда связано с насили­ем: оно может иметь косвенный характер и в своей основе предполагает опре­деленную зависимость воли подвластного от воли властвующего.

Ха­рактерная особенность процесса принуждения:
    • подвластный осознает, что под влиянием власти он действует вопреки своим собственным интересам и ценностным ориентациям.

Принуждение обеспечивает исполнение индивидуального акта власти, индивидуального веления, и если это веление не опирается на общее правило, на нормативное положение, не вытекает из него, не является актом его применения, оно (веление) превращается в произвол.

Сущность принуждения:
    • в игнорировании, а часто и в подавлении воли лица, к которому оно применяется. Властное воздействие субъектов, уполномоченных на применение принуждения на сознание, волю и поведение лица, в отношении которого используются принудительные меры имеет целью заставить его поступать согласно воле принуждающего.

Государственное принуждение — основанное на нормах действующего законодательства и в предусмотренной в нем форме психическое либо физическое воздействие государственных органов или должностных лиц на поведение субъектов права, с позиции обязывания их к необходимым для государства действиям в целях достижения социально полезного результата.

Следует обратить внимание на то, что само по себе государственное принуждение – острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечить безусловное утверждение воли государства и через нее – воли господствующей социальной группы. В этом своем качестве государственное принуждение является средством организации волевых устремлений субъектов с целью их подчинения государственной воле. Оно характеризует такое фактическое состояние, которое если и не исключает решение человека из цепи причинно-следственных связей, то, во всяком случае, ставит человека в положение, когда у него нет выбора для избрания иного варианта поведения.

Признаки государственного принуждения:
    1. это деятельность государства в лице его органов (как обязательного субъекта) либо должностных лиц, выраженная в специфической форме правоприменения, в которой наиболее ярко проявляется деятельность государства, а также в форме соблюдения и исполнения;
    2. формы государственного принуждения закреплены в нормах действующего законодательства;
    3. цель государственного принуждения состоит в достижении социально полезного результата, усилении режима законности и правопорядка, охране прав и законных интересов личности, общества и государства.
    4. обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;
    5. применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;
    6. основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;
    7. применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
    8. реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.

Виды государственного принуждения

    • административное принуждение;
    • уголовное принуждение;
    • гражданско-правовое принуждение;
    • дисциплинарное принуждение.

Государственное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Эффективное применение государственного принуждения невозможно без специального государственного механизма. Им является механизм государственного принуждения, который включает в себя следующие компоненты:

    1. субъект — лицо, осуществляющее государственное принуждение;
    2. норма, закрепляющая полномочия государственного органа на применение государственного принуждения;
    3. объект, то есть лицо, подвергнутое государственному принуждению;
    4. акт государственного органа, содержащий юридические и фактические основания применения государственного принуждения;
    5. деятельность государственных органов по реализации акта.

В развитом демократическом государстве этот механизм должен включать еще один важнейший компонент — правозащитную процессуальную деятельность. Этот компонент позволяет недопустить государственного произвола и перейти к понятию государственно-правового принуждения.

Юридическая ответственность — это прежде всего принуждение. Но юридическая ответственность не принуждение «вообще», а государственное принуждение. Особенностью его является то, что оно осуществляется от имени государства государственными органами. Другая особенность этого принуждения — его правовой характер, в силу чего оно выступает и как правовое принуждение. Правовой характер государственного принуждения заключается в том, что оно реализуется только компетентными органами, в определенных законом формах и на законных основаниях. Нередко государственное принуждение сводится исключительно к юридической ответственности и всякое принудительное воздействие со стороны государства трактуется как юридическая ответственность. Однако анализ действующего законодательства и практики его применения не дают оснований для такого вывода.

Прежде всего это меры защиты субъективных прав. Суть их заключается в том, что в указанных в законе случаях государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности. Таковыми являются принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов на содержание детей и т.д. И хотя в данном случае принуждение направлено на правонарушителя (например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов), цели кары, наказания виновного здесь отсутствуют. Названные меры закреплены не в санкциях юридических норм, а в их диспозициях.

К мерам государственного принуждения относятся и меры пресечения. Они применяются для предупреждения, пресечения правонарушения. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и цели наказания виновного. К мерам пресечения относятся задержание, обыск, досмотр багажа и т. д. Они носят правовой характер и осуществляются в порядке и на основаниях, установленных законом. Например, гл. 19 КоАП регламентирует порядок административного задержания, досмотра вещей, изъятия вещей и документов.

Законодательство предусматривает и иные специфические меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью. Это, например, принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний (ст. 90,91 У К РФ). Они также не несут элементов кары. Такой же спецификой обладают меры медицинского характера — принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар — ст. 99 УК РФ).

Специфическая мера государственного принуждения — реквизиция — изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости (ст. 242 ГК РФ).

Все перечисленные меры носят государственно-правовой характер, осуществляются на правовой основе.

Меры государственного принуждения – это меры принудительного характера, применяемые уполномоченными на то государственными органами для защиты прав граждан и юридических лиц. К числу таких органов относятся суд, арбитражный суд, третейский суд, в некоторых случаях – административные органы. Меры государственного принуждения можно разделить на три труп- пы: 1) меры предупредительного характера; 2) меры регулятивного характера; 3) меры гражданско-правовой ответственности.

Меры предупредительного характера применяются государственными органами с целью не допустить возможных правонарушений либо для предупреждения наступления последствий противоправных деяний.

К мерам предупредительного характера относятся:

1) предупреждение о необходимости прекращения допускаемых нарушений законодательства;

2) признание права, принадлежащего лицу, у которого отсутствуют доказательства наличия у него данного права. Признание права устраняет возможность возникновения спора по данному праву в будущем;

3) признание факта, имеющего юридическое значение, что служит основанием для возникновения у данного лица определенного права;

4) внешнее управление юридическим лицом, назначаемое судом для оздоровления имущественного состояния предприятия, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве;

5) признание ничтожности договора устранит возможность наступления неправомерных последствий исполнения такого договора.

Меры регулятивного характера применяются государственными органами для разрешения споров, возникающих между сторонами гражданского правоотношения в случае, когда они сами не в состоянии решить данный спор. Применение этих мер не связано с правонарушениями, поэтому здесь не идет речь о применении гражданско-правовых санкций, они лишь направлены на восстановление нормального положения. К ним относятся:

1) меры, направленные на урегулирование разногласий между участниками гражданских правоотношений (например, в случае, когда лица, имеющие дом на праве общей собственности, не могут договориться о доле каждого в праве собственности, это поможет им сделать суд);

2) меры, направленные на восстановление имущественной сферы лица. Так, суд может помочь в этом лицу, у которого без достаточного основания было изъято имущество или которому мешают пользоваться его имуществом без лишения его владения;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *